Как стать директором школы в москве: Контракт заключат не с каждым. Как стать директором школы? | Образование | Общество

Как стать директором школы в москве: Контракт заключат не с каждым. Как стать директором школы? | Образование | Общество

Содержание

Контракт заключат не с каждым. Как стать директором школы? | Образование | Общество

Руководитель современной московской школы отличается невероятной целеустремлённостью. Даже с учётом привлекательной заработной платы не каждый согласится на такой должности ежедневно работать в режиме многозадачности, нести на плечах громадную нагрузку и ответственность, находить нетрадиционные решения возникающих задач. Тем не менее поток желающих возглавить школу не иссякает. 

В школу только с опытом

Путь в директора многоступенчатый. Вступают на него те, кто не имеет ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования и обладает дипломом управленца. Педагогическое образование кандидата обязательным условием не является.

«Нормативно определено, что руководитель должен иметь высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее пяти лет, — разъясняет ректор Московского института открытого образования (МИОО) Алексей Рытов

. — Или второй вариант: высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления либо менеджмента и экономики. А также стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее пяти лет. Заметьте: отсутствие педагогического образования в требованиях компенсируется наличием опыта работы в педагогике, ведь человеку даже с блестящими управленческими знаниями зачастую трудно разобраться в некоторых особенностях функционирования такого сложного организма, как школа». 

Экзамен в прямом эфире

Кандидатов ждёт аттестация из двух этапов.

Первое квалификационное испытание проходит в виде компьютерного тестирования. В течение одного часа необходимо ответить на 40 вопросов, касающихся управления кадрами, ресурсами, процессами, результатами и информацией. Вопросы сформулированы в виде описания повседневных ситуаций, которые могут возникнуть. 

Например, «Каким образом определяется объём субсидии на выполнение государственного задания в части расходов на содержание имущества образовательной организации?».

Или вопрос из области управления информацией: «Учитель биологии вашей школы вошёл в число финалистов международного конкурса. В школу обратился корреспондент телеканала, который хочет организовать запись интервью. Для подготовки ему требуется информация о герое. Какую информацию вы вправе дать корреспонденту без личного согласия учителя биологии?» 

Задание по управлению ресурсами: «Школе необходима закупка интерактивных досок. Контрактный управляющий запланировал проведение аукциона в соответствии с требованиями закона, сформировав начальную цену на основе полученных коммерческих предложений. Что необходимо проанализировать, чтобы разобраться с правильностью определения цены?»

Поскольку руководителю надлежит выстраивать управление с опорой на нормативную базу, то и на тестировании допустимы лишь чёткие ответы со ссылкой на конкретные документы.

Подготовке к этому этапу кандидаты в директора посвящают несколько месяцев. Серьёзным подспорьем они называют материалы, размещённые на сайте МИОО: тексты документов, списки литературы и демоверсию теста. Кстати, тест находится в открытом доступе, пройти его может любой посетитель сайта.

Второй этап аттестации (для преодолевших первый) — собеседование в Департаменте образования с членами Аттестационной комиссии (состоящей не из чиновников, а из директоров школ) и тайное электронное голосование. Этот процесс идёт в прямом интернет-эфире, ведётся видеозапись, после чего ролики выкладывают на сайт департамента. Подобная открытость, во-первых, снимает любые вопросы о прозрачности процедуры, а во-вторых, записи выступают своеобразным учебным пособием для будущих кандидатов. 

Перед собеседованием потенциальные кандидаты могут найти на сайте МИОО рекомендации об эффективном публичном выступлении, распространённых ошибках и даже о внешнем виде. 

Контракт заключат не с каждым

Однако отличникам, набравшим необходимые баллы, пока рано занимать директорский кабинет. 

«Хотел бы обратить внимание на один момент, который лежит в правовом поле трудовых отношений. Подписания или продления трудового контракта с руководителем образовательной организации, не прошедшим аттестацию, не может быть, — отмечает руководитель Департамента образования столицы Исаак Калина. — Однако и пройденная аттестация директора школы или кандидата на эту должность не является автоматическим ­обязательством подписания или продления трудового контракта. Аттестация — одно из условий, но не универсальный пропуск в руководители столичной школы».

Уже месяц пробует себя в роли директора школы в районе Митино Иван Дороднов. Ему 28 лет. В недавнем прошлом он  учитель физики и информатики. Впрочем, и на руководящей должности планирует продолжить преподавание. 

Инициатором его выдвижения кандидатом на аттестацию выступило руководство прежней школы. Коллеги-учителя, зная навыки Дороднова на посту председателя школьной профсоюзной организации, предполагали, что такой исход возможен.

«Во время подготовки к аттестации я понял, что на новой должности будет сложнее, чем я думал, — не скрывает исполняющий обязанности директора школы № 1747 Иван Дороднов

. — Сильно возрастает мера ответственности. Действия директора многополярны, ты должен быть везде и всюду. С коллективом познакомился, было первое совещание. Я пришёл в школу летом, поэтому вникаю в текущий ремонт и во всё, что непосредственно не связано с образовательной деятельностью».

Предусмотрена также процедура аттестации для тех, кто замещает руководителя школы во время его отсутствия. С 2013 г. тестирование и собеседование для этой цели преодолели 2242 человека. Заместители директора, учителя, методисты, педагоги-психологи, педагоги-логопеды проходят точно такие же испытания, как будущий директор! 

«На собеседовании комиссия задала мне вопрос о том, какой я вижу школу будущего, — вспоминает недавно прошедшая аттестацию

учитель истории школы № 1293 Наталья Климова. — В этот момент пришлось быстро сориентироваться, чтобы ничего не упустить в своём ответе.

Я в прошлом имела административный опыт, а прохождение аттестации позволило мне занять должность замдиректора по содержанию образования. Работа эта колоссальная, поэтому на полную ставку работать учителем просто невозможно — будет что-то страдать. Но несколько часов в неделю мне бы хотелось преподавать историю».

Кроме того, аттестацию на соответствие должности проходят действующие директора школ. Положительные результаты в ходе двух этапов гарантируют им право возглавлять школу дальше.

Однако, по статистике, за четыре последних года не аттестованы 98 руководителей — 56 не прошли тестирование, 42 — собеседование. 

«С руководителем, не аттестованным на соответствие должности, трудовой контракт расторгается, это требование закона, — подытоживает Алексей Рытов. — И всё же расторжение не становится ограничением для дальнейшего самосовершенствования. Обычно руководители, потерпевшие неудачу, подают заявления как кандидаты и преодолевают аттестационный рубеж». 

Смотрите также:

Как стать директором школы

Если солдат мечтает стать генералом, то, наверное, и среди молодых учителей кто-то нет-нет да и задумается не только о повышении квалификационной категории, но и о том, как становятся директорами школ. В самом деле, почему нет? Этот путь открыт для всех. Подробно о том, что нужно, чтобы стать директором школы, рассказываем в нашей статье.

Быстрый переход по разделам:

  1. Образование и опыт директора школы.
  2. Как стать директором школы в регионах и столице.
  3. Аттестация на директора школы.

Образование и опыт директора школы

В любой стране руководить образовательным учреждением – работа сложная и ответственная, однако престижная, и конкуренция за эту должность высока. Как становятся директорами школ в других государствах и какие на этот счет там существуют тонкости, мы расскажем как-нибудь в другой раз. А сегодня поговорим о том, как стать директором школы в России (что, в общем, логично). 

На эту должность человека назначает учредитель учебного заведения: 

  • муниципальное или региональное управление образования, если школа государственная; 
  • физическое либо юридическое лицо, если школа частная. 

Отметим, что возглавить учебное заведение может либо действующий сотрудник (учитель, завуч), либо приглашенный со стороны специалист. 

Для назначения отбирают кандидатов, которые соответствуют заявленным в законодательстве требованиям. Вариантов здесь лишь два:

  1. Учитель со стажем работы по специальности не менее пяти лет, с высшим педагогическим образованием, окончивший при этом курсы управленческого профиля или менеджера (это могут быть дипломы по направлениям «экономика», «государственное и муниципальное управление» либо «менеджмент»). Заметим, что нужный объем стажа учитель может набрать и на административной должности (скажем, в роли завуча), а не только в процессе преподавания.
  2. Управленец с дипломом в сфере образования. Опыт преподавания менеджер может получить, например, работая в образовательной организации.

То есть либо кадровый учитель получает диплом менеджера в образовании и при этом имеет определенный опыт управления, либо кадровый управленец получает диплом менеджера в образовании. Такое решение вполне оправданно. Все понимают, что работа директора школы сочетает в себе оба направления: и педагогическое, и административное. А уж какое из них будет доминировать, зависит от личности конкретного директора. 

Как стать директором школы в регионах и столице

Итак, допустим, что управление образования выдвинуло вашу кандидатуру на пост «капитана» школы, и вы готовы это предложение принять. Значит, завтра можно занимать директорский кабинет? Увы, нет. Сначала вам предстоит пройти аттестацию на должность школьного руководителя. Лишь после этого с успешным кандидатом учредитель учебного заведения заключит договор сроком на пять лет. Договор может быть расторгнут и раньше, если директор не справится с обязанностями. 

Конечно, есть общие требования ко всем кандидатам, задумавшимся о том, как стать директором школы в России, но все же при этом существуют различия в процедуре выбора руководителя образовательного учреждения в столице и на периферии. 

В региональных школах перед аттестацией кандидат должен подготовить портфолио, где собраны все его профессиональные достижения: грамоты и дипломы за участие в педагогических конкурсах и конференциях, свидетельства об окончании курсов дополнительного образования и повышения квалификации, благодарственные письма и т. д. 

В Москве конкурсные испытания максимально переведены в режим онлайн, поэтому кандидату не приходится тратить время и силы на подготовку документов и поездки по различным инстанциям. Заявка на аттестацию и запись на прохождение тестирования оформляются в электронном виде, как и аттестационная справка – замена портфолио.

Аттестация, которую предстоит пройти будущему руководителю столичной школы, считается образцовым вариантом. О ней мы и расскажем подробно чуть ниже. Тем более что с 2020 года ожидается введение системы аттестации для школьных директоров по всей России, традиционно с опорой на систему, уже действующую в столице.

Аттестация на директора школы

Давайте теперь посмотрим, что нужно, чтобы стать директором школы, на примере московской аттестации. Сперва вам необходимо, скажем так, выиграть тендер. Он состоит из двух этапов, причем оба они весьма непростые.

Во-первых, это тестирование на компьютере. Кандидатам следует ответить на 40 вопросов, потратив на это не более одного часа. Каждый из вопросов представляет собой описание некой гипотетической ситуации, которая запросто может подстерегать школьного директора на его посту. Вопросы разделены на блоки (приводим примеры для каждого раздела):

  1. Управление кадрами. «Директор требует обязательного вступления в профсоюз всего педколлектива. Взносы пойдут на гранты лучшим учителям. Тех, кто не вступит в профсоюз, лишат стимулирующих выплат или уволят. Насколько законны требования директора?»
  2. Управление ресурсами. «В какие сроки должен быть заключен контракт по результатам запроса котировок?»
  3. Управление процессами. «Насколько правомерно во время сильных снегопадов привлекать к уборке школьной территории учителей, учеников и их родителей?»
  4. Управление результатами. «Перечислите параметры, по которым четвероклассники могут повысить рейтинг школы». 
  5. Управление информацией. «Вы встречаете человека при выходе из образовательной организации. Он представился журналистом и попросил об экспресс-интервью. Следует ли попросить у него редакционное удостоверение?»

Чтобы правильно ответить на все вопросы, нужно как свои пять пальцев знать законодательство в области образования, госзакупок и трудового права. Все задания являются тестовыми, поэтому для каждого вопроса даны от двух до девяти вариантов ответа. Пробную версию испытания можно пройти на сайте МИОО (Московского института открытого образования) по ссылке. Уточним, что теперь эта организация называется МЦРКПО (Московский центр развития кадрового потенциала образования). На ее веб-странице размещены все необходимые для подготовки материалы и нормативные документы, регулирующие порядок прохождения аттестации. После подачи заявления на аттестацию в МЦРКПО потенциальные директора могут записаться на бесплатное занятие с психологом. Ориентировано оно на развитие стрессоустойчивости будущих руководителей. Кстати, если тестирование не поддалось вам с первого раза, существует вторая попытка. Результат засчитан, если вы дали не менее 70 % правильных ответов в целом и не менее 50 % – в каждом из блоков. 

Во-вторых, в случае успешного прохождения теста кандидата ждет очное собеседование. Аттестационная комиссия, состоящая из директоров образовательных учреждений, представителей профсоюзов и общественных организаций, проводит интервью, а затем закрытое голосование в электронной форме. Департамент образования размещает у себя на сайте видеозапись собеседования. Аттестация считается пройденной, если за кандидата проголосовало более 50 % членов комиссии.

Важно, что подача заявки на прохождение аттестации на должность директора московской школы доступна любому кандидату, в том числе и из других регионов России. Получается, что возглавить столичное образовательное учреждение может и достойный специалист с периферии. Это заманчивое расширение профессиональных возможностей для региональных педагогов. 

Как стать директором школы: полезные рекомендации

Каждый педагог, который усердно трудится и любит свою работу, рано или поздно задумывается о том, чтобы занять директорское кресло. Но нельзя получить работу руководителя, не следуя определенным правилам. Назначение на должность директора школы – это обязанность местного департамента образования, нужно пройти несколько карьерных ступеней, чтобы местные органы власти смогли доверить вам эту роль.

Какое образование нужно для работы

Человек, который задумывается, как стать директором школы, в первую очередь интересуется, какое учебное заведение ему придется окончить. Безусловно, вам нужно высшее образование. Вы можете окончить училище, техникум с красным дипломом, но поступить в университет, если вы хотите стать директором, вам придется.

Нельзя сразу получить должность руководителя. Вам придется поработать некоторое время обычным учителем. Поэтому не имеет значения, будете вы преподавать математику, биологию или физическую культуру, главное в достижении вашей цели – получение высшего образования. Но этого недостаточно для осуществления вашего желания. Вам придется воспитать в себе определенные качества характера, которые, несомненно, вам помогут.

Какими качествами характера должен обладать директор школы

Чтобы чувствовать себя комфортно, занимая любую должность, нужно действительно стремиться к получению специальных знаний и саморазвитию. Как стать директором школы и какими качествами характера нужно обладать, чтобы достичь желаемой цели в короткие сроки, вам подскажет ваша интуиция, если вы действительно предрасположены к этому. Работа должна приносить удовольствие. Должность директора школы доставит вам радость, если вы воспитаете в себе такие черты характера:

  • Умение находить общий язык с детьми разных возрастов. Вы должны ладить как с первоклассниками, так и с выпускниками, причем ваши взаимоотношения должны быть основаны на взаимном доверии. Властный подход к общению здесь неприемлем.
  • Способность находить общий язык с педагогическим коллективом. Подчиненные должны беспрекословно выполнять все ваши указания.
  • Ответственность. Вы должны осознавать, что вы полностью отвечаете за моральное и физическое состояние всех учеников, пока идут занятия.
  • Способность держать все под контролем. Вы должны понимать, что работа педагогов, учеба школьников, трудовая деятельность вспомогательного персонала должна полностью вами контролироваться.
  • Умение разбираться в бумажной работе. Вам придется постоянно представлять отчеты о работе учебного заведения более высоким органам власти.

Как видите, характеристика на директора школы, которая обычно составляется за время его работы на данной должности, основывается на многих факторах, поэтому заранее решите, готовы ли вы взять на себя такую ответственность.

Специальные знания директора школы

Как стать директором школы, не имея специальных знаний, не может ответить никто, потому что этой информации не существует. Чтобы реализовать себя на этой должности, вы должны освоить базовые компьютерные программы. Ведь большинство отчетов сдается в электронном виде. Кроме того, вы должны освоить нормативно-правовую базу, а также изучить последние методики образовательного процесса.

Как стать директором школы: получаем директорское кресло

Согласно постановлению Министерства образования, чтобы получить должность директора, нужно победить в конкурсе, к которому допускаются исключительно кандидаты с высшим образованием и опытом работы на должности учителя. Назначает человека на эту роль представитель местного департамента. Характеристика на директора школы должна быть безупречной, поэтому из всех кандидатов выбирается самый подходящий, имеющий идеальное резюме и умеющий себя вести в обществе.

Повышение квалификации педагогов

Если вы хотите стать директором, вам придется смириться с тем, что время от времени вы будете посещать курсы повышения квалификации. На вас будет лежать ответственность за работу педагогического коллектива, но есть еще одна обязанность, которую вы станете выполнять. Как правило, директор преподает ученикам определенный предмет. Вы должны быть учителем высшей категории и время от времени доказывать свой профессионализм.

Тестирование

Иногда при отборе кандидатов на должность директора проводится специальное тестирование. В случае успешной сдачи экзамена вы получите лицензию, которую позже представите компетентному человеку, чтобы он решил, подходите вы на эту должность или же вам еще нужно поработать над своим профессионализмом. Но эта процедура проводится далеко не всегда. Обычно эту должность занимает человек, который много лет проработал в данной школе заместителем директора или обычным учителем.

Интервью: работа директором школы

Для большинства учеников директор школы – это мифический человек, которого школьники видят на торжественных линейках пару раз в год. Но что входит в его обязанности, из чего состоит работа директора школы? Мы взяли инициативу в свои руки, подошли к загадочному человеку на расстоянии вытянутой руки и сами обо всём расспросили. 

Наш герой: Виктория Владиславовна

Профессия: директор школы 

Стаж работы: 25 лет

Предмет: математика

Работать директором школы – это как?

В чём заключается работа директора школы?

Прежде всего, это организация учебного процесса на всех стадиях: расписания, замены, уроки, ЕГЭ, ОГЭ. Также я занимаюсь контролем хозяйственного блока. 

Естественно, выполнять работу всех направлений сразу ни администратор, ни директор школы не может. Для этого есть отдельные люди, которые за это отвечают, но функция контроля и выделения различных нюансов лежит на мне – от формирования закупок и до ремонтных работ. 

Мы пишем заявки, так как школа очень большая, далее проходит выборка в пользу приоритетных запросов. Плюс занимаюсь общением с родителями и детьми, различными олимпиадами.

Директор должен знать всё.

Кого на какую олимпиаду отправить, кому какую помощь оказать, потому что, например, для детей, которые успешны в чём-то конкретном, мы приглашаем педагогов из специализированных центров, чтобы педагоги занимались с детьми уже на уровне городском и муниципальном. 

Также, конечно, занимаюсь воспитательной работой вместе с социальным педагогом. Для этого необходимо знать всех детей и все семьи, которые по той или иной причине находятся в зоне риска. 

Контроль качества питания, несмотря на то что для этого тоже есть специальные люди, директор должен знать всё даже об этом.

Я очень часто выполняю функцию медицинской сестры (смеётся), так как медицинские сотрудники –это приходящие и уходящие люди, сотрудники поликлиник со своим расписанием, поэтому в первую очередь школьники бегут ко мне. Мы при любой головной боли должны вызывать скорую помощь, оповещать родителей, но мы, тем не менее, оказываем помощь самостоятельно, если это не что-то серьезное. 

Что вы считаете результатом работа директора школы? 

Результаты детей: их успешность, их неуспешность, всё это – мои результаты. 

Результат моей работы директором школы – это то, как я сумела воспитать ребёнка на той или иной стадии его развития: оценки, ЕГЭ, как и кем ребёнок вышел после школы, насколько он социализирован, насколько мы смогли ему помочь и так далее. 

Если после выпуска родители пишут «Спасибо», то больше мне и не нужно. 

Какие люди повлияли на то, чтобы Вы выбрали такую профессию?

Наверное, банально будет сказано, но все мы проходим через школу, вот я в детстве играла в школу. 

Сестра моей бабушки была учителем, но не думаю, что это как-то повлияло, скорее тут сыграла роль моя классная руководительница, мне нравилось, как она преподавала математику, я к концу одиннадцатого класса думала: пойти на математику или на химию – пошла на математику. 

В школе мне очень нравилось приходить в библиотеку, тогда я писала выборки из книг, мне очень нравилось проводить время в тишине, я даже хотела стать библиотекарем, но вот как-то не вышло (смеётся)

Какой путь необходимо преодолеть, чтобы работать директором и быть в этом успешным?

Точно путь от учителя, причём поработать нужно подольше, пройти через много ситуаций.

Всё остальное нарабатывается опытом и различными курсами, потому что директор на данном этапе в России – это прежде всего менеджер. И если директор не прошёл через различные ситуации с родителями и детьми, то потом очень сложно оценить то, что происходит. 

Ещё важно смотреть как предметник, потому что многие ситуации связаны с предметной областью, и решения, которые принимаются относительно дальнейшего обучения учителей, очень важны! Если директор теоретик, он никогда не соберет команду учителей, ведь он не будет понимать, как они живут, чем они живут, в таком случае будет очень сложно сформировать команду. 

Поэтому путь учителя с образованием менеджера лучше всего получать менеджером в сфере бизнеса, проходить тренинги, понимать, как строятся компании, как создаются команды, бизнес-тренинги очень помогают. 

Какими качествами необходимо обладать, чтобы получить работу дриектором школы?

  • Открытость
  • Доступность 
  • Мобильность 
  • Стратегическое мышление
  • Стрессоустойчивость
  • Креативность 
  • Умение создавать и сплошать команду
  • Личная эффективность 
  • Широкий спектр компетенций
  • Самоконтроль 

И всё это только малая часть, которая сразу пришла в голову…

Вы хороший директор?

Всегда есть над чем работать. 

Если бы я честно считала, что не справляюсь с этой должностью, я бы ушла. 

Зачем мучать учеников, родителей, учителей, если я не могу организовать какой-то процесс. Также я считаю важным показателем постоянство учительского состава. У меня учителя не меняются на протяжении большого количества лет. Конечно, радует и то, что к тебе целенаправленно идут дети, родители находят взаимопонимание и могут обращаться. 

Что Вы думаете, когда к Вам вызывают школьника?

Тут либо я вызываю, либо ко мне ребёнка приводят из-за какой-то ситуации, которую нужно разрешить, иногда ребёнок сам приходит и обращается за советом. 

У меня реакция одна – я просто решаю какую-то задачу, вот и всё. 

Сложно ли руководить учителями / детьми? Кем руководить сложнее?

Родителями (смеётся)

Учителя – это очень интересная каста людей со своими характерами, которые знают и понимают, что они лучшие и самые правильные, у каждого присутствует свой «предметный» эгоизм. В этом отношении нужно очень тонко находить верные способы, чтобы общаться с учителем, находить его слабые и сильные стороны, чтобы а разговоре с ним дать ему понять, что он прав, что он молодец, но чтобы в итоге сделал он всё так, как нужно мне. 

Дети – это лицо своих родителей, с детьми работать гораздо легче. Всё идёт через примеры, убеждения, разговоры. В ребёнке нужно понять, чем он живёт, чем болеет, и от этого уже общаться с ним, ведь все дети очень разные и очень интересные. 

Вот ты ребёнка берёшь в пятом класса и до одиннадцатого класса проживаешь с ним целую жизнь. Директор реально проживает каждую жизнь, да ещё и вместе с целой семьёй. А по выпуску потом слёзы…

Что Вам нравится в работе директором школы?

Мне нравится, что я могу влиять, могу корректировать, могу вносить лепту в формирование жизненных устоев и интересов ребёнка. 

Мне очень нравится, что, когда ребёнок приходит со своими переживаниями, ты помогаешь ему рассуждать, чтобы он сам принимал свои решения, ты подводишь его к чему-то, он получает результат, и ты им гордишься, а соответственно, и собой.

Мне это очень нравится… Путь становления. 

Что Вас раздражает в работе директором школы?

Ничего не раздражает.

С любыми факторами можно справляться, переводя их в плюсы для себя. 

Что станет с Вашей профессией через 10-20 лет? 

Я надеюсь, что принцип не изменится. Дети есть и будут всегда, детей нужно учить, воспитывать, поэтому думаю, что цели и задачи в работе директором школы останутся теми же.

В какие вузы лучше поступать, чтобы стать хорошим директором? В России, за рубежом?

Никакой вуз не поможет, тут важны личные качества. 

На конкретном вузе не буду останавливаться, просто безусловно важно педологическое образование, а дальше всё зависит от человека опять же.

Есть девиз или цитата, которая Вас поддерживает?

«Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, нужно бежать как минимум в два раза быстрее.»

Читайте также:

7 подкастов о профессиях

 

 

что думают руководители московских школ о «длинных каникулах» и возможном повторении карантина

В Москве продлили школьные каникулы в связи с ростом числа заражений коронавирусом. В это время не будут работать учреждения дополнительного образования и детские городские досуговые организации. Хотя дополнительные каникулы, объявленные мэром Сергеем Собяниным, обязательны только для учреждений, подведомственных Департаменту науки и образования города Москвы и не все из опрошенных Forbes Life школ входят в его подчинение, общая эпидемиологическая ситуация в столице не исключает вероятности повторного введения карантина. Как школы готовятся к дистанционному обучению, что может им помешать и какой опыт они приобрели за прошедшие месяцы «дистанционки»?

Иван Боганцев, директор Европейской гимназии

«Для нас все это довольно предсказуемая ситуация, и мы к ней готовы. В частности потому, что даже в первом модуле, который сейчас заканчивается, у нас классы уходили на карантин из-за COVID. Никому это не нравится, но с другой стороны: что поделаешь? Европейская гимназия, в отличие от других школ, особенно государственных, очень зависит от платежеспособности родителей. И если родители завтра посчитают, что наши услуги им не годятся — школа просто перестает существовать. И поэтому мы не закончили год досрочно, хотя все школы закончили 15 мая, но мы учились до конца, в частности потому, что мы должны выполнять обязательства перед нашими родителями. Иначе у нас схлопывается домик. В данном случае мы не очень переживаем. Я понимаю, что эта ситуация, на которую я почти никак не могу повлиять. Поэтому я не очень переживаю, если этот дистант затянется там еще на две недели или сколько нужно. Я вообще считаю, в целом опыт дистанта очень полезным для образования. Для образования и в мире, и в России, ведь он очень отрезвляющий. Но если вся эта ситуация затянется до конца учебного года, то это, конечно, будет большой вызов для всех. Но с другой стороны — зачем сейчас гадать? Речь идет о пандемии, о которой даже ученые ничего не могут предсказать. Какова будет ее длина? Кого она затронет? Серьезная? Несерьезная? Будем слушать рекомендации, учиться в дистанте. Qui vivra verra («Время покажет». — Forbes)».

Кирилл Медведев, директор Новой школы

«Неожиданностью все это не было, поскольку о том, что такие планы рассматриваются, мы знаем. Отнеслись мы к этому спокойно, логика понятна: сделать паузу, прервать контакт. И ответили в духе той логики, которая там есть, но по-своему. Мы с аналогичной идеей реализовали свою конструкцию, в которой мы делаем некую паузу для сообщества, и у нас есть наши нормальные каникулы, а вторая неделя начинается дистанционно. Делать две недели каникул, как мне кажется, для нашего сообщества странно. Зачем, если мы уже умеем не прерывать учебный процесс? Вообще моя работа заключается в том, чтобы, в частности, предвидеть разные варианты развития сюжета, правильно оценить риски и возможности и быть готовым к любому повороту. В этом смысле мы готовы к тому, что это будет начало дистанционного периода. И тут, кажется, лучше на это настроиться, а потом обрадоваться, если все пойдет по другому сценарию. Естественно, сейчас действуют рабочие группы среди коллег, которые готовятся к дистанту. И в этой ситуации, поскольку мы делаем это не спонтанно, а заранее, у нас есть нормальное количество времени, чтобы учесть все наши ошибки и отрефлексировать свою тактику действий. Я думаю, что в этом году, что бы ни случилось, мы точно с этим справимся». 

Михаил Мокринский, директор школы «Летово»

«Карантин был бы неприятной новостью для школы. Однако это может стать средством оценки результативности обучения для разных групп учащихся, для разных учеников. Школа, дети в которой готовы к самостоятельной работе, школа, которая в таких условиях сумела обеспечить устойчивую мотивацию, — такая школа сможет постепенно отдаляться от учебных заведений, которые работают в стандартном режиме, и демонстрировать хорошие результаты. Разумеется, те ребята, которые готовы на уровне внутренней мотивации и на уровне методических умений сочетать различные формы обучения, будут быстрее достигать успеха, более глубоких результатов. Поэтому основной риск карантина — это риск серьезной дифференциации ребят на период дистанционного обучения.

Мы в «Летово» изначально делали ставку на сочетание очного и заочного форматов. У школы были инструменты, в частности платформа letovo.online, позволяющие строить мотивацию к дистанционному обучению, инструменты, дающие автоматизированную обратную связь по ходу учебной работы, инструменты, обучающие ребенка не только брать определенные знания, но и осознавать, на каком уровне, на каком сроке и под какие задачи может идти учеба с использованием дистанционных ресурсов. Этот опыт пригодился нам.

Ситуация с карантином показала разную степень готовности и школы, и детей, и отдельных учителей к действиям в новых условиях. Часто молодые учителя оказывались очень активными работниками в рамках пользовательских стратегий, учебных методик. Однако будущее не за индивидуальной готовностью учителя к таким условиям, а за способностью коллективно разрабатывать и поддерживать иные режимы, чем режим простого дистанционного обучения». 

Дмитрий Фишбейн, директор лицея НИУ ВШЭ

«Мы придерживаемся устойчивой позиции, что для школьного образования, для детей и подростков определенного возраста очный формат обучения эффективнее и дает лучший результат, чем дистанционный, — особенно если мы говорим про важную итоговую характеристику обучения — в контексте качества образования. Есть предположение, что только в очном формате формируется иное — личностное знание, как, например, называет его ректор Европейского университета Вадим Волков. Это знание представляет собой сложный опыт, состоящий не только из учебно-предметных знаний и навыков, но и социального опыта, стиля жизни, формирующегося лишь при личном взаимодействии. Эффекты очного формата связаны с живой атмосферой школы, она порой незаметно, но значительно сказывается на социализации, воспитании учащихся.

Во-вторых, уровень взаимодействия современных детей с компьютером или телефоном колоссальный — это вынужденная типологически однообразная деятельность, которую дистанционное обучение усугубляет и нормативно утверждает. А мы еще более увеличиваем объем времени, который дети проводят за компьютером — чаще всего лишенные физической активности. Поэтому, полностью осознавая опасность пандемии, которая присутствует, мы все-таки идем по пути максимального сохранения очного формата обучения со всеми необходимыми ограничениями и мерами безопасности. И мы, может быть, единственная из московских школ, которая уже с 1 сентября приняла решение (как и весь НИУ ВШЭ), что все обучающиеся должны носить средства индивидуальной защиты (маски или респираторы). Мы ввели обязательный масочный режим для обеспечения максимальной сохранности здоровья детей. Сказали ребятам, что будем учиться узнавать друг друга по глазам».

Дмитрий Лихачев, академический директор Хорошколы

«Мы понимаем, что возможность перехода к дистанционному обучению существует. С одной стороны, это может стать вынужденной мерой, с другой — мы видим в этом перспективы не терять возможность общаться и учиться, а для некоторых ребят этот формат даже более эффективен. Учебный процесс в Хорошколе строится с использованием школьной цифровой платформы, что позволяет и детям, и педагогам перейти в онлайн-формат в течение одного дня. Мы проанализировали опыт весеннего периода, изучили обратную связь от учеников, родителей и педагогов. При разработке дистанционного варианта на этот учебный год были учтены проблемы перегруженности детей и их длительного взаимодействия с компьютером. Мы подготовили новый сценарий онлайн-обучения в Хорошколе: оптимизировали расписание, организовали консультационный центр, перевели уроки кафедры искусства в проектные арт-работы, ввели дополнительные паузы для физической активности и гимнастики для глаз. Кафедры поделились опытом по технологической и содержательной наполняемости урока». 

Ирина Рублева, директор школы «Ника»

«У нас нет причин беспокоиться, мы вполне готовы к любому развитию событий. Сообщение о затянувшихся каникулах нас только взбодрило и заставило вспомнить такие уже родные за три месяца понятия, как зум, дистант… Могу сказать точно, что школьники выйдут в офлайн, а вот когда это будет точно — хороший вопрос. Есть масса всем известных предпосылок к дистанционному обучению. И как бы мы ни гнали прочь от себя эту мысль, по-моему, это неминуемо. К огромному сожалению… 

Хочется ответить как пионеры — «Всегда готовы!». Теперь. Мы не исключаем такой вариант, поэтому постоянно находимся в состоянии «боевой готовности». У нас было время для работы над ошибками, для определения «новых горизонтов». Сейчас уже вполне спокойно войдем в этот формат обучения. Не скрою, что не без сожаления. У нас один план, он и А, и Б, — это любыми способами, не прерываясь, обучать наших ребят на высоком уровне. Безусловно, неизвестность настораживает. Но это не то, что должно и может дестабилизировать школу. 

Весной мы закончили учебный год 31 мая. Все ученики успешно прошли промежуточную аттестацию. Сокращения объема освоения образовательных программ не было, в полном объеме проведена подготовка к государственной итоговой аттестации. Все наши выпускники поступили в выбранные ими вузы! Смогли в первую волну карантина отработать на 100%, значит, сможем и в последующие. 

Мы весь 2020 год живем в непростой ситуации. За этот год нам удалось открыть в себе массу новых возможностей. Мы заново «учились учиться», только в новых условиях. Мы такие, как нам казалось, готовые ко всему, учились заново «дышать, ходить…». Мы прошли, как это сейчас модно говорить, все стадии, от отрицания до принятия. И сейчас, оглядываясь на весь пройденный нами путь, мы чувствуем себя уверенно! Сегодня нам не страшно. Одна из задач школы — дать качественное образование. Мы имеем опыт первой волны карантина. Проанализировали свою деятельность, сделали выводы и при необходимости готовы с минимальными потерями пройти второю волну карантина».

Карина Чернякова, председатель совета московского отделения АсНООР, директор школы «Карьера» 

«В Указе мэра написано, что частным образовательным организациям «рекомендовано» обеспечить принятие решения об установлении каникул в указанные сроки. Учитывая формулировку «рекомендовано», данное решение принимает каждый руководитель ЧОО самостоятельно. Никто никого не предупреждал, данное решение мэра вызвано исключительно текущей эпидемиологической ситуацией в городе. Это не карантин. Все школы города вернутся к очному режиму после каникул. Так утверждает заместитель мэра Анастасия Ракова. Не доверять ее словам оснований нет. У нас нет планов А и Б. К дистанционному обучению мы готовы! Мы реализуем эту модель с учениками, находящимися дома по болезни. Дети имеют возможность подключаться к уроку и участвовать в нем вместе со своими одноклассниками, присутствующими в школе. Ситуация рабочая. Отношусь спокойно. Мы соблюдаем предписания Роспотребнадзора, следим за самочувствием сотрудников и детей. Работаем. Механизмы работы на дистанционном обучении нашей школой отработаны, при необходимости будем работать в таком режиме. Однако надеюсь, что этого не произойдет».

Лола Шурыгина, директор школы Макарун

«Отреагировали в штатном режиме. Безусловно, нас не предупреждали, но мы готовы к введению ограничений с весны, все скрипты и инструменты быстрого перехода отработаны в прошедшем карантине. При необходимости мы выйдем в дистанционный формат за два-три рабочих дня. Дополнительно мы с родителями заранее обговорили: зачет каникулярной недели в счет недели внеплановых каникул, продление учебного года в мае в случае внеплановых каникул. Предупреждая возможное развитие инфекции, мы запланировали выход в онлайн-формат уже через неделю, но до введения официальных ограничений родители нас пока не поддержали. Многие не могут работать в офисе и одновременно обучать ребенка дома.

По нашим прогнозам, ограничения будут нарастать. Вспомните, весной они также «накатывались» постепенно. Статистика сентября уже хуже статистики марта, а готовность учреждений — ненамного выше. Мы рассчитываем на здравый смысл наших законодателей: в случае интенсивного роста количества заболевших очень ждем карантинные мероприятия, а не «рекомендательный характер». Не хотим и не любим учиться дистанционно, особенно непросто это будет первоклашкам, но до выработки системных мер и рекомендаций ограничить распространение инфекции вижу как ответственную позицию.

В целом паники и переживаний нет. Коронавирус — наша новая реальность, надо учиться с ней жить, учиться и сотрудничать. Как показал весенний карантин, команда не рассыпалась, а сплотилась вокруг одной цели — дать детям такое же ощущение школы, какую они привыкли чувствовать офлайн. Одновременно мы готовимся поддерживать свою команду, детей и родителей, организуем возможность онлайн-досуга, терапии, совместных поддерживающих встреч».

Кто становится директором школы? — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

12 октября в Высшей школе экономики лорд Майкл Барбер, экс-советник премьер-министра Великобритании, ныне старший партнер консалтингового агентства McKinsey, а также преподаватель и член Международного консультативного комитета ГУ-ВШЭ, представил новый доклад компании McKinsey «Лидеры системы образования: сравнительный анализ политики в отношении менеджеров образования в восьми странах».

 Видеозапись семинара

Лекция прошла в рамках очередного заседания семинара Института развития образования ГУ-ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования».

Качество образования зависит не только от учителя, но и от директора школы. Именно поэтому в развитых странах проблеме подготовки школьных лидеров сегодня уделяется все большее внимание. В России, как заметил проводивший семинар и.о. проректора ГУ-ВШЭ Исак Фрумин, этот вопрос пока кажется не столь актуальным. Тем больше поле для дискуссий. Можно ли использовать рекомендации экспертов McKinsey в наших условиях? И какой будет роль лидера в условиях перехода школ к автономии?

Очевидно, интерес к этим темам привел на семинар бывших и действующих директоров учебных заведений, а также тех, кто занимается вопросами повышения квалификации. Что отличает лучшие образовательные системы? Откуда берутся те, кто ими управляет?

Факторы успеха

Успех образовательной системы зависит от наличия целого ряда характеристик. Прежде всего, это высокие стандарты, которые должны постоянно сравниваться с международными. Это также прозрачность информации о качестве обучения, внимание к каждому ребенку — дети должны иметь равные возможности получить хорошее образование.

Главное место в перечне факторов успеха отведено человеческому ресурсу. Лучшие системы набирают лучших учителей, и те должны постоянно совершенствовать свои педагогические знания и навыки. Так, в Сингапуре благодаря высоким зарплатам в школы идут учить детей 30% лучших выпускников университетов. А вот в США все наоборот: преподавать идут 30% худших. Совершенствуются они первые 2–3 года работы, а потом 30 лет не развиваются.

Многое значит и организационная структура. Необходимо эффективное центральное ведомство, но в то же время школам нужна и большая доля автономии: функциональная ответственность и управление бюджетом часто передается на школьный уровень.

Сегодня предстоит решить еще много вопросов. Какой должна быть учебная программа в XXI веке? Как надо менять состав преподавателей? Как обеспечить связь школы и внешкольного образования? Как управлять знаниями и распространять их быстрее, чем сейчас? И какова роль технологий во всем этом?

Очевидно, что для решения всех существующих проблем школы необходимы не только хорошие учителя, но и эффективные лидеры образования.

Выбор лидера как стратегия

Исследование McKinsey проводилось в школьных системах шести стран: Англии, Нидерландов, Новой Зеландии, США, Австралии и Канады (там были выбраны три провинции, у каждой из которых — своя система). На вопрос, почему были выбраны страны англо-саксонской группы, докладчик ответил, что их модели образования наиболее знакомы экспертам и не вызывают сомнений в эффективности стиля управления.

Одно из ключевых открытий последних десяти лет: выбор лидера — не только кадровая, но и стратегическая проблема. Разные системы имеют при этом много общего. Так, 79% опрошенных директоров считают, что развитию их школы способствует развитие ее преподавателей, поэтому большую часть своего рабочего времени они посвящают профессиональному развитию кадров, а не административному управлению. Правда, в Австралии 91% директоров говорит, что это важно, но только 5% могут это делать реально. В Нью-Йорке — 52%: дело в том, что в американской системе зарплата директора зависит от достижений учителей.

Есть тенденция отбирать лидеров как можно раньше и более тщательно. Так, в канадской провинции Онтарио существует очень сложная система для выявления и «выращивания» сотрудников с задатками управленца. В Йорке, таким образом, «на заметке» находятся 800 потенциальных лидеров для 200 школ. А в Сингапуре школа должна найти предполагаемых руководителей уже за первые 5 лет их работы в должности преподавателя. Отобранным педагогам дается возможность пройти серию тренингов — со временем они смогут брать на себя более ответственные менеджерские задачи.

Но что делать, если сотрудника с нужными качествами карьера директора привлекает мало? Не потеряет ли школа хорошего учителя, если тот будет вынужден заниматься составлением бюджета и решать хозяйственные вопросы? Да, в любом университете есть удивительные ученые, которые хотят писать книжки и читать лекции, а не становиться деканами. Точно так же в школах есть преподаватели, которые не хотят повышения по службе. Но, как отметил Майкл Барбер, как правило, для них есть параллельные карьерные лестницы — такие учителя могут стать лидерами в своей предметной области.

Докладчик также подчеркнул, что в лучших школьных системах декларируется принцип назначения директора на основе его личных заслуг, а не знакомств и связей. Даже в Англии это не всегда «срабатывает» — поскольку за назначение директора отвечают общественные комитеты. А вот в канадской провинции Онтарио рекомендации такому комитету дают профессионалы, имеющие опыт работы в образовании, — это позволяет снизить риск подобных проблем.

Нужен вызов

Во всех странах, где проводилось исследование, будущий директор должен сдать квалификационный экзамен, но главное, что ему надо приобрести, опыт. Лучше всего развивают лидерские навыки дискуссии с коллегами и возможность попробовать сделать что-то самостоятельно. Не умаляет ли это роли научного знания? Можно ли считать деятельность менеджера ремеслом — когда ученику следует просто наблюдать за тем, как работает мастер?

Да, курсы для директоров полезны, они дают некоторое представление о системе и являются базой для повышения уровня квалификации. Но, как заметил Майкл Барбер, этого недостаточно. Перед людьми надо ставить задачи, которые будут готовить их к новой роли. Нужен некий вызов. Скажем, в Англии заместитель директора на время его болезни становится и.о. директора школы — это позволяет ему потренироваться в приобретении необходимых компетенций на практике.

Хорошая программа развития лидеров может сократить путь от учителя до директора до десяти лет и даже меньше. Система менторов способна помочь, но люди, которые будут передавать свой опыт, должны обладать специальной подготовкой. В Англии при назначении на должность человек может выбрать себе в наставники трех старших товарищей, которые будут помогать ему следующие два года. И недостаточно просто смотреть на менторов, необходимо совместное обсуждение их методик решения сложных вопросов.

Увеличить количество потенциальных лидеров помогают также школьные сети. В Нью-Йорке 600 школ, объединенных в 6 кластеров, — эта сеть концентрируется на решении конкретных проблем. В Онтарио также есть восемь сетей, в каждой из которых решаются свои проблемы, и директора переходят из одной сети в другую. Что касается оценки эффективности преподавателей — по мнению опрошенных директоров, если она призвана лишь укрепить дисциплину, вряд ли это будет способствовать развитию лидерства.

Если в школе слабый лидер, помочь ему может среднее звено управления. Но как ставится подобный диагноз? И стоит ли пытаться исправить положение — или лучше сразу сменить такого менеджера? По словам сэра Майкла, это устанавливается либо после результатов тестирования или инспектирования, как в Нью-Йорке, Англии, Австралии или Новой Зеландии, или после жалоб родителей, каких-либо неудачных решений. Если школа неоднократно показывает плохие результаты, директора снимают и назначают нового. Но обычно такие проблемы решаются довольно легко. Иногда у руководителя очень хороший потенциал — просто бывают срывы и трудности, с которыми ему надо помочь.

Как и почему директор школы оставляет свой пост? По словам Майкла Барбера, во всех странах в основном это происходит с выходом на пенсию. Многие опасаются давления бюрократической отчетности и вообще бюрократии. Но в Англии об этом беспокоятся только когда становятся директорами — затем проблема уходит на задний план. Некоторые люди стремятся занять более высокое место в системе — создают кластеры.

И все-таки где брать новых лидеров? В США учителем может стать работник из другой профессиональной сферы. Возможно ли привлечение директоров из бизнес-среды? Такие попытки были в Нью-Йорке и Нидерландах. Но, как заметил докладчик, в обеих системах эти программы не играют большой роли в привлечении кадров. Все-таки, имея опыт педагога, стать директором легче. Люди со стороны чаще занимают чисто административные должности.

Имеют ли значение профессиональные конкурсы? В Великобритании не проводится столь масштабных соревнований подобного плана, хотя на ВВС существуют премии для лучшего директора школы. Конечно, это важно в плане признания, вызывает интерес общественности, но это не лучший способ изменить систему.

Есть ли связь между самостоятельностью школы и наличием сильных лидеров? Исследование не дает оснований для таких выводов. Но во всем мире есть тенденция: давать больше автономии, чтобы школы эффективнее использовали свои ресурсы и отвечали за них.

Нет ли здесь противоречия — директор должен заниматься повышением качества образования с точки зрения его содержания, а от него ждут чисто административной работы? Как указал лорд Барбер, на самом деле после первой фазы развития в автономии директора начинают понимать, как лучше использовать время работников. Ведь в школах фактически та же модель, что в бизнесе — люди работают, чтобы получать от этого экономическую ценность. Часто директора занимаются только подбором учителей, но не смотрят на бюджет — говорят, что и так проблем хватает… Но это до тех пор, пока люди не почувствовали независимость и самостоятельность.

А как в России?

По замечаниям участников семинара, противопоставлять менеджерскую деятельность и педагогическое образование невозможно. Хороший директор — профессионал в обеих областях. Ему требуется и знание образовательного права, и экономическая подготовка — особенно, если в школе большой блок дополнительных услуг.

Вообще российский директор в последние двадцать лет — это человек, которому «слишком много нужно»; он может позволить себе то, чего не позволяют себе его коллеги в цивилизованных странах. И это нормально, потому что общественные советы в большинстве случаев еще недооформились, приходится сталкиваться с абсолютно незрелыми позициями и точками зрения — и игнорировать их. Школьные ресурсы, которыми ему надо управлять, весьма многообразны, нужно уметь выстраивать их в наилучшую конфигурацию.

Ирина Абанкина
По мнению директора Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирины Абанкиной, наиболее интересный вывод доклада — согласованность директоров в достижении результатов и организация профессиональных сетей. Ряд национальных республик, получивших суверенитет, сумели связать идею самоидентификации с изменением состава и развитием школьных руководителей. В России же пост директора часто видится ему «венцом» карьеры, нет хороших стимулов для создания профессиональных и культурных сетей — это тормозит развитие и ротацию директорского корпуса. Говорить об автономии пока рано — большинство школ еще не пробовали ее на вкус.

В заключение Майкл Барбер отметил, что по международным данным, автономия сама по себе не так уж хорошо работает, если не ввести вместе с ней отчетность по успеваемости. При этом директор всегда должен смотреть на свою школу как на элемент системы — видеть ее в контексте перспектив развития города и страны.

Мария Салтыкова, специально для Новостной службы портала ГУ-ВШЭ
Фото Полины Фроловой

Презентация к докладу Майкла барбера

Руководитель завтрашнего дня. Каким должен быть директор школы | Образование | Общество

Сотрудничество менторов и стажёров

Программа работает в столице в полную силу, в ней задействованы практически все директора образовательных учреждений. Её особенность заключается в том, что наиболее опытные руководители (в рамках программы они называются «менторы») помогают своим коллегам (в данном случае выступающим в роли стажёров) разрабатывать и реализовывать новые образовательные проекты. Мало того, после достижения намеченных результатов каждый проект ожидает публичная защита. 

На сегодняшний день директора московских школ уже разработали 462 управленческих проекта и приступили к их реализации, а некоторые даже успели их защитить. Но работы впереди предстоит много, первый этап — это только начало.

Что же такое современный руководитель образовательного учреждения, по мнению самих директоров? Как они формулируют свои задачи? 

«Директор школы в общепринятом понимании и руководитель московской школы — это разные профессии, — уверен директор школы № 2095 «Покровский квартал» Илья Новокрещенов. — На нас возложены задачи гораздо более сложные. Мы занимаемся не просто управлением в обычном понимании этого слова — мы управляем процессами, ресурсами, результатами и даже ценностями, вместе с коллективом обсуждая, что является главным в нашей системе образования. Директор московской школы — это человек, умеющий одновременно генерировать цели и планировать работу коллектива, обращаться с финансами и разбираться в вопросах права. И при этом он открыт как для всего мира, так и для каждого ребёнка». 

Вечные студенты

«Программа «Эффективный руководитель» даёт нам возможность выработать новые управленческие компетенции современного директора, — считает директор школы № 2114 Анд­рей Зинин. — И главное здесь слово «новые», то есть соответствующие реалиям XXI в. Эти компетенции — способность работать в условиях многозадачности, высокая адаптированность к постоянным изменениям, навыки командной работы и даже скромность как новая форма лидерства. На последнем качестве стоит остановиться подробнее. Речь идёт о том, что лидер должен быть не центральной фигурой в коллективе, а человеком, сумевшим создать такую структуру, что даже после его ухода организация останется успешной и будет работать как часы. Лидер должен ориентироваться не на свою значимость, а на успех учреждения, которое он возглавляет». 

«Главная цель проекта «Эффективный руководитель» — модернизация системы подготовки руководителей, — объясняет заместитель руководителя Департамента образования Москвы Виктор ­Фертман. — Мы не учим директоров менеджменту — они без того достаточно опытные руководители. Но мы даём им в руки инструменты, с помощью которых можно совершенствовать работу как отдельно взятой школы, так и системы столичного образования в целом. Всё происходит максимально открыто: подбор менторов и стажёров, защита проектов, отчёт руководителя перед учителями и родителями — вот это сделал, а то ещё предстоит. На самом деле наш проект бесконечный, мы будем идти от одного достижения к другому, ведь нет предела совершенству. Одновременно директора будут многому учиться сами. Нельзя быть эффективным руководителем, не обучаясь постоянно, поэтому лучший руководитель — это вечный студент, то есть человек, который никогда не останавливается в своём развитии».

Смотрите также:

Как стать школьным администратором: информация о карьере и заработной плате

Карьера школьного администратора может быть напряженной и полной ответственности, но также очень полезной. Человек в школьной администрации может работать в начальной, средней или послесредней школе, частной или государственной. Они также могут работать в программах обучения взрослых. Это могут быть директора школ, суперинтенданты или директора конкретных школьных программ (например, спортивный директор). В этом руководстве представлена ​​дополнительная информация о том, чем занимаются школьные администраторы, как им им стать, а также о заработной плате и перспективах работы.

Школьный администратор Описание работы

Школьная администрация охватывает широкий спектр должностей. Человек, работающий в этой области, может работать директором или заместителем директора начальной или средней школы, а также принимать участие в приеме или работе со студентами в колледже или университете. Эти должностные инструкции значительно различаются, но у них есть некоторые общие черты. Люди в школьной администрации обычно работают в школах, но не учителями. Помимо прочего, они могут помогать студентам, поддерживать преподавателей, вести академические записи и общаться с родителями.Кандидат проявит множество качеств, чтобы получить право на такую ​​ответственную работу. Школьная администрация должна быть сострадательной, заботливой и хорошо осведомленной о школьной политике. Люди, преследующие эту карьеру, должны быть организованными, ориентированными на детали, новаторскими и полными энтузиазма. Администратор системы образования также должен обладать хорошими коммуникативными навыками и навыками межличностного общения и уметь работать в тесном контакте с персоналом, студентами и родителями. Администратор школы часто имеет многолетний опыт работы учителем и аспирантуру.

Требования к школьному администратору и общие задачи

Будущим школьным администраторам потребуется высшее образование в области управления образованием или в смежной области. Уровни ученой степени по этой специальности распространены как степень магистра (M.Ed. или EdM); Степени специалиста по образованию (EdS); Степени доктора педагогических наук; и доктора наук в области образования. В дополнение к ученой степени школьные администраторы обычно имеют несколько лет опыта преподавания в классе. Этот опыт позволяет им лучше общаться с учителями, которых они будут контролировать как администраторы, и понять проблемы, с которыми они сталкиваются в классе.

Общие задачи школьных администраторов зависят от конкретной должности, но обычно включают в себя определение и обеспечение соблюдения школьных бюджетов, ведение академической документации, помощь студентам и преподавателям, а также управление персоналом. Директора начальных и средних школ могут оценивать работу учителей, управлять бюджетами и обеспечивать безопасность своей школы. Директор обычно занимается школьными и кадровыми вопросами, в то время как заместитель директора обычно занимается дисциплиной и повседневными вопросами.Суперинтендант отвечает за надзор за всем школьным округом, а другие административные должности в окружном офисе обычно имеют определенные задачи, такие как технический администратор, администратор учебной программы и т. Д.

Проректоры или деканы университетов управляют бюджетами, нанимают преподавателей и сотрудников, помогают в разработке академической политики и управляют определенными областями школы. Администраторы системы образования, работающие в приемной комиссии колледжа, могут встречаться с будущими студентами, просматривать заявки студентов и помогать студентам в определении права на получение финансовой помощи.Те, кто работает в офисе регистратора университета, сосредоточены на ведении учетных записей студентов, получении академических справок для студентов и выпускников, планировании церемоний открытия и помощи студентам в регистрации на занятия.

Как стать школьным администратором

Чтобы работать школьным администратором в государственной начальной или средней школе, кандидат обычно должен пройти программу сертификации, чтобы получить сертификат администратора образования в штате. Как правило, будущие администраторы завершают аспирантуру в области управления образованием или лидерства, чтобы получить сертификат администратора во время преподавания, поскольку для большинства должностей администратора школы требуется степень магистра или выше.Чтобы иметь право на получение лицензии администратора школы, эта программа должна быть утверждена советом по образованию штата, в котором она расположена. Хотя можно работать администратором без опыта преподавания в классе, это не типично. Обычный процесс, чтобы стать администратором средней школы K-12, выглядит следующим образом:

  1. Получить степень бакалавра и программу подготовки учителей.
  2. Получите государственную лицензию на преподавание.
  3. Получите как минимум два-три года опыта преподавания.
  4. Получите степень магистра, специалиста или доктора в области управления образованием или в тесно связанной области, такой как руководство и политика в сфере образования.
  5. Пройдите тесты своего штата, чтобы получить лицензию администратора государственной школы.
  6. Начать подачу заявки на открытые административные должности.

Получение опыта преподавания в классе — важный шаг на пути к тому, чтобы стать школьным администратором, поскольку большинство программ магистратуры требуют этого опыта как части процесса приема.После того, как вы наберетесь необходимого опыта, получите степень магистра и подадите заявку на получение лицензии администратора, вы сможете подавать заявку на открытые должности. Во многих школьных округах администраторы начинают выполнять роль помощников руководителя, чтобы они могли набраться опыта. В то время как должности администрации образования в средних школах обычно требуют как минимум степени магистра, во многих колледжах и университетах требуется степень доктора.

Зарплата и перспективы работы школьного администратора

Заработная плата школьных администраторов зависит от их должности.В то время как директора начальных, средних и средних школ получали в 2018 году среднюю зарплату около 95 3110 долларов США, администраторы высшего образования (в колледжах и университетах) получали среднюю зарплату около 94 340 долларов США в том же году. 1,2 Бюро статистики труда прогнозирует рост рабочих мест на 4% для директоров начальных, средних и старших школ до 2028 года и рост рабочих мест на 7% для администраторов высшего образования за тот же период времени. 1,2

Карьерные интервью с администратором школы

  • Учитель дошкольных учреждений Пенсильвании и директор программы, Триш Нодольски
  • Профессор и директор Школы информации Государственного университета Сан-Хосе, д-р.Сандра Хирш
  • Луизиана Учитель математики и заместитель директора, Синди Уоллес

Полезные навыки и опыт

Школьные администраторы должны проявлять заботу об успехах учеников и быть преданными обучению. Требования работы требуют сильного руководства. Также необходима способность легко и эффективно общаться с родителями, поскольку администраторы проводят много времени лицом к лицу с родителями и членами сообщества и часто должны отвечать на сложные вопросы о детях и образовании.Администраторы должны обладать отличными организаторскими способностями, а также навыками межличностного общения и решения проблем, поскольку они обычно помогают учащимся принимать трудные, а иногда и изменяющие их жизнь решения. Наконец, администраторы должны быть отличными учителями, поскольку они служат примером для преподавателей.

Возможные должности для этой карьеры

Дополнительные ресурсы

  • Ассоциация школьных суперинтендантов: публикация школьных администраторов на веб-сайте Ассоциации школьных суперинтендантов ежемесячно предоставляет полезные статьи для администраторов, включая общую информацию и новости о профессии, обзоры книг, и учеба.
  • Национальная ассоциация директоров средних школ (NASSP): организация, позволяющая директорам средних школ общаться, улучшать свои школы и узнавать о возможностях профессионального развития.
  • Национальная ассоциация директоров начальных школ (NAESP): Организация для директоров начальных и средних школ, NAESP предоставляет директорам ресурсы для улучшения их школ и информацию о конференциях и возможностях онлайн-обучения.
  • В поисках школ…

    Часто задаваемые вопросы

    Вопрос : Какие типы курсов я беру, чтобы стать директором школы?

    Ответ : Требуемые курсы будут различаться в зависимости от школы, но большинство потенциальных директоров завершат курсовую работу по управлению образованием или лидерству, которые могут включать занятия по школьному праву и государственной политике, образовательным технологиям и руководству в обучении.

    Вопрос : Бывают ли у школьной администрации летние каникулы?

    Ответ : В отличие от учителей, директора и другие школьные администраторы часто работают круглый год и не отдыхают летом.Обычно они используют лето как время для планирования, составления бюджета и найма учителей и профессоров на предстоящий учебный год.

    Ссылки:
    1. Бюро статистики труда, Справочник по профессиональным перспективам, директора средних и старших классов: https://www.bls.gov/ooh/management/elementary-middle-and-high-school-principals.htm
    2. Бюро статистики труда, Справочник по профессиональным перспективам, администраторы высшего образования: https://www.bls.gov/ooh/management/postsecondary-education-administrators.htm

.

Учеба за рубежом в Москве, Россия

Москва занимает центральное место в России во многих отношениях. Он географически центральный и исторически был политическим центром в одни из самых неспокойных времен страны. Сегодняшняя столица — это центр политики и перемен, которые происходят в стране. Однако больше, чем что-либо из этого, Москва является символическим сердцем, которое всегда поддерживало огромную землю России.

Обучение в Москве дает студентам увлекательную возможность увидеть как последствия прошлого, так и перспективы на будущее.Удивительную историю города можно увидеть в таких местах, как Кремль, в котором есть памятники разным правящим державам на протяжении веков. Иван Грозный и Сталин правили из Кремля, как и Русская православная церковь, факт, который можно увидеть во многих потрясающих соборах внутри периметра.

Тем, кто ценит культуру, Москва удовлетворит и этот отдел. Город известен своим выбором музеев, театров, публичных библиотек и концертных залов.По всему городу разбросаны прекрасные художественные музеи, такие как Третьяковская галерея, в которой хранится лучшая в мире коллекция русских икон и впечатляющая коллекция дореволюционного русского искусства. Также нельзя пропустить некоторые из литературных музеев города. Обычно они посвящены определенному писателю и часто находятся в доме этого писателя. Некоторые из наиболее известных — Толстой, Пушкин, Достоевский, Гоголь и Лерментов.

Однако культура проявляется во многих формах, что постоянно демонстрирует Москва.В городе есть несколько необычных культурных достопримечательностей, таких как ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства СССР). Парк пропаганды демонстрирует захватывающие усилия правительства по прославлению социалистических достижений, но финансирование парка прекратилось в 1990 году. Сегодня он позволяет заглянуть в прошлое, одновременно показывая, как меняется Россия с постепенной заменой многих из них. старые экспонаты с современными частными рекламными дисплеями.

В то время, как ВДНХ начинает меняться, московские школьники могут стать свидетелями ветров перемен, которые охватывают всю страну.Москва как столица является центром экономических и социальных реформ, которые меняют облик современной России. Сегодня ГУМ (Государственный универсальный магазин) демонстрирует последствия современного капитализма, поскольку он становится крупнейшим универмагом города. ГУМ стоит напротив мавзолея Ленина через Красную площадь — возможно, это одна из парадоксов советского прошлого города и его капиталистического будущего. Однако изменения в Москве не обязательно связаны с принятием западной культуры, скорее, город возрождает свои собственные традиции, поскольку люди обращаются к традиционному искусству и рынкам и начинают восстанавливать соборы, которые были проигнорированы или повреждены во время воинствующего атеизма прошлое.

Хотя это может показаться клише, Москву по праву можно сравнить с традиционными матрешками, которые туристы вечно возят домой в качестве сувениров. (Это полые раскрашенные деревянные куклы, внутри которых все меньше и меньше кукол.) Строительство города сравнивают с матройскими куклами, потому что сначала Россия, потом Москва, потом Кремль (город в городе), а затем области внутри Кремля, такие как Соборная площадь, которые сами по себе являются автономными объектами.Точно так же историю, опыт и настоящее Москвы можно рассматривать как микрокосм России, и разные люди и группы по всему городу каждый день разыгрывают уменьшенные версии этих изменений на личном уровне. Учеба и проживание в Москве дает беспрецедентную возможность испытать огромные изменения и стремительные силы в отношениях с людьми, которые испытывают их ежедневно.

Во всем, что она может предложить, Москва является мерой всего, что происходит в России сегодня.И стоит увидеть, как все меняется!

.

Работа и трудоустройство в Москве

Приоритеты: разрешение на работу

Получение необходимого разрешения на работу в России — сложная и трудоемкая процедура. В стране действуют квоты для иностранных рабочих. Компании, желающие нанять иностранный персонал, должны подать заявку с указанием количества и национальности сотрудников, которых они хотят нанять, за год вперед.

Если запрос потенциального работодателя о найме иностранных сотрудников удовлетворяется, вакансии должны быть зарегистрированы в органах власти.Если в течение месяца местный кандидат не найден, компания получает корпоративное разрешение. Теперь можно подавать заявление на получение индивидуального разрешения на работу. Для этого требуются переведенные свидетельства о квалификации и справка о состоянии здоровья. В лучшем случае этот процесс займет три месяца.

Однако исключением из этого длительного процесса является категория высококвалифицированных специалистов, на которую не распространяются квоты или требования корпоративных разрешений. Высококвалифицированные специалисты — это иностранные специалисты в определенном секторе, и право на эту категорию зависит от их заработной платы.Если вы работаете в образовательной или научной сфере, вам необходимо зарабатывать более 1 миллиона рублей (примерно 17 600 долларов США на 2017 год) в год, и эта цифра возрастает до 2 миллионов рублей (35 300 долларов США) при работе в любом другом секторе. Однако, если вы планируете работать в одной из особых экономических зон (ОЭЗ) России, вам нужно всего лишь 700 000 рублей (12 300 долларов США) в год. Визы для высококвалифицированных специалистов выдаются на срок до трех лет, с возможностью продления еще на три года.Для получения визы просто необходимо подать заявление в государственный орган по подаче заявок, и власти должны рассмотреть его в течение 14 дней.

Это другая история для граждан СНГ

В отличие от других граждан, работникам из стран Содружества Независимых Государств (СНГ) не нужно проходить такой длительный и сложный процесс. Им необходимо подать заявку на патент на работу в течение 30 дней с момента прибытия в Россию и иметь 30 дней на то, чтобы подтвердить свои знания русского языка, истории и законодательства на экзамене.Только после сдачи экзамена они могут получить патент на работу.

После получения патента у них есть 60 дней, чтобы найти работу на месте. Затем они могут работать до двенадцати месяцев, а патент можно продлить один раз.

Все, что вам нужно знать о налогообложении

Все иностранцы, работающие в Москве, обязаны платить российский подоходный налог. Нерезиденты облагаются налогом только с доходов из российских источников. В этом случае ставка налога на все виды доходов составляет 30%.

Если вы проживаете в России не менее 183 дней в течение 12-месячного периода, вы считаются резидентом в соответствии с российским налоговым законодательством.Налоговые резиденты облагаются налогом на все свои доходы, включая доходы из иностранных источников. После налоговой реформы 2001 г. для большинства видов доходов установлена ​​фиксированная ставка налога на прибыль в размере 13%.

Единственным исключением является вышеупомянутая иммиграционная категория высококвалифицированных специалистов. Иностранцы, въехавшие в страну по этой визе, имеют право на стандартную ставку подоходного налога с населения в размере 13% даже до того, как станут официально налоговыми резидентами России. Кроме того, Россия подписала соглашения об избежании двойного налогообложения с рядом стран.

Система социального обеспечения в Москве

Все работающие в России должны быть застрахованы через систему социального обеспечения — однако ваш работодатель должен платить взносы, поэтому вам не нужно беспокоиться об этой ответственности. Социальное обеспечение в России является довольно всеобъемлющим и включает, помимо прочего, безработицу, неожиданную болезнь и пенсию по старости. Однако мы бы порекомендовали дополнительно получить дополнительную частную медицинскую страховку, поскольку государственные медицинские учреждения страны оставляют желать лучшего.

.

CITY STARS | УЧИТЕЛЯМ

Упражнение 2, с. 67

Вы когда-нибудь были в парке панд? Что вы знаете о панд-парках? Что бы вы хотели узнать об этих особых парках? Делать записи. Прочтите текст и посмотрите, были ли ответы на ваши вопросы.

A Когда приходит весна, почему бы не попробовать что-то более экстремальное, чем игра в бадминтон или теннис — например, парк панд? Панда-парки, или тайские парки, — популярный вид активного отдыха детей и взрослых в России.Их можно найти практически в каждом городе! Москва не исключение. Обычно они состоят из нескольких десятков станций, расположенных на высоте 3-4 метров над землей. Чтобы пройти через парк, вам понадобятся все ваши навыки лазания, чувство равновесия и доверие к товарищам по команде.

B Использование тайских парков для развлечений — современное изобретение. Подобные использовались в Древней Греции для обучения солдат. У них долгое время не было общего названия в России. Их называли веревочными парками, скай-парками или панд-парками.Однако сегодня у них есть прекрасная возможность почувствовать себя Тарзаном, будто вы взбираетесь на высокие деревья и держитесь на лианах. Но, в отличие от Тарзана, у вас есть оборудование, различные задачи, которые нужно выполнить, и никаких диких животных, которых нужно бояться!

C Станции в тайских парках различаются, когда вы поднимаетесь, спускаетесь и переходите с дерева на дерево. На основных маршрутах 8-15 станций, и вам может понадобиться 15-60 минут, чтобы проехать все из них. Эти маршруты могут включать в себя все: скалодромы, веревочные лестницы и даже зиплайны. Также есть много разных уровней сложности, так что новички и профессионалы хорошо проведут время.

D Многие станции в Панда-парках проверят все ваше тело. Некоторые станции требуют скорости и силы, другие — точности и баланса. Стена для скалолазания, где вы имеете дело с гравитацией, проверит вашу силу, когда вы поднимаетесь, используя только руки и ноги. Канатные лестницы и мосты проверят ваши навыки лазания и чувство равновесия. Застежки-молнии позволяют преодолеть страх высоты во время полета. Станция найдется для всех!

E Тайские парки — отличное место для развития отношений, повышения вашей уверенности и сплочения команды.Именно поэтому они являются одним из самых популярных мест, куда российские компании приезжают для создания команды. В тайском парке всегда побеждает команда, а не индивидуум. Все должны работать вместе, общаясь, доверяя и выслушивая друг друга, чтобы победить. Проходя курс, люди проявляют себя, преодолевают страхи и, наконец, знакомятся со своими коллегами.

F Первое, что видят посетители в панда-парках, — это веревки, бревна и сети. Перед тем, как отправиться в путь, вы должны убедиться, что ваша одежда подходит для занятий спортом, и что вы усвоили информацию о безопасности.Многие парки предлагают испытательные маршруты, чтобы попробовать их, прежде чем вам разрешат выйти на основной маршрут. Перед началом испытания инструктор прикрепляет страховочный шнур к вашему ремню, и вы готовы к работе. Помните, что вы не должны снимать его во время попытки!

G Есть также некоторые правила для посетителей в тайских парках. Детей младше 10 лет и ростом менее 1,40 м должен сопровождать взрослый. Парки обычно закрываются при скорости ветра более 10 м / с и запрещено проехать по маршруту при плохом самочувствии.Во время вашего визита вы можете получить несколько синяков или пятен на своей одежде, но вы точно не пожалеете о посещении парка панд, и, конечно же, вы можете прийти снова, когда захотите!

.

Комментариев нет

Добавить комментарий