Конспект экономика и социальная структура общества: Экономика и социальная структура общества

Конспект экономика и социальная структура общества: Экономика и социальная структура общества

Социальная структура общества — компоненты, примеры, определение

Бесплатный вводный по обществознанию

Записаться

Общество похоже на сложный механизм. Его состояние тоже зависит от того, как хорошо в нем работают элементы и связи. Только в роли шестеренок выступаем мы — люди. В этой статье мы вместе узнаем, как устроено современное общество, разберем виды его структур и поговорим о важнейшей проблеме — социальном неравенстве.

Что такое социальная структура

В широком смысле социальная структура общества (от лат. structura — порядок, расположение) — это строение общества в целом, совокупность социальных групп, которые взаимосвязаны отношениями.

Структура необходима обществу, т. к. она организует его в единое целое, систематизирует работу и делает стабильным.

Что входит в структуру общества

Из понятия структуры общества следует, что социальные группы — это основные компоненты ее системы. Они бывают разными и классифицируются по нескольким признакам:

  • численность: малые, средние, большие;

  • характер взаимодействия: первичные, вторичные;

  • факт существования: номинальные, реальные;

  • способ организации: формальные, неформальные;

  • социальное положение: этнические, территориальные, профессиональные, религиозные, демографические.

Особенности каждого из видов, их признаки и примеры мы уже подробно разобрали в статье о социальных группах.

Какими бывают социальные отношения

Структуру общества образуют взаимосвязи (или отношения) между социальными группами. Характер этих отношений может выражаться в сотрудничестве или соперничестве. Давайте подробнее разберемся, что это значит.

Характер социальных отношений между группами

СотрудничествоСоперничество

Группам взаимно интересны и выгодны отношения.

Связь между группами помогает им достичь общей цели, что укрепляет взаимопонимание.

Отношения связаны с положительными качествами: честью, уважением, поддержкой и т. д.

Каждая из групп стремится опередить соперника, чтобы достигнуть цели.

Группы считают друг друга препятствием, что приводит к социальному конфликту

Подумайте…

Приведите несколько примеров сотрудничества и соперничества между социальными группами.

Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова

Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков

Виды социальной структуры

Существуют два вида социальной структуры, которые по-разному делят людей на группы: горизонтальная и вертикальная. Давайте разберемся, как устроен каждый из них.

Горизонтальная социальная структура

В горизонтальной структуре членов общества разделяют по общим признакам. При этом по ним нельзя определить, выше или ниже находятся представители разных групп относительно друг друга. Рассмотрим некоторые из таких признаков в таблице.

КритерииПримеры

Пол

Мужчины, женщины

Возраст

Дети, подростки, молодежь, старики

Национальность

Русские, итальянцы, немцы, шведы, украинцы

Религия

Христиане, буддисты, синтоисты, мусульмане

Место проживания

Жители деревень, горожане, островитяне, москвичи

Подумайте…

Несмотря на то что номинально признаки горизонтальной структуры не делят людей на высшие и низшие слои, в обществе встречается дискриминация по ним. Приведите примеры, когда люди могут попасть в такую ситуацию из-за своей национальности, пола, места проживания, возраста, религии или других признаков.

Вертикальная социальная структура

Вертикальная социальная структура делит общество на социальные слои. Их система похожа на строение Земли, где один слой находится выше другого. Такое разделение в обществе называется социальной стратификацией, а сами слои — стратами.

То, к какому слою относится человек, определяют по четырем критериям:

Ресурсы неравномерно распределяются по слоям. Одни получают престиж и достаток, вторые — куда меньшее, а третьи живут за чертой бедности. Чем ниже находится социальный слой, тем меньше ресурсов он получает. Это называется социальным неравенством.

Давайте разберемся, чем конкретно различаются люди из разных социальных слоев, на примерах.

Социальные слои общества с примерами

Высший

Средний

Низший

Характерные черты

Богатство, высокий социальный статус, известность и т. д.

Стабильный доход, высшее образование, комфортное жилье и т. д.

Доход низкий, либо его нет. Среднее или неоконченное среднее образование и т. д.

Кто входит

Значимые политики, члены аристократических семей, богатые бизнесмены и т. д.

Госслужащие, мелкие и средние предприниматели, специалисты различных сфер и т. д.

Безработные, рабочие с низкой квалификацией, малоимущие

Человек не привязан к своему социальному слою на всю жизнь. Он может усердно трудиться, чтобы достичь более высокого уровня жизни, либо опуститься на слой ниже. Это называется социальной мобильностью, воспользоваться которой можно при помощи особого механизма, или института, — социального лифта.

Подумайте…

Почему считается, что так называемый средний класс дарит обществу стабильность и развитие? Аргументируйте свой ответ.

Как изменилась социальная структура в информационном обществе

При переходе к постиндустриальному обществу в начале XX века люди начали больше ценить информацию и тех, кто ею обладает. Производства все чаще стали заменять ручной труд на машинный, а для работы начали искать людей с качественным образованием. Оплата низкоквалифицированного труда упала, а умственного — поднялась. Из-за этого стало расти число тех, кто входит в средний класс. Сегодня этот социальный слой самый многочисленный.

Подумайте…

Ученые считают, что с развитием технологий в сфере искусственного интеллекта начнет падать ценность специалистов с высшим образованием. Настолько, что придет время, когда роботы будут готовы полностью заменить умственный труд человека. Как вы относитесь к этой теории? И чем, по-вашему, это может обернуться для человечества?

Проверьте себя

А теперь — традиционное задание на самопроверку. Ниже вы найдете 6 утверждений о социальной структуре общества: что это такое, его элементы и типы. Ваша задача — определить, верные они или ложные.

  1. Человек принадлежит к одному социальному слою всю жизнь и не может сменить его.

  2. Социальная структура помогает сохранять общество стабильным и единым.

  3. Социальные группы имеют два типа отношений друг с другом: соперничество и сотрудничество.

  4. Социальная стратификация — это разделение людей по признакам, которые не определяют высокое или низкое положение человека в обществе.

  5. Чем выше человек в иерархии вертикальной структуры, тем больше он имеет привилегий и власти.

  6. Самым многочисленным является низший класс, к которому относятся низкоквалифицированные сотрудники и безработные.

Если по теме структуры общества у вас остались вопросы, советуем разобрать их вместе с преподавателем. На курсах подготовки к ОГЭ по обществознанию в Skysmart вы сможете вникнуть в темы, написать тестовый экзамен и морально подготовиться к настоящему. На занятиях учитель расскажет, в каких заданиях ОГЭ чаще всего ошибаются ученики, и поможет избежать этого. Испытать онлайн-платформу Skysmart можно на бесплатном вводном уроке.

Конспект урока по обществознанию «Социальная структура общества»

Урок № 27

Тема урока: Социальная структура общества

Дата проведения: 27.12.21

Класс: 8-А, 8-Б

Предмет: обществознание

Цель урока:

Образовательная: сформировать у учащихся четкое представление о социальной структуре общества, различных видах социальных групп.

Развивающая: содействовать развитию умения у учащихся анализировать поведение людей с точки зрения изученных социологических категорий; анализировать свой социальный статус и определять манеры своего поведения.

Воспитательная: продолжить формировать активную гражданскую позицию учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, раздаточный материал, рабочие листы.

План урока.

  1. Организационный момент.

Цель – подготовка учащихся к работе на уроке.

  1. Подготовка учащихся к усвоению нового материала (Таймд-пэа-шэа)

Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.

  1. Изучение нового материала.

  1. Социальная структура общества – Си-финк-Уанде

  2. Что такое социальные группы?

  3. Социальный статус личности. Чем мы отличаемся друг от друга? — Стё зе класс

  4. Статусные символы – работа с текстом.

  5. Что такое социальная роль? — РАФТ, ролевая игра «Новый образ»

  1. Закрепление изученного материала – тест с самопроверкой по критериям.

Цель – закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации.

  1. Рефлексия, подведение итогов урока,

Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.

  1. Домашнее задание:

  1. §17, вопросы и задания после темы.

На выбор:

  1. Описать свой предписанный и достигаемый статусы. На какие изменения достигаемого статуса вы рассчитываете в будущем?

  2. Подумайте, какие роли в обществе вы выполняете? Какие поведенческие характеристики им соответствуют?

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Подготовка учащихся к усвоению нового материала

Погружение учеников в суть рассматриваемой проблемы.

Ребята, прежде чем мы начнем изучать новую тему, давайте вспомним:

  1. что такое общество? В узком и широком смысле?

  2. какие сферы жизни общества вам известны?

  3. Взаимосвязаны ли между собой эти сферы?

  4. Вспомните, что вы изучали о социальной сфере общества?

  1. Изучение нового материала:

Си-финк-уанде.

Посмотрите на рисунок. Подумайте. Что на нем изображено? (слои почвы). А можем ли мы сравнить строение почвы с современным обществом? Что у них может быть общего? (слои)

Итак, что нам предстоит изучить на уроке? (Из чего состоит общество, состав общества…)

Что такое структура? (строение, расположение, порядок, состав). Приведите примеры. Как вы думаете, что такое социальная структура общества?

Давайте проверим, кто оказался прав. Обратите внимание на экран и запишите определение в тетрадь.

Социальная структура – это совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества.

В разные исторические эпохи существовало разделение общества. В чем оно выражалось? На какие группы делилось общество? Вспомните традиционное общество, индустриальное. Что было характерно для этих типов обществ?

Социальная структура традиционного общества, например в Индии, включала в себя разделение общества на касты. В индустриальном обществе шло деление по сословному и классовому признаку.

Вспомните, какие основные группы были характерны для российского общества XIX века. (Сословия)

В постиндустриальном обществе принято деление на страты. Что такое страты посмотрите в учебнике стр. 111.

Социальная стратификация – разделение всего общества на группы по признакам неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже.

Существуют разные типы стратификации (пирамида, ромб).

Как вы думаете, что характерно только для России? Ребята, как вы думаете социальную стратификацию можно проследить на примере нашего города? К какой страте мы можем отнести основную массу горожан? Кого мы можем отнести к представителям андеркласса? А кто войдет в верхнюю страту?

Все страты включают в себя разные группы людей, т.е. социальные группы. СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА – это совокупность людей, выделенных по социально-значимым критериям.

По каким признакам формируются социальные группы?

  • Территориальный (горожане, беженцы, бомж)

  • Половой (женщина, мужчина)

  • Возрастной

  • Расовый (негроидная, европеоидная, монголоидная)

  • Национальный

  • Здоровье

  • Профессиональный

  • Политические взгляды

  • Религиозные взгляды

К какой социальной группе вы относите себя и свою семью? Ответ аргументируйте.

Первичное закрепление.

Задание 1. Заполните таблицу «Критерии выделения социальных групп».

Критерии

Примеры социальных групп

Половозрастной (демографический)

Мужчины, женщины, молодежи, подростки

Профессиональный

Врачи, учителя, летчики

Национальный

Татары, русские, чуваши, немцы

Территориальный

Горожане, сельчане

Религиозный

Христиане, мусульмане, буддисты

Работа со схемой «Социальные группы».

Задание 2.

Прочтите текст и заполните схему «Социальные группы».

Оказывается, численность человеческих групп на Земле превышает число людей в 1,5 – 2 раза. На Земле проживает более 5 млрд. чел., количество групп доходит до 8-10 млрд.

О чем это говорит? (один человек может входить в 5-6 групп).

Статуссоциальное положение человека в обществе. Из чего складывается социальный статус человека?

(работа со схемой).

Предписанный и достигаемый.

Задание 3. Социологический опрос:

—  Составь анкету из 5 – 10 вопросов, которая поможет наиболее точно определить социальное положение человека.

Стё зе класс (перемешай класс)- встаньте, передвигаясь по классу, узнайте у других участников и добавьте вопросы в свою анкету.

—  Поменяйтесь с соседом своими анкетами и заполните их.

—  Что вы узнали о социальном положении своего соседа из предложенной вами анкеты?

Для того, чтобы различать разные статусы люди придумали разные статусные символы: одежду, жилье, язык, манеры, жесты.

Задание 4.

После прочтения отрывка статьи Д.Моррис ребята должны ответить на вопросы:

1) Какие функции выполняет одежда в обществе?

2) Каким образом люди демонстрировали свои привилегии в обществе с помощью одежды?

3) Проанализируйте взаимосвязь одежды и статуса в современном обществе.

    К каким выводам вы приходите? Приведите конкретные примеры.

4) Можно ли сказать, что в России сегодняшней демонстрационная функция

    одежды доминирует, а ее стиль регламентируется очень жестко с позиции статусности?

РАФТ (Роль-Аудитория-Форма-Тема)ролевая игра «Новый образ» старушка, подросток, деловой человек, военнослужащий). Расскажите о своем образе. Кто вы, чем занимаетесь?

— Ребята, что произойдет, если бабушка отправится на дискотеку, деловой человек придет на переговоры в спортивном костюме?

Ожидаемое окружающими поведение личности, соответствующее ее статусу, называется социальной ролью. Наиболее типичные роли: семьянина, гражданина, труженика, потребителя, собственника.

  1. Закрепление изученного материала – тестирование с самопроверкой.

Цель – закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации.

Ответы:

Вариант 1

Вариант 2

  1. 4

  2. 2

  3. 4

  4. граждане

  5. 1342

  1. 4

  2. 3

  3. 4

  4. Мужчина

  5. 312

  1. Рефлексия, подведение итогов.

Оцените свою работу на уроке, закончив фразу:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задание…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Раньше не знал, теперь знаю…

Меня удивило…

-Выставление оценок.

VI. Домашнее задание:

  1. §17, вопросы и задания после темы.

  2. Описать свой предписанный и достигаемый статусы. На какие изменения достигаемого статуса вы рассчитываете в будущем?

  3. Подумайте, какие роли в обществе вы выполняете? Какие поведенческие характеристики им соответствуют?

социальная структура | Определение, примеры, теории и факты

Карл Маркс

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Герберт Спенсер Юрген Хабермас Гуннар Мюрдал Талкотт Парсонс А. Л. Роуз
Похожие темы:
управление родство защита окружающей среды институционализм свадьба

См. весь связанный контент →

социальная структура , в социологии, характерное, стабильное устройство институтов, посредством которого люди в обществе взаимодействуют и живут вместе. Социальную структуру часто рассматривают вместе с концепцией социальных изменений, которая имеет дело с силами, изменяющими социальную структуру и организацию общества.

Хотя общепринято, что термин социальная структура относится к закономерностям социальной жизни, его применение непоследовательно. Например, этот термин иногда применяется неправильно, когда другие понятия, такие как обычай, традиция, роль или норма, были бы более точными.

Исследования социальной структуры пытаются объяснить такие вещи, как интеграция и тенденции неравенства. При изучении этих явлений социологи анализируют организации, социальные категории (например, возрастные группы) или нормы (например, преступность или рождаемость). Этот подход, иногда называемый формальной социологией, не имеет прямого отношения к индивидуальному поведению или межличностному взаимодействию. Следовательно, изучение социальной структуры не считается наукой о поведении; на этом уровне анализ слишком абстрактен. Это шаг в сторону от рассмотрения конкретного человеческого поведения, хотя явления, изучаемые в социальной структуре, являются результатом реакции людей друг на друга и на окружающую их среду. Однако те, кто изучает социальную структуру, придерживаются эмпирического (наблюдательного) подхода к исследованиям, методологии и эпистемологии.

Социальную структуру иногда определяют просто как структурированные социальные отношения — те регулярные и повторяющиеся аспекты взаимодействия между членами данной социальной сущности. Даже на этом описательном уровне концепция весьма абстрактна: она выбирает только определенные элементы из текущей социальной деятельности. Чем крупнее рассматриваемая социальная единица, тем более абстрактной может быть концепция. По этой причине социальная структура малой группы обычно более тесно связана с повседневной деятельностью ее отдельных членов, чем социальная структура более крупного общества. При изучении более крупных социальных групп остро стоит проблема отбора: многое зависит от того, что входит в состав социальной структуры. Различные теории предлагают разные решения этой проблемы определения первичных характеристик социальной группы.

Прежде чем обсуждать эти различные теоретические взгляды, необходимо сделать несколько замечаний об общих аспектах социальной структуры любого общества. Социальная жизнь структурирована по измерениям времени и пространства. Конкретные социальные действия происходят в определенное время, а время делится на периоды, связанные с ритмами социальной жизни — распорядком дня, месяца и года. Конкретные социальные мероприятия также организуются в определенных местах; определенные места, например, предназначены для таких занятий, как работа, поклонение, еда и сон. Территориальные границы очерчивают эти места и определяются правилами собственности, которые определяют использование и владение дефицитными товарами. Кроме того, в любом обществе существует более или менее регулярное разделение труда. Еще одной универсальной структурной характеристикой человеческих обществ является регулирование насилия. Любое насилие является потенциально разрушительной силой; в то же время это средство принуждения и координации деятельности. Люди сформировали политические единицы, такие как нации, внутри которых применение насилия строго регламентировано и которые в то же время организованы для применения насилия против внешних групп.

Кроме того, в любом обществе существуют механизмы в рамках структуры полового размножения, а также заботы и воспитания молодых. Эти договоренности принимают форму родственных и брачных отношений. Наконец, системы символической коммуникации, особенно язык, структурируют взаимодействие между членами любого общества.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

социальная структура | Определение, примеры, теории и факты

Карл Маркс

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Герберт Спенсер Юрген Хабермас Гуннар Мюрдал Талкотт Парсонс А. Л. Роуз
Похожие темы:
управление родство защита окружающей среды институционализм свадьба

Просмотреть весь связанный контент →

социальная структура , в социологии, характерное, стабильное устройство институтов, посредством которого люди в обществе взаимодействуют и живут вместе. Социальную структуру часто рассматривают вместе с концепцией социальных изменений, которая имеет дело с силами, изменяющими социальную структуру и организацию общества.

Хотя общепринято, что термин социальная структура относится к закономерностям социальной жизни, его применение непоследовательно. Например, этот термин иногда применяется неправильно, когда другие понятия, такие как обычай, традиция, роль или норма, были бы более точными.

Исследования социальной структуры пытаются объяснить такие вещи, как интеграция и тенденции неравенства. При изучении этих явлений социологи анализируют организации, социальные категории (например, возрастные группы) или нормы (например, преступность или рождаемость). Этот подход, иногда называемый формальной социологией, не имеет прямого отношения к индивидуальному поведению или межличностному взаимодействию. Следовательно, изучение социальной структуры не считается наукой о поведении; на этом уровне анализ слишком абстрактен. Это шаг в сторону от рассмотрения конкретного человеческого поведения, хотя явления, изучаемые в социальной структуре, являются результатом реакции людей друг на друга и на окружающую их среду. Однако те, кто изучает социальную структуру, придерживаются эмпирического (наблюдательного) подхода к исследованиям, методологии и эпистемологии.

Социальную структуру иногда определяют просто как структурированные социальные отношения — те регулярные и повторяющиеся аспекты взаимодействия между членами данной социальной сущности. Даже на этом описательном уровне концепция весьма абстрактна: она выбирает только определенные элементы из текущей социальной деятельности. Чем крупнее рассматриваемая социальная единица, тем более абстрактной может быть концепция. По этой причине социальная структура малой группы обычно более тесно связана с повседневной деятельностью ее отдельных членов, чем социальная структура более крупного общества. При изучении более крупных социальных групп остро стоит проблема отбора: многое зависит от того, что входит в состав социальной структуры. Различные теории предлагают разные решения этой проблемы определения первичных характеристик социальной группы.

Прежде чем обсуждать эти различные теоретические взгляды, необходимо сделать несколько замечаний об общих аспектах социальной структуры любого общества. Социальная жизнь структурирована по измерениям времени и пространства. Конкретные социальные действия происходят в определенное время, а время делится на периоды, связанные с ритмами социальной жизни — распорядком дня, месяца и года. Конкретные социальные мероприятия также организуются в определенных местах; определенные места, например, предназначены для таких занятий, как работа, поклонение, еда и сон. Территориальные границы очерчивают эти места и определяются правилами собственности, которые определяют использование и владение дефицитными товарами.

Комментариев нет

Добавить комментарий