Историко культурный потенциал: КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Историко культурный потенциал: КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Культурно-исторический потенциал — Студопедия.Нет

Историко-культурный потенциал является основой познавательного туризма. Он представлен различными видами исторических памятников, мемориальных мест, народными промыслами, музеями, то есть сочетаниями объектов материальной и духовной культуры. Культурное наследие — это наследие исторического развития цивилизации, которое накопилось на данной территории. Каждая эпоха оставляет свой след, который обнаруживается в культурных слоях при археологических раскопках. Практически каждая местность может представлять интерес для познавательного туризма. Но места, где долго жили люди, хранят больше следов материальной культуры.

В целом среди памятников культурного наследия можно выделить:

• памятники археологии;

• культовую и гражданскую архитектуру;

• памятники ландшафтной архитектуры;

• малые и большие исторические города, типичные сельские поселения;

• музеи, театры, выставочные залы и другие объекты социокультурной инфраструктуры;

• объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры декоративно-прикладного искусства;

• технические комплексы и сооружения.

В историко-культурный потенциал входит вся социокультурная среда с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Туристы, посещая ту или иную страну, воспринимают культурные комплексы в целом.

В культурные комплексы составной частью входит и природа: в городах это парки и скверы, зеленые насаждения во дворах и на улицах; в сельской местности — приусадебные участки; в старинных усадьбах и монастырях — ландшафтные рукотворные пейзажные парки и сады. Нарушение исторического ландшафта негативно влияет на аттрактивность культурного объекта.

Существует множество форм включения культурно-исторических ресурсов в систему рекреационного туристского обслуживания. Наиболее распространенная форма — организация музеев и экскурсионно-туристских маршрутов.

 

Основные типы и принципы оценки культурных комплексов

Оценка культурных комплексов для рекреационных целей производится двумя основными методами:

• ранжированием культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре. Производится экспертным путем: устанавливаются объекты мирового, федерального, областного и местного значения;

• необходимым и достаточным временем для осмотра. Этот метод позволяет сравнивать различные территории по перспективности историко-культурного потенциала для туризма.

 

Для культурных комплексов, так же как и для природных, важными характеристиками являются надежность и емкость.

Надежность культурных комплексов обусловливается двумя факторами:

• устойчивостью к рекреационным нагрузкам;

• стабильностью его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения.

Емкость культурного комплекса определяется продолжительностью периода, в течение которого туристы могут воспринимать содержащуюся в нем информацию, и зависит от следующих факторов:

• аттрактивности объекта осмотра;

• психофизиологических возможностей человека, которые отличаются значительной индивидуальностью и имеют определенный предел.

 

 

Основные составляющие культурно-исторического потенциала

В историко-культурный потенциал входит вся социокультурная среда с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Туристы, посещая ту или иную страну, воспринимают культурные комплексы в целом.

Памятники культовой архитектуры — наиболее древние, которые дошли до нашего времени. Это церкви и монастыри различных конфессий (религий): православные храмы, католические соборы, лютеранские кирхи, еврейские синагоги, буддистские пагоды, мусульманские мечети.

Памятники светской архитектуры включают в себя городскую застройку — гражданскую и промышленную, а также загородные дворцово-парковые ансамбли. Из наиболее древних сооружений до наших дней сохранились кремли и боярские палаты. Городская архитектура обычно представлена дворцовыми сооружениями, зданиями административного назначения (присутственные места, торговые ряды, дворянские и купеческие собрания, дома губернаторов), зданиями театров, библиотек, университетов и больниц, которые зачастую строились на средства меценатов по проектам знаменитых зодчих.

Русская усадьба является феноменом русской культуры.

Сохранившиеся в России архитектурные усадебные ансамбли в основном относятся к XVIII—XIX вв. Более ранние постройки ученые восстанавливают по сохранившимся источникам, описаниям, архитектурным планам, чертежам, на основании которых можно сказать, что русская усадьба начала формироваться на рубеже XVI—XVII вв., когда в обществе происходили значительные социальные и политические изменения.

Этнографическое наследие, вовлекаемое в туристские маршруты, представлено двумя видами. Это либо музейные экспозиции в краеведческих музеях, музеях народного быта и деревянного зодчества, либо существующие поселения, сохранившие особенности традиционных форм хозяйствования, культурной жизни и обрядов, присущих данной местности.

Народные промыслы исторически относятся к древнейшим видам искусства. Их корни лежат в крестьянском быту, народных ремеслах. Некоторые виды художественных промыслов зародились в церковном искусстве и в дворянской помещичьей культуре.

В крестьянском быту берут свое начало ручное узорное вязание, ткачество и вышивка. С деревенскими ремеслами связаны кузнечное дело, плотницкая резьба по дереву, набойка на тканях, многие виды гончарного дела. С течением времени, возникая в отдельных селах, эти ремесла, распространяясь по целым районам, превращались в промыслы (Хохлома, Гжель).

 

 

Оценка историко-культурного потенциала территорий. | Росархеолог

Объекты культурного наследия являются основой историко-культурного потенциала территории и играют важную роль в реализации культурного потенциала этой местности. Известность, привлекательность и доступность для посещения ОКН делает территорию заманчивой для развития на ней туризма и экскурсионной деятельности, что, в конечном счете, оказывает стимулирующее действие на экономику региона и повышение уровня жизни местного населения. Именно историческое наследие, культурные и природные богатства во многом формируют облик отдельного региона и России в целом. Рекомендации по сохранению культурных ценностей и возрождению забытых/утраченных исторических территорий, малых городов и сел, народных промыслов и культурных символов региона – одна из задач оценки историко-культурного потенциала территорий.

Историко-культурный потенциал является сочетанием объектов материальной и духовной культуры, и обычно представлен различными видами памятников истории и культуры, мемориальных мест, музеями и традиционными народными промыслами. На каждой территории обязательно есть следы прошлых эпох, которые могут представлять интерес для культурно-познавательного туризма.

Исторически сложилось, что большинство мест проживания людей оставляет следы именно материальной культуры, в том числе в виде памятников археологического наследия. Но в историко-культурный потенциал входит вся социокультурная среда местности, включая местные традиции и обычаи, специфику бытовой и хозяйственной деятельности. Поэтому, для туристского освоения необходимо сохранение культурного комплекса в единстве с его историческим ландшафтом. Прагматический поход к использованию ОКН территории не должен противоречить местным национальным особенностям, традициям, не нарушать исторический облик территории. Любой вновь создаваемый туристский объект должен им полностью соответствовать и иметь свой неповторимый облик.

Для определения списка памятников, исторических ландшафтов или других объектов культурного наследия, наиболее привлекательных для организованного посещения и экспонирования, проводится оценка историко-культурного потенциала территории. По ее результатам определяются объекты культурного наследия, уже готовые для использования, а также объекты, на которых необходимо провести ремонтно-реставрационные работы для включения их в список посещений. Параллельно с этим разрабатывается режим их посещения, позволяющий обеспечить их сохранность, определяются маршруты по заповедным территориям для минимизации ущерба для них.

Соответственно, взвешенное распоряжение историко-культурным наследием региона (ОКН и ОАН) позволяет увеличить культурный потенциала региона, что позволит стимулировать развитие культурно-познавательного туризма, сегмент которого ежегодно возрастает в сфере российского туристического бизнеса.

Оценка историко-культурного потенциала территории позволяет разработать комплекс мероприятий и выработать рекомендации для заинтересованных структур по созданию на базе существующего историко-культурного наследия новых туристических объектов, которые соответствуют современным требованиям своей уникальностью и привлекательностью для экскурсионного и музейного использования.

Для оценки исторического и культурного потенциала применяется несколько основных принципов. Это определение историко-культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре, которое производится экспертным путем для определения уровня объектов: мирового, федерального, регионального или местного значения. Важную роль играет количество времени, необходимого для их осмотра. И необходимо определить степень долговременности интереса туристов к данному ОКН.

Тема 9. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ — Студопедия

 

 

Культурно-исторический потенциал является основой познавательного туризма. Он представлен различными видами исторических памятников, мемориальных мест, народными промыслами, музеями, то есть сочетаниями объектов материальной и духовной культуры. Культурное наследие — это наследие исторического развития цивилизации, которое накопилось на данной территории. Каждая эпоха откладывает свой след, который обнаруживается в культурных слоях при археологических раскопках. Практически каждая местность может представлять интерес для познавательного туризма. Но места, где дольше жили люди хранят больше следов материальной культуры.

В целом среди памятников культурного наследия можно выделить:

· памятники археологии;

· культовая и гражданская архитектура;

· памятники ландшафтной архитектуры;

· малые и большие исторические города, типичные сельские поселения;

· музеи, театры, выставочные залы и другие объекты социокультурной инфраструктуры;

· объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры декоративно-прикладного искусства;

· технические комплексы и сооружения.

В историко-культурный потенциал входит вся социокультурная среда с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Туристы, посещая ту или иную страну, воспринимают культурные комплексы целиком, включая в них архитектурный облик столиц, малых городов и сельской местности сих историей, традициями и современной жизнью.


В культурные комплексы составной частью входит и природа: в городах это парки и скверы, особенности озеленения домов и улиц; в сельской местности оформление приусадебных участков; в старинных усадьбах и монастырях ландшафтные рукотворные пейзажные парки и сады. Нарушение исторического ландшафта существенно нарушает аттрактивность культурного объекта.

Существует множество форм включения культурно-исторических ресурсов в систему рекреационного туристского обслуживания. Наиболее распространенная форма — организация музеев и экскурсионно-туристских маршрутов.

Аттрактивность культурных комплексов определяется их художественной и исторической ценностью, модой и доступностью по отношению к местам спроса.

Оценка культурных комплексов для рекреационных целей производится двумя основными методами:

· ранжирование культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре — производится экспертным путем: устанавливаются объекты мирового, федерального, областного и местного значения;


· по необходимому и достаточному времени для осмотра — этот метод позволяет сравнивать различные территории по величине историко-культурного потенциала для туризма.

Следует оговориться, что оба метода во многом субъективны. Не всегда культурные комплексы, высоко оцениваемые специалистами, вызывают адекватную реакцию у туристов. Необходимое и достаточное время для осмотра объекта в известной степени зависит от построения экскурсионных маршрутов и от доступности объекта. Наконец, представление о ценности культурных комплексов зависит от уровня образованности, национальных особенностей экскурсантов, контингент которых в основном ориентируется на яркие экзотические памятники культуры или на широко известные, знакомые им по публикациям в средствах массовой информации и рекламе. Интерес ко многим объектам культуры определяется в большинстве случаев модой.

Для культурных комплексов, так же, как и для природных важными характеристиками являются надежность и емкость.

Надежность культурных комплексов обуславливается двумя факторами:

* устойчивостью к рекреационным нагрузкам;

* устойчивостью его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения.

Первый фактор определяет, какой поток туристов может выдержать данный культурный комплекс. Это особенно важно для музеев, где необходимо поддерживать определенный температурно-влажностный режим для сохранения экспонатов.

Остро стоит вопрос о применении современных технических средств по повышению устойчивости культурных комплексов к рекреационным нагрузкам и о регулировании потоков экскурсантов.

Второй фактор связан с долговременностью интереса туристов к данному культурному объекту. Сохраняется стабильность их интереса к объектам мирового наследия (египетским пирамидам, античной архитектуре Афин, Парижу, Санкт-Петербургу и прочим). Вместе с тем целый ряд туристских объектов, наиболее посещаемых в советский период в России, например, многочисленные ленинские места, утратили интерес для туристов с изменением идеологических установок в обществе. Из этого примера следует, что одной из основных задач организаторов туризма является не только выявить тот или иной культурный комплекс для туризма, но и сохранить его на достаточно длительный исторический период.

Емкость культурного комплекса определяется продолжительностью периода, в течение которого туристы могут воспринимать содержащуюся в нем информацию.

Этот фактор зависит от:

* аттрактивности объекта осмотра;

* психофизиологических возможностей человека, которые отличаются значительной индивидуальностью и имеют определенный предел.

 

 

 

На обжитой территории археологических памятников встречается довольно много (например в Московской области их в каждом районе

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И МЕТОДИКА ЕГО ОЦЕНКИ — Студопедия

Историко-культурный потенциал является основой познавательного туризма. Он представлен различными видами исторических памятников, мемориальных мест, народными промыслами, музеями, то есть сочетаниями объектов материальной и духовной культуры.

Культурное наследие – это наследие исторического развития цивилизации, которое накопилось на данной территории.

Каждая эпоха оставляет свой след, который обнаруживается в культурных слоях при археологических раскопках. Практически каждая местность может представлять интерес для познавательного туризма. Но места, где долго жили люди, хранят больше следов материальной культуры.

В целом среди памятников культурного наследия можно выделить:

ü памятники археологии;

ü культовую и гражданскую архитектуру;

ü памятники ландшафтной архитектуры;

ü малые и большие исторические города;

ü типичные сельские поселения;

ü музеи, театры, выставочные залы и другие объекты социокультурной инфраструктуры;

ü объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры декоративно-прикладного искусства;

ü технические комплексы и сооружения.

В историко-культурный потенциал входит вся социокультурная среда с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Туристы, посещая ту или иную страну, воспринимают культурные комплексы в целом.

В культурные комплексы составной частью входит и природа: в городах это и парки и скверы, зеленые насаждения во дворах и на улицах; в сельской местности – приусадебные участки; в старинных усадьбах и монастырях – ландшафтные рукотворные пейзажные парки и сады. Нарушение исторического ландшафта негативно влияет на аттрактивность культурного объекта.


Существует множество форм включения культурно-исторических ресурсов в систему рекреационного туристского обслуживания. Наиболее распространенная форма – организация музеев и экскурсионно-исторических маршрутов. Аттрактивность культурных комплексов определяется их художественной и исторической ценностью, модой и доступностью по отношению к местам спроса.

Оценка культурных комплексов для рекреационных целей производится двумя основными методами:

1) ранжированием культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре. Производится экспертным путем: устанавливаются объекты мирового, федерального, регионального и местного значения;


2) необходимым и достаточным временем для осмотра. Этот метод позволяет сравнивать различные территории по перспективности историко-культурного потенциала для туризма.

Для культурных комплексов, также как и для природных, важными характеристиками являются надежность и емкость.

Надежность культурных комплексовобусловливаются двумя факторами: устойчивостью к рекреационным нагрузкам и стабильностью его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения.

Первый фактор определяет, какой поток туристов может выдержать данный культурный комплекс. Это особенно важно для музеев, где необходимо поддерживать определенный температурно-влажностный режим для сохранения экспонатов. Остро стоит вопрос о применении современных технических средств для повышения устойчивости культурных комплексов к рекреационным нагрузкам и о регулировании потоков экскурсантов.

Второй фактор связан с долговременностью интереса туристов к данному культурному объекту. Сохраняется стабильность их интереса к объектам мирового наследия (египетским пирамидам, античной архитектуре Афин, архитектурным и историко-культурным памятникам Парижа, Санкт-Петербурга и пр.).

Емкость культурного комплексаопределяется продолжительностью периода, в течение которого туристы могут воспринимать содержащуюся в нем информацию, и зависит от двух факторов: аттрактивности объекта осмотра и психофизиологических возможностей человека, которые отличаются значительной индивидуальностью и имеют определенный предел.

Историко-культурный потенциал.

Историко-культурный потенциал является основой познавательного туризма. Он представлен различными видами исторических памятников, мемориальных мест, народными промыслами, музеями, т.е. сочетаниями объектов мемориальной и духовой культуры. Культурное наследие — это наследие исторического развития цивилизации, которое копилось на донной территории. Практически каждая местность может представить интерес для познавательного туризма. Но места, где долго жили люди, хранят больше следов материальной культуры.

В целом среди памятников культурного наследия можно выделить:

Памятники археологии;

Культовую и гражданскую архитектуру;

Памятники ландшафтной архитектуры;

Малые и большие исторические города, типичные сельские поселения;

Музеи, театры, выставочные залы и другие объекты социальной инфраструктуры;

Объекты этнографии, народного промысла и ремесла, центры декоративно-прикладного искусства;

Технические комплексы и сооружения.

В историко-культурный потенциал входит вся социокультурная среда с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Туристы, посещая ту или иную страну, воспринимают культурные комплексы в целом.

Немногие курорты мира могут предложить такое обилие и разнообразие экскурсий, как курорт Геленджик Черноморского побережья.

Очень интересны автобусные экскурсии. Автобусная экскурсия по всему курорту Геленджик включает в себя посещение дачи-музея В.Г. Короленко в Джанхоте, рощи реликтовой сосны в Дивноморском, живописнейшего водопада в Архипо-Осиповке, Пшаде а также Абрау-Дюрсо. Яхтсменов готов принять городской яхт-клуб, организован прокат сёрфов, водных мотоциклов, парусных судов. Любителям морской фауны можно рекомендовать посетить дельфинарий. Есть центр активных видов отдыха: путешествие на лошадях, горных велосипедах, полёты на парапланах, горный тур.

Музеи.

Музей «Горгиппия». Археологический музей «Горгиппия», являющийся единственным в России подобным музеем под открытым небом, находится в Анапе. Здесь можно увидеть открытые кварталы древнего города (III век н.э.) и его главную улицу. Причём улицы города вымощены плитами, а около домов в отличном состоянии сохранились тротуары. Выставочные залы «Горгиппии» находятся в крытом здании. Здесь можно увидеть вещи, найденные при раскопках древнего города: терракотовые статуэтки, керамические изделия, домашняя утварь и многое другое.

2. Краеведческий музей города Анапы. Музей располагается в старом здании бывшей гимназии Щетневых, которое само по себе уже является памятником архитектуры, построенном в 1909 году. Нигде Вы не узнаете о развитии Анапы и всего Черноморского побережья больше, чем в данном краеведческом музее. Здесь же выставлены в качестве экспонатов представители флоры и фауны, обитающие на всём побережье Чёрного моря. Вы посетите крупнейшие экспозиции, посвящённые событиям Великой Отечественной Войны, увидите предметы эпохи Средневековья, найденные при археологических раскопках и другие выставки.

3. «Русские ворота». Это одна из важнейших достопримечательностей замечательного города Анапа. Представляет собой остатки турецкой крепости XVIII века, олицетворяет храбрость, отвагу и героизм конногвардейских и драгунских полков и казаков, осуществлявших взятие Анапы.

4. Парк «Ривьера». Данный парк является природно-исторической достопримечательностью города Сочи. Он был основан в 1898 году крупнейшим тогдашним купцом-виноделом Хлудовым В.А. В парке находятся множество пород деревьев (около 240 видов), розарий с прекрасными видами благоухающих роз. На территории парка располагается Зелёный театр, а также музей и довольно большая библиотека. Здесь, в уютных кафе и ресторанчиках, отдыхающие ждут выступления звёзд эстрады, а дети развлекаются на аттракционах и водяных горках.

5. Художественный музей города Сочи. Крупнейший музей Черноморского побережья, где представлены работы величайших художников всех эпох и народов. Здание музея, построенное в 1930-х годах, по праву считается основанием центра города. Огромная площадь выставочных залов изобилует работами изобразительного искусства всех жанров и стран. Главной гордостью музея являются работы величайших Российских художников — Айвазовского, Шишкина, Серова, Поленова и многих других. Здесь же можно увидеть «Олимпийский макет Сочи-2014». Кроме того, в музее проходят творческие вечера встреч со знаменитыми художниками, проводятся культурно — просветительные лекции и фестивали. Художественный музей города Сочи является не только крупнейшим музеем, но и научно-просветительским учреждением всего Черноморского побережья.

6. Парк «Дендрарий». Одним из самых посещаемых мест Черноморского побережья является Сочинский парк живой природы «Дендрарий». Здесь собраны более 1800 видов красивейших, редких и почти исчезнувших растений и деревьев, а также обитатели животного мира. Малые архитектурные формы вкупе с красотой уголка живой природы, создают прекрасные почти художественные композиции, обеспечивающие психологический комфорт и уют посетителям парка.

7. Дольмены. Дольмены — это древние каменные сооружения, встречающиеся в разных уголках мира, в России их можно увидеть на Черноморском побережье Кавказа. Учёные со всего света пытаются разгадать загадку предназначения этих мегалитов. На некоторых дольменах нанесены тайные символы и пентаграммы. Вблизи дольменов некоторые туристы испытывают странные ощущения, получают ответы на давно терзавшие их вопросы. Про дольмены правильным будет сказать: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

8. Скала «Парус». Уникальный памятник природы, призывающий туристов со всего света посетить Геленджик и увидеть его своими глазами. Скала высотой 30 метров возвышается над морской гладью в виде одинокого четырёхугольного паруса.

9. «Сафари-Парк». Парк расположен в Геленджике и сразу поражает воображение туристов красотой ландшафта, сочетающего великолепие хвойных лесов, разнообразных кустарников и россыпи полевых цветов. На территории парка располагаются большие вольеры с различными, в том числе и экзотическими животными: тиграми, гималайскими медведями и другими представителями животного мира. Кроме того, здесь имеется канатная дорога, подъём по которой продолжиться 20 минут и позволит вдоволь полюбоваться животными и живописными пейзажами Геленджика с высоты более 600 метров. Для инвалидов, пенсионеров и детей из многодетных семей действуют специальные предложения, вплоть до бесплатного посещения парка.

10. Аквапарк «Дельфин». Является главным аквапарком в Геленджике. Здесь располагаются многочисленные вариации водных горок, приводящие в восторг детей и взрослых. Самым маленьким посетителям предлагается бассейн с горками, гейзерами и водопадами. За безопасностью посетителей следит профессиональный спасатель. Вечером внутренняя подсветка придаёт парку просто фантастический вид.

8. нету.

9.

 

 


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

5.3. Историко-культурный потенциал и методика его оценки

Историко-культурный потенциал является основой познавательного туризма. Он представлен различными видами исторических памятников, мемориальных мест, народными промыслами, музеями, то есть сочетаниями объектов материальной и духовной культуры.

Культурное наследие – это наследие исторического развития цивилизации, которое накопилось на данной территории.

Каждая эпоха оставляет свой след, который обнаруживается в культурных слоях при археологических раскопках. Практически каждая местность может представлять интерес для познавательного туризма. Но места, где долго жили люди, хранят больше следов материальной культуры.

В целом среди памятников культурного наследия можно выделить:

  • памятники археологии;

  • культовую и гражданскую архитектуру;

  • памятники ландшафтной архитектуры;

  • малые и большие исторические города;

  • типичные сельские поселения;

  • музеи, театры, выставочные залы и другие объекты социокультурной инфраструктуры;

  • объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры декоративно-прикладного искусства;

  • технические комплексы и сооружения.

В историко-культурный потенциал входит вся социокультурная среда с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Туристы, посещая ту или иную страну, воспринимают культурные комплексы в целом.

В культурные комплексы составной частью входит и природа: в городах это и парки и скверы, зеленые насаждения во дворах и на улицах; в сельской местности – приусадебные участки; в старинных усадьбах и монастырях – ландшафтные рукотворные пейзажные парки и сады. Нарушение исторического ландшафта негативно влияет на аттрактивность культурного объекта.

Существует множество форм включения культурно-исторических ресурсов в систему рекреационного туристского обслуживания. Наиболее распространенная форма – организация музеев и экскурсионно-исторических маршрутов. Аттрактивность культурных комплексов определяется их художественной и исторической ценностью, модой и доступностью по отношению к местам спроса.

Оценка культурных комплексов для рекреационных целей производится двумя основными методами:

  1. ранжированием культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре. Производится экспертным путем: устанавливаются объекты мирового, федерального, регионального и местного значения;

  2. необходимым и достаточным временем для осмотра. Этот метод позволяет сравнивать различные территории по перспективности историко-культурного потенциала для туризма.

Для культурных комплексов, также как и для природных, важными характеристиками являются надежность и емкость.

Надежность культурных комплексов обусловливаются двумя факторами: устойчивостью к рекреационным нагрузкам и стабильностью его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения.

Первый фактор определяет, какой поток туристов может выдержать данный культурный комплекс. Это особенно важно для музеев, где необходимо поддерживать определенный температурно-влажностный режим для сохранения экспонатов. Остро стоит вопрос о применении современных технических средств для повышения устойчивости культурных комплексов к рекреационным нагрузкам и о регулировании потоков экскурсантов.

Второй фактор связан с долговременностью интереса туристов к данному культурному объекту. Сохраняется стабильность их интереса к объектам мирового наследия (египетским пирамидам, античной архитектуре Афин, архитектурным и историко-культурным памятникам Парижа, Санкт-Петербурга и пр.).

Емкость культурного комплекса определяется продолжительностью периода, в течение которого туристы могут воспринимать содержащуюся в нем информацию, и зависит от двух факторов: аттрактивности объекта осмотра и психофизиологических возможностей человека, которые отличаются значительной индивидуальностью и имеют определенный предел.

Историко-культурный потенциал и


 

 

Историко-культурный потенциал является основой познавательного туризма. Он представлен различными видами исторических памятников, мемориальных мест, народными промыслами, музеями, т.е. сочетаниями объектов материальной и духовной культуры.

Культурное наследие – это наследие исторического развития цивилизации, которое накопилось на данной территории.

Каждая эпоха оставляет свой след, который обнаруживается в культурных слоях при археологических раскопках. Практически каждая местность может представлять интерес для познавательного туризма. Но места, где долго жили люди, хранят больше следов материальной культуры.

В целом среди памятников культурного наследия можно выделить:

 ● памятники археологии,

 ● культовую и гражданскую архитектуру,

 ● памятники ландшафтной архитектуры малые и большие исторические города,

 ● типичные сельские поселения,

 ● музеи, театры, выставочные залы и другие объекты социокультурной инфраструктуры,

 ● объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры декоративно-прикладного искусства,

 ● технические комплексы и сооружения.

В историко-культурный потенциал входит вся социокультурная среда с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Туристы, посещая ту или иную страну, воспринимают культурные комплексы в целом.

В культурные комплексы составной частью входит и природа: в городах это парки и скверы, зеленые насаждения во дворах и на улицах; в сельской местности – приусадебные участки; в старинных усадьбах и монастырях – ландшафтные рукотворные пейзажные парки и сады. Нарушение исторического ландшафта негативно влияет на аттрактивность культурного объекта.

Существует множество форм включения культурно-исторических ресурсов в систему рекреационного туристского обслуживания. Наиболее распространенная форма – организация музеев и экскурсионно-исторических маршрутов. Аттрактивноеть культурных комплексов определяется их художественной и исторической ценностью, модой и доступностью по отношению к местам спроса.

Оценка культурных комплексов для рекреационных целей производится двумя основными методами:

1) ранжированием культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре. Производится экспертным путем: устанавливаются объекты мирового, федерального, регионального и местного значения;

2) необходимым и достаточным временем для осмотра. Этот метод позволяет сравнивать различные территории по перспективности историко-культурного потенциала для туризма,

Для культурных комплексов, так же как и для природных, важными характеристиками являются надежность и емкость.

Надежность культурного комплекса обусловливается двумя факторами: устойчивостью к рекреационным нагрузкам и стабильностью его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения.

Первый фактор определяет, какой поток туристов может выдержать данный культурный комплекс. Это особенно важно для музеев, где необходимо поддерживать определенный температурно-влажностный режим для сохранения экспонатов. Остро стоит вопрос о применении современных технических средств для повышения устойчивости культурных комплексов к рекреационным нагрузкам и о регулировании потоков экскурсантов.

Второй фактор связан с долговременностью интереса туристов к данному культурному объекту. Сохраняется стабильность интереса к объектам мирового культурного наследия (египетским пирамидам, античной архитектуре Афин, архитектурным и историко-культурным памятникам Парижа, Санкт-Петербурга и пр.).

Емкость культурного комплекса определяется продолжительностью периода, в течение которого туристы могут воспринимать содержащуюся в нем информацию, и зависит от двух факторов: аттрактивность объекта осмотра и психофизиологических возможностей человека, которые отличаются значительной индивидуальностью и имеют определенный предел.

 


 

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА | Подать научную статью, научные публикации, International Research Journal

Дмитриев А.Б.

Аспирант, Поволжский государственный университет сервиса (ФБГОУ ВО «ПВГУС»), г. Тольятти

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Аннотация

В статье в краткой форме рассмотрены культурно-исторические этапы российского предпринимательства.Анализ мотивов ведения предпринимательской деятельности в России позволяет автору показать влияние либеральных реформ 60-70-х годов XIX века на процесс выработки новой системы социокультурных ценностей, особенно влияющей на образ предпринимателя. Предлагается новое осмысление специфики и своеобразия русского предпринимательства, которое в настоящее время потенциалом его возрождения.

Ключевые слова: Россия, предпринимательство, купечество, дворянство, либеральные реформы, ценности, мотивы, общественная ущемленность, социальный статус, духовно-нравственный капитал.

Дмитриев А.Б.

Аспирант, Приволжский государственный университет сервиса, г. Тольятти

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА

Абстракция

В статье в обобщенном виде описаны культурно-исторические этапы становления российского предпринимательства. Анализ мотивов предпринимательской деятельности в России позволяет автору показать влияние либеральных реформ 60-70-х годов XIX века на процесс разработки новой системы социокультурных ценностей, существенно влияющих на имидж предпринимателя. .Новое понимание специфики и идентичности российского предпринимательства, которое в настоящее время имеет потенциал для его возрождения.

Ключевые слова: Россия, предпринимательство, купечество, дворянство, либеральные реформы, ценности, мотивы, социальное неблагополучие, социальный статус, моральный капитал

Современное российское предпринимательство существует только 30 лет. В историческом масштабе страны это очень мало. Кроме того, эта социальная группа развивается в самых неблагоприятных для нее условиях переходного периода от индустриального к постиндустриальному обществу.Российское общество и самих предпринимателей пока готовы признать процессы перераспределения государственной собственности в 80-90-е годы ХХ века. Естественно, что варварская приватизация не может вызывать чувства гордости за людей наживших свои капиталы таким способом. Возможно это одна из причин почему к молодому поколению очень неоднозначное и противоречивое, а у молодого поколения даже скептическое [8]. Молодежь, как показывают современные опросы, при выборе жизненной стратегии, отдает предпочтение в первую очередь чиновниками или в госкорпорациях, а не мечтает о своем бизнесе.

В последнее десятилетие ХХ — нач. ХХI века особую роль в экономикех многих стран получили малые предприятия. В современной России предпринимательство также начиналось с малых форм, дел и действий. Однако социально-экономическое развитие имело другой вектор развития, постепенно привел к дифференциации и возникновению различных типов производств.

Эта, отличная от западных стран тенденция.В первую очередь требуют осмысления возможностей и возможностей предприятий малого бизнеса.

Несмотря на нерешенность этих концептуальных проблем взаимоотношений общества, власти и малого предпринимательства выдвигаются на первый план развития жизнедеятельности страны и каждого россиянина. Создание условий, при которой человек имеет возможность реализовать свои возможности, создает одну из главных задач развития страны и регионов.

Использование возможностей для реализации творческих способностей, создания конкурентной среды и т.п.

имеются и негативные стороны этого процесса, которые пока преобладают. Назовем некоторые из них — бюрократическое и криминальное давление, отсутствие профессиональных компетенций у многих предпринимателей и эффективная система мер государственной поддержки и др.Эти тенденции не позволяют российскому предпринимательству создать технологии модернизации и обновления страны.

В этом контексте представляет интерес предпринимателя, сложившийся последнее время в российском общественном сознании, а также факторы влияющие на формирование его положительного образа.

Начиная с IX и вплоть до XVII века предпринимательство в России развивалось, в основном, как торговое и ведущую роль здесь играло купечество [7, С. 239]. Только в XVIII веке, истории в связи с созданием и развитием крупных производств под патронажем государства.Складываются все условия к переходу от торгового капитала к промышленному, неуклонно нарастал до первой половины XIX века. Ускоренное «развитие промышленного производства положило начало подчинению торгового капитала промышленному, формированию капиталистического предпринимательства в стране» [7, ​​С. 240]. В этот период социокультурного развития купеческое сословие в России приобретает уникальные черты, постепенно формируется и система ценностей, отличная от мотиваций и целей западноевропейского предпринимательства.В среде предпринимателей проявляется своеобразное национальное самосознание, которое в отличии от рационализма и прагматизма Запада, во главу угла не ставило возрастание собственности как меры личного успеха. Но это совсем не значило, что отечественный предприниматель того времени не стремился к прибыли и успеху, наоборот, практичность и правильность всегда были неотъемлемой частью в хозяйственной деятельности в России. Однако данные характеристики занимали второстепенное место в системе ценностей русской православной культуры.

Двигателем предпринимателя на Западе в то время стало обращение к земным ценностям, главным критерием «спасения» в протестантской религиозной догматике становится успешная хозяйственная деятельность. Для российского предпринимательства XIX в. стержнем национального менталитета были православные ценности [6, С. 100]. Приоритет духовно-нравственного начал над материальными укоренялся в сознании русских купцов столетиями через православное воспитание и традиции, а также тесную связь с крестьянством и городскими низами.Сохранялся этот приоритет в сознании многих поколений русских людей, независимо от их отношения к религии. «Российские предприниматели признавали греховность богатства, а коммерческий успех не закрывал вопрос о его моральной цене. В российском менталитете отсутствовал культ богатства »[6, С. 102].

Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века дали резкий толчок для начала раннеиндустриальной модернизации России, что ускорило процесс капитальной экономики России и развитие всех видов предпринимательства промышленного, торгового, аграрного, банковского.По нашему мнению, именно в этот не простой период развития России формировался образ отечественного предпринимателя [1, 2, 3]. Можно отметить специфику и своеобразие русского предпринимателя того периода — это были люди с деловой хваткой, предприимчивостью и размахом замыслов, способностями к цивилизованному ведению своего дела. А принимаемые тогда законы постепенно устанавливали принципы, равноправие в занятии предпринимательской деятельности, бессословности, решались задачи законодательного оформления статуса предпринимателя.

Помимо этого в среде предпринимателей ускоренного темпом шелк процесса новой системы социокультурных ценностей. Ярким показателем этого стало развитие традиций благотворительности и меценатства [10].

С изменением менталитета российских предпринимателей, менялось и отношение к ним в обществе. Однако и в начале XX века крупные предприниматели не вызывали никакой симпатии в обществе. Их положение в крестьянской стране отсталым сельским хозяйством и общинным землеустройством и бедными деревнями, было шатким и весьма ненадежным.А если говорить о высших, образованных кругах, то к «аршинникам» и «менялам» относились вообще свысока. Для дворянского сословия торгово-промышленная деятельность была недостойным делом. Более того в самой предпринимательской среде не было корпоративного единства.

Интеграция дворянства в систему капитализации России свои особенности, которые были явными пережитками даже для того времени. Это, главным образом, традиционные привычки и предрассудки, базирующиеся на сословной иерархии.Так, в своем исследовании А.Н. Боханов отмечает, что «среди систем петербургских банков и промышленных предприятий встречались выходцы из семейного купечества, среди которых были представлены имена известных чиновников в отставке. Респектабельных офисах фирм можно было встретить и «сиятельных особ», носителей громких дворянских фамилий, владельцев родовых титулов, занимавших директорские кресла и места наблюдательных советов, рядом с купцами »[6, С. 14–15]. Но они объединились только для решения экономических и финансовых вопросов.Когда вопросы были решены, все эти сообщества распадались и контактов вне деловой сферы не поддерживали. Стоит отметить, что и жили они в разных регионах и общались строго в узко сословно-социальной среде. Купцы и промышленники всеми силами стремились преодолеть «ущемленность» в обществе.

Повысить свой социальный статус в то время, они были только в рамках всей сословно-иерархической системы, за счет получения чинов, наград, званий и дворянства, которые жаловались исключительно властью.Во второй половине XIX века в России сформирована не только иерархия предпринимательства, но и ее мотивационная система. Например, петровская «Табель о рангах», созданная для регулирования продвижения лиц на государственной службе, была распространена на предпринимателей. Кроме того, отечественные предприниматели участвовали в работе разных купеческих обществ, комитетах по мануфактуре и торговле, в работе попечительских советов, биржевых комитетов и так далее. Они так же служили в министерстве юстиции, промышленности и торговли, министерстве народного просвещения и внутренних дел.Казенное жалование, за эту деятельность, им не выдавалось. Несмотря на то, что финансовые выгод и льгот, значительных сословных преимуществ предпринимателей не имеют, однако они расширяют свои возможности по получению чиновника и наград, которые ценилось как духовно-нравственный капитал. Это было связано с тем, что поощрения самодержавной властью предпринимателей были редкими и вообще единичными, если изменились социальные статусы — получение дворянства и родовых титулов.

«возведение в потомственное Российской империи дворянское достоинство», на которое претендовать предприниматели из числа потомственных почетных граждан и купцов. Пожалование дворянства имело огромный социально-общественный резонанс. Однако новых «благородных», нередко, игнорировали родовитые дворяне, не признавая их равными себе по социальному статусу. Это подтверждает тезис, что в эпоху капиталистической модернизации в социальной среде российского общества оставались устойчивыми феодальные традиции.«И если на Западе буржуа являлся истинным хозяином общества, то в России крупные предприниматели, не смогли самоутвердиться, переломить общественные настроения, отвергнуть отжившие юридические и нравственные нормы, стать творцами новой социальной действительности» [7, С. 241].

XX век принес стране новые потрясения. Революции, смена режима в стране (1917 г.), приводят к полному уничтожению частной собственности и созданию бестоварного социализма.«Невостребованная экономика стала постепенно превращаться в теневую экономику, которая постепенно превращается в параллельную официальную экономику» [5, С. 123]. Образ предпринимателя в социуме стал негативным, любая предпринимательская деятельность преследовалось законодательством.

В настоящее время происходит сложные процессы возрождения предпринимательства. Они отличаются разнообразием и противоречивыми тенденциями, что не может не отражаться на формировании образа предпринимателя [9].

Таким образом, основы современного предпринимательства в нашей стране только проходят этап формирования, который невозможен без учета опыта прошлого. Социокультурная практика страны и региона XIX — нач. XX века показывает, что предпринимательство это достойная возможность зарабатывать и реализовать свои мечты и планы. Более того, российские предприниматели всегда были государственниками и патриотами, поэтому без их стабильного развития невозможно цивилизованное, гармоничное существование России.

Список литературы / Список литературы

  1. Барышников М. Н. История делового мира России / М. Н. Барышников. — М. : Аспект-Пресс. — 224 с.
  2. Бессолицын А. А. История Российского предпринимательства / А. А. Бессолицын. — М. : МФПУ Синергия, 2008. — 413 с.
  3. Бессолицын А. А. Экономическая история России. Очерки развития предпринимательства / А. А. Бессолицын, А. Д. Кузьмичев. — М., — 240 с.
  4. Бурышкин П. А. Москва купеческая / П.А. Бурышкин. — М., — 352 с.
  5. Галаган Л. Л. История предпринимательства российского (от купца до банкира) / Л. Л. Галаган. — М., — 160 с.
  6. Деловая элита России. 1914 г. — М. : Институт российской истории РАН, — 275 с.
  7. Илларионова Е. В. История российского предпринимательства / Е. В. Илларионова, А. С. Фомина. — М., 2009 — 248 с.
  8. Интервью члена генсовета «Деловой России» С. Габестро. BFM.ru. 4.11.2010 [Электронный ресурс]. — URL: https: //www.bfm.ru / news / 103253 (дата обращения: 05.12.2016)
  9. Овсянников В. П. Традиционное культурное наследие в молодых индустриальных городах / В. П. Овсянников, В. Н. Якунин // Балтийский гуманитарный журнал. — 2014. — № 1. — С. 58-62.
  10. Якунин В. Н. Хозяйственная культура Самарской епархии: формирование доходов духовенства в 1850-е — 1950-е гг. / В. Н. Якунин // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. — 2011. — № 4. — С. 127-129.

Список литературы на английском языке / Ссылки на английском

  1. Барышников М.Н. История делового мира России. [История делового мира России] / М. Н. Барышников. — Москва: Аспект-Пресс. 1994. — 224 с. [на русском языке]
  2. Бессолицин А. А. История Российского предприятия. [История российского предпринимательства] / А. А. Бессоликин. — Москва: FPA Synergy, — 413 с. [на русском языке]
  3. Бессолицин А. А. Экономическая история России. Очерки развития предпринимательства. [Экономическая история России. Очерки развития предпринимательства / А.Бессоликин, А.Д. Кузьмичев. — М., 2005. — 240 с. [на русском языке]
  4. Бурышкин П. А. Москва купеческая. [Московский купец.] / А. Бурышкин. — М .: 1990. — 352 с. [на русском языке]
  5. Галаган Л. Л. История предпринимательства российского (от купца до банкира) / Л. Галаган. — М .: 1997. — 160 с. [на русском языке]
  6. Деловая элита России. 1914 г. [Деловая элита России. 1914 г].- М .: Институт истории России, — 275 с. [на русском языке]
  7. Илларионова Е. В. История российского предприятия. [История российского предпринимательства] / Е. В. Илларионова, А. С. Фомина. — М .: 2009 — 248 с. [на русском языке]
  8. Интервью BFM.ru. члена генсовета «Деловой России» С. Габестро. BFM.ru. 4.11.2010. [Интервью с членом Генсовета «Деловой России» Сергеем Габестро] [Электронный ресурс] — URL: https://www.bfm.ru/news/103253 (дата обращения: 05.12.16)
  9. [на русском языке]
  10. Овсянников В. П. Традиционное культурное наследие в молодых индустриальных городах / П. Овсянников, В. Н. Якунин // Балтийский гуманитарный журнал. — 2014. — № 1. — С. 58-62. [на русском языке]
  11. Якунин В. Н. Хозяйственная культура Самарской епархии: формирование доксодов дуксовенства в 1850-е- 1950-е гг. [Экономическая культура Самарской епархии: формирование доходов духовенства в 1850-1950-е гг.] / Н.Якунин // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. — 2011. — №4. — С. 127-129. [на русском языке]
.

ценностных основ бытия

⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 16Следующая ⇒

1. Понятия «культура» и «цивилизация»: сущность и содержание.

2. Теории ценностей: эволюция и иерархия ценностей.

3. Ценность и оценка: правда и норма.

Универсального определения культуры не существует. Возможны различные функциональные описания культурной сферы, сформулированные в соответствии с целями исследования, но не существует целостного определения культуры, которое выражало бы ее сущность и было общепризнанным, хотя семантическая степень этого понятия считается интуитивно понятной.Понятие культуры (фр. L. cultura «пахота») в основном связано с чем-то, что делается хорошо, не только с тем, что делается, но и как и для чего. Делать — это способ овладения миром. Культура — это своего рода магический кристалл, в котором сосредоточено все существо. Это творческий принцип жизни человека и общества в целом; это не просто умение, доведенное до уровня искусства, а морально санкционированная цель.

В чем суть современной философской рефлексии о судьбе культуры? Наше обсуждение этих проблем будет ограничено теми аспектами, которые позволят нам, во-первых, соотнести культуру с другими явлениями жизни, и, во-вторых, очертить полемику относительно перспектив культурной эволюции человечества, ее направления, недостатков и перекрестков, ее надежды и исполнение.

Мир ценностей. Как можно философски определить понятие ценности? Ценность — это факт культуры и социальный по самой своей сути. Далее, это функциональное и обязательно объективно-субъективное явление. Вещи и события как таковые, вне их отношения к человеку и жизни общества, не существуют в терминах ценностных категорий. Это касается не только очеловечивания природы, то есть всей области цивилизации, но даже небесных тел.

Понятие ценности коррелирует с такими понятиями, как значимость, полезность и вред.Значимость характеризует степень интенсивности или напряженности данного аксиологического отношения: одни вещи волнуют нас больше, чем другие, а некоторые оставляют совершенно безразличными. Полезность может быть чисто утилитарной. Материальные и нематериальные ценности: одежда, жилище, инструменты, навыки, способности и т. Д. — все может быть полезным. Вредоносность — отрицательное аксиологическое отношение. Мы говорим об истине как о познавательной ценности, которая очень полезна для людей, но может также причинить им вред. За правду не всегда вознаграждают людей, которых сожгли на костре или приговорили к каторжным работам.

Культура и природа . Проблема взаимоотношений между природным и культурным состоит в том, что между ними невозможно провести четкую границу: культура — это существенное свойство человека, и человек имеет не только культурное, но и естественное измерение. В человеке культурное и природное сливаются в единое целое, а отношения между ними настолько сложны, что до сих пор не до конца поняты. Что сильнее в человеке, культурное или природное? Культурное влияние положительное или отрицательное? В разные периоды истории давались разные ответы на эти вопросы.

Триада культура-человек-природа постоянно присутствует в философских работах. Было бы легкомысленно и наивно ожидать однозначного решения вопроса, но история развития этой проблемной области позволяет выявить определенные заведомо ошибочные тенденции. Когда культура и человеческая природа абсолютно противоположны друг другу, часто возникают благодушные, утопические и по сути опасные политические тенденции; когда культура и человеческая природа отождествляются друг с другом, культура теряет всякую независимость и становится просто атрибутом природы.Человек здесь упрощенно воспринимается либо как чисто культурное, либо как чисто природное явление; то он сознательно и рационально контролирует культурный процесс, то становится его бессознательным и пассивным объектом, игрушкой анонимных символических структур данного типа культуры.

Культура и цивилизация . В отличие от XVIII и XIX веков, когда культура и цивилизация в основном рассматривались как синонимы, для философии культуры XX века характерно постепенное разделение этих двух концепций, из которых первое продолжает символизировать все положительные элементы в этой ранее неделимой область, в то время как последний в основном используется с нейтральным или прямо отрицательным подтекстом.

Цивилизация как материальная культура и господство над силами природы, несомненно, несет мощный заряд технического прогресса и способствует материальному благополучию. Благоприятный эффект распространения технологических изобретений слишком очевиден, чтобы требовать доказательств. В то же время технологии и материальное изобилие сами по себе не означают культурного и духовного расцвета; их нельзя считать абсолютно моральными или абсолютно аморальными: они, по сути, нейтральны. Культурная ценность технологических достижений зависит от аксиологического контекста, в котором они используются, и этот контекст может включать, скажем, орошение ранее бесплодных территорий, а также разработку современного оружия массового уничтожения.

Отношение некоторых западных философов к цивилизации категорически отрицательное. Взгляд на цивилизацию как на «агонию культуры» был сформулирован О. Шпенглером и с его времени только усилился. Негативные качества, обычно приписываемые цивилизации, — это тенденция к стандартизации мышления, склонность рассматривать общепринятые истины как абсолютно правильные и склонность преуменьшать независимость и оригинальность индивидуального мышления, которые рассматриваются как социально опасные.С этой точки зрения культура формирует идеальную личность, тогда как цивилизация, идеальный законопослушный член общества, довольствуется предлагаемыми ему благами.

Чтобы лучше понять всю сложность феномена культуры и ее взаимосвязей с материальной цивилизацией, обратимся к еще одной дилемме — проблеме соотношения между культурой и сознанием.

Культура и сознание . Можно ли свести все культурные явления к рациональному уровню человеческого сознания? При всем уважении к достижениям разума ответ на этот вопрос может быть только отрицательным: культура есть проявление свойств человека во всей их полноте.Можно ли полностью передать наши эмоциональные переживания в связи с каким-либо произведением искусства или нашу моральную реакцию на какое-либо событие в рациональной форме научного утверждения? Подчиняется ли культура эмоций велениям разума? Верно и обратное: там, где разум узурпирует автократические права, культура вырождается в орнаментальный узор на основе жизни, а не в ее скрытую сущность.

Наибольшая ценность культурных явлений заключается не столько в общности их внутренней структуры, сколько в уникальном содержании этих структур в каждой разновидности культуры.Здесь мы подошли к центральной проблеме философии культуры — культурной типологии.

Проблема типологии культур . Как сейчас решается вопрос о соотношении культур Запада и Востока? Если культурология XIX века считала свои системы терминов и символов в основном закрытыми, то в XX веке акцент делался на культурологической близости этих традиций, ранее считавшихся несвязанными. Признаком тенденции к синтезу между западной и восточной культурами является пересечение двух ветвей и возникновение новых культурных разновидностей (например, такого рода.g., культура Японии сегодня или культурный плюрализм многочисленных буддийских общин в Европе и Америке).

Различия между европейской и восточной культурами уходят корнями в далекую древность. Из всех выделяющих их противоположностей, отмеченных культурологами, выделим такие базовые, как отношение, во-первых, к человеческой личности, во-вторых, к возможностям разума и в-третьих, к социально-политической деятельности. В отличие от христианской Европы, которая обожествляла абсолютную личность Творца, а значит, и человека как подобие Творца, восточные религии по большей части основаны на идее ложности отдельных форм духовной жизни.Восток культивировал идею отказа от личного «я» в пользу безличного абсолюта. Также есть разница в отношении к возможностям разума.

Любое обсуждение феномена культуры требует анализа соответствующей концепции цивилизации. Ни то, ни другое нельзя понять вне их противоречивого единства.

Понятие цивилизации. Исторически идея цивилизации была сформулирована в период подъема капитализма, чтобы обосновать принцип исторического прогресса , необходимость замены феодальной системы, когда утверждение о том, что она была дана Богом, больше не удовлетворялось. общественно-философская мысль.Вместо этого утверждалось, что история мотивируется жизненными интересами человека, его желанием реализовать принципы социальной справедливости и юридического равенства. Мыслителей стало интересовать будущее мировой цивилизации в целом, и это побудило их к созданию иной парадигмы философской мысли.

С другой стороны, обострение социальных противоречий в капиталистическом обществе привело некоторых философов к мысли, что «солнце» социального прогресса вот-вот зайдет. Эта идея наиболее полно выражена в известной книге Освальда Шпенглера « Закат Запада», , которая побудила таких мыслителей, как Питирим Сорокин и Арнольд Тойнби, создать свои собственные социально-философские модели глобального исторического процесса.Сорокин попытался свести повторение исторического процесса к повторению в духовной сфере, обобщив соответствующие духовные явления в понятие «типы культуры» (культура рассматривается как синоним цивилизации), рассматривая исторический процесс как их колебания. По словам Сорокина, то чувственное общество, которое мы знаем сегодня, движется к неизбежному краху, и это связано с успехами науки и материализма. Он видит спасение человечества в победе религиозных и альтруистических принципов, которые должны быть активными и творческими.По мнению Арнольда Тойнби, единой единой истории человечества не существует. Нас интересует около десятка уникальных и самодостаточных цивилизаций, и все они одинаково ценны по-своему. В своем развитии каждая цивилизация проходит стадии возникновения, роста, распада и распада, после чего сменяется другой. В настоящее время, по словам Тойнби, выжили только пять основных цивилизаций: китайская, индийская, исламская, русская и западная.Движущей силой цивилизации является «творческое меньшинство», которое возглавляет «пассивное большинство». На стадии распада меньшинство навязывает свою волю большинству не властью, а силой.

Философия культуры. Цивилизация зависит от культуры в своем развитии и существовании и, в свою очередь, обеспечивает условия для существования и развития культуры. Исторически культура предшествует цивилизации. Обычно культура понимается как накопление материальных и духовных ценностей.Это широкая и в основном правильная интерпретация, но она не учитывает один главный факт, а именно: человек как создатель культуры. Часто культуру отождествляют с произведениями искусства, с просвещением в целом. Это определение слишком узкое.

Это противоречие между культурой и цивилизацией также может быть найдено в личности, в себе. Прилагательное «культурный» предполагает нечто большее, чем обретение способности решать сложные интеллектуальные проблемы или правильно вести себя в обществе.Культура в истинном смысле этого слова предполагает соблюдение всех формальных элементов общественно принятых стандартов не как нечто внешнее, а как неотъемлемую часть личности, сознания и даже подсознания, ее привычек. Затем эти стандарты приобретают истинную и возвышенную духовность, которая является чем-то большим, чем подчинение определенным правилам. Культура как личности, так и общества имеет разную степень изощренности.

Противоречивый характер культуры находит выражение также в том факте, что каждая культура имеет прогрессивные, демократические и антидемократические, реакционные, регрессивные тенденции и элементы.Выражение «массовая культура» сегодня чрезвычайно популярно на Западе. Это в основном используется с оттенком презрения, что означает что-то «разбавленное для большинства». То, что навязывается или имплантируется под видом «массовой культуры» в западных странах, имеет политический и идеологический подтекст — усиление власти среднего класса, обычно со ссылкой на его материалистические ценности или общепринятые взгляды.

Термин «массовая культура» становится отрицательным, когда массы не поднимаются до уровня реальной культуры, когда сама «культура» переделывается в соответствии с примитивными вкусами отсталых слоев населения и сама снижается, вырождается до такого уровня. низкий, чтобы быть оскорблением для всего реального культивирования чувств.Народная масса с ее огромным фондом народной мудрости преподносится глупо под видом культуры, и при этом оскорбляется священное величие исторической миссии истинной культуры.

Человек в системе культуры. Культура — это живой процесс функционирования ценностей в контексте существования личности и общества. Это процесс их создания, воспроизводства и использования исторически меняющимися способами. Культура возникла и развивается вместе с обществом, создавая огромные традиции.История культуры полна застойных явлений, жестких догматических систем и консерватизма, а также революционных новшеств. Предыдущие достижения культуры не разлучены с нами. Их лучшие образцы продолжают жить и «работать». Ни один ребенок не может стать развитой личностью, не впитав в себя некоторые сокровища культуры. Культура всегда переживает тех, кто ее создал и тому, чему она изначально служила.

Современная цивилизация чрезвычайно расширила возможности не только человеческих знаний, физических, биохимических, физиологических и интеллектуальных форм деятельности, но также и различных способов их развития.Здесь важную роль сыграли такие дисциплины, как психология, нейробиология и медицина, которые давно стали предметом изучения человечества. Они постоянно совершенствуют свои исследовательские техники, чтобы проникнуть в механизмы жизни.

Восточная культура полна верований о роли образа жизни и его различных компонентов — техники дыхания, диеты, самообучения, обработки кожи, физической подвижности, способности очень тонко общаться с природой, иглоукалывания, прижигания и т. Д. и другие способы воздействия на биологически активные центры организма, гербомедицина, диагностика по радужной оболочке глаза, пульсовая и обонятельная диагностика, учет положения Земли по отношению к небесным телам в медицине, время года день и свойства воды по отношению к состоянию земных слоев и характеру ее течения в связи с геомагнитными явлениями — все это и многое другое способствовало великой мудрости восточных народов, богатству их культуры и место в нем человека, понимание механизмов регуляции его жизнедеятельности и жизненных потенциалов.

Разрыв между западной и восточной культурами и невежество, существующее с обеих сторон, часто приводит к тому, что представитель одной культуры становится чрезмерно увлеченным другой и забывает свои корни. Например, он может посвятить себя йоге или карате, не принимая во внимание специфические особенности своей собственной культуры или генетические и другие естественные факторы его психосоматической структуры. Это может иметь результат, прямо противоположный тому, чего он желает. Обращение на Восток в поисках экзотических вариантов культурных ценностей просто ради современной моды обычно свидетельствует о низком уровне культуры.Это похоже на то, что человек гонится во тьме неизвестного за чем-то, чего он не знает.

Мыслящий разум культуры — это философия. Философия — это ее фокус, и без нее невозможны никакая настоящая культура ума или сердца, никакие истинные интеллектуальные достижения. Философия — это факт культуры, ее ядро, ее самосознание; в то же время это исследование культуры как человеческого фактора, высшей из всех ценностей, известных человеку.

Обязательное чтение:

1.Дэнси, Джонатан, 2004. Этика без принципов . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

2. Дарвалл, Стивен, 2002. Социальное обеспечение и рациональная помощь . Принстон: Издательство Принстонского университета.

3. Краут, Ричард, 2007. Что такое хорошо и почему: этика благополучия . Кембридж: Издательство Гарвардского университета.

4. Рённов-Расмуссен, Тони, 2009. Ценность личности . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

5.Гурка, Том, 2010. «Асимметрии в ценностях». Ноус , 44: 199–223.

Дополнительное чтение:

1. Брэдли, Бен, 2006. «Две концепции внутренней стоимости». Этическая теория и нравственная практика , 9: 111–130.

2. Браун, Кэмпбелл, 2007. «Два вида холизма в отношении ценностей». Philosophical Quarterly , 57: 456–463.

3. Быквист, Кристер, 2009. «Неподходящее соответствие: почему анализ ценности не работает». Разум , 118: 1–30.

4. Дорси, Дейл, 2012. «Внутренняя ценность и принцип супервентности». Философские исследования , 157: 267–285.

5. Рэй Лэнгтон, 2007. «Объективная и безусловная ценность». Philosophical Review , 116: 157–185.

6. Олсон, Йонас, 2009. «Анализ подходящего отношения ценности и проблемы пристрастности». Этическая теория и нравственная практика , 12: 365–378.

7.Портмор, Дуглас, 2007. «Последовательность моральных теорий». Pacific Philosophical Quarterly , 88: 39–73.

8. Рабинович, Влодек, 2008. «Ценностные отношения». Theoria , 74: 18–49.

9. Суикканен, Юсси, 2009. «Счета стоимости с промежуточным переходом». Философский компас , 4: 768–779.

Примечание

Тексты онлайн

1. Работы мыслителей Project Gutenberg

2.Работы мыслителей или о них в Internet Archive

Аудио

Работы мыслителей или о них в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)

Видео

Видеоролики, видеотексты на все философские вопросы на http://www.youtube.com

Семинар 1.

1. Философия как единство знания и мудрости.

2. Философия как самосознание культуры.

3. Философия, наука, искусство и мораль.

Семинар 2.

1. Особенности восточной философии в постижении мира и человека.

2. Философия Упанишад.

3. Проблема человека и государства в философии конфуцианства.

4. Человек и пространство в философии даосизма.

Семинар 3.

1. Концептуальное мышление: от натурфилософии до Парменида.

2. Атомизм Демокрита как вершина греческой натурфилософии.

3. От философии природы к философии человека: софистика, Сократ.

4. Мир идей Платона и учение Аристотеля.

3. Эллинисто-римская философия: цинизм, скептицизм, стоицизм и неоплатонизм.

Семинар 4.

1. Схоластика и ее ответвления: томизм и скотизм. Схоластический метод.

2. Основные проблемы средневековой философии в трудах Августина и Ф. Аквинский.

3. Аль-Газали и его опровержение философов.

4. Суфизм: бескорыстное переживание и актуализация истины.

Семинар 5.

1.Подрыв монополии церкви и появление светской культуры.

2. Мистический пантеизм Николая Кузанского.

3. Натурфилософия Дж. Бруно и коперниканская революция.

4. Макиавеллизм и утопическая мысль.

Семинар 6.

1. Приоритет эпистемологии и методологии в современной философии.

2. Научно-рационалистическая парадигма и «война всех против всех».

3. Природа, общество, люди в философии Просвещения.

4. Вольтер: здравый смысл, религиозная терпимость, свобода мысли.

Семинар 7.

1. Антиномии человеческого разума и агностицизм Канта.

2. Параллелизм между развитием природы и развитием знаний в философии Шеллинга.

3. Проблема отчуждения человеческой сущности в философии Фейербаха.

4. «Капитал»: товары как отчужденный результат отчужденного труда.

Семинар 8.

1. Волюнтаризм и пессимизм философии Шопенгауэра

2. Иррационализм и экзистенциализм С. Кьеркегора.

3. Имморализм и индивидуалистический характер философии Ницше.

Семинар 9.

1. Человек абсурда А. Камю как выражение отчужденного сознания.

2. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера.

3. Э. Гуссерль: феноменологическая редукция.

4. Возникновение герменевтики: попытка преодоления отчуждения.

5. Кульминация исключения и упадка цивилизации в философии постмодерна.

Семинар 10.

1. Феномен акын-жырау в казахской культуре.

2. Суфийские идеи в творчестве Абая и подлинное человеческое существование в философии Шакарима.

3. Экзистенциализм Ф. Достоевского, Л. Шестова и Н. Бердяева.

4. Русский космизм и русское евразийство.

Семинар 11.

1. Философское содержание понятий «бытие», «небытие» и «ничто».

3. Классическое и неклассическое понимание бытия.

4. Материя и ее атрибутивные свойства: проблема конечного и бесконечного.

Семинар 12.

1. Проблема развития в истории философии.

2. Детерминизм и индетерминизм.

3. Диалектика и современное научное мышление.

Семинар 13.

1. Наука как форма культурного производства.

2. Позитивистский идеал науки. Научные традиции и научная революция.

3. Сознание и рефлексия: язык, речь и мышление.

4. Сознание, предсознательное, бессознательное.

Семинар 14.

1. Теория социального прогресса: суммативный и содержательный подходы.

2. Классическая и неклассическая интерпретация человека.

3. Противоречия гуманизма, свободы, смысла жизни, судьбы и предназначения человека.

Семинар 15.

1. Культура как «промежуточное состояние» между варварством и цивилизацией.

2. Представление о замкнутых культурно-исторических типах и теория замкнутых локальных культур.

4. Цивилизация и культура в понятии «осевое время».

5. Общечеловеческие и национальные ценности в условиях глобализации.

Методические рекомендации тем лекций по курсу «Философия»

Курс « Философия » включает в себя две части, сначала историю философии, затем проблемы онтологии, эпистемологии, аксилогии, социальной философии.Следующие советы призваны помочь студентам усвоить содержание курса.

Результаты обучения

1. Понимание некоторых проблем и вопросов, рассматриваемых в философии, и наиболее важных ответов на эти проблемы и вопросы.

2. Критическое мышление и аналитические способности, а также способность использовать эти навыки для развития устных и письменных аргументов по философским проблемам.

Обязательная литература : Почти каждая лекция будет иметь некоторую «обязательную литературу», обычно из одного из двух учебников и первоисточников.Студентам будет легче учиться, а курс станет более приятным, если они прочитают необходимые материалы перед соответствующими лекциями.

Дополнительные материалы для чтения : Дополнительные материалы для чтения включают авторов, придерживающихся самых разных подходов к философии. Если вам трудно понять одного автора вторичного источника, вероятно, в списке есть альтернативный автор, который вам больше подойдет.

Здесь перечислены многие соответствующие работы, а также много других полезных книг и статей, доступных в Интернете.

Философские словари доступны в электронном виде. Философская энциклопедия Рутледжа содержит множество полезных вводных статей.

Стэнфордская энциклопедия философии http://plato.stanford.edu/ — это свободно доступная, рецензируемая, высококачественная энциклопедия, но ее труднее читать, чем Рутледж.

Википедия, блоги и случайные публикации в Интернете предоставляют полезные примеры и справочную информацию, но для серьезного исследования эссе используйте только рецензируемые книги, статьи и энциклопедии.


.

Лингвокультурология как новое направление современной лингвистики

Библиографическое описание:

Камалова, Д. А. Лингвокультурология как новое направление современной лингвистики / Д. А. Камалова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 700-702. — URL: https://moluch.ru/archive/149/42202/ (дата обращения: 21.10.2020).

Взаимодействие с другими людьми

В последнее время в современной лингвистике появилось большое количество работ, посвященных лингвокультурологическим проблемам.Лингвокультурология — сложная область научных знаний о взаимосвязи и взаимодействии языка и культуры, возникшая на основе исследований фразеологической школы В. Н. Телия, публикаций В. В. Воробьева, В. Г. Костомарова, В. А. Масловой, работ других авторов. лингвисты [Коурово, 2005, с. 27]. Лингвокультурология тесно связана с такими дисциплинами, как лингвистика, этнолингвистика, психолингвистика, когнитивистика.

Лингвокультурология как относительно новая наука характеризуется рядом противоречий.Так, например, в рамках лингвокультурологии, по мнению В. Н. Телиа, языковые феномены следует рассматривать синхронно. Однако на рубеже ХХ-ХХI веков необходимо изучать язык и использовать не только синхронный, но и диахронический метод, а также с позиций своевременности, поскольку в настоящее время «синхронный / диахронический» «Вариант заменяется идеей панхронии» [Брагина, 1999, с. 132]. Возникновение лингвокультурологии является закономерным результатом развития философско-лингвистической теории XIX-XX веков.За последнее десятилетие было опубликовано несколько работ, посвященных этой дисциплине. Самым популярным в науке произведением можно считать учебник В. А. Масловой [Маслова, 2001]. Он обеспечивает методологическую основу, описывает современные направления лингвокультурологических исследований. Автор подчеркивает междисциплинарный характер лингвокультурологии, определяя ее как «отрасль лингвистики, возникшую на стыке лингвистики и культурологии», как «гуманитарную дисциплину, изучающую материальную и духовную культуру, воплощенную в живом национальном языке и проявляющуюся в лингвистике. процессы »или как« интегративная область знаний, вбирающая в себя результаты исследований в области культурологии и лингвистики, этнолингвистики и культурной антропологии »[с.9, 30, 32]. Задача лингвокультурологии, по мнению В.А. Масловой [с. 35), (изучение того, каким образом язык воплощается в своих единицах, сохраняет и транслирует культуру), задачи (определить, как культура участвует в формировании языковых концепций, или культурная и языковая компетенция носителей языка существует в реальности), а также понятийный аппарат сформулированы очень широко. Автор утверждает возможность использования самых разнообразных приемов и методов исследования «от интерпретативных до психолингвистических».Наиболее полно в современном отечественном языкознании теоретико-методологические основы лингвокультурологии изложены в работе Воробьева «Лингвокультурология: теория и методы» [Воробьев, 1997]. Исследование проводилось в традициях гумбольдтианства: изучение воплощенной в языке культуры предлагается проводить на основе гипотезы Сепира-Уорфа и терминологии, введенной Л. Вайсгербером (Лучинина, 2004, с. 240]. Лингвокультурология рассматривается как теоретическая основа языковой культуры; она определяется как «сложная научная дисциплина синтезирующего типа, изучающая взаимосвязь и взаимодействие культуры и языка в его функционировании и отражающая этот процесс как целостную структуру единиц в единстве их лингвистического и экстралингвистического (культурного) содержания через системные методы и с ориентацией на современные приоритеты и культурный истеблишмент (систему норм и общечеловеческих ценностей) »[Воробьев, 1997, с.36–37]. Основным предметом лингвокультурологии автор называет «взаимодействие и взаимодействие культуры и языка в процессе его функционирования и изучение интерпретации этого взаимодействия в единой системной целостности», а предметом данной дисциплины являются «национальные формы общества, воспроизводимые в системе языкового общения и основанные на его культурных ценностях », — все, что составляет« языковую картину мира ». Воробьев вводит основную единицу лингвокультурного анализа — лингвокультуру, определяя ее как «диалектическое единство языкового и экстралингвистического (концептуального и объективного) содержания».Аналогичные задачи решает и В. Красников: в работе «Этнопсихолингвистика и лингвокультурология» он определяет последнюю как «дисциплину, изучающую проявление, отражение и фиксацию культуры в языке и дискурсе, непосредственно связанную с изучением национальной картины мира. , языковое сознание, особенности ментально-языкового комплекса »[Красных, 2002, с. 12]. По мнению В.В. Красных, предметом лингвокультурологии является единица языка и дискурса, обладающая культурно значимым содержанием, являющаяся« каналом » посредством которого мы можем войти в культурно-исторический пласт ментально-языкового комплекса.Лингвокультурология предназначена для выявления с помощью и на основе лингвистических данных основных оппозиций культуры, закрепленных в языке и проявляющихся в дискурсе; Отражаются в зеркале языка и в нем фиксируются представления о культурных сферах: пространственном, временном, деятельностном и т. Д .; Древние представления, соответствующие культурным архетипам, проявляются через призму языка. Проблемами лингвокультурологии занимаются также ученые волгоградской школы, в частности В.И. Карасик и Э. И. Шейгал. В. И. Карасик рассматривает лингвокультурологию как «сложную область научных знаний о взаимосвязи и взаимодействии языка и культуры» и подчеркивает ее сравнительный характер [Карасик, 2002, с. 103, 108, 121]. Основным блоком лингвокультурологии он называет культурную концепцию, а в качестве единиц исследования реалии и «фоновые ценности», то есть содержание характеристик конкретных и абстрактных имен, требующих для адекватного понимания дополнительной информации о культуре этого народа. «.Карасик В.И. называет ряд причин, по которым лингвокультурология переживает период своего расцвета: стремительная глобализация мировых проблем, необходимость учета универсальных и специфических особенностей поведения и общения различных народов при решении самых разнообразных вопросов, необходимость заранее знать те ситуации, в которых высока вероятность межкультурного непонимания, важность определения и точного обозначения тех культурных ценностей, которые лежат в основе коммуникативной деятельности; объективная интегративная тенденция развития гуманитарных наук, необходимость усвоения лингвистами результатов, полученных представителями смежных отраслей знания.Прикладная сторона языковых знаний, понимание языка как средство концентрированной рефлексии коллективного опыта. В работах Е.И. Шейгал и В.А. Буряковской лингвокультурология определяется как дисциплина, изучающая «отдельные объекты концептуальной картины мира и их осмысление общественным сознанием и языком с точки зрения объекта рефлексии, одного из который и есть этнос »[Шейгал, Буряковская, 2002]. Авторы изучают лингвокультурный потенциал этнонимов, входящих в устойчивые сочетания, а также особенности функционирования этнонимов в текстах статей, рассказов и анекдотов.В 2004 г. вышел в свет учебник А. Хроленко «Основы лингвокультурологии», в котором он определяет цель науки — обобщение всей информации, накопленной этнолингвистикой и входящими в нее дисциплинами, раскрывая механизмы взаимодействия языка и культуры. Лингвистическая культура — это философия языка и культуры. Объект исследования — язык и культура; Предметом являются фундаментальные вопросы, связанные с трансформирующей стороной связи между языком и культурой: изменения языка и его единиц, обусловленные динамикой культуры, а также изменения в структуре и изменения в функционировании культуры, предопределенные. по языковой реализации культурных смыслов [Хроленко, 2004, с.31]. Совокупность наук, изучающих проблемы взаимодействия языка и культуры, каждую в своем аспекте, можно обобщенно назвать, например, как предлагает А.Т. Хроленко, лингвокультурологиями, поскольку каждая из них направлена ​​на выявление и сохранение лингвокультурологии. ценности. По мнению А. Хроленко (С. 31–32), лингвокультурология должна быть заинтересована в выявлении механизмов взаимодействия, взаимовлияния двух фундаментальных явлений — языка и культуры, определяющих феномен человека.Хроленко А.Т. считает, что лингвокультурология в лингвокультурологии соответствует статусу общего языкознания в системе языковых наук. Как и общая лингвистика, лингвокультурология призвана выявлять и описывать самые общие закономерности взаимозависимости, взаимодействия языковых и культурных практик человека и общества. Эта аналогия помогает понять, что лингвокультурология, как и общее языкознание, возможна только в системе других, более конкретных по предмету и другим методам исследования научных дисциплин.По мнению О. И. Коуровой [Коуровова, 2005, с. 53] лингвокультурология — это раздел лингвистики, изучающий взаимодействие языка и культуры в виде систем, воплощающих и представляющих языковые культурные ценности. Задача новой дисциплины — экспликация культурной значимости языковых единиц путем соотнесения их символического прочтения с известными «кодами» культуры. Основными понятиями лингвокультурологии являются: лингвокультурная парадигма, культурная коннотация, языковая картина мира, концепт и другие.Таким образом, теоретическая и методологическая основа этой дисциплины на данный момент находится в зачаточном состоянии. Среди ученых нет единого мнения о статусе лингвокультурологии (самостоятельной дисциплины или отрасли лингвистики), а также о предмете и методах лингвокультурологических исследований. Лингвокультурологическое исследование принято определять как изучение языка в неразрывной связи с культурой. Наиболее популярными материалами, иллюстрирующими особенности мировоззрения носителей языка, являются фразеологизмы и паремия.Также существуют исследования, направленные на выявление лингвокультурологической специфики отдельных концептов; Подобные произведения основаны, как правило, на текстах классической литературы.

Ссылки:

  1. Брагина Н. Г. Фрагмент лингвокультурной лексики (основные понятия) // Фразеология в контексте культуры. Москва, 1999.
  2. Воробьев В.В. Лингвокультурология: теория и методы. М .: РУДН, 1997. 331 с.
  3. Карасик В. И., Языковой круг: личность, концепты, дискурс.Волгоград, 2002.
  4. Коурова О. И. Традиционно-поэтическая лексика и фразеология как языковая и культурная ценность: монография. Екатеринбург: Урал. Высказывать. Пед. Ун-та, 2005. 235 с.
  5. Красных В. В., Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: курс лекций. М .: ИТДГК «Гнозис», 2002. 284 с.
  6. Лучинина, Е. Н. Лингвокультурология в системе гуманитарных знаний // Критика и семиотика. 2004. Вып.
  7. Маслова В.А. Лингвокультурология. М .: Академия, 2001. 208 с.
  8. Телия В. Н. Приоритеты и методологические проблемы изучения фразеологического состава языка в контексте культуры // Фразеология в контексте культуры. М .: Языки русской культуры, 1999.
  9. Хроленко А.Т. Основы лингвокультурологии: Учебное пособие. М .: Флинт, 2004. 184 с.
  10. Шейгал Е.И., Буряковская В.А. Лингвокультурология: языковая репрезентация этноса.Волгоград, 2002.

Основные термины (генерируются автоматически) : ИТДГК, РУДН, XIX-XX, XX-XXI.

.

Комментариев нет

Добавить комментарий