Планетарий в школе: Мобильный планетарий: заказать в Москве

Планетарий в школе: Мобильный планетарий: заказать в Москве

Содержание

Внеклассное занятие » Планетарий»

Тема внеклассного занятия: «Планетарий.»

Задачи:

  • Образовательная: Систематизировать и расширить представления детей о Московском планетарии, планетах и звездах.

  • Расширить словарный запас учащихся, расширить кругозор, развить познавательную активность и коммуникативные способности.

Воспитательная шривить чувство гордости и уважения к российской космонавтике;формировать патриотические чувства,способствующие гражданскому воспитанию личности;

Развивающая:развить познавательную и творческую активность, поддержать и развить интерес учащихся к космосу,

Оборудование: мультимедийная презентация, наглядное пособие, видео фрагмент.

Новые, ключевые слова: планета, планетарий, спутник, комета, метеорит, музей Урании, интерактивный музей, астрономическое положение, созвездия, млечный путь.

Этапы

Ход занятия

Примечани я

I. Организация деятель ноет и \»чащихся

Здравствуйте, ребята! Присаживаетесь!

Сегодня мы с вами отправимся на увлекательную экскурсию. А на какую вы сейчас узнаете из стихотворения, которое я вам прочитаю.

Вот звёздное небо! Что видно на нём?

Звёзды там светят далёким огнём!

Только ли звёзды на небе сияют?

Нет! Среди звёзд там планеты блуждают!

Как так блуждают? Дороги не знают?

Нет! Это, кажется, будто блуждают!

Все они — Солнца большая семья.

И под влияньем его притяжения

Вечно творят круговые движения!

И вместе с ними планета моя -Та, что зовётся планетой «Земля», Та, на которой живём ты и я! Как вы думаете на какую экскурсию мы с вами сегодня отправимся? (экскурсия в планетарий) Правильно, ребята. Но для начала давайте проверим ваши знания.

1слайд 3 минут

П Основной

Ребята, а вы знаете, что такое планетарий?

(Планетарий-это учреждение, в котором

демонстрируется небесная сфера со

звёздами, планетами и спутниками, кометами и

метеорами)

Ребята, а вы знаете, что такое планеты, спутники,

кометы?

(Планета- это массивное небесное тело,

вращающееся по орбите вокруг звезды.

Спутник- небесной объект, вращающийся по

определённой орбите вокруг

Комета- небольшое небесное тело, имеющее

туманный вид. При приблилсении к Солнцу комета

образует кому и иногда хвост из газа и пыли.)

Полюбоваться картиной звездного неба

в пасмурный день можно, лишь поднявшись

2 слайд

3 слайд

4 слайд

5 слайд

на самолете выше верхней кромки облаков. Чтобы увидеть одно из красивейших созвездий — знаменитый Южный Крест, — нам, жителям северного полушария, необходимо совершить путешествие к экватору. Солнце и звезды одновременно можно наблюдать лишь с борта космического корабля… Космос очень долго исследовали. До выхода человека в космос (1961 год) полёты животных имели цель проверить, могут ли будущие космонавты выжить после полёта, и если да, то как полёт может сказаться на их здоровье. А какие животные летали в космос? ( собаки:

Белка и Стрелка, Уголек и Ветерок, обезьяна Сэм, Собака Лайка — первое животное, осуществившее полёт вокруг Земли.)

А сейчас я вам задам 2 вопроса, хочу проверить знаете ли вы, а кто такой космонавт? (Космонавтчеловек, проводящий испытания техники в космическом полете.)

Какой первый космонавт полетел в космос? (Юрий Алексеевич Гагарин) 50 лет назад-12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля .Сам Юрий Гагарин трагически погиб 27 марта 1968 года в авиационной катастрофе вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области при выполнении тренировочного полета на самолете. Ему было 34 года. Немножко об истории Московского планетария. Само здание имеет почти вековую историю, его построили 23 сентября 1928 года, а идея принадлежит Давиду Рязанову. Московский планетарий стал одним из самых крупных в мире.

В 1990 году в планетарии, на его астрономической площадке, была открыта обсерватория, где находится крупнейший телескоп в Москве.

Обсерватория -специализированное научное учреждение, в том числе и сооружение, используемое для наблюдения земных и/или

бслайд Видеофр агмент: «Полет белки и стрелки» 5 минут

7 слайд

Видеофр

агмент

Полет

Ю.А.

Гагарин

а.

5 минут

8 слайд

9 слайд

астрономических явлении.

И так мы с вами отправляемся на экскурсию в планетарий. А вам нужно будет внимательно меня слушать и не шуметь. Помните, что в планетарии шуметь нельзя!

Планетарий — единственное место, где наглядно можно посмотреть информацию по космической тематике.

И так ребята наша экскурсия начинается и первая наша остановка музей Урании.

Музей Урании назван в честь музы астрономии. Первый уровень музея посвящен истории Планетария и истории развития инструментов и методов познания Вселенной. В витринах с приборами представлены телескопы, угломерные инструменты, солнечные часы, теодолиты. В музеи Урании есть морской уголок, там представлены различные виды инструментов, которые необходимы были мореплаватели для длительных морских путешествий. Без таких знаний и инструментов не было бы Великих географических открытий, которые сделали наш мир гораздо шире и интереснее. На втором уровне музея Урании мы с вами вовлекаются в мир небесных светил.

Ребята, а вы знаете название планет? Назовите их. (Марс, Меркурий ,Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун )

Они чем-то похожи друг на друга — ближайшие наши соседи в Космосе. Каждая планета по-своему неповторима.

В небе ночном и темном Тает во мгле луна. Путь освещая звездам Мчится в пространстве она.

Девять больших планет На миллионы лет Нас разделяет вокруг Солнца системы круг.

Первым от солнца «стоит»,

10 слайд 8 минут

11 слайд

12 слайд

13 слайд

14 слайд

Медленно в небе кружит С глубоким морем зноя И без атмосферного слоя Планета Меркурий, Сын Солнца и Бури..

Венера, небесная красавица,

Сияет светом голубым..

Но мне она совсем не нравится

Составом воздуха плохим..

И парниковым злым эффектом,

Как выразился некто..

А за Венерой и Земля. Ее забыть никак нельзя. Она — родимая моя -Планета -мать ко мне добра. На ней одной могу я жить. Одну ее могу любить. На ней одной могу дышать И с неба звезды созерцать.

За ней плывет планета Марс -Неповторимый снежный барс. С ужасными морозами И пылевыми грозами.

Затем великий Зевс Сквозь пелену завес -Юпитер- грозный бог -Планеты превозмог.. И Красное пятно Нам с Космоса видно На нем уж много лет.

Вот гордый принц Сатурн С короной из колец.. Вокруг него «беглец» Титан себе вращается -Так спутник называется..

За ним «стоит» Уран Во весь широкий план..

Потом — о, тайна средь небес!

Бог океанов, темный бес! Планету открыли Адаме и Ливеръе «на кончике пера». «Нептун » -название дала Научная семья..

Миры Солнечной системы представлены и на

наклонном мраморном пандусе — в виде полусфер

планет.

Дополняет экспозицию объектов Солнечной

системы обширная метеоритная коллекция 22 слайд

Планетария.

Метеориты — это в буквальном смысле камни с

небес. В разное время они упали на поверхность

нашей планеты, принося нам бесценную

информацию о других мирах. Это и есть самые 23 слайд

настоящие инопланетяне, пришельцы из Космоса,

с других планет. Они выглядят необычно, имеют

причудливую форму, оплавленные, обожженные

бока — следы воздействия земной атмосферы. Все

экспонаты коллекции будто парят в пространстве

витрин. Кажется, вот-вот осколки метеоритов

взрыхлят поверхность Земли, но какая-то

неведомая сила удерживает их в состоянии

невесомости. Наиболее крупные и массивные

метеориты сложены в живописную горку. Самый

тяжелый из них весит 125 кг. Эти образцы

находятся в открытом доступе.

Легенда гласит: если дотронуться рукой до

метеорита и загадать желание, то оно обязательно

сбудется.

В центре экспозиции на шести гранях — чудеса

света.

Сверкающее Солнце — источник жизни на Земле,

зеленый хрустальньш лист, семицветные радуги в

каплях росы, переливчатые полярные сияния,

кольца Ньютона и приключения луча света в

разных средах (отражение, преломление,

рассеяние). Все это нам дарит свет ближайшей

звезды — Солнца.

А сейчас мы с вами поиграем в игру: « две

планеты». Проверим как вы внимательно меня 24 слайд

слушали. 10 минут

Игра «Две планеты«. Класс делиться на 7
команд, каждая команда получает небольшой
конверт, внутри которого — карточки с буквами. Из
букв требуется сложить названия двух планет,
например, из набора А, Е, 3, Л, М, Н, Р, С, Т, У, Я —
названия ЗЕМЛЯ и САТУРН. Выполнив задание,
учащиеся обмениваются конвертами,

предварительно перемешав карточки. Во избежание путаницы конверты пронумерованы, а карточки из разных комплектов изготовлены из цветной бумаги разных цветов.

И следующая наша остановка «интерактивный 25 слайд

музей Лунарии». 5минут

Интерактивный музей — это сказочный

калейдоскоп интересных, незабываемых

экспериментов и открытий, это настоящий пир для

живого воображения.

Интерактивный музей — это великолепная

возможность приятно и с пользой провести

несколько часов свободного времени.

В экспозиции представлено более восьмидесяти

экспонатов, которые в игровой форме наглядно

представлены различные явления природы.

Экспозиция раздела «Астрономия и физика»

вводит нас в удивительный мир науки, где каждый

экспонат — настоящая научная лаборатория, где

каждый посетитель может почувствовать себя

ученым-экспериментатором. Здесь можно

создавать искусственные облака и торнадо, 27 слайд

сочинять электронную музыку, прокатиться на 5 минут

космическом велосипеде и узнать свой вес на

других планетах.

Ребята, вы наверно устали, сейчас мы с вами проведем физминутку. Солнце спит и небо спит,

Даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало

Всем лучи свои послало.

Вдруг повеял ветерок,

Небо тучей заволок

И деревья раскачал,

Дождь по крышам застучал.

Барабанит дождь по крышам,

Солнце клонится все ниже,

Вот и спряталось за тучи, 27 слайд

Ни один, не виден лучик. 5 минут

Молодцы присаживайтесь.

Следующая остановка- парк неба и обсерватории.

Парк неба — это Солнечный город, где все

экспонаты работают вместе с небесными 28 слайд

светилами, где законы неба отражаются и

раскрываются в приборах, большею частью очень

древних.

Уникальная коллекция: солнечные часы; ни с чем

не сравнимый вид вращающихся серебристых

куполов башен-обсерваторий, дуги небесных сфер,

индийская крылатая лестница в небо, каменное

кольцо, пирамида, глобусы — земной и небесный,

полярный зонт.

Приборы Парка позволяют отслеживать

астрономическое положение Солнца, Луны, планет 29 слайд

и звезд над горизонтом Москвы, а также

представляют нам увлекательную историю

развития астрономии и наук о Земле.

Так же на территории Парка неба размещаются

две башни-обсерватории — большая и малая.

Помещение большой башни приспособлено и

оборудовано для рассказа об устройстве и работе

телескопа. 30 слайд

Малая обсерватория установлена оборудованием 3 минут

для удаленного доступа и последующей обработки 31 слайд

результатов наблюдений. 4-5

Следующая наша остановка -больной звездный минут

зал.

БольшаяМедвёдица (лат. Ursa Major)

созвездие северного полушария неба.

Семь звёзд Большой Медведицы составляют

фигуру, напоминающую ковш с ручкой. По двум

крайним звёздам этой фигуры (а и (3) можно

найти Полярную звезду. Наилучшие условия

видимости — в марте—апреле. Видно на всей

территории России круглый год (за исключением

осенних месяцев на юге России, когда Большая

Медведица спускается низко к горизонту).

Ребята, а вы знаете, что по полярной звезде можно

определить где север.

Малая Медведица — созвездие Северного

полушария неба .Видно невооружённым глазом.

В Малой Медведице в настоящее время находится Северный полюс мира, на расстоянии около 1° от Полярной звезды. Вероятно, созвездие было выделено финикийцами как полезное для мореплавания.

32 слайд

Андромеда — созвездие северного

полушария неба. Можно увидеть невооружённым

глазом и известно уже с X века.

Дельфин — небольшое созвездие северного

полушария неба. Наилучшие условия для

наблюдений — в июне — августе. Видно на всей

территории России.

Дракон — созвездие Северного полушария неба.

Голова дракона (или Ромб) — неправильный

четырёхугольник, состоящий из звёзд.

Орёл (лат. Aquila), экваториальное созвездие. Западная его часть лежит в восточной ветви Млечного Пути.

А вы знаете что такое млечный путь?

Галактика Млечный Путь, называемая также просто Галактика (с заглавной буквы), — гигантская звёздная система, в которой находится Солнечная система, все видимые невооружённым глазом отдельные звёзды, а также огромное количество звёзд, сливающихся вместе и наблюдаемых в виде млечного пути.

Так же на небе можно увидеть зодиакальные созвездия. По ним метеорологи создают гороскопы. Я вам подготовила гороскоп на 2012 год для каждого знака зодиака. В конце урока вы можете подойти и взять карточки под вашим знаком.

А кто такие метеорологи?

Метеорологи -это люди , которые изучают космос.

33 слайд

34 слайд

35 слайд

36 слайд

37 слайд

38 слайд 5 минут

А сейчас мы с вами будем разгадывать ребус.

* Заменив в названии созвездия одну букву,
превратите музыкальный инструмент в лиственное
дерево. (Лиралипа)

  • Прочитав название созвездия справа налево, получите название плотной ткани. (Киттик)

  • Поменяв местами слоги в названии созвездия, получите название хвойного дерева. (Насоссосна)

  • Поменяв местами буквы в названии созвездия, получите насекомое. (Кормакомар)

* Вычеркнув названия созвездия две буквы,
получите название другого созвездия. (Стрелец
Телец)

* Вычеркнув из названия созвездия три
буквы, получите название другого созвездия.
(Дракон Рак, СкорпионОрион)

38 слайд 5 минут

заключитель ный

Раздаю ученикам карточки с гороскопом. Наша экскурсия подошла к концу. Спасибо за внимание.

Видеофр агмент «Космос »

Что такое планетарий? Что там можно увидеть?

Как известно, одной из двух вещей, наполнявшей душу знаменитого немецкого философа Иммануила Канта священным трепетом, было звёздное небо, каждую ночь распахивающееся над головой.
Что такое планетарий? Что там можно увидеть?
Но в современном мегаполисе мы, как правило, лишены возможности видеть звёзды во всём их великолепии – мешают многочисленные огни уличного освещения и рекламы, да и шапка смога существенно уменьшает блеск небесных светил. Если же хочется понаблюдать за звёздами и планетами, увидеть и запомнить расположение известных созвездий, узнать много интересных фактов о наших ближайших и дальних соседях по Галактике – следует отправляться в планетарий.

Что такое планетарий?

Во многих крупных городах России ещё со времён СССР существуют планетарии, которые легко узнать по куполообразной крыше – непременному атрибуту таких учреждений.

Планетарий – это специальное здание или демонстрационный зал со сложным оптическим оборудованием, в котором на потолке создаётся достоверная картина звездного неба, воссоздаётся картина солнечных и лунных затмений, метеоритного дождя, пролёта кометы и других астрономических явлений. В крупных планетариях воссоздаются панорамы лунной, марсианской и венерианской поверхностей, полученные при помощи автоматических исследовательских станций, а также различные климатические пояса Земли.

История планетариев

Честь изобретения планетария принадлежит немецкому инженеру О. Миллеру, который разработал проекционный аппарат и установил его в Немецком музее в 1925 году. В нашей стране первый планетарий был открыт в 1929 году в Москве. Сегодня Московский планетарий является не только одним из старейших, но и одним из наиболее крупных в мире. При нём оборудованы небольшая обсерватория и музей с разнообразными физическими приборами, в том числе маятником Фуко.

Первые аппараты не имели таких возможностей, как современные планетарии, и показывали картину звёздного неба, которую можно видеть только на определённой широте – как правило, на той, где и был установлен аппарат. Впрочем, уже через несколько лет после демонстрации первого планетария была создана установка, позволяющая демонстрировать картину звёздного неба, видимую с любой точки нашей планеты, в том числе и из Южного полушария.

Современные установки, управляемые цифровыми устройствами, могут воссоздавать практически любые варианты, с привязкой к географическим и временным координатам наблюдения. Всего в мире существует несколько тысяч планетариев. Практически все планетарии России объединены в Ассоциацию, на сайте которой можно узнать адрес любого из этих учреждений.

Как устроен планетарий?

Важнейшими составляющими для любого планетария являются:

  • полукруглый купол, имитирующий небесную сферу;
  • проекционная установка, посылающая световые лучи на купол для получения изображений звёзд, планет и других небесных тел.

Что такое планетарий? Что там можно увидеть?
Купол планетария может быть:

  • стационарным, из стальных перфорированных листов на металлическом каркасе;
  • вакуумно-каркасным, когда между внутренней герметичной оболочкой купола и наружной частью здания создаётся вакуум, благодаря которому внутренний экран приобретает форму идеальной полусферы;
  • надувным, когда внутрь надувной оболочки нагнетается воздух (используются для передвижных планетариев).

Классический планетарий представляет собой сложный оптико-механический прибор, состоящий из оптических линз, источников света и пластин с крошечными, размером в доли миллиметра, отверстиями. Перемещая линзы и пластины определённым образом, можно варьировать местоположение разных звёзд, создавая картины неба, соответствующие разным временам года и разным географическим координатам.

Цифровые проекторы существенно расширили возможности планетариев. Они могут использоваться как в комплексе с оптико-механическими системами, так и самостоятельно. Сегодня такие установки имеются в большинстве планетариев России.

Что можно увидеть в планетарии?

Основным зрелищем, ради которого планетарии были задуманы, до сих пор остаётся картина звёздного неба, сопровождаемая лекцией по астрономии. В планетарии можно научиться распознавать основные созвездия, отыскивать на небе планеты и самые крупные звёзды, отличать спутники от звёзд и планет. Некоторые современные планетарии демонстрируют не только небо нашей Земли, но и картину, которую можно увидеть, стоя на поверхности Марса и других планет. Поход в планетарий – увлекательная и очень полезная экскурсия не только для школьников, но и для большинства взрослых.

Кроме того, современный планетарий может предложить немало других интересных зрелищ. Это:

  • полнокупольные видео, когда изображения транслируются не на плоский экран, а создают круговую панораму с полным эффектом присутствия;
  • лазерные шоу, в которых лазерные цветные узоры сочетаются с музыкой;
  • панорамы Луны, Марса, Венеры, составленные из присланных межпланетными станциями фотографий;
  • панорамные картины разных уголков нашей планеты.

Что такое планетарий? Что там можно увидеть?
Существуют передвижные планетарии, созданные для демонстрации звёзд и астрономических объектов в школах, однако они не обладают таким богатством возможностей, как стационарные установки.

Уроки астрономии в столичной школе: космически интересно и современно

В руках у ученицы 4‑го класса Алины Касимовой — планета Уран. Девочка рассказывает своему однокласснику, какая на Уране температура, из чего состоит ядро и когда к ней подлетал «Вояджер‑2».

— На этой планете есть лед и камень, — Алина открывает пенопластовый шар, внутри которого оказывается фиолетовый песок. — И когда они соединились, ядро потухло…

Рядом стоят группы ребят со своими планетами в руках: красным Марсом, бледно-оранжевым, обитым ватой Юпитером, Сатурном с кольцами из картона… Так выглядит урок астрономии в рамках предмета «окружающий мир» в школе №2030. Что может быть нагляднее для детей, чем возможность не просто увидеть планеты на экране, а потрогать их и даже сделать самим?

— Дети с детского сада интересуются Солнечной системой, планетами, — считает директор школы Наталья Рябкова. — Спрашивают, что такое Луна, что такое Солнце, как устроена наша Вселенная. И на все эти вопросы мы стараемся ответить в рамках наших предметов: окружающего мира, технологии, географии и непосредственно астрономии. Ведь астрономия — это не только предмет для старших классов. Элементы астрономии проходят через все образование, они есть и в начальной, и в средней школе. И мы даем детям возможность через проектную деятельность изучать законы Вселенной.

Например, эти дети уже в 4‑м классе в рамках Курчатовского проекта изучают планеты Солнечной системы, участвуют в конференциях и даже собирают из конструктора космические корабли.

В школе №2030 постарались, если говорить языком отчетов, вывести изучение предмета на новый уровень. В жизни это выглядит намного увлекательнее: в одном из коридоров школы стоит конструкция, похожая на шатер. Внутри — настоящий космос, точнее — кино про него. Вместо обычного урока за партами ученики 10‑го класса лежат на полу настоящего планетария и смотрят на звезды…

— Планетарий был реализован Фондом технологической поддержки образования «Навигатор образовательных технологий» совместно со школой, — рассказывает директор фонда Антон Бордин. — Он вмещает 25 человек, дети могут смотреть фильмы, изучать астрономию и вообще понимать, что астрономия — это не занудно.

В школе постоянно открыт планетарий. Ученики могут прийти в него на перемене, малыши смотрят мультфильмы о космосе, старшеклассники — научное кино.

— Спрос на этот планетарий среди наших учеников огромный, — рассказывает, на минутку оторвавшись от урока, Валерий Безверхий. — Урок наглядный и интересный, плюс это здорово для сознания — ребенок развивается, восприятие другое.

Планетарий пользуется огромной популярностью среди учеников. Фото: Евгений Семенов

Сразу и не распознаешь, но рядом с планетарием, прямо в коридоре, проходил еще один урок.

— Ты какие туда данные ввел, он не доедет до точки! — четверо парней склонились над небольшим ноутбуком. На столе перед ними происходит не абы что, а настоящая погрузка важного контейнера на луноход прямо на поверхности спутника Земли. Вот только одна проблема — собранная из конструктора машина никак не хочет точно доезжать до нужного места. Сейчас идет урок технологии.

— Это не просто игра, это то, чем дети могут заниматься, когда вырастут, — объясняет Бордин. — Насколько я знаю, в следующем году запускается лунная программа, и вот дети по аналогии с помощью конструктора «Космическая одиссея» двигают луноходы и запускают ракеты.

Все происходящее больше похоже на игру, но только особенную: чтобы в ней участвовать, нужно знать программирование, физику, астрономию — работать на стыке сразу нескольких предметов.

К слову о междисциплинарных знаниях: в школе №2030 есть конвергентная лаборатория, где собрано оборудование для физики, химии, биологии и географии. При чем тут, казалось бы, астрономия?

— А теперь давайте переместимся на Венеру, — учитель Антон Рыженков стучит пару секунд по клавиатуре, и на экране перед детьми возникает большая желтая планета. Пятиклашки как завороженные смотрят на экран, а на столе перед ними стоят разноцветные шарики на ножках — модели планет Солнечной системы. Пока учитель рассказывает о Венере, некоторые украдкой поглядывают на телескоп, стоящий неподалеку.

— Это настоящий телескоп, — рассказывает заместитель директора по содержанию и образованию Лариса Амелина. — Он программируется и может передавать данные компьютеру. Весной и осенью мы выносим его во двор и проводим уроки астрономии на улице.

В лаборатории есть и 3D‑принтер (дети могут сами напечатать модели планет), и метеостанция, которая передает влажность, силу ветра и другие параметры. Работать в такой лаборатории может любой педагог как с малышами, так и со старшеклассниками.

Еще один незаменимый помощник и педагогов, и учеников — проект «Московская электронная школа». Одиннадцатиклассники уже вовсю готовятся к ЕГЭ, и им важно, чтобы информация подавалась четко, ясно и наглядно. В классе, куда мы заходим, идет урок уже самой настоящей астрономии. Будущие выпускники смотрят на экране короткий фильм о звездах и их происхождении. Тут же кино сменяется таблицей: ученик выходит к такой современной доске и легким движением руки по сенсорной поверхности заполняет пустые ячейки.

— В «Московскую электронную школу» входят интерактивная панель, компьютер учителя, техника для Wi-Fi и планшеты или другие гаджеты для учеников, — рассказывает Амелина. — По сути, учитель работает сразу с несколькими пространствами: на его компьютере одна информация — подсказки для урока, а дети видят на большом экране другую информацию. Педагог может легко переключаться на другую страницу, потом вернуться: ему не надо ничего стирать с доски.

В школе №2030 29 таких классов-помощников. Учителя уже успели по достоинству оценить роль высоких технологий в обучении.

— Все мы живые люди, я могу заболеть, например, — говорит преподаватель физики Наталья Шудрик. — Но при этом я свяжусь с другим учителем, он откроет в библиотеке «Московской электронной школы» мой конспект и просто продолжит урок.

Московский Планетарий объявляет набор школьников в астрономический кружок

Горные звезды как росы 
Кто там в небесном лугу 
Точит лазурные косы, 
Гнет за дугою дугу? 
Месяц, как лилия, нежен, 
Тонок, как профиль лица. 
Мир неоглядно безбрежен. 
Высь глубока без конца.

(Николай Клюев)

Небо подобно бесконечной книге, захватывающей, увлекающей в бездонные глубины Вселенной. Но чтобы сложить разбросанные по страницам небосвода мириады звездных букв в историю надо научиться наблюдать, уметь находить разгадки к множеству тайн, скрытых от равнодушных глаз. Любовь к астрономии начинается именно с желания прикоснуться к неизведанному ранее, постичь тайны Космоса.

Астрономический кружок Московского планетария работает с 1934 года. Многие его выпускники сегодня являются ведущими учеными, чьи имена известны во всем мире. Большие возможности для обучения позволяют кружковцам Планетария участвовать и побеждать в городских и региональных олимпиадах по астрономии. Так, лекции для старших курсов астрономического кружка читают профессора МГУ. Занятия проводятся в Большом Звездном зале, в обсерватории и на астрономической площадке.

Впрочем, ребят ждет не только учеба в Планетарии, но и выездные наблюдения, экспедиции в обсерватории России, встречи с легендарными космонавтами и крупными учеными, интересные экскурсии.

Зачисление на первый курс Астрономического кружка проводится для школьников 6-7 классов и происходит по результатам собеседований, которые начнутся в сентябре. Занятия проходят раз в неделю с начала октября и до конца мая. Всего в курсе 29 занятий продолжительностью 2 академических часа.

Уже на первом курсе ребята узнают об истории астрономии, происхождении Солнечной системы, законах движения небесных тел, а научившись работать с различными типами телескопов, самостоятельно проведут наблюдения планет, Луны, двойных и переменных звезд.

Записаться на собеседование можно, заполнить анкету и прислать ее на электронную почту [email protected].

Также Вы можете прийти на собеседование с ребенком в сентябре в любую среду или четверг с 10:00 до 18:00, позвонив по телефону +7(495) 221-7690 доб. 2210.

«Ребёнок заходит в зал с телефоном, а на него обрушивается звёздное небо». Как работает Московский планетарий

В 2019 году Московскому планетарию исполняется 90 лет. Как он пережил войну и 90-е годы и почему урок астрономии под куполом гораздо интереснее приложения в смартфоне, рассказала научный директор Московского планетария Фаина Рублёва в эфире программы «Радиошкола».

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

В год в планетарий приходит примерно миллион человек

Планетарий стал развиваться с первых же дней с момента основания в 1929 году. Однажды сюда пришёл Владимир Маяковский вместе с Константином Паустовским. И Маяковский настолько вдохновился атмосферой «звёздного дома», что сочинил стихотворение «Пролетарка, пролетарий, заходите в планетарий». Паустовский же пожаловался директору планетария Константину Шестовскому: «Ваше небо мёртвое, оно не мерцает». Тот задумался.

Написал письмо в Вену, где спрашивал, как «оживить» небо. Ему ответили, что сделать это невозможно, но наши умельцы нашли способ — и звёзды стали мерцать. Потом задумались над другими недостатками планетария. Почему, когда восходит солнце, нет алой зари? И она появилась. Поплыли по небу облака. Заиграла музыка Глиэра, полетела комета, появились полярные сияния. Это было развитие, такая техническая база, которой на тот момент не было ни у кого в мире.

Планетарий не закрывал свои двери ни разу до 90-х годов. Даже во время войны он работал

Дети учились в астрономическом кружке, сюда приходили солдаты, находящиеся в Москве на побывке, проходили мероприятия для раненых и проходивших реабилитацию в госпиталях бойцов.

В советское время был невероятный интерес к астрономическим исследованиям, потому что мы были первыми в космосе. Все мечтали стать космонавтами, планетарий был на пике популярности — посещаемость составляла миллион человек в год. Но и сейчас примерно та же цифра. Интерес к космосу не уменьшился.


Как планетарий пережил перестройку

Девяностые были очень сложным временем для планетария. Некоторое время ещё оставались сотрудники, продолжали работать кружки. Люди выходили из положения: читали выездные лекции, ездили по школам (нас приглашали учителя, те, кто в своё время водил детей в планетарий). Мы вели наблюдения в обсерватории, пытались поддерживать деятельность планетария, но делать это было всё сложнее и сложнее.

(Планетарий был приватизирован в 1994 году, закрыт, стал объектом многочисленных судебных споров. Затянувшаяся реконструкция завершилась только в 2009 году. — Прим. ред.)

К сожалению, когда планетарий снова заработал, почти никто из бывших сотрудников уже не вернулся: кто-то ушёл из жизни, кто-то начал работать в другой сфере. Пришлось набирать новый коллектив. Но люди охотно шли к нам.

Сложность была в том, что нельзя было просто позвать людей, им надо было предложить чем заниматься, подготовить базу — материальную, научную, наблюдательную, музейные площадки, обсерваторию. На тот момент было очень много работы, но я вспоминаю это время с удовольствием. Это был настоящий творческий подъём.


Астрономический кружок работал даже во время войны

В планетарии идёт непрерывное обучение, он оснащён по последнему слову «планетарской техники». Одна из основных функций планетария — образовательная. Поэтому у нас информация о космосе, небесных телах, астрономии адаптирована для разных возрастов.

Есть экскурсии, VR- и интерактивные программы, спектакли и ёлки под открытым небом, циклы лекций. К нам приходят дети от пяти лет и взрослые.

В 5–8 лет ребёнок может прийти в Театр увлекательной науки, где дети проводят научные эксперименты под руководством астрономов и знакомятся с окружающим миром через интерактивные игры. В 9–12 лет они переходят на следующую ступень программы — и занимаются уже в Лаборатории увлекательной науки. Затем — Школа увлекательной науки, а потом — кружок.

Астрономический кружок — это легендарная часть планетария, он существует с 1934 года, не работал только в период реконструкции в 90-е. Даже во время войны в нём шли занятия. Назначение кружка — изучать астрономию, изучать звёздное небо. И эта миссия не меняется.

Выпускники кружка часто так и не уходят из планетария. Они становятся его сотрудниками. На первом занятии, когда к нам приходят совсем маленькие дети, я, говоря напутственные слова, приглашаю их в семью «звёздного дома», нашу большую семью. Здесь мы растём и становимся одним целым.

Мы сотрудничаем с МГУ. Этот университет — наш куратор. Ребята, окончившие кружок, нередко поступают на физический факультет МГУ, а потом возвращаются в качестве научных сотрудников, лекторов, экскурсоводов.


Наша целевая аудитория сегодня — это школа

Планетарий — уникальное учреждение. Это не музей, хотя у нас есть музейные площадки. Это не кинотеатр, хотя у нас есть кинозалы. Не школа, хотя мы изучаем астрономию. Не вуз, хотя у нас работают студенты. Мы проводим экскурсии, показываем фильмы, знакомим с интерактивным музеем. У нас есть фильмы, которые почти полностью соответствуют школьной программе по естествознанию, природоведению, по окружающему миру. Дети проходят термины по учебникам, приходят к нам и видят теорию на практике — это вдохновляющий эффект.

Мы не школа, но помогаем ей. Да, можно показывать звёзды в приложениях смартфона, но это забудется. В отличие от похода в планетарий во время урока.

Заходит ребёнок в зал с телефоном, а на него обрушивается звёздное небо. Он понимает, что ни один экран не передаст ощущение настоящего космоса

Дети ведь не видят в Москве неба. В больших городах его просто нет. И когда они замечают, сколько звёзд на нём, — это открытие, мощное эмоциональное воздействие, которое формирует представление ребёнка о Вселенной.

Сочетание звёздного неба, классической музыки и интерактива позволяет лучше понять космический мир. Оно создаёт эмоциональное впечатление, которое не забыть. Экран смартфона или планшета — всегда плоскость, а здесь можно всё потрогать. Интерактивный музей — это ведь не только нажатие кнопок, это соблюдение одного из принципов Конфуция: «Дай потрогать — я пойму».

В процессе взаимодействия с экспонатами и взрослые, и дети начинают понимать, как образуются облака, как возникает торнадо, почему вес на разных планетах меняется. Они запоминают всё лучше.

Вообще, планетарий всегда понимал, что у него есть возможности для интересной подачи информации. После войны здесь ставили спектакли с астрономическим содержанием.

Звёздное небо — потрясающая декорация. И сегодня, когда дети приходят на ёлку под открытым небом, — такой ёлки в Москве больше нет нигде. Когда арфа звучит под движения созвездий и звёзд, такого эффекта никто не может достичь.

Полную запись интервью с Фаиной Рублёвой слушайте здесь. Разговор прошёл в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 16:00 на радио «Говорит Москва».

Фото: Московский планетарий

Образование

Образование
  • Планетарий работает с 10:00 до 21:00, вторник – выходной.
    МУЗЕЙ ЛУНАРИУМ ВРЕМЕННО ЗАКРЫТ.
    Oзнакомьтесь с правилами посещения
    КАФЕ «ТЕЛЕСКОП» ДО 30 ноября БУДЕТ ЗАКРЫТО
    ПРОСИМ УЧИТЫВАТЬ ДАННУЮ ИНФОРМАЦИЮ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ПОСЕЩЕНИЯ.
Скрыть Адрес и время работы

Время работы:

Планетарий открыт с 1 августа
Выходной день: вторник
Залы планетария: 10:00 — 21:00

Астроплощадка: 11:00 — 21:00
*После сеанса 20.00 выход на Астроплощадку закрыт. Адрес и время работы

Время работы:

Планетарий открыт с 1 августа
Выходной день: вторник
Залы планетария: 10:00 — 21:00

Астроплощадка: 11:00 — 21:00
*После сеанса 20.00 выход на Астроплощадку закрыт.

Для всей семьи Субботний семейный лекторий

Школьникам Учебные лекции по астрономии для 9-11 классов

Школьникам Цикл лекций «Звездные уроки»

Детям 5-8 лет Театр увлекательной науки

Школьникам Школа увлекательной науки

Школьникам Астрономические кружки

Взрослым Курсы для взрослых

Школьникам Астрономия на сфере

Взрослым Трибуна ученого


Наш сайт использует cookies. Продолжая, вы соглашаетесь на хранение файлов cookies.OK

План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия «Экскурсия в планетарий»

1 ребенок. (1 слайд с фотографией К.Э. Циолковского)

Почти сто лет назад в городе Калуге жил простой учитель Константин Эдуардович Циолковский. Он очень любил наблюдать в телескоп за звездами и изучал их. Он задумал сконструировать такой летательный аппарат, который смог бы долететь до какой-нибудь планеты. Циолковский проводил расчеты, делал чертежи и придумал летательный аппарат. К сожалению, у него не было возможности его построить. Но он рассказал об этом в своих научных книгах.

2 ребенок. (2 слайд с фотографией С.П.Королева) Через много лет после опытов Циолковского русские ученые под руководством конструктора Сергея Павловича Королева изготовили первый космический спутник . Они установили на нем специальные приборы и запустили в космическое пространство. Полет прошел успешно. 

Воспитатель: Ребята, давайте представим, что вы конструкторы и спроектируйте вашу  ракету (предлагает детям сложить ракету из набора геометрических фигур или из счетных палочек, проявляя воображение и фантазию).

Мы придумали ракету –
Корабля быстрее нету.
Приглашаем всех в полет,
Кого ракета понесет?

3 ребенок. (3 слайд с фотографиями собак Лайки, Белки и Стрелки) И вот в космическом корабле полетели   живые существа на борту – это были  собаки: первой полетела собака Лайка, а потом Белка и Стрелка. Они  благополучно вернулись на землю. И ученые решили осуществить свою заветную мечту – послать в космос человека!

4 ребенок  (слайд с фотографией Ю.А. Гагарина)

12 апреля 1961 года эта мечта сбылась. Впервые в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на корабле «Восток”. Это было очень важным событием для всего мира. Все люди планеты восторженно приветствовали первого космонавта.

Воспитатель: Какой формы увидел Гагарин нашу землю? Давайте и мы с вами превратимся в космонавтов и облетим вокруг земли, как первый космонавт.

Раз, два-стоит ракета,

Три,четыре-самолет.

Раз, два-хлопок в ладоши,

А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре-

Руки выше, плечи шире.

На ракете полетели.

Мы ребята смелые, смелые, умелые!

(Дети «облетают» вокруг земли-глобуса).

Воспитатель: Приземлились и продолжаем экскурсию по нашему планетарию.

5 ребенок (слайд с фотографией В.В.Терешковой)

Первой в мире женщиной-космонавтом была Валентина Владимировна Терешкова, совершившая космический полет  на космическом корабле «Восток-6». Валентина Терешкова родилась в деревне недалеко от Ярославля. В семье было трое детей.

 В семнадцать Валя уже была рабочей шинного завода. Надо было помогать матери.

 В свободное время ходила в аэроклуб, прыгала с парашютом. В 1962 году ее отобрали для подготовки к космическому полету, который состоялся 16 июня 1963 года. Позывной первой в мире женщины-космонавта был «Чайка».

Воспитатель: Дети, в этом году исполнилось 55 лет, как Валентина Владимировна совершила свой космический полет.

Но В.В.Терешкова не единственный космонавт, который родился на нашей ярославской земле.

Перейдем к следующему слайду (Фотография В.И. Токарева)

6 ребенок. Валерий  Иванович Токарев — Герой России, космонавт-испытатель. Щколу закончил в  городе Ростов Ярославской области.

 С 27 мая по 6 июня 1999 года совершил свой первый космический полёт.

С 1 октября 2005 года по 8 апреля 2006 года совершил свой второй космический полёт в качестве командира корабля «Союз ТМА-7» Произвёл два выхода в открытый космос общей длительностью . Сейчас продолжает работать в отряде космонавтов.

Воспитатель: И совсем недавно побывал в космосе еще один наш земляк-ярославец.

 7 ребенок. Алексей Николаевич Овчинин родился  в городе Рыбинск, Ярославская область. Посещал местный аэроклуб, свой первый полет на самолете Алексей совершил в 15 лет.  В свой первый полет в космос Овчинин стартовал 2 года назад года на корабле «Союз ТМА-20М» в качестве командира экипажа.  Продолжительность полета составила 172 суток, почти полгода.

Планетарий | астрономия | Britannica

Planetarium , театр, посвященный массовому образованию и развлечениям в астрономии и смежных областях, особенно в космической науке, традиционно построенный с полусферическим куполообразным потолком, который используется в качестве экрана, на котором отображаются изображения звезд, планет и других небесных объектов. проектируются. Термин планетарий может также относиться к учреждению, в котором такой театр функционирует как основное учебное заведение или к используемому специализированному проектору. Planetarium применяется еще в одном смысле для описания компьютерного программного обеспечения или Интернет-сайтов, которые позволяют пользователю моделировать виды ночного неба и различных небесных явлений.

Планетарий Купол планетария Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон, Португалия. Родриго Нуно Браганса да Кунья

Британская викторина

Тест по астрономии и космосу

Как называется темный центр пятна?

Установки постоянных планетариев сильно различаются.Те, кто находится в большом вспомогательном учреждении, могут сосуществовать с обширными выставочными площадями и музейными коллекциями и иметь значительный профессиональный и вспомогательный персонал. Их проекционные залы могут иметь диаметр 25 метров (82 фута) и более и вмещать более 600 человек. С другой стороны, планетарии местных сообществ или колледжей могут принимать только небольшие группы людей. В отдельный класс — переносные планетарии с надувными куполами и легкими проекторами, которые можно устанавливать в школах и вмещать одновременно несколько десятков учеников.

В основе каждого театра-планетария лежит проекционный инструмент. Первый современный электромеханический проектор для планетария был построен немецкой оптической фирмой Carl Zeiss в 1923 году для нового Немецкого музея в Мюнхене. Нынешние потомки этих инструментов представляют собой технически сложные, управляемые компьютером комбинации ламп, линз, волоконной оптики и моторных приводов, предназначенные для размещения планет, Солнца и Луны в их правильных местах среди звезд в течение тысяч лет прошлого и будущего и для воспроизводят их движения по небу, как правило, если смотреть с выбранной широты на Земле.Инструменты также могут добавлять такие детали, как сцены горизонта, Млечный Путь, туманности, кометы, метеоры, а также различные опорные линии и шкалы, используемые для обучения описательной астрономии и астрономии.

Планетарии на базе учреждений все чаще дополняют или заменяют электромеханические проекторы другими технологиями, в том числе полностью цифровыми проекционными системами, оснащенными линзами типа «рыбий глаз», и системами лазерной проекции, которые сканируют свои изображения на экране с помощью лазерных лучей с регулируемым цветом.Цифровые и лазерные системы позволяют бесшовно совмещать изображения неба, фотографии, изображения, видео и анимацию, созданную компьютером. Они также могут моделировать точные виды с любой точки зрения в космосе и отправлять зрителей в виртуальные полеты через Солнечную систему и за ее пределы, а также в межзвездное и межгалактическое пространство. Вариации конфигурации экрана и расположения сидений также становятся обычным явлением: от традиционного горизонтального куполообразного экрана и концентрических сидений вокруг центрального проектора до наклонных или искаженных куполов или гигантских огибающих экранов и сидений в стиле зрительного зала.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

В типичном театре-планетарии программы — обычно называемые небесными шоу — предлагаются публике по регулярному расписанию. Темы шоу могут быть сосредоточены на простых астрономических и космических темах или затрагивать связанные вопросы, такие как космология древних культур, исчезновение динозавров или будущее жизни на Земле. Тенденция, особенно для большой аудитории и нескольких ежедневных шоу, заключается в полной компьютерной автоматизации программы, сочетающей визуальное отображение, музыку и звуковые эффекты, а также предварительно записанное повествование.Большие планетарии с технологически продвинутыми мультимедийными установками часто дополняют свои научные программы шоу, представляющими собой чистое развлечение, основанное на свете, видео и музыке. В значительной степени, как в технологиях, так и в содержании публичных программ, различия между театрами-планетариями и другими развлекательными центрами с гигантским экраном «полного погружения» уменьшились.

Когда планетарий Немецкого музея с проектором Zeiss был публично открыт в 1923 году (за два года до официального открытия музея), его описывали как «классную комнату под сводами небес».«Специальные образовательные скай-шоу для школьников остаются важной частью программы в большинстве инсталляций; лекции по астрономии читаются в колледжах; и помещения обычно используются для курсов или лекций в программах непрерывного образования взрослых.

Термин планетарий первоначально использовался для описания типа механической модели, предназначенной для изображения орбитального движения планет и их спутников. Созданные для обучения и выставок, такие настольные устройства состояли из небольших глобусов, представляющих Солнце и планеты, которые были установлены на проволочных прутьях, поддерживаемых и закрепленных на центральном пьедестале.Многие из них включали большие спутники, известные на момент постройки. Также называемые orreries (в честь английского спонсора постройки 1712 года), они могли быть довольно сложными и точными.

.

информационных мероприятий планетария — Государственный колледж Семинолов

Мы приносим вам планетарий.

Планетарий предлагает широкий спектр информационных услуг для школ и широкой общественности. В прошлом планетарий посещал государственные школы в округах Ориндж, Семинол, Лейк и Волусия, а также организовывал мероприятия по «уличной астрономии» по всей Центральной Флориде. Если вы хотите запланировать посещение планетария, напишите в планетарий или позвоните по телефону 407.708.2421 для получения дополнительной информации.

Информационные мероприятия в государственных и частных школах

Уже почти 20 лет планетарий обслуживает государственные и частные школы Центральной Флориды. Для тех школ, расстояние или бюджет которых не позволяет им посещать планетарий, мы предлагаем несколько презентаций, которые могут дать опыт планетария в вашей собственной аудитории или медиацентре.

Для начальных школ мы рекомендуем «Разум в движении: исследование физического мира с Галилеем и Ньютоном».«Живое театральное шоу« Minds in Motion »знакомит нашу молодую аудиторию с двумя наиболее важными учеными в истории. Мы обсудим научный метод, наряду с гравитацией, силами и оптикой, с множеством демонстраций и возможностей волонтеров, чтобы сохранить развлекали даже самых измученных учеников.

Для средних и старших классов мы можем представить любое из наших публичных шоу, а также индивидуальные презентации по темам, которые наиболее актуальны для ваших классов. Обратите внимание, что мы не можем полностью воспроизвести опыт наших полнокупольные шоу (такие как «Окрестности Земли»), но мы сделаем все возможное, чтобы дать студентам наилучшие впечатления в этих условиях.

В прошлом планетарий проводил информационные мероприятия или посещал классы в следующих школах:

  • Средняя школа Лаймана: Лонгвуд
  • Средняя школа Хагерти: Овьедо
  • Начальная школа Беар-Лейк: Форест-Сити
  • Начальная школа Голдсборо: Сэнфорд
  • Средняя школа Сэнфорда: Сэнфорд
  • Начальная школа Остина Ночь науки: Остин

Общественные / общественные мероприятия

Планетарий специализируется на общественных и общественных мероприятиях.В зависимости от места и времени суток сотрудники планетария могут предоставить телескопы для наблюдения за небом или мультимедийные проекторы для экскурсий по Солнечной системе и за ее пределами. Мы проводили крупные мероприятия, в том числе сезонные «астрономические вечера на тротуарах», в следующих местах:

  • Cranes Roost Park: Altamonte Springs
  • Научный центр Орландо и обсерватория Кросби: Орландо
  • Harmony Dark Sky Festival: Harmony
  • Winter Park Деревня: Винтер Парк
  • Публичная библиотека округа Ориндж Серия летних мероприятий: Округ Ориндж

Для общественных / общественных работ с телескопами персоналу планетария требуется место, к которому можно напрямую добраться на автомобиле и с легким доступом к электросети.Персонал может предоставить проекторы, проекционные экраны и систему громкой связи, если это невозможно, как для мероприятий в помещении, так и на открытом воздухе.

.

Комментариев нет

Добавить комментарий