Предмет экономики образования: ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ — это… Что такое ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ?

Предмет экономики образования: ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ — это… Что такое ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ?

Содержание

Экономика образования в условиях рыночных трансформаций

Библиографическое описание:

Теплая, Н. В. Экономика образования в условиях рыночных трансформаций / Н. В. Теплая. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2018. — № 1 (12). — С. 6-9. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/78/2990/ (дата обращения: 25.11.2020).



В последнее время в российском обществе сформировались новые социально-экономические условия. Эти изменения коснулись и системы образования, особенно ее экономики. Процессы реформирования российской экономики требует квалитативного повышения человеческого, интеллектуального потенциала страны, поставив образовательную систему на высшую ступень развития социального общества. Социальный прогресс на рубеже тысячелетий выявил исключительную важность получения достойного образования в судьбе каждого человека.

Стратегической областью образования является обеспечение национальной безопасности. Образовательный уровень профессиональной подготовки населения позволяет судить о конкурентном преимуществе страны. Недостаточный уровень образования, не отвечающий требованиям научно-технического процесса, препятствует развитию экономики, сдерживает инновационные процессы.

Образование — это важнейший социальный институт, значимость которого проявляется в передаче знаний, социализации общества, обучения кадров, сохранения конкретного социума с его традициями, культурой, установками, ценностями. Оно не только обеспечивает приобщение человека к знаниям об окружающем мире, но и формирует его отношение к этому миру, определяет его мировоззренческую и нравственную позицию [1, с.136].

Образование как сложная система социальной природы в иерархической структуре мироздания является составным элементом (подсистемой) систем наиболее высшего уровня — экономики, социума, ориентирами которых выступают законы их динамики. На особенности функционирования образовательной системы в общественном процессе оказывает огромное влияние состояние и направление профессиональной подготовки специалиста.

Формирование рыночных отношений и социоэкономические изменения в российском обществе, затронули существенным образом систему образования, сформировали новые экономические условия функционирования. Стремительными темпами меняющиеся условия жизни населения заставили изыскивать другие аспекты совершенствования системы образования, трансформировать экономические процессы в новых условиях рыночных преобразований. Рассмотрим некоторые категориальные понятия и концептуальные соображения этих явлений.

Трансформация — это свойство системы, способное адаптироваться к требованиям рынка, учитывающее изменение условий целенаправленности деятельности, является — основным элементом концептуального подхода к этим преобразованиям.

Реформирование экономики образования — как преобразующей системы, это не одномоментное событие, а наоборот, длительный трансформационный процесс в ряде промежуточных состояний.

Состояние — это комплекс значимых системных параметров и элементов, на определенный момент времени. Результативность этого процесса — переход из менее устойчивого положения преобразуемой системы, в другое более устойчивое положение. Факторы, являются движущими силами этого развития претерпевающие изменения в ходе преобразования, и как следствие, на последнем этапе трансформирования проявляется новое качество системы, по совокупности внешних и внутренних факторов, определяющих ее динамику и отличие от исходной. Реакция образовательной системы на внешние воздействия (давления) проявляются в изменениях конечных продуктов ее деятельности. Эти перемены детерминированы трансформационными изменениями, происходящими в отношении конечных производственных результатов и, их состава, в направлениях и темпах формирования трансструктуры в образовательной системе.

Интерпретация внутренних факторов, позволяет рассматривать такие факторы устойчивости как ресурсообеспеченность, адаптивность и активность системы образования, поскольку, с общенаучной точки зрения, эти факторы имеют определяющие значения для ее устойчивости, причем в условиях рыночных трансформаций, доминирующим внутренним фактором устойчивости системы образования является именно активность (табл.

1) [3, с.126].

Таблица 1

Интерпретация внутренних факторов устойчивости системы образования в условиях рыночных трансформаций

Факторы устойчивости

Для прямых факторов среды

Для косвенных факторов среды

Ресурсообеспеченность

Количественный и качественный состав материально-технических, трудовых, финансовых, организационных, информационных и других ресурсов.

Адаптивность

Соответствие финансово-материальных потоков в самой системе и потоков между субъектами внешней среды.

Соответствие состава квалифицированных кадров, системы управления, ассортимента качества и объема предоставленной образовательной продукции рыночной конъюнктуре.

Активность

Эффективность и интенсивность снижения прямой ресурсной и финансовой зависимости от факторов внешней среды.

Эффективность и интенсивность совершенствования процессов образования, производства и сбыта образовательной продукции.

Осуществление трансформационного процесса предполагает наличие соответствующего механизма, в определенной цепочке отношений, обеспечивающего его преобразование от причин к действиям движущихся сил и порождаемых им явлениям, определяет связь, направление и основные черты. Поскольку преобразование системы экономических отношений происходит в процессе трансформации, значит трансформацию следует рассматривать как процесс этих преобразований. Нельзя забывать о том, что система экономических отношений представляет собой некую структуру, с определенным типом порядка (организации) и упорядоченности (организованности). В этом случае, трансформационный процесс следует рассматривать как процесс организационно-экономических преобразований этой системы, а механизм таких преобразований — организационно-экономический механизм трансформации.

Все это настолько диктует необходимость создания качественно нового трансформационного механизма, представляющего собой систему организационно-экономических отношений в форме связей между разнонаправленными движущими силами процесса. Состав и структура этого механизма, детерминированы природой трансформирующего объекта, а в основе действия этого механизма лежит совокупность объективных законов системных, организационных и экономических динамических процессов.

Система высшего образования отличается постоянной динамикой, она чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируясь к ее потребностям и вместе с тем активно влияя на состояние среды, предопределяет и сами эти потребности [1, с.137].

В ракурсе изложенных соображений рассмотрим некоторые особенности эволюционирования трансформационных явлений в экономике образования.

Трансформационные процессы в экономике образования следует рассматривать во взаимодействии с самой системой образования и с внешними связями социальных явлений в обществе, позволяющие проанализировать не только ограниченность ресурсов образовательной системы, но и выявить факторы, определяющие ее продуктивность.

Система образования находится в постоянном движении, цели, которые ставит перед собой система составляют органическое целое — вложение, процесс, выпуск продукции и т. д. Определить состояние этой системы, усовершенствовать ее, реализовать меры по эффективному планированию деятельности, устойчивому развитию на перспективу, позволит целостное рассмотрение взаимосвязей между основными компонентами этой системы. При этом ее можно характеризовать, с одной стороны, как составную часть национального хозяйства (народнохозяйственного комплекса), как часть экономических отношений, и, следовательно, функционирующую по общим экономическим законам, господствующим на данном этапе социоэкономического развития общества, а с другой стороны, как системообразующую основу социоэкономического развития, формирующую новые всеобщие экономические законы и закономерности [2, с.82].

Такая характеристика преобразующих факторов социокультурного развития экономических процессов системы образования может считаться достаточной в силу неравномерных по скорости происходящих трансформационных процессов перехода общества из индустриального в постиндустриальный этап своего развития.

В этом качестве основным фактором в экономике образования выступает система услуг, а лимитирующим фактором становится информация. Одновременно такая характеристика экономических отношений в системе образования позволяет сосредоточить внимание не только на воспроизводстве благ в вещной форме, но и на воспроизводство благ в форме услуг. Для выяснения природы экономических отношений в системе образования существенно установление процессов взаимодействия человека с природой и социальной сферой.

Рыночные трансформационные механизмы экономики образования позволят не только оптимизировать распределение ресурсов между производителем образовательных услуг, но и повысить эффективность использования средств, вкладываемых обществом в образование. Явным преимуществом этой трансформации является стимулирование роста эффективности производства. Подводя итог, в качестве главных факторов влияющих на развитие рыночных отношений в экономике образования, выделим следующие: определение значимости статуса основного капитала в обществе и диверсификации источников финансирования системы образования; определение роли государства в системе образования; использование неконсервативной идеологии; внедрение новейших информационных технологий.

Основной особенностью рыночных трансформаций экономики образования в России является ролевая неопределенность государства как регулятора рыночных процессов, затрудняющая ход рыночных реформ. Решение вопросов преобразования централизованной экономики системы образования в рыночную, достаточно сложны, не имеют, и не могут иметь единого подхода к их реализации.

Литература:

  1. Теплая, Н.В. «Роль современного высшего образования в стратегии государства» // Проблемы модернизации высшего экономического образования в России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Екатеринбург, 4–5 декабря 2003 г. / Отв. за вып. проф. А. Т. Тертышный. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2003. — С.136–138.
  2. Теплая, Н. В. Организационно-экономическая деятельность вуза в рыночных условиях хозяйствования / Н. В. Теплая. — Сургут: РИО СурГПУ, 2007. — 159 с.
  3. Теплая, Н. В. Формирование стратегии организационно-экономической деятельности устойчивого развития вуза [Электронный ресурс]: Региональный аспект: Дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. — М.: РГБ, 2003. — 197 с.

Основные термины (генерируются автоматически): система образования, образовательная система, экономика образования, внешняя среда, отношение, процесс, система, российское общество, трансформационный процесс, устойчивое положение.

Похожие статьи

К вопросу о соотношении категорий «система образования»…

образовательная система, образовательный процесс, образовательная деятельность, образовательная ситуация, система образования, инновационная образовательная система, локальный уровень…

Образование в контексте устойчивого развития: уровни. ..

устойчивое развитие, система образования, полученное образование, человеческое благополучие, человеческий капитал, социальная система, национальная безопасность, комплексная характеристика…

К вопросу о структуре образовательной среды учебных…

Образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса и межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия.

Рыночные отношения вузов в условиях… | Молодой ученый

Трансформационные процессы рыночной экономики, обуславливают необходимость

В условиях активного формирования рынка образовательных услуг как одного из доминирующих факторов рыночных отношений, российская система образования вынуждена…

Педагогические принципы трансформации воспитания…

Основные термины (генерируются автоматически): сельский социум, воспитательный процесс, культурно-идеологическая система

Некоторые аспекты трансформации образовательной среды… Педагогические принципы трансформации воспитания школьников в современной…

Реформирование системы образования в России: предпосылки. ..

Система образования в Российской Федерации.

Российская система образования: достоинства и недостатки. В статье рассматриваются основные положения о системе образования в Российской Федерации, также рассмотрен процесс реформирования высшего…

Муниципальная система образования как объект управления…

Система образования в Российской Федерации. Автор: Былда Людмила Михайловна.

Ключевые слова: устойчивое развитие, социально-экономическое развитие, муниципальное образование, система организационно-экономического обеспечения устойчивого развития. ..

Российская система образования: достоинства и недостатки

В статье рассматриваются основные положения о системе образования в Российской Федерации, также рассмотрен процесс реформирования высшего российского образования и произведено сравнение образовательных систем России и Запада (зарубежья).

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура

Особое значение приобретает влияние образовательной среды в процессе подготовки педагогических кадров.

Ориентация системы высшего образования на формирование профессиональной компетентности будущих учителей требует создания образовательной. ..

Предмет и метод экономики образования — конспект лекций

Экономика образования — важная ветвь системы экономических наук. Она относится к числу наиболее молодых Б поскольку как наука экономика образования сложилась гораздо позже экономики промышленности и ряда других отраслевых экономик : всего лишь несколько десятилетий назад. Для постижения экономических тайн и выявления своеобразия экономических категорий и законов в области образования недостаточно простого наблюдения и описания явлений. Необходима была специальная наука, способная проникнуть в суть происходящих процессов и раскрыть их движущие силы.
Такой наукой и стала экономика образования. Предмет ее можно определить следующим образом, это наука о специфике производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности личности и общества в них в условиях ограниченных ресурсов, выделяемых на эти цели. Она исследует и выявляет особенности действия экономических законов и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, повышения образовательного и культурно-технического уровня населения.
Как конкретная наука и учебная дисциплина экономика образования обладает своим, только ей присущим предметом, то есть объектом и субъектом изучения. Таким объектом являются своеобразные производительные силы и экономические отношения, характерные для организации и проведения процесса образовательной деятельности. Объект- это не только экономические условия и формы воспроизводства рабочей силы, формы общественных затрат на развитие системы образования и подготовку кадров, условия возмещения этих затрат, но и процесс создания и обмена образовательных услуг.
Субъектом исследования и изучения в экономике образования выступают люди, большая часть населения, которая в той или иной мере включена в образовательную трудовую деятельность. Это дети, воспитывающиеся в дошкольных учреждениях, учащиеся различных школ, средних специальных учебных заведений, студенты вузов и их родители, все, кто потребляет образовательные услуги; воспитатели, преподаватели и другие работники сферы образования. Сами экономические отношения, складывающиеся между различными субъектами по производству, обмену, распределению и потреблению образовательных услуг, многолики и выходят за пределы системы образования. К этим отношениям можно отнести следующие: отношения между государством и отдельным тружеником; между обществом и всеми занятыми в системе образования, а также в отдельных ее звеньях и учебных заведениях; между трудовыми коллективами общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений; между педагогическими коллективами и учащимися; между преподавателями и родителями учащихся и т.д. В экономическом исследовании и изучении эти многообразные отношения должны рассматриваться в системе, а не в отрыве, не в изоляции друг от друга.
Самобытность производственных отношений в сфере образования проявляется и в том, что здесь по-особому  действуют объективные экономические законы. Например, закон возвышения потребностей, который выражает причинно-следственную связь между развитием общественного производства и процессом количественного роста и качественного совершенствования потребностей населения, в области образования проявляется в ускоренной динамике роста образовательных потребностей, когда современная НТР и социальный прогресс порождают потребность в интеллектуализации труда.
Образование и квалификация превратились в самостоятельные ценности, поскольку одновременно удовлетворяют потребности как личности, так и общества. Интеллектуализация труда и других сторон человеческой деятельности в условиях социально-экономического прогресса приводят к заметному росту образовательного и квалификационного уровня населения, к возрастанию интеллектуальных затрат в материальном и духовном производстве. Тем самым проявляется экономическая закономерность более быстрого возрастания потребностей в образовательных услугах, чем в материальных благах. Это усиливает тенденцию увеличения доли всех услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны.
Своеобразно  проявляются  в сфере образования  и законы рыночного хозяйства: закон спроса и предложения, закон стоимости и др. В связи с преобладанием бесплатного образования спрос на образовательные услуги чаще не определяется платежеспособным спросом потребителя. Действие закона стоимости в области образования до сих пор по существу недооценивается.
Экономические категории в области образования тоже проявляются по-особому. Необычны здесь труд и его компоненты, продукт труда- образовательные услуги с их особой полезностью. Основной разновидностью собственности выступает интеллектуальная собственность. Своеобразное выражение получают и такие общеэкономические категории, как товар, его цена, заработная плата, хозяйственный механизм и др.
Не менее важно и то, что в этой отрасли производятся образовательные услуги — особая разновидность экономических благ.
Учет производственного аспекта и приоритетности сферы образования диктует необходимость эквивалентного обмена образовательных услуг на товарную продукцию других отраслей народного хозяйства. На этапе становления рыночной экономики особенно обострилась необходимость замены прежде господствовавшей внеэкономической командно-распорядительной системы хозяйствования новым экономическим механизмом с внедрением возмездного принципа ведения образовательной деятельности.
Методологической основой экономики образования выступает теория человеческого капитала. Основатели этой теории- американские экономисты Г.Беккер , Т.Шульц и их последователи- трактуют человеческий капитал как имеющийся у каждого запас знаний, способностей и мотиваций, которые влияют  на рост производства и доходов. Они ввели в экономический анализ еще один, дополнительны фактор. Представители классического экономического направления, как известно, исходили из так называемого функционального распределения доходов по трем факторам: труду, земле и “обычному” капиталу. Согласно новой концепции к распределению подключается и человеческий капитал. Причем на первый план выдвигалось личное присвоение соответствующей части дохода обладателем этого “четвертого фактора”.
Сторонники теории человеческого капитала рассматривают его в узком и  широком  ракурсе. В узком смысле одной из форм капитала является образование. В широком смысле человеческий капитал формируется за счет инвестиций  (долгосрочных вложений капитала)  в человека путем затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, расходы на охрану здоровья, миграцию и поиски информации о ценах и доходах.
Развиваемый в рамках концепции человеческого капитала экономический подход к человеку и его рациональному поведению широко используется в практике рыночного хозяйствования наиболее развитых стран мира. Через призму теории человеческого капитала образование стало рассматриваться во многих странах как решающий источник экономического роста, как инструмент смягчения социального неравенства и как средство борьбы с безработицей. В связи с этим произошел коренной пересмотр приоритетов в политике государства .Образование заняло достойное место в стратегии экономического роста различных стран, стало ключевым рычагом преодоления экономической отсталости. Бесспорно, что эта теория способствовала пересмотру первоначальной концепции рынка труда и явилась заметным вкладом в экономику труда.

Урок 9. экономика, экономическая наука — Обществознание — 11 класс

Обществознание, 11 класс

Урок № 9. Экономика, экономическая наука

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Понятие экономики как науки.
  2. Экономики как хозяйства.
  3. Ограниченность ресурсов.
  4. Уровни экономики: микроэкономика, макроэкономика.
  5. Производство.
  6. Факторы производства и факторные доходы.

Тезаурус:

Экономика — область общественных отношений по поводу производства, обмена, распределения, потребления результатов человеческой деятельности, а также эффективного использования ресурсов

Микроэкономика – наука о производственных отношениях на уровне функционирования фирм или хозяйств. Микроэкономика изучает такие вопросы, как формирование стоимости, ограниченность ресурсов, соотношение спроса и предложения, изменение их динамики.

Макроэкономика – наука о хозяйственной системе страны или целого мира. Макроэкономика исследует проблемы занятости населения, причины возникновения и пути преодоления инфляции, проблематику государственного бюджета, факторы влияния на экономический рост.

Производство — это процесс создания экономических благ и услуг, которые выступают исходным пунктом экономической деятельности.

Распределение — это разделение произведенного продукта, дохода между участвующими в его производстве.

Обмен — это процесс, в котором взамен произведенного продукта люди получают деньги или другой продукт.

Потребление — заключительная стадия производства, в процессе которой произведенный продукт используется (потребление предметов длительного пользования) или уничтожается (потребление продовольствия).

Потребность — это необходимость в чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом. Потребности могут возникать и изменяться как под влиянием внутренних побудительных мотивов, так и под внешним воздействием. Они становятся побудительным мотивом экономической деятельности.

Экономические блага — это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

Факторы производства — это ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг.

Факторный доход – это прибыль, которая получается от эксплуатации ресурсов или факторов производства.

Труд — это совокупность физических и умственных способностей, которые используют люди в процессе создания экономических благ. Величина этого фактора зависит от ряда параметров. Прежде всего — от количества населения трудоспособного возраста.

Земля– всевозможные природные ресурсы. Сюда относятся земельные участки, различные полезные ископаемые, древесину, водные ресурсы и т.п.

Капитал– произведенные человеком средства производства, задействованные в процессе производства. Капитал бывает двух видов:

Физический капитал–оборудование, здания, инструменты, транспортные магистрали, то есть все то, что реально относится к процессу производства или к транспортировке.

Финансовый (денежный) капитал – ценные бумаги или деньги, которые используются в рамках производственного производства т.е. для обогащения

Предпринимательские способности (предпринимательство)- деятельность, основанная на умении и возможности грамотно объединять остальные факторы производства ради получения прибыли, иметь определенные способности

Заработная плата – материальное вознаграждение за труд

Рента-определенная сумма, выплачиваемая за пользование землей.

Прибыль — разница между выручкуой от продаж товаров , необходимыми для производства или организации продажи этих товаров и услуг.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1.Обществознание. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, М. Ю. Телюкиной. — М.: Просвещение, 2018.

2. Курс экономической теории: учебник – 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2004г.

3. Экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 2007 – С.1152.

4. Седов В.В. Экономическая теория. Введение в экономическую теорию: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. с.36..

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Термин «экономика» (от греч. oikos-домашнее хозяйство и nomos-правила) имеет двоякий смысл. Впервые в научном труде слово «экономика» появилось в IV в. до н. э. у Аристотеля, который назвал ее «естественной наукой».

Экономика как наука прошла долгий путь развития. Вместе с изменением экономических условий жизни общества менялся и предмет экономики. В течение нескольких столетий предметом изучения экономики было богатство. Первоначально экономические школы и направления различались именно тем, что они понимали под богатством и источником богатства нации (от золота до всей массы созданных трудом людей продуктов). Во второй половине XIX в. предмет экономики меняется. Она становится наукой о рациональном ведении хозяйства в условиях ограниченности (редкости) ресурсов и безграничности потребностей. Сегодня такое понимание предмета экономической науки является господствующим.

Экономика –это наука, которая исследует, как люди в условиях ограничеснности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности.

Вопросы экономики как науки следующие:

  • что производить;
  • как производить;
  • кто будет это производить;
  • для кого это будет производиться.

У экономической науки следующие функции:

Познавательная: исследование явлений и процессов экономической жизни

Прогностическая: возможность предсказания наступления экономических событий

Мировоззренческая: формирование взглядов человека на его место в экономике, на роль государства в экономической жизни страны

Методологическая: открытие определенных законов в науке дает ей же возможность развиваться дальше

Критическая: возможность рассмотрения различных точек зрения, утверждения несостоятельности определенных мнений и суждений

Социальная: служение интересам общества, повышение благосостояния людей

Практическая: помощь развитию хозяйства, поиск наилучших производственных решений

Экономика как хозяйство — это система хозяйствования, включающая отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство , транспорт и т.д.) и нематериальны (образование, культура, здравоохранение) обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами.

Экономика построена на экономической деятельности, которая, в свою очередь, состоит из четырех основных элементов: производство –> распределение –> обмен –> потребление.

Производство – процесс создание экономических благ, т.е. объектов, удовлетворяющих потребности человека, изготовление которых подразумевает использование ресурсов и труда; экономические блага ограничены и доступны не всем слоям населения. Например, Помимо экономических благ существуют блага даровые. Их отличие состоит в равной доступности для всех, неограниченности и количественном превосходстве над потребностями людей. Сюда можно отнести воду, воздух, энергию солнца.

Благо существует в виде товара и услуги. Товар — продукт труда, имеющий стоимость и распределяющийся в обществе путём обмена, купли-продажи.Товар обладает рядом особенных черт, таких как обязательное наличие стоимости и пользы для потребителя. Услуга — это трудовая деятельность на основе найма или в обмен на товар.

Стадии общественного производства

В своем движении продукт проходит определенные стадии. Экономическая наука выделяет следующие стадии производства: производство как таковое, распределение, обмен, потребление.

Производство делится на материальное и нематериальное. Ошибочно предполагать, что материальное производство создает товар, а нематериальное образует сферу услуг, потому как услуги бывают и материальными (транспорт, торговля), и нематериальными (образование, культура).

Распределение — это разделение произведённого продукта, дохода между участвующими в производстве.

Обмен — это процесс, в котором взамен произведённого продукта люди получают деньги или другой продукт.

Потребление — значительная стадия производства, в процессе которой произведённый продукт используется (потребление предметов длительного пользования) или уничтожается (потребление продовольствия)

Сегодня существует несколько уровней хозяйственных связей и уровней экономической деятельности. Рассмотрим основные три: микроэкономика, макроэкономика и мировая экономика.

Микроэкономика изучает, что отдельный экономический субъект покупает и продает, что он потребляет и что производит; как он принимает экономические решения во всевозможных ситуациях на различных микроэкономических рынках, т.е. на рынков товаров, услуг, природных ресурсов и т.д. Также микроэкономика изучает, что происходит, когда отдельные экономические субъекты вступают в экономические отношения друг с другом: как формируются рынки и возникает конкуренция; каковы будут цены товаров, продаваемых на этих рынках; что будет с этими рынками в будущем; как эти рынки реагируют на поведение различных субъектов экономических отношений.

Макроэкономика более широкое понятие. Это часть экономической науки, которая исследует экономику как единое целое. Де-факто основатель макроэкономической теории был Джон Мейнард Кейнс. Сегодня существует экономическое направление — кейнсианство.

Современный этап экономического развития характеризуется высоким уровнем взаимосвязи национальных экономик в мировом масштабе. Законы развития мирового хозяйства, которое включает в себя: торговлю, движение капиталов, обмен в области науки и техники, валютные отношения и др., изучает самостоятельная часть экономической науки — мировая (международная) экономика.

Ограниченность ресурсов (редкость ресурсов) — экономическое представление, выражающее конечность, редкость, дефицит ресурсов, общедоступных человеку и людям в любой определенный исторический период, условную их недостаточность, в сопоставлении с бесконечными людскими нуждами для удовлетворения, которых эти ресурсы употребляются. Ограниченность ресурсов ставит общество в целом, каждого отдельного человека или коллектив людей перед проблемой выбора. С развитием общества потребности изменяются количественно и качественно. Из этого следует, что обществу необходимы экономические ресурсы во всевозрастающих масштабах, но ресурсы общества принципиально ограничены. Все потребности людей удовлетворить нельзя. Проблема экономического выбора общества возникает из необходимости производства разнообразных товаров и услуг в условиях ограниченности экономических ресурсов

Часть экономических ресурсов, которые реально участвуют в процессе производства товаров и услуг, называют факторами производства.

Выделяют четыре фактора производства:

1. Труд — умственные и физические способности людей, их навыки и опыт, которые используют в форме услуг. Труд характеризуется интенсивностью и производительностью.

Интенсивность труда — это напряженность труда, которая определяется степенью расходования рабочей силы в единицу времени.

Производительность труда — это результативность труда, которая измеряется количеством продукции, произведённой в единицу времени.

2. Земля – всевозможные природные ресурсы. Сюда относятся земельные участки, различные полезные ископаемые, древесину, водные ресурсы и т.п.

3. Капитал – произведенные человеком средства производства, задействованные в процессе производства.

4. Предпринимательские способности (предпринимательство) – деятельность, основанная на умении и возможности грамотно объединять остальные факторы производства ради получения прибыли, иметь определенные способности: умение идти на риск, способность к принятию решений, умение брать ответственность за принятые решения, восприимчивость к нововведениям.

5. Информация (знания)

В рыночных условиях все факторы производства свободно продаются и покупаются, принося при этом своим владельцам факторный доход:

Рента – доход, приносимый фактором «Земля». Это регулярная плата за пользование имуществом владельца, при этом самому владельцу не требуется прилагать для его получения никаких дополнительных усилий. Пример – плата за аренду земельного участка или квартиры. Человек, живущий на ренту, называется рантье.

Процент – доход от фактора «Капитал». Заработная плата – доход от фактора «Труд». Это плата наемному работнику за труд. Прибыль – доход от фактора «Предпринимательская способность» и информация.

Прибыль – доходы за вычетом расходов. Получение прибыли является основной целью любого предпринимателя и любой коммерческой организации.

Фактор производства

Факторный доход(

Труд

Заработная плата

Земля

Рента

Капитал

Процент

Предпринимательство

Прибыль

Разбор типового тренировочного задания

1. Что из перечисленного является фактором производства?

Варианты ответов:

  1. Зарплата
  2. Рента
  3. Капитал
  4. Прибыль

Правильный вариант: 3. Капитал.

2. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго

Фактор производства

Фактор дохода

Труд

Рента

Предпринимательские способности

Процент

Капитал

Зарплата

Земля

Прибыль

Правильный вариант:

Фактор производства

Фактор дохода

Капитал

Процент

Земля

Рента

Предпринимательские способности

Прибыль

Труд

Зарплата

EconPapers: Обзор экономики образования

1981-2020 гг.

Текущий редактор (и): E. Cohn

Из Elsevier
Библиографические данные для серий, поддерживаемых Haili He ().

Статистика доступа для этого журнала.
Отслеживайте цитирование всех элементов по RSS-каналу
Чего-то не хватает в сериале или нет? Смотрите проверку данных RePEc для архива и серии.


Том 78, выпуск C, 2020

Влияние политики личного финансового образования в средней школе на финансовое поведение
Карли Урбан , Максимилиан Шмайзер , J.Майкл Коллинз и Александра Браун
Практическое финансовое образование: исследование экономики в классе в начальной школе.
Майкл Бэтти , Дж. Майкл Коллинз , О’Рурк, Коллин и Элизабет Оддерс-Уайт
Льготы, оставленные на столе: свидетельства из Закона о гражданской помощи военнослужащим
Бенджамин Л. Кастлман , Ричард Паттерсон и Уильям Скиммихорн
Оценка воздействия программ финансового образования: количественная модель
Annamaria Lusardi , Pierre-Carl Michaud и Olivia S.Митчелл
Финансовое образование для женщин-иностранок, работающих в качестве домашней прислуги в Сингапуре
Рашми Баруа , Гаури Картини Шастри и Дин Ян
Влияние доступа к метро на выбор школы
Луис Херскович
Влияние финансового образования на молодежь
Вероника Фрисанчо
Финансовое образование в школах: метаанализ экспериментальных исследований
Tim Kaiser и Lukas Menkhoff
Влияние программ двойного ученичества на первые результаты на рынке труда: динамический подход
Brecht Neyt , Dieter Verhaest и Stijn Baert
Эффект соответствия способностей и дифференцированного обучения в обучении финансовой грамотности.Данные двух рандомизированных контрольных исследований
Kaat Iterbeke , Kristof De Witte , Koen Declercq и Wouter Schelfhout
Культура и финансовая грамотность взрослого населения: данные из США
Маддалена Даволи и Нурия Родригес-Планас
Одна работа лучше многих? Оценка влияния нескольких рабочих мест в школе на успеваемость учителей в Рио-де-Жанейро
Грегори Эльаква и Луана Маротта
Награды за красоту среди ученых
Дж.Джобу Бабин , Эндрю Хасси , Алекс Никольско-Ржевский и Дэвид А. Тейлор
Пострадало ли учеников принимающих школ от закрытия низкоэффективных школ? Влияние закрытия школ на приемные школы в Швеции 2000–2016 гг.
Йонас Ларссон Тагизаде
На рынке труда для штатных преподавателей экономики, не имеющих штатной должности
Кристиана Э. Хилмер и Майкл Дж.Хилмер
Вкратце: важность некогнитивных навыков в академическом несоответствии
Фернандо Сальтьель
Могут ли условные гранты привлечь лучших студентов? Свидетельства китайских педагогических колледжей
Ли Хан и Цзясинь Се
Устранение финансового неравенства в высших учебных заведениях США
Джон Дж. Чеслок и Яхья Шамехи
Развитие навыков детей иммигрантов
Мари Халл и Джонатан Норрис
Осмысление инфляции оценок
Адам Тайнер и Сет Гершенсон
Является ли «первый в семье» хорошим показателем расширения участия в университете?
Anna Adamecz-Völgyi , Morag Henderson и Nikki Shure
Относительный возраст и инвестиции в человеческий капитал
Пабло Пенья
Ограничения школьного предложения при выборе треков: исследование французского языка с использованием вакансий в старших классах
Manon Garrouste и Meryam Zaiem
Прощай, Чан Кайши? Долгосрочные последствия образования при авторитарном режиме на Тайване
Yu Bai и Yanjun Li

Том 77, выпуск C, 2020

Обучение работодателей, статистическая дискриминация и престиж университета
Паола Бордон и Брено Брага
Межправительственные трансферты при разнородной подотчетности: последствия реформы финансирования образования в Китае в 2006 г.
Yanqing Ding , Fengming Lu и Xiaoyang Ye
Влияние работы на рынке труда и отслеживания образования на результаты обучения студентов: данные из Тайваня
Fung-Mey Huang , Jen-Che Liao и Chin-Chun Yi
Мальчики отстают: как гендерные предубеждения учителей влияют на успеваемость учащихся
Камиль терьер
Количество лет обучения в школе, скорректированных с учётом степени обучения (LAYS): определение нового макроэкономического показателя образования
Деон Филмер , F.Роджерс , Ноам Ангрист и Шветлена Сабарвал
Последствия запрета мобильных телефонов в средних школах Швеции
Dany Kessel , Hulda Lif Hardardottir и Björn Tyrefors
Минимальные затраты на образование и эффект липучки
Тассия Круз и Талита Сильва
Гендерный разрыв в выборе основного колледжа в Чили
Паола Бордон , Каналы Каталина и Алехандра Мизала
Международные потоки студентов из развивающихся стран: влияют ли доноры?
Мауро Ланати и Райнер Тиле
Влияние Великой рецессии на специальности колледжа
Фуля Ю.Эрсой
Колебания в отрасли и выбор колледжей: свидетельства энергетического бума и спада
Луи Хан и Джон Винтерс
Детские убеждения, социальные убеждения и идентичность учителя и ученика соответствуют
Alex Eble и Feng Hu
Влияет ли пол братьев и сестер на личностные качества?
Bart H.H. Golsteyn и Cécile A.Ж. Магне
Бесплатный обед для всех! Влияние положения о праве сообщества на академические результаты
John Gordanier , Orgul Ozturk , Breyon Williams и Crystal Zhan
Влияние стандартной обратной связи теста по математике: использование естественного эксперимента в 3-м классе
Louise Beuchert , Tine Louise Eriksen и Morten Visby Krægpøth
Выбирать иначе? Поведение при поступлении в колледж и сохранение образовательного преимущества
Джудит Делани и Поль Деверо
Паралич в результате анализа? Влияние информации на получение студенческой ссуды
Бенджамин М.Маркс и Лесли Тернер

Том 76, выпуск C, 2020

Объяснение гендерного разрыва в успеваемости и отношении к математике: роль гендерного равенства в обществе
З. Эйлем Геврек , Дениз Геврек и Кристиан Ноймайер
Закрытие школ закрывает двери? Влияние закрытия средней школы на успеваемость и успеваемость
Мэтью Ларсен
Ассимиляция иммигрантов: имеет ли значение раннее школьное воздействие?
Taryn Ann Galloway и Hege Marie Gjefsen
Государственная партийность и высшее образование
Альберто Ортега
Девочки впереди: как изменение даты поступления в школу повлияет на разницу в сдаче экзаменов и сдаче экзаменов в школу
Филип Дж.Повар и Songman Kang
Выбор или награждение учителей? Международные данные из начальных школ
Michela Braga , Daniele Checchi , Francesco Scervini и Christelle Garrouste
Технологии и варианты образования: данные программы «Один ноутбук на каждого ребенка»
Мария Люсия Янгуас
Социальный возврат к личному выбору? Влияние чартерных школ на поведенческие результаты, аресты и гражданское участие
Эндрю МакИчин , Дуглас Ли Лауэн , Сара Криттенден Фуллер и Рэйчел М.Перера
Время начала обучения в средней школе и успеваемость учащихся: не ограничиваясь результатами тестов
Мэтью Ленард , Мелинда Моррилл и Джон Уэстолл
Образование и здоровье на протяжении жизненного цикла
Роберт Кестнер , Cuiping Schiman и Джейсон Уорд

Экономика и образование | Политика в области образования и социальный анализ

Программа экономики и образования
Педагогический колледж Колумбийского университета, M.A. 2019

Сотрудник по программе — исследования

Фонд Юинга Марион Кауфмана — Канзас-Сити, Миссури

Взаимосвязь между образованием и экономическим развитием впервые привлекла мое внимание на заключительном курсе бакалавриата под названием Государство и общество . Мне еще предстояло решить, что делать после окончания учебы, но я был уверен, что хочу продолжить изучение роли политики в области образования, человеческого капитала и инноваций в стимулировании экономического роста. Я знал, что мне нужно поступить в аспирантуру, но понятия не имел, какая степень или специальность мне подойдет лучше всего.В итоге я провел несколько лет в Азии, преподавал здоровье и английский язык в сельских районах Таиланда и основал компанию по обучению учителей и трудоустройству в Шанхае, Китай, пока я искал подходящую программу для выпускников.

Я до сих пор точно помню, где был, когда открыл для себя программу «Экономика и образование» в педагогическом колледже. Работая в Азии, меня все больше интересовал разрыв между политикой в ​​области образования и функциональными навыками, необходимыми для роста местной экономики. Мне было любопытно, могут ли политические меры распространять знания и навыки среди местного населения и эффективно устранять эти пробелы.После знакомства с программой «Экономика и образование» я перестал искать другие программы для выпускников и сосредоточил всю свою энергию на поступлении в TC.

Знания и навыки, которые я приобрел за два года обучения по программе «Экономика и образование», послужили толчком для моей карьеры. У каждого профессора есть собственный опыт, благодаря которому я познакомился с литературой и теорией по самым разным дисциплинам. Кроме того, курсы по статистике и науке о данных предоставили мне инструменты для проведения количественного анализа, с которым у меня раньше не было опыта.

По моему опыту, наиболее важным аспектом программы «Экономика и образование» было создание сетей. В течение нескольких месяцев после первого семестра я получил электронное письмо ведущего специалиста о работе в Департаменте образования Нью-Йорка. Директором департамента был бывший выпускник ТК. Несмотря на то, что я проучился в первый семестр в TC и не имел предыдущего опыта количественной оценки, директор знал, что я записан на курсы статистики, и достаточно доверял программе TC, чтобы предложить мне должность менеджера данных.Это была лучшая работа, которую мне когда-либо предлагали.

После окончания учебы профессор ТК предложил мне поработать в Фонде Кауфмана. Будучи из Канзас-Сити, я был знаком с работой Кауфмана в области предпринимательства и образования, но не знал никого из нынешних сотрудников. У этого профессора были прочные профессиональные отношения с несколькими сотрудниками Kauffman, и он предложил прислать им рекомендации по электронной почте. Введение привело к тому, что я устроился на полный рабочий день экономистом-исследователем, где в настоящее время я управляю портфелем исследовательских грантов и провожу анализ данных о предпринимательстве.

Моя способность выполнять функции моей работы напрямую связана со знаниями и навыками, которые я приобрел в рамках программы «Экономика и образование». Планируя свой карьерный путь на обозримое будущее, я продолжаю отмечать положительное влияние моего опыта в TC.

Экономика и международные отношения Бакалавриат: Университет Сассекса

Эти модули работают в 2020/21 учебном году. Мы также планируем предложить их в будущие учебные годы.Они могут стать недоступными из-за наличия персонала, спроса студентов или обновлений нашей учебной программы. Мы обязательно сообщим нашим кандидатам о таких изменениях модулей при первой возможности. Некоторые комбинации модулей могут оказаться невозможными из-за ограничений по расписанию.

Базовые модули

Базовые модули берут на себя все студенты курса. Они дают вам прочную основу в выбранном предмете и готовят вас к изучению тем, которые вас интересуют больше всего.

Осеннее обучение
Весеннее обучение

Эти модули действуют в 2020/21 учебном году. Мы также планируем предложить их в будущие учебные годы. Они могут стать недоступными из-за наличия персонала, спроса студентов или обновлений нашей учебной программы. Мы обязательно сообщим нашим кандидатам о таких изменениях модулей при первой возможности. Некоторые комбинации модулей могут оказаться невозможными из-за ограничений по расписанию.

Базовые модули

Базовые модули берут на себя все студенты курса.Они дают вам прочную основу в выбранном предмете и готовят вас к изучению тем, которые вас интересуют больше всего.

Осеннее обучение
Весеннее обучение
Опции

Наряду с основными модулями вы можете выбрать варианты, чтобы расширить свой кругозор и адаптировать свой курс к вашим интересам. Этот список дает вам представление о наших варианты, которые постоянно пересматриваются и могут изменяться, например, в ответ на отзывы студентов или последние исследования.

Хотя наша цель, чтобы учащиеся выбирали предпочтительные комбинации вариантов, это не может быть гарантировано и будет зависеть от графика. Варианты могут быть сгруппированы, и если это так, студенты смогут выбрать определенное количество вариантов из выбора, доступного в любой конкретной группе.

Весеннее обучение

Обучение за рубежом (по желанию)

Подайте заявку на обучение за границей — вы разовьете международную перспективу и получите преимущество, когда дело доходит до вашей карьеры.Узнайте, куда может вас привести ваш курс

Размещение (необязательно)

Чтобы помочь вам получить опыт и расширить возможности трудоустройства, вы можете подать заявку на дополнительное место в рамках вашего курса. Вы будете нести ответственность за подачу заявки и обеспечение своего места размещения. Наша преданная профессиональная команда может предоставить вам информацию и совет. Если вам удастся получить место, это станет частью вашего курса.

Узнайте больше о размещении и стажировке

Недавние студенты прошли практику по адресу:

  • Партнеры по первому капиталу
  • PwC (PricewaterhouseCoopers)
  • Эрнст энд Янг.

Для получения дополнительной информации посетите Департамент экономики: Размещение

Работодатели, сотрудники BMEc и студенты обсуждают преимущества трудоустройства

Ничто не сравнится с этим опытом. Связи, которые я установил, и навыки, которые я развил, в огромной степени помогут мне в трудоустройстве и производительности ». Эмили Фаулер
Экономика и международные отношения BA
Помощник экономиста, Консультативный комитет по миграции, Министерство внутренних дел

Обратите внимание: Если вы получаете или подаете заявление на получение средств федерального прямого займа США, вы не можете переводить в версия вашего курса с дополнительным периодом обучения за границей в любой стране или дополнительным размещением в США, если количество кредитов для размещения / стажировки превышает 25% от общего количества кредитов по вашему курсу.Узнайте больше об американских студенческих займах и федеральной помощи студентам

Эти модули работают в 2020/21 учебном году. Мы также планируем предложить их в будущие учебные годы. Они могут стать недоступными из-за наличия персонала, спроса студентов или обновлений нашей учебной программы. Мы обязательно сообщим нашим кандидатам о таких изменениях модулей при первой возможности. Некоторые комбинации модулей могут оказаться невозможными из-за ограничений по расписанию.

Базовые модули

Базовые модули берут на себя все студенты курса.Они дают вам прочную основу в выбранном предмете и готовят вас к изучению тем, которые вас интересуют больше всего.

Осеннее обучение
Весеннее обучение
Опции

Наряду с основными модулями вы можете выбрать варианты, чтобы расширить свой кругозор и адаптировать свой курс к вашим интересам. Этот список дает вам представление о наших варианты, которые постоянно пересматриваются и могут изменяться, например, в ответ на отзывы студентов или последние исследования.

Хотя наша цель, чтобы учащиеся выбирали предпочтительные комбинации вариантов, это не может быть гарантировано и будет зависеть от графика. Варианты могут быть сгруппированы, и если это так, студенты смогут выбрать определенное количество вариантов из выбора, доступного в любой конкретной группе.

Осеннее обучение
Весеннее обучение

Экономика | U-M LSA

Перейти к содержанию
  • U-M
  • //
  • LSA
  • //
  • Департаменты и подразделения
  • //
  • Мажоры и несовершеннолетние
  • //
  • LSA шлюз
Отправить поиск по сайту

Поиск

Поиск: {{$ root.lsaSearchQuery.q}}, страница {{$ root.page}}

{{item.title}}
{{item.snippet}}
{{item.snippet}}
предыдущий | следующий

  • О нас
  • Люди
  • Семинары
  • Новости и события
  • Свяжитесь с нами

для

  • Студенты
  • Докторантура
  • Магистр прикладной экономики
  • MITRE
  • Научно-исследовательский семинар по количественной экономике
  • Исследования
  • Подполя экономики в Мичигане
  • Выпускники и друзья
  • U-M
  • LSA
  • Отделения и подразделения
  • Мажоры и несовершеннолетние
  • Шлюз LSA
Поиск по ключевым словам econ
    .

Комментариев нет

Добавить комментарий