Технология работы в системе самообслуживания: Технология самообслуживания | Retail.ru

Технология работы в системе самообслуживания: Технология самообслуживания | Retail.ru

Содержание

Технология самообслуживания | Retail.ru

Редакция Retail.Ru / Retail.RU v3.0 

 

В статье «Технология самообслуживания» Генеральный директор Компании НИЦ «Русская Линия» поделился своим мнением о целесообразности применения системы самообслуживания.

ТЕХНОЛОГИЯ САМООБСЛУЖИВАНИЯ

Ермаков Олег, НИЦ «Русская Линия»

Технология самообслуживания уже существует уже более 100 лет, и более 20-ти лет активно внедряется в нашей стране. Однако до сих пор существует ряд заблуждений связанных с пониманием технологии самообслуживания.

Попытаемся развеять некоторые из этих заблуждений. Для того чтобы понять суть самообслуживания, развеем первое заблуждение: «Магазин продает товары».

Итак, попробуйте опросить как можно большее количество людей: почему? (зачем) они ходят в тот или иной магазин. По результатам наших опросов почти все отвечали:

  1. Необходим товар
  2. Удобно расположен
  3. Приемлемая цена
  4. Качественный товар
  5. Быстро можно купить товар
  6. Вежливый персонал
  7. Приятная атмосфера

Что делает магазин, выставляя на прилавок необходимый для покупки товар? Он оказывает своему покупателю услугу по приближению товара: «Теперь Вам не надо ехать в центр города, чтобы купить «это». Мы доставили «это» сюда, Мы оказали Вам такую услугу».

Мы приходим к выводу, что все, что делает магазин для покупателя, — это услуга. Магазин продает не товары, а услуги.

И предметом конкуренции между магазинами могут быть только услуги.

Это для производителя предметом конкуренции является товар и его качества. Между прочим, месторасположение, назначение грамотной продажной цены, — это тоже услуга.

Из чего складывается продажная цена товара в магазине? Ц продажная= Ц закупочная + Издержки магазина + Прибыль Издержки магазина + Прибыль = Торговая надбавка (наценка)

Исходя из того, что магазин продает услуги, наценка должна отражать стоимость этих услуг. Только когда покупатель согласен со стоимостью услуг, только тогда он назовет продажную цену приемлемой.

Чем услуга больше нужна покупателю, тем дороже он за нее согласен заплатить. Чем выше качество услуги, тем дороже она стоит. По принципу: «Чем мех лучше, тем мех дороже…».

Заблуждение второе: «Технология самообслуживания коренным образом отличается от торговли через прилавок».

Посмотрим, что может технология самообслуживания такого, что невозможно при торговле через прилавок.

  1. «Свободный доступ к товару» (Пожалуйста, пройдите на ближайший рынок и вы увидите, что при торговле через прилавок доступ к товару свободный).
  2. «Более широкий выбор товаров на тех же площадях» (Да, но это не коренное отличие. Это всего лишь «более»).
  3. «Быстрее процесс покупки» (Да, но это тоже не коренное отличие. Это всего лишь «быстрее»).
  4. «Возможность рассчитаться в одном месте» (Установите в зале единый расчетно-кассовый узел в магазине, торгующем через прилавок).

Пожалуй, единственное отличие, — это возможность рассчитаться после того, как товар отобран в корзину. Кардинальным отличием это назвать нельзя.

Таким образом, технология самообслуживания отличается от торговли через прилавок тем, что позволяет сделать процесс покупки товара более быстрым и более удобным для покупателя. А это услуга. Как Вы думаете, стоит ли она чего – нибудь?

Заблуждение третье: «Технология самообслуживания дает возможность сократить издержки, поэтому товар может быть дешевле».

На самом деле, технология самообслуживания приносит дополнительные издержки. Иными словами, услуга самообслуживания стоит дороже, потому что имеет свою себестоимость.

Во-первых: Большее количество наименований товаров требует больше товароведческих усилий. Большее количество поставщиков требует больше усилий по приемке товара (увеличивается количество работников службы склада). Больше требуется усилий по учету товара (увеличивается нагрузка на бухгалтерию).

Во-вторых: Появляется компьютерный учет, технология штрихового кодирования. Помимо необходимых инвестиций в оборудование появляются издержки на содержание службы АСУ (не самая низкооплачиваемая категория сотрудников).

В третьих: Увеличение ассортимента привлекает большое количество покупателей, поэтому и обслуживающих работников (кассиров, продавцов, уборщиц) должно быть больше. (По опыту, фонд оплаты труда становится, примерно, в 2 раза больше).

В четвертых: Возможность рассчитаться после того, как товар отобран в корзину, несет в себе не только достоинство, но и самый главный недостаток самообслуживания, — потери товара от «забывчивости покупателя».

В пятых: «Забывчивость покупателя» дает возможность недобросовестным работникам переложить ответственность за потери товара на покупателей. Это значительно усложняет систему материальной ответственности.

Индивидуальная материальная ответственность за сохранность товаров при технологии самообслуживания невозможна, только коллективная. А, коллективная форма материальной ответственности значительно увеличивает роль человеческого фактора. Требуется постоянная, кропотливая работа с персоналом. Возрастают требования к подбору кадров и контролю. Наибольшие изменения технология самообслуживания приносит в структуру управления. Интенсивность технологического процесса требует разделения функций управления.

Самое главное, — непонимание того, что технология самообслуживания увеличивает издержки, а, следовательно, и продажную цену товаров, толкает предпринимателей в объятия других мифов, в погоне за которыми многие просто теряют голову. Я позволю себе их только привести:

  1. «Создание сети поможет сократить издержки» (На самом деле издержки увеличатся, но появится возможность улучшить качество работы. А качество стоит денег).
  2. «Технические средства решают проблему воровства» (Не решают, если не работать с людьми. Люди решают проблему воровства).
  3. «Возможны «вариации» с учетом» (Если запутается учет, то процесс выйдет из-под контроля. И тогда, — «пиши: пропало»).

При внедрении технологии самообслуживания необходимо учитывать, что только тогда она принесет отдачу, когда для нее созреют необходимые условия:

  1. Возникнет спрос на услугу «Выбор товаров». Покупательная способность населения даст возможность людям расширить ассортимент «потребительской корзины».
  2. Вырастет спрос на услугу «Быстрота обслуживания», удовлетворить которую торговля через прилавок уже не сможет.

Независимый исследовательский центр «Русская Линия» специализируется на оказании услуг по организации и управлению предприятиями розничной торговли и общественного питания, повышению эффективности работы.

Созданный в 1996 году, как антикризисный управленческий центр, за годы работы в сложных экономических условиях компания приобрела уникальный опыт.

Учиться на своих ошибках можно, но это дорого и долго!

Поэтому сегодня Компания предоставляет заказчику полный комплекс услуг от проектирования до практического руководства проектом

Направленная специализация и отработанное взаимодействие специалистов, обладающих большим практическим опытом, помогает добиваться высокой эффективности.

Политика Компании, направленная на постоянное изучение и внедрение новейших технологий позволяет успешно решать поставленные задачи на современном уровне.

Новые технологии в розничной торговле диктуют и новые требования к подготовке персонала. Успех работы торгового предприятия во многом зависит от уровня профессиональных знаний руководителей.

Независимый исследовательский центр «Русская Линия» ежемесячно проводит практикум – семинары по специфике розничного бизнеса, на которых делится своим опытом и предоставляет возможность слушателям ознакомиться с опытом других компаний. Форма проведения семинара позволяет обсудить частные проблемы и ответить на интересующие вопросы.

 

 

Обеспечение доступности самообслуживания как фактор развития сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Обеспечение доступности самообслуживания как фактор развития сферы

услуг

Кузьмин Павел Павлович

Аннотация: В статье изучается возможность формирование систем самообслуживания в сфере услуг. Вводится понятие доступности самообслуживания. Уточняется состав производителей инфраструктурных услуг при использовании самообслуживания и предлагаются направления их интеграции.

Ключевые слова: услуги, технологии, самообслуживание в сфере услуг, управление развитием сферы услуг.

Summary: In article opportunity formation of systems of self-service in a services sector is studied. The concept of availability of self-service is entered. The structure of producers of infrastructure services is specified when using self-service and the directions of their integration are offered.

Keywords: services, technologies, self-service in a services sector,

management of services sector development.

Одним из важнейших направлений формирования новой экономической системы России является развитие управления сферой услуг, так как реализация потенциала сферы обслуживания способно обеспечить рост всей экономики страны, стать одним из значимых источников преодоления последствий современного глобального экономического кризиса. В этом плане, с точки зрения использования внутренних ресурсов осуществления самой сервисной деятельности, такая область отечественной сферы услуг как рекреация обладает значительным резервом в удовлетворении запросов потребителей при предоставлении им возможности самообслуживания.

Важность развития самообслуживания определяется и тем, что многие интересы, например, в активном отдыхе или спортивно-технические увлечения,

носят специфический характер и предполагают высокую активность самого потребителя как участника сервисного процесса. Осуществлять самообслуживание в этих областях можно полностью автономно или с использованием ресурсов и сервисов, предоставляемым сервисными организациями. В последнем случае возможности массового привлечения населения к самостоятельной рекреации (активному отдыху, занятию в клубах по интересам и пр.) значительно возрастает, что имеет не только экономический, но и важный социальный эффект.

Отмечая важность самодеятельной рекреации, приходится констатировать, что не только слабо развита ее материально-техническая база, но и теоретико-методологические подходы к формированию и управлению сервисными системами такого рода не разработаны. В то же время, результаты исследований сферы рекреации, разработка современных управленческих подходов к настройке предприятий услуг на удовлетворение запросов потребителей и формирование условий для их активного участия в процессе обслуживания, представленные в трудах таких авторов как: Л.В. Баумгартен [1], М.Б. Биржаков [2], Л .И. Егоренкова [3], М.А. Жукова [4], Е.Н. Ильина [5], [6], В.А. Квартальнова [7], позволяют констатировать формирование базовых предпосылок для формирования систем самообслуживания в области рекреации. Развитие систем самообслуживания, безусловно, происходит и в других сферах, но именно в области рекреации сложилась развитая система платных услуг и значительный спрос на реализацию самостоятельной активности потребителей по осуществлению интересующей их деятельности, поэтому формирование систем самообслуживания будет наиболее быстрым и эффективным. В то же время, даже в исследования, посвященных управлению услугами в сфере оздоровления, отдыха и развлечений, комплекс вопросов в области функционирования систем самообслуживания еще остается недостаточно изученным и не нашел должного освещения в экономической литературе. Дискуссионными и малоизученными остаются проблемы, связанные с рамками и направлениями государственного регулирования систем

самообслуживания, особенно в сфере рекреации, имеющей свои особенности, обусловленные социальным и экологическими условиями жизнедеятельности. Не раскрыты в научной литературе проблемы предоставления прав и условий хозяйствования потребителям, осуществляющим самообслуживание, слабо освещены вопросы развития предпринимательской деятельности в сферах развития инфраструктурного обеспечения самодеятельного отдыха, нет четких оценок и критериев экономических процессов и явлений, специфичных для самообслуживания.

Так, формирование систем самообслуживания предполагает инициативный и социальный характер сервисной деятельности, высокую ответственность и самодисциплину участников, их самоорганизацию, что значительно сокращается возможности массового распространения самообслуживания в ряде сфер, в частности, при организации активного отдыха, поскольку требует квалификации и значительных затрат ресурсов. Поэтому наиболее перспективным для массового освоения возможностей активного отдыха представляется реализация самообслуживания, основывающаяся на использовании сервисов и средств инфраструктурных комплексов, обеспечивающих условия для самостоятельного получения определенного вида услуг.

Подобные системы уже распространены в рекреационной сфере, в которой, как отмечалось выше, формируются наиболее благоприятные условия для развития систем самообслуживания. Например, курортно-гостиничное хозяйство выступает инфраструктурным обеспечением отдыха, так как предоставляемые услуги по проживанию являются основой того, чтобы путешественники удовлетворили основные потребности — лечение, экскурсионно-познавательную активность, развлечение. Если путешественник пользуется услугами гостиницы по проживанию, а весь отдых организует самостоятельно (посещает достопримечательности, занимается спортом и пр.), то его деятельность можно рассматривать как систему индивидуального самообслуживания, использующую определенный инфраструктурный

комплекс. В данном случае услуги гостиницы важны, так как обеспечивают нахождение потребителя в определенном месте, но они не являются ведущими

— потребитель приезжает не для того, чтобы жить в гостинице, а для того, чтобы реализовывать интересующую его деятельность — образовательную, спортивную, развлекательную и пр.

При санаторно-курортном обслуживании роль инфраструктурных комплексов может доминировать в деятельности отдыхающих: современные гостиничные комплексы способны располагать мощными оздоровительными, развлекательно-экскурсионными и иными возможностями, которые позволят потребителю получить все услуги не проявляя дополнительной активности. Однако, в иных видах рекреации, в большей степени ориентированных на определенную деятельность (например, охота и рыбалка, автопутешествия и автосоревнования, знакомство с местными условиями и пр.) активность самого путешественника является ключевой и она может быть использована для развития рекреационной деятельности в виде самоорганизации. В то же время, заинтересованность потребителей в определенном виде отдыха не должна снижать понимание важности инфраструктурных комплексов и не означает, что если отдыхающие стремятся к занятию интересующих их деятельности (например, к организации и участию в соревнованиях или массовых мероприятиях), то комфортность условий, в которых они находятся для них не важна. Такой подход представляется ошибочным — люди готовы прилагать определенные усилия для занятия любимым делом и проведения отдыха в интересной для них форме, но если такой отдых предполагает значительные неудобства и требует массу усилий для преодоления трудностей, то он может оказаться бессмысленным и оттолкнуть потребителей от самообслуживания. Поэтому необходим поиск баланса сил, которые способны затратить потребители на самообслуживание, а для этого необходимо предложить весь спектр возможностей отдыха — от полностью автономного до максимально комфортного. Одним из вариантов, при котором от потребителя требуются определенные усилия по самообслуживанию, но они не предполагают его

полной автономности и доступны широким массам отдыхающих является создание специальных инфраструктурных комплексов.

Выше гостиничное хозяйство уже было обозначено как вид инфраструктурного комплекса. Это наиболее масштабный и значимый вид инфраструктурного обеспечения отдыха, формирующий базовые условия для любой деятельности отдыхающего, предлагая ему комфортное нахождение в значимом для него месте. Однако, гостиничное проживание предполагает достаточно высокую платность и оно, являясь универсальным сервисом, не учитывает специфики различных видов отдыха, которые реализуются на основе самообслуживания. Многие из активных видов отдыха предполагают специфичные условия проживания и требуют соответствующих инфраструктурных комплексов — при автопутешествиях это могут быть кемпинги, при пеших походах, а также при занятиях охотой и рыбалкой -проживание в палатках, при этноэкспедициях — у местных жителей и проч. Поэтому, кроме проживания и обеспечения нахождения отдыхающего в определенном месте, инфраструктурные комплексы предполагают наличие определенных сервисов для занятий интересующей его деятельностью -предоставление снаряжения, внутреннего транспорта для передвижения, специально оборудованных мест (для привалов, рыбной ловли, горной безопасности) и пр. В различных видах активного отдыха будут свои специфические инфраструктурные комплексы, однако важно понимать их роль и значение — это не просто некоторые услуги или технические средства, которые могут быть получены отдыхающим, а организационнотехнологическая основа систем самообслуживания, позволяющая реализовать отдыхающему интересующую его деятельность. Такой подход раскрывает возможности государственных и местных органов по развитию рекреационной сферы на основе формирования инфраструктурных комплексов. Причем, это формирование может быть реализовано с участием предпринимательских структур, что снижает бюджетную нагрузку и расширяет возможности развития хозяйственной системы сервисной деятельности.

Участие предпринимательских структур в формировании инфраструктурных комплексов самообслуживания выступает не просто сферой оказания платных услуг, а является видом хозяйствования, ориентированного на создание условий для осуществления определенной социальнорекреационной деятельности путем обустройства территории в целях создания условий для осуществления безопасной для человека и природы деятельности (охота и рыбалка, горные восхождения, автосоревнования и пр.). Предприниматель как субъект хозяйствования, ориентированный на прибыль, обеспечивает создание и функционирование инфраструктурного комплекса самообслуживания в своих коммерческих интересах, но при этом, целевые и ограничительные параметры его экономической активности должны соответствовать сути существования данной инфраструктуры — стимулирование активного отдыха, предоставление возможности удовлетворения широкого спектра интересов потребителей. Для согласования данных интересов необходимо раскрытие понятия инфраструктурного комплекса самообслуживания (ИКС) с теоретико-методологических позиций, так как формирование систем самообслуживания требует совершенствования управленческих подходов, использования новых приемов и методов действий.

Согласование интересов осуществления предпринимательской деятельности и потребителей, осуществляющих самостоятельное оказание себе услуг, позволяет определить специфическую цель управления ИКС — это повышение доступности рекреационного самообслуживания, которое обозначает улучшение комплекса сервисной деятельности в области рекреации: облегчение и регламентация доступа к природным ресурсам, коммуникациям, базовым сервисам при повышении уровня безопасности для здоровья граждан и природы.

В организационно-техническом плане доступность самообслуживания выступает как возможность производства услуг силами индивида или группы лиц. Доступность самообслуживания выступает суммарной оценкой существующих природных, технических, экономических и правовых условий, в

которых самообслуживание может быть осуществлено потребителем без дополнительных производственных, финансовых или административных затрат. Поэтому, с одной стороны, доступность предполагает наибольшую свободу в использовании природных ресурсов территории, полную самостоятельность в выборе способов действий в формах проявления рекреационной активности, а с другой стороны, — ее безопасность, ее устойчивость, сохранение благоприятных условий для реализации в долговременном периоде. В обеспечении этой двойственности доступности инфраструктурный комплекс играет ключевую роль, так как позволяет осуществлять значимые с точки зрения безопасности и достижения цели виды деятельности путем формирования соответствующих технологических предпосылок. Так, подготовка пляжей, мест охоты и рыбалки для посещений, формирование систем утилизации отходов, обеспечение работы спасательных служб, использование специального транспорта, безопасного для экологии территории, поддержка основных видов связи с отдыхающими — все это элементы функционирования инфраструктурного комплекса и повышение эффективности и надежности их функционирования облегчает самостоятельный доступ к различным видам активного отдыха, при этом повышается его безопасность и организованность.

Учитывая все рассмотренные выше аспекта, может быть дано определение: «Под доступностью самообслуживания понимается совокупность характеристик условий деятельности и функций инфраструктурного комплекса, обеспечивающая возможность удовлетворения запросов потребителей их собственными усилиями». Доступность самообслуживания как экономическая характеристика отражает всю совокупностью сложных и противоречивых параметров сервисной деятельности, на которую оказывает воздействие множество различных объективных и субъективных факторов.

Степень доступности самообслуживания в значительной мере определяется спецификой конкретного вида деятельности, а также сложившимися природными и организационными условиями в рамках

определенной территории. Перечень составляющих параметров доступности самообслуживания широк и разнообразен, отражает различные функциональные аспекты сервисной деятельности и включает:

• разнообразие и уникальность ландшафтов, наличие водоемов, горных массивов, редких природных образований;

• благоприятные климатические условия, не требующие специальной подготовки потребителей, позволяющие осуществлять отдых в круглогодичном режиме. При существовании тяжелых климатических условий системы жизнеобеспечения инфраструктурного комплекса должны обеспечить безопасное и комфортное нахождение потребителей в местах самообслуживания — если элементом такого жизнеобеспечения выступает не гостиничное хозяйство, то иные средства проживания (палатки, кемпинги и пр.) должны соответствовать требованиям безопасности и надежности и определенные механизмы контроля за соблюдения данных требований должен существовать;

• расположение территории размещения системы самообслуживания относительно ведущих транспортных потоков — удаленность или близость к магистральным направлениям определяет масштаб транспортной составляющей инфраструктурного комплекса, которая должна сформировать условия для комфортного прибытия к местам отдыха;

• развитость систем транспорта, водо-, энерго, электро, газоснабжения и телекоммуникации, систем обеспечения безопасности, включая медицинскую и спасательную помощь;

• наличие трудового и профессионального контингента специалистов, способных помочь участникам системы самообслуживания — как при реализации сервисной деятельности, так и в виде проведения образовательной работы;

• не обременительные организационно-административные механизмы для осуществления сервисной деятельности в самодеятельном режиме;

• социально-политическая ситуация на территории нахождения

отдыхающих и путешественников.

Как следует из представленного перечня элементов доступности систем самообслуживания, факторы определяющие возможность данной формы организации сервисной деятельности, крайне разнообразны. Но их объединяет общее условие — в случае недостаточности производственно-технических и организационно-экономических предпосылок для самообслуживания они могут быть компенсированы деятельностью соответствующих функциональных систем инфраструктурного комплекса. Поэтому среди всего перечня представленных выше факторов доступности самообслуживания в качестве ключевых могут быть выделены следующие условия, определяющие

количественные и технологические аспекты функционирования

инфраструктурного комплекса:

— порядок функционирования природоохранных комплексов и

обеспечения экологической безопасности рекреационной деятельности;

— наличие квалифицированных специалистов, способных помочь потребителям в ходе самообслуживания;

— уровень развитости и мощность всех составляющих инфраструктурного комплекса самообслуживания: информационной, транспортной, коммунальной;

— благоприятная организационно-управленческая среда, формирующая доверительные отношения с потребителем при высокой самодисциплине последних.

Высокая роль эффективной работы инфраструктурного комплекса в обеспечении доступности самообслуживания определятся и тем, что наличие надежных и качественных базовых сервисов не только облегчает доступ потребителей к возможностям оказания себе услуг, но и в целом снижает техногенные и экологические риски данной деятельности. Каждый из приведенных выше факторов доступности одновременно является и условием, которое может вызвать нарушение сервисных процессов, стать источником опасности. Поэтому в состав задач, решаемых инфраструктурным комплексом, наряду с функциональной деятельностью по указанным выше направлениям

также должен производиться мониторинг и контроль широкого спектра условий, определяющих экологическое, технологическое состояние систем самообслуживания, а также медико-психологическое состояние участников данной системы.

Приведенные выше факторы доступности самообслуживания могут быть уточнены и дополнены при дальнейшем проведении исследований. Так, необходимо учитывать влияние макроэкономических, социальных и историкокультурных факторов, рассмотреть тенденции и динамку системы самообслуживания. Необходимо отметить, что доступность системы самообслуживания — это постоянно изменяющийся параметр, который в значительной степени зависит от развитости самой системы производства и потребления услуг. Повышение доступности самообслуживания является одновременно следствием ее развития и его условием: чем проще и продуктивнее доступ к возможностям оказания себе услуг, тем привлекательнее данная деятельность для потребителе. Если базовыми условиями доступности самообслуживания выступают природные условия — от имеющихся ресурсов до географического положения и климатического состояния, то достаточными параметрами доступности являются технический уровень сервисной деятельности и степень развития организационноэкономических и административных механизмов. Природные условиях для осуществления отечественной рекреационной деятельности в форме самообслуживания самые благоприятные — ландшафты страны крайне разнообразны и могут быть использованы для всех видов активного отдыха, а технологические и организационно-экономические параметры доступности могут быть значительно улучшены при совместной деятельности предпринимательских структур, потребителей и органов государственного регулирования. Формой подобной совместной деятельности является инвестирование в инфраструктурные комплексы самообслуживания, расходы на последующее функционирование которых должны обеспечить удовлетворение интересов всех участников данной системы:

• получение прибыли — задача предпринимателей;

• соблюдения природоохранных требований, развитие территории, физическое и духовное оздоровление граждан — значимо для государства;

• удовлетворение познавательных запросов, отдых и развлечение — это устремления потребителей.

Следует подчеркнуть, что формирование затрат на функционирование инфраструктурного комплекса самообслуживания и, соответственно, расходы на доступность данного вида деятельности, является одним из важнейших элементов развития рассматриваемой формы сервисов. В целом, повышение доступности самообслуживания является важным фактором освоения механизмов предоставления услуг, стимулирования роста отечественных отраслей потребительского сервиса, значимым элементом обеспечения устойчивости всей экономики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Баумгартен Л.В. Стратегический менеджмент в туризме. — М.:

Издательский дом «Академия», 2005.

2. Биржаков М.Б. Введение в туризм. — СПб. : Издательский дом «Герда», 2001.

3. Егоренков Л.И. Введение в технологию туризма. — М: Финансы и статистика, 2009. — 304 с.

4. Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. — М: Финансы и статистика, 2006. — 200 с.

5. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: Финансы и статистика, 2008. — 240 с.

6. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: стратегия обслуживания. — М: Финансы и статистика, 2008. — 160 с.

7. Квартальнов В.А. Теория и практика туризма. — М.: Финансы и статистика, 2003.

Особенности внедрение систем самообслуживания в ресторанном бизнесе

Платформы самообслуживания и их неотъемлемая часть киоски, проникли во многие различные сферы бизнеса. Сейчас многие компаний используют киоски для автоматизации своих бизнес процессов, сокращая сроки выполнения заказов, упрощая процесс оплаты и т.д. Еще одним плюсом киосков является то, что они высвобождают персонал, который в дальнейшем может сосредоточить на более насущных потребностях клиентов, повышая качество и эффективность обслуживания.

Ресторанный бизнес в этом плане ничем не отличается о других его видов, где киоски также могут стать важным инструментом повышения качества и скорости обслуживания клиентов. Однако существуют некоторые особенности, которые владельцам и управляющим ресторанов следует знать и учитывать при планировании внедрения систем самообслуживания в своих заведениях.

Консалтинговая компания «Software Advice», на сайте которой можно сравнить разное программное обеспечение для бизнеса, провела исследование, опросив более 1900 американцев, с целью выявить предпочтительный функционал киосков самообслуживания в ресторанах.

Ключевые результаты исследования:

  • — Примерно половина опрошенных респондентов (47%) высказались за то, чтобы в устройствах самообслуживания была возможность настройки заказа, 26% предпочли видеть фотографии блюд из меню.
  • — Разделение счета является наиболее предпочтительной функцией для 39%; 31% выступил за возможность различных вариантов оплаты.
  • — Респонденты выбрали рестораны формата Casual (45%) и Fast casual (35%), как наиболее предпочтительные для внедрения систем самообслуживания.


Готовность использовать системы самообслуживания
Существуют большие риски, когда дело касается потребительских предпочтений в отношении систем самообслуживания. Хотя 54% опрошенных и высказались за готовность взаимодействовать с этими системами, но 46% респондентов ответили отрицательно. Эксперты утверждают, что киоски самообслуживания сейчас имеют повышенный спрос в различных отраслях, являясь распространенным форматом обслуживания в Азии, Европе и США.

Предпочитаемые функции систем самообслуживания
Для дальнейшего анализа данных, сотрудники «Software Advice» опрашивали только респондентов, заявлявших о своей готовности использовать для заказа и оплаты системы самообслуживания. Данные исследования показали, что 47% опрошенных высказались за возможность настройки заказов, 26% выразили желания видеть в интерфейсах ПО фотографии блюд из меню, 19% отметили наличие информации о скидках и специальных предложениях.

Другие интересные данные исследования:
39% выбрали POS-платформу с возможностью разделения счета
31% посчитали наиболее важной POS-систему с различными формами оплаты
16% выбрали несколько вариантов ответов
12% пожелали видеть наличие калькулятора чаевых

Системы самообслуживание в ресторанах формата Сasual и Fast casual
Участники опроса разделились поровну (по 41%), в ответах на вопрос «В каком типе ресторана они предпочитают использовать самостоятельный заказ и оплату?». 50% участников предпочитают самостоятельно производить оплату в Casual ресторанах, 29% в Fast Casual и 13% в Фаст-Фуд заведениях. В премиум ресторанах предпочтительными вариантами самостоятельного заказа отметили всего 6%,а самостоятельно расплатиться пожелали только 8% опрошенных. Эксперты не видят ничего не обычного в том факте, что всего 13% выбирают систему POS самообслуживания в фас-фуд заведениях. Это объясняется тем, что эти заведения уже характеризуется быстрым обслуживанием.

В премиум среде, уровень сервиса почти так же важен, если не больше, чем сама подаваемая еда. У посетителей элитных ресторанов, которые планируют потратить большие деньги, есть ожидание получить такой же высокий уровень обслуживания.

Если клиент собирается потратить круглую сумму на стейк, то у него возникнет желание лично спросить у официанта о том, что это за стейк и как он готовиться. Т.е. каждый тип ресторана должен индивидуально адаптировать внедряемые технологии самообслуживания. В Фаст-Фуд заведениях, киоски самообслуживания позволят гостям быстро формировать и оплачивать заказы. Тогда как в элитных ресторанах, сенсорное меню может выступить лишь в качестве помощника официанта.

Расположение систем самообслуживания в ресторанах
Исследователи из «Software Advice» поинтересовались у респондентов, где они предпочитают использовать системы самообслуживания. Большинство – 88% высказались за то, чтобы системы самообслуживания находились у нах за столом, а 12% заявили, что они хотели бы видеть киоск самообслуживания на входе в заведение. Чем сложнее электронное меню киоска, тем оно становить более неудобным для посетителей, из-за увеличения времени ожидания в очереди к киоску. Есть также сложность с обучением работы с киоском. Многие люди нуждается в определенных инструкциях для осуществления самостоятельного заказа и оплаты через киоски, а это требует непринужденной обстановки, поэтому размещение устройств самообслуживания непосредственно за столиком ресторана, является для большинства клиентов приоритетным.

Возрастной фактор пользователей систем самообслуживания
Возраст был последним фактор в исследовании применения технологий самообслуживания. Полученные результаты показали, что 71% респондентов в возрасте от 18 до 34 лет заявили о пользе систем самообслуживания. Это самый высокий процент из трех возрастных групп. Данные также говорят об отрицательной корреляции между возрастом и предпочтениями систем самообслуживания, с уменьшением процентов по мере увеличения возраста. Из категории 35-54 в пользу систем самостоятельного заказа высказались 57%, а в возрастной группе 55 и старше, пожелавших воспользоваться технологиями самообслуживания, нашлось только 34%.


Владельцам ресторанов следует учитывать демографический фактор и тип ресторана, при рассмотрении возможностей внедрения систем самообслуживания.

Повышение клиентского опыта
Результаты проведенного опроса демонстрируют, что возможность настройки заказов, изображения блюд меню, разделение счета и несколько вариантов оплаты, являются самыми значимыми для клиентов в системах самообслуживания ресторанов.

Исследование также показывает, что потребители больше всего хотели бы видеть данные системы в casual и fast casual ресторанах. Возрастная группа от 18 до 34 лет будет с большой долей вероятности пользоваться киосками.

Ресторанам следует брать на вооружение киоски самообслуживания для повышения клиентского опыта. Исследователи рекомендуют внедрять киоски не только для оптимизации расходов и трудовых затрат, но и использовать их как элемент новизны, для привлечения новых посетителей.

Читайте наш канал в Telegram : узнавайте о главных новостях дня первыми.

Шесть слагаемых успеха портала самообслуживания | Директор информационной службы

Консьюмеризация драматическим образом меняет службы технической поддержки в компаниях, и для успешного перехода на самообслуживание недостаточно просто предложить соответствующие технические возможности. В отделах ИТ многих предприятий сталкиваются с тем, что традиционный подход «постройте, и они придут» в подобных проектах не позволяет добиться желаемых преимуществ. А согласно исследованию Service Desk Institute, в двух из пяти организаций низкий уровень использования портала самообслуживания называют одним из главных источников трудностей для службы поддержки пользователей.

Разумеется, в проекты самообслуживания инвестировали не все участники опроса: по данным SDI, внедрили соответствующие технологии около 80%, то есть, судя по количеству жалующихся на низкий уровень их использования, это примерно половина тех, кто провел внедрение; при этом, возможно, кто-то просто не признал, что страдает из-за неиспользования.

Считать, что корпоративные проекты порталов самообслуживания автоматически достигнут успеха по примеру аналогов из потребительского мира наподобие Amazon, было бы необоснованным. Служащие не будут пользоваться таким порталом по той причине, что они уже пользуются средствами самообслуживания вне работы, особенно если корпоративные системы по своему удобству уступают потребительским.

Стивен Манн – известный эксперт и практик в области управления ИТ-сервисами. В качестве аналитика Ovum и Forrester Research, специалиста ServiceNow и популярного блогера он всегда привлекал аудиторию проницательностью наблюдений, практичностью рекомендаций и небанальностью изложения.

Сейчас Манн является старшим аналитиком независимой исследовательской компании ITSM.tools, продолжает вести блоги, публиковаться и выступать на профессиональных конференциях. У московской аудитории тоже есть шанс услышать Стивена Манна: 25 мая он выступит с докладом и проведет мастер-класс на ежегодном бизнес-форуме IT Management Forum (ITMF 2017), который организует издательство «Открытые системы».

В Москве Манн будет говорить о том, как распространить сервисный подход на всю компанию и как добиться успеха в организации самообслуживания пользователей корпоративных сервисов.

 

Не сравнивайте несопоставимое

Сотрудников, возможно, устраивают сервисы самообслуживания, которыми они пользуются в повседневной жизни, но на работе вступают в силу другие факторы и обстоятельства.

Сами средства самообслуживания. Они могут существенно уступать по простоте использования потребительским. Систему самообслуживания могут считать медленной из-за отсутствия автоматизации: может не быть механизмов машинного обучения, автоматически предлагающих наиболее подходящие решения, или систем, автоматизирующих стандартные операции поддержки и предоставления доступа к ресурсам. К тому же основной задачей корпоративных сервисов самообслуживания может быть обеспечение удобства поставщика услуг, то есть отдела ИТ, тогда как потребительские сервисы создаются прежде всего для удобства покупателей.

Уровень ответственности. Задачи, решаемые посредством самообслуживания в повседневной жизни, могут быть малозначительными по сравнению с рабочими. Например, заказ нового футляра для личного смартфона – это совсем не то же, что необходимость заменить неисправный корпоративный смартфон перед заграничной командировкой. В последнем случае сотрудник с меньшей вероятностью воспользуется порталом самообслуживания и с большей – лично обратится в соответствующий отдел, чтобы получить заверение в том, что все будет выполнено.

Темпы устранения проблем или предоставления услуг. Возможно, в частной жизни мы готовы ждать в том случае, если при более медленном обслуживании можно заплатить меньше. На работе же промедления могут значительно ухудшить продуктивность и подорвать бизнес.

Шесть рекомендаций по внедрению средств самообслуживания

При внедрении порталов самообслуживания стоит иметь в виду, что для успеха проекта понадобятся перемены в отношении и поведении как конечных пользователей, так и самих сотрудников службы поддержки. Вот каких рекомендаций стоит придерживаться отделу ИТ, чтобы создать экосистему самообслуживания, которой захотят и будут пользоваться.

1. Подходите к планированию внедрения средств самообслуживания и их предоставлению с точки зрения бизнеса. Независимо от того, насколько хороши соответствующие системы в техническом отношении, ИТ-отделу не удастся обеспечить требуемые преимущества в плане экономии затрат, повышения эффективности и улучшения клиентского обслуживания, если служащие откажутся пользоваться порталом или будут обращаться к нему редко. Поэтому самообслуживание надо рассматривать не просто как технологию, а как новую бизнес-функцию, посредством которой конечные пользователи могут получить помощь, информацию или услуги. Не забудьте об удобстве предоставления функций самообслуживания, учтите: чем длиннее «маршрут», который нужно сотруднику проделать для использования нужной возможности, тем меньше вероятность того, что он захочет это делать.

2. Следует понимать, что создание такой функции для бизнеса требует непосредственного участия бизнес-пользователей. Проекты порталов самообслуживания нередко проваливаются именно из-за отсутствия вовлечения конечных пользователей и заказчиков, поскольку готовая функция в этом случае обычно не удовлетворяет их требованиям или оказывается слишком сложной в применении. Взять, к примеру, нынешнюю тенденцию отказа от использования в ИТ-поддержке электронной почты, как менее эффективного канала по сравнению с порталами самообслуживания. Но интересовались ли вы, как именно заказчики хотят получать помощь? Бьюсь об заклад, что многие по-прежнему предпочли бы отправить письмо по электронной почте и мгновенно получить ответ, автоматически сгенерированный системой машинного обучения, а не заходить на портал за получением тех же сведений.

3. Рассматривайте самообслуживание как нечто большее, чем просто более экономную замену телефонной поддержки. Чтобы портал не простаивал, он должен быть лучше и проще в использовании, чем традиционная поддержка по телефону. Если задаться только целью получения экономии, нельзя быть уверенным в том, что новой системой действительно захотят и будут пользоваться. Более того, если портал окажется малопопулярным, проект, скорее всего, даже не окупится.

4. Разрабатывая портал, ориентируйтесь на удобство его применения для пользователя. Пользовательский интерфейс необходимо создавать с опорой на впечатления о реальной работе с ним. Эффектный внешний вид еще не гарантия того, что систему сочтут удобной в использовании. В идеале необходимо, разрабатывая все точки контакта со средствами самообслуживания, ориентироваться на оптимальное удобство использования. Особое внимание надо уделить тому, чтобы система обеспечивала мгновенное получение желаемого согласно требованиям современной эпохи. Ключевым элементом, позволяющим добиться этого, являются механизмы управления знаниями – благодаря им пользователь, когда ему потребуется помощь, будет автоматически получать нужную информацию в форме, доступной для восприятия нетехническими специалистами.

5. Успешный запуск портала – это еще не успех проекта. Самообслуживание требует многократных инвестиций в обучение и разъяснение назначения инициативы перед вводом в действие. К системе самообслуживания надо относиться как к живому существу, которое будет либо активно развиваться, либо погибнет в зависимости от того, как за ним ухаживают. Понадобится непрерывно следить за использованием системы, собирать отзывы конечных пользователей, дорабатывать функции и по необходимости проводить дополнительное обучение. Важную роль во всем этом опять же будет играть управление знаниями – нужно следить за актуальностью существующих статей в системе, регулярно добавлять новые, заполнять пробелы и документировать появляющиеся возможности.

6. Примите все необходимые меры, чтобы пользователи согласились работать с системой самообслуживания. При этом нужно учитывать возможные трудности с освоением новшества и вероятное сопротивление ему. Начать следует с того, чтобы продемонстрировать, в чем именно новая система будет удобнее для пользователей по сравнению с существующими возможностями. Понадобятся разъяснительная работа и обучение, в том числе практическое, позволяющие понять, почему происходят перемены, какие преимущества бизнесу они дают, как помогут самим пользователям и что нужно будет сделать, чтобы ощутить эти преимущества.

Таковы основные рекомендации, следование которым поможет успешно провести переход на самообслуживание с учетом существующих тенденций консьюмеризации.

 

Шесть слагаемых успеха портала самообслуживания

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Современные системы самообслуживания. Психология пользователей платежных терминалов

Постоянная нехватка времени и ускоряющийся ритм жизни приводит к тому уменьшению «социального времени».  Пользователи становятся нетерпеливыми к различным очередям и медленному обслуживанию, человек из-за нехватки времени, готовы его тратить на семью, друзей, а не на то, чтобы часами стоять в очереди в магазине, банке и других розничных точках.  Выходом являются системы самообслуживания. Но системы самообслуживания – это не просто удобство для клиента, это еще и вопрос выживания розничной точки.

 

По данным исследований MEI были установлены частые причины недовольств покупателей среди 1000 клиентов таких крупных производителей как  Intel, Cisco Systems. Наибольшее раздражение вызывали: очереди, линии контроля, отсутствие ценников на товарах, сложность в поиске персонала отвечающего за те или иные функции в магазине, все это заставляет потребителей уходить из магазинов с пустыми руками.  Многие мировые компании поворачиваются в сторону систем самообслуживания, чтобы избежать негативных реакций потребителей.

Чтобы увеличить возврат инвестированных средств, повысить объемы продаж, розничные сети должны внедрять системы самообслуживания. Это, безусловно, требует времени и сил, чтобы качественно изучить потребности клиентов. Последние несколько лет ясно демонстрируют, что сенсорные киоски, электронные очереди, другие системы самообслуживания являются самыми успешными и перспективными. Успех достигается в том случае, если компания перед внедрением  терминалов самообслуживания задается вопросами:

1.Как мои клиенты совершают платежи?

2.Какие формы оплаты клиенты используют?

3. Мои клиенты совершают оплату второпях?

4.Действительно ли клиенты знают как пользоваться терминалом? 

Если электронные системы оплаты применяются в розничной торговле, они должны вызывать  доверие у  клиентов. Как известная иерархия потребностей Абрахама Маслоу, мир электронных систем оплаты должен встретить определенную иерархию поведенческих критериев, чтобы получить доверие клиента:

Восприятие доверия. Когда клиент доверяет розничному продавцу, платежному терминалу, сохранность своих ценностей и безопасность личных данных, функциональность платежной системы.

Восприятие доступности. У клиента не должно возникать чувства какого-то барьера или непонимания, при использовании платежного терминала.

Восприятие ценности. Система оплаты, как минимум, должна обеспечить справедливое обслуживание всех клиентов. Не исключая возможности гарантированно получать скидки и вознаграждения, имеющиеся у пользователя. Системы стимулирования должны быть предельно ясны и понятны.

Восприятие уважения. Когда терминалы, оставленные без присмотра, не вызывали бы у пользователей сложности в их использовании.

Как они платят?

Если вы поймете, почему клиенты выбирают оплату услуг  именно в ваших сенсорных терминалах и автоматах самообслуживания – успех ваш.  Вообще покупатели используют  платежные терминалы, чтобы  совершить  оплату быстрее или оплатить  небольшие покупки.  Банковские операции показывают, что обычные граждане оплачивают товары относительно не большой стоимости.  К примеру, Америке оплата кредитными картами составляет 32.1% , наличными платежами 64.9%, по банковскому счету 3%.

Исследования показывают, что много клиентов предпочитают использовать наличные деньги для некоторых типов покупок и кредита.

Тип покупки в значительной степени определяет, как потребители платят за товар или услугу. Согласно исследователям  Лондонской Школы Экономики, большинство покупок попадает в одну из следующих групп:

Импульсные. Это незапланированные покупки и оплаты, которые потребители обычно  делают.

Экстренные. Автомобиль ломается, аварии, поломки. Экстренные покупки должны быть сделаны быстро, и сопровождаются малым временем на поиск или посещения магазина сравнения и выбора места оплаты.

Низко затратные. Оплата услуг или товара относительно не большой стоимости, аренда оборудования, оплата за спутниковое телевидение, погашение небольших кредитов…

Повторные. Повторные оплаты еженедельно или ежемесячно, планируются пользователем, оплата мобильной связи, ЖКХ…

Другой фактор, который определяет методы оплаты, — размер оплаты. Компания MEI изучил больше чем 2 миллиона оплат в различных областях систем самообслуживания, и выявила интересный  факт, что тип оплаты обратно пропорционален стоимости покупки.

Как клиенты осваивают технологии самообслуживания?

На данный момент существуют различные факторы, серьезно влияющие на восприятие  потребителей  электронных систему оплаты, платежных терминалов и торговых автоматов. Согласно «Обзору пользовательских отношений к электронным системам оплаты» автор, которого исследовал ежедневных пользователей платежных киосков, включая пользователей банковских карт и наличных деньг, он выявил следующие особенности пользовательского восприятия:

Применимость. 85% респондентов считают, что продавец должен предложить выбор товаров и способы оплаты, удобные клиенту. Тогда как 38% из них считают нормальным оплату наличными деньгами в различных терминалах самообслуживания, без посторонней помощи консультантов.

Анонимность. Этот фактор очень беспокоит пользователей сенсорных киосков и терминалов по приему платежей. Но 52% опрашиваемых доверяют,  и считаю безопасными только банковские карты для оплаты в терминалах.

Эффективность. Большинство мелких магазинов, где установлены электронные продавцы, вполне удовлетворяют  покупателей, так как покупки  совершаются очень быстро, но размер платежей не высок.

Непринужденность использования. Влияние этого фактора очень высоко. Онлайн платежам с помощью банковских карт и виртуальных счетов  отдали предпочтение 75%, наличным платежам 10%. Но при покупке совершаемой  в магазине предпочтения отдается больше наличным оплатам.

Безопасность. Возможность воровства и мошенничества в платежных системах самый важный фактор для потребителя. Фактически, 98.4%  потребителей рассмотрели перечисленную безопасность оплаты как ключевой фактор к принятию  платежной системы.

Надежность. 53.5% респондентов сообщили о частых сбоях платежных систем, отклонениях карт и невозможности провести платежи. Все же, 15.1% респондентов предпочитают использовать наличные деньги из-за его более высокой надежности.

Если электронные системы оплаты, сенсорные киоски и терминалы самообслуживания желают преуспеть в какой-нибудь розничной  среде, они должны быть приняты потребителями. Чтобы выстроить этот уровень доверия, розничные продавцы должны не торопиться, а более внимательно изучать клиентов, проводя исследования и тесты систем перед запуском.

 

KIOSKSOFT.RU

Читайте наш канал в Telegram : узнавайте о главных новостях дня первыми.

От идеи до реализации: опыт внедрения касс самообслуживания в Калининградском SPAR

Пока робкие игроки ритейла взвешивают все за и против, лидеры рынка уже во всю используют инновационное решение в своем бизнесе. Давайте обратимся к успешному опыту внедрения касс самообслуживания в магазинах SPAR.

SPAR International ведет свою работу в России с 2000 года. В настоящее время в сети насчитывается более 360 торговых точек разных форматов. В июле 2014 года SPAR открыл еще два магазина в новом для себя регионе – в Калининградской области, городах Калининград и Балтийск.

Цели и задачи проекта

Рынок диктует свои условия. Сегодня на первом месте в розничной торговле стоят скорость и качество обслуживания клиентов. Покупатели не желают стоять в очередях. Они строят свои отношения с магазином на доверии и поэтому обращают внимание на «прозрачность» оформления своих покупок.

Для бизнеса важны другие аспекты. Во-первых, это сокращение издержек. Во-вторых, оптимизация работы — уменьшение нагрузок на кассы в пиковые часы, планирование графиков выхода сотрудников.

Выстроенные цели предполагают постановку следующих задач:

1. Поиск новых решений по обслуживанию покупателя

2. Выбор решения по следующим критериям: простота во внедрении, легкость в обслуживании и использовании, гарантированная окупаемость

3. Внедрение найденного решения

4. Эксплуатация и сопровождение решения.

Компания SPAR International выбрала решение от российской компании «Кристалл Сервис” — кассы самообслуживания Move Flow.

О выбранном решении

Остров самообслуживания — это совместный продукт шведской компании ITAB и российской компании «Кристалл Сервис». Кассовая программа Set Retail SCO, управляющая работой острова самообслуживания, POS-терминал VikiPOS, фискальный регистратор Pirit — это решения от компании «Кристалл Сервис». ITAB отвечает за производство кассовых столов Move Flow и системы контроля потока покупателей Exit Flow. Помимо Move Flow, ITAB предлагает кассы Twin Flow, предназначенные для покупателей со значительным количеством покупок и возможностью обслуживать покупателей без остановки.

Остров самообслуживания решает следующие задачи:

1. Снижение затрат на персонал

2. Рациональное использование торговых площадей: вместо одной стандартной кассы можно разметить до шести касс самообслуживания.

Остров самообслуживания — это не одно, а сразу несколько работающих вместе устройств, каждое из которых решает свою задачу. В новом магазине SPAR установлены кассы с поддержкой безналичной системой оплаты Move Flow. Таким образом, удалось разделить потоки покупателей — перенаправить людей с банковскими картами в зону самообслуживания.

Остров самообслуживания оборудован системой контроля потока покупателей Exit Flow. Это выходные электронные ворота, которые пропускают покупателей только после сканирования чека. Посетитель сможет покинуть магазин только после того, как оплатил покупку.

Управление островом самообслуживания осуществляется программным обеспечением Set Retail SCO. Это полностью готовое решение. Программа легко синхронизируется с уже установленной товароучетной системой. Интерфейс Set Retail SCO предельно прост: на дисплее отображается только актуальная для клиента информация. Совершить покупку можно всего в одно касание.

Одним из критериев выбора решения по обслуживанию покупателей была его гарантированная окупаемость. Так как SPAR открывала совершенно новый магазин, у компании не было опорной точки для проведения расчетов — данных об отчетной работе за прошлый год. Именно поэтому основными плюсами в пользу выбора решения от «Кристалл Сервис» стали:

1. Готовность покупателей работать с устройством, поддерживающим безналичную систему оплаты 

2. Простота внедрения решения в торговые залы SPAR

3. Простота интерфейса кассовой программы.

Работа над проектом заняла 2 месяца. После нескольких встреч, на которых были оговорены детали проекта, специалисты «Кристалл Сервис» подготовили необходимую документацию. В документах были приведены обоснованные расчеты по размещению касс самообслуживания. Сотрудники компании “Кристалл Сервис” подробно описали требования к подготовке места для острова, указали условия для оптимальной работы оборудования.

Совместно со SPAR International составлен план работы, распределены обязанности сторон. Были поставлены, а в дальнейшем и выполнены следующие задачи:

1. Заказ и подготовка оборудования. Компания «Кристалл Сервис» получила кассовые боксы от ITAB и укомплектовала их необходимым оборудованием: фискальным регистратором, сканером штрихкодов, POS-терминалом и т.д. Было развернуто программное обеспечение Set Retail SCO и проведено тестирование работы всей системы

2. Отправка оборудования заказчику

3. Интеграция программного обеспечения Set Retail SCO с товароучетной системой магазина

4. Разработка инструкции по эксплуатации касс самообслуживания для сотрудников SPAR. Подготовка материалов включает: описание рабочих моментов, инструкции на случай возникновения нештатных ситуаций

5. Монтаж оборудования на кассовой зоне SPAR: установка, настройка и проверка работоспособности всех составляющих острова самообслуживания

6. Подготовка персонала магазина к работе с островом: инструктаж, проведение устного экзамена, проверка готовности сотрудников к текущей работе.

На этом работа «Кристалл Сервис» не закончена. Сотрудниками компании ведется постоянное наблюдение за работой острова самообслуживания: проводятся необходимые замеры, просчитывается её эффективность работы.

Подведение итогов по проекту

Остров самообслуживания в калининградском магазине SPAR включает:

1. Две кассы самообслуживания Move Flow, предназначенных для покупателей с небольшим количеством покупок. Кассы работают по безналичной системе оплаты

2. Выходные ворота Exit Flow

3. Программное обеспечение Set Retail SCO, интегрированное с товароучетной системой магазина. 

Первые недели эксплуатации уже показали эффективность выбранных решений. В пиковые часы нагрузки покупатели с банковскими картами могу выбирать на каких кассах им совершить покупки: стоять в очереди на обычной или пойти на кассу самообслуживания. Второй вариант выбирают все чаще. Кроме того установлено, что порядка 30% всех покупателей, совершающих покупки на кассах самообслуживания, возвращаются к ним повторно. Это говорит о том, что компания SPAR выбрала правильное решение для обслуживания своих клиентов – поставленные ею цели были достигнуты.

Материал подготовлен компанией «Кристалл Сервис» специально для New Retail

Внедрение кассовых систем самообслуживания в город Якутск

Библиографическое описание:

Тимофеев, М. А. Внедрение кассовых систем самообслуживания в город Якутск / М. А. Тимофеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8.3 (112.3). — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28406/ (дата обращения: 29.09.2020).



)

В статье идет речь о системе касс самообслуживания. Краткое ознакомление с самой системой «self-checkout». Проанализированы основные критерии для внедрения системы в розничную торговлю столицы республики. Выявлены плюсы и минусы обслуживания потребителей в гипермаркетах города Якутска. Приведены примеры отзывов покупателей. Показана важность включения данных систем в работу торговых предприятий как образец инновационной культуры республики Саха (Якутия).

Ключевые слова: self-checkout, гипермаркет, автоматизация, продажа.

Единственным местом, куда человек ходит каждый день, является магазин. Покупая разнообразную продукцию, мы можем утолить самые разные свои потребности. В какой-то степени мы являемся зависимыми от магазинов. Но из-за экономического состояния в стране населению приходится экономить свои средства и время.

Одними из выгодных мест для покупки, по мнению горожан, считаются гипермаркеты. Во-первых, они экономят время. Это потому, что в таких продовольственных местах имеется широкий выбор продукции. Это позволяет покупателю не ходить по разным магазинам, тратя на все весь свой день. Во-вторых, в гипермаркетах выгодно совершать покупки. Маркеты предлагают разные сезонные скидки покупателям и более выгодные цены постоянным клиентам.

Желание сэкономить направляет большие количества покупателей на гипермаркеты. При посещении таких мест я часто замечаю длинные очереди. Порой очереди образовывались из-за нехватки персонала. А иногда по причине неопытности кассиров. Такие моменты заставляют потребителей по возможности редко посещать гипермаркеты, я, кстати, тоже не питаю симпатии к длинным очередям у кассы.

Изучив сайты и прочитав отзывы о гипермаркетах, можно узнать, что люди часто жалуются на недостаточное количество касс обслуживания. Вот примеры отзывов жителей города Якутска о гипермаркете «Айгуль» на ул. Кальвица 14/5:

«Огромный продуктовый магазин, посещаем из-за хорошего ассортимента и низких цен. Иногда из-за большинства неработающих касс, приходится долго стоять в очереди на кассу» — Мария, 27 л.

«Слишком большие тележки неудобно, большая очередь в кассах» — Сергей, 22 г.

Жалобы чаще всего на очереди, на нехватку обслуживающего персонала на кассах и языковые барьеры между потребителями и кассирами. С системой касс самообслуживания, можно избавиться от всех трех проблем и не только.

Система касс самообслуживания внашем городе

Можно предложить кассовые системы самообслуживания (self-checkoutsystems) как решение данной проблемы — это комплекс автоматизированных устройств, используя которые покупатели в магазинах розничной торговли могут самостоятельно оплатить товары, не прибегая при этом к услугам кассиров.

Что же представляет собой self-checkoutс точки зрения программиста или просто технически ориентированного человека? Внешний вид может быть различным в зависимости от функций, которые должны выполняться на устройстве. Рассмотрим полнофункциональный self-checkout, на котором покупатель сам осуществляет сканирование штрихкодов на товарах, взвешивание немаркированных фруктов или овощей с выбором их разновидности, выбор типа платежа и сам платеж наличными, платежной картой или другим предусмотренным в магазине способом. Обычно такой терминал сравнивает по имеющейся базе вес отсканированного товара с эталонным и в случае расхождений способен световой и звуковой сигнализацией «позвать» на помощь консультанта или администратора, что так же позволит быстро решать возникшие проблемы.

Для Америки и Европы кассы самообслуживания нельзя назвать чем-то новым. Первые кассы были установлены компанией OpticalRobotics в 1992 году. А в 2004 компания уже была приобретена Fujitsu вместе со всей линейкой машин U-Scan. В тоже время за технологии OpticalRobotics билась и корпорация NCR, имевшая на тот момент собственную линейку касс самообслуживания FastLane. Россия проходит очень долгий путь к инновациям, но и для Центральной России «self-checkout»уже знакомое слово, но оно используется не в таком широком спектре. Мне кажется, именно в данное время, мы намного шире раскрыты для нововведений и именно сейчас люди могут быстро приспособиться к таким инновациям.

Благодаря этой системе ускоряется прохождение через кассу за счет исключения на ней времени расчета с покупателем. Так же повышается надежность контроля подлинности купюр, а кассир отстраняется от денежной массы, исключая возможность реализации многих схем обмана работодателя.

Для начала, кассовые системы самообслуживания нужно внедрить в один из гипермаркетов города для ознакомления покупателей и как образец данной системы не исключая работы касс. По сравнению с обычными кассами эта система будет работать без остановок целый день, чем явно увеличит скорость обслуживания потребителей.

В 2014 году в компании «МегаФон» Дальний Восток назвали самым быстрорастущим регионом по проникновению смартфонов. Это говорит об увеличении технологической грамотности населения. Благодаря этому исследованию можно сказать, что население нашей республики без проблем примет инновационную кассовую систему самообслуживания.

Население города Якутска увеличивается с каждым годом и на сегодня составляет около 300 тыс. человек (рис 1). Это подтверждают положительные показатели демографии и миграции населения из улусов, из стран ближнего зарубежья. Это говорит о постепенном увеличении нагрузки на торговых площадках.

Рис. 1. График изменения численности населения Якутска

Все идет к тому, что мы скоро познакомимся с системой self-checkout. Демография, экономика, современные технологии подталкивают организации совершенствоваться и вводить все новые виды инноваций.

Какие мысли обычно приходят, когда мы стоим в очередях? «Быстрее», «У меня нет времени», «Сколько можно» и т. д. Наш город уже принял этот скоростной темп жизни. Люди не хотят попусту тратить время. Технологии направлены на ускорение, облегчение, улучшение жизни. Сейчас люди живут для «души», им необходимо тратить время на себя, своих близких, на отдых или занятие любимым делом. Человечество все дальше идет по дороге саморазвития и почему мы должны отставать от него?

Литература:

  1. Немного о кассах самообслуживания, они же селф-чекауты//habrahabr.ruURL: https://habrahabr.ru/company/fujitsu/blog/235793/
  2. Отзывы на гипермаркет Айгуль // tiptop.ykt.ruURL: http://tiptop.ykt.ru/company/14838?qf=13633245&qs=61140865
  3. Город Якутск // города-россия.рфURL: http://xn—-7sbiew6aadnema7p.xn--p1ai/sity_id.php?id=65

Основные термины (генерируются автоматически): система касс самообслуживания, NCR, время, гипермаркет, касса, кассовая система самообслуживания, очередь, покупатель.

Отчет о размере рынка технологий самообслуживания

, 2020-2027 годы

Переключить навигацию

  • Отчеты