Оцените роль музеев в развитии исторической науки: Музеи и их роль в изучении истории — Мегаобучалка

Оцените роль музеев в развитии исторической науки: Музеи и их роль в изучении истории — Мегаобучалка

Музеи и их роль в изучении истории — Мегаобучалка

С глубокой древности, чтобы не потерять памятные для них предметы, люди начали собирать и хранить их. Со временем для этой цели были созданы специальные учреждения – музеи. Слово музей, как и само понятие, имеет древнегреческие корни (в переводе с греч. мусейон – дом муз). Согласно древнегреческой легенде, музы (что значит «мыслящие») были богинями, которые покровительствовали искусству и науке. Для восхваления муз древние греки строили дворцы и храмы — мусейоны, которые и стали первыми прообразами современных музеев.

 

В музее

Первый в истории музей был основан в древнем городе Александрия Египетская более двух тысяч лет тому назад, как часть Александрийской библиотеки. Сегодня музеи есть в каждом городе. Они бывают художественными, историческими, краеведческими, этнографическими, музыкальными, литературными, техническими, спортивными и т.д.


Ø Это интересно
Первый русский научный музей – Кунсткамера. Он был открыт при Петре І (1714 г.) в Санкт-Петербурге

Есть музеи, посвященные отдельным событиям, выдающимся личностям, предприятиям и учебным заведениям, военной технике. Существуют музеи автомобилей, книг, музеи одной улицы, музеи трудовой и боевой славы, природные музеи и т.д.

   
 

 

Зал краеведческого музея, г.Артемовск Зал музея космонавта Георгия Берегового, г.Енакиево

Предметы, хранящиеся в музеях и выставляемые для обозрения посетителей, называются

экспонатами. Музеи, экспонаты которого рассказывают о природе, жизни людей, исторических событиях на территории какого-то края, называются краеведческими. Чтобы посетители могли лучше представить себе определенную эпоху или историческое событие, сотрудники музея оформляют экспозиции. Хранением музейных экспонатов занимается целый штат сотрудников. Это научные сотрудники (сохраняют вещественные исторические источники, изучают их особенности), климатологи (определяют влажность и температуру в залах музея и хранилищах экспонатов), художники- реставраторы (обновляют и восстанавливают утраченные или испорченные детали памятников культуры и истории). Очень важными людьми в музее являются экскурсоводы. Они не только собирают и изучают исторические материалы и документы, но и в интересной и доступной форме знакомят посетителей с музейными экспонатами и материалами экспозиций.



2. Практическое занятие «Здесь дух веков»

Ø Исторический словарь Экскурсия – это коллективный осмотр музея или внемузейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста.
Ø План подготовки к практическому занятию:
1. Определение объекта и темы экскурсии. 2. Составление плана проведения экскурсии. 3. Подготовка учеников к экскурсии: сбор информации о музее; работа с краеведческой литературой, справочниками, интернет-ресурсами. 4. Отбор фактов, фотоматериалов и их систематизация. 5. Просмотр виртуальных экскурсий. 6. Изучение правил поведения в музее.
Ø Правила поведения в музее
Эти правила мало чем отличаются от правил поведения в других местах культуры – на выставках, в театре или библиотеке. Однако и здесь есть свои существенные особенности. Не шуметь, не бегать по залам, не расталкивать посетителей, не трогать экспонаты – эти правила знают все, но ими нормы поведения в музее не ограничиваются. Все музеи мира распахивают свои двери для посетителей в надежде на то, что в ответ получат уважение и восхищение сокровищами нации.
Ø Советы по подготовке к экскурсии:
1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий. 2. Изучи экспозицию, по которой ведешь экскурсию. 3. Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся на случайные вопросы. 4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.
5. Избегай длинных объяснений.
6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать. 7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут. 8. Умей правильно показать экспонаты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть видно. 9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать. 10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.
Ø Составьте Кодекс посетителя музея из 5-6 пунктов.

Ø Исторический словарь Музей (от греческого – Дом Муз) – это учреждение, занимающееся сбором, изучением и хранением исторических памятников.
Экспонат (с латинского – «выставленный») – предмет, вещь, произведение искусства, выставленные на показ в музеях или на выставках. Экспозиция – демонстрация музейных предметов, подобранных для обозрения по определенной системе.

Ø Вопросы и задания

1. Для чего создают музеи?

2. Оцените роль музеев в развитии исторической науки.

3. Можно ли музеи назвать «сокровищницами истории Донбасса». Свою мысль подкрепите доказательствами.

4. Какие музеи есть в вашем населенном пункте? Приходилось ли вам посещать их? Вспомните о своих впечатлениях от экскурсии в музей.

5. Как вы считаете, сохранится ли необходимость в музеях в век компьютеризации?

6. Какими бывают музеи? Используя интернет, приведите примеры музеев различных видов; составьте краткий рассказ об одном из них.

7. Есть ли в вашей семье предметы, которые могли бы пополнить коллекцию музея? Расскажите о них.

Ø Рекомендуем почитать 1. Донецкий краеведческий музей. Путеводитель. – Донецк: Донбасс, 1966. 2. Музеи     Донецкой     области     //     http://www.donbass- info.com/content/view/2580/2587

Помощники истории

Различным образом державы свои украсили гербы:

Вот леопард, орел двуглавый и лев, встающий на дыбы.

Самуил Маршак

? 1. О чем могут рассказать монеты? 2. Гербы и печати как исторические источники. 3. Геральдика Донбасса. 4. Практическое занятие «Герб моей семьи».

Ø На этом уроке вы научитесь

1) рассказывать о специальных исторических дисциплинах – нумизматике, геральдике, сфрагистике;

2) работать с разнообразными историческими источниками – монетами, гербами, печатями;

3) распознавать символику гербов и создавать герб своей семьи;

4) объяснять, в чем заключается роль монет, гербов и печатей в познании прошлого.

· Как представленные на фотографиях изображения и предметы могут помочь в изучении истории?

Роль музеев в информационном обеспечении исторической наукиСборник статей, 2015

© Е. А. Воронцова, авт. — сост., 2015

© Авторы, 2015

© Издательство «Этерна», оформление, 2015

Проект

Роль музеев — библиотек — архивов в информационном обеспечении исторической науки

Автор проекта: канд. ист. наук, старший науч. сотр. (ученое звание), научный редактор (высшая категория сложности), зав. сектором издательских проектов Государственного литературного музея

Евгения Александровна Воронцова

Партнеры

Ассоциация «История и компьютер»

Российское общество интеллектуальной истории

Институт истории СО РАН

Научный совет по музеям СО РАН

Институт археологии РАН

Институт российской истории РАН

Государственный исторический музей

Государственный литературный музей

Библиотека по естественным наукам РАН

Государственная публичная историческая библиотека России

Архив РАН

Научно-образовательное культурологическое общество России

Кафедра музеологии Факультета истории искусства РГГУ

Исследовательская группа «Российская музейная энциклопедия»

Общество друзей Исторического музея

Информационные партнеры

Диалог со временем: альманах интеллектуальной истории Историческая информатика

Научно-педагогическая школа источниковедения — сайт Источниковедение. ru

При подготовке издания по инициативе автора проекта проведены:

— Секция «Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки» на II Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции в развитии музеев и музееведения» — при поддержке Института истории СО РАН и Научного совета по музеям СО РАН (1 октября 2014 г., Новосибирск)

— Научно-практический семинар «Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки» — при поддержке Государственного исторического музея и Государственного литературного музея (24–25 марта 2015 г., Москва, ГИМ; посвящен Году литературы в России)

Редакционная коллегия серии

Репина Лорина Петровна, член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, профессор, заместитель директора Института всеобщей истории РАН, заведующая кафедрой теории и истории гуманитарного знания Института филологии и истории РГГУ. Президент Российского общества интеллектуальной истории, главный редактор журнала «Диалог со временем». Председатель редколлегии, главный редактор серии

Афанасьев Михаил Дмитриевич, кандидат педагогических наук, директор Го сударственной публичной исторической библиотеки России

Афиани Виталий Юрьевич, почетный член Российской академии художеств; кандидат исторических наук, директор Архива РАН, заведующий кафедрой археографии Историко-архивного института РГГУ. Член Бюро Отделения историко-филологических наук и Музейного совета РАН

Бак Дмитрий Петрович, директор Государственного литературного музея

Бородкин Леонид Иосифович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой исторической информатики, заместитель декана исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова

Гайдуков Петр Григорьевич, член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, заместитель директора Института археологии РАН

Каленов Николай Евгеньевич, доктор технических наук, профессор, директор Библиотеки по естественным наукам РАН, ведущий научный сотрудник Межведомственного суперкомпьютерного центра РАН

Кондаков Игорь Вадимович, доктор философских наук, академик РАЕН, профессор кафедры истории и теории культуры Отделения социокультурных исследований РГГУ, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания. Вице-президент Научно-образовательного культурологического общества (НОКО) России, председатель Научной коллегии НОКО, заместитель председателя Научного совета РАН «История мировой культуры».

Определёнов Владимир Викторович, заместитель директора по информационным технологиям Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, член Президиума АДИТ («Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии»)

Петров Юрий Александрович, доктор исторических наук, директор Института российской истории РАН

Шелегина Ольга Николаевна, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории СО РАН, заместитель председателя Научного совета по музеям СО РАН, секретарь Комитета музеологии стран Азии и Тихоокеанского региона ИКОМ ЮНЕСКО

Яновский Андрей Дмитриевич, кандидат исторических наук, заместитель директора Государственного исторического музея по научной работе

Автор проекта и авторы сборника благодарят за поддержку издания президента Общества друзей Исторического музея

Алексея Алексеевича Бондарева

Роль музея в процессе обучения истории и формировании квалифицированного специалиста.

Роль музея в процессе обучения истории и формировании квалифицированного специалиста.

Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения. В современном учебном процессе преподаватель должен не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности студентов. Большую помощь в этом оказывает историко-краеведческий музей колледжа, на базе которого можно проводить музейные уроки, уроки-путешествия, конкурсы и др.

Для учащихся такой урок – это переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, а значит новые обязанности и ответственность.

Нетрадиционные формы урока базируются на понимании учащихся как субъекта образовательного процесса, нацелены на развитие личности студентов, их творческого потенциала, мотивационной и этической сферы. В связи с этим учебный материал отбирается в соответствии с критериями проблемности, альтернативности, критичности, возможности интеграции знаний из различных научных дисциплин.

Музейный урок – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Нетрадиционные формы уроков помогают развить необходимые профессиональные качества: коммуникативность, толерантность, ответственность и т.д.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний.

Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль.

В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов. Нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями. Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету, а значит, учащемуся становиться легче усваивать столь обширный исторический материал.

С этой точки зрения, экскурсия, как форма урока, обладает практически безграничным потенциалом. Главная черта экскурсии – ее комплексность: при всей тематической разнородности экскурсии носят культурологический характер: невозможно видеть один объект и не заметить и оценить связанные с ним экспонаты, составляющие единую систему. При всех своих плюсах, экскурсия не может стать основной формой преподавания истории, т.к. освещает достаточно узкие вопросы и базируется на имеющихся музейных экспонатах. В краеведческом музее НЭТК разработаны и проводятся экскурсии по темам: «Крестьянская одежда Нижегородской области конца 19 – начала 20 века», «Рубаха — ведущий элемент русского народного костюма», «Русская крестьянская изба», «Развитие отечественной промышленности в кон. XIX- нач.XXв.», «История города Арзамаса», «Развитие монастырей в г. Арзамасе», «Духовная жизнь Арзамаса» и др.

Работа студентов в музее нацелена на воспитание гражданской активности через музейную коммуникацию на основе музейного рассказа, музейной экскурсии, музейной реставрации, музейного показа.

Музей на своем конкретном краеведческом материале помогает в усвоении богатого исторического опыта, изучаемого ими на уроках истории, обществознания, литературы и др. Экскурсии нацелены на углубление знаний полученных в процессе изучения того или иного курса обучения с проекцией на особенности социального, исторического, культурного развития края. Это дает возможность сделать абстрактное значение предмета личностно значимым для каждого учащегося, подчеркнуть его связь с землей, на которой он живет и учится, со страной, в которой он родился.

Использование на уроках даже единичного музейного экспоната позволяет заметно активизировать и заинтересовать студентов. Музейные предметы в силу своей подлинности, достоверности и внешней выразительности обладают особой убедительностью, доказательностью, оказывают эмоциональное воздействие.

Предметность, убедительность и эмоциональность музейной информации создают важнейшую предпосылку для выполнения музеем образовательно-воспитательной функции, его научно-просветительной деятельности.

Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что получение знаний в музее неотделимо от усвоения определенных нравственных норм и ценностей, решения мировоззренческих проблем, эмоциональных переживаний, расширения предметного опыта. Музей располагает богатым потенциалом и позволяет осуществлять познавательную, досуговую, творческую деятельность, создает благоприятные условия для осуществления патриотического, нравственного, эстетического воспитания и профессионального воспитания студентов.

Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки

© Е. А. Воронцова, авт. – сост., 2015

© Авторы, 2015

© Издательство «Этерна», оформление, 2015

Проект
Роль музеев – библиотек – архивов в информационном обеспечении исторической науки

Автор проекта: канд. ист. наук, старший науч. сотр. (ученое звание), научный редактор (высшая категория сложности), зав. сектором издательских проектов Государственного литературного музея Евгения Александровна Воронцова

Партнеры

Ассоциация «История и компьютер»

Российское общество интеллектуальной истории

Институт истории СО РАН

Научный совет по музеям СО РАН

Институт археологии РАН

Институт российской истории РАН

Государственный исторический музей

Государственный литературный музей

Библиотека по естественным наукам РАН

Государственная публичная историческая библиотека России

Архив РАН

Научно-образовательное культурологическое общество России

Кафедра музеологии Факультета истории искусства РГГУ

Исследовательская группа «Российская музейная энциклопедия»

Общество друзей Исторического музея

Информационные партнеры

Диалог со временем: альманах интеллектуальной истории Историческая информатика

Научно-педагогическая школа источниковедения – сайт Источниковедение. ru

При подготовке издания по инициативе автора проекта проведены:

– Секция «Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки» на II Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции в развитии музеев и музееведения» – при поддержке Института истории СО РАН и Научного совета по музеям СО РАН (1 октября 2014 г., Новосибирск)

– Научно-практический семинар «Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки» – при поддержке Государственного исторического музея и Государственного литературного музея (24–25 марта 2015 г., Москва, ГИМ; посвящен Году литературы в России)

Редакционная коллегия серии

Репина Лорина Петровна, член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, профессор, заместитель директора Института всеобщей истории РАН, заведующая кафедрой теории и истории гуманитарного знания Института филологии и истории РГГУ. Президент Российского общества интеллектуальной истории, главный редактор журнала «Диалог со временем». Председатель редколлегии, главный редактор серии

Афанасьев Михаил Дмитриевич, кандидат педагогических наук, директор Го сударственной публичной исторической библиотеки России

Афиани Виталий Юрьевич, почетный член Российской академии художеств; кандидат исторических наук, директор Архива РАН, заведующий кафедрой археографии Историко-архивного института РГГУ. Член Бюро Отделения историко-филологических наук и Музейного совета РАН

Бак Дмитрий Петрович, директор Государственного литературного музея

Бородкин Леонид Иосифович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой исторической информатики, заместитель декана исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова

Гайдуков Петр Григорьевич, член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, заместитель директора Института археологии РАН

Каленов Николай Евгеньевич, доктор технических наук, профессор, директор Библиотеки по естественным наукам РАН, ведущий научный сотрудник Межведомственного суперкомпьютерного центра РАН

Кондаков Игорь Вадимович, доктор философских наук, академик РАЕН, профессор кафедры истории и теории культуры Отделения социокультурных исследований РГГУ, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания. Вице-президент Научно-образовательного культурологического общества (НОКО) России, председатель Научной коллегии НОКО, заме

ИСТОРИЧЕСКИЕ МУЗЕИ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Исторические музеи — в современном мире профильные музеи, осуществляющие сбор, хранение, изучение и популяризацию памятников материальной и духовной культуры, отражающих развитие человеческого общества.

И. м. подразделяются на общеисторические, в экспозициях которых представлена вся история человечества; музеи национальной истории; региональной истории; истории отдельных периодов или исторических событий; узкоспециализированные музеи, соответствующие профилю специальных исторических дисциплин (археологические, этнографические, нумизматические и т. п.) или самостоятельным отраслям исторической науки (например, военно-исторические музеи). Вместе с тем коллекции многих музеев, складывавшихся в течение длительных периодов, совмещают в своих экспозициях художественные и культурно-исторические артефакты: картины, скульптуры, нумизматические, археологические собрания, этнографические коллекции, рукописи, книги и т. д. Это является спецификой таких крупнейших музеев мира, как Лувр, Британский музей, Метрополитен-музей, Государственные музеи Берлина, Венский художественно-исторический музей, Эрмитаж.

Процесс накопления исторических памятников — оружия, драгоценностей, домашней утвари, табличек с текстами, манускриптов и т. п. — происходил в различных частях мира с древнейших времен стихийно — в храмах, дворцах правителей, их усыпальницах. Первым специальным хранилищем культурных и исторических артефактов, а также религиозным, исследовательским, учебным и культурным центром стал Мусейон (в переводе с греч. — место, посвященное музам, храм муз), основанный в г. Александрия в начале III в. до н. э. по инициативе афинского государственного деятеля и философа Деметрия Фалерского. Но начало систематического коллекционирования и создания музеев как специфических научных учреждений относится к эпохе Возрождения. В XV в. название «музей» присвоил своему собранию рукописей и различных древностей глава Флорентийской республики, поэт и меценат Лоренцо Медичи.

Становление собственно И. м. происходило в XVII—XIX вв. Для

Какую роль играли музеи в развитии науки в России??развёрнуто

Жизнь и быт основных сословий XVIII века
Дворянство.
Владение большей собственностью означает и больший престиж, более высокое положение в социальной иерархии. Представители класса собственников стремились демонстрировать свое богатство; праздный образ жизни и «демонстративное поведение» есть важнейшие свойства «праздного класса». Стремление к праздности порождает и кодекс приличий, и правила поведения. Верхний слой дворянства, в котором потонули остатки боярства, представляет собой слияние представителей родословного боярства (Голицыны, Долгорукие, Шереметевы), провинциального дворянства (Ордин – Нащекин), «убогого шляхетства» и слоев «ниже шляхетства» (Нарышкины, Лопухины), холопства (Курбатов, Ершов)), иноземцев (Шафиров, Ягужинский, Миних). По этническому составу верхний слой дворянства был весьма разнообразным – в него входили служилые люди из московского государства, из татарских орд, их кавказских народов, из поляков, немцев, литовцев и др. К эволюции нравов высшего света можно применить характеристику В. Ключевского

Первое: чтобы подошва обуви быстро не стиралась — обувь делалась вручную, стоила дорого, то есть — из лучших побуждений экономии.
Второе: города средневековой Европы — это сплошной срач, помойка и свалка, люди мылись то раз в год, например король Франции Людовик 15, на полном серьезе хвастался тем, что мылся всего 2 раза в жизни (представляете запашок этого господина) . Так вот — чтобы ходить по этим помоям, и не так промокала обувь — и привязывали дерево, ведь подошва была из кожи (коровьей или еще какой-то зверушки, то есть промокала быстро) . Резины и поливинилуретана тогда еще не изобрели. Да и по простым проселочным дорогам тоже особо не походишь, да и теплее, когда между стопой не тонкая полоска ткани и кожи, а еще и дерево.
Третье: можно было казаться выше, чем ты есть на самом деле.

Установление погостов, 2.отмена местничества, 3. рекрутские повинности,4. таможенные пошлины,5 всесословная воинская повинность

1.Кривичи,вятичи,ильменские словене,радимичи,древляне,дреговичи,поляне,уличи,тиверцы,северяне,полочане,делебы.
2.Наследственное земельное владение.
3.Дружина.
5.Рязань.
6.Барщина.
7.При церкви  и монастырях.
8.Угра.
9. Ольга.
10. Половцы.
11. Владимир
12. Власть аристократии.
13. Необходимость отпора внешним врагам.

Маргаритка, символизирующая невинность. Капитолийская волчица – символ Рима и Итальянской Республики.

Типы музеев, причины их возникновения, их основные функции.

Современный человек существует в окружении естественных, преобразованных и созданных им продуктов материальной и духовной деятельности человечества в целом. Для хранения, исследования и презентации этих продуктов как реальных остатков уходящей культуры, связывающей нас с предками, существуют музеи. Музей, созданный первоначально для хранения, изучения и экспонирования интересных с точки зрения культуры и науки предметов природного и искусственного происхождения, постепенно приобрел статус хранилища социальной памяти и трансформировался в социокультурный институт. Музей представляет ценности, утрачиваемые обществом, привлекает внимание к тем общечеловеческим ценностям, которым угрожает современный прогресс, сохраняет ценности как историко-культурное наследие, способствуя непрерывности и преемственности поколений и культур. Современный музей выступает также преобразователем и транслятором духовных и материальных ценностей, проецируя сохраненные ценности в будущее, воспитывая новые поколения, реализуя единство прошлого, настоящего и будущего в истории человечества.

Музей приобщает к овеществленной памяти, при этом возрастает гносеологическое значениерегионального музея как хранителя уникальной информации о территории, а такжеаксиологическое– как транслятора духовно-нравственных ценностей. Возрастает значение музея как пространственно-временного диалога культур и поколений. Н.Ф.Федоров в философской концепции «всеединства» отводил музею особое место. Музей, считал Н.Федоров, это объединение интеллектуальных, духовных и физических усилий всех поколений в борьбе против смерти, которая становится по-настоящему необратимой только с утратой памяти о человеке. Память остается постольку, поскольку живы вещи, оставленные человеком, несущие след личности и создателя, и владельца. Они могут, в отличие от недолгой памяти отдельного человека, и через века и страны служить напоминанием, а с развитием знаний о мире – и необходимым элементом физического воскрешения, так как, «воссоздавая других, мы воссоздаем себя»1. Постепенно музей в России оформляется как социальный институт, призванный не только сохранять и демонстрировать культурные ценности, но и способствовать образованию всех категорий посетителей.

Повышается роль музея как хранителя наследия и транслятора традиций, т.е. этот социальный институт становится фактором укрепления стабильности развития региона и национальной самобытности Российской Федерации. Музейная коммуникация посредством экспозиций и музейно-педагогической деятельности приобретает все большее значение как фундамент формирования гражданственности и патриотизма населения, и в то же время служит преодолению разобщенности.

Формирование первого музея в современном смысле этого слова происходит после Великой французской революции. Это было связано с законодательной деятельностью Учредительного собрания, которое 26 июля 1791 г. объявило Лувр, являвшийся королевской резиденцией, собственностью государства. Музей Лувра выполнял задачу сохранения национального художественного достояния. Его новой функцией стало распространение знаний и поэтому двери музея открылись для широкой публики. Картины, экспонаты были снабжены пояснительными табличками, организовывались экскурсии и лекции, был подготовлен каталог.

Во многих случаях причины возникновения музеев похожи на те, по которым возникли национальные государства. Музеи в первую очередь были призваны проводить государственную идеологию, а также быть собирателями, накопителями и распространителями информации, сформированной этой идеологией. Они должны были обслуживать государственную политику и проводить ее на местах. В ответ на это государство направляло в учреждения культуры часть своих финансовых и других материальных ресурсов. В частности, музеям вменялось в обязанность собирать и хранить все связанное с культурой, общественной и естественной историей данной страны или территории.

Социальные преобразования, происходившие в нашем обществе во второй половине XIX в., выдвинули перед музеями задачи не только познавательные, но и образовательные, способствующие расширению кругозора. Особое место в создании музеев на рубеже XIX-XX вв. сыграли меценаты (П.И. Щукин, А.А. Титов, А.А. Бахрушин, С.И. Мамонтов, П.М. Третьяков). Имена целого ряда крупных российских промышленников вошли в историю именно потому, что они способствовали развитию русской культуры, ее духовному обогащению, утверждению в ней новых направлений и форм, поддерживали материально творчество писателей, артистов, художников. Меценатам русская культура обязана и тем, что они собрали и сохранили для потомков богатейшие культурные и художественные ценности, способствовали не только созданию новых музеев, но и театров, картинных галерей, памятников.

После Второй мировой войны, нанёсшей культурному наследию невозместимый урон, ЮНЕСКО и другие международные неправительственные организации приняли на себя ответственность за сохранение культурного наследия. Созданы Международный совет музеев (ИКОМ) и Международный совет по памятникам и достопримечательным местам (ИКОМОС). Музеи стали активнее участвовать в общественной жизни страны, на базе музея стали проводить научные и научно-познавательные конференции, концерты, вечера, выставки. Современные задачи музеев связаны с постановкой актуальных проблем, в частности, с обучением и воспитанием посетителей. Такая установка на музейное дело сформировалась в нашей стране не сразу. Постепенно в связи со стремлением к открытому обществу, осмысление музея, как центра культуры, обладающего образовательными возможностями, стало преобладать над другими. В 90-е гг. понимание музея как «специфического средства извлечения информации, содержащейся в овеществленных формах прошлой и современной культуры» стало наиболее популярным и востребованным.

В постиндустриальном глобализирующемся мировом пространстве музей является одной из форм проявления самоидентификации человеческих сообществ, центром социокультурной адаптации. Музейная коммуникация, оказывая одновременное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и нравственную сферу личности, стимулируя ценностное отношение к действительности, способствует формированию исторического сознания, нравственной памяти и духовности. Сохраняя традиции, вносящие стабильность в общество, современный музей претерпевает значительные изменения, становясь все более открытым для общества и все активнее интегрируясь в социокультурную среду.

Музеиспециальные научно-исследовательские и просветительные учреждения и заповедные зоны, в которых коллекционируются, хранятся, экспонируются, изучаются и пропагандируются произведения искусства и мемориально-исторические материалы. Музей это социальный институт, осуществляющий хранение, комплектование, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

ЮНЕСКО относит музеи к научным и техническим учреждениям, необходимым для сохранения и популяризации культурных ценностей и подчеркивает их просветительную миссию и демократический характер, роль в обществе как центров разума и культуры2.

Новый этап развития принципа защиты культурных ценностей приходится на начало XXI в., когда ЮНЕСКО были приняты Конвенция об охране нематериального культурного наследия (2003 г.) и Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (2005 г.), в которой изложены руководящие принципы музейного права: защиты культурных ценностей, сохранения и поощрения многообразия культуры, свободного перемещения культурных ценностей; доступности к культурным учреждениям и публичности представления культурных ценностей; всеохватности и взаимности культурного сотрудничества3.

В настоящее время музеи являются инициаторами развития исторических городов, способствуют трансляции ценностей культуры в современном мире, участвуют в образовательном процессе, способствуют формированию культурной идентичности личности, воспитывают толерантность.

Практическая деятельность любого музея состоит из научно-исследовательской работы, научно-фондовой и экспозиционно-выставочной деятельности, а также внедрения современных технологий в деятельность и управление музеем. Научные исследования являются обязательным условием функционирования каждого музея, поскольку их результаты определяют уровень научно-фондовой, экспозиционной, просветительной и образовательной деятельности.

В ходе научно-исследовательской деятельности музея решаются следующие задачи:

— оценка музейного фонда;

— обоснование направленности и характера тематических и систематических коллекций;

— определение критериев отбора материалов в фонд с учетом целей и задач, стоящих перед музеем;

— определение круга и объема информации, подлежащей фиксации в документах;

— разработка си

Из истории происхождения науки

Наука возникла в далекой далекой эпохе, когда люди начали проявлять желание знать об окружающей их среде и записывать то, что они видели. Со временем изучение этих наблюдений привело к идее, что природа познаваема, то есть действует по «законам».

Фактическое рождение науки произошло в доисторические времена, вероятно, в Египте и Вавилонии, более чем за 2000 лет до нашей эры.

Но настоящий прогресс в науке начался примерно в шестом веке до нашей эры, когда греческая цивилизация начала процветать. Следующие 500 лет были эпохой великих философов древности — Фалеса, Пифагора, Аристотеля, Архимеда и других.

Архимед открыл некоторые из основных законов, управляющих механизмами и плавучими телами. Архимеду мы обязаны первым применением математики в описании природы. Он очень сильно опередил свое время.

В период от греков до эпохи Возрождения в развитие науки был внесен небольшой вклад. Первым по важности среди научных достижений эпохи Возрождения была идея о том, что Солнце, а не Земля, является центром нашей системы Солнца, Луны и планет. В начале шестнадцатого века преобладала идея земной Вселенной, описанной Птолемеем.

Польский астроном Н. Коперник предположил, что Земля — ​​всего лишь одна из планет и что все они движутся вокруг Солнца.Сейчас трудно понять, какое мужество требуется для продвижения идеи такого рода из-за большой волны сопротивления, с которой столкнулся Коперник.

2. Прочитайте текст и назовите имена учёных и их достижения из Вашей научной сферы деятельности.

Как росла наука в России

Российские ученые всегда вносили большой вклад в мировую науку. Петр I учредил Св.Петербургская Академия наук еще в 1725 году. Здесь гениальный ученый Ломоносов работал в области физики, химии, астрономии и заложил основы русского литературного языка.

Народы этой страны породили множество гениев, таких как Менделеев, который подарил миру свою периодическую таблицу элементов, математиков, таких как Лобачевский, которого мир известен как «Коперник геометрии».

Мы гордимся такими учеными, как Лодыгин, который создал электрическую лампу, и Попов, который изобрел радио, Циолковский, который был основоположником современной теории космических ракет.Среди научных достижений можно также упомянуть имя великого биолога Мечникова, а также Зинина, открывшего анилин, и Вернадского, блестяще работавшего в области геохимии.

Это отдельные имена, которые так хорошо знает весь мир.

3. Прочтите текст и составьте план-схему о том, как в нашей стране ведётся подготовка научных кадров.

Обучение ученых

Молодые люди учатся любить науку еще в школе.В вузах разрабатываются первые элементы научной подготовки, которые мальчики и девочки получают в средних школах. В вузах впервые студенты начинают принимать участие в научной и инженерной работе. Помимо учебы, они проводят исследования в разных обществах. Профессора помогают студентам развивать свои способности и открывать, в какой области науки и техники они будут использовать эти способности.

Основным способом получения научной подготовки научных сотрудников и преподавателей вузов является аспирантура.Создание таких курсов в 1925 г. положило начало подготовке ученых.

Молодые люди, окончившие высшие учебные заведения и желающие поступить в аспирантуру, сдают экзамены по специальному предмету, философии и иностранному языку. Существует также заочный курс обучения для тех, кто хочет совмещать занятия scienti

.

Английский язык разработка занятий по теме «Наука, ученые, открытия»

КОММУНИКАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ

Урок 1

Тема: Наука, ученые, открытия.

Цели:

Развивать словарный запас учащихся путем активного использования;

для развития у учащихся навыков чтения;

для отработки правил словообразования с помощью суффиксов;

, чтобы побудить студентов выразить собственное мнение по теме;

для развития и расширения кругозора, творческого мышления учащихся; поощрять

самостоятельного мышления и творческого воображения учащихся.

Оборудование: учебники, мультимедиа.

Процедура

  1. Введение

Разминка

T: Доброе утро, студенты. Рад видеть вас в хорошем настроении.

Нравится ли вам уроки естествознания?

Какой ваш любимый научный предмет — биология, химия или физика?

Хотели бы вы проводить больше научных экспериментов?

Знаете ли вы ученых? — Да мы знаем.

Вы можете их назвать? — Да мы можем.Это И. Ньютон, Д. Менделеев, А. Эйнштейн, М. Ломоносов, Мария и Пьер Кюри, С. Королев, А. Нобель.

  1. Основная часть урока

T: Тема нашего сегодняшнего урока — «Наука, ученые, открытия». Мы будем говорить о разных отраслях науки и ученых, об изобретателях и их изобретениях. Сложно представить нашу жизнь без открытий и изобретений. Сделано все, чтобы наша жизнь стала счастливее и комфортнее (слайд 1).

1. Используя таблицу (слайд 2) скажите, какие отрасли науки изучают следующее:

Химия

Биология

Астрономия

Генетика

Физика

Зоология

Ботаника

Математика

История

как элементы сочетаются и реагируют.

космос, планеты, звезды и т.д.

живые существа.

фундаментальные силы, свет, тепло.

Классификация повадок животных.

унаследованные характеристики.

прошедшее, как описано в письменных документах.

растений.

количество (числа), структура, структура, место, изменение.

язык, языковая форма, значение языка и язык в контексте.

2. Грамматическая практика. Повторение (слайд 3)

Прочтите и запомните названия профессий:

Существительное

-ian

-er

Наука

Физика

Математика

Ботаника

Зоология

История

История

Генетика

Астрономия

Биология

Философия

Лингвистика

ученый

физик

ботаник

зоолог

химик

0003000

000

историк

000

3.Вы видите портреты выдающихся ученых. Используя вторую таблицу, скажите, в каких областях науки они работали и чем они были (слайд 4)

— Исаак Ньютон работал в области физики и математики. Он известный физик и математик.

— Галилей работал в области астрономии. Он известный астроном.

— Альберт Эйнштейн работал в области физики. Он известный физик.

— Чарльз Дарвин работал в области биологии.Он известный биолог.

— Дмитрий Менделеев работал в области химии. Он известный химик.

— Владимир Даль работал в области лингвистики. Он известный лингвист.

— Томас Элва Эдисон работал в области физики. Он известный физик.

— Мари и Пьер Кюри работали в области физики и химии. Это известные физики и химики.

— Никола Тесла работал в области физики. Он известный физик.

4. Словарный запас. Вопросы (слайд 5, 6).

— Кто объяснил закон всемирного тяготения и законы движения?

— Кто произвел революцию в нашем понимании мира, успешно доказав, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот?

— Кто открыл излучение и помог его применить в области рентгеновских лучей?

— Кто открыл теорию относительности?

— Кто разработал теорию эволюции?

— Кто сыграл ключевую роль в развитии современной электроэнергетики?

— Кто является основателем МГУ?

— Кто изобрел Периодическую таблицу химических элементов?

5.Практика письма (слайд 7)

Посмотрите на карту слов и попробуйте добавить несколько слов в соответствии с группами слов.

Наука

Предметы: химия,…

Открытия: теория эволюции,…

Изобретения: телефон,…

Эксперименты: ракета,…

Т .: Какие слова вы запомнили? Прочтите свои цепочки слов.

6. Чтение (слайд 8, 9. 10).

Наука

Наука важна для большинства людей, живущих в современном мире, по ряду причин.В частности, наука важна для мира и взаимопонимания во всем мире, для наших выдающихся технологий и всего мира.

Наука во многих отношениях важна для мира во всем мире. С одной стороны, ученые помогли разработать многие из современных орудий войны . С другой стороны, они также помогли сохранить мир благодаря исследованиям, которые помогли улучшить образ жизни людей . Ученые помогли нам понять проблему , снабжая мир достаточным количеством энергии для ; они начали разрабатывать ряд решений энергетической проблемы — например, используя энергию солнца и атома.Ученые также проанализировали мировые ресурсы. Наука изучает Вселенную и то, как использовать ее возможности на благо человек.

Наука также важна для всех, кто затрагивает современные технологии . Многие вещи, которые делают нашу жизнь проще и лучше, являются результатом достижений в области технологий , и, если нынешние модели сохранятся, в будущем технологии повлияют на нас даже больше, чем сейчас. В некоторых случаях, таких как технология извлечения соли из океанской воды, технологии могут быть необходимы для нашей жизни на Земле.

Изучение науки также дает людям некоторые знания о мире природы. Ученые учатся предсказывать землетрясения , продолжая изучать многие другие природные явления, такие как штормы. Ученые также изучают различные аспекты биологии человека, а также происхождение и развитие человечества. Изучение мира природы может помочь улучшить жизнь многих людей в мире.

Базовые научные знания необходимы каждому. Это помогает людям ориентироваться в меняющемся мире.

Действия во время чтения

Прочтите и переведите текст, обращая внимание на слова, выделенные жирным шрифтом. Попробуйте угадать их значение из контекста. Сопоставьте слова с их значением.

Действия после чтения

Согласен или не согласен с утверждениями. Обоснуйте свой ответ.

Наука улучшила образ жизни людей.

Технологии могут быть не важны для нашей жизни на Земле.

Изучение науки дает людям некоторые знания о мире природы.

  1. Заключительная часть урока

Подведение итогов надомного задания

Т .: Сегодня на уроке мы говорили о выдающихся ученых и их открытиях, о роли науки в нашей жизни. Ваша задача на следующем уроке — описать одно из изобретений, используемых в повседневной жизни, помимо электронных. Вы должны сказать: когда это было изобретено; кто это придумал; где это используется.

.

Комментариев нет

Добавить комментарий