4Pl и 3pl: 4PL, 3PL, 2PL, 1PL и новый 5PL — все уровни логистики, чем они отличаются

4Pl и 3pl: 4PL, 3PL, 2PL, 1PL и новый 5PL — все уровни логистики, чем они отличаются

Содержание

4PL, 3PL, 2PL, 1PL и новый 5PL — все уровни логистики, чем они отличаются

Практически все ведущие предприятия и компании на мировом рынке концентрируют свои ресурсы на профильной деятельности. Такой подход позволяет снизить себестоимость товаров и услуг, обеспечить более высокое качество, поднять конкурентоспособность на рынке. Второстепенные функции передаются аутсорсинговым компаниям или дочерним организациям. Сфера логистических услуг развивается аналогичным образом.

В соответствии с действующими правилами и требованиями рынка, комплексные логистические услуги являются наиболее выгодными для клиентов. Число логистических провайдеров постоянно увеличивается, одновременно растет качество предоставляемых услуг. В западных странах уже давно принята классификация, в соответствии с которой выделяют 5 уровней логистического сервиса. Отличия между ними заключаются в наборе и особенностях предоставления услуг, уровне используемых технологий и средств.

1PL логистика

Если доставку продукции осуществляет сам производитель или владелец, логистика именуется автономной. Грузовладелец или 1PL провайдер полностью отвечает за все действия, начиная от приема заказа до доставки продукции клиенту. Постепенно количество операций уровня 1PL уменьшается. Самостоятельной доставкой или логистическим инсорсингом занимаются небольшие компании или частные предприниматели на начальном этапе своего развития. Подобная технология сформировалась в 70-80 годы прошлого века и практически исчерпала себя.

2PL логистика

Традиционная логистика является более востребованной и популярной на рынке. В зону ответственности 2PL провайдера входит определенный участок цепи между производителем и конечным получателем товара. В зависимости от особенностей соглашения между владельцем бизнеса и 2PL посредником, в набор услуг могут входить планирование, складирование, построение цепи доставки и другие функции.

Чаще всего собственник груза не имеет собственного транспорта, что сокращает текущие расходы предприятия. За доставку продукции отвечает перевозчик в виде специализированной компании или частного партнера. Провайдер осуществляет доставку товара выбранным видом транспорта, например, по морю, воздуху, железнодорожными составами, грузовыми автомобилями.

3PL логистика

Комплексный аутсорсинг в сфере логистики является основным направлением деятельности 3PL провайдеров. Практически все логистические операции отдаются владельцами грузов таким компаниям. Для предоставления качественных услуг 3PL-посредники имеют все необходимые ресурсы. В штате компаний состоят квалифицированные сотрудники, имеется необходимая техника и оборудование.

Планирование логистической цепочки доставки груза остается в ведении собственника продукции, провайдер в данном процессе не участвует. 3PL агентам поручаются такие операции, как транспортировка, складское хранение, в том числе сквозное, управление запасами. В спектр услуг таких компаний входят упаковка и сопровождение груза экспедиторами.

На рынке работает большое количество предприятий, по роду деятельности относящихся к 3PL-посредникам. В эту категорию входят предприятия, работающие в сфере курьерских или экспедиторских услуг.

4PL логистика

Интегрированный логистический аутсорсинг считается одним из наиболее продвинутых видов услуг. Грузовладелец тщательно выбирает 4PL провайдера и делегирует ему большие полномочия. Транспортная логистика является одним из звеньев цепочки. 4PL оператор планирует и проектирует весь процесс доставки товара до конечного потребителя. Управление бизнес-процессами в сфере логистики также передается проверенному партнеру.

Услуги логистики уровня 3PL полностью входят в систему интегрированного аутсорсинга. Провайдеры уровня 4PL постепенно забрали большую часть рынка. Большинство крупных, всемирно известных компаний перешли на подобную схему работы. Такие фирмы, как Sony или Ford давно оценили преимущества такого подхода. Внедрение современных логистических технологий позволило компаниям увеличить конкурентоспособность своей продукции, сосредоточить усилия на выполнении профильной деятельности.

5PL логистика

Интегрированный аутсорсинг получил дальнейшее развитие, когда компании, работающие в данной сфере, начали предоставлять услуги сетевого бизнеса. Виртуальная логистика работает в глобальной сети, создавая единое информационно-технологическое пространство. Операторы 5PL оказывают весь спектр услуг по планированию, транспортировке, складированию различных грузов и товаров. К категории сетевых провайдеров относятся популярные, всемирно известные интернет-магазины. Подобным образом работают Aliexpress и Amazon, другие сетевые компании.

Для части специалистов в области логистики категория операторов 5PL считается несуществующей. По мнению отдельных экспертов, автоматизированная и усовершенствованная система 4PL выделяется в отдельную категорию, что в корне неверно. Постоянное совершенствование технологических процессов и поиск новых возможностей делают логистику более продвинутой и современной.

Даже если согласиться с вышеуказанными утверждениями, развитие провайдеров в сфере логистики до уровня 5PL – дело ближайшего будущего. В ЕС активно вкладываются средства на развитие информационных технологий в сфере логистики. Уже через 2-3 десятилетия прогнозируется организация единого логистического пространства, действующего на территории Евросоюза.

Высокий уровень конкуренции на мировом рынке заставляет ведущие компании искать новые решения, продвигать современные технологии, использовать политические и экономические рычаги. Развитие технологической и ИТ-сферы является одним из основных факторов прогресса в области логистики. Привлечение 4PL и 5PL провайдеров является единственно верным решением для грузовладельцев. Задачи современного бизнеса требуют соответствующих решений в области логистики.

Другие статьи:

3PL или 2PL, 1PL и 4PL – Что Это за Звенья Цепи Поставок, и Для Чего Они Нужны? — SUPPLYCHAINS.RU

Supplychains.ru
Определить разницу между 3PL и 2PL операторами, понять кто такие 1PL и 4PL, и зачем нужен появляющийся 5PL — все эти вопросы активно обсуждаются экспертами в управлении цепями поставок во всем мире. Попробуем приоткрыть завесу этих понятий и мы. Постиндустриальная экономика диктует свои правила игры. Все больше появляется компаний, которые ориентированы на сферу сервиса, нежели чем на производство товаров. Не замедлило это сказаться и на Управлении Цепями Поставок, где словно грибы после дождя стали появляться сервисные компании, которые оказывают услуги по: хранению, перевозке, планированию, маркетингу, продажам и т.д.

Незнакомый с данной терминологией менеджер крупной международной компании может легко попасть впросак, не выполнив просьбу руководителя, например такую: «Прошу подготовить отчет по 3PL и 2PL операторам, с которыми работает наша компания». Кто это такие, как расшифровать эти аббревиатуры? Не пугайтесь. Все предельно просто.

В международной логистической терминологии приняты следующие обозначения компаний, осуществляющих сервис для производителей, поставщиков и продавцов товаров: 1PL, 2PL, 3PL, 4PL. При этом, PL – party logistics (англ.) переводится дословно как «сторона логистики». Чаще, на русском, к «1PL, 2PL, 3PL, 4PL» делают приставку «оператор или провайдер». А цифры от одного до четырех обозначают как глубоко вовлечена данная компания в цепь поставок. 1 – сам производитель-продавец. 4 – компания берет на себя практически все функции управления цепями поставок, разве что кроме Закупок и Продаж. В некоторых ситуациях, PL провайдер может заниматься и этим.

Приведём простые определения, которые будут очень полезны менеджерам по закупкам и управлению цепями поставок.

1PL провайдер – самый первый уровень . Данным провайдером обычно называют владельца груза (либо фирму производитель, осуществляющая доставку покупателям, либо адресата груза, например, ритейлер). Все операции забора и доставки груза выполняет сама фирма-владелец груза. С учетом глобализации, аутсорсинга и оффшоринга производства, усложнения услуг дистрибуции, 1PL уходит в прошлое, поручая все больший объем работ провайдерам, которые за счет работы с несколькими грузовладельцами имеют скидки и предоставляют более качественный сервис клиентам.

2PL провайдер – это подрядная компания, предоставляющая услуги по транспортировке товаров только на каком-то определенном участке транспортной цепи. По сути, это просто транспортная компания, которую нанимает грузовладелец, не желая покупать собственные автомобили, жд вагоны и т.д. При этом, если 1PL стараются активно уходить от собственного «флота», то 2PL, по крайней мере в России, очень актуальны.

3PL провайдер – специализированная компания, которой поручается аутсорсинг всех или большей части логистических операций. Впервые этот термин был использован в начале 1970-х для обозначения интермодальных маркетинговых компаний (IMC) в договорах на грузоперевозку. До этого в подобных договорах фигурировали только две стороны – грузоотправитель и перевозчик. Когда в дело вступили IMC – посредники, которые принимали груз от грузоотправителя и, сопровождали до перевозчика – они стали посредниками, «третьей стороной» или 3PL в контракте. В наши дни это определение уже распространяется на любую компанию, предоставляющую логистические услуги любого объема. В основном, это комплекс услуг в состав которых входит транспортировка товара, складирование, сквозное складирование, техническое управление складскими запасами, упаковка и экспедирование грузов.

3PL провайдерами являются экспедиторские компании, курьерские и другие компании, предлагающие подрядные услуги логистики и грузоперевозок.

4PL провайдер — это компания-подрядчик или совместное предприятие с грузовладельцем, выступающее посредником между производителем и одним и более ее партнерами. 4PL провайдер имеет высокую степень вовлеченности в бизнес-процессы клиента; он выступает в качестве единого соединительного звена между клиентом (например, производителем) и различными провайдерами логистических услуг, управляет всеми процессами цепи поставок клиента, включая курьерские, экспедиторские и складские услуги. Что интересно, 4PL провайдер будет управлять и теми 3PL провайдерами, услугами которых пользуется его клиент. Многие 4PL провайдеры предоставляют даже специализированное программное обеспечение (

больше информации о ПО для управления цепями поставок, вы можете найти  на страницах данного сайта) в качестве единого интерфейса для работы с различными компаниями в цепи поставок клиента.

Сегодня появляются и 5PL провайдеры, которые кроме всех функций 4PL провайдеров, предоставляют также услуги сетевого бизнеса. Типичным примером 5PL провайдера является Amazon.com.

Можно долго дискутировать на тему определения и функционала каждого из пяти PL – провайдеров, так как до единого подхода и консенсуса в определении еще далеко. В то же время, потребности современного бизнеса то и дело ставят задачи, в том числе и найм PL-провайдера. И если компания задумалась над привлечением одного из них, то должна взвесить все ЗА и Против. Понять, что она потеряет (например, компетенцию), а что приобретет (например, высокий сервис и высокую цену своей продукции), и уже после этого принимать решение.

Нужно ли вам нанять 4PL, который будет координировать работу 3PL, который будет координировать работу 2PL и так далее, как во всем известной сказке. Или же не стоит плодить посредников, которые делают товар дороже.

Выбор за вами.

Вы нашли данную статью интересной? Будем признательны, если вы поделитесь ей с друзьями или разместите ссылку на своей странице в социальных сетях.

Виды логистики. 5 уровней логистического сервиса

Сегодняшние тенденции на мировом рынке по производству товаров и услуг таковы, что предприятия направляют свои усилия и капитал на профильную деятельность, предоставляя выполнение второстепенных функций аутсорсинговым компаниям или, реже, − специально создаваемым дочерним фирмам. В полной мере данная тенденция наблюдается и в логистической сфере.

Благодаря нынешнему направлению развития мирового бизнеса значительно выросло количество логистических провайдеров (посредников), которые оказывают комплексные логистические услуги. Стоит отметить, что, согласно Западной классификации логистической деятельности, в настоящее время выделяют 5 уровней логистического сервиса (Party Logistics – PL), которые отличаются и по спектру услуг, и по технологическому уровню:

1РL (First Рагtу Logistic) — Автономная логистика

Данный сервис называется еще логистическим инсорсингом и характеризуется тем, что грузовладелец сам выполняет все логистические операции. Данная технология сформировалась еще в 70-80-х годах прошлого века.

2РL (Second Рагtу Logistic) — Традиционная логистика

Второе название этой технологии: «логистика второй стороны» или частичный логистический аутсорсинг. При таком сервисе компания берет на себя часть логистических функций (планирование, складирование, формирование логистической цепочки), однако она прибегает к привлечению сторонней транспортной организации (подрядчика), так как сама не обладает собственным транспортом. В этом случае, обычно, привлеченная фирма имеет ограниченный функционал и регион перевозок и использует свой транспортный парк (материальные активы).

3PL (Third Рагtу Logistic) — комплексный логистический аутсорсинг

3PL-провайдер – это специализированная компания, которой поручается аутсорсинг всех или большей части логистических операций, то есть сам грузовладелец не занимается внешней логистикой. Провайдеры, относящиеся к данному типу, оказывают широкий спектр услуг и имеют в своем штате высококвалифицированных сотрудников. 3PL-провайдер не участвует в планировании всей логистической цепочки предприятия и не включен в хозяйственную деятельность клиента. Подрядчик оказывает комплекс услуг, в состав которых входят транспортировка товара, складирование, сквозное складирование, техническое управление складскими запасами, упаковка и экспедирование грузов.

К 3PL-провайдерам можно отнести те компании, которые оказывают подрядные услуги логистики и грузоперевозок, как, например, экспедиторские, курьерские и другие компании.

4РL (Fourth Рагtу Logistic) — интегрированный логистический аутсорсинг

Это сервис, при котором грузовладелец привлекает стороннюю логистическую компанию и дает ей право оказывать услуги не только по комплексной транспортной логистике, но и по планированию и проектированию цепочек поставок, а также передает ей задачи по управлению логистическими бизнес-процессами на предприятии.

Отметим, что если фирма-клиент пользуется услугами 3PL-оператора, то 4PL будет управлять и ими в том числе. Сегодня большое количество достаточно крупных компаний пользуются услугами 4PL-провайдеров, например, TOSHIBA, SONY, FORD и многие другие. Внедряя современные технологии в построение своего бизнеса, компании повышают свою конкурентоспособность и расширяют свое присутствие на мировом рынке.

5PL (Fifth Рагtу Logistic) — «виртуальная» логистика

Когда 4PL-провайдер начинает оказывать еще и услуги сетевого бизнеса, то он становится 5PL-оператором. Таким образом, это аутсорсер логистической сферы, который, используя глобальное информационно-технологическое пространство, способен оказывать весь спектр услуг. Яркими примерами 5PL-провайдеров можно назвать интернет-магазины, такие как eBay, Aliexpress, Amazon и др.

Многие эксперты считают, что 5PL-провайдеры сейчас не существуют и это лишь теория, что на самом деле это совершенствование 4PL-системы: автоматизация и оптимизация работы по поиску логистических решений.

Сегодня борьба ведется как на экономическом уровне между субъектами рынка, так и на уровне политических союзов. Ведь политика всегда играет ведущую роль в развитии информационной среды, а мировая элита готова её стимулировать для захвата ведущей позиции в технологической сфере. Не секрет, что ЕС активно выделяет денежные средства на развитие IT-технологий, в области логистики в том числе. Так, в течение 20-30 лет, на территории Евросоюза может быть разработана единая логистическая информационная сеть. А она, в свою очередь, даст толчок в развитии 5PL-провайдеров.

Фото: Источник: logist.ru

Переход логистических услуг в России с уровня 3-PL на уровни 4-PL–5-PL

Новые сервисы на рынке логистических услуг

Вадим Гринберг

В последние месяцы состоялся целый ряд интересных дискуссий, основными участниками которых стали крупнейшие логистические компании России. Их темой была ситуация, складывающаяся на рынке логистических услуг, его перспективы в усложнившихся экономических условиях. Лейтмотивом обсуждений стал тезис о том, что в таких условиях получают определенные преференции именно крупные компании. Имея больший доступ к кредитным ресурсам, они могут позволить себе работать с низкой рентабельностью и в то же время постепенно увеличить свою рыночную долю за счет тех, чаще небольших, предприятий, которые вынуждены уходить с рынка под давлением долговой нагрузки.

Рассматривая текущее состояние рынка логистических услуг через призму известного утверждения бизнес-тренеров о том, что «кризис – это время возможностей», мы решили провести опрос участников рынка. Цель, которую мы ставили перед собой, – не только еще раз оценить основные тенденции (они пока не слишком утешительны), но и постараться получить ответ на вопрос: остановит ли текущий кризис технологическое развитие в сфере логистики, либо проникновение на рынок новых технологий, новых решений в логистике – это процесс, который может идти вне прямой связи с экономическими индикаторами.

Поэтому один из первых вопросов, которые мы задали нашим респондентам, был вопрос о достоверной классификации логистических операторов. Не секрет, что термин 3-PL (аббревиатура от английского Third Party Logistics – трехсторонняя логистика, то есть предоставление комплекса логистических услуг от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров) получил настолько широкое распространение, что стал уже в большей степени именем нарицательным. Но сегодня мы все чаще слышим уже о появлении уровня 4-PL и даже 5-PL, для которых еще не прижились четкие и однозначные определения. А это достаточно важно, поскольку и тот, кто предлагает соответствующую услугу, и ее потребитель должны одинаково понимать ее содержание.

По мнению Галии Исламовой, руководителя департамента WH-проектов компании STS-Logistics, Second Party Logistics (2-PL) включает в себя транспортировку и складирование груза; Third Party Logistics (3-PL) – соответственно транспортировку, экспедирование, таможенную очистку, складирование и дополнительный спектр услуг по обработке, с частичным отражением в электронной информационной системе. Переход к Fourth Party Logistics (4-PL) расширяет этот список сервисов, добавляя к нему планирование и закупку. А перечень услуг уровня Fifth Party Logistics (5-PL) включает в полном объеме планирование, закупку, транспортировку, экспедирование, таможенную очистку, складирование, дополнительный спектр услуг по обработке грузов, контроль операций с полным их отражением в электронной информационной системе.

Александр Терюшов, руководитель отдела по разработке коммерческих предложений компании FM Logistic, считает, что само понятие «PL-провайдер» не является морфологически корректным, а его использование началось от термина 3-PL. Существует несколько видов аутсорсинга логистических услуг: например, привлечение компаний, которые оказывают услуги складирования грузов или транспортировки. Термин 3-PL означает привлечение внешней логистической компании, которая будет оказывать полный спектр услуг: управление запасами, транспортировку, хранение груза и его обработку. Клиент же будет просто контролировать деятельность этой компании.

По мнению эксперта, не так давно возникший термин 4-PL означает передачу логистики компании-интегратору, которая объединяет либо только логистических посредников (компании, оказывающие логистические услуги), либо 3-PL-провайдеров и логистических посредников. 4-PL-оператор осуществляет IT-интеграцию между IT-системами клиента, всех участников цепи поставок и своей собственной. Заказчик в этом случае общается по всем логистическим вопросам только с оператором по принципу «одного окна». Таким образом, все, что связано с товародвижением, отдается «на откуп» управляющей компании, которая и является 4-PL-провайдером. Как правило, у интеграторов нет своей инфраструктуры, нет своих складов и транспортных средств, зато есть хороший управленческий опыт и IT-решения.

Получив представление о классификации логистических решений, по сути определяющих глубину вовлеченности логистического партнера в бизнес компании-заказчика, необходимо также определиться с мотивацией потенциальных клиентов. Передача части собственных бизнес-процессов на аутсорсинг может происходить только на базе четкого понимания гарантируемых бонусов (например, финансового вы­игрыша за счет сокращения затрат) и является инструментом повышения эффективности бизнеса. Пока эта мотивация явно недостаточна.

Николай Воинов, генеральный директор компании Itella в России:

«В настоящий момент я бы охарактеризовал уровень развития российского логистического рынка как средний. В то время как, например, в Европе этот рынок является сложившимся, есть основные игроки, и борьба разворачивается за ценовое предложение. В России логистический рынок разнонаправлен и изменчив и развивается скорее по спирали, нежели линейно.

В транспортной логистике разворачивается серьезная борьба за клиента между большим количеством игроков. В складском сегменте крупных участников меньше, но рынок все равно нестабилен, особенно сейчас – во время экономического спада. На первый план для российских логистов в зависимости от ситуации попеременно выходят разные аспекты: качество операций, высокий уровень инноваций, низкая цена».

По мнению Николая Воинова, генерального директора Itella в России, одной из особенностей российского рынка логистики является тот факт, что в нашей стране до сих пор существует большой процент компаний, самостоятельно организующих логистические процессы, в том числе работу на складских площадках. В Европе и особенно в Америке многие компании фокусируются непосредственно на своем бизнесе, доверяя логистику профессионалам. У нас же еще не все предприятия осознали, что складские помещения должны быть специально подготовлены для проведения операций с товаром, в том числе оснащены системами пожаротушения и видеонаблюдения, пропускного режима, регулировки температурного режима и т. д. Оборудование для этих систем должно быть профессионально подобрано с учетом выполнения определенных операций, а также товарных групп, должны быть решены вопросы IT: приобретены необходимые лицензии, учтена стоимость возможных доработок WMS-системы. Все это удобнее доверить профессиональному логистическому провайдеру, для которого логистика – основной бизнес.

Высоко оценивает потенциал логистического аутсорсинга и Александр Терюшов: «На чем можно сэкономить? В первую очередь, это колебания складских запасов. У любого производителя товаров существуют потребности в складских запасах в тот или иной период времени. Если он проектирует собственный склад, то должна быть обеспечена возможность хранить в нем максимальные запасы товара, соответствующие сезону пиковых нагрузок на склад. Следовательно, в сезон наибольшего падения спроса будут оставаться пустые площади, на строительство, отопление и освещение которых необходимы соответствующие ресурсы. Передача складской логистики на аутсорсинг в данном случае является эффективным решением, так как у логистического провайдера будет несколько клиентов, каждому из которых он сможет предоставить необходимые площади в конкретный месяц. Точно так же логистический провайдер сможет оптимизировать использование человеческих ресурсов, оборудования и т. д. Аналогично возможна оптимизация транспортной логистики, когда логистический провайдер объединяет в одном транспортном средстве грузы различных клиентов, а клиенты получают возможность отправлять свою продукцию чаще и меньшими партиями».

Александр Терюшов, руководитель отдела по разработке коммерческих предложений компании FM Logistic:

«Российский рынок логистических услуг отличает сильная разница в подходе к логистике у различных компаний. Некоторые компании оперируют на складах класса А с современной техникой, используя процессы штрихкодирования, WMS, иногда – RFID-метки. Другие компании в то же время хранят продукцию на складах уровня C+, с некачественными полами, отсутствием отопления, должного освещения, и оперируют по старинке, мирясь с потерями, неприемлемыми для рынка сроками комплектации заказов, приемки и отгрузки товаров. В отношении аутсорсинга зачастую существует определенное предубеждение, основанное на мнении, что ни одна внешняя компания не сделает так хорошо, как своя служба логистики. Хотя при этом опыт грамотной организации логистики своими силами у компании отсутствует. На Западе это не так ярко выражено, т. к. компании-производители уже много лет активно занимаются оптимизацией издержек, а она невозможна без повышения эффективности тех или иных процессов, в данном контексте – логистики».

Казалось бы, выгода от использования аутсорсинга очевидна. Тем не менее большинство представителей крупных логистических компаний сетуют на недооценку российскими компаниями эффективности взаимодействия с профессиональными логистическими операторами. Неужели и здесь виноват пресловутый «менталитет», которым объясняется в том числе и недо­оценка аутсорсинга логистических услуг? Или все же существуют объективные условия, сдерживающие развитие рынка логистических услуг в России? Вот как характеризует различие ситуаций на мировом и отечественном рынках Николай Воинов: «Согласно последним исследованиям международных и российских аналитических агентств, доля логистического аутсорсинга в России оценивается на уровне 20%. В то время как в развитых странах Запада этот показатель составляет 40–50%. В России передача логистических услуг на аутсорсинг в основном ограничивается входящей и исходящей транспортной логистикой. Во всем мире данная услуга затрагивает не только внешние сегменты деятельности предприятий, но и управление запасами и в целом цепочками поставок продукции». С ним во многом согласны и другие эксперты. В частности, Галия Исламова указывает на то, что окружающая инфраструктура, к сожалению, не успевает за растущими требованиями рынка – это относится и к транспортной составляющей, и к кадрам, и к несовершенству законодательной базы. В то же время у логистического оператора, как правило, отлажена цепочка поставок, и, доверив ему эту часть бизнес-процессов, клиент в ответ получает увеличение уровня удовлетворенности своего конечного пользователя.

Галия Исламова, руководитель департамента WH-проектов компании STS-Logistics:

«Логистика на аутсорсинге для продвинутого клиента – это источник неисчерпаемых возможностей. Во-первых, она дает экономию за счет отказа от необходимости в собственных ресурсах (людских, материальных). Во-вторых, использование опыта провайдера открывает новые возможности, такие как предпродажная обработка товара на складе, доставка в еще не освоенные регионы. В-третьих, аутсорсинг обеспечивает более гибкое реагирование на изменение рынка. Ну и наконец, освободившее время и ресурсы можно задействовать на развитие своей деятельности, например на создание нового продукта или совершенствование интернет-магазина».

Так можем ли мы в сложившихся условиях рассчитывать на то, что рынок, несмотря на очевидные трудности не столько у логистических компаний, сколько у их существующих и потенциальных клиентов, будет развиваться не только количественно, но и претерпит серьезную качественную модернизацию? Опрошенные эксперты склоняются к положительному ответу на этот вопрос. И основным двигателем этого процесса будет, как ни странно, усиливающаяся конкуренция. На российском рынке сего­дня представлены не только местные компании, но крупные транснацио­нальные игроки. По многократно опробованной схеме первыми потребителями технологически продвинутых услуг (4-PL–5-PL) будут оперирующие здесь международные компании, связанные контрактами с логистическими операторами не только на территории России, но и по всему миру. За ними пойдут и российские компании, причем как конкурирующие с ними и предоставляющие аналогичные услуги, так и потребляющие их. Конкуренция, безусловно, сделает высокотехнологичные услуги более доступными.

Нельзя упускать из вида и новые направления бизнеса, активно развивающиеся в России именно сейчас. По словам Галии Исламовой, одно из направлений в стратегии развития ведущих игроков российского рынка – это освоение и предоставление услуг электронной коммерции. Так, интересная ситуация, в которой находится и будет находиться еще некоторое время рынок, побуждает запустить процесс пересмотра внутренних технологий и ассортимента предоставляемых услуг. У желающих начать оптимизацию своих ресурсов сейчас есть прекрасная возможность получить расширенный пакет услуг за минимальные вложения.

Александр Терюшов также высказал интересную идею о новых возможностях, которые открывает перед компанией привлечение внешнего логистического провайдера. Если вы – производитель продукции и ведете ваши продажи через ретейл-сети, то можете начать сотрудничество с логистическим провайдером, который помимо вас будет оказывать услуги этим же сетям. И тогда вы сразу избавляетесь от огромного транспортного «плеча», связанного с доставкой продукции с вашего склада на склад ретейлера, а оттуда – в магазины. Конечно, это возможно только в том случае, если логистический провайдер работает одновременно с производителями и ретейлерами в конкретном секторе (косметика, пищевая продукция, электроника). Также вы можете объединить свои запасы на разных складах в одном регионе под одной крышей на более крупной площадке провайдера, и таким образом существенно снизить расходы на транспортировку для ваших клиентов.

В целом опрос показывает, что сегодня российский рынок логистических услуг, хотя и находится в непростом положении, связанном с состоянием клиентов и некоторым снижением спроса, продолжает жить и развиваться. Многие компании, в том числе крупные зарубежные игроки, заплатили высокую цену за вход на этот рынок, что побуждает их стоически переносить временные трудности, используя кризисный период для оптимизации своей деятельности. Ряд крупных компаний рассчитывает даже расширить свое присутствие на рынке за счет ухода из него тех компаний, финансовая модель бизнеса которых оказалась неустойчивой к ухудшению конъюнктуры. Высокий уровень закредитованности, особенно в иностранной валюте, для многих стал неподъемным бременем.

В то же время постепенно меняется отношение к логистическому аутсорсингу и у российских компаний: число тех, кто сегодня высоко оценивает эффективность такой модели бизнеса, постоянно растет. Это открывает дополнительные перспективы для профессиональной логистики. Продолжается, хотя и не столь быстрыми темпами, как хотелось бы, внедрение в России философии 4-PL–5-PL.

Закончить хотелось бы словами Николая Воинова: «Многие российские клиенты по-прежнему предпочитают курировать логистические процессы самостоятельно, силами своих служб, нежели передавать это на исполнение логистическому провайдеру. Если же говорить о тех клиентах, которые отдают логистику на аутсорсинг, то в России выше его доля в транспортных услугах и ниже для 3-PL- и 4-PL-сервисов. Хотя картина постепенно меняется, а российские предприятия реального сектора экономики учатся правильно считать затраты на логистику и все чаще прибегают к услугам профессионалов, экономя деньги и время. Еще не так давно, в 90-х годах, у каждого предприятия был свой автопарк, даже небольшие компании имели у себя в штате водителей на ГАЗелях, которые решали все вопросы с транспортной логистикой. Сейчас такое наблюдается намного реже, доля аутсорсинга транспортной логистики достаточно высокая».

3pl, 4pl… – 6pl или Sexy Party Logistics. Договора на предоставление логистических услуг, логистический оператор и т.д. – миф или реальность. 6PL vs агент-табуретка

«Толковый словарь русского языка» С.

И. Ожегов, Н. Ю. Шведова

 

Бытует множество версий значения терминов 3PL и 4PL и т.д., но единого понимания, что же все-таки означают все эти PLи нет и не будет.

 

Существует легенда, что когда-то давным-давно, в стародавние времена, аж еще в прошлом веке некие забугорные консультанты «изобрели» нечто, связанное с товарными потоками, нарекли это нечто 4PL, а 4PL сделали это своей торговой маркой. На самом деле ничего конечно они не изобретали, а просто выдвинули теорию, что если товарными потоками будет управлять умный человек, профессионал, да еще владеющий всей информацией, то в конечном итоге затраты на обслуживание этих потоков могут стать несколько меньше, чем если этими же потоками будут заворачивать полные профаны.

Впоследствии уже другие многочисленные консультанты подхватили данную идею, а имя 4PL сделали нарицательным, да еще подвели якобы научно обоснованную базу и свою классификацию на остальные термины. Так родились 3PL, 5PL и иже с ними, а консультанты многочисленные стали с усердием великим и немалым рвением консультировать по этому поводу направо и налево.

Так ли это было на самом деле или нет – не суть. Суть в том, что одни придумывают новую классификацию старых вещей. Вторые описывают по-новому классифицированные старые вещи. Третьи уже ничего не понимают и бегут к первым за консультациями. А те им втюхивают «старый мешок старых мешков». И таких якобы консультантов развелось предостаточно. В результате потребитель все равно ничего не понимает, но уже за ту же услугу платит значительно большую сумму, потому как к самой, что ни на есть обыкновенной услуге приляпаны магические буковки и циферки. А на самом деле потребители должны в первую очередь думать о предлагаемых услугах, а не пытаться разобраться в терминологии, и чем хранение и соответственно ценообразование у этого самого пресловутого 3PLя отличается от хранения у обычного хранителя. У него ЧО воздух чище? Хранение кошерное? Может скорость хранения выше?

Прошли годы, но и по сей день среди логистов нет единого понимания, что же все-таки означают все эти PL. Есть явные различия в понятийном аппарате, причем различия эти формируются уже на уровне букварей по логистике.

 

Cherche la femme

Кому все ЭТО выгодно, и для чего все ЭТО с таким напором (нахрапом) продвигается на рынок?

Если дословно перевести PL (Party Logistics) с аглицкого как «сторона логистики», становится понятно, что никаких 4PL и 5PL просто не может быть. Если же понимать под PL прибавление дополнительных услуг, тогда их может быть бесконечно много — особенно если при добавлении провайдером новой услуги добавлять ему новую PL. Можно даже новую классификацию утвердить, например одна услуга – 1PL, две – 2PL и т.д. Ну как в Египте для отелей – по количеству пальм и кустиков на одного отдыхающего, и в зависимости от количества зеленых насЛаждений или наВаждений присваивать PLку и сертификаты выдавать. И, скорее всего так и планировалось, ибо на выдаче «звездатых сертификатов» можно было бы очень неплохо «зарабатывать», но что-то у корифеев от логистики не срослось. А могло ли?

 

Логистика…

Прежде чем ответить на этот вопрос, попробуем для начала разобраться что же такое «логистика».

Есть «6R» с которыми, я надеюсь, никто тут спорить не будет. The right product at the right time in the right place… etc (нужный товар – в необходимом количестве – необходимого качества – в нужное время – в нужное место – по нужной цене). Почему всего шесть? Да потому что остальные – это производные, и в данном случае не нужны. Следовательно, логистика это оптимальное (оптимум, выражаясь умными словами). Рассмотрим на доступном примере, т.е. не выражаясь.

Что такое логистика в армии? Это обеспечение солдата.

Что должен (оставим за скобками почему он должен, кто ему дал в долг и зачем оно ему вообще) солдат? Правильно, стойко переносить все тяготы, невзгоды и лишения воинской службы.

Что такое солдат? Это пушечное мясо. Какое предназначение или так сказать какова цель назначения у пушечного мяса? Правильно, ядро. Следовательно, пушечное мясо должно дойти до своей цели назначения (ядра) с оптимальными потерями и затратами. Солдат должен дойти до ядра, а не сдохнуть раньше от голода, и не быть раздавленным под тяжестью собственного обоза. То есть его нужно обеспечить оптимально, а это обеспечение и будет логистика. Правда, стандарты «нужности» в разных армиях тоже разные, но это к делу не относится.

Теперь нужно помянуть (не к ночи, так что все нормально) бородатого дядьку, т.е. Карла Маркса. А точнее его учение о прибавочной стоимости. И понеслось…

Что такое хозяйствующий субъект? То, что создает эту самую прибавочную стоимость. Что такое логистика этого самого хозяйствующего субъекта? А вот то самое обеспечение с учетом тех самых 6R(6Н).

Ну а дальше самое интересное – выкидываем одну «R», причем любую, и вот уже нет логистики.

Зачем мне ненужный товар, хоть и почти даром, но если его никто не покупает? Или икра черная для солдата нужна? – Нужна, да только дорого. И вообще, икра это атрибут власти, а не пушечного мяса. Солдат с черной икрой это такой же нонсенс, как и солдат с мигалкой. Или солдатская каша, после того как этот самый солдат уже повстречался с ядром. Ну и самый понятный пример: смена белья, когда первый барак меняется со вторым – нормальное явление для армии. А введи третью переменную и куда тебя с ней прапор пошлет? Каждый прапорщик знает, что если хотя бы одной «R» не будет, не будет и смены белья. Расчет «на первый, второй, третий» это удел высшего командного состава, который, как правило, при смене белья не присутствует.

И так логистика это «6R». Ни 5, ни 4, ни…, а именно 6 (шесть). То есть то с чего мы и начали данное повествование: если товарными потоками будет управлять умный человек, профессионал, да еще владеющий всей информацией, то в конечном итоге затраты на обслуживание этих потоков могут стать оптимальными. И ведь ни поспоришь…

 

Аутсорсинг

Спорить с прописными истинами дело неблагодарное, но вся беда в том, что умные консультанты предлагают то отдать это «наше все» на сторону, на так называемый аутсорсинг, логистическому провайдеру. И тут наступает первое противоречие: хочешь сделать хорошо – сделай это сам. Опять же если отдать все, то, что делать самому? И кто такой этот логистический провайдер, чтобы ему все отдавать? И самое главное – зачем?

В принципе, если бы были ответы на эти вопросы, то дальнейшее разбирательство и не потребовалось бы, но их нет. Есть различные ухищрения сказочников от маркетинга, которые в зависимости от ситуации предлагают различные полумеры, типа все отдавать то вовсе и не нужно, а достаточно только 3PL или 4PL, ну, в крайнем случае, 5PL. Но как мы уже знаем логистика это «6», а не 5, и не 4, а именно 6 (шесть), т.е. 6PL. Следовательно, если один хозяйствующий субъект передаст только часть своих функций другому хозяйствующему субъекту, то этот другой хозяйствующий субъект уже не будет логистическим провайдером. Провайдером услуг будет, а логистическим провайдером нет. Ну а, кроме того, как показывает практика, если есть два хозяйствующих субъекта, то в конечном итоге обязательно возникают споры этих хозяйствующих субъектов, а хозяйственные споры в конечном итоге приводят к удорожанию продукции или услуг. Чтобы споры не выходили за рамки приличия, стороны заключают договора и обязуются действовать в рамках закона. И тут наступает второе противоречие…

 

Договор на предоставление логистических услуг, на обслуживание xxxPL провайдером и т.д.

Согласно статье 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Но при этом согласно статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В самом начале статьи мы уже задавались вопросом, чем хранение и соответственно ценообразование у этого самого пресловутого 3PLя отличается от хранения у обычного хранителя? Ни чем. Соответственно и правила, по которым эти PL операторы будут хранить должны быть теми же что и у обычного хранителя, т.е. либо Гражданский кодекс РФ Глава 47. Хранение, либо законодательство о Транспортной экспедиции.

Договор можно назвать как угодно. Можно обозвать договором на предоставление логистических услуг, на обслуживание xxxPL провайдером и т.д., но суд в случае спора хозяйствующих субъектов будет квалифицировать этот договор не по названию, а по сути предмета договора, и применять к нему правила, установленные законом и иными правовыми актами. Да и налорги тоже будут требовать первичные документы в соответствии с правилами хранения, либо транспортной экспедиции, а не пресловутыми логистическими услугами. Про документооборот уже написано предостаточно (см. статью «Очень ответственное хранение»), и поэтому подробно останавливаться тут не будем.

Но кроме этого, если действовать, строго соблюдая все правила, то в соответствии с установленными в законах нормами на xxxPL провайдера возлагается некоторая ответственность. Но так как по условию товарными потоками будет управлять умный человек, профессионал, да еще владеющий всей информацией, то вполне естественно, что этот умный человек попытается максимально с себя эту ответственность спихнуть, ибо иначе он не будет шибко умным. Спихнуть на того, кто реально выполняет данные работы. Практика показывает, что большинство так называемых логистических провайдеров реально сами не выполняют никаких работ, а являются исключительно посредниками между грузовладельцем и хранителем или перевозчиком. Прикрываясь заумными фразами типа «виртуальной интеграции цепей поставок», выстраивается специфическая надстройка, позволяющая контролировать товарные и финансовые потоки от грузовладельца к реальным исполнителям. В результате мало того, что у хозяйствующего субъекта – грузовладельца отсутствует информация о реальной себестоимости услуг, но по большей части xxxPL провайдер еще и не несет никакой ответственности ни за принятый на хранение товар, ни за отправленный груз, ни за те финансы, которые этот PL-оператор пропускает через себя.

В прошлом номере мы уже рассматривали вопрос об уходе от ответственности диспетчера (см. статью «При перевозке груза третий — лишний. Кто за это платить будет?»). Аналогичная ситуация складывается и xxxPL провайдерами, который также является с одной стороны агентом перевозчика или хранителя и представляет его интересы, но параллельно этот же xxxPL провайдер представляет интересы и грузоотправителя (грузовладельца) по другому договору. В этом случае наступает такое же противоречие с действующим законодательством, о котором стоит упомянуть еще раз.

Дело в том, что согласно п.3 ст.182 ГК РФ представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично. Он не может также совершать такие сделки в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев коммерческого представительства. А согласно п.2 ст.184 ГК РФ одновременное коммерческое представительство разных сторон в сделке допускается с согласия этих сторон и в других случаях, предусмотренных законом. При этом коммерческий представитель обязан исполнять данные ему поручения с заботливостью обычного предпринимателя. Иными словами Диспетчер обязан согласовать с грузоотправителем заключение агентского договора с перевозчиком (и наоборот), а 3PL провайдер должен будет согласовать и с хранителем и с поклажедателем.

Согласно п.3 ст.184 ГК РФ коммерческое представительство осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме и содержащего указания на полномочия представителя, а при отсутствии таких указаний — также и доверенности. Согласно п.4 ст.184 ГК РФ особенности коммерческого представительства в отдельных сферах предпринимательской деятельности устанавливаются законом и иными правовыми актами.

 

Итого необходимо письменное согласие от всех сторон, т.е. трехсторонний договор, что на самом деле неприемлемо для самого xxxPL провайдера, ибо пропадает основной его стимул к выстраиванию подобной схемы – сокрытие истинных сумм платежей от своих принципалов.

 

Тяжелые последствия

К сожалению, анализ довольно большого количества заключаемых договоров между грузовладельцем и xxxPL провайдером (оператором) показывает, что по сути своей это договора на информационное обслуживание или управление информационными потоками. Подобные договора не несут для провайдеров-операторов никаких обязательств по отношению к товарам, ибо не являются реальными договорами, то есть не представляют собой классическую элементарную конструкцию, предусмотренную Гражданским кодексом. Согласно требованиям ГК РФ, если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, то договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества. Данное правило, установленное в п.2 ст.433 ГК РФ, применяется к реальным договорам, т.е. таким, для заключения которых необходимы как согласование сторонами условий, так и передача имущества (например, договоры перевозки, хранения на товарном складе и др.). Но в большинстве случаев xxxPL провайдер и не оформляет путем выдачи соответствующего транспортного или складского документа прием товара или груза, а за него это делают другие.

Следовательно, и ответственность за сохранность товара или груза целиком и полностью ложиться на реальных хранителей и перевозчиков. И если хранителя еще как-то можно найти и вполне возможно наложить арест на его собственность (здание склада) и тем самым взыскать убытки, то с перевозчиками все намного сложнее. Кроме того, те платежи, которые грузовладелец перечисляет xxxPL провайдеру за хранение или перевозку, согласно подобному договору не дают никакой гарантии грузовладельцу, что в будущем перевозчик или хранитель не предъявит ему иск о неоплате оказанных услуг. Согласно требованиям п.1 ст.785 ГК РФ обязанность уплатить за перевозку установленную плату возложена именно на грузоотправителя, а согласно требованиям п.1 ст.907 ГК РФ обязанность уплатить вознаграждение за хранение — на поклажедателя.

Любой так называемый логистический оператор, провайдер и т.д. в тяжелую годину кризиса или при наступлении чрезвычайной ситуации, например при утере или порче груза, всегда может сказать в суде: «Да мы работали с этим грузовладельцем длительное время, но последнее время он начал работать напрямую со складом или перевозчиком, а от наших услуг вероломно отказался». И в подтверждении его слов будут первичные документы, составленные при приеме товара на хранение и выдаче с него в которых он даже не поименован, и в ТТНках он тоже грузоотправителем не числится. В таком случае любой нормальный суд совершенно законно в иске грузовладельца к этому оператору откажет с мотивировкой «отсутствие законных оснований» (см. статью «При перевозке груза третий — лишний. Кто за это платить будет?»).

 

Реальная возможность

Фактически единственно возможным договором на т.н. «логистическое обслуживание», по которому можно и законно оказывать услуги xxxPL провайдера (оператора) является договор транспортной экспедиции. В этом случае xxxPL провайдер должен принять груз у грузовладельца, выдать ему складскую расписку и только потом уже от своего имени сдавать этот груз на хранение или производить другие операции, такие как, например отправка конечному потребителю, но при этом он понесет полную материальную ответственность за груз и за все действия как свои, так и третьих лиц. Только по договору транспортной экспедиции xxxPL провайдер получает возможность не показывать истинную себестоимость услуг (вознаграждение экспедитора за выполнение работ по договору устанавливается в твердой денежной сумме). При этом экспедитор не может влиять ни на размер товарного запаса, ни на пути сбыта, все его действия должны быть в строгом соответствии с поручение экспедитору.

Но даже если в договоре на «логистическое обслуживание» будут прописаны правила и документооборот, предусмотренный действующим законодательством о Транспортной экспедиции, а данные правила будут неукоснительно соблюдаться, получить что-либо с экспедитора за утраченный груз, у которого кроме двух столов и одной табуретки на балансе больше ничего нет, все равно будет проблематично.

 

Красиво сложенные теории о внешнем логистическом управлении цепями поставок в современных логистических букварях на поверку оказываются фикцией несоответствующей закону и не выдерживают проверку элементарной логикой. Сомнительно чтобы авторы этих букварей за более чем десять лет существования Гражданского кодекса Российской Федерации с ним ни разу не столкнулись и про существующие противоречия с действующим законодательством ничего не знали и даже не догадывались. Более вероятным будет, скорее всего, то что, вытащив из недр зарубежной печати, хорошо продаваемый термин xxxPL, и предвкушая возможные золотые горы, срубаемые с сертификации PLе-носителей, логистические столпы так и не смогли подвести законодательную основу и оставили все до лучших времен. А пока довольствуются втюхиванием «старого мешка старых мешков» и продажей букварей.

А пипл хавает…

Владислав Артамонов

Статья опубликована в журнале «Вестник транспорта»

№5-2009 (май)

См. также:

Статью «При перевозке груза третий — лишний. Кто за это платить будет?»

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 апреля 2009 г. N 09АП-10176/2009 и Постановление апелляционной инстанции от 25 июня 2009 г. N 09АП-10176/2009

Сказку 3/10-01 Экспедитор-сэкспедитор

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

3PL логистика – это или все уровни классификации PL

 Развитие отечественной логистики сопровождается расширением комплекса услуг, оказываемых в этой сфере. Средние и мелкие компании все чаще пользуются аутсорсингом, передавая часть функций управления оператору (логистическому провайдеру). Крупные фирмы имеют штат сотрудников в области логистической системы, но они привлекают специалистов по отдельным направлениям.

Чем привлекателен аутсорсинг?

Развитие торговой деятельности связано с решением большого количества вопросов. Практичным выбором в такой ситуации становится передача логистических функций внешним компаниям. Пользование аутсорсингом дает компании несколько преимуществ:

  • Снижение рисков, сопровождающих логистические процессы.
  • Руководство концентрируется на основных направлениях бизнеса.
  • Наблюдается ускорение логистического цикла.
  • Улучшается анализ рынка, повышается уровень адаптации к его изменениям.
  • Полный спектр услуг и сопровождение на всех этапах сделки.

К основным видам деятельности, передаваемым оператору, относится: складские услуги, таможенное оформление и очистка, грузоперевозки, страхование, фрахтовые расчеты, аудит и многое другое.

Классификация провайдеров логистики PL

PL (party logistics) означает «сторона логистики», этот термин дополняется цифрами от 1 до 4, определяющих степень вовлечения провайдера и технологический уровень услуг. Провайдер должен быть юридическим лицом и иметь лицензию на перевозку особых категорий грузов (спирт, опасные грузы). Это требование особенно актуально для компаний, оказывающих услуги 3PL и 4PL. Классификация операторов зависит от уровня сервиса:

1PL – владелец груза выполняет все логистические операции самостоятельно. Это уровень автономной логистики, появившийся еще в 70-80 годы XX века.

2PL – простая форма аутсорсинга, оператор организует транспортировку и складское размещение груза. Провайдерами такого уровня является большинство отечественных грузоперевозчиков. Они имеют материальную базу в виде парка техники различной грузоподъемности и занимаются обеспечением перевозок.

3PL – провайдер оказывает комплексные услуги по доставке. В этот перечень входит: перевозка, маркировка, упаковка, перегрузка и другие операции.

4PL – оператор с самой высокой степенью вовлечения в бизнес клиента. Происходит интеграция всех компаний, имеющих отношение к цепи поставки груза. Оператор управляет всеми процессами и контролирует их качество.
Расширение сервиса привело к появлению дополнительной категории – 5PL. Таких операторов немного, к функционалу провайдеров уровня 4PL они добавляют поддержку современных информационных технологий.

3PL логистика – функции и возможности

Провайдерами уровня 3PL становятся логистические компании, расширившие список оказываемых услуг. Кроме транспортировки груза они берут на себя:

  • консолидацию отправок
  • оформление платежей
  • консультационные услуги
  • таможенное представительство
  • экспедирование
  • информационное обеспечение
  • сопровождение груза
  • возврат товара
  • страхование товара

3PL логистика – это уровень большинства современных операторов. Благодаря использованию аутсорсинга заказчик передает провайдеру свои функции и дистанцируется от бизнес-процесса. Оператор имеет широкие возможности по обеспечению своевременной и безопасной поставки. Он не только располагает парком различных автомобилей, но привлекает к осуществлению перевозки другие виды транспорта – морской, воздушный, железная дорога.

В штат компании включены специалисты различных областей: юристы, бухгалтеры, таможенные брокеры. Их высокая квалификация позволяет проводить профессиональные консультации и организовать взаимодействие с налоговыми и таможенными органами.

Для оказания сервиса заявленного уровня 3PL компания должна иметь в собственности или арендовать объекты, формирующие инфраструктуру:

  • Складской комплекс, имеющий класс B и выше (бетонное или асфальтное покрытие пола, отопление, вентиляция, пожарная сигнализация, охрана по периметру и другое). Такой склад позволяет расширить возможности обработки грузопотоков, повысить их эффективность, обеспечить высокое качество оказываемых услуг. Помещение и оборудование должно способствовать обработке разнородной номенклатуры товаров. Также важен запас площади, который может понадобиться при сезонных увеличениях объема грузопотоков.
  • Транспорт различного вида и тоннажа, позволяющий осуществлять перевозки.
  • Перевалочные склады – помещения, необходимые для хранения товара при перегрузке с одного вида транспорта на другой.

Чтобы составить достойную конкуренцию на рынке провайдеров логистики, оператор должен регулярно оптимизировать работу с поставщиками, схемы перевозки, систему складской обработки и таможенного оформления.

Преимущества 3PL оператора

  1. Отличительная характеристика провайдера такого уровня – полная ответственность по аутсорсингу. Компания несет все риски по принятым обязательствам, она отвечает за возможную утерю или повреждение груза.
  2. Использование программного обеспечения при проведении логистических операций и управлении процессами. Компьютерная поддержка упрощает учет оказанных услуг.
  3. Разветвленная транспортная сеть – компания выполняет международные перевозки с использованием собственного транспорта и привлечением необходимой техники.
  4. Высокий уровень оснащенности объектов, обеспечивающих складские услуги.
  5. Размер стоимости оказываемых услуг – конкурентоспособные цены один из эффективных способов привлечь клиентов. Выбор оператора всегда включает анализ цен на предоставляемые услуги.

При увеличении количества функций и их оказании на качественно новом уровне 3PL оператор перейдет на следующую ступень классификации, станет 4PL провайдером. Его отличие в возможности сочетать стратегическое и оперативное управление, оптимизируя всю логистическую цепочку.

4PL провайдер Logistic Solutions, логистический оператор в России

Высокая конкуренция на внешнем и внутреннем рынке заставляет компании искать варианты снижения стоимости продукции, ее доставки до конечного потребителя. Для этого привлекаются различные аутсорсинговые фирмы, с помощью которых удается высвободить ресурсы на профильную деятельность. В сфере логистики 4PL оператор берет на себя всю транспортную цепочку от грузовладельца до получателя, осуществляет планирование деятельности, выполняет массу других функций.

Функции провайдера услуг 4PL

Современный логистический аутсорсинг является перспективным направлением деятельности. В отличие от уровней 3PL и 2PL, провайдер становится полноценным участником бизнес-процессов компании-заказчика. В штате логистического оператора 4PL состоят квалифицированные сотрудники, специалисты в своей отрасли, имеется необходимый транспорт и ресурсы.

Заключение соглашения о сотрудничестве с 4PL провайдером позволяет оптимизировать и сократить расходы предприятия, более грамотно использовать имеющиеся ресурсы. Непрофильная деятельность переходит на аутсорсинг, что положительно сказывается на прибыльности бизнеса.

Стандартным набором функций логистического провайдера уровня 4PL является:

  • на начальном этапе сотрудничества изучаются имеющиеся схемы доставки продукции до потребителя, производится их анализ и оценка эффективности;
  • сотрудники оператора занимаются разработкой стратегии, предлагают оптимальные решения в сфере логистики;
  • производится подбор контрагентов, сравнение осуществляется по целому ряду значимых параметров;
  • 4PL логистика предполагает организацию и расчет эффективности всех звеньев в цепи поставки товаров от производителя до конечного потребителя;
  • прорабатываются возможные маршруты доставки, выбираются лучшие пути и способы достижения целей;
  • логистическая компания помогает контрагенту в поиске зарубежных партнеров и заключении контрактов, контролирует выполнение условий сделки и гарантирует прозрачность операций;
  • в функции провайдера входит подбор транспортных компаний, страховщиков груза, любые операции, связанные с доставкой товаров до получателя;
  • оператор 4L занимается оформлением необходимых документов, осуществляет управление запасами продукции, сокращает время от формирования заказа до получения оплаты.
  • Оформление таможенных процедур и консультирование клиентов по вопросам логистики также входит в обязанности провайдеров 4PL.

Выбрать надежного 4PL-оператора на рынке достаточно сложно. Подобные услуги предоставляет большое количество компаний, но только лучшие из них способны обеспечить сервис высочайшего уровня.

Преимущества интегрированного логистического аутсорсинга

Для любой коммерческой компании основной целью является получение прибыли. В условиях жесткой конкуренции стандартные способы снижения себестоимости продукции исчерпали себя. Предприятия стараются получить преимущества другими способами. Передача логистики в доставке товаров на аутсорсинг является одним из лучших вариантов. К достоинствам привлечения 4PL-операторов можно отнести:

  • при ведении внешнеэкономической деятельности затраты на содержание собственной службы могут оказаться значительными, аутсорсинг в среднем обходится намного дешевле;
  • привлечение специалистов в области логистики позволяет добиться отличного результата при небольших затратах, квалифицированный сотрудник 4PL-провайдера способен существенно повысить результативность ВЭД;
  • доставка грузов осуществляется намного быстрее, вне зависимости от дальности, сложности перевозки, необходимости декларирования товара на таможне;
  • логистические компании гарантируют сохранность грузов, несут полную материальную ответственность за их целостность.

Услуги квалифицированных 4PL-провайдрев являются востребованными на рынке. Для любого предприятия организация поставок занимает много времени, требует привлечения ресурсов. Передача логистики на аутсорсинг выгодна с финансовой точки зрения, позволяет добиться отличного результата без лишних потерь времени. Сложность и дальность перевозки не имеют значения, если к работам привлекаются профессионалы.

Другие статьи:

Введение в логистику — 3PL и 4PL Unleashed