Тематическая экскурсия это: Особенность тематических экскурсий.

Тематическая экскурсия это: Особенность тематических экскурсий.

Статьи о туризме. Что такое экскурсия

 

 

Что такое Экскурсия? 

 

   Ее величество Экскурсия — это  интеллектуальный вид отдыха. И…

когда сводится понимание экскурсии к поездке, то теряется весь смысл кайфа, который делает экскурсантов «экскурсоманами».

 

Слово «эстетический катарсис» вышло из обихода.

 

Часто любую поездку называют экскурсией, предоставляя только перевозку. На том лишь основании, что «экскурсия» лучше звучит, чем поездка или перевозка.

 

Вот как трактуют экскурсию учебники:

   Экскурсия — это поездка или прогулка с целью посещения достопримечательностей (природы или памятников истории и культуры)в сопровождении экскурсовода.

Действительно, ключевое слово здесь «в сопровождении экскурсовода», который, рассказывая о событиях по теме экскурсии, дарит экскурсантам эмоции открытий.

 

Вернемся в учебники: 

   Экскурсия, как форма познания окружающего мира, состоит их двух важнейших элементов: показа заранее подобранных зрительных объектов в природе или в помещении и рассказа о них.

 

Здесь следует обратить внимание: о каких экскурсиях идет речь?

 

Экскурсии делятся на три типа: 

 

  • музейные (продолжительность от 45 минут до 90 минут),

 

  • обзорно-тематические (продолжительность от 1,5 часа до 4 часов),

 

  • комплексные (продолжительность от 4 часов до нескольких дней), 

но отличаются они не столько продолжительностью, сколько организационными моментами. А это значит, что способностями и профессиональными навыками менеджеров и экскурсоводов в сравнении по вышеперечисленным трем типам экскурсий.

 

Итак, 

  • музейные экскурсии ведет один экскурсовод по территории музея и в рамках темы также музея.  В музеи на такие экскурсии чаще привозят экскурсантов турагентства в рамках, организованных экскурсионных программ. Музеи посещают туристы и самостоятельно, но это требует и самостоятельной предварительной подготовки, чтобы эмоции от посещения музея были положительными.

 

  • обзорно-тематические экскурсии ведет тоже один экскурсовод и чаще всего по городу. На такие экскурсии надо заказывать профессионального экскурсовода в турагентстве, иначе из экскурсии получится прогулка, где «экскурсовод» может составить компанию с поддержанием разговора. Часто именно такой формат прогулки по городу и выдают за экскурсию. 

 

  • комплексные экскурсии, уже судя по названию, включают в себя разные туруслуги на основе организации программы и маршрута. Это услуги по перемещению экскурсантов, питанию, проживанию, посещению и осмотру достопримечательностей, где кроме экскурсий первых двух типов, обязательна путевая информация от специально подготовленного экскурсовода.
     Такие комплексные экскурсии на фестивали и другие событийные и культурно-массовые мероприятия  называются событийными экскурсиями.    

  

Слишком часто, из-за стремления снизить цену, экскурсии остаются с минимальным набором туруслуг, а то и просто ограничиваются транспортными услугами, что сводит экскурсию к поездке и утрачивает основной смысл экскурсии — эмоциональных открытий, а также приводит к потере культуры экскурсий.  

 Если лишить экскурсию показа, то это будет уже не экскурсия, а просто лекция или беседа. И, наоборот,  лишенная рассказа, экскурсия останется просто осмотром достопримечательностей с минимальным эффектом познания.

 

 

Желающим стать экскурсоводами интересно будет узнать кое-что из экскурсоведения:

 

Общие признаки всех экскурсий:

 

1. Продолжительность по времени проведения от одного академического часа (40-45 минут) до одних или более суток.

2. Наличие экскурсантов

 (группы или индивидуалов).

3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.

4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.

5. Передвижение участников по заранее составленному маршруту и по теме экскурсионной программы.

 

Экскурсии бывают:

 

  • пешеходные (пешие прогулки с осмотром памятников и других достопримечательностей)

 

  • автобусные (с обязательным выходом из автобуса для осмотра памятников)

 

 Виды экскурсий — цели и формы проведения

 

  • Тематическая экскурсия — Усвоение знаний в сочетании с воспитанием  — Культурно-воспитательная

 

  • Обзорная многоплановая экскурсия — Повышение уровня знаний по истории, архитектуре, литературе и другим отраслям – Культурно-просветительская

 

  • Путевая экскурсионная информация — Расширение общего культурного кругозора по теме экскурсии – Общеобразовательная

 

  • Прогулка – Поиск лечебных трав, ягод, грибов, фруктов, а также необыкновенных ландшафтов, мест силы и другие –  
    Отдых

 

  • Внеклассный урок – Усвоение знаний по учебному предмету (ботанике, географии, истории) – Учебная

 

  • Экспедиция — Выявление экспонатов для краеведческого музея или идее нового экскурсионного маршрута – Научная

 

Проведение экскурсии — это не только передача знаний экскурсоводом группе людей.

 

Можно только догадываться какой путь проходит идея об экскурсии от ее создателя через информацию по теме экскурсии, все инструменты упаковки, а затем рекламные каналы до того момента, когда будущий экскурсант услышит об экскурсии и в нем родится желание посетить эту экскурсию.

 

Но и здесь от желания до исполнения своя целая история. 

 

Интересный вопрос, о котором мало кто задумывается, когда говорит об экскурсии:

 

Что Вы имеете в виду, когда заказываете экскурсию ?

— разработку экскурсии, 

— заказ на организацию экскурсии или

— Вы только представляете себе исполнение экскурсии?

 

В чем здесь разница?

 

Экскурсия — это много этапный процесс — разработка экскурсии, оформление как турпродукта, информирование об экскурсии, контакты с заказчиком,  организация экскурсии, исполнение экскурсии. 

 

Этот процесс можно сравнить с айсбергом, малую часть которого видит экскурсант и все окружение в туристической деятельности.

 

Весь процесс от разработки экскурсии до исполнения услуги (оказании экскурсионной услуги) по длительности,  трудоемкости и времени исполнения делится на 3 этапа:

1-й этап — разработка экскурсии и оформление ее, как туруслуги 

2-й этап — организация экскурсии (контакты с заказчиком и партнерами)

3-й этап — исполнение экскурсии

(факт по дате проведения экскурсии)

 

Но вот экскурсия заказана и все составляющие экскурсионной услуги подобраны и забронированы.

 

Пришел день и час экскурсии — настал момент встречи с экскурсоводом.

 

Главная задача экскурсии — выходное настроение, жизненный позитив, удовлетворение духовных потребностей человека в процессе расширения кругозора, получения знаний по истории, в области искусства, архитектуры, литературы и науки.

 

И вот здесь уже все зависит от экскурсовода, его харизмы, обаяния и искусства – интересно и доходчиво раскрыть тему.

 

 

Подготовить экскурсовода — это не просто цикл лекций, а практика — обучение в Школе экскурсоводов-ПРОФИ. 

 

В отличие от других существующих на рынке курсов экскурсоводов, которые обучение измеряют академ.часами и даже могут выдать сертификаты, Школа экскурсоводов-ПРОФИ дает практическую возможность формирования профессиональных навыков с разработкой собственных Авторских экскурсий. И в отличие от других эта Школа может заявить о себе именами состоявшихся в профессии экскурсоводов. 

 

Обучить экскурсовода-ПРОФИ — это как рождение нового композитора.  

 

 

Новая экскурсия или эксклюзивная программа ?

 

Приведем в качестве примера выдержку из методики разработки новой экскурсии в МариНИКА-тур.

При разработке новой экскурсии выделяются два основных направления:

  • разработка новой темы экскурсии;
  • подготовка экскурсовода к проведению новой для него экскурсии.

 

Первое направление — процесс достаточно трудоемкий и затратный — проехать, пройти, осмотреть, обговорить, подтвердить, закрепить и проконтролировать.

Уж потом описать, «причесать»,  обкатать, презентовать и сдать на аттестацию.

 

Этапы разработки новой экскурсии:

 

—  подбор материалов для будущей экскурсии (изучение информации и отбор экскурсионных объектов),

 

—  составление маршрута экскурсии,

 

написание экскурсоводом текста по теме экскурсии, содержание которой состоит из нескольких подтем, раскрываемых на объектах и объединенных общей темой (количество подтем обычно от 5 до 12), 

 

написание методики проведения экскурсии,

 

— презентация экскурсии в офисе турагентства, 

 

— прием (сдача) экскурсии на маршруте,

 

— аттестация экскурсии — утверждение программы экскурсии от экскурсовода в турагентстве.

 

Важно, чтобы экскурсия была достаточно интересна, но при этом не была перегружена потоком ненужной информации, а способ подачи материала не был утомительным для той или иной категории экскурсантов.

 

Для этого при разработке темы экскурсии учитывается категория экскурсантов — взрослые или дети, гости города или воронежцы, иностранцы или соотечественники.  

 

Понятно, что работа над экскурсией – это трудоемкий процесс. А если мы говорим о качественном продукте, то разумеется, им занимаются профессионалы.

 

 

 

Как много профессионалов среди экскурсоводов знаете Вы?

 

Мы предлагаем Вам оценить работу туроператора «МариНИКА-тур» в создании качественных туруслуг – экскурсий и туров выходного настроения.

 

Поделитесь опытом поездок на экскурсии. Расскажите о своих впечатлениях и вы поможете нам в сборе материала и формировании требований к профессии экскурсовода.

 

Мы разработали собственную Систему оценки экскурсоводов по четырем уровням профессионализма, а ваши мнения и предложения помогут нам ее совершенствовать.

 

Ждем ваши отзывы, рассказы и предложения в разделе «Отзывы» или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.   

 

Будем вам благодарны,

команда туроператора МариНИКА-тур

 

Вернуться на страницу «Статьи»…   

 

 

 

Это интересно!

 

3 августа 2016 г. в Орле была установлена единственная в России бронзовая скульптура «Гид-экскурсовод», прославляющая специалистов туристических, круизных и походных компаний, музеев, представляющих как раз такие престижные профессии гида и экскурсовода.

 

  

 

 

Сущность, классификация и признаки экскурсии. — Студопедия

Поделись  

Перечень объектов для 3-го вопроса будет выслан по почте отдельным файлом.

Экзаменационные вопросы «Экскурсоведение»

Сущность, классификация и признаки экскурсии.

В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть.

материала и выработки отношения к предмету показа и рассказа.

Экскурсия – методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.

Общими признаками для всех экскурсий являются:

1. Протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин) до одних суток.

2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).

3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.

4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.

5. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.

6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.

7. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Помимо этих общих признаков у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки:

– у автобусных — обязательный выход из автобуса для осмотра памятников;

– у музейных — знакомство с материалами, расположенными на стендах;

– у производственных — демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).

По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические.

Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.д.).

В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии – время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.

Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В отличие от тематических, в них формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, где их готовят и проводят, они практически схожи между собой прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю. Например, военно-историческую подтему включают в обзорные экскурсии те города, на территории областей которых происходили военные сражения. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и т.д.

Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе – архитектурные ансамбли минувших веков.

Тематические экскурсии подразделяются на исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные.

По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т.д.

По месту проведения экскурсии бывают: городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие элементы нескольких).

По способу передвижения — пешеходные и с использованием различных видов транспорта.

Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа.

Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.

Некоторые экскурсионные учреждения используют для проведения экскурсий троллейбусы, трамваи, речные и морские теплоходы, вертолеты и т. д.

Продолжительность экскурсии составляет от 1 академического часа (45 мин) до суток.



Связующая нить: Тематическая экскурсия

Бывают случаи, когда порядочный человек имеет определенную степень свободы в обучении предметам или артефактам во время экскурсии. Однако в других ситуациях выбор доцента может быть более ограниченным. Это может происходить по многим причинам, в том числе из-за уровня осведомленности аудитории, собственного уровня комфорта доцента в отношении предмета или отсутствия надлежащей сопроводительной документации о рассматриваемых объектах. Это подходящее время для тематических экскурсий. Сосредоточение внимания на одном аспекте выставки, а не на ее целом, может обеспечить обогащающую экскурсию, дать посетителям пищу для размышлений и представить информацию в виде прочной структуры, которая может быть оценена как персоналом музея, доцентом, так и посетителем.

Рассмотрим, например, этнографическую коллекцию — коллекцию, в которой представлено большое количество разнообразных предметов, таких как мебель, одежда, игрушки, инструменты, машины, предметы народного творчества и т. д. Во-первых, доцент выбирает какой-то общий аспект, который свяжет эти разные объекты вместе. Среди них могут быть: их форма, материалы, из которых они сделаны, их функции или значения, которые можно извлечь из них. Затем, как только доцент сделает выбор, эти объекты должны быть рассмотрены с этой точки зрения.

Чтобы продолжить наш пример, давайте рассмотрим объект, используя тему «материалы». Объект представляет собой небольшую деревянную шкатулку, датируемую прошлым веком. Как материал, из которого он сделан, может рассказать нам что-то об обществе и ресурсах людей, которые его произвели? Материал шкатулки, в данном случае дерево, был взят из природного источника и претерпел относительно небольшую трансформацию. Отметив, что ремесленники прошлого века использовали местные ресурсы и лишь немного трансформировали свой природный материал при изготовлении шкатулки, мы могли бы обоснованно заключить, что их образ жизни был, условно говоря, менее сложным и ближе к природе, чем наш. Для сравнения, если бы он был сделан из пластика, он должен был бы пройти полное химическое превращение из сырой нефти в другой материал — пластик. Процесс, превращающий нефть в пластик, требует наличия нескольких различных производств, является гораздо более сложным и приводит к продукту, который гораздо более трансформирован и изменен по сравнению с его естественным состоянием.

Дискуссия такого типа может вывести доцента и посетителя далеко за рамки представления информации, предоставленной музеем. И не обязательно наличие пластикового ящика рядом с деревянным. Скорее, доцент апеллирует к общим знаниям посетителей об огромном количестве повседневных изделий из пластика. Ссылаясь на то, что посетители уже знают, и особенно побуждая их сравнивать эти знания с тем, что выставлено на обозрение, доцент стимулирует участие, интеллектуальную активность и воображение.

Давайте попробуем другой пример, используя другую тему, «значение» или сообщение, которое передает объект. Веер из жемчуга и кружева может говорить об образе жизни женщины из более высокого социального класса или о торговле и коммерции; металлический крест со шпиля церкви указывал бы на наличие места христианского поклонения и образцов поселений; а столовые приборы могут указывать на экономический класс, мастерство и социальные нравы. Все эти предметы, будь то символические или утилитарные, многое говорят о владельце и обществе людей, которые их производили и использовали.

Одним из лучших аспектов путешествия по теме является то, что не имеет большого значения, отображаются ли элементы вместе или нет. Доцент устанавливает связи, используя тему, чтобы создать хорошо структурированный тур и объединяющий фактор.

В настоящее время на многих выставках используются плакаты, аудиовизуальное оборудование, компьютеры, дизайн (макет, освещение и т. д.) и другие музеографические элементы. Так же, как и выставленные объекты, они также могут быть включены доцентом, чтобы проиллюстрировать тему тура. Поскольку доценты иногда работают с минимальным надзором, они должны разработать методы, которые они могут выполнить сами. Тематические туры позволяют им это сделать. Еще до прихода посетителей доценты могут определить наиболее продуктивные или «высокодоходные» аспекты выставки, чтобы донести основную мысль выставки и удовлетворить желание посетителей открыть для себя что-то новое.

Тематический подход также позволяет доцентам затрагивать темы, которые на первый взгляд кажутся более сложными, например, роль или миссия их музея. Способность тематического подхода провоцировать мысли и создавать осведомленность может быть использована доцентом, чтобы помочь посетителям лучше понять, почему музей собирает именно так.

Даже идея коллекции может стать успешной темой. У музеев есть коллекции, но есть и у людей.
Дети могут собирать куклы или модели автомобилей; взрослые могут собирать антиквариат или монеты. Хотя музейная коллекция часто может включать в себя широкий ассортимент предметов, тема помогает связать их воедино. Затем различные элементы помещаются в контекст, обогащая обучение, знания, которые могут быть получены, и понимание кураторов, в то же время порождая новые вопросы, которые могут проложить путь для новых исследований. (Это идея, выдвинутая Сесиль Дюбюк во внутреннем меморандуме, распространенном в Музее цивилизации в Квебеке.) Кроме того, обсуждая цели музейной политики, доценты могут помочь посетителям лучше понять смысл музея d’etre, а также его роль в обществе.

Доцент строит тематический визит, сначала выбирая хотя бы одну тему, которая лучше всего соответствует темам, которые, скорее всего, заинтересуют посетителя. Затем он должен выбрать соответствующие компоненты своей презентации, где бы они ни находились на выставке. Актуальность хорошо выбранной темы для создания объединяющей нити может даже позволить доценту провести посетителей более чем через одно крыло, галерею или выставочную зону.

Подводя итог, чтобы создать и использовать тематический тур, применяйте на практике следующие принципы:

• Тщательно выбирайте темы, объекты и вопросы.
• Выберите темы, которые лучше всего соответствуют интересам ваших посетителей.
• Сформулируйте введение и заключение.
• Кратко изложите свою тему в начале тура.

Если вы сделаете это, у вас получится связная и интересная презентация. Кроме того, вы создадите твердый образ себя как педагога даже на выставке, которая может быть немного скудной по документации или с которой вы чувствуете себя несколько не в своей тарелке.

Комментариев нет

Добавить комментарий