Гитара из чего сделана: История гитары — что это такое, кто придумал гитару, кто изобрел музыкальный инструмент и когда появилась первая в мире гитара

Гитара из чего сделана: История гитары — что это такое, кто придумал гитару, кто изобрел музыкальный инструмент и когда появилась первая в мире гитара

История гитары — что это такое, кто придумал гитару, кто изобрел музыкальный инструмент и когда появилась первая в мире гитара

Гитара – наиболее популярный музыкальный инструмент в мире. Сегодня без неё не обходится ни один концерт живой музыки. Она хороша как в составе оркестра, бэнда или музыкальной группы, так и в одиночных упражнениях, где музыкант может получить удовольствие даже от игры наедине с самим собой.

К такой славе инструмент шёл не одно столетие.

Подробнее о гитаре

В самом широком смысле любая гитара – это хордофон, звук получается в результате колебаний струны, натянутой между двумя точками. Такие изделия известны с древнейших времён. Они уже были в древнеегипетской цивилизации и даже раньше – в земледельческих средиземноморских культурах медного и бронзового века. Гитару историки музыкальных инструментов относят к семейству лютни, так как она имеет не только корпус, но и гриф, на котором струны зажимаются пальцами.

История музыкального инструмента

Предшественниками гитары считаются щипковые инструменты, которые на тот момент ещё не имели грифа: кифара и цитра. На них играли в Древнем Египте и Древней Греции, а чуть позже – и в Риме. С появлением длинной узкой шейки появилась необходимость в цельном резонаторе. Изначально его делали из пустотелых сосудов и других объёмных предметов: панциря черепахи, высушенных плодов тыквы или выдолбленных деревянных отрезков ствола. Деревянный корпус, составленный их верхней и нижней деки и боковин (обечаек) придумали в Древнем Китае в начале I тысячелетия нашей эры.

Оттуда эта идея перекочевала в арабские страны, воплотившись в мавританской гитаре, а в VIII – IX веках пришла в Европу.

Происхождение названия

Своим названием гитара обязана латинскому языку как общепринятому в период Средневековья. Греческое слово «кифара», которое в Европе уже мало кто мог прочесть после крушения Западной Римской империи, в результате транслитировалось в латинское cithara. С течением времени латынь также претерпевала изменения – слово имело вид quitaire, и в романо-германских языках стало звучать как guitar.

Испанская гитара

В период позднего Средневековья и начала Нового времени центром развития музыки была Испания. Во времена Кордовского халифата здесь получила распространение мавританская гитара, а после реконкисты испанцы модернизировали её, придав форму, близкую к современной. У инструментов XV века было 5 парных струн, натягиваемых колками, расположенными на длинной головке.

Уже к концу XVIII века складывается современный облик: гитара обзаводится шестью одинарными струнами, удобным корпусом с вырезами для лучшего удержания, а также круглым отверстием в верхней деке.

Русская гитара

В России XVIII – XIX веков музыка была чрезвычайно популярна. Широкое распространение испанской гитары в Москве и Петербурге подтолкнуло отечественных музыкантов к созданию инструмента на испанской основе, но с российским колоритом. Также мастера использовали наработки англичан с их народными инструментами из рода цистр. Так появилась русская семиструнная гитара. Сегодня её иногда называют цыганской. Её строй отличается от привычной шестиструнной, а сферой применения на протяжении XIX и XX веков стал аккомпанемент при исполнении русских романсов. Сегодня русская гитара встречается реже, хотя продолжает использоваться некоторыми бардами и коллективами, исполняющими традиционную музыку.

Акустическая гитара

В XIX веке музыкант и гитарный мастер Антонио Торрес изобрёл гитару современной конструкции и пропорций. Сегодня она называет классической, применяется как в академической музыке, так и при исполнении песен музыкантами-любителями в развлекательных целях.

Акустическая гитара дошла до нас практически в неизменном виде. Она состоит из массивного корпуса, служащего резонатором, грифа, который крепится к корпусу с помощь специального винта, и головки, на которой расположены колки для натяжения струн.

В акустической гитаре 19 ладов – металлических рёбер на накладке грифа, которые позволяют извлекать ноты с определённым интервалом. При этом если на классической гитаре от верхнего порожка до начала корпуса 12 ладов, то у появившейся позднее акустической – 14. На последней иногда присутствует вырез, позволяющий сыграть высокие ноты.

Электрогитара

Когда в XX веке электричество начало своё победное шествие по планете, фабриканты музыкальных инструментов не могли обойти стороной возможность значительно усилить звук струн гитары с помощью технических устройств. В 1936 году впервые была создана «бабушка» электрогитары. Она имела алюминиевый корпус и пару звукоснимателей на электромагнитах. Благодаря круглой форме корпуса, больше похожей на банджо, и материалу, она получила прозвище «сковородка».

Благодаря преобразованию акустических колебаний в электрические и действие усилителей электрогитаре не нужен резонатор – её корпус может быть самых разных форм, хотя чаще и делается похожим на акустическую гитару.

Бас-гитара

С помощью этого инструмента воспроизводится низкочастотный регистр при исполнении музыкальных произведений. На бас-гитаре обычно 4 струны и более длинный гриф. Акустические варианты встречаются очень редко, так как низкие частоты слышны намного хуже при естественном резонансе корпуса.

Во второй половине XX века некоторые басисты-виртуозы стали использовать безладовый бас, который позволял обойтись без фиксированного музыкального строя.

Интересные факты

  1. В 50-х годах XX века сотрудник фирмы Gibson Лес Пол сделал гибрид – электрогитару с полым резонирующим корпусом, что позволяло играть и без электротока. Руководство идеей не заинтересовалось, и идея была отдана изобретателем Лео Фендеру.
  2. Правильная поза для игры на классической гитаре (для правши) – спина ровная, левая нога на специальной подставке, гитара лежит изгибом корпуса на бедре левой ноги. Гриф поднят кверху на 45°. Известная большинству поза на правом колене с грифом, параллельным земле считается неакадемичной, «дворовой».
  3. Гитаристы-виртуозы, часто играющие в разных стилях и тональностях в течение одной композиции, иногда используют гитары с двумя и даже тремя грифами, на каждом из которых струны имеют разный строй.

Итоги

Самый лучший способ узнать гитару поближе – это купить и начать играть. Тогда история создания гитары станет вам намного ближе, а строки «Изгиб гитары жёлтой…» обретут особый смысл.

История гитары. Обзор акустических гитар. Типы и виды акустических гитар.

03-02-2014

Поговорим о гитарах. Об акустических гитарах. Если вы приходите в музыкальный магазин и цепенеете перед витриной с гитарами, не зная, какую выбрать – вам совершенно необходимо прочитать нижеприведенный текст.

Разновидностей акустических гитар существует великое множество. Каждая современная модель – продукт длительной эволюции. Для начала посмотрим на «анатомию» гитары, чтобы были понятны все, возможно новые для вас слова, появляющиеся в тексте.

Деталей у гитары, как мы видим, достаточно много. Но основными составляющими, непосредственно влияющими на звук инструмента, являются две: корпус и струны.

СТРУНЫ

Источник звука. Вполне вероятно, вы уже знаете, что они бывают металлические и синтетические (последние повсеместно называют нейлоновыми). Часто музыканты отвергают нейлон из-за глухого, неяркого звука. С другой стороны, во время первоначального освоения инструмента, вы не получите никакого удовольствия от процесса обучения из-за вечных мозолей, которые легко появляются на непривыкших пальцах, соприкасающихся с металлическими струнами. Поэтому в качестве струн начального уровня рекомендуется брать все-таки мягкую синтетику. Особенно девушкам. Не стоит думать, что нейлоновые струны — это очень просто — и у них есть свои ярые сторонники. Все зависит от стиля игры: они хороши для исполнения классики и романсов, легко зажимаются, обладают очень мягким, ласкающим звуком. Кроме того, нейлон не дает знаменитых «шкряб-шкрябов», издаваемых при смене аккордов на металлических струнах, да и скорость игры будет больше, так как на мягком нейлоне лучше удаются сложные пассажи. Среди недостатков нейлона следует отметить быструю изнашиваемость, особенно обмотки трех басовых струн, а еще на них сильнее влияет температура и влажность, вследствие чего их сложнее настроить. Если вы планируете использовать гитару главным образом как аккомпанирующий инструмент для песен, то заметим, что при игре боем нейлоновые струны однозначно пасуют перед металлическими.

КОРПУС

Безусловно, корпус для гитары чрезвычайно важен, так как именно за счет корпуса-резонатора мы и получаем тот или иной тембр звучания инструмента. Дешевые гитары делают из фанеры, поэтому они не очень прочны и звучат несколько хуже, чем гитары, у которых дека была сделана из определенной породы дерева. Что из чего следует делать — это большая наука! Существует ряд древесных пород, которые чаще всего используются при создании акустических гитар. Для верхней деки чаще всего берут ель или кедр, для грифа – прочный клен, накладку на гриф в основном делают из палисандра. Разумеется, чем качественнее исходный материал (порода дерева, возраст, степень предварительной обработки), тем лучше будет звучать гитара.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ

История возникновения гитары в Европе сложна и неоднозначна. По основной версии, инструменты, подобные гитаре, появились в Испании после её завоевания маврами (арабами и берберами из Северной Африки) в 711 году н.э. Так сказать, высоко развитая культура Арабского Халифата оказала влияние на формирование культуры Европейской. В частности, на музыкальную культуру, в те далекие времена сильно ограниченную строгими рамками церковных канонов. Разнообразная и техничная инструментальная музыка Востока быстро завоевала симпатии испанской знати, и затем постепенно распространилась по всей Европе. Естественно, вместе с музыкой на территорию средневековой Европы пришли также инструменты, на которых эта музыка исполнялась. Это были популярные арабские музыкальные инструменты – тар, ребаб, танбур, цитра и аль-уд, которые и определили формирование и дальнейшее развитие музыкальных инструментов в эпоху Возрождения.

    

 

Аль-уд, который в Европе стали называть Ла-уд (Лютня), стал на много лет излюбленным инструментом аристократии, снискав репутацию «Инструмента Королей». Знаменитый арабский аль-уд овеян легендами о выдающихся восточных виртуозах. Европейские мастера, поменяв его сложный 17-ступенный строй на привычный 12-ступенный, дали жизнь, можно сказать, совершенно новому инструменту.

 

Появление же гитары в европейской музыке времён Средневековья произошло достаточно незаметно. Свидетельства существования похожего на гитару инструмента не столь многочисленны. Некоторые иллюстрации к церковным книгам, а также описания, относящиеся к XIII в., зафиксировали два вида инструмента, называемого «гитара» – мавританская и латинская. Эти инструменты слегка отличались друг от друга формой и конструктивными особенностями. Само же происхождение слова «гитара» не до конца ясно. Одни источники указывают на явное этимологическое сходство этого названия со словом «Кифара». Другие утверждают, что слово «Ги-Тара» произошло от названия арабского инструмента Тар (в переводе с персидского – «струна, нить»), внешне похожего на известную нам гитару. Существовали и другие, сходные по звучанию названия инструментов-хордофонов, пришедших в Европу с Востока – китаррон, цитра, ситар.

В 18 веке интерес к лютне постепенно угасает, и внимание мастеров все больше начинает привлекать гитара. В результате разнообразных многочисленных экспериментов возникают шести-, семи-, восьми- и даже 32- струнные инструменты. Французский мастер Обер де Труа конструирует в 1789 году (задолго до Led Zeppelin) даже необычную двух-грифную гитару. Позабавьте себя – сравните старинную гитару и знаменитую гитару Джимми Пейджа.

 

Целью всех этих экспериментов являлось усовершенствование конструкции и расширение исполнительских возможностей гитары. Важным шагом в преобразовании гитары становится отказ от удваивания струн. Затем последовал еще один революционный ход – звучание гитары становится намного громче, после того как с резонаторного отверстия (розетки) убирается декоративный узор и она становится открытой. К концу 18 века 6-ти струнная гитара с известным нам строем становится общепризнанным победителем над всеми остальными плодами экспериментов. Появляется целая плеяда композиторов-гитаристов, сочиняющих для «новой» гитары музыку в духе эпохи Венского классицизма.

Это – итальянцы Фердинанд Карулли, Мауро Джулиани, Матео Каркасси и Николо Паганини (да-да! тот самый знаменитый скрипач! не все знают, что он также прекрасно владел и гитарой), испанцы Дионисио Агуадо (Гарсия) и Фернандо Сор. Все эти музыканты в то время активно гастролировали по Европе. Дионисио Агуадо, помимо всех остальных заслуг, приписывают также усовершенствование формы гитарной подставки (в наши дни подставки этого типа используются на «классических» гитарах).  Ноты произведений этих композиторов начинают записывать на нотоносце (в скрипичном ключе), в отличие от прежней упрощенной табулатурной записи.

И, наконец, важный этап в развитии гитары связан с именем испанского мастера Антонио Торреса (1817-1892), подытожившего опыт своих предшественников и установившего основные конструктивные особенности этого инструмента. Антонио Торрес отказался от обильной инкрустации, характерной для гитар того времени, увеличил размеры корпуса, экспериментально определил оптимальную длину колеблющейся части струны («мензуру») – 650 мм, использовал накладку на грифе для крепления ладов, переходящую на деку и ограничиваемую резонаторным отверстием. Новая гитара была по достоинству оценена выдающимся испанским гитаристом Франсиско Таррегой, творчество которого сыграло важную роль в популяризации инструмента. Именно гитару конструкции Торреса мы теперь и называем «классической». Практически в таком виде гитара сохранилась и по сей день.

В нашем обзоре мы рассмотрим основные разновидности современных акустических гитар, расскажем об истории их возникновения и поясним для каких стилей музыки предназначена та или иная модель.

Для начала расшифруем несколько распространенных терминов, с которыми вы, возможно, уже сталкивались.

ФОЛК-ГИТАРА (FOLK)

Фолк-гитара (Folk) — акустическая шестиструнная гитара, приспособленная к использованию металлических струн. Применяется ныне практически во всех музыкальных жанрах. Иметь у себя дома хотя бы одну фолк-гитару – необходимое условие нормального существования для музыканта будь ты хоть пианист, хоть барабанщик. Отцом современной фолк-акустики считается американец Христиан Фредерик Мартин (Christian Frederick Martin), который на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков столкнулся с проблемой усиления звука обычной классической гитары — и решил эту проблему. Решение стало возможным благодаря изобретению стальных струн, в противовес ранее использовавшимся жильным. Натяжение таких струн было куда сильнее, что потребовало более габаритного корпуса и особенного Х-образного крепления пружин верхней деки — именно это новшество сделало американцу имя и принесло ему кучу денег. Следует отметить также, что гриф у фолк-гитары существенно уже, чем у классической и снабжен внутри анкерным болтом (все для той же прочности и успешной борьбы с деформацией от натяжения струн). В результате на фолк-гитаре очень удобно играть медиатором разнообразные ритм-партии. Звук получается не только громким, но и очень четким и легко управляемым. На классике так не сыграть. Мартин назвал своё детище folk-guitar. Это определение существует до сих пор, хотя более употребляемыми в народе все-таки стали термины «вестерн» или «эстрадная гитара» — не иначе, в противовес камерной и консервативной классической гитаре. До сих пор компания Martin & Co производит едва ли не самые пафосные, дорогие и желанные инструменты.

Вестерн-гитара (Western) — то же самое, что и фолк-гитара.  

Флэттоп (FlatTop) — фолк-гитара с плоской верхней декой.

Арктоп (ArcTop) — акустическая или полуакустическая гитара с выпуклой передней декой и f-образными резонаторными отверстиями (эфами), расположенными по краям деки. В целом корпус такой гитары напоминает увеличенную скрипку. Разработана в 20-х годах XX века фирмой Gibson. Зачастую ArcTop-гитары приобретают самые замысловатые очертания.

Следует отметить, что именно эти гитары в 40-50-х годах первыми были электрифицированы, так как были невероятно любимы джазменами (эта любовь сохраняется и по сей день) за свой яркий среднечастотный звук и, как следствие, удобство использования в оркестре. И именно от этих инструментов ведет свой род многочисленное семейство электрогитар, которым мы уделим пристальное внимание в других обзорах. Ну а здесь лишь приводим несколько забавных картинок. Так сказать, результат стремительной эволюции популярнейшего инструмента за последние 50 лет.

Однако вернемся в русло последовательного научного обзора и будем рассматривать только те современные акустические гитары, которые являются, с нашей точки зрения, прямыми наследниками (сохранившими основные черты инструмента-родоначальника) старинной гитары.

КЛАССИЧЕСКАЯ ГИТАРА (CLASSIC)

Классическая (Classic) — акустическая шестиструнная гитара конструкции Антонио Торреса (XIX век). В настоящее время выпускается практически всеми ведущими производителями, что понятно. Модели различаются незначительными деталями. Применяется для исполнения, разумеется, классической гитарной музыки, испанского фламенко или латины. Также невероятно любима бардами. Вероятно, по причине того, что струны мягкие и, следовательно, знаменитые три аккорда можно научиться, с грехом пополам, извлекать за час занятий. Опять же песни исполняются, главным образом, лирические – аккомпанировать надо негромко. На иллюстрации приведена гитара испанского бренда PEREZ 660 Cedar.

ДРЕДНОУТ (DREADNOUGHT)

Дредноут (Dreadnought) — фолк-гитара с увеличенным корпусом характерной «прямоугольной» формы. Обладает повышенной, по сравнению с классическим корпусом, громкостью и усиленными низкими частотами в тембре. Разработана в 20-х годах XX века фирмой Martin. Эту модель фолк-гитары многие и сегодня считают стандартом в производстве гитар. Увеличенный корпус инструмента расширяется внизу, гитара имеет широкую талию. Головка грифа плоская, поперёк головки грифа расположены валы колков. В подставке гитары просверлены отверстия, в которые продеваются струны с «пулями» на конце. Струны не обвязываются вокруг подставки, а зажимаются пробками. Гитара отличается громкостью и хорошими басами. Иногда дредноут называют вестерном, но это, как мы уже знаем, не совсем верно. Скажем так: дредноут-гитары – это разновидность вестерн-гитар. Используются эти гитары практически во всех музыкальных жанрах. Чаще как аккомпанирующий инструмент, создающий прекрасную «подложку» для голоса или солирующих инструментов.

 

АУДИТОРИУМ ИЛИ ГРАНД АУДИТОРИУМ (AUDITORIUM, GRAND AUDITORIUM)

Аудиториум или Гранд Аудиториум (000, Auditorium, Grand Auditorium) – несмотря на внушительное название, гитары этой модели имеют более тонкую талию и деку по сравнению с Dreadnought. В результате, многие музыканты находят такую гитару более удобной. В то же время инструмент обладает достаточным уровнем средних и высоких частот, что улучшает читаемость солирующих партий.

ДЖАМБО (JUMBO)

Джамбо («Jumbo» переводится с английского как громадина, великан) — укрупненный вариант фолк-гитары, разработанный в 1937 году фирмой Gibson и ставший невероятно популярным среди кантри- и рок-гитаристов. Инструмент со стальными струнами, большим корпусом, узким грифом, плоской верхней декой и округлыми линиями обвода. Джамбо, как и дредноут принадлежит к классу, так называемых, вестерн-гитар. Корпус этого инструмента имеет сходство с корпусом классической гитары, но размеры его более впечатляющи. Гитара имеет яркое и сочное звучание. Используется и как аккомпанирующий, и как солирующий инструмент. Прекрасно слышна в ансамбле. Как и дредноут, отлично звучит практически во всех известных стилях музыки, но особенно любима поклонниками, недавно появившегося и стремительно набирающего популярность благодаря стараниям вундеркиндов, вроде Томми Эммануэля (Tommy Emmanuel) и Тони МакМануса (Tony McManus), стиля «фингерстайл» (fingerstyle). Стиль интересен тем, что один музыкант на одном инструменте может вести несколько самостоятельных музыкальных партий, что, в некоторой степени, роднит гитару с фортепиано.

ОРКЕСТРОВАЯ ГИТАРА (ORCHESTRA)

Оркестровая (Orchestra) — первоначально эта гитара, разработанная компанией Martin, отличалась от своего прототипа (модели 000) более короткой декой. Позже Martin OM стал Martin 000, так что сегодня OM опирается на свою оригинальную версию. Martin OM – первые (одни из первых) серийно выпускаемые гитары с 14-ю ладами (выше деки). Несмотря на то, что первоначально эти модели разрабатывались для классических гитаристов, они быстро завоевали популярность среди музыкантов, играющих в стилях ковбой (cowboy) и блюграсс (bluegrass).

ЭЛЕКТРОАКУСТИЧЕСКАЯ ГИТАРА

Электроакустическая гитара (как правило оснащена «вырезом» – cutaway) — акустическая гитара со встроенным звукоснимателем, особенностью которой является форма деки, облегчающая доступ к нижним ладам. В принципе, все рассмотренные выше разновидности гитар могут быть снабжены звукоснимателем, так что электроакустика – это не какой-то особенный инструмент, а характеристика или дополнительная опция.

Разновидностью электроакустической гитары являются так называемые гитары Ovation. Название этой фирмы быстро стало нарицательным, обозначая целый класс гитар, задняя дека которых сделана не из дерева, а из синтетических материалов — углепластика, эпоксидной смолы и так далее. Самостоятельный звук у таких инструментов тихий, но Ovation прекрасно выступают в роли электроакустических концертных инструментов, давая полноценный звук акустической гитары и хорошо уживаясь с пьезодатчиком, лучше справляясь с обратной связью, чем могут похвастаться отнюдь не все деревянные гитары.

Применяются такие гитары весьма широко в блюзе, кантри, рокабилли и в рок-музыке. Зачастую звук такой гитары (в силу его уже практически полностью электрического происхождения) обрабатывают различными гитарными процессорами, эффектами и т. п. Получается красиво.

ЦЫГАНСКАЯ ДЖАЗОВАЯ ГИТАРА (GYPSY)

Цыганская джазовая гитара (Gypsy) — акустическая гитара разработанная гитарным мастером Марио Маккаферри в 30-х годах ХХ века. Отличительными особенностями являются выпуклые деки и расположение пружин в корпусе, характерное для мандолины. Есть два типа этой гитары различающиеся формой розетки: большая D-образная и малая о-образная, которые во Франции называются соответственно grand bouchet и petit bouchet. Эти гитары рассчитаны на использование металлических струн и имеют характерное громкое звучание с преобладанием обертонов средних частот. Довольно популярно и другое название этих гитар, происходящее от названия фирмы, впервые пустившей эти инструменты в продажу – Selmer. Gypsy-гитары используются почти исключительно для исполнения музыки в стиле джаз-мануш (jazz-manouche) – европейском направлении джаза, известном также как цыганский джаз (gipsy-jazz) или цыганский свинг (gipsy-swing). Эта музыка, ставшая популярной благодаря легендарному бельгийско-цыганскому гитаристу Джанго Рейнхардту (Django Reinhardt), в последнее время приобретает все большее количество поклонников и в Европе и в России. Этот стиль соединяет в себе традиционную музыку цыган этнической группы «мануш» и свинг. Характерными его особенностями являются достаточно незамысловатая гармоническая сетка, но фантастический драйв и изысканная импровизационная техника солистов.

ДВЕНАДЦАТИСТРУННАЯ ГИТАРА

Двенадцатиструнная гитара – инструмент, который собирается на основе усиленных корпусов дредноута и джамбо, также может быть с синтетической задней декой или вовсе с цельным корпусом. Для таких гитар характерен более широкий гриф и парные струны, внутри пар, как правило, настраивающиеся в унисон или в октаву. Звук, следовательно, еще более богатый и громкий, но сам инструмент требует особенного подхода. Играть на нем непросто, а настраивать и вовсе целая история. Используется, как правило, исключительно для аккомпанемента. Но играя на одной гитаре, вы получаете звучание, как будто, сразу нескольких инструментов. Весьма любима певцами, исполняющими свои песни без поддержки ансамбля, под одну гитару (например А. Розенбаум или А. Градский). Также очень активно используется в так называемом «русском роке». К примеру, на гитаре, приведенной на иллюстрации, играет знаменитый лидер группы «Крематорий» Армен Григорян. Кстати, помимо того, что это двенадцатиструнная гитара, она еще и цельнокорпусная. То есть у нее отсутствует привычный для нас резонатор. Без подключения к усилителю звук практически неслышен, но это позволяет такую гитару «разгонять» до большой громкости, не боясь обратной связи (feedback). В то же время звук благодаря качественному звукоснимателю остается прозрачным и вполне акустическим.

РЕЗОНАТОРНАЯ ГИТАРА

Резонаторная – грубо говоря, помесь гитары и граммофона. Резонаторная гитара была придумана в 1925 году для получения более громкого гитарного звука: в ту пору были распространены биг-бэнды, в которых гитара, к тому времени еще не усиливаемая электричеством и оттого довольно сдержанная в плане громкости, соседствовала с медными духовыми типа саксофона, которые, разумеется, делали ее абсолютно не слышимой публике. Первым, кто озадачился данной проблемой, был Джон Бушамп, музыкант и промоутер очень модных в ту пору водевилей, после чего поручил ее создание Джорджу Допийра, скрипачу и лютье словацкого происхождения. Тот достаточно оперативно справился с поставленной задачей и, спустя пару месяцев, представил Бушампу весьма своеобразную модель, резонатор которой был выполнен в форме крупного литого диска с отверстиями. Конструкция и вправду значительно усиливала звук и спустя два года гитара начала массово выпускаться под знаменами фирмы National String Instrument Corporation, основанной Бушампом и Допийра после получения последним патента на изобретение. Резонаторной гитарой заинтересовались музыканты практически всех популярных жанров – она полюбилась в блюграссе, кантри, джазе и, конечно же, в блюзе. Интересно, что в 20-30-х годах (напоминаем, в эпоху биг-бэндов) почти все тихие струнные инструменты примеряли на себя металлический резонатор. Были сконструированы не только резонаторные гитары, но и резонаторные мандолины и даже резонаторные скрипки. Но после изобретения и повсеместного внедрения различных электрических звукоусиливающих устройств, все эти странные инструменты моментально сошли со сцены. Осталась только резонаторная гитара. Дело в том, что этот инструмент обладает какой-то необъяснимой магией. Фактически, с добавлением резонатора, гитара приобрела столь необычную тембральную окраску, что превратилась в некий совершенно новый инструмент.   

УМЕНЬШЕННАЯ ГИТАРА

Уменьшенная – чаще всего классическая гитара, но выполненная в размере 3/4 или еще меньше. Разработана специально для обучения юных музыкантов. Ее компактный корпус обеспечивает отменный комфорт во время игры. Звук чуть-чуть тише, чем у «взрослой» модели, но во всех остальных качествах (тембр, атака, сустейн и т. п.) она ничуть не уступает старшей сестре. Наоборот, юный музыкант, начав заниматься сразу на большой гитаре рискует в лучшем случае разочароваться, а в худшем — получить проблемы с суставами.

ТРЭВЕЛ (TRAVEL)

 

Трэвел (Travel) – это маленькие с точки зрения формы деки гитары, предназначены либо для «маленьких» гитаристов, либо для тех, кто любит жить налегке. Одни модели являются уменьшенной версией своих прототипов, другие имеют свой собственный уникальный дизайн. Комбинация таких факторов, как относительно низкая цена, компактные размеры и хорошее звучание, делает эти гитары отличным решением для тех, кто привык к быстрым сборам и легкому багажу.

 

Ну а напоследок еще несколько забавных картинок. Теперь уже посмотрите — что может сделать причудливая фантазия мастеров с самой обыкновенной, знакомой нам всем с детства, гитарой.

   

Из каких материалов делают гитары?

Гитара — красивый и универсальный инструмент, используемый практически во всех музыкальных жанрах. Приятно держать в руках, играть и слушать. Вам может быть интересно, какие материалы используются для изготовления различных компонентов, возможно, самого популярного музыкального инструмента. Давайте обсудим различные части гитары и ее «ингредиенты».

Корпус

Подавляющее большинство корпусов гитар сделаны из дерева. У дерева есть резонанс, не имеющий себе равных среди других материалов. Именно вибрация дерева при игре на струнах задает тон гитары. Большинство акустических корпусов имеют нижнюю часть из более тяжелого дерева, например красного дерева, и более легкую древесину, такую ​​как ель, для верхней части. Большинство корпусов электрогитар изготавливаются из одного типа дерева, а также из более тяжелого типа для сильного резонанса.

Многие гитары сделаны из твердых кусков дерева. У них гораздо более стабильный звук, но они, как правило, дорогие. Более дешевая альтернатива — гитара, изготовленная из ламината, представляющего собой более тонкие листы дерева, склеенные вместе. Хотя есть много очень хороших ламинированных гитар, они, как правило, не могут сравниться по звучанию с цельнокорпусными гитарами.

Некоторые другие материалы, используемые для создания корпусов, включают акрил для электрических корпусов и графит для акустики.

Шея

Грифы гитар, как правило, также изготавливаются из дерева. Часто, но не всегда, гриф изготавливается из того же дерева, что и корпус. Накладка грифа, обычно сделанная из гладкого дерева, на котором легко играть, такого как палисандр или клен, приклеивается к грифу. Сами лады изготовлены из мягкого прочного металла, такого как нержавеющая сталь или никель.

Сама шейка может быть приклеена или прикручена к корпусу. Некоторые цельнокорпусные акустические модели имеют конструкцию со сквозным грифом, что означает, что все, от головы грифа до бриджа, представляет собой один и тот же кусок дерева.

 

Анкерный стержень

Анкерный стержень представляет собой металлический стержень, проходящий через шею. Его можно использовать для исправления изменений кривизны шеи из-за искривления и других вещей.

Звукосниматели

Звукосниматели используются как в электрических, так и в акустических/электрических гитарах. Они переносят звук, генерируемый струнами, в электронном виде через разъем и кабель на усилитель. Звукосниматели состоят из магнитов и электронных катушек из медной проволоки. Существует множество различных типов пикапов. Тип звукоснимателя (или комбинация звукоснимателей) сильно влияет на воспроизводимый звук.

Бридж

Бридж удерживает струны на корпусе и передает вибрацию струн на деку акустической системы. Бриджи, как правило, деревянные с седлом из кости или слоновой кости, которое физически поддерживает струны.

Порожек

Порожек представляет собой рифленый кусок кости, стали или другого материала средней твердости, размещаемый там, где передняя бабка соприкасается с накладкой грифа. На ней есть канавки, которые удерживают струны на месте.

Передняя бабка

Большинство, хотя и не все, гитар имеют переднюю бабку в верхней части. Там находятся настройщики струн. Это также, как правило, место, где производитель размещает свой бренд. Колки могут быть изготовлены из металла (большинство электрики), слоновой кости (многие акустики) или других материалов. Головной убор обычно изготавливается из дерева. Некоторые электрические модели не имеют передней бабки. У этих моделей колки расположены в нижней части гитары.

Как видите, гитара представляет собой настоящий шведский стол из качественных (а иногда и не очень) ингредиентов. Ваш личный вкус, в конечном счете, будет решающим фактором в том, какой из них подходит именно вам.

Как изготавливается акустическая гитара:Для создания инструментов используются различные породы дерева — Руководство по музыкальным инструментам

Как изготавливается акустическая гитара:Для создания инструментов используются различные породы дерева — Руководство по музыкальным инструментам — Корпорация Yamaha

Материалы для грифа и накладки грифа

Мягкая древесина, с которой легко работать, но с сильными волокнами, идеально подходит для изготовления грифа гитары. Показанные на фото грифы с двумя красными линиями, проходящими через них, сделаны из красного дерева, с наклеенными полосами паддока кирпичного цвета для усиления грифа. Накладки на гриф подвержены износу, поэтому используется черное дерево из-за его высокой плотности и прочности. Черное дерево также идеально подходит для использования в бридже.

В корпусе гитары используется сочетание южной и северной древесины

Северная древесина часто используется для верхней части корпуса, а южная древесина часто используется для боковых сторон и задней части. Вершина особенно важна, поэтому отличные резонансные качества ели (разновидности сосны) делают ее идеальным материалом. Ель в основном растет в Германии и Северной Америке. Между тем, для боковых сторон и задней части используется древесина, такая как красное дерево или палисандр из Юго-Восточной Азии, Южной Америки или Африки. Вы наверняка сталкивались с синими, красными или другими красочными гитарами. Все они сделаны из клена, так как сама древесина белая и легко окрашивается в различные цвета.

Комментариев нет

Добавить комментарий