Какая прибыль от интернет магазина: 10 ошибок, которые я совершил при запуске двух интернет-магазинов (и как не допускать этих ошибок) / Хабр

Какая прибыль от интернет магазина: 10 ошибок, которые я совершил при запуске двух интернет-магазинов (и как не допускать этих ошибок) / Хабр

Содержание

как ее рассчитать и повысить прибыль бизнеса

Опрос 1-2 минуты

Как грамотно организовать бизнес

Получите персональную подборку советов и услуг для открытия бизнеса

Начать опрос

Прибыльность бизнеса еще называют экономикой. Она показывает, насколько эффективно бизнес развивается. Если экономика положительная — предприниматель зарабатывает, бизнес активно развивается. Если экономика уходит в минус — собственник бизнеса лишь тратит свои деньги и ничего не зарабатывает.

В этой статье разберемся, как рассчитать экономику интернет-магазина и понять, приносит бизнес деньги или нет. Будет много формул, расчетов и таблиц.

Какие показатели нужны, чтобы рассчитать экономику

Экономика бизнеса — это баланс доходов и расходов. Если доходов больше, чем расходов, то экономика положительная, а значит, собственник бизнеса получает прибыль.

Если расходов больше, чем доходов, то экономика отрицательная, следовательно, владелец бизнеса ничего не зарабатывает и даже теряет личные деньги.

По-другому экономику называют прибыльностью. Будем использовать в статье и тот и другой термины.

Чтобы рассчитать прибыльность интернет-магазина, потребуются такие показатели:

  • средний чек;
  • маржа;
  • маржинальный доход.

Средний чек — это сумма выручки за определенный период, поделенная на количество чеков за тот же период.

К примеру, всего за неделю у вас было две покупки, одна — на 24 000 ₽, другая — на 26 000 ₽. Всего доход за неделю — 50 000 ₽.

Тогда средний чек за неделю = 50 000 ₽ / 2 покупки = 25 000 ₽.

Средний чек можно считать за разный период. Обычно берут месяц или квартал.

Маржа — это разница между себестоимостью товара и ценой, по которой продают товар. Этот показатель рассчитывают для того, чтобы понимать, сколько получает компания при реализации продукта, без учета дополнительных затрат. При расчете маржи из цены товара или услуги вычитают производственную себестоимость, а другие расходы не учитываются.

Главное, не спутать маржу с наценкой, иначе остальные расчеты будут неверны.

Маржу считают в контексте отпускной цены. Она показывает, сколько мы зарабатываем с продажи в выражении в процентах. Маржа всегда ниже 100%.

Наценка — показатель, который рассчитывается от закупочной цены. Он может быть выше 100%.

Маржа дает предпринимателю возможность определить точки роста. Чем выше маржа, тем устойчивее бизнес. Рассчитывать маржу следует для каждого нового проекта, чтобы оценить перспективность выбранной ниши. Также рекомендуем рассчитывать маржу по каждой товарной группе, чтобы оценить рентабельность товара и его востребованность в своем сегменте.

В процентах маржу считают так:

Например, у нас заказали товар, который мы продаем за 25 000 ₽, а закупаем за 22 000 ₽.

Рассчитаем маржу этого товара: (25 000 ₽ − 22 000 ₽) / 25 000 ₽ × 100% = 12%.

Маржинальный доход — это сумма, которая остается компании при продаже единицы продукции без вычета постоянных расходов на доставку, рекламу и других.

Формула расчета:

В нашем примере это: 25 000 × 0,12 = 3000 ₽.

На этих трех показателях строится вся экономика бизнеса.

Главные показатели экономики интернет-магазина и как их посчитать

Главные показатели экономики:

  • CPO;
  • стоимость обработки одного заказа;
  • прибыль с одного заказа;
  • прибыль компании в целом.

Давайте рассчитаем их. Для расчета возьмем показатели среднего чека, маржи и маржинального дохода, которые посчитали в предыдущем разделе.

В своей работе мы пользуемся таблицей, в которой уже настроены все формулы. Вы тоже можете ей воспользоваться: перейдите по ссылке на полях, напишите свой e-mail, и мы вышлем вам шаблон.

Шаблон для расчета показателей прибыльности

CPO — Cost per Order — главный показатель эффективности рекламы.

Он показывает, сколько денег потратил магазин, чтобы привлечь один заказ. То есть это стоимость целевого действия клиента — покупки.

Зная этот показатель, можно легко рассчитать, окупаются затраты на реализацию товара или нет.

Чтобы рассчитать СРО, нужны две цифры — цена клика и конверсия в заказ.

Цена клика— это сумма, которая списывается со счета рекламной кампании, когда пользователь нажимает на ваше контекстное объявление. Цену клика можно посмотреть в настройках рекламной кампании в Яндекс.Директе или в рекламном кабинете на Фейсбуке в зависимости от того, где вы размещали рекламу.

Конверсия в заказ показывает в процентах, сколько из людей, зашедших на сайт магазина, совершили в итоге покупку. Например, на сайт пришли сто человек, двое из них купили, соответственно, конверсия — 2%. В среднем по России конверсия в заказ в интернет-магазинах составляет 1—2%. Поэтому пока не посчитали точную конверсию, можно ориентироваться на 2% при расчете СРО.

Для примера: при текущей рекламной кампании 1 клик стоит 10 ₽, конверсия — 2%.

Рассчитаем СРО:

СРО = 10 ₽ / 0,02 = 500 ₽. Столько стоит привлечение каждого заказа при такой рекламной кампании и такой конверсии.

CPO считают по действующей рекламной кампании. Если только начинаете бизнес, рекомендуем тестировать с небольшим бюджетом. Сумма зависит от вашей ниши. Обычно для первых выводов достаточно 5000 ₽.

Обработка одного заказа. Для этого посчитайте все затраты компании за месяц: аренду офиса, налоги, зарплату сотрудников и так далее и разделите на количество продаж за этот месяц.

Предположим, ваши затраты — 100 000 ₽. Количество заказов в месяц — 375. Тогда стоимость обработки одного заказа = 100 000 ₽ / 375 = 267 ₽.

В таблице все считается автоматически, вам достаточно только вписать цифры

Прибыль с одного заказа. Это выручка, которую компании приносит один заказ клиента за какой-то период, чаще всего за месяц. Этот показатель помогает компании строить прогнозы увеличения будущей прибыли.

В нашем примере: 3000 − 500 − 267 − 50 = 2183 ₽.

Рассчитываем прибыль с одного заказа в таблице

Прибыль компании за месяц. Показывает, сколько интернет-магазин зарабатывает за месяц.

Затраты на компанию — 100 000 ₽, прибыль с одного заказа — 2183 ₽, количество заказов в месяц — 375.

Прибыль за месяц: 2183 × 375 = 818 750 ₽.

Автоматически рассчитываем прибыль интернет-магазина за месяц в таблице

Такие показатели получились без учета затрат на рекламу. Появляется вопрос: сколько денег выделить на рекламный бюджет, чтобы вписаться в прибыльную модель экономики?

Как рассчитать рекламный бюджет, чтобы сохранить прибыльность магазина

Для расчета рекламного бюджета понадобится показатель CPO, который мы уже посчитали в предыдущем разделе.

Мы знаем, что было 375 заказов за месяц. Привлечение каждого заказа обходится нам в 500 ₽. Значит, рекламный бюджет должен быть таким: 500 × 375 = 187 500 ₽.

В таблице можно рассчитать бюджет на рекламу автоматически

Если ваша цель — получить 500 заказов, на рекламу придется потратить больше: 500 ₽ × 500 заказов = 250 000 ₽.

Обратите внимание, что при росте заказов будут расти и затраты на их обработку. Возможно, магазин не потянет 500 заказов, поэтому придется нанимать дополнительного сотрудника.

Кроме того, рекламная кампания не может постоянно масштабироваться: после какого-то бюджета количество покупателей перестанет расти с той же скоростью. Все это нужно тестировать и проверять практике.

Как увеличить прибыль интернет-магазина

Если после расчетов показатели экономики вашего интернет-магазина не совпадают с желаемыми, воспользуйтесь этими рекомендациями, чтобы поправить ситуацию:

  1. Увеличивайте средний чек. Предлагайте сопутствующие товары. Например, если вы продаете цифровые фотоаппараты, можно предложить объектив, штатив, сумку, карту памяти и тому подобное. Главное, чтобы допродажа была действительно полезна для клиента.
  2. Грамотно формируйте цены. Сильно снижать цены, чтобы привлечь покупателей, — прямой путь к кассовому разрыву и банкротству онлайн-бизнеса. Отстроиться от конкурентов лучше через уникальное торговое предложение — УТП, первоклассный сервис, весомые преимущества для ваших клиентов. Например, Додо Пицца хорошо отстраивается от конкурентов своим УТП вокруг продукта ― доставка за 60 минут или пицца бесплатно.
  3. Расширяйте ассортимент. Чем шире выбор продукции, тем больше вероятность продажи, особенно если человек хочет купить сразу несколько товаров. Ассортимент можно расширить за счет цвета, размера, комплектации и других характеристик. К примеру, если в магазине продаются только черные и бежевые диваны, то искатели желтых и зеленых уйдут без покупки.
  4. Предлагайте дополнительный сервис. Продаете стиральные машины — предложите выезд мастера, который установит и настроит технику. Продаете одежду — добавьте услугу «примерка на дому». Еще вариант для всех ниш — срочная доставка товара. Эти услуги могут стать вашей фишкой, ради которой клиенты будут выбирать именно вас.
  5. Введите систему лояльности. Скидки, бонусы, подарки, бесплатная доставка — универсальные средства для повышения лояльности людей к бренду. Например, Starbucks предлагает клиентам накапливать баллы лояльности, называемые звездами, которые они могут обменять на награды. Совершив всего два визита в Starbucks, покупатель может получить индивидуальные напитки, угощение ко дню рождения и персонализированные предложения. Так заработанные баллы возвращают клиента в компанию раз за разом.
  6. Добавьте больше способов оплаты и доставки. Чем больше способов доставки и оплаты товара будет предложено в вашем магазине, тем больше покупателей найдут подходящий для себя вариант и оформят заказ. Например, если клиент заказал товар в качестве подарка на день рождения и ему нужна экспресс-доставка, то его вряд ли устроит доставка Почтой России.
  7. Формируйте постоянную лояльную аудиторию бренда. Не бросайте клиентов после того, как они купили ваш продукт. Интересуйтесь их мнением, просите оставлять отзывы. Рассказывайте о скидках и акциях магазина, давайте бонусы за рекомендацию, поздравляйте с праздниками, приглашайте в свои группы в соцсетях. Легче и дешевле повторно продавать лояльным клиентам, которые вас уже знают и любят, чем снова и снова платить за рекламу и работать с возражениями перед первой покупкой.

Главное

Экономика интернет-магазина — это отношение результатов его работы: доходов и расходов. Частая ошибка будущих владельцев интернет-магазинов — пренебрежительное отношение к экономике. Но чтобы понять, в какую сторону движется ваш бизнес, необходимо знать эти базовые показатели и проверять их хотя бы каждый квартал.

Расчет полезен как действующему бизнесу, так и стартапу. Например, вы хотите открыть онлайн-магазин зоотоваров и планируете обойти конкурентов за счет более низкой цены. Такой несложный подсчет покажет, сколько продаж нужно совершать, чтобы начать получать прибыль.

Если вы готовы развивать свое дело — скачайте таблицу, о которой мы говорим в статье, подставьте свои цифры и получите полную экономическую модель вашего интернет-магазина.

Подписка на новое в Бизнес-секретах

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

риски, нюансы и ошибки при создании