История в туризме: История развития туризма. Кратко развитие туризма

История в туризме: История развития туризма. Кратко развитие туризма

Исторический туризм

Среди граждан западной и восточной Европы всё более популярным становится исторический туризм. Исторический туризм в России даже не нуждается в особой организации, ведь, путешествуя по необъятным русским просторам, человек постоянно сталкивается с историей, даже не прилагая для этого особых усилий.

Исторический туризм, зачем?

Этот вид туризма интересен тем людям, которые серьёзно увлекаются историей. Такие люди часто мечтают отправиться в археологическую экспедицию на пару месяцев, но домашние заботы мешают осуществить эту цель год за годом, оставляя запас личного времени, достаточный только для чтения книг. Но одно дело всё время читать об истории, а совсем другое – прикоснуться к сооружениям древних цивилизаций. В отличие от книг, в которых часто описаны мифы и всевозможные фальсификации на тему истории, древние пещерные города не могут лгать.

Виды исторического туризма

На данный момент исторический туризм не является официальным направлением туризма, поэтому выделить чётко его виды не представляется возможным. Сделать это можно лишь на любительском уровне, изучив несколько источников информации.

Итак, самый популярный вид исторического туризма – паломничество. О паломниках написано множество книг, как исторических, так и художественных. Очень часто паломничества связывают с эзотерикой, а о событиях, происходящих во время паломнического тура, рассказывают столь мистические истории, что впору диву даваться. Конечно, здесь не имеются в виду паломничества, которые организуют современные туристические фирмы. В этом случае мистику заменяют прокалённые солнцем автобусы, а лишения, подстерегающие паломников прошлого на каждом шагу, теперь заменены фаст-фудом и минеральной водой. Подобные паломничества, мягко говоря, сложно назвать тем самым торжеством духа над телом, который должен охватить человека, достигшего цели.

Второй вид исторического туризма – историческая реконструкция. Это весьма интересная тема, которая увлекает раз и навсегда. Человек выбирает эпоху (опытный реконструктор – несколько эпох), а затем шьёт себе наряд и изготавливает предметы быта, согласно выбранной эпохе. Нередко выбор людей, увлекшихся исторической реконструкцией, падает на военные профессии прошлого. В этом случае реконструктор изготавливает себе доспехи и оружие, которые использовались в выбранной им эпохе. В Крыму примером фестиваля, посвященного исторической реконструкции, служит рыцарский турнир, который ежегодно проходит в Генуэзской крепости в Судаке. Посетить его вы сможете в конце июля. Реконструкция – это не увлечение, это путь, длиной в жизнь. Не всем людям по силам увлекаться исторической реконструкцией, однако погрузиться в прошлое сильнее удастся разве что на машине времени.

Третий вид исторического туризма – экскурсии по археологическим объектам. Здесь всё просто. Экскурсовод водит людей по объекту, наподобие Херсонеса в Севастополе, и рассказывает историю этого места. Хорошо если экскурсовод любит своё дело, умеет красиво рассказывать и желает искренне донести до слушателей полную информацию об историческом объекте. Хуже, когда вам попадается молодая девушка или парень, заучившие текст наизусть.

Исторический туризм в Крыму

Помимо упомянутого выше исторического фестиваля в Генуэзской крепости, исторический туризм в Крыму представлен походами по пещерным городам и местам поселений древних цивилизаций. Такие походы проводит Клуб «Неизведанный Мир», видом деятельности которого является эзотерический туризм. Однако, помимо йоги и медитации, в программу некоторых маршрутов включено посещение пещерных городов и развалин древних храмов. Следует прочесть описание туров, чтобы понять в каких из них присутствует элемент исторического туризма.

По большей части подобные походы проходят по горам Бахчисарайского района, таким как Эски-Кермен, Качи-Кальон, Мангуп-Кале, Челтер-Коба и Челтер-Мармара. Однако к категории исторического туризма можно отнести и туры в Новый Свет, где мы посещаем тропу и грот Голицына, а также походы на гору Бойка, во время которых проводится медитация около развалин храма Христа-Спасителя.

Пусть вас не пугают занятия йогой и медитации. О пользе подобных практик вы можете прочесть несколько статей на нашем сайте. Зато любителям истории в умозрительном виде у нас на маршрутах всегда будет интересно. Что может быть лучше, чем посидеть в тишине, посреди развалин древнего пещерного города, впитывая его атмосферу и наслаждаясь величием древних цивилизаций? Инструкторы Клуба подробно расскажут об истории этих мест, а вечером у костра поведают пару мистических легенд, связанных с каждой стоянкой.

Основные этапы развития туризма. Периодизация истории туризма.

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 6Следующая ⇒

 

Туризм как массовое социальное явление стал складываться лишь после Второй мировой войны, хотя корни туризма уходят в глубокое прошлое. В истории развития туризма различают четыре этапа.

Первый этап – от древности до начала XIX века.
Второй этап – от начала XIX века до начала XX века.
Третий этап – от начала XX века до Второй мировой войны.
Четвертый этап – после Второй мировой войны до наших дней.

В основу данной периодизации положены технико-экономические и социальные предпосылки, а также целевые функции туризма на разных этапах развития.

Первый этап развития туризма называют предысторией туризма. Начало этого этапа относится к античному периоду (Древняя Греция и Рим), когда основными мотивами путешествий были торговля, паломничество, лечение, образование. В этот период зародились спортивные поездки. Например, участники и зрители Олимпийских игр добирались до места соревнований из самых удаленных уголков Греции.

Позже, в Средние века, стимулом к путешествиям становится религиозный фактор – поклонение святыням христианства и мусульманства. Эпоха Возрождения ослабляет религиозные мотивы и усиливает индивидуальный характер путешествий.

В эпоху Просвещения путешествия носили образовательную направленность. Например, молодые дворяне отправлялись в своеобразный «гран-тур» по Европе для того чтобы получить престижное образование, дающее право заниматься политической или общественной деятельностью. В Великобритании такой маршрут начинался в Лондоне, затем студенты отправлялись в Париж, после чего продолжали свое образование в Генуе, Милане, Флоренции и Риме, обратный путь пролегал через Швейцарию, Германию и Нидерланды.

До середины XIX века путешествия имели ряд отличительных черт: во-первых, средства передвижения были примитивными; во-вторых, путешествие было не самоцелью, а необходимым условием и средством достижения какой-либо другой цели (например, торговля, лечение, образование и т.п.). Развитие мануфактурного производства и промышленные перевороты XVIII – XIX веков в ведущих европейских странах внесли изменения в экономическую жизнь общества. В результате развития производительных сил общества происходит разграничение рабочего времени и свободного времени работника. Это создавало предпосылки для второго этапа развития туризма.

Второй этап развития туризма называют элитарным туризмом. Именно на этом этапе начинают создаваться первые специализированные предприятия по производству туристских услуг. Важнейшую роль на этом этапе развития туризма сыграли революционные изменения в транспорте. Измени-12

лись средства доставки и передвижения. В 1807 г. изобретателем Фултоном был сконструирован и построен первый пароход. Первый паровоз был создан Стефенсоном в 1814 г. Совершенствовались средства доставки почтовых отправлений, расширялись сети дорог. Все это обусловило гораздо большую надежность и скорость передвижения. При этом расходы на путешествие снижались за счет более экономичных средств передвижения.

В середине XIX века возникают первые пароходные компании, которые осуществляли доставку переселенцев со Старого Света к берегам Северной и Южной Америки.

Научно-технический прогресс и социальная борьба трудящихся за свои права, а также растущее благосостояние общества создали возможность путешествий для большинства простых людей. Повышение качества и надежность транспортных перевозок наряду с их удешевлением обусловили существенное увеличение потоков путешествующих. Возникли первые предприятия, специализировавшиеся на обслуживании временных посетителей. На смену скромным пансионам приходят первые гостиницы.

В 1801 году в Германии (г. Баден-Баден) открылась гостиница «Бадише-Хоф». В 1812 году в Швейцарии вступает в строй отель «Риги – Клестерли», в 1832 году построена гостиница в городе Фаульхорн. В городе Интерлакене (Швейцария) в 1859 году простроен «Гранд-отель Швайцерхоф». В Германии на рубеже XVIII – XIX в.в. возникают первые курорты минеральных вод – в Хайлигендаме, Нордернее и Травемюнде.

В этот период становления туризма строились в первую очередь роскошные гостиницы, которые обслуживали представителей аристократических кругов. Но во второй половине XIX века индустрия отдыха расширяет сферу производства. К предприятиям гостиничного хозяйства добавляются первые бюро путешествий, в задачу которых входила организация туристских поездок и реализация их потребителю.

Примером первого пэкидж-тура (комплекс туристских услуг, продаваемый по единой цене) может служить групповой тур на отдых, организованный Томасом Куком в 1841 г. Комплекс услуг включал в себя двадцатимильную поездку по железной дороге, чай, булочки и духовой оркестр. Вся поездка стоила каждому пассажиру всего один шиллинг. Естественно, что Т. Кук преследовал не коммерческие, а, скорее, социальные цели. Он стремился подобной акцией привлечь внимание к возможностям целесообразного использования рабочего времени.

После этого в течение 20 лет в Англии возникли множество новых бюро путешествий. Начиная с 1862 г. появляются первые каталоги туристских поездок, что отразило расширение туристского спроса. В Германии первое бюро путешествий было основано в 1863 году в г. Бреслау. Оно имело тесные контакты с пароходными компаниями и в начале XX века активно рекламировало и продавало морские круизные развлекательные поездки. Тем не менее, в конце XIX – начале XX вв. дальние туристские поездки могли себе позволить немногие.

Третий этап ознаменовал собой начало становления социального туризма. Первая мировая война, экономическая депрессия 30-х годов и Вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие туризма. Вместе с тем, именно в этот период появляются элементы массового туризма, который достиг своего расцвета в послевоенные десятилетия.

Например, в Швейцарии возникает фирма «Отельплан», которая в настоящее время является одним из крупнейших производителей туруслуг в этой стране. В основе образования фирмы в 1935 г. лежали идеи ее создателя Г. Дуттвайлера о том, что вовлечение «маленького человека» в туризм оказало бы неоценимую помощь гостиничному хозяйству. Массовые дешевые турпоездки становятся основным продуктом фирмы. Уже в первом финансовом году фирма реализовала более 50 тысяч туристских путевок.

Четвертый этап называется этапом массового туризма. Именно в этот период туризм приобретает массовый характер. Из предмета роскоши он становится потребностью для большинства населения индустриально развитых стран. Формируется индустрия отдыха и развлечений со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством.

В западноевропейских странах в этот период активно создаются туристские фирмы, гостиницы, предприятия для аттракционов и развлечений. Европейский туризм 50-х годов был ориентирован преимущественно на американских туристов и являлся источником долларовых поступлений. В 60-е годы и до середины 70-х наблюдается быстрый рост как выездного, так и въездного туризма, а также увеличение числа туристических предприятий и объем их производства.

Важнейшим показателем завершения процесса формирования массового туризма является интенсивность туризма в той или иной стране. Интенсивность туризма показывает, какая часть населения страны ежегодно совершает хотя бы одну туристскую поездку и рассчитывается как процентное отношение ко всему населению страны или к той его части, которая старше 14 лет. Когда интенсивность туризма превышает 50%, то можно говорить о сформировавшемся массовом туризме.

После Второй мировой войны в спросе и предложении на рынке туризма произошли коренные изменения, которые дают основание говорить о том, что массовый конвейерный туризм трансформировался в массовый дифференцированный туризм. И в первом, и во втором случае речь идет о массовом туризме, в котором принимают участие не только элита, но и средний класс, а начиная с 80-х годов, – и население с низким уровнем доходов.

Конвейерный туризм предполагает относительный примитивизм и однородность потребностей и мотиваций туристов и, соответственно, обезличенный конвейерный характер производимых услуг.

Дифференцированный туризм отличают разнообразие потребностей и мотиваций туристов, множественность узкоспециализированных сегментов в туристском спросе, разнообразие предлагаемых услуг и ярко выраженная специализация туристского предложения. Для дифференцированного туризма характерен широкий ассортимент услуг. Турфирма, как правило, предлагает определенное количество видов турпродукта, каждый из которых имеет множество вариантов выбора. Переход от конвейерного к дифференцированному туризму совершался одновременно с переходом от рынка производителей к рынку потребителей.

Определяющим мотивом поведения потребителя туристских услуг в этот период являлся рекреационный аспект туризма. Отдых рассматривался как средство восстановления физических сил с целью продолжения труда. Расширение объемов спроса на туристском рынке сопровождалось активным ростом предприятий туризма. Туристские услуги стандартизируются и предлагаются в виде комбинированных «пэкидж-туров».

На рубеже 60 – 70 гг. формируется общество потребления материальных благ, т.е. потребление ради потребления. Рынок производителей сменяется рынком потребителей. Усложняется мотивация туристского спроса. Наряду с рекреационным туризмом все большее значение приобретают образовательный, коммуникативный и инвестиционный аспекты туризма.

Вследствие расширения объемов туристского спроса и предложения в туристскую отрасль поступает капитал из других сфер народного хозяйства. Особую активность проявляют транспортные предприятия и торговые фирмы. Таким образом, со второй половины 70-х годов XX в. можно говорить о расцвете конвейерного туризма, который в настоящее время постепенно трансформируется в дифференцированный туризм

 




Развитие туризма в России. Кратко характеристика этапов развития туризма в России

Развитие туризма в России

Возникновение туризма на обширной территории нашей страны уходит корнями в древние времена и средневековье. Историю развития туризма в России вполне можно соотнести с периодизацией истории мирового туризма, добавив к этому деление внутри некоторых этапов на определенные подэтапы с учетом специфики развития экономики России.

Первый этап – предыстория российского туризма

Географическое положение России, расположенной в центре пересечения торговых путей между Западом и Востоком, с древнейших времен обеспечивало устойчивые международные связи, являвшиеся основой различного рода контактов. С принятием христианства эти контакты еще больше укреплялись за счет приезжавших из Византии представителей церкви, переводчиков, переписчиков книг и т.д., расширялись торговые связи. Русские купцы имели свои торговые ряды в самых разных странах. Многочисленные паломники совершали путешествия к святым местам.

Началом организованного туризма многие считают тур, устроенный В. Геншем, который в декабре 1777 г. в «Московских ведомостях» опубликовал приглашение «План приемлемого путешествия в чужие края, сочиненный по требованию некоторых особ содержателем благородного пансиона». Россиянам предлагалось принять участие в групповой поездке в страны Западной Европы.

Молодые дворяне могли совершить поездку в один из немецких, итальянских и французских университетов, после чего предполагалось проехать по маршруту через Швейцарию, Италию и Францию для знакомства с искусством этих стран и постановкой фабричного дела. Каждый из участников оплачивал путешествие в соответствии с контрактом.

Это объявление – одно из первых проявлений организованной туристской деятельности в XVIII в.

Прообразом турфирмы, специализирующейся на обслуживании туристов в России, называют «Акционерное общество Иматры», зарегистрировавшее свой устав 28.02.1871 г., одобренный Александром II .

К концу XVII в. относится появление в России первых путеводителей, интерес к которым указывает на то, что путешествия, особенно в столицы – Санкт-Петербург и Москву, становятся характерной чертой быта состоятельных граждан России.

Выпущенный в Петербурге в 1779 г. путеводитель «Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его, с 1703 по 1751 год», был написан библиотекарским помощником Академии наук и архивариусом А. Богдановым. Этот путеводитель содержал сведения об истории, архитектуре, коллекциях, хранящихся в различных зданиях, и его в соответствии с современными понятиями вполне можно назвать туристским.

Отличительными чертами первого этапа развития туризма в России являлись:

а) примитивизм средств передвижения;

б) путешествие не самоцель, а необходимое условие и средство достижения собственно цели, как-то: торговые дела, расширение образовательного кругозора, лечение, паломничество;

в) элитарность путешествия.

Важнейшую роль в развитии туризма на втором этапе сыграло развитие транспорта

Развитие туризма на этом этапе связано в значительной степени с расширяющимся экскурсионным движением. Идея организации экскурсий для молодежи была настолько популярна, что нашла свое отражение в школьных уставах.

Дальнейшее развитие туризма связано с созданием своего рода досуговых объединений – «Тифлисский альпинистский клуб», «Крымский горный клуб», «Общество велосипедистов-туристов», «Российское общество туристов» и т.д., значительно развивших туристический бизнес в России.

Третий этап – начало становления массового туризма

Международная и внутриполитическая обстановка в этот период (1-я мировая война, экономическая депрессия, 2-я мировая война, а внутри России – февральская и Октябрьская революции, гражданская война) оказала негативное влияние на развитие туризма, но именно в этот период происходит мощный расцвет массового туризма в России.

РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РОССИИ XIX- XX вв.

Этапы развития туризма в России – стадии процесса возникновения, становления, развития и совершенствования национального туризма. Можно выделить 5 этапов:

Просветительский (до 1890 г.) характеризовался отдельными примерами использования экскурсий, походов, путешествий, прежде всего в целях образования и сбора научно-географической и краеведческой информации о различный районах и родном крае. Туризм и экскурсии в значительной мере содействовали выполнению социальных программ. Поэтому не случайно наиболее активно их использовали революционно-демократические слои и интеллигенция России.

Предпринимательский – начался с развитием капитализма в России. В это время не только быстро растет туристская инфраструктура – рестораны, гостиницы, транспортная сеть, но и начинает формироваться туристский рынок, в котором явно прослеживаются 2 основных сегмента – элитарный туризм состоятельных слоев и экскурсионный, рекреационный туризм интеллигенции. Появляются многочисленные туристские фирмы, бюро, компании, клубы, общества. Первая мировая война, обострившая экономические и социальные противоречия в России и потребовавшая мобилизации всех ресурсов для милитаристских целей, не оставила никаких шансов для развития наметившихся организационно-хозяйственных тенденций.

Организационно-централизованный – начался с 1927 и завершился в конце 60-х гг. Характеризуется доминированием идеологических функций над хозяйственными. Не только большевики идеологизировали туризм, — социальные и идеологические функции туризма и экскурсий вошли в программные документы практически всех существовавших до 1917 г. партий – эсеров, меньшевиков, кадетов и т.д. Другое дело, что большевики проводили это более откровенно и последовательно. Параллельно с социологизацией, политизацией и идеологизацией туризма сходные процессы шли в здравоохранении, школьном образовании, науке, культуре и других сферах жизни общества, которые использовались как важные рычаги социалистического строительства. С возникновением в 1928 г. Общества пролетарского туризма началась монополизация туризма. Передача туризма и экскурсий в ведение профсоюзов еще более монополизировала ситуацию. При этом развитие туризма пошло чрезвычайно быстро, экстенсивно – за счет включения все новых ресурсов и территорий. Так формировалась самая крупная и самая дешевая в мире материальная база социального и самодеятельного туризма. Одновременно к концу этого периода в туризме обострились противоречия, прежде всего из-за невозможности удовлетворения рекреационных потребностей всего населения при сохранении низких цен на отдых. Это привело к необходимости перехода к новой системе социальных нормативов, что и составило суть следующего этапа.

Административно-нормативный (1969-1990 гг.) – характеризовался быстрыми темпами развития социального туризма и в то же время еще более быстрым отставанием качества обслуживания от стандартов индустрии туризма западных стран. Попытки стимулировать развитие туризма административными мерами только обострили имеющиеся противоречия. К позитивным итогам этого периода следует отнести возросший интерес науки к проблемам туризма, создание системы рекреационного проектирования, начало формирования новой профессионально-квалификационной структуры и системы непрерывной подготовки кадров туристской сферы. В конце периода стала очевидной невозможность решения задач интенсификации и повышения качества туристского обслуживания в рамках административно-командной системы и необходимость широкого использования экономических методов.

Переходный (с 1990 г.) – в нем проявились некоторые новые тенденции развития туристского хозяйства в условиях экономических реформ:

а) изменение структуры рекреационных потребностей и начало сегментации туристского рынка;

б) переход от монопольного к многоукладному туристскому хозяйству. Активное развитие малых и средних туристских предприятий;

в) переход к использованию природных ресурсов и культурного наследия на основе экономических отношений;

г) переход от административного регулирования функций туристского хозяйства к экономическому стимулированию туристского рынка на новой законодательной основе.

Одновременно резко обозначились негативные моменты современного периода: в новых условиях цены на отдых значительно выросли, поскольку возможности дотаций практически исчерпаны; многие предприятия народного хозяйства остановились или перестали приносить прибыль; спрос упал, население не имеет необходимых средств на отдых, но потребности остались.

Туризм 20-го века. История туризма в 20 веке

Туризм 20-го века

Начало XX века ознаменовалось становлением массового туризма. Особенно этот процесс интенсифицировался после первой мировой войны. Историки туризма связывают этот период с возникновением массового народного и социального туризма. При этом массовым можно считать туризм в той стране, где туристской деятельностью занимается или, по крайней мере, может заниматься подавляющие большинство населения.

По мнению А.А. Крючкова народный туризм предполагает участие в туристской деятельности представителей менее состоятельных слоев населения, которые выбирают самые дешевые виды туризма соответствующие их финансовым возможностям. Социальный туризм — это организованные путешествия (познавательные, образовательные или рекреационно-оздоровительные) субсидируемые из госбюджета или других источников для людей с ограниченными финансовыми средствами.

Одним из важных моментов для развития туризма в ХХ веке является бурное развитие традиционных для туризма видов транспорта. Практически во всех индустриально развитых странах продолжается строительство железных дорог. Проблемы Первой мировой войны заставляли совершенствовать железнодорожный и автомобильный транспорт, кроме того, для перевозок стали использовать авиацию.

Расширению географии международного туризма способствовало строительство Суэцкого и Панамского каналов и переоснащение водного транспорта пароходами. Строительство морских пассажирских судов шло по пути создания огромных лайнеров. Длительная история развития авиационного транспорта к началу ХХ столетия завершается созданием удобных многоместных самолётов. Первые регулярные рейсы совершались в Германии по маршруту Берлин-Лейпциг-Веймар компанией сегодня известной как Lufthansa,

Появившийся ещё в конце XIX века автобус к 1915 году стал доступным и распространённым транспортом. Стали изготавливаться туристские автобусы большой вместимости – до 5 человек. Стал развиваться автомобильный туризм. В 20-е годы первые туристические площадки впоследствии превратились в мотели. Все эти факторы развития различных видов транспорта позитивно влияет на становление международного туризма.

Появление новых видов транспорта меняло природу гостиничной индустрии. Развитие железных дорог и авиатранспорта привело к созданию системы питания на вокзалах и привокзальных/ аэропортовых гостиниц. Развитие автотранспорта привело к появлению системы придорожных пунктов питания. Появились закусочные „драйв-ин“, когда туристы обслуживались, не выходя из машины.

В начале ХХ века появляются гостиницы, в которых удобства в номерах сочетались с высоким качеством сервиса. Э. Статлером была введена униформа, именно ему принадлежит фраза „Клиент всегда прав“. В Европе идёт процесс создания различных профессиональных союзов, а также гостиничных и ресторанных цепей. Именно в это время появляется новая система хозяйствования – франчайзинг. Это форма аренды, когда покупающий у компании лицензию подписывает контракт на самостоятельное управление частью его собственности в соответствии с условиями, оговорёнными держателем лицензии. 

На фоне усиливающегося экономического кризиса и Великой депрессии 1930-х годов продолжает развиваться внутренний туризм и туризм между странами, далёкими от военных конфликтов. И если в Европе туристский обмен к середине века практически свернулся, то на Североамериканском континенте он продолжал процветать.

Главными причинами, препятствующими становлению массового туризма в мире начала XX века были бедность большинства населения и отсутствие оплачиваемых отпусков.

Подобное положение вызывало протест у трудящихся, которые постепенно добивались от работодателей все улучшающихся условий для отдыха. Одновременно, после первой мировой войны растет и ширится рабочее туристское движение, организаторами которого были профсоюзы и социал-демократические партии, создававшие свои туристские бюро и средства размещения туристов. Особенно широко это движение было представлено в Германии, Швейцарии и Австралии.

С развитием индустрии туризма и гостеприимства остро встал вопрос системы профессионального образования. Инициатором в этом стала Швейцария. В 1893 году в Лозанне открывается первая школа по подготовке специалистов индустрии гостеприимства – Школ гостиничного менеджмента. К началу ХХ века количество таких школ возрастает. Непосредственное формирование системы профессионального образования в сфере туризма состоялось только после Второй мировой войны, когда стали создаваться учебные и научно-исследовательские национальные учреждения. Начало этому процессу положило открытие Международной академии туризма в Монако в 1951 году.

Вторая половина XX века характеризовалась быстрыми изменениями в окружающем мире. На смену типу жизни, который П.Г. Олдак определил как статичный, когда подавляющая часть населения безвыездно пребывала в местах своего жительства, пришел новый динамичный образ жизни. Он характеризовался значительным ростом миграционных процессов.

По данным советских географов, работавших в Академии наук СССР, в 1950 г. во всех странах мира было зарегистрировано 25,3 млн. иностранных посетителей, а в 1968 г. их число достигло 141 млн., что составило 4% населения земного шара.

Резкое возрастание миграционных туристских потоков после Второй мировой войны связано с укреплением экономических связей между странами и континентами, расширением научных и культурных связей, достижениями в области транспорта, удешевлением транспортных тарифов, ускорению авиационных рейсов и накоплению большого количества личных автомашин.

Кроме того, развитию туризма того времени способствовали некоторый рост доходов населения ряда стран, увеличение продолжительности отпусков, растущее утомление от жизни больших городов. Исследованиями установлено, что даже в промышленно развитых странах поездки с целью отдыха совершают главным образом жители крупных индустриальных центров.

Развитию туризма во многих странах в послевоенный период способствовали такие меры как упрощение пограничных формальностей, обмена и ослабление ограничений на ввоз валюты, строительство аэродромов, дорог, отелей, широкая реклама туристских объектов. После второй мировой войны туризм приобретает массовый характер и становится потребностью для большинства населения индустриальных стран. Формируется мощная индустрия отдыха со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством.

В целом в транспортной системе во второй половине ХХ века отмечается снижение удельного веса автомобильного, железнодорожного и водного транспорта и рост процентного соотношения туристов, использующих воздушный транспорт.

История развития туризма в России — Студопедия

В русском государстве первые путешествия были связаны с познавательными, торговыми, политическими и религиозными целями.

В IX в. княгиня Ольга посетила Византию. По мнению историка С.М. Соловьева, одной из важных причин, побудивших её совершить путешествие, было «любопытство посмотреть чудеса образованного мира». К наиболее ранним путешествиям относят также перемещения купеческих караванов как внутри Руси, так и за ее пределами.

В X в. вместе с христианством на Русь пришло и паломничество. Помимо религиозных целей, путешествия паломников имели и познавательный характер. Рассказы паломников содержали в себе сведения о природе, культуре, быте разных стран и народов.

В конце XVII в., начиная с правления Петра I, стали практиковаться путешествия для расширения кругозора и приобретения знаний. Пример показал сам Петр I, совершив путешествие в составе Великого московского посольства в страны Западной Европы.

В XVIII в. была предпринята первая попытка организации путешествий для всех желающих. Вениамин Генш в 1777 г. представил «План предпринимательского путешествия в чужие края». Это было первое приглашение россиянам совершить групповую поездку в страны Западной Европы.

С XVIII в. стали практиковаться поездки для лечения внутри страны (Ялта, Кавказские Минеральные Воды). С XIX в. получают развитие горные восхождения, пешие прогулки и походы.

Просветительский период (до 90 г. XIX в.). В этот период возникают первые турфирмы, возрастает популярность Крыма.


Предпринимательский туризм (1890–1917 гг.).В России появляется ряд туристских и экскурсионных обществ. Наиболее массовой туристской организацией того времени был Русский туринг-клуб (велосипедное общество), который превратился в Российское общество туристов. Основными задачами общества являлись проведение коллективных поездок своих членов, организация гостиниц в разных городах России для приема туристов, издание журнала «Русский турист». Это общество можно назвать первой организацией с сугубо туристскими целями.

В 1901г. в Москве возникло Русское горное общество с отделениями во Владикавказе, Пятигорске, Сочи. Общество ставило своей задачей содействие развитию путешествий в горах, прежде всего на Кавказе. По инициативе общества было построено несколько горных хижин и гостиниц.

Большинство людей привлекали путешествия по воде, которые стали практиковаться с появлением теплоходов.


Туристско-экскурсионная работа (1917–1930 гг.). Этот период характеризуется созданием социально-экономических условий, зарождением и становлением экскурсионного туристского движения.

Политика государства была направлена на создание материально-технической базы и подготовку профессиональных кадров. Организованы секции пригородного, лагерного, дальнего туризма.

Кроме того, была сформирована база для элитного отдыха и оздоровления, а также рынок элитного выездного туризма.

Организационно-централизованный период (1930–1970 гг.). К началу 30-х годов прошлого столетия спортивный и экскурсионный туризм стал массовым явлением. Материально-техническая основа туризма настолько окрепла, что его финансовые отчисления в государственный бюджет составили значительные суммы.

В мае 1929 г. было создано Всесоюзное АО «Интурист». Помимо приёма и обслуживания иностранных делегаций и тургрупп, оно организует выезд собственных туристов за рубеж. В 1930-1931 гг. были впервые осуществлены массовые круизные поездки ударников труда на теплоходах вокруг Европы.

Период с 1936 по 1970 год характеризуется введением новых организационных форм управления. Было создано ТЭУ (Туристско-экскурсионное управление), в ведении которого находилась вся материальная база и туристско-экскурсионное обслуживание населения. Было организовано международное молодежное бюро «Спутник», которое занималось вопросами обмена молодежными группами СССР с другими странами.

Развитием плановых туристских путешествий занимался Центральный совет по туризму и экскурсий. Наряду с плановым туризмом развивается самодеятельный туризм.

Административно-нормативный период(1970–1990 гг.). Туризм в это время использовался как средство воспитательного воздействия на молодое поколение. Внедрялись семейные формы отдыха (турбазы). Активно исследовались туристско-экскурсионные возможности краев, областей и республик.

Переходный период (с 1990 г.). В этот период осуществляется переход от административного регулирования туризма к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах. Туристические предприятия становятся собственностью разных владельцев, возникают средние и малые предприятия туризма. Появляются новые виды туристских услуг (шоп-туры, туры с целью изучения языка). Начинается рост показателей выездного туризма.

Современное состояние туризма в России.Анализ современного состояния туризма в России показывает, что в целом эта сфера развивается стабильно и динамично, наблюдается ежегодный рост внутреннего туристского потока, увеличение числа малых курортных гостиниц, отелей международных гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других городах.

Основные факторы, сдерживающие развитие туризма в России:слабо развитая туристская инфраструктура, малое количество гостиниц с современным уровнем комфорта, несоответствие соотношения цены / качества в гостиницах и др.

Как следствие, в России наблюдается снижение въездного туризма и увеличение выездного туризма российских граждан заграницу.

 

Индустрия туризма

Индустрия туризма

Туризм был одним из самых быстрорастущих отрасли в последние годы. Темпы роста туризма в целом превысили темпы роста мировой экономики.

Несмотря на быстрый рост, нелегко определить туризм.

Туризм обязательно предполагает путешествия; турист это обычно определяется как человек, который посещает какое-то место, отличное от его обычного проживание более 24 часов.

Турист отличается длиной своего поездка от экскурсанта, который находится вдали от своего обычного места жительства менее 24 часов, или в выходные.

Цель поездки также должна быть указана в определение туризма.

аМного человек путешествовать исключительно с целью отдыха или удовольствия; они люди на день отдыха. Другие люди путешествуют по состоянию здоровья.

Другие люди едут в гости к друзьям или родственникам, причина, которая стала более важной из-за возросшей мобильности По всему миру.Третьи путешествуют, чтобы учиться потому что путешествия расширяются.

Все эти люди обычно считаются туристы, так как основная цель их поездок — отдых. Самый туристический статистика также включает людей, которые путешествуют бизнес. Среди них есть бизнесмены и государственные служащие, выполняющие определенные миссии, а также люди, посещающие собрания или конференции.

Много людей среди путешествующих по делам часто совмещают удовольствие с работой, Они также используют тот же транспорт, жилые помещения и объекты общественного питания. как отдыхающие туристы.

Размещение относится к отелям или другим местам где путешественник может найти покой и приют; общественное питание объекты относятся к местам, где путешественник или другой член общества может найти еду и питье.

Туризм — относительно новое явление в Мир. Поскольку пребывание вдали от дома является необходимой составляющей туризма, его развитие как массовая промышленность зависело от современных средств быстрого и недорогого транспорт.

Эксплуатация досуга все больше озабоченность коммерцией: командные и зрелищные виды спорта, загородные поездки, базы отдыха уступили место более индивидуальные мероприятия — зарубежные туристические туры, сафари, спа санатории и роскошные отели с развлекательными программами.

Туризм в некоторых стран — это отрасль с потенциалом роста быстрее, чем экономика, поскольку целое. Туризм может создавать рабочие места быстрее, чем любая другая отрасль.

Туристические компании есть филиалы и дочерние компании, которые управляют отелями и предлагают пакет туры и работают в основном во многих областях: путешествия, страхование, банковское дело и инвестиционные услуги. В поездках предоставляют дорожные чеки, кредитные карты, проездные. агентства, турпакеты и агентства для мотелей и бронирование автомобилей в аренду.Они выполняют регулярные рейсы на основных международных маршрутах и ​​выполняют чартерные перевозки. полеты и занимаются обслуживанием, ремонтом и дозаправкой воздушных судов.

История туризма

Туризм, каким мы его знаем сегодня, начался с строительство железных дорог в 19 веке. На самом деле слова туризм и Сами туристы впервые не использовались примерно до 1800 года. тур в современном понимании был организован Томасом Куком в Англии в 1841 году и фирмой Томас Кук и сыновья остается одним из выдающихся имен в туристической сфере. промышленность.

Все это связано с довольно скромной коммерческой деятельностью. Вот только один пример того, как Thomas Cook and Son a открылось всемирное туристическое агентство. Его основателем был Томас Кук (1808-1892), английский новатор проводимых экскурсий.

Томас ушел школе в возрасте 10 лет и работал на разных должностях до 1828 года, когда он стал Баптистский миссионер. В 1841 году он убедил железнодорожную компанию округов Мидленд запустить специальный поезд между Лестером и Лафборо для собрания воздержания 5 июля.Считалось первым разрекламированный экскурсионный поезд по Англии. Три года спустя железная дорога согласилась сделать соглашение постоянным, если Кук обеспечит пассажиров экскурсионными поездами.

Во время Парижа Экспозиция 1855 года, повар проводил экскурсии из Лестера в Кале, Франция. Следующий год он провел свой первый Гранд Тур по Европе. В начале 1860-х он перестал проводить персональные туры и стать агентом по продаже отечественных и зарубежных проездные билеты.Его фирма взяла на себя военный транспорт и почтовые услуги для Англии и Египта в 1880-х годах. Такие расширение экскурсий в туристическую компанию, а затем во многие другие комплексный бизнес демонстрирует глобальные возможности туристических услуг промышленность.

С внедрением автомобилей, туризм процветал. Давайте возьмем влияние автомобиля на развитие туризма и всего экономического развития США в качестве примера. Сотни тысячи миль старых грунтовых дорог заасфальтированы, а обширная система межгосударственных автомагистралей были построены, чтобы соединить крупные города в единую безостановочная сеть.Конечным результатом стало сокращение времени в пути и увеличение количества миль, пройденных индивидуальным водителем, в сельской или городской местности. Как Американцы становятся все более мобильными, визуальный аспект сельской Америки кардинально изменилась. Шоссе стало центральным маршрутом, и многие из функции, которые когда-то были ограничены местным городом или городом, теперь распространяются на многих миль по основным дорогам.

Внедрение реактивных двигателей кардинально изменилось само понятие транспорта и путешествия, как отдыха, так и бизнеса.

T туризм Сегодня

Последствия — туризма с 1960-е были невероятными. Возьмем лишь несколько примеров:

Побережье Средиземного моря имеет постоянное население 130 человек. миллионов, но это увеличивается до 230 миллионов каждое лето из-за туристов. Ничего подобного. Организация Объединенных Наций прогнозирует, что посетители региона могут число 760 миллионов к 2025 году. В Испании, Франция, Италия и большая часть Греции, не осталось неосвоенных берегов, а Средиземное море самое грязное море во всем мире.

В Альпах канатные дороги поднимались когда-либо выше. Покорено все больше и больше вершин. Теперь это старая швейцарская шутка что правительству придется построить новые горы, потому что они подключили все старые. Есть 15 000 канатных дорог и 40 000 километров. лыжных трасс.

Американские национальные парки действовали системы разрешений на лет. Но для самых популярных сайтов даже этого недостаточно.К 1981 г. был восьмилетний лист ожидания, чтобы отправиться на сплав по реке Колорадо Гранд-Каньона, так что теперь раз в год проводится лотерея, чтобы выберите счастливых путешественников.

В Нотр-Дам в Париже , 108 посетителей заходят каждую минуту в течение часы работы. Тридцать пять автобусов, высадив пассажиров, ждут снаружи, их пары разъедают каменную кладку собора.

Бедная Венеция с ее неповторимой изысканной красотой.На одном горячем, исторический день 1987 года, толпы были настолько велики, что город пришлось закрыть всем посетителям.

На Барбадосе и Гавайях каждый турист использует в десять раз больше вода и электричество как у местного жителя. Хотя ощущение, что это несправедливо, местные жители признают важность туризма для их экономики в общем и целом.

Доисторические наскальные рисунки в Ласко во Франции медленно разрушались дыханием и бактериями от 200 000 посетителей в год.Пещеры теперь был закрыт для публики, и была построена точная копия. Это очень хвалят за сходство с оригиналом.

Будущее туризма

Будет ли больше реплик, как в Ласко? Уже есть. Тематические парки наследия (мини-Диснейленды!) возникает повсюду. Многие великие города Европы, такие как Прага, Рим и Варшава, обнаруживают, что их исторические центры быстро превращаются в тематические парки — туристические гетто, заполненные с щелкающими камерами и жужжанием видеокамер, брошенных всеми местными жителями кроме продавцов сувениров.

До недавнего времени мы все считали, что путешествия расширили кругозор, но сейчас многие считают с точностью до наоборот:

.

Развитие туризма в Российской Федерации

. ? ?

1

Прошлое, настоящее и будущее туризма

Люди давно начали путешествовать. Первыми путешественниками были кочевники и паломники, купцы и торговцы. Самыми важными путешественниками были исследователи. В колонии стало ездить много людей: губернаторы, купцы, миссионеры, архитекторы и учителя.Водные пути были самым важным средством передвижения. Первые путешественники использовали лодки и паромы на воде, а на суше — лошадей и верблюдов. Путешествие в Египет было как для бизнеса, так и для удовольствия. В Древней Греции люди путешествовали в основном, чтобы посетить религиозные праздники, спортивные мероприятия, Олимпийские игры и города, особенно Афины.

Отец современного массового туризма — Томас Кук, который 5 июля года года 1841 года организовал первую туристическую экскурсию. Он устроил первую поездку по железной дороге.Через два года он организовал первую групповую поездку на поезде. Он обеспечивал туристов едой и билетами на скачки. Так что это был первый пакетный тур. В 1855 году он организовал первую зарубежную поездку в Париж. Томас Кук основал первое туристическое агентство.

Следующим важным фактором в истории путешествий стало Возрождение. В 18 годах Гранд Тур по Европе стал частью воспитания образованных и богатых британских джентльменов. Молодые люди совершали грандиозные туры, чтобы завершить свое образование.

Появление автомобилей в конце 19-го, -го, века и самолетов в начале 20-го, -го, века кардинально изменило путешествие. Реактивные самолеты сделали воздушное путешествие доступным для всех.

Всемирная туристская организация прогнозирует, что международный туризм будет продолжать расти в среднем на 4 процента в год. К 2020 году Европа останется самым популярным направлением. Ожидается, что космический туризм станет популярным в первой четверти XXI века.По мере развития компьютерных технологий виртуальный туризм, вероятно, станет чрезвычайно популярным примерно в 2010– 2015 годах.



  1. Какие были первые путешественники?
  2. На чем путешествовали люди?
  3. Почему Томас Кук — отец современного туризма?
  4. Почему эпоха Возрождения стала важным фактором в истории путешествий?
  5. Что вы думаете о развитии туризма?

2

Развитие туризма в Российской Федерации

В настоящее время туристическая отрасль — одна из наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики.По данным Всемирной туристической организации (ВТО), с 1998 года туризм занимает первое место в мировом экспорте товаров и услуг, опережая автомобильную промышленность, производство химической продукции, производство продуктов питания и производство топлива.

Однако, несмотря на высокий туристический потенциал, Российская Федерация занимает незначительное место на мировом туристическом рынке. На его долю приходится около 1% мирового туристического потока. Анализ современного состояния внутреннего туризма и уровня его развития недостаточен как по качественным, так и по количественным характеристикам.

В настоящее время основными факторами, сдерживающими развитие туризма в России, являются: имидж России как неблагоприятной для туризма страны, создаваемый некоторыми зарубежными, а также отечественными СМИ; неразвитая туристическая инфраструктура; отсутствие благоприятных условий для инвестиций в туристическую инфраструктуру; отсутствие государственной некоммерческой рекламы туристических ресурсов страны за рубежом. Основная задача развития туризма в Российской Федерации — формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта как на внутреннем, так и на международном рынках.



Для развития и продвижения туризма в России необходимы: информационные и рекламные программы по въездному и внутреннему туризму, в том числе создание теле- и радиопрограмм для России и зарубежных стран; выпуск каталогов, буклетов, плакатов, карт и другой рекламно-информационной полиграфической продукции; сеть информационных центров для иностранных и российских туристов в местах наибольшей концентрации туристических потоков; ознакомительные поездки по туристическим центрам России для иностранных журналистов.

Эффективное развитие туризма позволит резко увеличить поток иностранных туристов, приезжающих в Россию, и приток иностранной валюты в экономику страны. Это повысит уровень занятости населения и повлияет на социально-экономическое развитие страны.

  1. Какая отрасль занимает первое место на мировом рынке?
  2. Почему Российская Федерация занимает незначительное место на мировом туристическом рынке?
  3. Какие факторы тормозят развитие туризма в РФ?
  4. Что мы можем сделать для развития туристической индустрии в нашей стране?
  5. Что вы думаете о преимуществах развития туризма в России?

3


.

Комментариев нет

Добавить комментарий