Резьба по дереву профессиональная: Профессиональная резьба по дереву — Ставрос

Резьба по дереву профессиональная: Профессиональная резьба по дереву — Ставрос

УРОКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИПЕЦКОГО ОПЫТА – тема научной статьи по наукам об образовании читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

УДК 378.1

РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ МЕЖДУ ТРАДИЦИЯМИ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И РЕАЛИЯМИ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: УРОКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИПЕЦКОГО ОПЫТА

© 2021 С. Е. Смолеевский

старший преподаватель Института культуры и искусства, член Союза художников России e-mail: s.egorov.s @mail. ru

Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского

В статье описаны основные этапы развития процесса обучения художественной резьбе по дереву на ХГФ, а затем — в ИКИ ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского с начала 1990-х годов до настоящего времени; охарактеризовано его текущее состояние, на основе анализа которого высказаны предположения о дальнейших перспективах развития ситуации в рамках существующих тенденций.

Ключевые слова: профессиональное художественное образование, художественная резьба по дереву; обучение; творческая деятельность; учебный процесс в вузе; болонский процесс, сохранение традиций.

WOOD CARVING BETWEEN THE TRADITIONS

OF RUSSIAN NATIONAL CULTURE AND THE REALITIES OF THE MODERNIZATION OF VOCATIONAL EDUCATION: LESSONS AND PERSPECTIVES OF THE LIPETSK EXPERIENCE

© 2021 S. E. Smoleevsky

Senior Lecturer at the Institute of Culture and Art, Member of the Union of Artists of Russia e-mail: [email protected]

Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenova-Tian-Shansky

The article describes the main stages of development of the process of teaching artistic wood carving at the AGF, and then — in the ICA LSPU named after P. P. Semenov-Tian-Shan from the early 1990s to the present time; characterized by its current state, based on the analysis of which made assumptions about the future prospects of the situation within the existing trends.

Keywords: professional art education, art wood carving; training; creative activity; educational process at the university; Bologna process, preserving traditions.

Художественная резьба по дереву в России уже много столетий вызывает неизменно высокий интерес и привлекает внимание огромного количества как любителей самых разных возрастов, так и профессиональных художников [Бредихин 2014; 2014а; 2017; 2018; Булатников 2012; Репринцев 2015; 2016; 2017; 2020]. Процесс обучения художественной резьбе имеет богатейшие традиции, как правило уже достаточно устоявшиеся в своих основных параметрах. Вместе с тем

каждое учебное заведение обладает собственными уникальными наработками, позволяющими не только сохранять, но и развивать опыт предшественников. Не является исключением и институт культуры и искусства (ранее — художественно-графический факультет) Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. Обучение художественной резьбе по дереву у нас имеет относительно небольшую историю. Формировалось и развивалось эта дисциплина на протяжении нескольких десятилетий — с самого начала 1990-х гг. до настоящего времени. Однако, несмотря на то что наши традиции ещё столь непродолжительны, и мы имеем собственные уникальные особенности, позволяющие, на наш взгляд, говорить о своём «лице» художественной резьбы по дереву в Липецком педуниверситете. К нашему сожалению, в настоящее время наблюдается активная деградация того богатейшего и уникального теоретического и практического наследия, которое накапливалось в течение почти трёх десятилетий усилиями преподавателей, художников и множества студентов [Булатников 2014]. Нами остро осознаётся эта проблема и необходимость, в связи с ней, скорейшего поиска возможностей для минимизации ущерба, вызванного совокупностью текущих тенденций [Репринцев 2015; 2018а; 2020а; Сухоруков 2016; 2016а; 2017; 2020; 2021]. Для этого, на наш взгляд, необходимо в первую очередь выявить те перспективы, которые максимально вероятны в теперешней динамике процессов. Мне хотелось бы дать краткую характеристику наличествующих процессов и на основе имеющихся тенденций и видимых перспектив обозначить возможные, на наш взгляд, пути развития ситуации с декоративно-прикладным творчеством в целом. В дальнейшем на базе такого анализа можно будет заняться уже непосредственно поиском вариантов сохранения накопленного уникального опыта, если такое окажется возможным.

В первую очередь хотелось бы в самых общих чертах охарактеризовать те особенности, которые присущи художественной резьбе по дереву в институте культуры и искусства ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского (ИКИ), обозначив ту базу, которая стала основой для их формирования. В основе уникальной специфики художественной резьбы по дереву в ИКИ лежит синтез, взаимодействие нескольких различных тенденций и подходов к содержанию и форме учебного процесса. У истоков обучения художественной резьбе по дереву тогда ещё на художественно-графическом факультете стоит выпускник МВХПУ (ныне — МГХПА имени С.Г. Строганова) — Владимир Николаевич Чернецов. Его профессионализм, серьёзное отношение к делу, стремление делиться своими опытом и знаниями позволили с самых первых шагов ставить высокий уровень эстетических и технических требований к работам обучающихся, ориентируясь на примеры из области монументально-декоративного искусства.

На начальном этапе формирования традиций художественной резьбы по дереву студенты художественно-графического факультета ЛГПУ (тогда — ЛГПИ) — будущие учителя изобразительного искусства, черчения и труда — стали осваивать основные техники резьбы: геометрическую трёхгранно-выемчатую, пропильную, плоскорельефную, рельефную, ажурную и скульптурную. Кроме того, количество аудиторных часов, отводимых действовавшим тогда учебным планом, позволяло обучающимся не только осваивать практические приёмы выполнения такого количества разнообразных техник резьбы, но также обзорно знакомиться с токарными работами по дереву, конструированием из древесины, техникой маркетри.

Немалый объём нагрузки, а также большое количество обучающихся, желающих заниматься художественной резьбой по дереву, потребовали привлечения ещё одного преподавателя. И уже через несколько лет, с 1991 г., началась наша преподавательская деятельность, связанная с обучением художественной резьбе. Наш личный опыт изначально в этом направлении базировался на работе в мелкой

Смолеевский С. Е. Резьба по дереву между традициями русской национальной культуры

и реалиями модернизации профессионального образования: уроки и перспективы липецкого опыта

пластике, изящной торевтике и ювелирном искусстве, привнесённых на липецкий худграф уникальным художником-педагогом, основавшем у нас кафедру декоративно-прикладного искусства, Виктором Фёдоровичем Григорьевым. Кроме того, в тот период в сферу наших научных интересов входило изучение народных традиций в области художественной деревообработки.

Совокупность этих обстоятельств привела к тому, что традиции монументально-декоративного искусства, на которые в значительной степени опирался В.Н. Чернецов, были дополнены нашими взглядами на возможности художественной резьбы. Благодаря нашему сотрудничеству в работах студентов стал находить отражение синтез лаконичных, стремящихся к монументальной обобщённости форм и внимательной, проработанной детализации и чёткости декоративных элементов. Мы расширили круг тем, предлагаемых студентам для ознакомления. Например, в плоскорельефной резьбе часть учебного времени отводилась на знакомство с традициями абрамцево-кудринского промысла. Изучая рельефную резьбу, студенты могли выполнить практическую работу по мотивам традиционной домовой резьбы. Скульптурная резьба дополнилась резьбой на основе примеров, выполненных богородскими резчиками. Кроме того, были добавлены небольшие разделы, посвящённые контррельефной резьбе пряничных досок, а также технике изготовления долблёной посуды.

Элементам патриотического воспитания, ставшим актуальными лишь с недавнего времени, как видно из этих примеров, мы уже к середине 90-х гг. прошлого века стали уделять особое внимание через знакомство обучающихся с национальными культурными традициями. Помимо всего этого, со второй половины 1990-х гг. в практику художественной деревообработки мы стали активно вводить разнообразные сочетания древесины с другими материалами: металлом, костью, берестой, камнем и т.д.. Трудоёмкие техники инкрустации и интарсии, которые нередко использовались в процессе такого рода сочетаний материалов, со временем позволили браться за сложнейшие в техническом плане работы.

Ещё одной тенденции, ставшей фактически повсеместной сегодня, мы стали уделять активное внимание в связи с нашей научно-исследовательской деятельностью ещё с середины 1990-х гг. Речь идёт о развитии творческого потенциала обучающихся. Этому отводилось немало учебного времени в рамках дисциплин, связанных с художественной резьбой. До настоящего времени мы продолжаем искать баланс между освоением тех или иных техник и выполнением упражнений творческого характера. Именно последние, на наш взгляд, закладывают в обучающихся ту базу, которая позволит им становиться художниками, а не просто мастерами-резчиками.

Исходя из этого очевидного обстоятельства содержание учебных заданий в курсе художественной резьбы по дереву, как правило, у нас выстраивалось по определённому алгоритму. Освоение новой темы, обычно связанной с определённым видом резьбы — геометрической, пропильной и т.д., начиналось с общего обзорного знакомства с примерами, выполненными в этой технике. Это позволяло скорее вникнуть в специфику композиционно-стилистических особенностей изучаемого вида резьбы, давало возможность приступить к разработке собственной творческой композиции. Нередко параллельно с аналитическим изучением стилевых черт актуального вида резьбы обучающиеся выполняли учебное задание по копированию в материале фрагмента уже существующей резной композиции, овладевая её спецификой через практику. Когда работа над творческим эскизом завершалась, обучающиеся приступали к реализации замысла в материале. Такое комплексное освоение различных видов резьбы позволяло обучающимся не только

приобретать умения и навыки в исполнительском плане, но и получать знания и опыт ведения собственной композиционной работы с учётом различных традиций. Такой подход использовался сначала при обучении студентов — будущих учителей изобразительного искусства. Уровень выполнявшихся ими работ позволил нашей кафедре успешно пройти лицензирование на право выпускать художников декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Еще одна особенность обучения художественной резьбе по дереву на художественно-графическом факультете (ныне — ИКИ), которую по праву можно считать совершенно уникальной, заключается в следующем. Приступая к изучению блока дисциплин декоративно-прикладного искусства, студенты, будущие художники ДПИ и народных промыслов, на первом этапе получали возможность попробовать свои силы в художественной обработке различных материалов: металла, керамики, дерева. Затем, пройдя ознакомительный курс, каждый обучающийся выбирал для себя одно основное направление — тот или иной материал, с которым предстояло работать более значительное количество времени, а также дополнительное направление, связанное с художественной обработкой какого-либо другого материала. Такое содержание работы позволяло студентам в учебных и учебно-творческих работах осознанно и целенаправленно сочетать сразу несколько различных материалов. Это открывало широчайшие перспективы для художественного творчества, в котором каждый используемый материал был грамотно подобран и качественно обработан, обогащаясь и приумножаясь в эстетическом плане.

Ещё одним значимым фактором, оказывавшим неоспоримое положительное воздействие на качество подготовки будущих художников, были выездные музейные практики, в частности проходившие в городе Санкт-Петербурге. В музеях этого города сохранилось огромное количество великолепных образцов народного и декоративно-прикладного искусства, активное и непосредственное знакомство с которыми оказывало на обучающихся ощутимое эстетическое воздействие. Такие поездки проводились под руководством практикующего художника. Благодаря этому обучающиеся получали возможность воспринимать произведения не только с сугубо эстетических, искусствоведческих позиций, но зачастую и в технологических, исполнительских ракурсах. Будущие художники периодически сосредотачивали внимание, например, на конструкции, способах крепления, монтажа различных деталей, на следах применения различных технологий и т.п. Всего этого, как правило, не было возможности увидеть ни в репродукциях, ни на видео. В тот недавний период, когда количество учебных часов позволяло осуществлять подготовку обучающихся исходя из описанного выше содержания, ими были созданы наиболее интересные и яркие работы, достоинства которых многократно подтверждались участиями в художественных выставках самого разного уровня — от внутривузовских до международных.

Ещё одним доказательством высокого художественного уровня работ, выполненных нашими обучающимися, является статья, написанная Т.И. Нечаевой, ведущим искусствоведом Липецкой области, после посещения ею одной из выставок. «Несомненный интерес представляют декоративные работы, отмеченные великолепным мастерством: шкатулка Вадима Колобовникова «Ветер» (рис. 1) завораживает вихревым движением фантазийного рельефного орнамента, а шкатулка Надежды Бутаковой «Лесная мелодия» (рис. 2) — элегантностью узора и безупречностью исполнения в сложной технике интарсии» [Нечаева]. Т.И. Нечаева высоко оценила художественные достоинства студенческих работ и ряда других авторов. Среди них, в частности, отмечены триптих Натальи Бессоновой «Сказка о царе Салтане» (рис. 3) и ларец Елены Колобовниковой «Руслан и Людмила» (рис. 4), отличающийся, как отметила искусствовед, цельностью, чувством меры и вкуса.

уроки и перспективы липецкого опыта

Рис. 1. Колобовников В. Декоративная шкатулка «Мелодия волн». Рельефная резьба. Дипломная работа. 1997 г. Рук. С.Е. Смолеевский (фото С.Н. Белых)

Однако этот благополучный и плодотворный период со всеми его достижениями завершился, когда начались активные изменения в системе высшего образования, в частности связанные с присоединением Российской Федерации к Болонскому процессу. Начиная этот «процесс», Министерство образования и науки РФ декларировало следующее: «Интеграция в мировую систему высшего образования системы высшего профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы — это один из принципов государственной политики в сфере образования, который зафиксирован Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Поэтому присоединение России к Болонскому процессу, которое состоялось в 2003 году, необходимо рассматривать как инструмент развития высшего профессионального образования» [Болонский процесс…].

Рис. 2. Бутакова Н. «Лесная мелодия». Шкатулка. 2007 г. Древесина различных пород, перламутр; интарсия, инкрустация. Дипломная работа. Рук. С.Е. Смолеевский (фото С.Н. Белых)

К нашему огромному сожалению, это «сохранение и развитие» сразу же привело к стремительному, примерно на 35%, сокращению объёма часов, которое незамедлительно последовало после замены профессиональной подготовки художников декоративно-прикладного искусства обучением бакалавров. Вместе с этим из учебных планов были полностью удалены выездные музейные практики.

Изменения в количестве часов потянули за собой неизбежный пересмотр содержания учебной работы. Резко сократилось число изучаемых тем, то есть фактически тех или иных видов резьбы по дереву. Если до недавнего времени обучающиеся на практике осваивали базовые основы восьми — десяти видов резьбы, к настоящему времени ситуация сложилась так, что стало возможным лишь поверхностно знакомиться с двумя — четырьмя. Именно поверхностно, так как сокращение часов повлияло и на процесс освоения того или иного вида резьбы. Это обстоятельство крайне болезненно ударило в первую очередь по творческому компоненту. Так как курс художественной резьбы является практическим, в его содержании непременно должно присутствовать освоение техники резьбы. По этой причине сокращение времени, выделяемого на данную дисциплину, в первую очередь привело к почти полному сокращению творческих.

уроки и перспективы липецкого опыта

Рис. 3. Колобовникова Е. «Руслан и Людмила». Ларец. 2000 г. Груша, кость; рельефная резьба.

Дипломная работа. Рук. С.Е. Смолеевский (фото С.Н. Белых)

Значительная часть работы обучающихся оказалась выведенной из аудиторной, контактной, в самостоятельную. К сожалению, в художественном образовании, которое, как давно известно, требует систематического индивидуального контакта обучающегося с преподавателем подобный подход неприемлем. И это стало одним из факторов, повлиявших на снижение уровня студенческих работ. А так как сокращение контактной работы преподавателей с обучающимися продолжается, становится очевидным, что, вопреки нашему желанию и стремлению сохранить тот богатейший методический опыт, который накапливался десятилетиями активного педагогического сотворчества с обучающимися, пока нет поводов для оптимизма.

Сокращение учебных часов, как оказалось, это лишь небольшая часть наших проблем. Так как наш вуз является педагогическим, с недавних пор у нас полностью прекращён набор на наше основное направление подготовки «художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов». И тот факт, что на протяжении последнего десятилетия нами успешно осуществлялась эта подготовка, что наши выпускники вполне благополучно конкурируют на рынке труда и на творческих площадках с выпускниками даже ведущих профильных учебных заведений, реализуя себя в культурном пространстве не только Липецкой области, но и далеко за её пределами, в расчёт не принимается. В настоящее время на ИКИ завершают учёбу последние бакалавры — будущие художники ДНИ и народных промыслов. В следующем семестре у них завершится курс художественной резьбы по дереву. И, вероятно, на этом окончательно прекратится наше сотрудничество с обучающимися ЛГНУ имени Н.Н. Семенова-Тян-Шанского. Несколько лет назад подобная участь уже

постигла направление художественной керамики. Некогда процветавшее направление художественной керамики, пользовавшееся заслуженной популярностью среди обучающихся ИКИ, принесшее им и нашим преподавателям немалое количество заслуженных наград на различных выставках, конкурсах и фестивалях, вплоть до целого ряда международных, в настоящий момент фактически перестало существовать.

Рис. 4. Бессонова Н. «Сказка о царе Салтане». Липа, береста; резьба, тиснение. Дипломная работа (фрагмент — центральная часть триптиха). Рук. С.Е. Смолеевский (фото С.Н. Белых, обраб. автора)

Смолеевский С. Е. Резьба по дереву между традициями русской национальной культуры

и реалиями модернизации профессионального образования: уроки и перспективы липецкого опыта

Однако слабая искра надежды на то, что это не конец почти тридцатилетнего периода эволюционирования художественной керамики и художественной резьбы по дереву в нашем университете, всё же пока ещё сохраняется [Репринцев М.А. 2017; 2017а; 20176]. Правда, это связано уже, к сожалению, не с подготовкой художников декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, а с обучением бакалавров по новому направлению, которое нам пока ещё, хотя бы в потенциале, доступно. Два года на ИКИ нашего вуза осуществлялись наборы по направлению подготовки «Педагогическое образование» с двумя профилями подготовки (изобразительное искусство и дополнительное образование (в области декоративно-прикладного искусства)). Там, может быть, на старших курсах удастся выделить некоторый объём часов и для художественной резьбы по дереву. В противном случае наработанный нами богатейший опыт обучения художественной резьбе по дереву придётся, как и преподавателям керамики, применять вне стен того учебного заведения, благодаря которому этот опыт стал возможным.

Библиографический список

Болонский процесс в вузах Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://web.archive.Org/web/20120219202744/http://mon.gov.ru/obr/pri/4508/ (дата обращения: 24.06.2021).

Бредихин А.П. Модернизация высшего художественно-педагогического образования: традиции и инновации // Психолого-педагогический поиск. 2014. № 1 (29). С. 35-50.

Бредихин А.П. Проблемы инкультурации молодежи в современном социуме: личность между традициями этноса и реалиями образования // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности. Чебоксары: ЧГПУ, 2017. С. 402-406.

Бредихин А.П. Проблемы современного художественно-педагогического образования в контексте «модернизации»: время утраченных иллюзий // Известия Воронежского гос. педагогического университета. 2014а. № 1 (262). С. 52-60.

Бредихин А.П. Профессионально-личностное развитие студентов-дизайнеров в образовательной среде вуза // Высшее и среднее профессиональное образование России в начале 21-го века: состояние, проблемы, перспективы развития: в 2 кн. Кн. 2 / под ред. Р.С. Сафина, Е.А. Корчагина. Казань, 2018. С. 322-328.

Булатников И.Е. «Кризис культуры» и его отражение в состоянии общественной морали: диалектика вечного и временного в социально-нравственном воспитании молодежи // Евразийский форум. 2012. С. 75-85.

Булатников И.Е. Этические основы русского образования в зеркале национальной истории и культуры: перечитывая наследие К.Д. Ушинского // Известия РАО. 2014. №3. С. 14-34.

Булатников И.Е. Этические основания социально-педагогической концепции В.А. Сухомлинского в диалоге эпох и общественных отношений // Психолого-педагогический поиск. 2013. № 3 (27). С. 86-100.

Репринцев А.В. Дизайнер в «обществе потребления»: служение Христу или мамоне? // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования: материалы IV Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Ч. 1 / редколлегия: Х.С. Гафаров (гл. ред.) [и др.]. Минск, 2020. С. 15-26.

Репринцев А.В. Культурно-образовательная среда в становлении личности русского человека // Педагогика. 2015. №1. С. 88-96.

Репринцев А.В. Образовательная среда вуза в системе факторов формирования этнокультурной идентичности юношества // Высшее и среднее профессиональное

образование России в начале 21-го века: состояние, проблемы, перспективы развития: в 2 кн. Кн. 1 / под ред. Р.С. Сафина, Е.А. Корчагина. Казань: КГАСУ, 2018. С. 42-48.

Репринцев А.В. Социализация юношества в современном социокультурном пространстве: остается ли в воспитании место для гуманизма? // Гуманизация образовательного пространства [Электронное издание]. 2016. С. 59-74.

Репринцев А.В. Труд в системе факторов этнокультурной социализации современной молодежи: диалектика социального и индивидуального // Ярославский педагогический вестник. 2018а. № 6. С. 31-46.

Репринцев А.В. Человек и культура в условиях становления постиндустриального мира: диалектика нравственного и эстетического в современной социальной практике // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: II Международная научно-практическая конференция. Ереван, 2020а. С. 628-648.

Репринцев А.В. Этнокультурная социализация молодежи в поликультурном российском обществе: проблемы и тенденции // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности: сб. ст. Чебоксары: ЧГПУ, 2017. С. 91-96.

Репринцев М.А. Этнокультурные основы современного дизайн-проектирования: компетентностный подход в профессиональной подготовке дизайнера // Формирование этнокультурной компетентности субъектов педагогического процесса в условиях поликультурной образовательной среды. Йошкар-Ола, 2017. С. 56-65.

Репринцев М.А. Этнокультурные основы современного дизайн-проектирования: опыт разработки и реализации проектов историко-этнографических комплексов // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности. Чебоксары, ЧГПУ, 2017а. С. 464-469.

Репринцев М.А. Этнокультурные традиции как основа профессиональной деятельности дизайнера: от композиционного замысла — до реализации проекта // Этнокультурное образование в современном мире / науч. ред. Е.А. Александрова. М., 2017б. С. 612-631.

Нечаева Т.И. Собрание студенческих шедевров или Куда ведут реформы образования [Электронный ресурс]. URL: http://petrmost.lpgzt.ru/aticle/56099.htm (дата обращения: 09.07.2021).

Сухоруков И.С. Социокультурная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростков: кто воспитает гражданина и патриота? // Этнокультурное образование в современном мире: сб. ст. / науч. ред. Е.А. Александрова. Саратов, 2017. С. 710-733.

Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи как ответ системы социального воспитания на глобальные вызовы современного мира // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс: сб. ст. / под ред. И.Ю. Тархановой. Ярославль: ЯГПУ, 2021. С. 247-252.

Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи в условиях возрождения Русского мира // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2016. № 2 (29). С. 92-101.

Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества в контексте становления в России гражданского общества: опыт эмпирического исследования // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2016а. Т. 2. №4. С. 53-62.

Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков средствами народного искусства: механизмы и условия перехода «внешнего» во «внутреннее» // Этнокультурные феномены в образовательном процессе. Чебоксары: ЧГПУ, 2020. С. 196-204.

Наборы резцов по дереву

Резьба по дереву — то древнее искусство, которым занимались наши предки. Интерес к нему не угасает и сейчас. Наверное, это связано с тем, что дерево — живой, «дышащий» материал, который имеет и свой характер, и даже… душу. А инструменты резчика по дереву помогают это всё увидеть. Да-да, это — именно резцы по дереву! И чем искуснее мастер, тем интереснее его шедевры, чем качественнее его инструменты — тем точнее линии. Об этом вам расскажет любой мастер по дереву. Поэтому в нашем магазине вы можете купить резцы по дереву как отечественного производства, так и зарубежного. Здесь есть и профессиональные инструменты, и простые, как для настоящих мастеров своего дела, так и для начинающих любителей этого искусства.

Самый простой способ резьбы по дереву

Различают несколько способов работы с деревом. Самый простой из них – это плоская резьба. Здесь, конечно же, пригодятся резцы для резьбы по дереву из простых наборов. При помощи плоского резца можно вырезать в доске любое изображение (даже по шаблону на первых этапах), а фоном будет остальная плоскость доски. Можно использовать и другой способ (ворносковская плоская резьба): вырезать изображение на всей поверхности изделия. Когда вы овладеете простыми способами резьбы, тогда можно купить набор резцов по дереву, предназначенный для более изящной работы с деревом. Но, учтите, что есть требования не только к качеству резцов, но и к дереву. Оно должно быть прочным, правильно просушенным, достаточно мягким, прямослойным и без всяких изъянов в виде сучков или трещин.

Какими должны быть резцы по дереву

Резцы для резьбы по дереву предназначены для того, чтобы придавать заготовке окончательный вид готового изделия. Их разнообразие впечатляет, потому что для каждого вида работы требуется свой инструмент с различными ножами. Если вы — профессионал, то оцените по достоинству отличное качество наших резцов. Если же вы только начинаете работать с таким материалом, как дерево, то знакомство с ним нужно начинать только с хорошими инструментами, чтобы не отбить в себе желание заниматься этим творчеством и в дальнейшем. Резцы по дереву должны быть выполнены из высокопрочных материалов, которые превратят работу в настоящее удовольствие.

Создание шедевра не должно прерываться досадными заменами инструмента потому, что они ломаются и рассыпаются в руках. К сожалению, на отечественном рынке сейчас много контрафактной продукции низкого качества, не обошла эта беда и резцы по дереву. Мы продаём только качественные резцы ведущих российских и зарубежных производителей, поэтому за каждый набор резцов по дереву в нашем магазине мы ручаемся, гарантируем его отличное качество и долгий срок службы. Каждый нож в резце — только закалённый, испытанный, острый и надёжный.

Какой нужно купить набор резцов по дереву?

Например, вы пока ещё новичок в этом деле, но купить набор резцов по дереву тоже хотите. Как выбрать? Так как вы, скорее всего, пока не будете вырезать чересчур изящные и трудоёмкие фигуры или орнаменты, то обратите внимание на набор резцов по дереву «Сонет», состоящий из трёх предметов. Это — базовые резцы, которые помогут вам овладеть техникой вырезания. Резцы по дереву оснащены удобными рукоятками, этот момент вы оцените при работе с материалом. Лезвия – широкие, острые, позволяющие вырезать без особых усилий нужные элементы. Если думаете, что это своеобразный «детский» вариант резцов, то ошибаетесь. Такие резцы есть и в профессиональных наборах.

Если вы захотите расширить свои профессиональные навыки, то тогда можно порекомендовать набор резцов по дереву из пяти или шести предметов, среди них увидите ножи разной формы. Каждый из них предназначен для разных задач. Например, чтобы сделать бороздку, берёте резец с тонким острым лезвием, а для «канавки» пригодится плоский нож. Это набор уже многофункциональный, позволяет производить почти профессиональную резьбу. Вы можете купить набор резцов по дереву как отечественного, так и зарубежного производства, причём и те, и другие — высокого качества, порадуют своими возможностями и отлично скажутся на творчестве. Ручки у таких резцов — эргономичные, обработанные специальным лаком для того, чтобы инструмент как можно дольше прослужил по назначению. Лезвия отличаются повышенной стойкостью, потому что выполнены из высокопрочных сплавов, предупреждающих поломку и скорое стачивание.

Набор резцов по дереву для профессионалов

Настоящие ценители и знатоки не обойдут вниманием те профессиональные резцы для резьбы по дереву, которые помогут реализовать все свои самые смелые фантазии и задумки, воплотят в жизнь творческий набросок с точностью до мельчайших подробностей. Это резцы в наборах по восемь, десять и двенадцать предметов. Они удовлетворят потребности самого искусного мастера, потому что сделаны для того, чтобы простая заготовка из дерева превратилась в настоящее искусство. Поэтому нужно купить такие резцы по дереву, которые помогут вам создавать свои шедевры, радующие и вас, и ваших близких.

Терпение, аккуратность, талант – успех!

Сейчас такое искусство, как резьба по дереву, снова отвоёвывает себе достойное место среди видов декоративно-прикладного искусства. Не случайно мебель, на которой есть элементы резьбы, ценится в любом магазине гораздо дороже. Не случайно снова начинают покупать своим детям деревянные игрушки. И, снова не случайно, резчик по дереву — это профессия, приносящая хороший доход, а не просто дорогостоящее увлечение. Резьба по дереву — интереснейшее занятие, в принципе, не требующее каких-либо сложных приспособлений. Но каждому, кто хочет этим заниматься, нужно запастись терпением. Старательность и аккуратность, способности и усидчивость, а также владение техникой резьбы — вот с помощью чего можно достичь успеха.

Теперь вы знаете, где купить резцы по дереву, которые помогут вам заниматься любимым делом!

Наверх

Профессиональные инструменты для резьбы по дереву и скульптуры

Что вы создадите?

Новички начинают здесь

Что вы создадите?

Новички начинают здесь

Более 1500 положительных отзывов

Нам доверяют эксперты по резьбе по дереву

Более 20 000 довольных клиентов

Наши инструменты дольше остаются острыми

Продано
Нет

Профессионально заточенный вручную — набор для резьбы по дереву из 12 предметов — лучший выбор для начинающих — Цена продажи $154,99

Узнать больше >

Профессионально заточенный вручную набор для резьбы по дереву из 7 предметов — добавьте в свой фонд — Обычная цена 109 долларов0,99

Узнать больше >

Продано
Нет

Профессиональная ручная заточка — набор для резьбы по дереву из 4 деталей — профили «рыбий хвост» для проникновения в места, недоступные другим резцам — Обычная цена $74,99

Узнать больше >

Набор для резьбы по дереву из 12 предметов — хороший выбор для начинающих — Обычная цена 119,95 долларов США

Узнать больше >

Schaaf Steel

Мы верим в то, что вы сможете вырезать все, что пожелает ваше воображение.

Это означает больше времени на резьбу и меньше времени на заточку.

Каждый профиль Schaaf изготовлен из легированной хромованадиевой стали и закален до Rockwell C60.

Наша сталь протестирована и одобрена профессиональными резчиками. Ваши долота будут сохранять остроту дольше, чем другие инструменты.

Вырезать, оттачивать и еще раз вырезать.

Страсть к резьбе

Нам нравится процесс превращения куска дерева в нечто особенное.

От опытных резчиков, много лет увлекающихся своим хобби, до новичков, впервые берущих в руки стамеску. Какую историю вы вырежете?

Воспроизвести видео

Монокристаллический алмазный точильный камень 400/1000 грит — Обычная цена $52,99

Узнать больше >

Продано
Нет

Прецизионный молоток для резьбы по дереву — 12 унций — Обычная цена 29 долларов0,95

Узнать больше >

Сохранить
$15

Алмазный точильный камень зернистостью 360/600 — Цена продажи $11,99

Узнать больше >

Высокоэффективные стойкие к порезам защитные перчатки — Обычная цена 16 долларов

Подробнее >

Кожаный ремешок премиум-класса для заточки инструментов и ножей для резьбы по дереву | 8 x 3 дюйма, зеленый полировальный состав в комплекте — Обычная цена 16,95 долларов США

Узнать больше >

Как указано в:

Обещание Schaaf

Сообщество очень важно для нас. Это начинается с того, чтобы быть прозрачным и доступным, чтобы принести вам положительный опыт.

Наша служба поддержки всегда готова помочь, когда вам это нужно. Не стесняйтесь обращаться к нам любым удобным для вас способом. И мы постараемся ответить вам в течение 24 часов.

Набор блоков для резьбы BASSWOOD (набор из 6 штук) — Обычная цена 19 долларов

Большой блок для резьбы BASSWOOD 4 x 4 x 10 дюймов — Обычная цена 25,99 долларов США

Большой блок для резьбы ОРЕХ 4″ x 4″ x 10 — Обычная цена $36

Резьба по дереву — это больше, чем просто хобби — это форма самовыражения, способ снять стресс и дать выход творчеству. С правильным подходом и правильными инструментами…

продолжить чтение

5 лучших наборов для начинающих резьбы по дереву: обзоры и руководство по покупке Резьба по дереву может быть занятием, снимающим стресс, и способом выразить себя другим. Резьба по дереву или строгание…

продолжить чтение

Посмотреть эту публикацию в Instagram Сообщение, которым поделился Ричард Вятт (@richard_a_wyatt) Наш разговор с Ричардом Вяттом Мы увидели резные фигурки Ричарда валлийскую ложку любви в Instagram и захотели узнать больше….

продолжить чтение


Профессиональные инструменты для резьбы по дереву: как выбрать древесину для резьбы

Резьба по дереву — это хобби или профессия, которые очень нравятся тем, кто этим занимается. В конце концов, это чрезвычайно сложно, это проверит ваше терпение, а результаты заслуживают восхищения. Независимо от того, продаете ли вы свои удивительные творения или храните их для собственного удовольствия, работа по дереву — это материальное хобби, которое дает предметы для использования, будь то миски или ложки, или декоративные, такие как гномы или статуэтки.

При этом некоторые виды древесины лучше подходят для определенных проектов, чем другие, поэтому вы хотите иметь возможность получить лучший материал для своих проектов по деревообработке.

UJ Ramelson предлагает лучшие инструменты для резьбы по дереву по лучшим ценам. Наши инструменты для резьбы по дереву, от ножей и зубил для обработки дерева до инструментов для гравировки ювелирных изделий и оружейного дела, изготавливаются вручную прямо здесь, в США. В нашем семейном бизнесе работают лучшие мастера, и наша миссия — заботиться о потребностях наших клиентов. Ниже мы рассмотрим несколько быстрых советов о том, как выбрать древесину для ваших проектов по деревообработке. Просмотрите все наши товары для резьбы по дереву онлайн сегодня!

СОВЕТЫ ПО ВЫБОРУ ЛУЧШЕГО ДРЕВЕСИНЫ ДЛЯ ВАШИХ ПРОЕКТОВ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ

Целеустремленность

Не вся древесина одинакова, и некоторые породы дерева лучше подходят для деревообрабатывающих проектов, чем другие. Таким образом, вы захотите выбрать древесину на основе вашего проекта. Например, если вы делаете набор столовых приборов, вам, вероятно, понадобится древесина твердых пород, которая мало впитывает влагу. Столовые приборы также должны быть прочными и не подверженными деформации. Однако, если ваш проект по деревообработке включает в себя строгание, на самом деле не имеет значения, какое дерево; это просто личное предпочтение, основанное на образе, который вы собираетесь создать.

Перейти к уровню мастерства

С точки зрения уровня мастерства, мягкую древесину всегда будет легче вырезать, чем твердую, просто из-за природы материала. Таким образом, новичкам следует придерживаться мягкой древесины. Его легче вырезать и меньше разочаровывать. Это также более снисходительно, когда совершаются ошибки, потому что их легче исправить.

Для тех, у кого есть опыт, мягкая древесина также намного приятнее для ваших первоклассных инструментов для резьбы по дереву, которые вы только что получили от UJ Ramelson . Твердые породы очень быстро затупят ваши ножи для резьбы по дереву; тогда как хвойные породы не будут. Еще одним соображением при работе с твердыми породами дерева является тот факт, что ножу для резьбы по дереву легче выскользнуть из руки. Это может привести к травмам, особенно у начинающего резчика по дереву, который менее опытен в работе с давлением и силой.

Безопасность

Многие породы дерева, популярные для резьбы, безопасны для резьбы и нетоксичны. Однако некоторые породы дерева токсичны, и поэтому их следует избегать при вырезании предметов для еды и т.п., таких как миски, ложки, вилки и т. д. Если у вас есть дети или домашние животные, которые по какой-то причине могут завладеть вашей резьбой по дереву, вам также следует избегать этого. Кроме того, у некоторых резчиков по дереву бывает аллергическая реакция на сам древесный материал. Таким образом, UJ Ramelson рекомендует вам провести исследование перед покупкой. Липа, дуб и сосна входят в число безопасных пород дерева для строгания.

Go For Clean

Древесина с дефектами поверхности, хотя и демонстрирует характер и может быть очень полезной сама по себе, часто имеет более глубокие, лежащие в основе проблемы, которые могут повлиять на конечный результат вашей резьбы по дереву. Поверьте нам, последнее, что вам нужно, — это тратить часы на создание классного творения только для того, чтобы обнаружить, что важная часть не может быть вырезана из-за внутренней гнили древесины. Также могут быть дефекты цвета от термитов или жуков. Вы также захотите избежать больших трещин.

Go For Scent

Вся древесина имеет запах, некоторые из которых мы любим, например запах сосны. При этом некоторые леса пахнут не так соблазнительно, как сосна; на самом деле, некоторые пахнут совершенно ужасно и могут издавать неприятные запахи, которые могут быть настолько плохими, что вызывают у вас головную боль. Если вы вырезаете предметы для продажи на выставках, в Интернете и т. д., вам также не нужен сильный запах в ваших проектах по деревообработке. Опять же, вы могли бы часами вырезать только для того, чтобы обнаружить, что вы ненавидите запах. Избегайте этих лесов для резьбы.

Go For Finish

В конце концов, вам нужен проект деревообработки, который соответствует вам и вашим потребностям. Например, многие люди избегают резки поперек волокон древесины. Откровенно говоря, легче резать по дереву в направлении волокон древесины. Для хвойных пород это упрощает резьбу по дереву. Однако, когда вы вырезаете против волокон, вы можете получить изысканный, более отточенный вид. Мягкая древесина хорошо работает при резьбе против волокон, что делает липу популярным выбором. Многие виды древесины имеют различный рисунок волокон дерева. Например, известно, что кленовые деревья создают эффект струящейся воды из-за сжатой древесины в нижней части дерева. Это отборная древесина среди профессиональных резчиков по дереву. Другие избранные части можно найти в кленах или березах, где грузовик начинает разветвляться на свои основные ветви.

Важные соображения 

При таком разнообразии пород дерева найти подходящий для вашего мастерства и проекта может оказаться сложнее, чем вы думаете. Со всеми природными вариантами, которые у нас есть, вы, вероятно, задаетесь вопросом, какая древесина лучше всего подходит для ваших нужд резьбы по дереву. Для высококачественной резьбы, не требующей особых усилий, идеальным выбором являются сосна и липа. Давайте подробнее рассмотрим их, а также некоторые другие варианты, которые у вас есть, когда дело доходит до лучшего дерева для резьбы.

Липа

Как уже упоминалось, липа является одной из самых простых пород дерева для резьбы и настоятельно рекомендуется для начинающих. Он мягкий и щадящий, а это значит, что он не повредит вашим инструментам и хорошо удерживает морилку. Липа также является одним из лучших видов древесины для строгания или получения мелких деталей в проектах рельефной резьбы. Липу можно вырезать как вдоль, так и поперек волокон древесины, но любители резьбы по дереву рекомендуют вырезать вдоль волокон для достижения наилучших результатов. Этот тип дерева — отличный выбор для вырезания кухонной утвари, такой как ложки, миски и тарелки.

Сосна

Сосна — еще одна порода дерева, которую легко вырезать, что делает ее отличным выбором для начинающих. Сосна обычно используется для изготовления пиломатериалов, но в сфере резьбы по дереву она известна своей способностью хорошо сохранять форму. Он имеет среднезернистую текстуру и легко формуется.

Черный орех

Несмотря на то, что древесина черного ореха прочнее липы и сосны, благодаря богатой структуре и цвету древесины черного ореха можно получить красивую резьбу. Это один из лучших видов дерева для резьбы, в основном популярный благодаря своей эстетической привлекательности. Поскольку грецкий орех тверже по сравнению с другими альтернативными породами дерева, убедитесь, что вы используете лучшие инструменты для резьбы по дереву и держите их острыми, чтобы не слишком напрягать руки.

Дуб

Один из самых прочных видов древесины, дуб невероятно популярен благодаря своей долговечности, поэтому он используется в проектах по деревообработке, связанных с изготовлением мебели. Он также может похвастаться великолепной резкой зернистостью и насыщенным цветом, который сделает вашу работу еще более привлекательной.

Красное дерево

Красное дерево становится все более популярным среди резчиков по дереву. Красновато-коричневая текстура с прямыми древесными волокнами делает его интересным выбором для самых разных проектов. Несмотря на то, что это твердая древесина, она очень легко вырезается. Красное дерево имеет очень слабый запах, и его можно вырезать как с помощью ручных инструментов, так и с помощью электроинструментов.

Орех

Если вы ищете доступное по цене дерево для резьбы, ореховый орех — отличный выбор. Он очень похож на липу тем, что имеет более грубые волокна и его легко обрабатывать и обрабатывать. Этот тип древесины, как правило, имеет мало дефектов и довольно недорог по сравнению с ценами на лиственные породы. Это идеальный тип дерева для людей с ограниченным бюджетом, а также для тех, кто только начинает заниматься резьбой по дереву.

Красное дерево становится все более популярным среди резчиков по дереву. Красновато-коричневая текстура с прямыми древесными волокнами делает его интересным выбором для самых разных проектов. Несмотря на то, что это твердая древесина, она очень легко вырезается. Красное дерево имеет очень слабый запах, и его можно вырезать как с помощью ручных инструментов, так и с помощью электроинструментов.

Выбор лучшего дерева для резьбы во многом зависит от ваших навыков, инструментов и того, что вы планируете создать. Каждый тип древесины идеально подходит для разных проектов, поскольку все они имеют разные характеристики. Для начинающих резчиков по дереву более мягкая древесина, такая как липа, является разумным выбором. Однако для большего количества проектов, требующих большей прочности, вы не ошибетесь с твердой древесиной, такой как дуб или орех. Лучший способ определить, какой тип дерева лучше всего подходит для вас, — это попробовать их все и посмотреть, какие из них вы предпочитаете больше всего.

Комментариев нет

Добавить комментарий