Кто доказал что древние люди могли с помощью морских течений: Океанские дороги человечества | Наука и жизнь
Океанские дороги человечества | Наука и жизнь
Океан для первобытного человека был враждебной стихией. Племена, населявшие побережья морей и океанов, занимались лишь сбором даров моря: выброшенных на берег съедобных водорослей, моллюсков, рыбы.
Финикийское торговое судно.
Египетское парусно-гребное судно.
Римское парусное судно.
Древняя индийская прямоугольная печать. Такие печати были найдены при раскопках в Месопотамии и на Бахрейнских островах.
Терракотовый амулет с изображением камышового судна, найденный в Мохенджо-Даро (Индия)
На картах северной части Индийского океана обозначены короткими стрелками океанские течения, светлыми — направление муссонных ветров, жирными линиями — возможные маршруты древних судов.
Так выглядел древнейший индийский порт Лотхал (реконструкция).
Экваториальная и северная части Атлантического океана. Короткими стрелками обозначены океанские течения, светлыми — направление преобладающих ветров, жирными линиями — возможные маршруты древних судов.
Лодка с кожаной обшивкой — «Брендан», на которой Тим Северин повторил путь древних ирландцев.
Стеатитовое пряслице, найденное на месте норманнского поселения в Ланс-о-Медоуз (остров Ньюфаундленд). Такими пряслицами пользовались в Швеции, Норвегии, позднее — в Исландии и Гренландии.
На карте Тихого океана обозначены короткими стрелками океанские течения, светлыми — направление преобладающих ветров, жирными линиями — возможные маршруты древних судов.
Шверты — гуари (выдвижной киль парусного судна), найденные при раскопках на перуанском побережье.
Каменные статуи острова Пасхи. По одной из гипотез они сделаны пришельцами из Южной Америки.
›
Открыть в полном размере
Шли века, и океанский горизонт все шире открывался человечеству. Возникли рыболовство, морская торговля. Появились целые народы-мореплаватели. Например, финикийцы.
Средством для дальних плаваний в древности могли быть плоты, а затем, по мнению известного норвежского ученого Тура Хейердала, и камышовые лодки. В Двуречье и в Древней Индии мореходные лодки из камыша строились довольно внушительных размеров. Центры камышового судостроения были, по-видимому, также и в Южной Америке и в Африке.
Несколько десятилетий назад в Индии, севернее Бомбея, нашли руины порта Лотхал. В его восточной части откопали выложенную кирпичом огромную верфь (218 на 30 метров). Таких не было ни в Элладе, ни в Финикии. Этому порту примерно четыре с половиной тысячи лет. Еще старше его морокой порт на острове Бахрейн. Раскопки, которые велись под руководством известного датского археолога Джеффри Бибби, показали, что здесь был порт еще в дошумерскую эпоху, то есть не менее шести-семи тысяч лет назад.
Сначала древние моряки плавали лишь вдоль берега, не теряя из виду суши. Преднамеренный выход в открытый океан стали совершать только после того, как научились «читать» звездное небо. Древние мореплаватели должны были накопить достаточный мореходный опыт, научиться ориентироваться относительно ветров и течений, знать направление и силу штормов, чтобы решиться на дальнее плавание, чтобы выбрать оптимальный курс.
Здесь мы хотим рассмотреть главные океанские пути, которые могли быть проложены в древнем мире. «Реконструкция» некогда существовавших океанских путей опирается на множество достоверных фактов истории, археологии, этнографии, антропологии, исходит из данных океанологии и климатологии. При этом предполагает, что картина океанских течений и режим ветров 6—8 тысяч лет назад н тем более в ближайшие к нам тысячелетия были примерно такими же, как и в наши дни.
Колыбель мореплавания
Для народов стран Индийского океана муссоны издавна определяют ритм жизни не только на суше, но и в океане. Смена ветров и течений по сезонам года, по-видимому, нигде в Мировом океане не проявляется с такой регулярностью и нигде не охватывает таких громадных акваторий, как в северной части Индийского океана. Летом — влажный юго-западный ветер и течение с запада, зимой — ветер сухой северо-восточный и течение в сторону Африки.
Для развития парусного флота эта «муссонная» особенность Индийского океана сыграла, конечно, важнейшую роль. Океанские дороги для парусных судов между Африкой, Индостаном и Индонезией могли быть проложены в обе стороны при попутных ветрах и течениях в зависимости только от сезона.
Иное дело южнее экватора, там мог быть лишь односторонний морской путь — с востока на запад (с пассатными ветрами и Южным пассатным течением).
Шумеры (возможно, также и их предшественники) и протоиндийцы были, пожалуй, самыми древними мореходами Индийского океана. Торговые суда этих народов плавали в Аравийском море и Персидском заливе. В руинах древнего индийского города Мохенджо-Даро найдены стеатитовые (вид керамики) печати и терракотовый талисман с изображением серповидных камышовых лодок. А при раскопках в Двуречье археологи обнаружили прямоугольные печати с изображением обитающих в Индии животных: слона, носорога, гавиала — длинномордого крокодила. В шумерских текстах, расшифрованных пока лишь частично, сообщается о прибывающих из страны Меллуха (так называлась древняя Индия) судах с грузом риса, пряностей, леса.
Археологи, работавшие в Египте, нашли различные изделия месопотамского производства. И, наоборот, в Двуречье — несомненные доказательства торговли, причем именно морской торговли с Египтом. На рукоятке ножа, найденного около Гебель-эль-Арака, древнеегипетский резчик изобразил морскую батальную сцену с участием, как считают специалисты, шумерских судов. Таким образом, можно говорить о том, что шумерские суда ходили не только по Аравийскому морю, но и по Красному.
В ноябре 1982 года Тур Хейердал побывал на Мальдивских островах, и там ему показали руины сооружения, в котором безошибочно можно признать шумерское культовое сооружение — ступенчатую пирамиду зиккурат.
Может быть, нет достаточно веских оснований утверждать, что Мальдивские острова в древности играли роль восточного форпоста шумерской цивилизации, но то, что сюда к архипелагу из коралловых атоллов приплывали морским путем люди, связанные с шумерской цивилизацией, бесспорно.
Знание о регулярности преобладающих ветров (муссонов) и течений давало возможность древним мореплавателям отрываться от берега, пересекать моря. Например, плавать от Аравийского полуострова к району современного порта Момбаса (арабские мореходы) или от древних портов Сохар или Лотхал к Красному морю (шумеры и, возможно, протоиндийцы) и возвращаться назад. «Тигрис» Тура Хейердала своим плаванием доказал, что в древности здесь мог быть морской путь.
Плавания с торговыми целями приводили арабских мореходов даже в Тихий океан. Из истории известно, что примерно в VII— VIII веках н. э. арабские купцы появлялись в Китае и на островах Малайского архипелага. Эти дальние плавания нашли свое отражение в арабских сказках «Тысячи и одной ночи» и в сборнике новелл «Чудеса Индии».
Английский исследователь Тим Северин построил по старинным арабским чертежам парусник, назвал его, по-видимому, в честь древнего аравийского города-порта «Сохар» и в 1981 году отправился в плавание по восточному маршруту арабских купцов.
Арабские мореходы, хорошо изучившие сезонность ветров в Индийском океане, брали курс к берегам Малаккского полуострова в июле или августе, то есть при самых благоприятных ветровых условиях и с попутным течением. Вряд ли опытные мореходы «цеплялись» за берег и обходили Бенгальский залив по часовой стрелке. Прямой морской путь от Шри-Ланки в открытом океане, конечно же, их больше устраивал.
Есть гипотеза, что Мадагаскар заселен выходцами из Индонезии. Малагасийцы — современные жители Мадагаскара — явно относятся к той же южной ветви монголоидной расы, что и их заморские предки. Говорят они на том же языке малайско-полинезийской группы. У малагасийцев до сих пор в ходу лодки с противовесом, такие же, как у индонезийских рыбаков.
Заселение Мадагаскара выходцами из Индонезии произошло, казалось бы, вопреки географической логике: от африканского континента остров отделен лишь Мозамбикским проливом, расстояние же до Индонезии во много, много раз больше. В то же время в этом переселении народа морским путем нет ничего противоестественного. Вопрос только в том, каким морским путем воспользовались малайцы.
Наиболее распространена точка зрения, что переселение с островов Малайского архипелага было многоэтапным. Сначала мореходы колонизировали остров Шри-Ланка, затем Мальдивские и Сейшельские острова, потом Мадагаскар. Большая часть пути мигрантов находилась в пределах действия муссонов.
В сезоны зимнего муссона суда авангарда плыли «во след солнцу» — на запад. Высадившись на какой-либо новый остров, индонезийские разведчики ждали летнего муссона и возвращались туда, где находился весь индонезийский флот. Со следующим зимним муссоном большая группа индонезийцев уже окончательно переселялась на открытый разведчиками остров и т. д. При этом на колонизированных индонезийцами островах, казалось бы, неизбежно должны были остаться следы их присутствия. Однако почему-то археологи до сих пор никаких следов этих поселений не обнаружили.
Так, может быть, индонезийцы переселялись на Мадагаскар другим путем? Это мог быть трансокеанский маршрут с пассатом Южного полушария.
Южное пассатное течение имеет репутацию достаточно устойчивого течения с высокими скоростями. На восточные берега Мадагаскара нередко выбрасывает плавучие предметы индонезийского происхождения. Так, после знаменитого извержения вулкана Кракатау жители Мадагаскара увидели на пляжах огромное количество кусочков пемзы. Плавание от островов Малайского архипелага до Мадагаскара (в режиме дрейфа) занимает около двух месяцев. Течение само вынесет мореплавателей к Маскаренским островам или, скорее, чуть севернее — к островам Каргадос-Карахос. Эти довольно пустынные острова — словно ловушка для всех дрейфующих предметов в Южном пассатном течении, в его стрежневой зоне.
Местные рыбаки рассказывают о том, что маленькие рыбацкие лодки без паруса, неосторожно вышедшие из обширной межостровной лагуны Каргадоса, подхватывает океанское течение. Дрейф продолжается около недели, пока не покажутся высокие берега Мадагаскара. Рыбачьи лодки приносит примерно в один и тот же район мадагаскарского побережья.
Вероятно, картина древних плаваний в Индийском океане была бы неполной, если бы мы не упомянули таких известных мореходов, как финикийцы. Многие историки считают вполне достоверными дошедшие до нас сведения о плавании финикийцев вокруг африканского континента, которое состоялось примерно две с половиной тысячи лет назад. Эта экспедиция, снаряженная египетским фараоном Нехо, началась в Индийском океане. Финикийские мореходы совершали плавание, не теряя из видимости африканский берег.
Древние египтяне, по-видимому, тоже не ограничивались лишь ролью судовладельцев. Об этом есть свидетельство главного библиотекаря египетского хранилища папирусов в Александрии грека Эратосфена. Он сообщает о плавании египетских папирусных судов в Индийском океане. И даже приводит некоторые конкретные цифры, например, говорит о том, что на путь от устья Ганга до Шри-Ланки египетской папирусной ладье требовалось 20 дней.
Средиземное море человечества
Атлантический океан, разделяющий Старый и Новый Свет и вместе с тем при столь интенсивном современном судоходстве объединяющий их, образно называют современным Средиземным морем человечества.
О том, что морские контакты между Европой, Африкой и американским континентом существуют уже несколько тысяч лет, мы знаем, к сожалению, не из абсолютно достоверных источников, а из сказаний, мифов, легенд. Вещественных доказательств, подтверждающих эти легенды, чаще всего нет.
Ряд специалистов высказывали предположение о трансатлантических плаваниях представителей древнейшего европейского населения — кельтов. Не отрицая в принципе возможности таких плаваний, отметим, что ни археологических, ни исторических фактов, подтверждающих морские походы кельтов, нет. И об их навигационных знаниях ничего не известно.
Иное дело, когда речь заходит о плаваниях прямых потомков древних кельтов — ирландцев.
В ирландском эпосе есть сказание, датируемое примерно VIII веком. Оно повествует о дальнем походе аббата Брендана с соратниками, совершенном еще в VI веке. Географ Тим Северин, имя которого мы уже упоминали, занялся детальным изучением этого сказания и пришел к выводу, что Брендан — лицо историческое и что он действительно совершил плавание в Северную Америку, о чем говорят весьма достоверные географические детали, включенные в описание его морского похода.
Убежденность в реальности плавания Брендана, происходившего почти полторы тысячи лет назад, родило дерзкий замысел: повторить в наши дни такое же плавание на примитивной лодке, сконструированной в духе того времени. Полторы тысячи лет назад ирландцы плавали на лодках, сшитых из бычьих кож. Современные специалисты кожевенного дела, к которым обратился Тим Северин за консультацией, предсказывали недолговечность такой обшивки, постоянно соприкасающейся с морской водой. Однако Северин все же решил довериться опыту древних корабелов. На лодке из бычьих кож в 1976 и 1977 годах он с небольшой интернациональной командой успешно повторил гипотетический путь Брендана. Путь был многоступенчатым, острова служили промежуточными пунктами. Во время путешествия Северин еще раз убедился, как реально отражены различные географические детали в «Сказании о Брендане».
Плавание Тима Северина — весьма убедительный аргумент в пользу гипотезы о том, что Северную Америку ирландцы открыли примерно на пять веков раньше, чем норманны. Хотя, конечно, с полной уверенностью об этом можно говорить, если удастся найти предметы материальной культуры ирландцев на североамериканском континенте.
Вполне доказанным можно считать открытие Северной Америки норманнами около 1000 года. Норвежский исследователь археолог Хельге Ингстад обнаружил на Ньюфаундленде руины поселения норманнов. День первопроходца норманна Лейва Эйриксона отмечается в США теперь наряду с днем генуэзца Колумба.
Плавания норманнов и ирландцев в суровых пятидесятых широтах — свидетельство их высокого мореходного искусства. Особенно, если учесть, что ветры и течения на их маршрутах далеко не всегда были попутными.
Неоднократно выдвигались гипотезы о трансатлантических плаваниях древних средиземноморских народов, финикийцев, греков, египтян, римлян. Однако все аргументы в пользу таких плаваний пока легко разрушаются.
Не будем сейчас гадать, каким мог быть маршрут древнеримского судна. Однако подчеркнем, что трансатлантический пассатный путь в субтропических и тропических широтах Северного полушария можно считать оптимальным. Им воспользовался Христофор Колумб, чтобы достичь берегов Нового Света. В пятидесятых годах нашего столетия французский врач Аллен Бомбар пересек Атлантический океан в тех же широтах на резиновой лодочке. Его героическое плавание широко известно. Бомбар поставил себя в положение потерпевшего кораблекрушение. Для питья он использовал морскую воду и жидкость, выдавливаемую из пойманных им рыб. Главными союзниками в его плавании были пассат и пассатное течение.
Плавание папирусных ладей «Ра-1» и «Ра-2» также служит веским аргументом в пользу надежности этого морского пути для парусных судов древних народов Средиземноморья.
Несколько слов о возможных контактах между американским и африканским континентами. В Северной Каролине (США) чуть более ста лет назад найдена стоянка древнего человека. В числе прочих предметов там обнаружены фигурки из терракоты, камня и дерева, изображающие гиппопотамов, носорогов, одногорбых верблюдов, то есть явно африканских животных. Специалисты определили, что формы этих фигурок и способы передачи движений животных весьма характерны для йорубской цивилизации в Западной Африке.
Отсюда родилось предположение, что западноафриканские мореплаватели плавали в Северную Америку в 900—1000 годах. С точки зрения океанографических и метеорологических условий, а также уровня судостроения у древних жителей Западной Африки, трансатлантические плавания были вполне возможны.
Путь от Северной Америки в сторону Европы мог быть проложен по Гольфстриму, который переходит затем в Северное атлантическое течение. Южная ветвь этого течения пересекает Бискайский залив. Обратное плавание могло бы быть завершено у Гибралтарского пролива. Во всяком случае, к европейскому побережью неоднократно прибивало волнами плоды и семена тропических растений, характерных для Ямайки. Их принесло течение от берегов Нового Света. На европейское побережье нередко выбрасывает обломки погибших в Западной Атлантике судов и другие плавучие предметы.
Тихоокеанские одиссеи
Тур Хейердал в своей работе «Древний человек и океан» приводит транстихоокеанские маршруты и морские пути к центру Тихого океана (в Полинезию), которыми могли следовать древние и средневековые мореплаватели. В Южном полушарии, по мнению Хейердала, есть надежный морской путь, ведущий от гористых берегов Южной Америки в Полинезию. Этим путем на плотах или на камышовых судах плавали древние перуанцы.
После широко известного плавания бальсового плота «Кон-Тики» инкским путем прошло еще одиннадцать плотов. Пять из них добрались до Меланезии и еще дальше — до Австралии. Так, в 1970 году испанец Витал Альсар с экипажем на плоту «Ла Вальса» пересек океан от Гуаякиля (Эквадор) до Муулуулаба (Австралия). Спустя три года Альсар, возглавив «эскадру» из трех бальсовых плотов «Ла Ацтлаи», «Ла Гуаякиль» и «Ла Муулуулаба», вновь привел ее к берегам зеленого континента. Рейс продолжался 179 дней.
Таким образом доказано, что, используя пассатный ветер и Южное пассатное течение, можно на плоту или на неуправляемом судне южным путем пройти через Тихий океан.
В концепции, разработанной норвежским ученым Туром Хейердалом, немаловажную роль играет остров Пасхи, лежащий вне тропиков. Гидрометеорологические условия не исключают возможности плавания на остров Пасхи со стороны Южной Америки. Ветвь Перуанского течения проходит на 300 миль севернее острова.
Остров невелик по размерам и не всегда может быть обнаружен мореплавателями. Хейердал предполагает, что древние перуанцы отправлялись в такие дальние плавания не в одиночку, а караваном из десятков плотов, которые двигались развернутым строем. И это помогало не пропустить остров.
В северной части Тихого океана Хейердал отмечает возможный путь для древних мореплавателей — от берегов Мексики к Филиппинским островам с попутным северо-восточным пассатом и Северным пассатным течением. Этим путем в 1527 году прошли испанские каравеллы под командованием Сааведры. Другой океанский путь — тот, который Хейердал назвал маршрутом Урданеты. Напомним, что этот испанский мореплаватель в 1565 году прошел от Филиппинских островов вдоль Японии и далее с помощью западных ветров пересек Тихий океан.
Многие ученые, в том числе известный новозеландский этнограф Те Ранги Хироа, считают, что путь миграции народов из Юго-Восточной Азии в Полинезию проходил через острова Меланезии или Микронезии. (Через Микронезию — это означает, что в экваториальных, широтах.)
Тур Хейердал отвергает этот морской путь и считает наиболее вероятным сложный путь из Юго-Восточной Азии в Полинезию: через северную часть Тихого океана с остановкой на американском континенте — к Гавайским островам — центру Полинезии. Попытку пересечь Тихий океан по этому маршруту предпринял австриец Куно Кнёбль. Для плавания была построена настоящая азиатская джонка по образцу найденной при археологических раскопках керамической модели первого века. На этой джонке интернациональный экипаж во главе с Кнёблем плыл 115 дней, пока она не затонула в двух тысячах миль от американского побережья. Экипаж подобрало спасательное судно. Виновником катастрофы считают морского червя-древоточца торедо, основательно источившего джонку.
Более удачлив был английский моряк Брайен Плетт, который на азиатской джонке, построенной в Гонконге, сумел в 1959 году в одиночку пересечь северную часть Тихого океана.
Эти плавания подтвердили, что в северной части Тихого океана есть попутные для плавания на восток ветры и течения, хотя они и менее устойчивы, чем, скажем, пассаты и пассатные течения.
Французский мореплаватель Эрик де Бишоп в 1933 году решил проверить возможность древних плаваний в восточном направлении в экваториальных широтах. За месяц плавания на джонке «Фоу-2» ему удалось преодолеть всего 600 миль. Две другие попытки проплыть как можно дальше на восток тоже были неудачными. Достичь островов Микронезии — ворот Полинезии Бишоп не смог. Из этого он сделал вывод, что экваториальное противотечение, направленное на восток, слишком слабо, а встречные восточные ветры слишком сильны, чтобы здесь можно было плавать на примитивных судах.
Действительно, как показали специальные экспедиции советских научно-исследовательских судов, и прежде всего «Витязя», Межпассатное противотечение четко выражено только начиная примерно со 135° восточной долготы, а плавания Бишопа каждый раз застопоривались где-то у 133°.
Межпассатное противотечение, постепенно приобретая устойчивость, пересекает океан в восточном направлении примерно до 110° западной долготы. Скорость Межпассатиого противотечения 15—20 морских миль в сутки. Только в марте — апреле скорость уменьшается до 5—7 миль в сутки.
Во время лета Северного полушария оно прослеживается между 5 и 10 градусами северной широты, а зимой смещается иа два градуса южнее. Суть, однако, не только в этом. Более важна ветровая обстановка.
Современные метеорологические наблюдения на океанографических кораблях, а также на специальных кораблях погоды «Воейков» и «Шокальский» подтвердили существование в приэкваториальных широтах пояса западных ветров. Правда, западные ветры дуют не круглогодично, а в определенное время года. Эрик де Бишоп плавал в неудачный сезон, когда западные ветры проявлялись слабо, а чаще дул восточный ветер.
Участники экспедиции на «Витязе» побывали на островах Гилберта и там встретились с опытным лоцманом-микронезийцем. Он рассказал, что на его памяти случались вольные и невольные плавания парусных лодок и каноэ в восточном направлении. Однажды, когда он находился на острове Яп, туда принесло индонезийскую рыбачью лодку. Переждав непогоду, рыбаки вернулись на родные Молуккские острова. Это доказывает, что в экваториальных широтах существует океанский путь на восток, хотя его надежность не слишком велика (примерно такая же, как и для пути от Южной Америки к острову Пасхи).
Итак, анализ современных океанографических и метеорологических данных, некоторые археологические находки, а также экспериментальные плавания на парусных судах, построенных по древним образцам, позволяют утверждать, что человек еще в глубокой древности совершал трансокеанские плавания.
через Тихий океан на «Кон-Тики»
Новости 14.10.2022Экоактивистки залили томатным супом картину Ван Гога
Сборник
Перестройка
Новости 07.10.2022Объявлены лауреаты Нобелевской премии мира
Новости 27.09.2022Состоялась презентация книги Юрия Уляшева «EMBA. СКОЛКОВО. ФУНДАМЕНТ»
Начало «авантюры»
В 1937 году Тур Хейердал с женой отплыли из Марселя на Таити. Чтобы добраться до острова, им пришлось пересечь Атлантический океан, Панамский канал и Тихий океан. Проведя месяц в доме таитянского вождя, они переехали на одинокий остров Фату-Хива, где провели год в отрыве от цивилизации. Хотя цель экспедиции состояла в изучении местной фауны, Хейердала гораздо больше заинтересовал вопрос о путях заселения Полинезии.
Тур Хейердал с женой. (flickr.com)
Во время вынужденной поездки на остров Хиваоа за медицинской помощью Хейердал свёл знакомство с норвежцем Хенри Ли, жившим на острове с 1906 года. Тот показал молодому исследователю каменные статуи в джунглях, о происхождении которых никто ничего не знал. Но Ли упомянул, что подобные статуи известны также по находкам в Колумбии — стране, находившейся почти в 6 тыс. км к востоку от Маркизских островов. Также именно от Ли Хейердал узнал о Тике — боге местных племён. По легенде, раньше в Перу был народ белых богов, прибывших с севера. Однако после поражения в битве с инками на озере Титикака они бесследно исчезли.
Позднее Хейердалу удалось обнаружить на острове огромные изваяния бога Тики, которые напоминали статуи в Южной Америке.
Остров Фату-Хива. (britannica.com)
Исследование флоры и фауны островов, а также океанских течений привело норвежца к мысли, что господствующие ветры, которые идут с севера, через Гаити, способствовали появлению на островах первых поселенцев. Эта точка зрения полностью расходилась с утвердившимся тогда мнением, согласно которому предки полинезийцев пришли на острова с берегов юго-восточной Азии. Также до окончательного оформления теории норвежского путешественника считалось, что кокосы, которые произрастали на архипелаге, были занесены морской водой из Южной Америки.
Хейердал провёл немало времени в архивах и музеях, изучая старинные манускрипты и рисунки, на которых изображались плоты древних индейцев Южной Америки. Исследователь попытался даже заинтересовать и убедить в правильности своей теории учёного из Нью-Йорка, предоставив доказательства, однако тот лишь улыбнулся и сказал ему: «Ну что ж, попробуйте пройти из Перу до тихоокеанских островов на бальсовом плоту».
Так возникла идея путешествия на плоту от латиноамериканского побережья к островам Полинезии.
По заветам древних индейцев
Плот для путешествия был построен из бальcы — легчайшего дерева в мире. Судно, аналогичное тем, что раньше делали индейцы, соорудили без единого гвоздя. Оно состояло из девяти брёвен длиной от 10 до 14 метров, сложенных так, что у плота был острый нос.
Модель судна, на котором совершалось плавание. (flickr.com)
Бревна были перевязаны канатами, над ними возвышалась мачта с большим (27 кв. м) прямоугольным парусом. Плот был оснащён кормовым веслом и двумя параллельными рядами швертов (досок, торчащих из дна плота вниз и исполняющих роль киля и руля). Палуба была устлана бамбуком. Посреди плота стояла небольшая, но довольно крепкая хижина с крышей из банановых листьев. Своему плоту путешественники дали имя «Кон-Тики» — по имени легендарного полинезийского героя.
Судно Тура Хейердала и его команды. Вид с океана. (nrk.no)
28 апреля 1947 года из небольшого порта Кальяо на побережье Перу в Тихий океан отправился необыкновенный кортеж. Буксир ВМС Перу «Гуардиан Рио» тащил плот Хейердала. Примерно в 50 милях от берега, достигнув течения Гумбольдта, экипаж буксира попрощался с путешественниками, и для них начался длинный и опасный путь к Полинезии.
«Кон-Тики» в открытом море
На борту судна было всего шесть человек: Хейердал, радисты Кнут Хаугланд и Турстейн Робю, кок Бенгт Даниэльссон (единственный из экипажа говорил по-испански), техник, инженер и метеоролог Герман Ватцингер, штурман и художник Эрик Хессельберг. Седьмым членом экипажа был южноафриканский попугай Лолита, который стал талисманом команды, однако во время бури упорхнул с судна.
Уже первые дни плавания показали, что плот устойчив и благодаря океанскому течению и ветрам медленно, но верно движется в нужном направлении. На судне был наведён относительный порядок, всё имущество, приборы и съестные припасы надёжно закрепили. Сразу же распределили обязанности и расписали вахты.
Тур Хейердал спускается с лестницы на судне. (kon-tiki.no)
«Бенгта скорее всего можно было найти в дверях каюты, где он лежал на животе, углубившись в один из семидесяти трёх томов своей библиотеки. А вообще мы назначили его стюардом, это он отмерял нам дневной паек. Герман в любое время суток мог оказаться где угодно — то с метеорологическими приборами на мачте, то с подводными очками под плотом, где он проверял шверт, то за кормой, в надувной лодке, где он занимался воздушными шарами и какими-то непонятными приборами. Он был у нас начальником технической части и отвечал за метеорологические и гидрографические наблюдения. Кнют и Торстейн без конца возились со своими отсыревшими сухими батареями, паяльниками и схемами. Каждую ночь они поочерёдно дежурили и посылали в эфир наши рапорты и метеосводки. Эрик чаще всего латал парус, или сращивал канаты, или вырезал деревянные скульптуры, или рисовал бородатых людей и удивительных рыб. Точно в полдень он вооружался секстантом и взбирался на ящик, чтобы поглядеть на солнце и высчитать, сколько мы прошли за сутки. Сам я прилежно заполнял судовой журнал, составлял рапорты, собирал пробы планктона и рыб, снимал кинофильм», — пишет Хейердал в своей книге о повседневной жизни на плоту и обязанностях каждого члена экипажа.
Команда продумывает план действий. (flickr.com)
На плоту все по два часа несли вахту, причём, ночью дежурный обязательно привязывался канатом. Вопросы, связанные с текущей деятельностью, решали на общих собраниях.
Готовили по очереди, а основной пищей служила свежая рыба. Два члена экипажа решили поучаствовать в эксперименте: отказались от рыбы и стали употреблять сухие пайки, которые были сделаны для американских военнослужащих и ещё не были опробованы ранее. Перед выходом в плавание коробки с пайками залили тонким слоем асфальта, чтобы предотвратить попадание в них морской воды. Их запаса должно было хватить на четыре месяца. Питьевую воду обычно смешивали с морской, а запасы пресной воды пополнялись во время тропических дождей. Кроме того, на плоту были запасы фруктов и кокосов, а также очень много рыболовных снастей.
Одним из самых популярных занятий во время плавания была рыбная ловля. Иногда рыба сама запрыгивала на плот. Каждое утро Хейердал и его спутники находили на палубе десятки летучих рыб, которые тут же отправлялись на сковородку (на плоту был небольшой примус, который находился в деревянном ящике). Океан кишел тунцами, скумбриями и рыбами-бонито. Однако встречались и опасные представители морской фауны: членам экипажа приходилось даже использовать копье, чтобы уберечь судно от стаи китовых акул.
Тур Хейердал с уловом. (flickr.com)
Путешественники могли рассчитывать только на собственные силы — маршрут проходил в стороне от морских путей. Единственная значительная опасность произошла в середине пути: плот пережил две больших бури, одна из которых не прекращалась в течение пяти дней. Во время шторма экипаж потерял рулевое весло, а парус и палуба получили серьёзные повреждения. Когда ветер утих, команде удалось восстановить поломку, покрепче связать бревна, которые сильно разошлись, и благополучно продолжить путь.
Земля!
Первый раз экипаж увидел землю 30 июля, это был остров Пука-Пука. 7 августа 1947 года плот подошёл к атоллу Рароиа, входящему в островной архипелаг Туамоту. Чтобы добраться до земли, команде нужно было преодолеть коралловый риф. Путешественники решили «оседлать» его во время прилива. Они пережили несколько ужасных часов под ударами мощных волн, после чего сумели-таки перебраться через риф и вброд добраться до песчаного берега.
Маршрут экспедиции «Кон-Тики». (flickr.com)
В океане команда Хейердала провела 101 день, преодолев 8 тыс. км и доказав, что на бальсовых плотах подобные плавания могли совершаться и в древности. Это делало вполне вероятной и относительно безопасной миграцию людей из Латинской Америки на острова Полинезии.
Хейердал написал по итогам плавания книгу «Путешествие на Кон-Тики», которая стала мировым бестселлером. Также путешествие снималось на киноплёнку и было потом представлено в формате документального фильма. В 1952 году лента была удостоена «Оскара».
Возвращение домой
Из порта Папеэте на Таити, где путешественники дожидались оказии для возвращения на родину, их вместе с плотом забрало норвежское судно. Теперь легендарный плот находится в Осло, где создан музей Кон-Тики. В нем выставлены также и другие предметы из всемирно известных экспедиций Тура Хейердала, в том числе папирусная лодка «Ра-II».
Музей «Кон-Тики». (flickr.com)
Позднее Хейердал совершал похожие переходы на лодках «Ра», «Ра-II» и «Тигрис». Также он проводил археологические раскопки на Галапагосских островах, на острове Пасхи и в Тукуме.
Сборник: Перестройка
Изменения в политической и экономической структуре Советского Союза в 1987-1991 годах были нацелены на всестороннюю демократизацию.
- Статьи
- Европа
- XX-XXI вв.
Единственный президент СССР Михаил Горбачёв
Единственный президент СССР Михаил Горбачёв
2 марта 1931 года родился Михаил Горбачёв — последний генеральный секретарь ЦК КПСС, единственный президент СССР.
- Тесты
- Европа
- XX век
Перестройка
Перестройка
Какую карьеру построил бы ты?
- Статьи
- Европа
- XX век
Последний день Советского Союза
Последний день Советского Союза
Когда Михаил Горбачёв объявил о своей отставке, жители СССР уже вовсю готовились к Новому году.
- Статьи
- Европа
- XX век
«Перемен требуют наши сердца»
«Перемен требуют наши сердца»
Концерты рок-групп, запрещённая литература, фильмы антисоветского характера – всё это культура перестройки, ворвавшейся в жизни граждан СССР после застоя.
- Статьи
- Европа
- XX век
Перестройка: сценарий преобразования СССР
Перестройка: сценарий преобразования СССР
Михаил Горбачёв, в 1985 году занявший пост генерального секретаря ЦК КПСС, сразу же заявил о необходимости «всем перестраиваться».
- Статьи
- Европа
- XX-XXI вв.
Единственный президент СССР Михаил Горбачёв
2 марта 1931 года родился Михаил Горбачёв — последний генеральный секретарь ЦК КПСС, единственный президент СССР.
- Тесты
- Европа
- XX век
Перестройка
Какую карьеру построил бы ты?
- Статьи
- Европа
- XX век
Последний день Советского Союза
Когда Михаил Горбачёв объявил о своей отставке, жители СССР уже вовсю готовились к Новому году.
- Статьи
- Европа
- XX век
«Перемен требуют наши сердца»
Концерты рок-групп, запрещённая литература, фильмы антисоветского характера – всё это культура перестройки, ворвавшейся в жизни граждан СССР после застоя.
- Статьи
- Европа
- XX век
Перестройка: сценарий преобразования СССР
Михаил Горбачёв, в 1985 году занявший пост генерального секретаря ЦК КПСС, сразу же заявил о необходимости «всем перестраиваться».
Рекомендовано вам
Лучшие материалы
- Неделю
- Месяц
- Статьи
- XX-XXI вв.
Секс-символы 1950-1960-х
- Статьи
- Америка
- XXI век
Как простой маляр устроил самый дорогой поджог в истории
- Статьи
- Европа
- XVIII-XIX вв.
Мария Валевская, подарившая Бонапарту мужское счастье
- Статьи
- Европа
Два анекдота о фельдмаршале Румянцеве
- Статьи
- Европа
- XX век
Как Геббельс готовил общество Германии к войне
- Статьи
- Америка
- XX век
«Свободу Анджеле Дэвис!»
- Статьи
- Америка
- XX век
Пабло Эскобар — человек, объявивший войну Колумбии
- Статьи
- Европа
- XVI век
Екатерина Говард, королева на 500 дней
- Статьи
- Европа
- XX век
Почему погиб «Титаник»?
- Статьи
- Европа
- XX век
Италия при Муссолини
- Статьи
- Европа
- XVI век
За что истребляли гугенотов? (18+)
- Статьи
- Европа
- XX век
Что, если бы Берия пришёл к власти
- Статьи
- Европа
- I век
За столом у Калигулы
- Статьи
- XX-XXI вв.
Секс-символы 1950-1960-х
- Статьи
- Европа
- XX век
«Неужели мы всё же уедем? Неужели это не сон?»
- Статьи
- Америка
- XXI век
Как простой маляр устроил самый дорогой поджог в истории
- Статьи
- Африка
- XIV век до н. э.
Короткая жизнь дочери Нефертити
- Статьи
- Америка
- XX век
Тед Банди — харизматичный маньяк (18+)
- Статьи
- Африка
Богатейший женоненавистник мира, охмурённый русской княгиней
- Статьи
- Европа
- IX-XI вв.
Соседи Древней Руси
- Неделю
- Месяц
- 📚 Статьи
- 👀 282562
- 📚 Статьи
- 👀 218998
- 📚 Статьи
- 👀 192374
- 📚 Статьи
- 👀 63058
- 📚 Статьи
- 👀 53712
- 📚 Статьи
- 👀 51795
- 📚 Статьи
- 👀 51209
- 📚 Статьи
- 👀 34571
- 📚 Статьи
- 👀 27171
- 📚 Статьи
- 👀 27099
- 📚 Статьи
- 👀 422956
- 📚 Статьи
- 👀 363665
- 📚 Статьи
- 👀 295406
- 📚 Статьи
- 👀 282562
- 📚 Статьи
- 👀 231849
- 📚 Статьи
- 👀 218998
- 📚 Статьи
- 👀 216891
- 📚 Статьи
- 👀 209085
- 📚 Статьи
- 👀 205188
- 📚 Статьи
- 👀 201085
наук о Земле — Какое первое четкое упоминание об океанских течениях?
спросил
Изменено 2 года, 1 месяц назад
Просмотрено 384 раза
$\begingroup$
На странице Википедии, посвященной океанографии, написано
.Люди впервые узнали о волнах и течениях морей и океанов в доисторические времена. Наблюдения за приливами были записаны Аристотелем и Страбоном в 384-322 гг. до н.э. Раннее исследование океанов предназначалось в первую очередь для картографии и в основном ограничивалось его поверхностью и животными, которых рыбаки вылавливали в сетях, хотя проводилось измерение глубины с помощью троса.
Но в ней нет конкретных примеров открытия океанских течений. Мне кажется правдоподобным, что такие течения, как, например, Канарское, могли быть открыты и описаны средиземноморскими мореплавателями в древние времена. Точно так же течения Индийского и северного Тихого океанов теми, кто живет рядом с ними.
Какое самое раннее четкое упоминание или описание океанских течений?
- науки о земле
$\endgroup$
$\begingroup$
Википедия не дает примеров письменных упоминаний с древних времен, потому что их нет. И к тому времени, когда появляются письменные отчеты, то, что в них записано, на самом деле еще не «открыто».
Древние мореплаватели, вероятно, обладали практическими знаниями об океанских течениях, т. е. использовали их, но не оставили об этом ничего письменного, по крайней мере, ничего, что сохранилось. Например, из модели колонизации полинезийских островов часто делают вывод, что доисторические полинезийцы знали о течениях на практике. Но у них не было письменности, и они делали только диаграммы. Вот еще один типичный вывод Гуглиотты «По следам древних мореплавателей» из сходства артефактов в Синопе (современная Турция) и Крыму (современная Украина) c. 5000 г. до н.э.:
» Вдоль побережья, будь то в Синопе, современной Украине или России, артефакты обнаруживали поразительное сходство. Черепица в Крыму была отмечена греческим словом «Синопа», а исследования океанских течений и ветров показали, что моряки могут путешествовать по 180 -мильный маршрут с юга на север через море от Синопы до Крыма, вероятно, и сделал.
То, что древние финикийцы знали о Канарском течении, делается аналогичным выводом, см., например, Экоистория Канарских островов Кросби.
Согласно письменным источникам, временные рамки обычно начинаются с того, что Бен Франклин дал название Гольфстриму и нанес его на карту в 1769 году, см. HISTOCEA History of Oceanography, или даже с того, что офицер ВМС США Мори начал систематический сбор данных о течениях в 1842 году, см. История измерения океанских течений Джозефа. Мори извлекал информацию из уже существующих судовых журналов, и ему немного предшествовал Дана, который плавал под командованием капитана Уилкса в 1838–1842 годах и проводил систематические исследования антарктических течений. Поэтому было неожиданностью, что Carta Marina , опубликованная Олаусом Магнусом в 1539 году, уже содержала точное описание течений вблизи Исландии, см. Древняя карта с изображением побережья океана, составленная Kettlewell:
» Большая часть северо-восточной Атлантики нарисована более или менее прямыми линиями. Однако у восточного побережья Исландии все меняется, где линии внезапно превращаются в большую группу завитков. «Их расположение, размер и расстояние между ними кажутся слишком преднамеренно, чтобы быть чисто художественным выражением», — сказал Том Россби BBC News Online. «Нигде больше на графике эти завитки не появляются в такой систематической манере».0037
Когда океанографы из морской лаборатории Плимута в Великобритании и Университета Род-Айленда сравнили эти завитки с тепловыми снимками со спутника наблюдения Земли, они увидели нечто удивительное. Завитки Магнуса почти идеально соответствовали Исландско-Фарерскому фронту, где Гольфстрим встречается с холодными водами, спускающимися из Арктики. «Это самое раннее известное описание крупномасштабных водоворотов в океане — это огромные водоемы диаметром 100 км, которые медленно вращаются», — сказал профессор Россби. «Кажется, линии были нарисованы намеренно, чтобы облегчить навигацию». »
$\endgroup$
1
Зарегистрируйтесь или войдите в систему
Зарегистрируйтесь с помощью Google
Зарегистрироваться через Facebook
Зарегистрируйтесь, используя электронную почту и пароль
Опубликовать как гость
Электронная почта
Требуется, но никогда не отображается
Опубликовать как гость
Электронная почта
Требуется, но не отображается
Нажимая «Опубликовать свой ответ», вы соглашаетесь с нашими условиями обслуживания, политикой конфиденциальности и политикой использования файлов cookie
.О Эврике!
Вся наука состоит из фактов и открытий, причем некоторые из замечательных прорывов происходят из, казалось бы, повседневных событий и опыта. Одна из самых старых и известных сказок вращается вокруг легендарной «Эврики!» Архимеда. момент, принимая ванну в ванне, когда он сделал замечательное открытие, которое теперь известно как принцип Архимеда. Предположительно, Архимед был так взволнован и взволнован этим открытием, что тут же выпрыгнул из ванны и побежал на улицу, чтобы сообщить царю, громко крича: «Эврика! Эврика! (Я нашел это! Я нашел это!), в восторге. Архимед внес ряд важных вкладов в науку и математику. Он первым понял, что число Пи фигурирует в формулах длины окружности, площади круга, объема и площади сферы (в частности, дал точную оценку величины Пи).
Вот более пристальный взгляд на это внезапное открытие (момент «Эврика!»): Знаменитый греческий математик, физик и астроном Архимед родился в 287 г. до н.э. в Сиракузах, греческой колонии на Сицилии (остров, ныне часть Италии ). Он умер в 212 г. до н.э., когда римляне вторглись в Сиракузы. Архимед до сих пор считается одним из величайших ученых всех времен. История Архимеда происходит около 2250 лет назад. Получив королевскую власть, король Сиракуз Гиерон II дал ювелиру слиток золота, чтобы тот превратил его в корону. После того, как ювелир доставил королю корону из чистого золота, он заподозрил неладное. Король заподозрил, что ювелир его обманул. Король подумал, что ювелир смешал часть золота с более дешевым серебром, а оставшееся золото оставил себе. Однако у царя не было возможности доказать свои подозрения, поэтому он попросил Архимеда выяснить, сделана ли корона из чистого золота, не повредив корону. Он сказал королю, что ему понадобится несколько дней, чтобы подумать об этом. Однажды, когда он сосредоточился на этой проблеме, он решил принять ванну в ванне, полной воды. Он сразу же заметил, что вода из его ванны выплеснулась на пол, как только он вошел в нее, и чем больше он входил в ванну, тем больше воды вытеснялось из ванны. Он понял, что устроил настоящий беспорядок. Но эта неразбериха натолкнула на мысль, которая поможет решить дилемму короля. «Когда я залез в ванну, — рассуждал Архимед, — мое тело вытеснило много воды. Между моим объемом и объемом воды, вытесненной моим телом, должна быть связь, потому что, если бы я не был таким большим, на мой пол пролилось бы меньше воды».
Архимеда спросили: что, если он опустит корону в воду? Сколько воды он вытеснит? И мог ли он применить это, чтобы доказать, что корона сделана из чистого золота? Он понял, что плотность короны была ключом. Архимед уже знал, что золото плотнее серебра. Сначала он взял кусок золота и кусок серебра с точно такой же массой. Он бросил золото в чашу, до краев наполненную водой, и измерил объем вытекшей воды. Затем он сделал то же самое с куском серебра. Хотя оба металла имели одинаковую массу, серебро имело больший объем; следовательно, оно вытеснило больше воды, чем золото. Это потому, что серебро было менее плотным, чем золото. Таким образом, он понял, что если бы определенное количество серебра было заменено таким же количеством золота, корона заняла бы больше места по сравнению с таким же количеством чистого золота. Затем он пришел к выводу, что если ювелир действительно изготовил корону из чистого золота, то перемещенный объем должен быть таким же, как у слитка чистого золота той же массы. Смотрите анимацию здесь.
Теперь пришло время проверить корону. Чтобы узнать объем короны, Архимед погрузил корону в ведро, до краев наполненное водой, и измерил объем пролитой воды. Затем он взял слиток чистого золота той же массы и сравнил объем пролитой воды, чтобы определить, действительно ли корона сделана из чистого золота. Сюрприз-сюрприз — цифры были другие! Корона вытеснила больше воды, чем кусок золота. Поэтому плотность короны была меньше, чем у чистого золота. Итак, король действительно был обманут ювелиром. Вы, наверное, догадываетесь, что случилось с ювелиром!
Архимед написал об этом опыте в своей книге «О плавающих телах». Знаменитый астроном и физик XVII века Галилео Галилей был большим поклонником Архимеда. Галилей однажды написал: «… тем, кто прочитал и понял очень тонкие изобретения этого божественного человека в его собственных трудах; из которого наиболее ясно осознаешь, насколько все остальные умы уступают Архимеду…» Фактически, в 1600-х годах (17 век н. э.) Галилей с точностью подтвердил открытие Архимеда (момент «Эврика!»), используя свой собственный, несколько отличающийся метод, в котором он уравновешивал корону из «нечистого золота» на весах против слитка из чистого золота в воздухе, а затем весы вместе с короной и золотом погружались в воду, чтобы увидеть, уравновешиваются ли они. Согласно плану Галилея, если бы корона была сделана из чистого золота, выталкивающая сила, действующая на корону и золотые слитки, была бы одинаковой, и равновесие оставалось бы горизонтальным. Это произошло бы потому, что принцип Архимеда гласит, что один и тот же вес одного и того же вещества должен занимать один и тот же объем, какой бы ни была форма. Если бы корона была нечистой, ее объем был бы немного больше, чем у короны из чистого золота (помните, поскольку серебро менее плотное, чем золото, оно занимает больше места, чем эквивалентный вес золота). Погруженная в воду корона большего объема будет поддерживаться больше, чем соответствующий золотой слиток; это приведет к тому, что баланс перевернется, и сторона с короной окажется выше, чем сторона, содержащая слиток из чистого золота.
В физике этот момент Эврики Архимеда называется принципом Архимеда, который гласит, что когда тело погружается в жидкость, оно испытывает восходящую выталкивающую силу, равную весу жидкости, вытесненной телом. На самом деле плавучесть объясняет, почему одни объекты плавают, а другие нет. Например, стальной шар утонет, потому что он не может вытеснить воду, равную его весу. Но сталь того же веса, но в форме чаши, будет плавать, потому что вес распределяется по большей площади, и сталь вытесняет воду, равную ее весу. Так плавают в океане большие корабли весом в несколько тысяч тонн.
Комментариев нет