Четыре вида рекреационного времени: Структура рекреационного времени в течение жизни человека (1)
Общая характеристика функций свободного времени в науке рекреалогии
1.Общая характеристика функций свободного времени в науке рекреалогии.
Рекреалогия – наука о восстановлении и развитии живых сил организма.
Основная задача рекреалогии — изучение содержания и условий деятельности человека, осуществляемой в нерабочее время.
Рекреалогия как наука сформировалась приблизительно в 1960 году. Конечно, она существовала и до нашей эры, например бани в древнем Риме или ароматические воды. Но системно она начала формироваться в 1950-х годах. Предпосылками зарождения науки рекреалогии выступили:
революционные процессы, которые осуществлялись в последние 50 лет, происходящие в сфере человековедения (т.е. экологии человека, физиологии, психологии).
труд стал очень интенсивным
не только физически, но и психически
(это связано с научно-
С точки зрения специалистов рекреация – восстановление сил, перемена деятельности, осуществление процесса отдыха.
Можно выделить две основные функции свободного времени:
1) восстановление сил
человека, поглощаемых средой труда
и иными непреложными
2) духовное и физическое
развитие. Восстановительные функции
(психофизиологические) включают питание,
сон, движение. Они выполняют функции
простого восстановления
Функции рекреационной деятельности:
- Воспроизводящая функция – направлена на восстановление сил, затраченных в процессе производства и выполнения бытовых функций.
- Воспитательная функция – направлена на воспитание в человеческом сознании гуманного отношения к человеку, природе и обществу.
- Гуманитарная функция – состоит в представлении возможностей для развития личности, расширения познавательного горизонта, творческого потенциала личности.
Традиционно в качестве важнейших форм социального времени выделяют рабочее и нерабочее время.
Рабочее время – время производства материальных и духовных благ в процессе общественно необходимого труда.
Нерабочее время включает в себя:
-атраты связанные с перемещением к месту работы и обратно, производство материальных благ.
-затраты на домашний труд и самообслуживание
-удовлетворение различных физических потребностей
-свободное время (чем больше свободного времени, тем более высоко развито общество)
-время бесцельного время провождения
-рекреационное время
Свободное время представляет собой часть нерабочего времени остающуюся у человека за вычетом неопределенных и неприложенных затрат.
С точки зрения туризма, в свободное время не входит:
-сон
-уход за детьми
-занятие домашним хозяйством.
Чрезвычайно
важным моментом при анализе
свободного времени является
определение его роли и места
в жизни общества и образе
жизни. Так как представление
о свободном времени является
диалектичным, необходимо иметь
понятие о том, что нужно
компенсировать с более
Разнообразные занятия людей в свободное время, направленные на восстановление здоровья и физических сил, всестороннее развитие личности, называются рекреационной деятельностью.
Рекреационное время – это часть социального времени личности, социальной группы используемая:
-для сохранения человека
-для восстановления человека
-для развития физического и духовного здоровья человека
-для интеллектуального совершенствования человека
Право личности
на развитие и самоутверждение,
В целом ,количество свободного времени никакого реального влияния на развитие рекреационной деятельности не оказывает. В зависимости от типа культуры и уровня развитости общества, понятия свободного времени и рекреация существенно различаются. Оба эти понятия в высшей степени относительны, и нет никаких оснований или данных для приведения их к общему знаменателю.
Вместе с тем не следует путать данное понятие с понятием «рекреационное время »,под которым понимается время реализации реализации рекреационной функции (расширенное воспроизводство живых сил человека).
Рекреационное время (как и свободное) имеет определенную структуру.
Типичный пример –структура рекреационного времени в течении жизни человека (таб.1)
Структура рекреационного времени в течении жизни человека
Виды рекреационного времени | Продолжительность | |
тыс. часов | доля, % | |
Инклюзивная (в течении рабочего времени) | 20,0 | 4,0 |
Ежедневно (после работы) | 204,4 | 40,0 |
Уик-енд (в конце рабочей недели) | 178,1 | 34,8 |
Отпускное | 40,3 | 8,0 |
Пенсионное | 70,1 | 13,2 |
Итого | 512,9 | 100,0 |
Таб.1
Выделенные массивы рекреационного времени по-разному выполняют функции простого и расширенного воспроизводства сил индивида.
Инклюзивное время – время
простого компенсаторного восстановления
сил, ежедневное время- компенсаторно-расширенного
восстановление, уик-енд –расширенно-
-инклюзивная — рекреационная деятельность, встроенная в бытовую и трудовую деятельнность;
-ежедневная — постоянная рекреационная деятельность: краткосрочные прогулки, утренняя зарядка, купание, чтение;
-еженедельная – рекреационная деятельность, отнесенная на конец рабочей недели (уик-енд): поездки за город, на дачу и т.д.;
-отпускная – рекреационная деятельность, отнесенная на конец рабочего года;
-компенсаторная – рекреационная деятельность, компенсирующая затраты живых сил человека до нормального уровня;
-расширенная- рекреационная деятельность, позволяющая компенсировать
затраты живых сил человека с определенным запасом.
Традиционно в качестве важнейших форм социального времени выделяют рабочее, нерабочее (син.- внерабочее) время, а в рамках последнего – свободное время. Рабочее время рассматривается как время производства материальных и духовных благ в процессе общественно необходимого труда.
Нерабочее время характеризуют чаще всего как время, включающее: затраты, связанные с работой на производстве (передвижение к месту работы и обратно, затраты времени на предприятиях, не входящие в состав оплачиваемого времени и т.д.) , на домашний труд, самообслуживание, удовлетворение физических потребностей. Особую роль в его рамках занимает свободное время, представляющее собой часть «нерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающееся у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат.»
Рекреационное время – часть социального времени личности, группы, общ9ества, используемая для сохранения, восстановления и развития физического, духовного здоровья и интеллектуального совершенствования.
В настоящее время рекреационное время для большинства групп людей не выходит за пределы свободного времени: более того, сегодня только часть свободного времени, расходуемая на восстановление и развитие здоровья населения и его интеллектуального совершенствования, может быть определенно как рекреационное. На повестку дня встала новая задача – превращение свободного и нерабочего времени (т.е. 75% общего недельного бюджета времени) в рекреационное время.
В рамках рекреационного времени приходится различать время отдыхающих и организаторов отдыха. Если для отдыхающих рекреационное время рассматривается, прежде всего, с личностных позиций, то время организаторов отдыха – это время формирования и функционирования деятельности, направленной на обеспечение рекреационных потребностей населения.
Характерными свойствами рекреационного времени выступают иерархичность, квантованность, изменчивость и функциональность.
Иерархичность рекреационного времени обусловлена разномасштабностью отрезков свободного времени в социальном времени. Единицами измерения, изучения социального времени выступают жизнь (детство, зрелость, старость), год, неделя, сутки. В рамках этих периодов формируется структура социального времени, определенный ритм в чередовании рабочего и нерабочего времени.
— В суточный период, характеризующий обычный трудовой день, включены компактные периоды нерабочего времени – до работы, во время обеденного перерыва, после работы.
— Недельный период включает помимо регулярно повторяющихся интервалов суточного нерабочего времени и время «уик-энда», обычно совпадающего с днями субботно — воскресного отдыха.
— Годовой период включает еще один-два интервала компактного нерабочего времени – это отпускное время. Для учащихся вместо отпуска выделяется время каникул (от четырех до двух интервалов в год).
— Жизненный период охватывает всю жизнь человека, включая и то время, когда человек не занят на производстве – детство, нахождение на пенсии.
В рамках исследуемого социального времени отмечается определенная пропорциональность, квантованность. Это отпускное время, «уик-эндное» время и отрезки времени, выделяемые на рекреацию в течение будничного дня.
Нерабочее
рекреационное время в течение
будничного дня – это, прежде всего,
время после работы (длительность
которого может достигать 4-5 часов). «Уик-эндное» время для
2.Характеристика
классификаций и групп
В научной литературе встречаются
разнообразные классификации и
группировки рекреационной
По характеру используемых транспортных средств | Автомобильная (индивидуальная), автобусная, авиационная (рейсовая и чартерная), железнодорожная, теплоходные (морская, речная, круизная) |
По степени подвижности | — Стационарная — Кочевая |
По количеству участников | — Индивидуальная — Групповая |
По возрастному признаку | — Детская — Взрослый — Смешанная |
По характеру организации | — Регламентированная (плановая) — Самодеятельная: организованная, неорганизованная |
По сезонностью | — Круглогодичная — Сезонная: летняя, зимняя |
По территориальному признаку | — Пригородная (местная) — Внутрирайонных (общегосударственная) — Международная |
По продолжительности | — Кратковременная — Длительная |
По правовому статусу | — Национальная (внутренняя) — Международная (иностранная) |
По характеру
использования рекреационных | — Климатолечебных,
бальнеологическая, — Маршрутная, прогулочная
и спортивная, промышленно-прогулочная,
купально-пляжная, водно- |
По главным мотивом рекреации | — Лечебная — Оздоровительная и спортивная — Познавательная |
Главная > Рекреация | ||
| ||
Отдых, досуг и спорт – Реабилитация на базе сообщества: Руководство CBR
Введение
Подобно культуре и искусству, отдых, досуг и занятия спортом играют важную роль в сообществах. Их многочисленные преимущества включают улучшение здоровья и благополучия людей, содействие расширению прав и возможностей людей и содействие развитию инклюзивных сообществ. Отдых, досуг и спортивные мероприятия могут охватывать отдельных лиц, небольшие группы, команды или целые сообщества и подходят для людей всех возрастов, способностей и уровней навыков. Типы отдыха, досуга и занятий спортом, в которых участвуют люди, сильно различаются в зависимости от местного контекста и, как правило, отражают социальные системы и культурные ценности.
Участие в рекреационных, досуговых и спортивных мероприятиях может быть одной из немногих возможностей, которые есть у людей с ограниченными возможностями, чтобы участвовать в общественной жизни за пределами своих ближайших родственников. Право на участие в этих мероприятиях выделено в поле ниже. Как и в случае с культурой и искусством, люди с ограниченными возможностями могут участвовать активно (например, в качестве членов баскетбольной команды) или пассивно (например, в качестве зрителей на футбольном матче).
ВСТАВКА 18
Конвенция о правах инвалидов, Статья 30, пункт 5: Участие в культурной жизни, отдыхе, досуге и спорте (2)
В целях предоставления лицам с ограниченными возможностями возможности участвовать на постоянной основе вместе с другими в развлекательных, досуговых и спортивных мероприятиях, Государства-участники принимают надлежащие меры для: а) поощрения и поощрения участия в максимально возможной степени лиц с инвалидность в основных спортивных мероприятиях на всех уровнях; б) иметь возможность организовывать, развивать и участвовать в спортивных и оздоровительных мероприятиях для инвалидов; в) иметь доступ к спортивным, рекреационным и туристическим объектам; г) обеспечить детям с ограниченными возможностями равный с другими детьми доступ к участию в играх, отдыхе, досуге и спортивных мероприятиях; д) иметь доступ к услугам лиц, занимающихся организацией рекреационной, туристической, досуговой и спортивной деятельности.
ВСТАВКА 19 Марокко
Использование спорта для социальной интеграции и личного развития (9)
Проект «Спорт как инструмент социальной интеграции и личного развития» был запущен организацией Handicap International в Марокко в 2007 году. Опрос, проведенный ранее (в 2004 году) По оценкам организации Handicap International, более 1,5 миллиона марокканцев имеют инвалидность, и цель программы заключалась в расширении возможностей для людей с ограниченными возможностями заниматься спортом и устранении неравенства в доступе к реабилитации, медицинскому обслуживанию и социальной интеграции.
Программа была сосредоточена на трех областях:
Наращивание потенциала и создание сетей марокканских учреждений – сотрудники программы тесно сотрудничали с Королевской спортивной федерацией Марокко (специалисты в основных видах спорта, но с ограниченным опытом в области инвалидности) и около 600 марокканских ассоциаций инвалидов специализируется на здравоохранении и образовании для людей с ограниченными возможностями, помогая им развивать стратегические, национальные и международные партнерства. Также была предложена поддержка небольшим проектам и спортивным клубам для людей с ограниченными возможностями путем обучения навыкам управления, разработки проектов, написания предложений и сбора средств.
Предоставление адаптированного спортивного инвентаря, включая инвалидные коляски, соответствующую одежду и адаптированное оборудование, напр. шары, которые шумят для слепых.
Организация инклюзивных спортивных мероприятий – проведен ряд спортивных мероприятий. Среди них мероприятие, посвященное Международному дню инвалидов, и забег для всех, в котором приняли участие около 2000 бегунов как с ограниченными возможностями, так и без них. Также был проведен крупный футбольный турнир для игроков с ограниченными возможностями; его спонсировал король Марокко, а финальная игра транслировалась по национальному телевидению перед аудиторией примерно в 20 000 человек.
Программа достигла ряда результатов:
1500 людей с ограниченными возможностями были охвачены спортивными клубами и регулярными спортивными мероприятиями;
люди с ограниченными возможностями получили доступ к качественным услугам, включая соответствующие технологии и оборудование, а также обученный персонал, который может их консультировать;
люди с ограниченными возможностями получили возможность встречаться и взаимодействовать с другими людьми с любыми способностями.
Цель
Люди с ограниченными возможностями активно и в качестве зрителей участвуют в рекреационных, досуговых и спортивных мероприятиях наравне с другими.
Роль РУО
Роль программ РУО заключается в содействии расширению участия людей с ограниченными возможностями в отдыхе, досуге и спортивных мероприятиях; и оказывать поддержку основным организациям и программам, чтобы они могли укрепить свой потенциал, предлагая соответствующие и доступные мероприятия для отдыха, досуга и спорта.
Желаемые результаты
Люди с ограниченными возможностями участвуют в программах отдыха, досуга и спорта, доступных в местном сообществе.
Местные, национальные и международные органы власти и ассоциации включают людей с ограниченными возможностями в свои программы отдыха, досуга и спорта.
Семьи, учителя и члены сообщества признают и активно продвигают права и возможности людей с ограниченными возможностями на участие в отдыхе, досуге и спортивных мероприятиях.
Люди как с инвалидностью, так и без нее участвуют в отдыхе, досуге и спорте.
Люди с ограниченными возможностями имеют доступ к местам отдыха, досуга и спорта.
Оборудование, используемое для отдыха, досуга и спорта, при необходимости адаптируется для удовлетворения потребностей людей с ограниченными возможностями.
Рекреационные, досуговые и спортивные программы и мероприятия разрабатываются специально для людей с ограниченными возможностями там, где это необходимо.
Ключевые понятия
Определения
В этом элементе:
Отдых относится ко всем видам деятельности, которые люди выбирают, чтобы освежить свое тело и разум и сделать свой досуг более интересным и приятным. Примерами рекреационной деятельности являются ходьба, плавание, медитация, чтение, игры и танцы.
Досуг относится к свободному времени, которое люди могут проводить вне своих повседневных обязанностей (например, работы и домашних дел), чтобы отдохнуть, расслабиться и насладиться жизнью. Именно в свободное время люди участвуют в отдыхе и спортивных мероприятиях.
Спорт относится к любому виду организованной физической активности, напр. футбол, регби, футбол, баскетбол и легкая атлетика.
Отдых, свободное время и спорт в обществе
Во многих странах с низким уровнем доходов, где люди работают каждый день только для того, чтобы выжить, концепция свободного времени не всегда хорошо понимается и не является приоритетной. Действительно, многие виды деятельности, которые считаются рекреационными в странах с высоким уровнем дохода, считаются средством к существованию в странах с низким уровнем дохода, например. рыбалка и рукоделие.
В большинстве сообществ тип развлекательных и спортивных мероприятий, в которых участвуют люди, определяется возрастом, полом, местными условиями (например, сельский или городской) и социально-экономическим статусом. Например, дети в бедных сообществах, скорее всего, будут играть в игры, используя природные материалы, такие как палки или камни, или используя выброшенные промышленные предметы, такие как шины и веревки. Свободное время также, вероятно, будет связано с культурными мероприятиями, такими как традиционные танцы, рассказывание историй, религиозные праздники и мероприятия, а также посещение развлекательных трупп.
Во многих бедных и сельских общинах нет специально отведенных мест для проведения досуга, таких как общественные центры и спортивные стадионы, поэтому люди обычно собираются в местах отправления культа, чайных, домах и на открытых площадках.
Сообщества в странах с низким уровнем доходов часто имеют неотложные приоритеты и ограниченные бюджеты. В результате развитие формальных рекреационных и спортивных мероприятий/программ обычно зависит от доноров. Важно, чтобы внешнее финансирование тщательно управлялось, чтобы обеспечить соответствие внедряемых программ/мероприятий местному контексту.
Польза от участия
Участие в рекреационных и спортивных мероприятиях может принести много пользы как для отдельного человека, так и для общества. К ним относятся:
укрепление здоровья и профилактика заболеваний – отдых и занятия спортом являются приятным и эффективным способом улучшить здоровье и самочувствие; они могут снимать стресс, улучшать физическую форму, улучшать физическое и психическое здоровье и предотвращать развитие хронических заболеваний, таких как болезни сердца;
развитие навыков – физические и социальные навыки являются одними из многих навыков, которые можно развить посредством участия в развлекательных и спортивных мероприятиях;
повышение осведомленности, снижение стигматизации и социальная интеграция – отдых и занятия спортом являются мощным и недорогим средством содействия большей интеграции людей с ограниченными возможностями; они объединяют людей всех возрастов и способностей для развлечения и предоставляют людям с ограниченными возможностями возможность продемонстрировать свои сильные стороны и способности, а также способствуют формированию положительного образа инвалидов;
международный мир и развитие – спорт является универсальным языком, который можно использовать в качестве мощного инструмента для укрепления мира, терпимости и взаимопонимания, объединяя людей, невзирая на границы, культуры и религии (10).
расширение прав и возможностей – отдых и занятия спортом могут расширить возможности людей с ограниченными возможностями, положительно влияя на их уверенность в себе и чувство собственного достоинства.
ЯЧЕЙКА 20 Эритрея
Ветераны войны становятся образцами для подражания
В Эритрее ветераны войны с ограниченными возможностями прошли подготовку для работы в качестве менеджеров и тренеров футбольных команд, чтобы они могли играть ключевую роль в проведении детских футбольных мероприятий, в которых участвуют более 2000 детей, в столице Асмара . Это участие изменило отношение ветеранов войны к себе и положительно повлияло на то, как дети относятся к людям с ограниченными возможностями, а также послужило положительным примером для подражания для других людей с ограниченными возможностями. Опираясь на этот успех, спортивный клуб в настоящее время проводит футбольные тренировки для глухих детей в качестве первого шага к включению детей с ограниченными возможностями в свою спортивную деятельность.
Отдых и спорт дополняют другие возможности
Хотя было подчеркнуто множество преимуществ отдыха и занятий спортом, важно помнить, что они не должны использоваться в качестве замены ограниченного доступа к другим возможностям, таким как образование или средства к существованию.
ВСТАВКА 21Афганистан
Обучение езде на велосипеде
Программа афганских велосипедистов-ампутантов для реабилитации и отдыха (AABRAR) в Исламской Республике Афганистан представляет собой программу обучения езде на велосипеде для людей с ампутациями, чтобы улучшить их функциональную мобильность и независимость и дать им возможность путешествовать на работу и с работы и сэкономить на транспортных расходах.
Обеспечение доступа к отдыху, досугу и спорту
Некоторым людям с ограниченными возможностями может потребоваться разумное приспособление для участия в развлекательных и спортивных мероприятиях. Проявив немного творчества и гибкости, мероприятия и оборудование можно адаптировать с минимальными затратами или бесплатно, чтобы обеспечить вовлечение и участие людей с ограниченными возможностями.
ВСТАВКА 22
Адаптация спортивных мероприятий
Адаптация правил или систем подсчета очков в играх может позволить людям разных способностей и возрастов играть вместе бесплатно. Использование местных материалов для дешевой адаптации оборудования, т.е. использование высушенной тыквы с зернами для изготовления издающего звук мяча или объединение игроков в пары для совместной игры может увеличить участие всех членов сообщества.
Предлагаемые виды деятельности
Определить местные возможности для отдыха, досуга и спорта
Первым шагом является определение того, какие возможности для отдыха, досуга и спорта уже существуют в сообществе и вокруг него. Программы РУО должны тесно сотрудничать с общественными группами, т.е. молодежные и женские группы, детские клубы и люди с ограниченными возможностями, для их выявления.
Способствовать участию людей с ограниченными возможностями
Мероприятия успешны, если они: востребованы отдельными людьми и сообществами, приемлемы с культурной точки зрения, доставляют удовольствие и приносят удовлетворение участникам, а их разработка и поддержка не требуют слишком больших затрат. Для облегчения участия людей с ограниченными возможностями в развлекательных и спортивных мероприятиях предлагается, чтобы программы РУО:
предоставить информацию людям с ограниченными возможностями о возможностях для отдыха и занятий спортом, доступных в их местных сообществах;
связать людей с инвалидностью с основными развлекательными и спортивными клубами/ассоциациями;
обеспечить детям с ограниченными возможностями те же возможности, что и другим детям, участвовать в развлекательных и спортивных мероприятиях в школе;
изучить варианты индивидуальной помощи, чтобы позволить людям с ограниченными возможностями участвовать, будь то активно или пассивно;
содействовать позитивному освещению в СМИ отдыха и спорта для людей с ограниченными возможностями, чтобы привлечь больше людей с ограниченными возможностями.
Использование отдыха и спорта для повышения осведомленности об инклюзивности
Крупные мероприятия, такие как Международный день инвалидов, могут предоставить возможности для повышения осведомленности на национальном и местном уровнях о необходимости инклюзивного отдыха и спортивных мероприятий. Эти мероприятия часто привлекают положительное внимание средств массовой информации, что может повысить осведомленность широкой аудитории.
ВСТАВКА 23Пакистан
Чемпионат мира по крикету для слепых
После успешного освещения местными и национальными средствами массовой информации чемпионата мира по крикету для слепых в Пакистане в некоторых программах CBR увеличилось число родителей, интересующихся возможностями обучения и досуга для их слабовидящих дети.
Поощрение того, чтобы основные программы стали инклюзивными
Часто в основные программы отдыха и спорта не рассматривалось включение людей с ограниченными возможностями. Программы РУО могут сотрудничать с этими программами, чтобы выяснить, как сделать их деятельность доступной для всех. Программы CBR могут:
консультироваться с национальными и международными организациями, чтобы гарантировать, что программы учитывают культурные и географические особенности и доступны для людей с ограниченными возможностями всех возрастов, способностей и полов, проживающих в городских и сельских условиях;
предоставить идеи и предложения о том, как безопасно адаптировать мероприятия, оборудование и места, подчеркнув, что многие мероприятия могут быть адаптированы с минимальными затратами или бесплатно;
способствовать обучению персонала основных программ для развития их навыков и уверенности в себе, чтобы включить людей с ограниченными возможностями;
вместе с организациями людей с ограниченными возможностями выступать за то, чтобы возможности для отдыха и занятий спортом были доступными для людей с ограниченными возможностями.
Публикации, такие как справочник «Веселье и инклюзивность» (11) и «Спорт, отдых и игры» (12), содержат дополнительную информацию и примеры того, как можно поддержать инклюзивность в странах с низким уровнем дохода.
ВСТАВКА 24
Школьные спортивные дни
Программы CBR могут поощрять и поддерживать школьные спортивные дни, которые предлагают возможности для вовлечения. Эти спортивные дни могут повысить осведомленность и понимание среди детей школьного возраста, предлагая людям с инвалидностью и без инвалидности возможность вместе заниматься спортом. Мероприятия являются положительным опытом для всех участников, включая детей, родителей, учителей, волонтеров и спортивных чиновников. Они могут изменить взгляды и представления об инвалидности и повысить осведомленность о спортивных способностях детей с ограниченными возможностями.
Разработка и поддержка программ для людей с ограниченными возможностями
Программы для людей с ограниченными возможностями предоставляют людям с ограниченными возможностями возможность встречаться с другими людьми с ограниченными возможностями и позволяют им конкурировать с другими людьми, имеющими аналогичный уровень навыков. Программы РУО могут:
обеспечить, чтобы люди с ограниченными возможностями были лидерами и играли важную роль в процессе принятия решений во время разработки программы, чтобы убедиться, что программы отдыха и спорта соответствуют их потребностям;
обеспечить надлежащее обучение и ресурсы для поддержки людей с ограниченными возможностями, которые хотят создать свои собственные развлекательные и спортивные группы/клубы;
связать местные группы/клубы отдыха и спорта для людей с ограниченными возможностями с национальными и международными организациями, напр. Международная спортивная федерация для людей с ограниченными интеллектуальными возможностями, Международный паралимпийский комитет, Специальная Олимпиада Интернэшнл и Международный комитет по спорту для глухих.
Box 25Bangladesh
Связь через шахматы
Одной из крупнейших сетей людей с нарушениями зрения в Бангладеш является шахматный клуб Брайля, сеть клубов которого охватывает городские и сельские районы. Эта сеть дает возможность не только конкурировать и развивать навыки, но и общаться и общаться с людьми со схожими интересами.
Отдых, досуг и спорт – реабилитация на базе сообщества: Руководство CBR
Введение
Подобно культуре и искусству, отдых, досуг и занятия спортом играют важную роль в жизни общества. Их многочисленные преимущества включают улучшение здоровья и благополучия людей, содействие расширению прав и возможностей людей и содействие развитию инклюзивных сообществ. Отдых, досуг и спортивные мероприятия могут охватывать отдельных лиц, небольшие группы, команды или целые сообщества и подходят для людей всех возрастов, способностей и уровней навыков. Типы отдыха, досуга и занятий спортом, в которых участвуют люди, сильно различаются в зависимости от местного контекста и, как правило, отражают социальные системы и культурные ценности.
Участие в рекреационных, досуговых и спортивных мероприятиях может быть одной из немногих возможностей, которые есть у людей с ограниченными возможностями, чтобы участвовать в общественной жизни за пределами своих ближайших родственников. Право на участие в этих мероприятиях выделено в поле ниже. Как и в случае с культурой и искусством, люди с ограниченными возможностями могут участвовать активно (например, в качестве членов баскетбольной команды) или пассивно (например, в качестве зрителей на футбольном матче).
ВСТАВКА 18
Конвенция о правах инвалидов, Статья 30, пункт 5: Участие в культурной жизни, отдыхе, досуге и спорте (2)
В целях предоставления лицам с ограниченными возможностями возможности участвовать на постоянной основе вместе с другими в развлекательных, досуговых и спортивных мероприятиях, Государства-участники принимают надлежащие меры для: а) поощрения и поощрения участия в максимально возможной степени лиц с инвалидность в основных спортивных мероприятиях на всех уровнях; б) иметь возможность организовывать, развивать и участвовать в спортивных и оздоровительных мероприятиях для инвалидов; в) иметь доступ к спортивным, рекреационным и туристическим объектам; г) обеспечить детям с ограниченными возможностями равный с другими детьми доступ к участию в играх, отдыхе, досуге и спортивных мероприятиях; д) иметь доступ к услугам лиц, занимающихся организацией рекреационной, туристической, досуговой и спортивной деятельности.
ВСТАВКА 19 Марокко
Использование спорта для социальной интеграции и личного развития (9)
Проект «Спорт как инструмент социальной интеграции и личного развития» был запущен организацией Handicap International в Марокко в 2007 году. Опрос, проведенный ранее (в 2004 году) По оценкам организации Handicap International, более 1,5 миллиона марокканцев имеют инвалидность, и цель программы заключалась в расширении возможностей для людей с ограниченными возможностями заниматься спортом и устранении неравенства в доступе к реабилитации, медицинскому обслуживанию и социальной интеграции.
Программа была сосредоточена на трех областях:
Наращивание потенциала и создание сетей марокканских учреждений – сотрудники программы тесно сотрудничали с Королевской спортивной федерацией Марокко (специалисты в основных видах спорта, но с ограниченным опытом в области инвалидности) и около 600 марокканских ассоциаций инвалидов специализируется на здравоохранении и образовании для людей с ограниченными возможностями, помогая им развивать стратегические, национальные и международные партнерства. Также была предложена поддержка небольшим проектам и спортивным клубам для людей с ограниченными возможностями путем обучения навыкам управления, разработки проектов, написания предложений и сбора средств.
Предоставление адаптированного спортивного инвентаря, включая инвалидные коляски, соответствующую одежду и адаптированное оборудование, напр. шары, которые шумят для слепых.
Организация инклюзивных спортивных мероприятий – проведен ряд спортивных мероприятий. Среди них мероприятие, посвященное Международному дню инвалидов, и забег для всех, в котором приняли участие около 2000 бегунов как с ограниченными возможностями, так и без них. Также был проведен крупный футбольный турнир для игроков с ограниченными возможностями; его спонсировал король Марокко, а финальная игра транслировалась по национальному телевидению перед аудиторией примерно в 20 000 человек.
Программа достигла ряда результатов:
1500 людей с ограниченными возможностями были охвачены спортивными клубами и регулярными спортивными мероприятиями;
люди с ограниченными возможностями получили доступ к качественным услугам, включая соответствующие технологии и оборудование, а также обученный персонал, который может их консультировать;
люди с ограниченными возможностями получили возможность встречаться и взаимодействовать с другими людьми с любыми способностями.
Цель
Люди с ограниченными возможностями активно и в качестве зрителей участвуют в рекреационных, досуговых и спортивных мероприятиях наравне с другими.
Роль РУО
Роль программ РУО заключается в содействии расширению участия людей с ограниченными возможностями в отдыхе, досуге и спортивных мероприятиях; и оказывать поддержку основным организациям и программам, чтобы они могли укрепить свой потенциал, предлагая соответствующие и доступные мероприятия для отдыха, досуга и спорта.
Желаемые результаты
Люди с ограниченными возможностями участвуют в программах отдыха, досуга и спорта, доступных в местном сообществе.
Местные, национальные и международные органы власти и ассоциации включают людей с ограниченными возможностями в свои программы отдыха, досуга и спорта.
Семьи, учителя и члены сообщества признают и активно продвигают права и возможности людей с ограниченными возможностями на участие в отдыхе, досуге и спортивных мероприятиях.
Люди как с инвалидностью, так и без нее участвуют в отдыхе, досуге и спорте.
Люди с ограниченными возможностями имеют доступ к местам отдыха, досуга и спорта.
Оборудование, используемое для отдыха, досуга и спорта, при необходимости адаптируется для удовлетворения потребностей людей с ограниченными возможностями.
Рекреационные, досуговые и спортивные программы и мероприятия разрабатываются специально для людей с ограниченными возможностями там, где это необходимо.
Ключевые понятия
Определения
В этом элементе:
Отдых относится ко всем видам деятельности, которые люди выбирают, чтобы освежить свое тело и разум и сделать свой досуг более интересным и приятным. Примерами рекреационной деятельности являются ходьба, плавание, медитация, чтение, игры и танцы.
Досуг относится к свободному времени, которое люди могут проводить вне своих повседневных обязанностей (например, работы и домашних дел), чтобы отдохнуть, расслабиться и насладиться жизнью. Именно в свободное время люди участвуют в отдыхе и спортивных мероприятиях.
Спорт относится к любому виду организованной физической активности, напр. футбол, регби, футбол, баскетбол и легкая атлетика.
Отдых, свободное время и спорт в обществе
Во многих странах с низким уровнем доходов, где люди работают каждый день только для того, чтобы выжить, концепция свободного времени не всегда хорошо понимается и не является приоритетной. Действительно, многие виды деятельности, которые считаются рекреационными в странах с высоким уровнем дохода, считаются средством к существованию в странах с низким уровнем дохода, например. рыбалка и рукоделие.
В большинстве сообществ тип развлекательных и спортивных мероприятий, в которых участвуют люди, определяется возрастом, полом, местными условиями (например, сельский или городской) и социально-экономическим статусом. Например, дети в бедных сообществах, скорее всего, будут играть в игры, используя природные материалы, такие как палки или камни, или используя выброшенные промышленные предметы, такие как шины и веревки. Свободное время также, вероятно, будет связано с культурными мероприятиями, такими как традиционные танцы, рассказывание историй, религиозные праздники и мероприятия, а также посещение развлекательных трупп.
Во многих бедных и сельских общинах нет специально отведенных мест для проведения досуга, таких как общественные центры и спортивные стадионы, поэтому люди обычно собираются в местах отправления культа, чайных, домах и на открытых площадках.
Сообщества в странах с низким уровнем доходов часто имеют неотложные приоритеты и ограниченные бюджеты. В результате развитие формальных рекреационных и спортивных мероприятий/программ обычно зависит от доноров. Важно, чтобы внешнее финансирование тщательно управлялось, чтобы обеспечить соответствие внедряемых программ/мероприятий местному контексту.
Польза от участия
Участие в рекреационных и спортивных мероприятиях может принести много пользы как для отдельного человека, так и для общества. К ним относятся:
укрепление здоровья и профилактика заболеваний – отдых и занятия спортом являются приятным и эффективным способом улучшить здоровье и самочувствие; они могут снимать стресс, улучшать физическую форму, улучшать физическое и психическое здоровье и предотвращать развитие хронических заболеваний, таких как болезни сердца;
развитие навыков – физические и социальные навыки являются одними из многих навыков, которые можно развить посредством участия в развлекательных и спортивных мероприятиях;
повышение осведомленности, снижение стигматизации и социальная интеграция – отдых и занятия спортом являются мощным и недорогим средством содействия большей интеграции людей с ограниченными возможностями; они объединяют людей всех возрастов и способностей для развлечения и предоставляют людям с ограниченными возможностями возможность продемонстрировать свои сильные стороны и способности, а также способствуют формированию положительного образа инвалидов;
международный мир и развитие – спорт является универсальным языком, который можно использовать в качестве мощного инструмента для укрепления мира, терпимости и взаимопонимания, объединяя людей, невзирая на границы, культуры и религии (10).
расширение прав и возможностей – отдых и занятия спортом могут расширить возможности людей с ограниченными возможностями, положительно влияя на их уверенность в себе и чувство собственного достоинства.
ЯЧЕЙКА 20 Эритрея
Ветераны войны становятся образцами для подражания
В Эритрее ветераны войны с ограниченными возможностями прошли подготовку для работы в качестве менеджеров и тренеров футбольных команд, чтобы они могли играть ключевую роль в проведении детских футбольных мероприятий, в которых участвуют более 2000 детей, в столице Асмара . Это участие изменило отношение ветеранов войны к себе и положительно повлияло на то, как дети относятся к людям с ограниченными возможностями, а также послужило положительным примером для подражания для других людей с ограниченными возможностями. Опираясь на этот успех, спортивный клуб в настоящее время проводит футбольные тренировки для глухих детей в качестве первого шага к включению детей с ограниченными возможностями в свою спортивную деятельность.
Отдых и спорт дополняют другие возможности
Хотя было подчеркнуто множество преимуществ отдыха и занятий спортом, важно помнить, что они не должны использоваться в качестве замены ограниченного доступа к другим возможностям, таким как образование или средства к существованию.
ВСТАВКА 21Афганистан
Обучение езде на велосипеде
Программа афганских велосипедистов-ампутантов для реабилитации и отдыха (AABRAR) в Исламской Республике Афганистан представляет собой программу обучения езде на велосипеде для людей с ампутациями, чтобы улучшить их функциональную мобильность и независимость и дать им возможность путешествовать на работу и с работы и сэкономить на транспортных расходах.
Обеспечение доступа к отдыху, досугу и спорту
Некоторым людям с ограниченными возможностями может потребоваться разумное приспособление для участия в развлекательных и спортивных мероприятиях. Проявив немного творчества и гибкости, мероприятия и оборудование можно адаптировать с минимальными затратами или бесплатно, чтобы обеспечить вовлечение и участие людей с ограниченными возможностями.
ВСТАВКА 22
Адаптация спортивных мероприятий
Адаптация правил или систем подсчета очков в играх может позволить людям разных способностей и возрастов играть вместе бесплатно. Использование местных материалов для дешевой адаптации оборудования, т.е. использование высушенной тыквы с зернами для изготовления издающего звук мяча или объединение игроков в пары для совместной игры может увеличить участие всех членов сообщества.
Предлагаемые виды деятельности
Определить местные возможности для отдыха, досуга и спорта
Первым шагом является определение того, какие возможности для отдыха, досуга и спорта уже существуют в сообществе и вокруг него. Программы РУО должны тесно сотрудничать с общественными группами, т.е. молодежные и женские группы, детские клубы и люди с ограниченными возможностями, для их выявления.
Способствовать участию людей с ограниченными возможностями
Мероприятия успешны, если они: востребованы отдельными людьми и сообществами, приемлемы с культурной точки зрения, доставляют удовольствие и приносят удовлетворение участникам, а их разработка и поддержка не требуют слишком больших затрат. Для облегчения участия людей с ограниченными возможностями в развлекательных и спортивных мероприятиях предлагается, чтобы программы РУО:
предоставить информацию людям с ограниченными возможностями о возможностях для отдыха и занятий спортом, доступных в их местных сообществах;
связать людей с инвалидностью с основными развлекательными и спортивными клубами/ассоциациями;
обеспечить детям с ограниченными возможностями те же возможности, что и другим детям, участвовать в развлекательных и спортивных мероприятиях в школе;
изучить варианты индивидуальной помощи, чтобы позволить людям с ограниченными возможностями участвовать, будь то активно или пассивно;
содействовать позитивному освещению в СМИ отдыха и спорта для людей с ограниченными возможностями, чтобы привлечь больше людей с ограниченными возможностями.
Использование отдыха и спорта для повышения осведомленности об инклюзивности
Крупные мероприятия, такие как Международный день инвалидов, могут предоставить возможности для повышения осведомленности на национальном и местном уровнях о необходимости инклюзивного отдыха и спортивных мероприятий. Эти мероприятия часто привлекают положительное внимание средств массовой информации, что может повысить осведомленность широкой аудитории.
ВСТАВКА 23Пакистан
Чемпионат мира по крикету для слепых
После успешного освещения местными и национальными средствами массовой информации чемпионата мира по крикету для слепых в Пакистане в некоторых программах CBR увеличилось число родителей, интересующихся возможностями обучения и досуга для их слабовидящих дети.
Поощрение того, чтобы основные программы стали инклюзивными
Часто в основные программы отдыха и спорта не рассматривалось включение людей с ограниченными возможностями. Программы РУО могут сотрудничать с этими программами, чтобы выяснить, как сделать их деятельность доступной для всех. Программы CBR могут:
консультироваться с национальными и международными организациями, чтобы гарантировать, что программы учитывают культурные и географические особенности и доступны для людей с ограниченными возможностями всех возрастов, способностей и полов, проживающих в городских и сельских условиях;
предоставить идеи и предложения о том, как безопасно адаптировать мероприятия, оборудование и места, подчеркнув, что многие мероприятия могут быть адаптированы с минимальными затратами или бесплатно;
способствовать обучению персонала основных программ для развития их навыков и уверенности в себе, чтобы включить людей с ограниченными возможностями;
вместе с организациями людей с ограниченными возможностями выступать за то, чтобы возможности для отдыха и занятий спортом были доступными для людей с ограниченными возможностями.
Публикации, такие как справочник «Веселье и инклюзивность» (11) и «Спорт, отдых и игры» (12), содержат дополнительную информацию и примеры того, как можно поддержать инклюзивность в странах с низким уровнем дохода.
ВСТАВКА 24
Школьные спортивные дни
Программы CBR могут поощрять и поддерживать школьные спортивные дни, которые предлагают возможности для вовлечения. Эти спортивные дни могут повысить осведомленность и понимание среди детей школьного возраста, предлагая людям с инвалидностью и без инвалидности возможность вместе заниматься спортом. Мероприятия являются положительным опытом для всех участников, включая детей, родителей, учителей, волонтеров и спортивных чиновников. Они могут изменить взгляды и представления об инвалидности и повысить осведомленность о спортивных способностях детей с ограниченными возможностями.
Разработка и поддержка программ для людей с ограниченными возможностями
Программы для людей с ограниченными возможностями предоставляют людям с ограниченными возможностями возможность встречаться с другими людьми с ограниченными возможностями и позволяют им конкурировать с другими людьми, имеющими аналогичный уровень навыков.
Комментариев нет