Назовите признаки первобытного общества попробуйте сформулировать: Основы и признаки первобытного общества
Основы и признаки первобытного общества
Первым обществом в истории человечества принято считать первобытное, или догосударственное. Оно пришло на смену человекообразным обезьянам. Чем же отличалась новая организация? Каковы признаки первобытного общества? Есть ли в нем предпосылки государства? Постараемся ответить.
Признаки
Признаки первобытного общества:
- родоплеменная организация;
- коллективный труд;
- общая собственность;
- примитивные орудия труда;
- уравнительное распределение.
Приведенные признаки первобытного общества затрагивают экономическую жизнь, так как культура еще только начала формироваться. Единственное, что можно выделить, — фетишизм, обожествление природы. Но последний пункт, грубо говоря, условный. Наши предки, древние славяне, также поклонялись природе – солнцу (Ярило), молнии (Перуну), Ветру (Стрибогу). Однако это не дает повода говорить о них, как о первобытных. Поэтому в качестве признаков первобытного общества выделяются именно экономические аспекты (труд, орудия, распределение и т. д.).
Понятие о полигамной семье
Основу рода в первобытном обществе составляла полигамная семья. Предполагалось, что члены общества входили в половую связь для продолжения рода только внутри своей общины. Та образовывала племя по мере роста, а племя — союз племен. То есть фактически все были друг другу родственники. Отсюда понятие «род» в значении «свой». «Чужаков» в такие семьи не пускали. Союз племен – прообраз первых наций с отличительными чертами.
Если проанализировать вышеперечисленные признаки, то мы увидим, что с такой системой экономической модели невозможно появление социального неравенства. Орудия были примитивны, все занимались одним трудом, чтобы сохранить свой род, происходило распределение продуктов, так как работали все коллективно.
Что мы не будем относить в признаки первобытного общества? Наличие аппарата принуждения. Это и понятно. Наличие аппарата принуждения связано с появлением имущественного неравенства, которое появилось позже, во времена разделения труда в период «военной демократии». Об этом скажем чуть позже.
Признаки первобытного общества и государства
К признакам зарождающего государства из первобытного общества относятся:
- Моногамная семья.
- Разделение труда.
- Появление частной собственности.
Общественное разделение труда
Со временем труд начинает усложняться. Многие историки связывают эти изменения с ухудшением климата. Жизнь стала суровее. Поэтому от традиционной охоты и собирательства пришлось отойти в сторону обрабатывания земли. Человек теперь сам начал создавать продукты питания. Именно это, по мнению ученых, является началом социального расслоения.
Однако человек не мог одновременно делать несколько операций. В результате произошло:
- Первое крупное разделение труда. Земледелие отделилось от скотоводства.
Со временем люди начинают усовершенствовать свои сельскохозяйственные орудия. От примитивных мотыг, камней общество переходит к новым орудиям, которые уже невозможно сделать самому без специальных знаний и навыков. Появляется категория, которая лучше других стала делать сельскохозяйственные орудия. Постепенно эта прослойка обособлялась и привела ко второму крупному разделению труда.
- Отделение ремесла от земледелия.
Два разделения труда привели к тому, что производители изготавливали различные товары, которые необходимы каждому классу. Земледелец нуждался в орудиях труда, животных, ремесленник – в хлебе и т. д. Однако обмен затрудняла занятость. Если крестьянин потратит время на то, чтобы обменять свою продукцию, то он понесет больше убытков. Всем необходим был посредник. Вспомним, как наше общество боролось со спекулянтами. Однако они помогали развиваться обществу. Появилась отдельная категория, которая упростила жизнь всем. Произошло третье разделение труда.
Появление торговцев
Все это привело к социальному неравенству, расслоению. У одного – плохой урожай, другой – нашел товар по более выгодной цене и т. д.
Естественно, при расслоении начинается столкновение интересов. Старая родовая община уже не могла все это контролировать. На ее месте появилась соседская, где люди были чужими друг другу. Необходима была новая организация. В качестве таковой выступила политическая власть. Начали сформировываться протогосударственные отношения. Этот период получил название «военной демократии». Именно с созданием полноценных элит начинается настоящее государство, то есть цивилизация. Именно об этом подробнее далее.
Признаки первобытного общества и цивилизации
Период «военной демократии» — это время, когда все члены общества еще равны. Никто не выделяется роскошью или нищетой. Это время, где от личных достоинств зависело будущее не только свое, но и своих потомков. При имущественном расслоении начались постоянные войны за богатства. Одно племя постоянно нападало на другое. Общество не могло жить по-другому. Нападения приводили к обогащению наиболее удачливых воинов. Естественно, тот, кто находился дома, оставался ни с чем. Так начала формироваться знать. У всех народов политические элиты формировались именно из воинов. Добыв денег и славы в боях, люди начали искать способ закрепить такое положение дел. Передать свое привилегированное положение наследникам. Именно так формировались государства с иерархической кастовой структурой закрытого типа. Это время считается началом цивилизации.
Этапы развития первобытного общества
Примерно в V-IV тыс. до н.э. началось разложение первобытного общества. Среди факторов, способствующих этому, помимо неолитической революции важную роль играли интенсификация земледелия, развитие специализированного скотоводства, появление металлургии, становление специализированного ремесла, развитие торговли.
С развитием плужного земледелия земледельческий труд перешел из женских рук в мужские, и мужчина-земледелец и воин стал главой семьи. Накопление в различных семьях создавалось неодинаковое, причем каждая семья, накапливая имущество, старалась сохранить его в семье. Продукт постепенно перестает делиться среди членов общины, а имущество начинает переходить от отца к детям, закладываются основы частной собственности на средства производства.
От счета родства по материнской линии переходят к счету родства по отцу — складывается патриархат. Соответственно меняется форма семейных отношений; возникает патриархальная семья, основанная на частной собственности. Подчиненное положение женщины сказывается, в частности, в том, что обязательность единобрачия устанавливается только для женщины, для мужчин же допускается полигамия (многоженство). Древнейшие документы Египта и Двуречья свидетельствуют о таком положении, сложившимся к концу IV началу III тыс. до н.э. Ту же картину подтверждают древнейшие памятники письменности, появляющиеся у некоторых племен предгорий Передней Азии, Китая во II тыс. до н.э.
Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны — все это вело к возникновению имущественного расслоения среди племен. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Складывалась верхушка родовой аристократии, фактически ведавшая всеми делами. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов, выделяли из своей среды военных вождей и жрецов. Наряду с имущественной и общественной дифференциацией внутри родовой общины происходит и дифференциация внутри племени между отдельными родами. С одной стороны, выделяются сильные и богатые роды, а с другой — ослабевшие и обедневшие. Соответственно первые из них постепенно превращаются в господствующие, а вторые — в подчиненные. В результате войн могли оказаться в подчиненном положении целые племена или даже группы племен.
Однако долгое время, несмотря на имущественное и общественное расслоение общины, верхушка родовой знати еще должна была считаться с мнением всей общины. Но все чаще трудом коллектива злоупотребляет в своих интересах родовая верхушка, с могуществом которой рядовые общинники уже не могут спорить.
Итак, признаками распада родового строя явились возникновение имущественного неравенства, сосредоточение богатств и власти в руках вождей племен, учащение вооруженных столкновений, обращение пленных в рабов, превращение рода кровнородственного коллектива в территориальную общину. Археологические раскопки в различных частях мира, в том числе и на территории бывшего СССР, позволяют сделать такие выводы. Примером могут служить знаменитый Майкопский курган на Северном Кавказе, относящийся ко II тыс. до н.э. или пышные погребения вождей в Триалети (южнее Тбилиси). Обилие драгоценностей, погребение с вождем насильственно убитых рабов и рабынь, колоссальные размеры могильных насыпей все это свидетельствует о богатстве и власти вождей, о нарушении первоначального равенства внутри племени.
В различных районах мира разрушение первобытно-общинных отношений произошло разновременно, разнообразными были и модели перехода к вышестоящей формации: некоторые народы образовали раннеклассовые государства, другие рабовладельческие, многие народы миновали рабовладельческий строй и перешли сразу к феодализму, а некоторые — к колониальному капитализму (народы Америки, Австралии).
Таким образом, рост производительных сил создал предпосылки укрепления связей между социальными организмами, развития системы дарообменных отношений. С переходом от парного брака к патриархальному, а позднее моногамному укрепляется семья, которая обособляется в рамках общины. Общинная собственность дополняется личной. Индивидуализация производства и укрепление семьи означали ослабление первобытного коллективизма и общины в целом. По мере развития производительных сил (переход к медным, бронзовым и железным орудиям труда) и укрепления территориальных (соседских) связей между семьями на смену ранней первобытной общине приходит первобытная соседская, а позднее — земледельческая община. Для нее характерно сочетание индивидуального парцеллярного производства с общей собственностью на землю, частнособственнического и общинного начал. Развитие этого внутреннего противоречия создает условия для возникновения классового общества и государства.
Основы и признаки первобытного общества
Первым обществом в истории человечества принято считать первобытное, или догосударственное. Оно пришло на смену человекообразным обезьянам. Чем же отличалась новая организация? Каковы признаки первобытного общества? Есть ли в нем предпосылки государства? Постараемся ответить.
Признаки
Признаки первобытного общества:
- родоплеменная организация;
- коллективный труд;
- общая собственность;
- примитивные орудия труда;
- уравнительное распределение.
Приведенные признаки первобытного общества затрагивают экономическую жизнь, так как культура еще только начала формироваться. Единственное, что можно выделить, — фетишизм, обожествление природы. Но последний пункт, грубо говоря, условный. Наши предки, древние славяне, также поклонялись природе – солнцу (Ярило), молнии (Перуну), Ветру (Стрибогу). Однако это не дает повода говорить о них, как о первобытных. Поэтому в качестве признаков первобытного общества выделяются именно экономические аспекты (труд, орудия, распределение и т. д.).
Понятие о полигамной семье
Основу рода в первобытном обществе составляла полигамная семья. Предполагалось, что члены общества входили в половую связь для продолжения рода только внутри своей общины. Та образовывала племя по мере роста, а племя — союз племен. То есть фактически все были друг другу родственники. Отсюда понятие «род» в значении «свой». «Чужаков» в такие семьи не пускали. Союз племен – прообраз первых наций с отличительными чертами.
Если проанализировать вышеперечисленные признаки, то мы увидим, что с такой системой экономической модели невозможно появление социального неравенства. Орудия были примитивны, все занимались одним трудом, чтобы сохранить свой род, происходило распределение продуктов, так как работали все коллективно.
Что мы не будем относить в признаки первобытного общества? Наличие аппарата принуждения. Это и понятно. Наличие аппарата принуждения связано с появлением имущественного неравенства, которое появилось позже, во времена разделения труда в период «военной демократии». Об этом скажем чуть позже.
Признаки первобытного общества и государства
К признакам зарождающего государства из первобытного общества относятся:
- Моногамная семья.
- Разделение труда.
- Появление частной собственности.
Общественное разделение труда
Со временем труд начинает усложняться. Многие историки связывают эти изменения с ухудшением климата. Жизнь стала суровее. Поэтому от традиционной охоты и собирательства пришлось отойти в сторону обрабатывания земли. Человек теперь сам начал создавать продукты питания. Именно это, по мнению ученых, является началом социального расслоения.
Однако человек не мог одновременно делать несколько операций. В результате произошло:
- Первое крупное разделение труда. Земледелие отделилось от скотоводства.
Со временем люди начинают усовершенствовать свои сельскохозяйственные орудия. От примитивных мотыг, камней общество переходит к новым орудиям, которые уже невозможно сделать самому без специальных знаний и навыков. Появляется категория, которая лучше других стала делать сельскохозяйственные орудия. Постепенно эта прослойка обособлялась и привела ко второму крупному разделению труда.
- Отделение ремесла от земледелия.
Два разделения труда привели к тому, что производители изготавливали различные товары, которые необходимы каждому классу. Земледелец нуждался в орудиях труда, животных, ремесленник – в хлебе и т. д. Однако обмен затрудняла занятость. Если крестьянин потратит время на то, чтобы обменять свою продукцию, то он понесет больше убытков. Всем необходим был посредник. Вспомним, как наше общество боролось со спекулянтами. Однако они помогали развиваться обществу. Появилась отдельная категория, которая упростила жизнь всем. Произошло третье разделение труда.
Появление торговцев
Все это привело к социальному неравенству, расслоению. У одного – плохой урожай, другой – нашел товар по более выгодной цене и т. д.
Естественно, при расслоении начинается столкновение интересов. Старая родовая община уже не могла все это контролировать. На ее месте появилась соседская, где люди были чужими друг другу. Необходима была новая организация. В качестве таковой выступила политическая власть. Начали сформировываться протогосударственные отношения. Этот период получил название «военной демократии». Именно с созданием полноценных элит начинается настоящее государство, то есть цивилизация. Именно об этом подробнее далее.
Признаки первобытного общества и цивилизации
Период «военной демократии» — это время, когда все члены общества еще равны. Никто не выделяется роскошью или нищетой. Это время, где от личных достоинств зависело будущее не только свое, но и своих потомков. При имущественном расслоении начались постоянные войны за богатства. Одно племя постоянно нападало на другое. Общество не могло жить по-другому. Нападения приводили к обогащению наиболее удачливых воинов. Естественно, тот, кто находился дома, оставался ни с чем. Так начала формироваться знать. У всех народов политические элиты формировались именно из воинов. Добыв денег и славы в боях, люди начали искать способ закрепить такое положение дел. Передать свое привилегированное положение наследникам. Именно так формировались государства с иерархической кастовой структурой закрытого типа. Это время считается началом цивилизации.
Первобытное общество [Доисторический период, Эпоха]
Основные статьи: История, ОбществоСодержание (план)
Первобытное общество (первобытность, доисторический период) — это древнейшая историческая эпоха, начинающаяся с появления человека, и переходящая в эпоху Древнего мира. Длительный и сложный процесс развития человечества начался с появления древнейших людей и завершился образованием первых государств.
В этот период, который нередко именуют доисторическим, появляется первобытное общество. Для него характерно отсутствие сословий, имущественного неравенства, государственности, городов и многого того, что появилось в более поздние периоды истории человечества.
В первобытную эпоху формируется физический тип современного человека, создаются различные орудия труда, совершенствуются технологии их изготовления. Путём неустанного труда, постепенных открытий, накопления опыта люди создали богатую материальную и духовную культуру. Они научились строить жилища, шить одежду, пользоваться транспортными средствами, изготовлять посуду и разнообразную бытовую утварь.
Одним из важнейших достижений первобытной эпохи стало открытие производящих форм хозяйства — земледелия и скотоводства, которые до настоящего времени составляют для человека основной источник получения пищи. Своё видение и понимание мира люди первобытной эпохи отразили в живописи, скульптуре, мифах, сказках, легендах.
Особенности первобытного общества
Первобытное общество имеет ряд особенностей.
- Этот универсальный этап развития прошли все народы мира. В мире нет ни одной цивилизации, которая не вышла бы из первобытности.
- Это наиболее продолжительный этап, охватывающий более 1,5 млн лет, если начинать с появления питекантропа и синантропа, или до 3 млн лет, если вести отсчёт с появления Homo habilis, Человека умелого (существа, изготавливающие пусть далее самые примитивные орудия труда — грубо оббитые округлые камни с многими гранями, уже нельзя назвать животными). Для сравнения: вся история цивилизации, начиная с Древнего Египта, Двуречья, цивилизаций долины Инда и Китая, составляет всего 5 тыс. лет.
- Этот период не освещён в письменных источниках, так как первобытные народы не владели письменностью. Многочисленные этнографические описания были сделаны путешественниками, учёными, миссионерами, посетившими более поздние первобытные народы.
- На планете до сих пор обитают племена, которые сохраняют первобытные традиции или значительные пережитки прошлого.
Периоды первобытного общества
Этапы первобытного общества
Первобытная история прошла в своём развитии три основных этапа, каждый из которых имеет свои особенные черты: эпоха праобщины, эпоха родовой общины, эпоха соседской общины.
Эпохи первобытного общества
Эпохи первобытного общества имеют крайне размытые хронологические рамки. В зависимости от географического региона может не только значительно разниться начало и конец периода, а и вовсе его наличие. Так, например, неолит в Америке начался уже в конце 3-го тысячелетия, когда в Европе он завершился, и начался энеолит. В ряде географических областей энеолит отсутствует.
- Палеолит, или древнекаменный век (2,4 млн. — 10000 гг. до н. э.).
- Мезолит, или среднекаменный век (15000-12000 — 5000 гг. до н. э.).
- Неолит, или новокаменный век (9500-7000 — 3000 гг. до н. э.).
- Энеолит, или медный век (4000-3000 гг. до н. э.).
Дикость, варварство и цивилизация
Существует также и альтернативная периодизация первобытного общества. Один из представителей эволюционной теории Л. Г. Морган (1818-1881) в своей работе «Древнее общество» разделил развитие человечества на этапы дикости, варварства и цивилизации. Первые из них делились, кроме того, на нижнюю, среднюю и высшую ступени. В основу этой периодизации был положен технологический принцип: от гончарной эпохи, этапа дикости осуществлялся переход к нижней ступени варварства, с переходом от окультуривания растений к одомашниванию животных — к средней, от железоплавильной эпохи — к высшей ступени.
Дикость
Этап дикости делится на следующие ступени:
- нижняя ступень означала молодость человеческого рода: люди обитали в тропических лесах, употребляя фрукты и корнеплоды; появление членораздельной речи стало признаком их зрелости;
- на средней ступени люди питались рыбными продуктами, пользовались огнём и начали селиться вокруг рек и озёр;
- на высшей ступени был изобретён лук, и стало возможным заниматься охотой.
Цивилизация
см. Цивилизация
см. Первобытная культура Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Конец первобытной эпохи
см. также: Древний мир
Примерно в середине 4-го тыс. до н. э. начался переход человечества от первобытности к цивилизации. Показателем этого перехода было возникновение первых государств, развитие городов, письменности, новых форм религиозной и культурной жизни. Цивилизация — это более высокая ступень развития человеческого общества, следующая за первобытностью.
История первобытных обществ завершилась возникновением в Египте и в Двуречье в конце 4-го тыс. до н. э. древнейших цивилизаций. Человечество вступило в новый этап своего развития. На большей части Земли в течение долгого времени сохранялись первобытные племена. Даже в настоящее время некоторые народы несут в своей культуре наследие тех отдалённых времён.
Историческая судьба многих первобытных народов, которые столкнулись с цивилизацией, сложилась трагически: в эпоху колониальных захватов и колониальных империй они были подвергнуты истреблению или изгнаны со своих территорий. В наши дни народы, сохранившие родоплеменные традиции, испытывают определённое влияние цивилизации, и нередко оно оказывается негативным. Сохранение таких народов, их уникальной культуры и гармоничное включение их в мир современной цивилизации является важной задачей человечества XXI столетия.
Доклад или сообщение первобытные орудия труда
Открытия первобытных людей и время
Значение первобытности для человечества
Сравнительная характеристика цивилизации и первобытного общества
Первобытное общество время и название этапа
Сформулируйте определение понятия «первобытное общество».
Назовите признаки первобытного общества.
Ответы | § 2. Первобытная история человечества — Всемирная История, 10 класс
1. Какие виды исторических источников могут быть использованы для изучения первобытного общества?
Для изучения первобытного общества могут быть использованы только археологические источники.
2. Почему существуют различные точки зрения на происхождение человека?
Потому что нет никаких письменных источников этого периода, а картину мира древнейших людей реконструируют на основе археологических раскопков, которые не позволяют получить одназначные ответы на все вопросы.
3. Какой критерий положен в основу археологической периодизации? Какие еще виды периодизации вы знаете?
В основу археологической периодизации входит изучение изготовленных человеком орудий труда и использовавшихся для этого материалов.
Помимо археологической периодизации, существует ещё геологическая, антропологическая и другие виды периодизации.
4. Составьте в тетради таблицу «Основные стадии развития человека», используя учебный материал. Сделайте вывод о том, как изменялась жизнь людей на разных этапах.
Основные стадии развития человека
Этап | Произошедшие изменения в жизни людей |
Австралопитек (4 млн лет назад) | Могли ходить на двух ногах и изготавливать примитивные орудия для добычи пищи |
Человек умелый (2,5–2 млн лет назад) | Мог изготавливать простейшие каменные орудия, имел более развитый мозг |
Человек прямоходящий (1,8 млн лет назад) | Начал активно использовать огонь, масса тела и объём мозга были близки к современному человеку |
Неандерталец (400–40 тыс. лет назад) | Более развитая культура, считается тупиковой ветвью развития |
Кроманьонец (40 тыс. лет) | Был итогом развития вида человек разумный, соответствовал человеку современного типа |
5. Определите основные отличия человека от животных.
В отличие от животного человек способен мыслить, говорить, ходить на двух ногах, адаптироваться к окружающей среде, создавать орудия труда, способен к творческой деятельности, может иметь не только материальные, но и духовные потребности.
7. Сформулируйте определение понятия «неолитическая революция». Объясните, почему этот процесс называют революцией и почему неолитической. Охарактеризуйте последствия «неолитической революции», используя схему на с. 23. Что хорошего и что плохого принесла обществу «неолитическая революция»?
Последствия «неолитической революции». Революция способствовала появлению ремёсел, ткачества, гончарства, начали обрабатывать металл, появление соседской общины. Из плохих последствий «неолитической революции» можно отметить зарождение военных конфликтов и неравенства людей в обществе.
8. Определите и объясните закономерности появления: а) религии, б) производящего хозяйства.
Закономерности появления религии. Первобытный человек не мог объяснить происхождение некоторых явлений природы, например, дождь, молнию, ураган, смену поры года и даже рождение новых людей. Поэтому люди объясняли это замыслами высших сил.
Закономерности появления производящего хозяйства. Человек не мог влиять на восстановление природных ресурсов, но стремился гарантированно обеспечить себя пищей, в результате чего смог организовать производящее хозяйство.
Урок истории (5-й класс) «Появление неравенства и знати»
Слайд 1, приложение 1.
Цель урока: Подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства в первобытном обществе.
Задачи урока:
- Обеспечить усвоение понятий «ремесло», «ремесленник», «соседская община», «неравенство», «знать», «классы», «государство».
- Продолжить формирование умений:
- давать полный ответ на вопрос;
- сравнивать, анализировать различные исторические процессы;
- выделять на элементарном уровне причины исторических событий.
Основные понятия темы: плуг, ремесло, ремесленник, соседская община, неравенство, знать, классы, государство.
Учебное оборудование: ИКТ.
Используемый учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009 г.
Ход урока
Организационный момент.
I. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Возникновение земледелия и скотоводства».
1. Беседа по вопросам:
Слайд 2, приложение 1.
- Как управлялся коллектив первобытных людей? (Древнейшие люди, чтобы выжить в трудных условиях, объединялись в родовые общины. Управляли родовыми общинами старейшины. Они следили, чтобы все сородичи выполняли общие работы на полях и поровну делили собранное зерно. Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя. Племенем управлял совет старейшин.
Слайд 3, приложение 1.
- Назовите основные занятия первобытных людей. (Собирательство и охота)
- Как возникли земледелие и скотоводство? (Занимаясь собирательством дикорастущего ячменя и пшеницы, женщины заметили, что упавшие зёрна вскоре дают всходы. Затем из этого зерна вырастает новый колосок. Тогда первобытные люди стали специально сажать зёрна дикорастущих растений, разрыхляя землю деревянной мотыгой. Так более 10 тысяч лет назад из собирательства появилось земледелие. Примерно в одно время с земледелием появилось скотоводство. Мужчины часто приносили домой детёнышей животных, убитых на охоте. Этих детёнышей выкармливали, приручали и оставляли в своём жилище. Первым домашним животным стала собака, затем – свиньи, овцы, козы и коровы).
- Какие перемены произошли в жизни людей в результате появления земледелия и скотоводства? (Появление земледелия и скотоводства позволило человеку иметь постоянные продукты питания: мясо, молоко, а так же тёплые шкуры животных, шерсть. С возникновением этих занятий первобытные люди перешли от присваивающего хозяйства к производящему.)
Слайд 4, приложение 1.
2. Вставьте пропущенные слова:
Земледелие и скотоводство возникли в Западной … (Азии) более … (10 тысяч) лет назад. Первые земледельцы вспахивали землю деревянной … (мотыгой), колосья срезали … (серпом), растирали зёрна на … (зернотёрках), деревья рубили … (деревянным топором), из глины научились делать … (посуду), женщины научились … (ткать и прясть).
II. Переход к изучению новой темы.
Слайд 5, приложение 1.
Решение творческой задачи.
Во время археологических раскопок были найдены два захоронения.
В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображением барса, льва, коня, антилопы.
В другом захоронении обнаружили только медный топор.
Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных? (В обществе существовало неравенство)
У.: Вы сделали верный вывод. Теперь скажите, о чём пойдёт речь у нас сегодня на уроке? (О неравенстве)
У.: Правильно. Сегодня мы говорим о неравенстве.
Как вы думаете, что вы должны сегодня узнать? На какие вопросы ответить?
Слайд 6, приложение 1.
- Что такое неравенство?
- Как и почему оно появилось?
- Что произошло в обществе в результате появления неравенства?
У.: Верно. Именно на эти вопросы вы должны сегодня на уроке получить ответы. Теперь попробуйте сформулировать тему урока.
Слайд 7, приложение 1.
Учащимся сообщается тема урока. Они фиксируют её в тетради.
Появление неравенства и знати.
III. Изучение новой темы.
Слайд 8, приложение 1.
План.
- Обработка металлов и совершенствование орудий труда.
- Появление неравенства и знати.
- Переход от родовой общины к соседской.
1. Обработка металлов и совершенствование орудий труда.
Рассказ учителя: Земледелие и скотоводство дало человеку новые продукты питания, одежду. Теперь многое зависело от самого человека: каким видом деятельности он будет заниматься, активно ли будет трудиться. Постепенно в первобытном обществе стали появляться люди, качественно выполнявшие какую-то определённую работу: изготовляли горшки, или занимались ткачеством и т.п.
Работа с иллюстрациями учебника (с.24)
- Подумайте, как должен работать гончар, чтобы изготовленная им посуда была высокого качества? (Много трудиться, постоянно совершенствовать своё мастерство.)
- Останется ли у него время на другие виды деятельности, например, земледелие, скотоводство? (Нет, так как это занятие, безусловно, отнимет у человека много времени и сил, поэтому он не сможет заниматься другими видами деятельности.)
- Чем же он будет питаться, если ему некогда охотиться, заниматься земледелием? (Он мог обменять свой товар на продукты питания и необходимые вещи, одежду.)
Слайд 9, приложение 1.
- Как называют человека, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий? (Ремесленник.)
- Как называют такое занятие человека? (Ремесло.)
Запись в тетрадь.
Ремесленник – человек, который профессионально занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.
Ремесло – изготовление сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.
Рассказ учителя: Однажды разминая глину для изготовления горшка, гончар заметил очень твёрдый кусок глины. Этот кусок никак не размягчался. Положив его ближе к огню, гончар через некоторое время с удивлением обнаружил, что кусок исчез, а на его месте осталась небольшая лужица. Остыв, она сохранила эту же форму. Так был обнаружен первый металл – медь.
Слайд 10 (1-й клик мышки), приложение 1.
Произошло это в Западной Азии около 9 тысяч лет назад. Из меди научились делать орудия труда.
Работа с иллюстрациями учебника «Отливка топора» (с. 25)
- Как происходила отливка медного топора?
- Какое значение имело для человека освоение меди? (Орудия труда и оружия из меди были прочнее, чем деревянные. Значит, ими можно было дольше работать и качественнее обрабатывать землю.)
Работа с текстом учебника. § 5 п.2
Задача: выяснить, как появился плуг.
- Как появился плуг?
- Какое значение имело появление плуга? (Изобретение плуга облегчило работу первобытного человека на земле. Обрабатывать землю стало легче, а урожаи повысились. Теперь одни люди работали в поле, а другие – занимались ремеслом.)
Слайд 10 (2-й клик мышки), приложение 1.
У.: Мастера научились работать и с драгоценными металлами – серебром, золотом. Изготовленные из них украшения выгодно обменивались. Чем выше было мастерство ремесленника, тем больше продуктов или необходимых предметов он мог получить за свой труд. Земледельцы тоже старались приобрести новые орудия труда, чтобы обработать больше земли и сделать это более качественно, с меньшими затратами.
Таким образом, некоторые люди стали жить лучше. У них появились излишки.
У.: К чему это привело? (Одни люди становились богатыми, другие – оставались бедными.)
Вывод: в обществе появляется неравенство.
Слайд 11, приложение 1.
2. Появление неравенства и знати.
Запись в тетрадь.
Неравенство – деление в обществе на богатых и бедных.
Позже эти группы людей стали называть классами.
Слайд 12, приложение 1.
Классы – большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку, то есть по тому, чтоони имеют.
В результате появления неравенства изменяется и форма сожительства людей.
3. Переход от родовой общины к соседской.
Рассказ учителя.
Слайд 13, приложение 1.
От родовой общины первобытные люди перешли к соседской. Племена начали враждовать за обладание более плодородными землями. Каждое племя стремилось увеличить свою территорию за счёт других племён. Гла
Тест по истории на тему «Первобытное общество»
ТЕМА: Первобытное общество ВАРИАНТ 1ТЕСТ С НЕСКОЛЬКИМИ ВАРИАНТАМИ ОТВЕТОВ
1. Наиболее древнее орудие труда первобытного человека.
а) палка-копалка б) плуг в) топор
2. Первобытный человек отличался от животных
а) тем, что у него не было шерсти на теле
б) он умел делать орудия труда
в) он существовал в группе
г) умел охотиться.
3. Вера в сверхъестественные силы и загробный мир
а) религия б) мировоззрение в) искусство
4. Производящим хозяйством называют
а) собирательство б) охота в) скотоводство.
5. Производство орудий труда, одежды называют
а) трудом б) ремеслом в) собирательством
6. Выражение homo-sapiens обозначает:
а) человек; б) человеческий род;
в) человек разумный.
7. Объединение родовых общин для совместной охоты
а) племя; б) стадо; в) войско.
8. Главными занятиями присваивающего хозяйства являлись
а) земледелие и собирательство
б) охота и собирательство
в) земледелие, скотоводство и ремесло
9.Наука, изучающая «следы» древнейших людей
а) палеонтология; б) мифология;
в) археология.
10.Вера в духов, богов и обожествление природы
а) искусство; б) магия; в) религия.
ТЕМА: Первобытное общество ВАРИАНТ 2
ТЕСТ С НЕСКОЛЬКИМИ ВАРИАНТАМИ ОТВЕТОВ
1. Первое коллективное объединение людей
а) человеческое стадо б) род в) соседская община
2. Материк, который считают родиной человечества
а) Евразия б)Америка в) Африка
3. Самым первым домашним животным считают
а) корову б)овцу в) собаку
4. Собирательство людей научило
а) земледелию б) ремеслу в) скотоводству
5. Основной темой первобытной живописи стала
а) мир людей, их портреты б) мир богов в ) охота и животные
6. Время, когда человеку пришлось приручить огонь
а) ледниковый период; б) бронзовый век;
в) производящее хозяйство.
Совет старейшин руководил
а) человеческим стадом;
б) родовой общиной;
в) соседской общиной.
8. Костяным орудием труда был(о)
а) рубило; б) гарпун; в) скребок
9. Главными занятиями производящего хозяйства являлись
а) земледелие и собирательство
б) охота и собирательство
в) земледелие, скотоводство и ремесло
Орудие труда, которое позволило древним людям выделиться в личные хозяйства из общины
а) гончарный круг; б) мотыга; в) плуг.
ЗАДАНИЯ С АЛЬТЕРНАТИВНЫМИ ОТВЕТАМИ
11. найди соответствие:
мотыга а) собирательство
гарпун б) охота
палка-копалка в) рыболовство
рубило г) обработка шкур
скребок д) земледелие
копье е) изготовление лодки-долбленки
12. найди лишнее:
а) Кузнец, ткач, земледелец, кожевник
б) Охра, уголь, мел, медь
13Назовите признак, по которому можно объединить эти понятия
Стадо, род, племя
14.Найди соответствие
родовая община а) появляется неравенство
соседская община б) изобретение плуга
в) главное- родственные связи
г)приручение огня
д) все общее
е) у каждого свой дом
15.Найди лишнее
а) Копье, дубина, лук, серп
б) Идол, бог, жертва, вождь
16.Назовите признак, по которому можно объединить эти понятия
Альтамира, Ляско, Капова пещера
17.Продолжи предложение
1Громадный слон, с рыжеватой длинной шерстью и длинными бивнями — …………………………….……..
2Древнейшие люди появились в жарком климате, считают, что они жили в …………………………………
3.Время, когда люди научились изготовлять и использовать медные и бронзовые орудия труда называют …………………………………………………..
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Представь, что ты оказался на совете старейшин. Что ты увидишь, услышишь там?
ЗАДАНИЯ С АЛЬТЕРНАТИВНЫМИ ОТВЕТАМИ
11.Найди соответствие
серп а) собирательство
гарпун б) охота
палка-копалка в) рыболовство
рубило г) сшивание шкур
проколка д) земледелие
лук и стрелы е) изготовление лодки-долбленки
12. Найди лишнее
а) Скотовод, кожевник, гончар, каменщик
б) Мамонт, саблезубый тигр, пещерный медведь, зубр
13.Назовите признак, по которому можно объединить эти понятия
Прямохождение, труд, речь
14. Найди соответствие
искусство а) орнамент на посуде
религия б) пещерные рисунки
в) вера в бессмертии души
г) представление об оборотнях
д) поклонение силам природы
е) украшение одежды
15. Найди лишнее
а) Палка-копалка, гарпун, мотыга, серп
б) Старейшина, жрец, вождь, ткач
16. Назовите признак, по которому можно объединить эти понятия
Стадо, род, племя
17. Продолжи предложение
«Первые люди появились более ………………назад
Время, когда люди научились изготовлять и использовать каменные орудия труда называют …………………………………..
Впервые пещерные рисунки были обнаружены археологом Саутуоллой в ………………..……..…….
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Представь себя в роли первобытного жреца. Посоветуй людям своего племени, что нужно сделать, чтобы охота была удачной.
Первобытная культура | Britannica
Первобытная культура , в лексиконе ранних антропологов, любое из многочисленных обществ, характеризующихся чертами, которые могут включать отсутствие письменного языка, относительную изоляцию, малочисленность населения, относительно простые социальные институты и технологии и, как правило, медленный темп развития. социокультурные изменения. В некоторых из этих культур история и верования передаются через устную традицию и могут быть прерогативой человека или группы, специально обученной для этой цели.
Культура обсуждается в ряде других статей. Для обзора концепции человеческой культуры, см. культура; городская культура. Для обсуждения доисторических обществ, см. Анатолия: Древняя Анатолия; Ближний Восток, древний; Острова Тихого океана, история: доисторические времена и распространение культуры; Каменный век; исторические разделы различных других региональных статей. Для межкультурного обсуждения систем родства, основных средств социальной организации в большинстве непромышленных обществ, используйте такие ключевые слова, как семья; родство; и так далее.Для рассмотрения религиозных систем, институтов и практик, связанных с безграмотными культурами во всем мире, см. поклонение природе; пантеизм; политеизм; шаманизм; тотемизм. Для обсуждения непромышленных технологий, см. сельское хозяйство, история; технологии, история; ручной инструмент. Для описания экономических систем, характерных для бесписьменных обществ, см. экономическая система: историческое развитие экономических систем.
Различия в образе жизни, в прошлом и настоящем, настолько велики, что их трудно сравнивать.Любая простая классификация человеческих обществ и культур может рассматриваться только как произвольная. Тем не менее с современной городской точки зрения существует очевидное различие между примитивным и цивилизованным: между простыми и сложными обществами; между крошечными и огромными социальными агломерациями; между рассеянным и плотным населением; и, прежде всего, между догосударственными обществами и обществами, в которых есть развитые государства. В целом цивилизация предполагает возникновение правовых институтов и приобретение правительством юридической монополии на силу.Эти события сделали возможными города и империи классических времен и рост плотного населения. Таким образом, «цивилизованный» почти синоним «городского».
Разновидности пригородных или примитивных обществ могут быть классифицированы дополнительно. Один из способов — это методы, которые они используют для получения еды. Те, кто охотятся и собирают, ведут себя совершенно иначе, как общества, от пастухов и конных хищников-воинов, скотоводов, которые, в свою очередь, живут совершенно иначе, чем различные виды земледельцев.Эти различия не являются резкими, поскольку, конечно, есть общества, которые сочетают добычу пищи с одним сельским хозяйством, с другими, с сельским хозяйством и со скотоводством; и, в некоторых случаях, класс пастухов может жить в одном обществе с классом или кастой земледельцев. Можно создать целый континуум обществ, начиная от крошечных простых групп охотников-собирателей в плохой окружающей среде и заканчивая большими плотными популяциями ирригационных земледельцев, то есть от полностью кочевых до полностью оседлых.Степень, в которой общества приближаются к оседлому образу жизни, заслуживает особого внимания в любой классификации, поскольку оседлый образ жизни сопровождается множеством других культурных особенностей и институтов.
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской. Подпишитесь сегодняНа протяжении 99 процентов времени, в течение которого Homo sapiens находилось на Земле, или примерно 8000 лет назад, все народы добывали дикая пища. Между ними были большие различия; некоторые специализировались на охоте на крупную дичь, рыболовстве и собирании моллюсков, тогда как другие почти полностью зависели от сбора дикорастущих растений.В целом, однако, они, вероятно, имели много общих черт социальной и политической организации, а также религий и других идеологий (по форме, но не по конкретному содержанию). Сообщества охотников-собирателей пришли в упадок с ростом сельскохозяйственных обществ, которые либо изгнали их со своих территорий, либо ассимилировали, либо преобразовали.
Более поздний подъем национальных государств, особенно после промышленной революции в Европе, привел к почти исчезновению обществ охотников и собирателей.Сегодня остальные обитают в пустынях, горах, джунглях или арктических пустошах. Некоторые из них были изучены и описаны антропологами: центральные и северные австралийцы, бушмены Калахари на юге Африки, пигмеи центральноафриканских лесов, пигмеи Андаманских островов в Индийском океане, индейцы она и яганы южной части Африки. Южная Америка, индейцы-копатели Невады, индейцы северных канадских лесов и канадские, аляскинские и гренландские эскимосы.
Все эти народы населяют районы, представляющие почти все крайности климата и окружающей среды, но у них есть одно общее: их маргинальность или относительная изоляция от современных экономических систем. Их методы и формы добычи пищи сильно различаются. Эскимосы, например, полностью зависят от охоты и рыбалки; африканские сан (бушмены), австралийские аборигены и индейцы Невады в основном зависят от сбора семян, орехов и клубней.
Значение кочевничества для изучающих примитивные культуры можно предположить, сравнив Ona и Yámana (Yahgan) Огненной Земли.Она населяют внутренние леса и сильно зависят от охоты на гуанако (маленького верблюда Нового Света). Ямана используют каноэ рыбаки и собиратели моллюсков. Тем не менее, несмотря на совершенно различную экологическую адаптацию, два индийских общества имеют культуры, которые настолько похожи, что антропологи условно объединяют их с соседними Чоно и Алакалуфом в Чили в одну «зону фуэгийской культуры». Все они кочуют, хотя она — «пешие индейцы», а остальные — «каноэ-индейцы»; все они относительно редко рассеяны по ландшафту и бедны материальной культурой, и у них схожие социальные, политические, церемониальные и идеологические обычаи и институты.
Все упомянутые кочевники обладают важными общими характеристиками. Первое и наиболее очевидное состоит в том, что их кочевничество сильно ограничивает количество их «багажа» или материальную культуру. Луки и стрелы (за исключением Австралии, где вместо этого используется уникальный бумеранг) и, возможно, простое копье, или в некоторых местах метание палок или дубинок, являются обычным охотничьим и боевым оружием. В более теплых зонах укрытие представляет собой простой навес или небольшой улей из прутьев, веток и листьев.В арктических зонах есть палатка из шкуры карибу и знаменитое эскимосское иглу, а в более постоянных или посещаемых местах — каменная хижина.
Лагеря маленькие и непостоянные. Нуклеарная семья любит разбивать лагерь рядом с родственными семьями, когда это возможно. Обычно эта группа образует расширенную по отцовской линии семью, состоящую из братьев с их собственными нуклеарными семьями и, возможно, нескольких иждивенцев. Но размер лагеря зависит от сезона: в периоды, когда растительная пища легко собирается, большие группы могут собираться вместе для церемоний, таких как обряды полового созревания.В других случаях составляющие семьи могут сильно разойтись из-за нехватки еды и воды. Родственные по отцовской линии мужчины и их семьи, разрозненные или нет, обычно считают себя группой, обладающей правами на определенную территорию, и их можно отличить от соседей по территориальному признаку. Браки часто заключаются между территориальными группами так, что смежные группы имеют тенденцию быть родственниками или, по крайней мере, связаны между собой некоторые члены разных групп. Но это единственный организационный принцип, выходящий за пределы территориальной полосы.Каждую группу можно рассматривать как часть более крупного общества, состоящего как из дальних, так и из близких родственников — «племя» в одном из первоначальных значений этого слова.
Социальная организация выглядит так, как если бы она была построена изнутри, так сказать. Семейные статусы и роли, брачные союзы и системы «социальной дистанции», основанные на семейных отношениях, являются костями и соединительными тканями общества. Все это составляющие самой семьи, независимо от ее расширения или метафорического толкования; это как если бы эти общества были просто результатом роста отдельных семей.Но это только видимость; такие общества также растут за счет роста. Но поскольку союзы и объединение различных групп обычно вызываются браками по договоренности, таким образом сохраняется семейная видимость целого.
Практически все статусные позиции основываются на одних и тех же критериях возраста, пола и родства. Единственный достигнутый статус — это магический лекарь, шаман. Опять же, за исключением шамана, единственное разделение труда в этих обществах происходит на основе возраста и пола — точно так же, как в индивидуальной нуклеарной семье.Среди взрослых охота на крупную дичь ограничена мужчинами, тогда как сбор растительной пищи или мелких животных, птичьих яиц и т. Д. — задача женщин. Такое разделение труда, очевидно, связано с относительной способностью мужчин перемещаться далеко от лагеря, поскольку женщины слишком обременены задачами материнства, чтобы выслеживать животных, куда бы они ни вели. Но разделение задач обычно более жесткое и ограниченное, чем того требуют физические и косвенные различия между мужчинами и женщинами, поскольку они будут различаться у разных людей и от общества к обществу — и в этом отношении, изо дня в день.Домашние обязанности строго определены как женские и выполняются только женщинами, даже если они кажутся чрезвычайно сложными, о чем свидетельствуют следующие замечания Льюиса Гаррарда, который путешествовал с лагерем индейцев шайеннов в 1846 году:
После двухчасовой поездки мы остановились, и вожди, пристегнув лошадей, собрались кругами, чтобы выкурить трубку и поговорить, позволив своим скво распаковать животных, разбить хижины, развести костры, расставить мантии и когда все было готово, эти «владыки творения» разошлись по своим домам, чтобы дождаться, пока их терпеливые и стойкие супруги приготовят немного еды.Я был спровоцирован, более того, рассержен, увидев, что ленивые мужчины-переростки ничего не делают, чтобы помочь своим женам; и когда молодые женщины сняли свои браслеты и украшения, чтобы рубить дрова, чаша моего гнева переполнилась, и в припадке искреннего негодования я объявил их беспечными и даже дикими в истинном смысле этого слова. слово.
( Wah-To-Yah and the Taos Trail ; University of Oklahoma Press, Norman, Okla., 1966)
Статус в семье зависит от возраста, пола, кровного родства или брачности.Считается, что в большинстве видов деятельности мужчины превосходят женщин; старейшин уважают как хранителей светской и духовной мудрости; и люди, такие как двоюродные братья и сестры, которые могут находиться на одной и той же генеалогической дистанции, часто делятся на «брачные» и «не состоящие в браке» группы, что приводит к различиям в их межличностном поведении. Но во всем остальном общества охотников-собирателей глубоко эгалитарны, особенно в отношениях между группами.
Вне семьи нет системы принуждения.Некоторые люди благодаря своей мудрости, физическим способностям и т. Д. Могут подняться до руководящих должностей в каком-либо конкретном начинании, таком как отряд рейда или охота. Но это временные и переменные должности, а не должности или отделения в иерархической структуре. Социальный порядок поддерживается за счет акцентирования внимания на правильности поведения — этикете — а также в ритуалах и церемониях. Церемонии собирают разрозненных членов общества, чтобы отпраздновать рождение, половое созревание, брак и смерть. Такие церемонии сводят к минимуму социальные опасности (или их восприятие), а также приспосабливают людей друг к другу в контролируемых эмоциональных условиях.(Вполне может быть правдой, что «семья, которая молится вместе, остается вместе».)
Обряды перехода при рождении, браке и смерти универсальны в человеческом обществе, хотя празднование полового созревания менее распространено в современном мире, за исключением таких пережитков, как еврейская бар-мицва. Однако в большинстве обществ охотников-собирателей мужские ритуалы полового созревания отнимают больше времени в общении и привлекают больше людей, чем три других ритуала. Они могут длиться до месяца, если позволяют запасы еды.Практически всегда обряды полового созревания включают в себя период обучения взрослым обязанностям, ритуалы, инсценирующие отстранение мальчиков от материнской заботы и сигнализирующие об изменившихся социальных отношениях между мальчиками и девочками одного поколения, а также физические испытания, включая скарификацию или другие признаки. что надолго продемонстрирует успешный переход к зрелости.
.Что такое первобытный коммунизм? — WorldAtlas
Джон Мисачи, 25 апреля 2017, Экономика
Разделение мяса охотниками-собирателями Мбенджеле является примером примитивной коммунистической практики.Что такое первобытный коммунизм?
Традиционная экономика характеризовала большинство обществ в первые века.Традиционная экономика строится на образе жизни общества, обычаи и традиционные верования которого имеют решающее значение при производстве товаров и услуг. Он основан на традиционном земледелии, охоте, собирательстве и рыбной ловле, а вместо денег используется бартерная торговля. Семейная ячейка является важным фактором традиционной экономики, поскольку большинство семей превращаются из охотников в фермеров только там, где они могут построить постоянные постройки. Учитывая традиционную экономику, экономисты называли образ жизни и взаимодействия в этих обществах примитивным коммунизмом.
Определение примитивного коммунизма
Первобытный коммунизм — это концепция, выдвинутая Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, которые предположили, что традиционные охотники и собиратели основывались на эгалитарных социальных отношениях и общей собственности. Марксистская модель социально-экономического общества с примитивным коммунизмом не имела определенной иерархической структуры или капитала.Маркс предположил, что древние методы производства являются ключевыми столпами, определяющими переход общества. Ранние характеристики первобытного коммунизма, включая примитивные способы охоты и собирательства, положили начало традиционным методам ведения сельского хозяйства. Следовательно, первобытный коммунизм — это коллективное право на основные ресурсы в социальных отношениях, таких как общество или семья, без какого-либо авторитарного правления.
История первобытного коммунизма
Карл Маркс и Энгельс были вдохновлены описанием коммунизма в жизни Льюиса Генри Моргана, которое характеризовало нацию ирокезов Северной Америки.Спекулятивная эволюционная история Льюиса выдвинула на первый план свободу и равенство древних людей, которые были очевидны в семейной обстановке нации ирокезов. Энгельс преобразовал эту идею в эволюционную теорию, опубликовав в 1884 году публикацию «Происхождение семьи». Он утверждал, что переход от традиционных способов производства к последующему производству предполагает изменение производства для домашнего или семейного использования на производство для продажи или обмена и переход от общинных семейных отношений к индивидуальной семье как основной экономической единице.Маркс и Энгельс расширили использование коммунизма, включив в него не только охотников и собирателей, но и натуральные сельскохозяйственные общины.
Характеристики первобытных коммунистических обществ
В первобытном коммунизме и обществах каждый способный опустошенный человек был занят производством пищи, и каждый участвовал в пище, полученной охотой или собирательством.Не существует частной собственности на такую собственность, как одежду и подобные предметы, потому что первобытное общество производило ровно столько, и немедленно потреблялось, а излишков не было. Все, что существует долгое время, например инструменты и жилье, находится в общественной собственности. Существует разделение труда: мужчины берут на себя большую часть охоты, а женщины — в собирательстве. Беременные женщины или те, кто кормят грудью своих младенцев, защищены от опасностей охоты, чтобы сохранить следующее поколение. Однако в других аспектах, таких как лидерство, разделения труда нет, поскольку и мужчины, и женщины принимают участие в принятии решений.
Эволюция примитивного коммунизма
Подъем общества социальных классов изменил историю человечества. С тех пор общинные способы организации общества изменились. Люди перешли от общества равенства и совместной жизни к обществу, характеризующемуся угнетением и эксплуатацией. Сельскохозяйственные революции во всем мире превратили большинство охотников-собирателей в фермеров.Необходимость политической структуры для продвижения дел сообществ привела к значительным изменениям в лидерстве и принятии решений сообществами.
.Первобытная культура | Britannica
Первобытная культура , в лексиконе ранних антропологов, любое из многочисленных обществ, характеризующихся чертами, которые могут включать отсутствие письменного языка, относительную изоляцию, малочисленность населения, относительно простые социальные институты и технологии и, как правило, медленный темп развития. социокультурные изменения. В некоторых из этих культур история и верования передаются через устную традицию и могут быть прерогативой человека или группы, специально обученной для этой цели.
Культура обсуждается в ряде других статей. Для обзора концепции человеческой культуры, см. культура; городская культура. Для обсуждения доисторических обществ, см. Анатолия: Древняя Анатолия; Ближний Восток, древний; Острова Тихого океана, история: доисторические времена и распространение культуры; Каменный век; исторические разделы различных других региональных статей. Для межкультурного обсуждения систем родства, основных средств социальной организации в большинстве непромышленных обществ, используйте такие ключевые слова, как семья; родство; и так далее.Для рассмотрения религиозных систем, институтов и практик, связанных с безграмотными культурами во всем мире, см. поклонение природе; пантеизм; политеизм; шаманизм; тотемизм. Для обсуждения непромышленных технологий, см. сельское хозяйство, история; технологии, история; ручной инструмент. Для описания экономических систем, характерных для бесписьменных обществ, см. экономическая система: историческое развитие экономических систем.
Различия в образе жизни, в прошлом и настоящем, настолько велики, что их трудно сравнивать.Любая простая классификация человеческих обществ и культур может рассматриваться только как произвольная. Тем не менее с современной городской точки зрения существует очевидное различие между примитивным и цивилизованным: между простыми и сложными обществами; между крошечными и огромными социальными агломерациями; между рассеянным и плотным населением; и, прежде всего, между догосударственными обществами и обществами, в которых есть развитые государства. В целом цивилизация предполагает возникновение правовых институтов и приобретение правительством юридической монополии на силу.Эти события сделали возможными города и империи классических времен и рост плотного населения. Таким образом, «цивилизованный» почти синоним «городского».
Разновидности пригородных или примитивных обществ могут быть классифицированы дополнительно. Один из способов — это методы, которые они используют для получения еды. Те, кто охотятся и собирают, ведут себя совершенно иначе, как общества, от пастухов и конных хищников-воинов, скотоводов, которые, в свою очередь, живут совершенно иначе, чем различные виды земледельцев.Эти различия не являются резкими, поскольку, конечно, есть общества, которые сочетают добычу пищи с одним сельским хозяйством, с другими, с сельским хозяйством и со скотоводством; и, в некоторых случаях, класс пастухов может жить в одном обществе с классом или кастой земледельцев. Можно создать целый континуум обществ, начиная от крошечных простых групп охотников-собирателей в плохой окружающей среде и заканчивая большими плотными популяциями ирригационных земледельцев, то есть от полностью кочевых до полностью оседлых.Степень, в которой общества приближаются к оседлому образу жизни, заслуживает особого внимания в любой классификации, поскольку оседлый образ жизни сопровождается множеством других культурных особенностей и институтов.
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской. Подпишитесь сегодняНа протяжении 99 процентов времени, в течение которого Homo sapiens находилось на Земле, или примерно 8000 лет назад, все народы добывали дикая пища. Между ними были большие различия; некоторые специализировались на охоте на крупную дичь, рыболовстве и собирании моллюсков, тогда как другие почти полностью зависели от сбора дикорастущих растений.В целом, однако, они, вероятно, имели много общих черт социальной и политической организации, а также религий и других идеологий (по форме, но не по конкретному содержанию). Сообщества охотников-собирателей пришли в упадок с ростом сельскохозяйственных обществ, которые либо изгнали их со своих территорий, либо ассимилировали, либо преобразовали.
Более поздний подъем национальных государств, особенно после промышленной революции в Европе, привел к почти исчезновению обществ охотников и собирателей.Сегодня остальные обитают в пустынях, горах, джунглях или арктических пустошах. Некоторые из них были изучены и описаны антропологами: центральные и северные австралийцы, бушмены Калахари на юге Африки, пигмеи центральноафриканских лесов, пигмеи Андаманских островов в Индийском океане, индейцы она и яганы южной части Африки. Южная Америка, индейцы-копатели Невады, индейцы северных канадских лесов и канадские, аляскинские и гренландские эскимосы.
Все эти народы населяют районы, представляющие почти все крайности климата и окружающей среды, но у них есть одно общее: их маргинальность или относительная изоляция от современных экономических систем. Их методы и формы добычи пищи сильно различаются. Эскимосы, например, полностью зависят от охоты и рыбалки; африканские сан (бушмены), австралийские аборигены и индейцы Невады в основном зависят от сбора семян, орехов и клубней.
Значение кочевничества для изучающих примитивные культуры можно предположить, сравнив Ona и Yámana (Yahgan) Огненной Земли.Она населяют внутренние леса и сильно зависят от охоты на гуанако (маленького верблюда Нового Света). Ямана используют каноэ рыбаки и собиратели моллюсков. Тем не менее, несмотря на совершенно различную экологическую адаптацию, два индийских общества имеют культуры, которые настолько похожи, что антропологи условно объединяют их с соседними Чоно и Алакалуфом в Чили в одну «зону фуэгийской культуры». Все они кочуют, хотя она — «пешие индейцы», а остальные — «каноэ-индейцы»; все они относительно редко рассеяны по ландшафту и бедны материальной культурой, и у них схожие социальные, политические, церемониальные и идеологические обычаи и институты.
Все упомянутые кочевники обладают важными общими характеристиками. Первое и наиболее очевидное состоит в том, что их кочевничество сильно ограничивает количество их «багажа» или материальную культуру. Луки и стрелы (за исключением Австралии, где вместо этого используется уникальный бумеранг) и, возможно, простое копье, или в некоторых местах метание палок или дубинок, являются обычным охотничьим и боевым оружием. В более теплых зонах укрытие представляет собой простой навес или небольшой улей из прутьев, веток и листьев.В арктических зонах есть палатка из шкуры карибу и знаменитое эскимосское иглу, а в более постоянных или посещаемых местах — каменная хижина.
Лагеря маленькие и непостоянные. Нуклеарная семья любит разбивать лагерь рядом с родственными семьями, когда это возможно. Обычно эта группа образует расширенную по отцовской линии семью, состоящую из братьев с их собственными нуклеарными семьями и, возможно, нескольких иждивенцев. Но размер лагеря зависит от сезона: в периоды, когда растительная пища легко собирается, большие группы могут собираться вместе для церемоний, таких как обряды полового созревания.В других случаях составляющие семьи могут сильно разойтись из-за нехватки еды и воды. Родственные по отцовской линии мужчины и их семьи, разрозненные или нет, обычно считают себя группой, обладающей правами на определенную территорию, и их можно отличить от соседей по территориальному признаку. Браки часто заключаются между территориальными группами так, что смежные группы имеют тенденцию быть родственниками или, по крайней мере, связаны между собой некоторые члены разных групп. Но это единственный организационный принцип, выходящий за пределы территориальной полосы.Каждую группу можно рассматривать как часть более крупного общества, состоящего как из дальних, так и из близких родственников — «племя» в одном из первоначальных значений этого слова.
Социальная организация выглядит так, как если бы она была построена изнутри, так сказать. Семейные статусы и роли, брачные союзы и системы «социальной дистанции», основанные на семейных отношениях, являются костями и соединительными тканями общества. Все это составляющие самой семьи, независимо от ее расширения или метафорического толкования; это как если бы эти общества были просто результатом роста отдельных семей.Но это только видимость; такие общества также растут за счет роста. Но поскольку союзы и объединение различных групп обычно вызываются браками по договоренности, таким образом сохраняется семейная видимость целого.
Практически все статусные позиции основываются на одних и тех же критериях возраста, пола и родства. Единственный достигнутый статус — это магический лекарь, шаман. Опять же, за исключением шамана, единственное разделение труда в этих обществах происходит на основе возраста и пола — точно так же, как в индивидуальной нуклеарной семье.Среди взрослых охота на крупную дичь ограничена мужчинами, тогда как сбор растительной пищи или мелких животных, птичьих яиц и т. Д. — задача женщин. Такое разделение труда, очевидно, связано с относительной способностью мужчин перемещаться далеко от лагеря, поскольку женщины слишком обременены задачами материнства, чтобы выслеживать животных, куда бы они ни вели. Но разделение задач обычно более жесткое и ограниченное, чем того требуют физические и косвенные различия между мужчинами и женщинами, поскольку они будут различаться у разных людей и от общества к обществу — и в этом отношении, изо дня в день.Домашние обязанности строго определены как женские и выполняются только женщинами, даже если они кажутся чрезвычайно сложными, о чем свидетельствуют следующие замечания Льюиса Гаррарда, который путешествовал с лагерем индейцев шайеннов в 1846 году:
После двухчасовой поездки мы остановились, и вожди, пристегнув лошадей, собрались кругами, чтобы выкурить трубку и поговорить, позволив своим скво распаковать животных, разбить хижины, развести костры, расставить мантии и когда все было готово, эти «владыки творения» разошлись по своим домам, чтобы дождаться, пока их терпеливые и стойкие супруги приготовят немного еды.Я был спровоцирован, более того, рассержен, увидев, что ленивые мужчины-переростки ничего не делают, чтобы помочь своим женам; и когда молодые женщины сняли свои браслеты и украшения, чтобы рубить дрова, чаша моего гнева переполнилась, и в припадке искреннего негодования я объявил их беспечными и даже дикими в истинном смысле этого слова. слово.
( Wah-To-Yah and the Taos Trail ; University of Oklahoma Press, Norman, Okla., 1966)
Статус в семье зависит от возраста, пола, кровного родства или брачности.Считается, что в большинстве видов деятельности мужчины превосходят женщин; старейшин уважают как хранителей светской и духовной мудрости; и люди, такие как двоюродные братья и сестры, которые могут находиться на одной и той же генеалогической дистанции, часто делятся на «брачные» и «не состоящие в браке» группы, что приводит к различиям в их межличностном поведении. Но во всем остальном общества охотников-собирателей глубоко эгалитарны, особенно в отношениях между группами.
Вне семьи нет системы принуждения.Некоторые люди благодаря своей мудрости, физическим способностям и т. Д. Могут подняться до руководящих должностей в каком-либо конкретном начинании, таком как отряд рейда или охота. Но это временные и переменные должности, а не должности или отделения в иерархической структуре. Социальный порядок поддерживается за счет акцентирования внимания на правильности поведения — этикете — а также в ритуалах и церемониях. Церемонии собирают разрозненных членов общества, чтобы отпраздновать рождение, половое созревание, брак и смерть. Такие церемонии сводят к минимуму социальные опасности (или их восприятие), а также приспосабливают людей друг к другу в контролируемых эмоциональных условиях.(Вполне может быть правдой, что «семья, которая молится вместе, остается вместе».)
Обряды перехода при рождении, браке и смерти универсальны в человеческом обществе, хотя празднование полового созревания менее распространено в современном мире, за исключением таких пережитков, как еврейская бар-мицва. Однако в большинстве обществ охотников-собирателей мужские ритуалы полового созревания отнимают больше времени в общении и привлекают больше людей, чем три других ритуала. Они могут длиться до месяца, если позволяют запасы еды.Практически всегда обряды полового созревания включают в себя период обучения взрослым обязанностям, ритуалы, инсценирующие отстранение мальчиков от материнской заботы и сигнализирующие об изменившихся социальных отношениях между мальчиками и девочками одного поколения, а также физические испытания, включая скарификацию или другие признаки. что надолго продемонстрирует успешный переход к зрелости.
.Первобытная культура | Britannica
Первобытная культура , в лексиконе ранних антропологов, любое из многочисленных обществ, характеризующихся чертами, которые могут включать отсутствие письменного языка, относительную изоляцию, малочисленность населения, относительно простые социальные институты и технологии и, как правило, медленный темп развития. социокультурные изменения. В некоторых из этих культур история и верования передаются через устную традицию и могут быть прерогативой человека или группы, специально обученной для этой цели.
Культура обсуждается в ряде других статей. Для обзора концепции человеческой культуры, см. культура; городская культура. Для обсуждения доисторических обществ, см. Анатолия: Древняя Анатолия; Ближний Восток, древний; Острова Тихого океана, история: доисторические времена и распространение культуры; Каменный век; исторические разделы различных других региональных статей. Для межкультурного обсуждения систем родства, основных средств социальной организации в большинстве непромышленных обществ, используйте такие ключевые слова, как семья; родство; и так далее.Для рассмотрения религиозных систем, институтов и практик, связанных с безграмотными культурами во всем мире, см. поклонение природе; пантеизм; политеизм; шаманизм; тотемизм. Для обсуждения непромышленных технологий, см. сельское хозяйство, история; технологии, история; ручной инструмент. Для описания экономических систем, характерных для бесписьменных обществ, см. экономическая система: историческое развитие экономических систем.
Различия в образе жизни, в прошлом и настоящем, настолько велики, что их трудно сравнивать.Любая простая классификация человеческих обществ и культур может рассматриваться только как произвольная. Тем не менее с современной городской точки зрения существует очевидное различие между примитивным и цивилизованным: между простыми и сложными обществами; между крошечными и огромными социальными агломерациями; между рассеянным и плотным населением; и, прежде всего, между догосударственными обществами и обществами, в которых есть развитые государства. В целом цивилизация предполагает возникновение правовых институтов и приобретение правительством юридической монополии на силу.Эти события сделали возможными города и империи классических времен и рост плотного населения. Таким образом, «цивилизованный» почти синоним «городского».
Разновидности пригородных или примитивных обществ могут быть классифицированы дополнительно. Один из способов — это методы, которые они используют для получения еды. Те, кто охотятся и собирают, ведут себя совершенно иначе, как общества, от пастухов и конных хищников-воинов, скотоводов, которые, в свою очередь, живут совершенно иначе, чем различные виды земледельцев.Эти различия не являются резкими, поскольку, конечно, есть общества, которые сочетают добычу пищи с одним сельским хозяйством, с другими, с сельским хозяйством и со скотоводством; и, в некоторых случаях, класс пастухов может жить в одном обществе с классом или кастой земледельцев. Можно создать целый континуум обществ, начиная от крошечных простых групп охотников-собирателей в плохой окружающей среде и заканчивая большими плотными популяциями ирригационных земледельцев, то есть от полностью кочевых до полностью оседлых.Степень, в которой общества приближаются к оседлому образу жизни, заслуживает особого внимания в любой классификации, поскольку оседлый образ жизни сопровождается множеством других культурных особенностей и институтов.
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской. Подпишитесь сегодняНа протяжении 99 процентов времени, в течение которого Homo sapiens находилось на Земле, или примерно 8000 лет назад, все народы добывали дикая пища. Между ними были большие различия; некоторые специализировались на охоте на крупную дичь, рыболовстве и собирании моллюсков, тогда как другие почти полностью зависели от сбора дикорастущих растений.В целом, однако, они, вероятно, имели много общих черт социальной и политической организации, а также религий и других идеологий (по форме, но не по конкретному содержанию). Сообщества охотников-собирателей пришли в упадок с ростом сельскохозяйственных обществ, которые либо изгнали их со своих территорий, либо ассимилировали, либо преобразовали.
Более поздний подъем национальных государств, особенно после промышленной революции в Европе, привел к почти исчезновению обществ охотников и собирателей.Сегодня остальные обитают в пустынях, горах, джунглях или арктических пустошах. Некоторые из них были изучены и описаны антропологами: центральные и северные австралийцы, бушмены Калахари на юге Африки, пигмеи центральноафриканских лесов, пигмеи Андаманских островов в Индийском океане, индейцы она и яганы южной части Африки. Южная Америка, индейцы-копатели Невады, индейцы северных канадских лесов и канадские, аляскинские и гренландские эскимосы.
Все эти народы населяют районы, представляющие почти все крайности климата и окружающей среды, но у них есть одно общее: их маргинальность или относительная изоляция от современных экономических систем. Их методы и формы добычи пищи сильно различаются. Эскимосы, например, полностью зависят от охоты и рыбалки; африканские сан (бушмены), австралийские аборигены и индейцы Невады в основном зависят от сбора семян, орехов и клубней.
Значение кочевничества для изучающих примитивные культуры можно предположить, сравнив Ona и Yámana (Yahgan) Огненной Земли.Она населяют внутренние леса и сильно зависят от охоты на гуанако (маленького верблюда Нового Света). Ямана используют каноэ рыбаки и собиратели моллюсков. Тем не менее, несмотря на совершенно различную экологическую адаптацию, два индийских общества имеют культуры, которые настолько похожи, что антропологи условно объединяют их с соседними Чоно и Алакалуфом в Чили в одну «зону фуэгийской культуры». Все они кочуют, хотя она — «пешие индейцы», а остальные — «каноэ-индейцы»; все они относительно редко рассеяны по ландшафту и бедны материальной культурой, и у них схожие социальные, политические, церемониальные и идеологические обычаи и институты.
Все упомянутые кочевники обладают важными общими характеристиками. Первое и наиболее очевидное состоит в том, что их кочевничество сильно ограничивает количество их «багажа» или материальную культуру. Луки и стрелы (за исключением Австралии, где вместо этого используется уникальный бумеранг) и, возможно, простое копье, или в некоторых местах метание палок или дубинок, являются обычным охотничьим и боевым оружием. В более теплых зонах укрытие представляет собой простой навес или небольшой улей из прутьев, веток и листьев.В арктических зонах есть палатка из шкуры карибу и знаменитое эскимосское иглу, а в более постоянных или посещаемых местах — каменная хижина.
Лагеря маленькие и непостоянные. Нуклеарная семья любит разбивать лагерь рядом с родственными семьями, когда это возможно. Обычно эта группа образует расширенную по отцовской линии семью, состоящую из братьев с их собственными нуклеарными семьями и, возможно, нескольких иждивенцев. Но размер лагеря зависит от сезона: в периоды, когда растительная пища легко собирается, большие группы могут собираться вместе для церемоний, таких как обряды полового созревания.В других случаях составляющие семьи могут сильно разойтись из-за нехватки еды и воды. Родственные по отцовской линии мужчины и их семьи, разрозненные или нет, обычно считают себя группой, обладающей правами на определенную территорию, и их можно отличить от соседей по территориальному признаку. Браки часто заключаются между территориальными группами так, что смежные группы имеют тенденцию быть родственниками или, по крайней мере, связаны между собой некоторые члены разных групп. Но это единственный организационный принцип, выходящий за пределы территориальной полосы.Каждую группу можно рассматривать как часть более крупного общества, состоящего как из дальних, так и из близких родственников — «племя» в одном из первоначальных значений этого слова.
Социальная организация выглядит так, как если бы она была построена изнутри, так сказать. Семейные статусы и роли, брачные союзы и системы «социальной дистанции», основанные на семейных отношениях, являются костями и соединительными тканями общества. Все это составляющие самой семьи, независимо от ее расширения или метафорического толкования; это как если бы эти общества были просто результатом роста отдельных семей.Но это только видимость; такие общества также растут за счет роста. Но поскольку союзы и объединение различных групп обычно вызываются браками по договоренности, таким образом сохраняется семейная видимость целого.
Практически все статусные позиции основываются на одних и тех же критериях возраста, пола и родства. Единственный достигнутый статус — это магический лекарь, шаман. Опять же, за исключением шамана, единственное разделение труда в этих обществах происходит на основе возраста и пола — точно так же, как в индивидуальной нуклеарной семье.Среди взрослых охота на крупную дичь ограничена мужчинами, тогда как сбор растительной пищи или мелких животных, птичьих яиц и т. Д. — задача женщин. Такое разделение труда, очевидно, связано с относительной способностью мужчин перемещаться далеко от лагеря, поскольку женщины слишком обременены задачами материнства, чтобы выслеживать животных, куда бы они ни вели. Но разделение задач обычно более жесткое и ограниченное, чем того требуют физические и косвенные различия между мужчинами и женщинами, поскольку они будут различаться у разных людей и от общества к обществу — и в этом отношении, изо дня в день.Домашние обязанности строго определены как женские и выполняются только женщинами, даже если они кажутся чрезвычайно сложными, о чем свидетельствуют следующие замечания Льюиса Гаррарда, который путешествовал с лагерем индейцев шайеннов в 1846 году:
После двухчасовой поездки мы остановились, и вожди, пристегнув лошадей, собрались кругами, чтобы выкурить трубку и поговорить, позволив своим скво распаковать животных, разбить хижины, развести костры, расставить мантии и когда все было готово, эти «владыки творения» разошлись по своим домам, чтобы дождаться, пока их терпеливые и стойкие супруги приготовят немного еды.Я был спровоцирован, более того, рассержен, увидев, что ленивые мужчины-переростки ничего не делают, чтобы помочь своим женам; и когда молодые женщины сняли свои браслеты и украшения, чтобы рубить дрова, чаша моего гнева переполнилась, и в припадке искреннего негодования я объявил их беспечными и даже дикими в истинном смысле этого слова. слово.
( Wah-To-Yah and the Taos Trail ; University of Oklahoma Press, Norman, Okla., 1966)
Статус в семье зависит от возраста, пола, кровного родства или брачности.Считается, что в большинстве видов деятельности мужчины превосходят женщин; старейшин уважают как хранителей светской и духовной мудрости; и люди, такие как двоюродные братья и сестры, которые могут находиться на одной и той же генеалогической дистанции, часто делятся на «брачные» и «не состоящие в браке» группы, что приводит к различиям в их межличностном поведении. Но во всем остальном общества охотников-собирателей глубоко эгалитарны, особенно в отношениях между группами.
Вне семьи нет системы принуждения.Некоторые люди благодаря своей мудрости, физическим способностям и т. Д. Могут подняться до руководящих должностей в каком-либо конкретном начинании, таком как отряд рейда или охота. Но это временные и переменные должности, а не должности или отделения в иерархической структуре. Социальный порядок поддерживается за счет акцентирования внимания на правильности поведения — этикете — а также в ритуалах и церемониях. Церемонии собирают разрозненных членов общества, чтобы отпраздновать рождение, половое созревание, брак и смерть. Такие церемонии сводят к минимуму социальные опасности (или их восприятие), а также приспосабливают людей друг к другу в контролируемых эмоциональных условиях.(Вполне может быть правдой, что «семья, которая молится вместе, остается вместе».)
Обряды перехода при рождении, браке и смерти универсальны в человеческом обществе, хотя празднование полового созревания менее распространено в современном мире, за исключением таких пережитков, как еврейская бар-мицва. Однако в большинстве обществ охотников-собирателей мужские ритуалы полового созревания отнимают больше времени в общении и привлекают больше людей, чем три других ритуала. Они могут длиться до месяца, если позволяют запасы еды.Практически всегда обряды полового созревания включают в себя период обучения взрослым обязанностям, ритуалы, инсценирующие отстранение мальчиков от материнской заботы и сигнализирующие об изменившихся социальных отношениях между мальчиками и девочками одного поколения, а также физические испытания, включая скарификацию или другие признаки. что надолго продемонстрирует успешный переход к зрелости.
.
Комментариев нет