Методика проведения экскурсии: لم يتم العثور على الصفحة

Методика проведения экскурсии: لم يتم العثور على الصفحة

Содержание

Методическая разработка по литературе на тему: Методика проведения экскурсии по городу с исследовательским наполнением

Методика проведения экскурсии по городу с исследовательским наполнением.

 1.Введение. 

Самым доступным способом в привлечении школьного музея или внемузейного объекта в деле дополнительного образования и воспитания школьников является экскурсия. Педагоги образовательных учреждений  применяют в своей практике экскурсии, используя их как форму дополнительного образовательного элемента. Экскурсия для учащихся — это интеллектуальное удовольствие, а для педагога  — это сложный творческий процесс, успех которого зависит от хорошей подготовки и от того, владеет ли он информацией ведения экскурсий, обладает ли талантом красноречия. Экскурсия – это не только односторонняя подача материала педагогом, но и хорошая основа для научно-исследовательской деятельности учащихся.  Нами выявлено следующее противоречие: в условиях нашего города (г.Новокузнецк) существует великолепная возможность организации подобных экскурсий, в то же время опыт педагогов в этой области минимален, вероятно, это происходит из-за незнания методики проведения исследовательских экскурсий. Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: как организовать экскурсию с исследовательским наполнением. В соответствии с проблемой была определена тема исследования: «Методика проведения экскурсии по городу с исследовательским наполнением».

Объект исследования — методика проведения экскурсии.

Предмет исследования — исследовательское наполнение экскурсий.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть основные понятия, виды экскурсий, выбор темы, цели и задачи.

2. Определить специфику  проведения экскурсии с исследовательским наполнением.

  1. Понятие экскурсии, виды и цели.

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем — «вылазка, поездка».  Самое раннее толкование этому термину дает В. Даль: «Экскурсия — проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав» [3]. Как принято считать, экскурсия это – коллективный осмотр музея или внемузейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста – экскурсовода в образовательных и воспитательных целях. В тоже время автор учебного пособия «Педагогика» Сластенин В.А., характеризует экскурсию как: «Специальное учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятии, в музеи, на выставки и т.д.» [5]. Музееведы отмечают, что экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, проводимая в не рамках школы, или с использованием материалов школьного музея. Отметим, что такие экскурсии делятся на две группы: школьные и внешкольные. Школьная экскурсия это – форма учебно–воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту, по выбору учителя и по темам, связанным с программами[4]. Педагогу нужно очень серьезно подойти к выбору темы экскурсии. Тема экскурсии является её основой, на чем строится показ и рассказ. Темами экскурсии могут быть: архитектура населенного пункта; творчество местных литераторов; история жизни знаменитых земляков; история улицы; экология местности; экономическое развитие и т.д. Тема, которая будет раскрываться в ходе экскурсионного занятия, должна быть актуальной и соответствовать плану учебных занятий, которая поможет в большей степени усвоить предмет.  После утверждения темы экскурсии следует определить её цель. Нужно помнить, что основная цель школьных экскурсий – углубленное изучение школьной программы. Целями экскурсии могут выступать:  воспитание патриотизма;  интернациональное воспитание;  трудовое воспитание;  эстетическое воспитание;  экологические воспитание;  показ достижения населенного пункта в экономике страны;  показ исторической роли населенного пункта;  знакомство с особенностями природы края;  расширение кругозора. В ходе экскурсионного процесса педагог помогает учащимся увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача) [2]. Затем определяется экскурсионный объект, который будет рассматриваться в ходе экскурсии и нести в себе основную смысловую нагрузку. Педагогу необходимо сориентировать учеников на выбранные им объекты показа экспозиции. Объект должен обладать яркими, выразительными, интересными для экскурсантов характеристиками. Экскурсионный объект – это предмет или историческое (природное, механическое) явление, несущее информационную функцию [2]. Объект в экскурсии – это не только внешняя сторона, но и конкретное помещение, где происходили исторические события, действовали реальные лица. Объектами экскурсии могут являться:  памятные места; здания и сооружения; природные объекты; производственные и промышленные объекты; экспозиции государственных музеев, картинных галерей, постоянные и   временные выставки; памятники археологии – городища, временные стоянки, места поселения, и т.д.

Одна из задач экскурсии — выработать у учащихся отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.  Дать оценку — значит составить представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества.  Оценка экскурсии — это выводы ребенка, к которым его подводит учитель.

   

3. Методика проведения экскурсии с исследовательским наполнением.

В основу подготовки любой экскурсии должны быть положены главные принципы и требования педагогической науки, такие как взаимосвязь обучения и воспитания, учет логики предмета, последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность, эмоциональность, учет возрастных особенностей экскурсантов. Методика проведения экскурсий направлена на то, чтобы помочь учащимся легче усвоить ее содержание. Делается это с помощью методических приемов, которые делятся на две группы — приемы показа и приемы рассказа.   Существует мнение, что экскурсии — это маленькие диссертации. Действительно, экскурсия может являться научной работой. В ней присутствует научное исследование. Исследование опирается на некоторую систему знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления, то есть является научным. Рассмотрим подробнее методику проведения исследовательской экскурсии. Ход исследовательской экскурсии во многом напоминает ход предметного урока и может быть представлен в следующей схеме.

        1). Учащимся или группам детей указываются объекты или объект для наблюдения.

        2). До сведения экскурсантов доводятся задания, по которым пойдет исследование объектов. Они распределяются между учащимися в зависимости от запланированной организации их деятельности. В практике проведения экскурсий первый и второй этапы выполняются в тесной взаимосвязи, часто одновременно. Задания должны быть сформулированы очень четко, без лишних слов.

         3). Самостоятельная работа учащихся по изучению объекта. На этом этапе ведущим является метод наблюдений. Как и на предметном уроке, эта деятельность детей не должна быть оставлена без внимания учителя. Может возникнуть необходимость дать дополнительные разъяснения по заданиям всем или отдельным учащимся, заменить объекты исследования, оказать помощь в сборах и т. д.

         4).Обсуждение результатов самостоятельной работы. Оно может протекать по-разному. Если экскурсия проводится как фронтальная, то обсуждение результатов самостоятельной работы проводится после выполненного каждого задания. Если учащиеся выполняют сразу несколько одинаковых заданий и организованы по группам, то в коллективном обсуждении от групп могут выступить отдельные учащиеся. В этом случае по наблюдаемым объектам формируется общее знание. Если у групп были разные задания и по разным объектам, каждая группа доводит до сведения других групп свои исследования. При этом очень важно, чтобы дети не только рассказывали о результатах самостоятельной работы, но и подтверждали их демонстрацией наблюдаемых объектов, создавали возможности для других групп выполнить фрагментарно некоторые наблюдения.

         5). Обобщение и формулировка вывода.

                   Домашнего задания после экскурсии может и не быть. Но классу можно предложить выполнить соответствующее задание в рабочих тетрадях, провести аналогичные наблюдения в другом месте, дополнить наблюдения на экскурсии другими наблюдениями за объектами, которых не было на места экскурсии.          

Заключение. 

 В работе были рассмотрены основные понятия, этапы экскурсий, ее цели, задачи, значение в образовательном процессе.   Чтобы правильно организовать экскурсию с исследовательским наполнением, нужно придерживаться определенных ее этапов, включая практические занятия.  Учитывая высокую эффективность правильно организованной экскурсии, учителю целесообразно использовать каждую возможность для экскурсионного изучения окружающего мира, вопросов взаимоотношений человека и природы. Практика показывает, что  количество экскурсий по сравнению с классными уроками незначительно — обычно не более 3-5 в год. Это связано с тем, что далеко не все изучаемые объекты и явления можно наблюдать в окрестностях школы, своего населённого пункта. Все же, стоит признать, что экскурсия – это прекрасный метод изучения предмета.  Учащиеся высоко оценят, если экскурсия  будет содержать исследовательский элемент, ведь это не односторонний процесс подачи информации, а взаимодействие в команде, осознание своей значимости, у ученика останется чувство удовлетворения от активного участия, от выполненного задания,  повысится интерес и его «включенность» в процесс.

Список литературы:

  1. Александров Ю.Н. Подготовка и проведение экскурсий. Методические рекомендации.  М.: 2002.
  2. Гецевич Н.А. Основы экскурсоведения: Учеб. пособие. Минск: Изд-во Университетское. 1988.
  3. Даль В.И. Толковый словарь.  Изд. Олма Медиа Групп. 2009.
  4. Савина Н.В. Экскурсии в природу: Учебно-практическое пособие. Минск. 2001.
  5. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.;  Педагогика. М.: Изд.  Академия. 2002.

Методика проведения экскурсии (стр. 1 из 9)

Содержание.

Введение…………………………………………………..3

1. Предмет и иды экскурсионной методики.

1.1 Предмет и виды экскурсионной методики……5

1.2. Методика подготовки экскурсий…………………8

2. Классификация методических приемов.

2.1 Классификация методических приемов………….14

2.2 Методические приемы показа……………….……17

2.3 Методические приемы рассказа………………….25

3. Особые методические приемы.

3.1.Прием демонстрации наглядного пособия………35

3.2Усвоение экскурсоводом методическим приемов……………………………………………………..39

4. Техника ведения экскурсий.

4.1 Техника ведения экскурсий………………………42

Заключение…………………………………………………..51

Библиографический список……………..……………….…52

Введение.

Методика в широком смысле слова — совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, решения какой-либо задачи, достижения поставленной це­ли, а в более узком смысле представляет собой совокуп­ность конкретных методических приемов проведения лек­ций, бесед, экскурсий на определенную тему и для опреде­ленной группы.

Методику разделяют на общую и частную.

Экскурсия – это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, показ, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а так же событий, с ними связанных.

Экскурсоводу не безразлично, что увидит экскурсант, как он поймет и воспримет увиденное и услышанное.

Экскурсовод своими объяснениями подводит экскурсантов к необходимым выводам, от этого зависит эффективность экскурсии.

Из этого следует, что сущность экскурсии можно определить так: наглядный процесс познания окружающего мира, процесс, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в залах музеев, выставок, мастерских скульптора, художника и др.

Экскурсионная методика является частной методикой, так как она связана с процессом распространения знаний на основе одной формы работы. Экскурсионная методика представляет собой совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумму методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных групп людей.

Методика экскурсионной работы отвечает на следующие вопросы:

1. Для чего подготовлена и проводится экскурсия (цель, задачи)?

2. Какие вопросы освещаются на экскурсии (чему по­священо ее содержание)?

3. Как проводить экскурсию (методические приемы)?

4. Как сохранить внимание экскурсантов?

Экскурсионная методика состоит из нескольких само­стоятельных, связанных друг с другом частей:

— методики разработки новой для данного бюро темы;

— методики разработки экскурсоводом новой для него темы, но уже разработанной в данном бюро;

— методики подготовки экскурсовода к проведению оче­редной экскурсии;

— методики проведения экскурсии;

— методики после экскурсионной работы.

Предметом экскурсионной методики является целенаправленное изучение, систематизация, формулирование, разъяснение и применение на практике средств и методов воспитания и обучения, а также методических приёмов, при помощи которых работники экскурсионных учреждений осуществляют свою деятельность. Экскурсионная методика обобщает опыт проведения экскурсий, разрабатывает и предлагает такие методические приёмы, которые оправдали себя на практике и обеспечивают наивысшую эффективность раскрытия и восприятия темы.

1.Предмет и виды экскурсионных методик.

1.1 Предмет и виды экскурсионных методик.

Методика проведения экскурсии – это совокупность, как заведено, используемых при ведении экскурсии приемов, которые призваны отыскать путь более обычного и совместно с тем, как всем известно, действенного заслуги цели экскурсии, посодействовать экскурсантам легче и прочнее наконец-то усвоить содержание экскурсии.

Методические приемы проведения экскурсии разделяются на общие, личные и единичные. Вообразите себе один факт о том, что общие приемы являются, как заведено, основой проведения, как всем известно, хоть какой экскурсии независимо от ее темы, состава, как заведено, экскурсионной группы. Надо сказать то, что личными, в конце концов, числятся те приемы, которые употребляются в экскурсиях, как большинство из нас привыкло говорить, определенного вида (производственных, музейных, природоведческих, транспортных, пешеходных), либо в экскурсиях, проводимых для определенной, как люди привыкли выражаться, экскурсионной аудитории (малышей, молодежи, взрослых). Не для кого не секрет то, что личные методики, делая упор на главные требования экскурсионной методики, развивают и конкретизируют более, как многие выражаются, действенные приемы проведения экскурсий данного вида. Все знают то, что в конце концов, единичные приемы являются, как мы с вами постоянно говорим, неповторимыми методами наблюдения какого-нибудь, как многие выражаются, 1-го объекта либо рассказа о нем, к примеру показ строения, стоящего на берегу водоема, которое в летний погожий день, наконец, отражается на его поверхности. И даже не надо и говорить о том, что такие приемы, обычно, являются интеллектуальной собственностью 1-го экскурсовода не, наконец, используются всеми, кто, стало быть, проводит подобные экскурсии. И действительно, к единичным приемам относятся и те, внедрение которых ограничено, как мы выражаемся, определенным временем года либо дня.

Экскурсионная методика рассматривается в нескольких аспектах: как основа профессионального мастерства экскурсоводов; как механизм, совершенствующий «подачу» материала; как процесс упорядочения деятельности экскурсовода. Методика помогает экскурсантам увидеть, запомнить и понять значительно больше, чем на лекции, раскрывающей ту же тему. Так происходит потому, что методика лектора в значительной своей части основана на разного рода сообщениях и описаниях, лекционный рассказ ведётся в отрыве от объектов описания.Экскурсионная методика состоит из нескольких самостоятельных,связанных друг с другом частей:- методики разработки новой для данного бюро темы;- методики разработки экскурсоводом новой для него темы, но ужеразработанной в данном бюро;- методики подготовки экскурсовода к проведению очереднойэкскурсии; — методики проведения экскурсии;- методики послеэкскурсионной работы.

Аспекты экскурсионной методики: основа профессионального мастерства экскурсовода, механизм подачи материала, процесс упорядочения деятельности экскурсовода в ходе подготовки и проведения экскурсии.

Экскурсионная методика связана с такими понятиями как рассказ и показ. На вопрос о соотношении показа и рассказа в экскурсии методика дает однозначный ответ: от показа к рассказу. Начинать следует с показа, со зрительных или иных (осязательных, обонятельных) впечатлений, а затем уже вводить рассказ. Методика учитывает способность объекта привлекать внимание, использует различные средства усиления внимания экскурсантов.

Еще одна задача методики – подсказать наиболее эффективное использование методических приемов ведения экскурсии. Экскурсионная методика учитывает вопросы эмоционального воздействия на экскурсантов.

Предметом экскурсионной методики является целенаправленное изучение, систематизация, формулирование, разъяснение и применение на практике средств и методов воспитания и обучения, а также методических приёмов, при помощи которых работники экскурсионных учреждений осуществляют свою деятельность. Экскурсионная методика обобщает опыт проведения экскурсий, разрабатывает и предлагает такие методические приёмы, которые оправдали себя на практике и обеспечивают наивысшую эффективность раскрытия и восприятия темы.

1.2 Методика подготовки экскурсий.

Разработку экскурсии осуществляет творческая группа, состоящая в зависимости от сложности темы из 3-10 человек. Каждый из участников работает над одним из раз­делов или одной из подтем экскурсии. Объединяет и редак­тирует подготовленный материала руководитель творческой группы.

Подготовка делится на два этапа:

— предварительный — подбор и изучение фактических материалов (т.е. процесс первоначального накопления зна­ний по данной теме), осуществляемый творческой группой, выбор объектов, на которых будет построена экскурсия;

— непосредственный — составление экскурсионного мар­шрута, обработка фактического материала.

Кроме того, проводится работа над структурой мето­дической разработки: вступление, основная часть, за­ключение; составляется контрольный текст, анализируется методическое ведение экскурсии (определение наиболее це­лесообразных методических приемов показа и рассказа кон­кретно для той или иной части экскурсии), формируется «портфель экскурсовода», подготавливается индивидуаль­ный текст. Методическая разработка представляет собой сжатый план, документ, который определяет, как провести данную экскурсию, в какой последовательности организовать показ памятников, какую методику целесообразно применять для эффективного проведения экскурсии. Здесь же экскурсовод должен найти советы, в какой последовательности вести показ и рассказ, какие материалы из «портфеля экскурсово­да» и когда лучше продемонстрировать. Методическая раз­работка составляется на каждую тему экскурсии.

Неотъемлемая часть разработок — рекомендации по тех­нике проведения экскурсии (расположение экскурсионной группы около объектов, схема движения экскурсантов по маршруту и т. д.).

Методическая разработка является обязательным доку­ментом, без которого экскурсия на данную тему не может проводиться.

Обязательным документом является и индивидуальный текст, который дает экскурсоводу право проведения экскур­сии по данной теме. Правильно составленная методическая разработка помогает экскурсоводу более полно раскрыть тему.

Методика организации, этапы подготовки и проведения учебных экскурсий.

Методика организации, этапы подготовки и проведения учебных экскурсий.

Учебная экскурсия – сложная в методическом и организационном от–ношении форма занятия с обучающимися в природе или на производстве, требующая тщательной подготовки учителя и обучающихся. В курсе школьной географии установлен обязательный минимум учебных экскурсий для каждого класса. Тематика экскурсий и их последовательность установлены с таким расчетом, чтобы обучающиеся на протяжении школьного курса ознакомились со всеми явлениями природы, выполнили требуемые программой практические работы на местности (Финаров, Д. П. Методика обучения географии в школе. М. : АСТ: Астрель, ХРАНИТЕЛЬ, 2007. С. 156).

Учебные экскурсии в основном проводятся во вне учебное время , так как для проведения учебной экскурсии нужно не менее двух часов, а иногда и более. Учебные экскурсии, возможно проводить до изучения программного материала или после. В первом случае задачей экскурсии является создание у обучающихся представлений, на которые могло бы опираться последующее обучение на уроке. Во втором случае экскурсия носит повторительный характер и иллюстрирует пройденное на уроке. Обстоятельное осмысление и хорошее усвоение изучаемого материала – важнейшая задача учебной экскурсии.

Школьный курс по географии предусматривает обязательные учебные экскурсии по изучению отдельных физико – и экономико – географических объектов. Актуальность разработки и проведения экскурсии, в качестве урока по географии, заключается в том, что до сегодняшнего момента это один из лучших способов изложения и передачи краеведческого материала, имеющего непосредственное отношение к той территории, на которой проживают обучающиеся (Душина И. В. Практикум по методике обучения геогрфии : Учебное пособие для студентов педагогических вузов.М. : Прометей, 2013. С. 135 ).

Для решения этой задачи существует методика проведения экскурсий.Можно выделить 3 основных этапа учебной экскурсии:

1. Подготовка учителя и обучающихся к проведению учебной экскурсии.

2. Непосредственное проведение экскурсии.

3. Подведение итогов, систематизация, оформление и последующее
использование материалов и информации, собранные во время экскурсии, в учебном процессе.

Подготовка учителя и обучающихся к проведению учебной экскурсии включает:

1. Формулировку цели и задач экскурсии.

При формулировке цели учитель должен исходить из запросов школьной учебной программы по географии, имеющихся в местности доступных природных объектов и предприятий для изучения во время экскурсии. Нужно учесть время проведения экскурсии (при изучении какой темы), так как этим определяется подготовленность обучающихся к самостоятельной работе при выполнении отчета по экскурсии, а также возможности сбора краеведческого материала для тем курса, подлежащих усвоению в дальнейшем.

2. Выбор учителем маршрута, выход на местность или предприятие для ознакомление с ним. Изучение природы района экскурсии и его достопримечательностей, определение количества и местоположения остановок во время экскурсии, определение структуры и методов работы с обучающимися на каждой точке маршрута.

Учитель разрабатывает схематический план местности и описание природных условий экскурсии, выбирает маршрут и точки остановки. Для этого он изучает разнообразные источники по географии, краеведению и туризму. При подготовке экскурсии на предприятие маршрут намечается таким образом, чтобы можно было провести вводную и заключительную беседу и познакомить обучающихся с основными производствами или отдельными цехами в технологический последовательности (Душина, И. В. Методика преподавания географии . М. : Прометей, 1996. С.192).

Важнейший принцип отбора материала для экскурсии на производственное предприятие – это показ особенностей производства, которые дозволяют раскрыть причины размещения предприятия в данном месте, его специализацию, а также на конкретном материале познакомить школьников с основными формами организации производства.

При проведении экскурсии помимо требуемых школьной программой по географии, решаются и другие задачи. Поэтому могут быть предусмотрены лишние остановки у объектов, вызывающие интерес в познавательном отношении или для профессиональной ориентации выпускников. Личностного воспитания: природоохранного, патриотического и эстетического воспитания. Это могут быть различные объекты природы, производства. Так же могут быть предусмотрены встречи со специалистами различных предприятий, сельского хозяйства, лесного хозяйства, известными людьми. Но нужно учитывать, что подобные остановки вызывают дополнительные затраты времени, увеличивая общую продолжительность экскурсии (Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2000. С. 138).

После ознакомления с маршрутом на местности и предварительным посещением предприятия, нужно уточнить географическое положение остановок, содержание рассказов и заданий для обучающихся, форму и объем записей и рисунков, которые должны будут делать обучающиеся. Если для проведения экскурсии рассчитывает участие экскурсовода или другого приглашенного специалиста, то учитель должен заранее объяснить ему цели и задачи экскурсии, какой объем информации от них ожидают, на что необходимо уделить внимание.

3. Составление индивидуальных и групповых заданий для обучающихся, отбор содержания и методов подготовки, обучающихся к экскурсии и непосредственная подготовка их к экскурсии.

К учебной экскурсии, обучающиеся должны быть подготовлены теоретически, практически и организационно.

Теоретическая подготовка состоит в знакомстве с особенностями природы или экономики изучаемого района, в повторении или изучении общих понятий, без знания которых невозможно усвоение нового материала в полевых условиях или на производстве. Обучающиеся должны осознать, для чего проводится экскурсия, и уяснить связь изучаемого материала и грядущей экскурсии. Практическая подготовка заключается в обучении детей некоторым приемам учебной работы, без овладения которыми не могут быть выполнены основные задания учителя во время экскурсии (Кукушкина, В. С.Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. М. : ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2008. С.195).

Теоретическая и практическая подготовка происходит на уроках по теме экскурсии и практических работах. Организационная подготовка обучающихся предполагает разбивку детей на группы, назначение и инструктаж главного группы, подготовку группового и индивидуального снаряжения, сообщение о времени и месте сбора, форме одежды, согласование об обеспечении транспортом, техникой безопасности и т.д. При проведении учебной экскурсии на природу особое внимание следует обращать на соблюдение правил охраны природы, при посещении предприятия на выполнение правил и требований техники безопасности.

4. Определение возможности применения материалов экскурсии на уроках географии.

Учитель ещё при подготовке экскурсии обязан обдумать о сборе материала и информации для последующего использования на уроках географии, это в большой степени зависит от того, как он собран и обработан, т.е. подготовлен к использованию в дальнейшем учебном процессе. Учитель заранее должен знать, какие возможности подставляет экскурсия для изучения различных тем школьного курса географии, в частности как могут быть использованы на уроке результаты наблюдений и практических работ, выполняя –мых в полевых условиях (Таможняя, Е.А. Методика обучения географии. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М. : Издательство Юрайт, 2018. С. 245).

Опираясь на это учитель предусматривает организацию практических работ и форму записей их результатов в ходе экскурсии. Если учебная экскурсия неплохо продумана и отлично подготовлена, то при непосредственном проведении экскурсии учитель должен вести контроль за ходом экскурсии, направлять работу у обучающихся, экскурсоводов, чтобы наиболее глубоко выполнить поставленные задачи.

Проведение экскурсии и выполнение практических работ на местности предполагает применение учителем различные методы и приемы обучения, отработки навыков практической работы в зависимости от задач экскурсии. Учитель должен инструктировать обучающихся на каждой остановке. Он повторяет задачи экскурсии, после чего проверяет и напоминает приемы выполнения практических работ при переходе от одной остановки к другой. Если необходимо, то учитель напоминает и проводит контроль индивидуальных и групповых заданий. Далее обучающиеся, приступают к самостоятельным работам, предусмотренным учебной программой.

Группы обучающихся решают обычно практические работы, требующие одновременно различных действий нескольких обучающихся (нивелирование, определение глубины, ширины, высоту склона,). Чем меньше группа, тем легче учителю контролировать их действия, поэтому количество обучающихся в группе должно быть максимальным, но в то же время таким, чтобы каждый участник группы был на всей продолжительности практической работы занят.

Другие виды практических работ (маршрутная топографическая съемка, определение азимута и др.) не требуют от обучающихся одновременного выполнения разнохарактерных действий, различные действия сменяют друг друга в строго определенной последовательности, одинаковой для всех обучающихся. Каждый из них может овладеть соответствующим приемом работы лишь при условии усвоения каждого из этих действий и последовательности их выполнении, в подобных случаях, как показывает опыт, наибольший эффект дает организация индивидуальной работы ( Душина, И. В. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов пед. ин –тов и ун –тов . М. : ООО «Издательство Астрель», 2002. – С. 128).

При проведении учебных экскурсий, так же как и на уроках, могут быть использованы и информационно – репродуктивные и проблемные методы обучения. Например, если на том участке реки, где проходит маршрут осенней экскурсии с шестиклассниками, расположен небольшой водопад, то формирования понятия о причинах его отступления может происходить поразному. При информационно – репродуктивных методах ведения экскурсии учитель вместе с обучающимися формулирует понятие «водопад», в ходе беседы выясняет причины его образования, после чего рассказывает детям, что раньше этот водопад находился ниже по течению и называет причины перемещения водопада вверх по течению реки. Если используются методы проблемного обучения, учитель после показа водопада и выяснения причин его образования сообщает школьникам, что этот водопад совершает путешествие по реке. Далее обучающимся нужно выяснить, почему и в каком направлении течет водопад. В процессе организованной учителем практической работы обучающиеся изучают горные породы, слагающие уступ водопада, определяют, какие из них разрушаются под действием падающей воды особенно быстро, делают вывод о главной причине перемещения водопада и называют направление этого перемещения (Бордовская, Н.В. Педагогика. Санкт – Петербург : Питер, 2000. С. 167).

В ходе проведения экскурсии учитель направляет внимание обучающихся на ведение точных и четких записей и зарисовок наблюдаемых явлений или проведенных измерений. При разработке экономико –географической экскурсии учителю нужно исходить из следующих требований: полученные знания о предприятии должны в дальнейшем служить основой для формирования понятия об отраслях промышленности; экскурсионное предприятие должно относится к одной из отраслей специализации своего района.

При проведении экскурсии на промышленное предприятие необходимо учитывать производственную специфику (шум в цехах, теснота и узость проходов и др.). Поэтому основную информацию необходимо обучающимся дать перед визитом и просмотром цеха, а после просмотра ответить на возникшие в ходе просмотра вопросы обучающихся.

После завершения экскурсии учитель подводит итоги проделанной работы и дает задание на дом по подготовке к очередному уроку камеральной обработки и оформлению материалов экскурсии.

Завершающий этап экскурсии – этап подведения итогов экскурсии, систематизации, оформления и последующего использования материалов, образцов, информации занимает немаловажное место. Этому посвящается первый же урок после проведения экскурсии, на этом уроке обучающиеся под руководством учителя приводят в порядок свои записи, собранный материал, делают необходимые расчеты, схемы, картосхемы, планы, выводы и все это оформляют в тетради, на отдельных листах. На данный момент отчет об экскурсии возможет в виде презентаций. Оформление может быть как групповым так и индивидуальным, в зависимости от выполненной работы, вида и целей учебной экскурсии. При этом учитель должен ознакомить обучающихся с правилами оформления работ, условные обозначения, сокращения общепринятые и т.п. Оформленные итоги экскурсии (отчет по практике) и выполненные практические работы учитель обязан оценить (Финаров, Д. П. Методика обучения географии в школе. М. : АСТ: Астрель, ХРАНИТЕЛЬ, 2007. С. 236).

Результаты проведенной экскурсии будут эффективны лишь в том случае, если учитель добьется максимального использования материалов в преподавании. Прочность и осознанность знаний, полученных на экскурсии, достигается повторением экскурсионного материала. Поэтому на ближайшем (после экскурсии) уроке или уроке обобщенного повторения наиболее главное и существенное необходимо закрепить, увязав это с содержанием программного материала. Повторяются узловые вопросы содержания географической экскурсии. Например, после изучения местной реки на экскурсии можно повторить примерно следующее: к какому бассейну относится данная река; чем характеризуется режим ее; как используется река в хозяйстве и как ее можно использовать в будущем; какую работу по охране вод реки могут провести обучающиеся и т. д. Если экскурсия проведена до изучения программных тем, связанных с нею, то при прохождении соответствующих разделов программы преподаватель связывает их с экскурсионными материалами. Учитель должен поставить перед обучающимися вопросы, заставляющие их вспомнить увиденное и услышанное на экскурсии

Участники географического кружка во внеурочное время могут итоги экскурсии оформить в более расширенном варианте для всеобщего обозрения в виде стендов, альбомов, газеты, выставки, что позволит в дальнейшем учителю использовать эти материалы в учебном процессе при изучении различных тем в разных классах и во внеклассной работе (Гакаев, Р. А. Экскурсии как познавательная деятельность на уроках литературы и географии. М.: Буки – Веди, 2015. С. 1–5).

Методика проведения учебных экскурсий

«Я слышу — и я забываю,

я вижу — и я помню,

я делаю — и я понимаю».

Китайская пословица

Практическая деятельность — важный момент становления географической культуры . Проведение учебных экскурсий — обязательно требование учебной программы и учебной практики. Проведение экскурсий в природу в городе осложняется тем, что до места экскурсии приходится добираться далеко. Сложно выбрать объект экскурсии.

Поэтому я хочу предложить разработки экскурсий, которые можно провести в условиях нашего города.

Организация и проведение каждой экскурсии включает в себя три основных этапа:

  1. Подготовка учителя и учащихся

  2. Проведение экскурсии

  3. Оформление полученных материалов, составление отчета

Подготовка учителя к проведению учебной экскурсии в природу включает:

  1. Формулировку целей и задач экскурсии

  2. Выбор маршрута, ознакомление с ним учащихся

  3. Подбор учебного материала для повторения

  4. Составление плана проведения экскурсии

  5. Подготовка необходимого оборудования

  6. Определение возможностей использования материалов экскурсии на уроках географии.

Подготовка учащихся к экскурсии включает

1. Повторение знаний, которые учащиеся должны будут применить в ходе экскурсии.

2. Подготовка необходимого оборудования.

3. Проведение инструктажа по безопасности жизнедеятельности, правила поведения в природе

На экскурсии надо стремиться к тому, чтобы как можно меньше рассказывать и как можно больше показывать, заставлять детей мыслить и делать соответствующие выводы.

Методика проведения учебной экскурсии зависит от её цели и задач, которые ставит учитель, от выбранных для изучения географических объектов. Можно выделить три основных этапа проведения экскурсии

1. Вводная беседа учителя. Её начинают с обзора окружающей местности (напоминание учащимся цели и задачи экскурсии), краткой характеристики природных особенностей местности и отдельных краеведческих объектов. Учитель напоминает правила поведения в природе.
2. Самостоятельная работа учащихся по руководством учителя

Экскурсия может проводиться как с общим планом для всего класса, так и по-иному, когда класс предварительно делится на звенья, каждое из которых имеет свой план-задание.

3. Заключительная беседа, на которой обобщаются результаты наблюдений и проведённых исследований, проверяется правильность выполнения заданий, напоминается ход выполнения работы дома: оформления собранных материалов, отчётов – индивидуальных и всей бригады (звена).

В заключение итоговой беседы учитель отвечает на вопросы учащихся, возникшие у них во время экскурсии, дается задание по оформлению отчета. Дома школьники по планам-заданиям своих звеньев составляют краткие отчеты.
Составление отчета заставляет учащихся осмыслить еще раз все то, что они увидели и узнали на экскурсии. Лучшие и хорошо оформленные отчеты следует зачитать перед классом. Это, с одной стороны, дает возможность показать, как нужно оформлять отчеты, и, с другой стороны, способствует воссозданию более полного представления об изученном объекте.
Отчеты учащихся сопровождаются схемами, рисунками, фотографиями, таблицами, графиками, диаграммами. Собранные материалы на экскурсии, отчеты учащихся оформляются в стенд, который служит учебно-наглядным пособием в преподавании.
Результаты экскурсии будут эффективны лишь в том случае, если учитель добьется максимального использования материалов в преподавании. Прочность и осознанность знаний, полученных на экскурсии, достигается повторением экскурсионного материала. При проведении всех экскурсий важно учитывать мировоззренческая идея взаимодействия природы и общества.

Методика организации и проведения учебных экскурсий в природу

Методика организации и проведения учебных экскурсий в природу

Разделы: География

Учебная экскурсия в природу – сложная в методическом и организационном отношении форма занятий с учащимися, требующая тщательной подготовки учителя и учащихся.

Методика организации и проведения учебных экскурсий довольно полно раскрыта в работах Герасимовой Т.П., Никоновой М.А., Чернова Е.А, Бибик А.Е. и др.

Изучение литературы показало, что организация каждой экскурсии включает в себя три этапа:

  1. Подготовка к ней учителя и учащихся

  2. Проведение экскурсии

  3. Оформление полученного материала

Подготовка учителя к проведению учебной экскурсии в природу включает:

  1. Формулировку цели и задачи экскурсии

  2. Выбор маршрута, ознакомление с ним на местности, изучение природы района экскурсии и его достопримечательностей

  3. Определение количества и местоположения остановок во время экскурсии, составление индивидуальных и бригадных домашних заданий

  4. Отбор содержания и методов подготовки учащихся к экскурсии

  5. Определение возможностей использования материалов экскурсии на уроках географии.

Формируя цель и задачи экскурсии, учитель исходит, прежде всего, из требований школьной программы по географии. Необходимо учитывать время проведения экскурсии, так как этим определяется подготовленность учащихся к самостоятельной работе при выполнении практических заданий, а также возможность сбора краеведческого материала для тем курса, подлежащих изучению в дальнейшем.

Для проведения экскурсии в природу выбирается район, расположенный вблизи школы и знакомый учащимся. Район должен отвечать следующим требованиям:

1. Быть разнообразным в физико-географическом отношении и в то же время типичным для природной зоны, в которой живут учащиеся
2. Иметь доступный для изучения пересечённый рельеф, хорошие обнажения горных пород, разнообразный почвенно-растительный покров и наличие водных объектов (источников, рек)
3. Должен быть вполне доступен для прохождения (исключаются труднопроходимые болота, не обеспеченные переправой глубокие реки, осыпи, обрывы и прочие объекты, опасные для здоровья и жизни учащихся).

В случае отсутствия подобного района вблизи школы выбирают место более удалённое, но с минимальной затратой времени на проезд.

Знакомясь с маршрутом на местности, учитель уточняет географическое положение остановок, содержание объяснений и заданий учащимся, форму и объём записей, а также выполняет эскизы рисунков, которые должны будут сделать школьники. Необходимо также заранее выбрать оптимальный вариант расстановки бригад.

На экскурсии надо стремиться к тому, чтобы как можно меньше рассказывать и как можно больше показывать, заставлять детей мыслить и делать соответствующие выводы. Таким образом, экскурсия станет новой формой работы со школьниками.

Когда выбранная территория и объекты на ней с позиции требований программы оценены, что будет изучаться обзорно, а что детально, к выходу в поле готовятся учащиеся. Успех планируемой учебной экскурсии во многом зависит от готовности школьников к ней.

Подготовка учащихся к учебным экскурсиям предполагает, прежде всего, повторение физико-географических знаний, которые учащиеся должны применить на экскурсии, знакомясь с особенностями природы на выбранном объекте экскурсии. Необходимость опорных знаний-непременная основа усвоения нового материала на экскурсии в полевых условиях. В подготовительный период учащиеся знакомятся с методикой исследования физико-географических объектов и явлений: наблюдением, описанием местности, учатся зарисовывать и фотографировать, изучаются инструкции и памятки.

Методика проведения учебной экскурсии зависит от её цели и задач, которые ставит учитель, от выбранных для изучения краеведческих объектов. К организации учебных экскурсий предъявляется некоторые общие требования по физической географии. Так Чернов Б.А. в число таких требований включает:

1. Вводная беседа учителя. Её начинают с обзора окружающей местности (напоминание учащимся цели и задачи экскурсии), краткой характеристики природных особенностей местности и отдельных краеведческих объектов. Учитель рассказывает, как выделить простейшие природные комплексы и дать им характеристику, повторяет методику их описания в дневнике, напоминает правила поведения в природе.
2. Самостоятельная работа бригад (звеньев) по изучению природных объектов по намеченному плану (каждая бригада изучает отдельный объект или все звенья идут по замкнутому полигону от объекта к объекту).
3. Заключительная беседа, на которой обобщаются результаты наблюдений и проведённых исследований, проверяется правильность выполнения заданий, напоминается ход выполнения работы дома: оформления собранных материалов, завершение записей в дневниках, оформление отчётов – индивидуальных и всей бригады (звена).

Анализ содержания проводимых учителями географии экскурсий показывает, что при их проведении не всегда учитывается важная мировоззренческая идея взаимодействия природы и общества.

Представляется целесообразным на учебных экскурсиях по физической географии ориентировать деятельность учащихся на изучение изменённой человеком природы, на установление взаимосвязи в системе “природа – общество – природа”, т.е. отразить на этих экскурсиях связи с вопросами социальной и экономической географии. Учёт взаимодействия природы и общества открывает возможность учителю наглядно, ярко, убедительно показать взаимосвязь между природными и производственными комплексами даже на примерах небольших территорий. Эти объекты доступны для непосредственного наблюдения и именно на них можно раскрывать учащимся взаимосвязь природы и общества, подчёркивая при этом правильное использование природы и неверное, приводящее к её разрушению.

Собранный учащимися краеведческий материал на учебных экскурсиях, а также во время предварительной теоретической подготовки, оформляется в виде стендов, альбомов, схем, таблиц. Как правило, после учебной экскурсии учащиеся представляют индивидуально – групповой отчёт, в котором раскрывают содержание выполненных заданий (исследований) каждым учащимся и группой в целом.

Кратко остановимся на содержании и организации учебной экскурсии по географии в 6-м классе. При изучении конкретных объектов целесообразно дать задания учащимся по описанию объектов (овраг, источник и др.) Высший тип работы на экскурсии – это разрешение несложных географических задач самими учениками под руководством учителя. При этом, по существу, работа шестиклассников приобретает исследовательский характер.

Подготовка к осенней экскурсии начинается с первого урока (отводится по 7-10 мин). Перед проведением выделяется урок для проверки оборудования, знакомства учащихся с маршрутом и планом. На первом уроке учащиеся знакомятся с целями и задачами осенней экскурсии, приносят тетради для заполнения полевого дневника, где на каждой странице записывают задания (они приведены ниже), а результаты, полученные в ходе выполнения, заносятся на экскурсии. Экскурсия начинается во дворе школы. Общая продолжительность экскурсии от 2 час 30 мин до 3 час.

.

Методическая разработка «Методика проведения урока экскурсии» (История России)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОГБПОУ СПО «ШИЛОВСКИЙ АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

ИЗРАНЦЕВ В.Н.

преподаватель истории и обществознания

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА-ЭКСКУРСИИ

(ИСТОРИЯ РОССИИ)

ВВЕДЕНИЕ

Организация учебного процесса в современных условиях не мыслима без широкого внедрения технологий деятельностного обучения. Как заинтересовать учащихся? Как заставить их думать, логически мыслить? Как сделать урок максимально интересным?

Повышение максимальной активности учащихся и поддержание их стабильного интереса к учебной работе не могут быть достигнуты без применения максимально активных нестандартных форм проведения занятий.

Одной из таких форм при изучении истории являются уроки-экскурсии. Уроки этого типа конкретизируют учебный процесс, расширяют кругозор, углубляют уже полученные знания учащихся. При регулярном и планомерном использовании названной формы организации уроков аудиторный учебный процесс органически объединяется с реальной жизнью. Срабатывает «эффект присутствия и сопричастности». Хорошо организованная экскурсия позволяет поднять степень познавательности урока на качественно новый уровень, включает чувственное и эмоциональное восприятие учебного материала учащимися.

ТИПЫ УРОКОВ-ЭКСКУРСИЙ

Вводные экскурсии предшествуют изучению темы в аудитории. Их цель: накопление фактического наглядного материала для самостоятельных обобщений и выводов на последующих аудиторных занятиях.

Экскурсии, сопровождающие изучении темы. Знания, усвоенные учащимися в ходе такой экскурсии, конкретизируют и углубляют учебный материал.

Итоговые экскурсии проводятся, как правило, в конце изучения темы и позволяют закрепить пройденный учебный материал, сделать необходимые выводы, обобщить и систематизировать ранее полученные знания.

ПОДГОТОВКА УРОКА-ЭКСКУРСИИ

Эффективность проведения экскурсии зависит, в основном, от двух факторов:

  • степени подготовленности к ней преподавателя;

  • умения преподавателя привлечь учащихся к активной познавательной деятельности в ходе ее проведения.

Подготовка урока-экскурсии включает в себя:

  1. Определение темы урока, его типа и места в структуре изучения темы или раздела (вводный, текущий, итоговый).

  2. Составление логической схемы содержания урока-экскурсии, его структуры.

  3. Предварительное изучение места проведения урока, маршрута экскурсии, отбор объектов показа и изучения.

  4. Определение учебной, развивающей и воспитательной целей урока.

  5. Разработка методики проведения урока-экскурсии.

  6. Подготовка учащихся к предполагаемому уроку; отбор способов вовлечения учащихся в активное восприятие.

  7. Подбор необходимого оборудования и технических средств.

СТРУКТУРА УРОКА-ЭКСКУРСИИ

ВСТУПЛЕНИЕ. Сообщение темы, целей и задач урока, сообщение основных вопросов и главных объектов, предполагаемых к рассмотрению и показу.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (содержание урока-экскурсии).

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭКСКУРСИОННЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ

К основным экскурсионным методам можно отнести:

Любой из перечисленных методов должен быть связан с наглядными объектами.

МЕТОД ПОКАЗА

У учащихся преобладает, как правило, конкретно-образное восприятие окружающей действительности. В процессе проведения экскурсии учащиеся приобретают знания посредством изучения объектов, расположенных в определенной исторической местности или в зале музея.

Показ предполагает выделение определенного объекта из совокупности других и сосредоточение на нем внимания учащихся. Чаще всего он ограничивается характеристикой опознавательных признаков, по которым он и выделяется. В зависимости от темы и целей экскурсии некоторые объекты следует только показывать без какого-либо их анализа. В этом случае учащиеся получают только общие представления об объекте.

МЕТОД АНАЛИЗА

Под анализом следует понимать показ объекта с выделением его наглядных существенных свойств и черт. Особое место в ходе экскурсии занимает художественный анализ, т.е. раскрытие идейно-художественного образа произведения искусства или архитектуры. В ходе анализа учащиеся идут от восприятия его общего облика сначала к познанию определенных свойств и качеств и уже потом – к более глубокому его познанию. Учащимся следует предложить такую последовательность и глубину анализа, при которых он будет с интересом восприниматься учащимися-экскурсантами и, в то же время, наиболее полно будет отвечать целям и задачам э экскурсии. Во всех случаях должна выполняться важнейшая задача, стоящая перед экскурсией — научить экскурсантов видеть историческую ценность объекта, его прошлое и настоящее, правильно оценить его достоинства во всем их многообразии.

Наблюдение объекта всегда должно носить целенаправленный характер. Грубейшей ошибкой является стремление преподавателя (экскурсовода) показать в объекте все, что только возможно. Это может вообще увести от решения поставленных перед экскурсией задач.

Анализ какого-либо объекта следует проводить планомерно, заранее продумав его последовательность. В соответствии с целями экскурсии анализ проводится выборочно, т.е. выделением определенных свойств, качеств, особенностей.

Распространенной методической ошибкой является следующая. Следуя по маршруту экскурсии, экскурсовод (преподаватель) показал объект вскользь. Но экономя время, стал проводить его анализ, рассказывая о его значении, об исторических событиях, с ним связанных, уже тогда, когда он исчез из поля зрения экскурсантов.

Проведение экскурсии только тогда достигает своей цели, когда учащиеся ясно осознают задачи наблюдения. Без этого они могут смотреть на объекты, но не видеть главного. Правильно организованный анализ (как и показ) объектов содействует развитию наблюдательности экскурсантов, активизации их умственной деятельности.

МЕТОД ИЗЛОЖЕНИЯ

Изложение подготовленного преподавателем (экскурсоводом) материала должно находиться в постоянной связи с показом (и анализом) объекта. Слово экскурсовода не только анализирует объект, но и побуждает учащегося к его внимательному наблюдению. При этом сообщаются исторические сведения, непосредственно связанные с объектом, которые учащиеся не могут получить в ходе экскурсии самостоятельно.

Метод изложения подготавливает учащихся к правильному восприятию экскурсионного материала, обобщает знания, получаемые учащимися во время наблюдения.

Основными формами изложения являются: описание, характеристика, объяснение, комментирование, инструктирование.

Форма описания используется при наблюдении учащимися внешнего вида объекта (напр. здания, помещения) или для воссоздания среды, в которой протекало историческое событие.

Форма характеристики – выявление экскурсоводом наиболее существенных сторон изучаемых объектов, их сравнение между собой, выяснение общих свойств и различий.

На экскурсиях по исторической тематике особое внимание уделяется характеристикам выдающихся исторических лиц, жизнь и деятельность которых непосредственно связаны с изучаемым объектом. Хорошо подготовленный излагаемый экскурсоводом материал поможет учащимся уяснить роль исторического персонажа в той или иной исторической эпохе.

Форма объяснения применяется, в основном, в тех случаях, когда в результате изучения объекта у учащихся возникают конкретные вопросы. Удовлетворить их интерес и помочь им разобраться в своих сомнениях сразу, не откладывая объяснений на заключительный этап экскурсии.

Форма комментирования. Такая форма изложения уместна в том случае, когда экскурсоводу необходимо прокомментировать самостоятельно полученные учащимися сведения и заострить их внимание на особенностях изучаемого исторического времени или процесса.

Форма инструктирования. Экскурсовод дает рекомендации, направленные на целенаправленное наблюдение и изучение очередного объекта. Основная особенность инструктирования – оно непосредственно предшествует изучению объекта.

Формы реакции учащихся в ходе экскурсии могут быть самыми разнообразными. Чаще всего это короткие высказывания и реплики. Если реплика не мешает экскурсии и не отвлекает группу от основных целей, она дает положительный эффект: посредством ее учащийся выражает (выплескивает) свои чувства. Выраженные учащимся посредством реплики чувства и преподавателю позволяют лучше узнать человека и его отношение к изучаемой действительности.

МЕТОД БЕСЕДЫ

Метод беседы – важнейший экскурсионный метод, применяемый для обобщения знаний учащихся при наблюдении и изучении демонстрируемых им объектов экскурсии. Беседа, как известно, предполагает взаимные вопросы и ответы учащихся и преподавателя-экскурсовода. Активная, целенаправленная беседа способствует активизации мыслительной деятельности учащихся. Вопросы преподавателя должны побуждать участвующих в экскурсии учащихся к целенаправленному наблюдению объектов и осмыслению накопляемых знаний. Добиваясь продуманных ответов, преподаватель – экскурсовод подводит учащихся к формированию обобщений конкретных исторических фактов.

Метод беседы позволяет контролировать степень усвоения представляемого учащимся материала, оперативно вносить изменения в содержание экскурсионного материала. Метод беседы применяется и перед экскурсией, и во время ее проведения, и в заключение экскурсии.

Если учащиеся в ходе сравнения, сопоставления и анализа свойств и признаков объекта (событий, явлений) ответу приходят к ответу самостоятельно, то подобная беседа будет определяться как беседа эвристическая. Основой для эвристической беседы должен являться конкретный, зрительно воспринимаемый учащимися объект, наблюдая и изучая который они получают знания. Такой вид беседы применяется и при изучении исторических событий.

Эффективность эвристической беседы на экскурсии бывает, чаще всего, более высокой по сравнению с изложением экскурсоводом учебного материала в готовом виде.

В случаях, когда преподаватель – экскурсовод при показе объектов и изложении материала опирается на уже известные учащимся факты, беседа приобретает форму повторительно – обобщающей.

Беседа, представляющая собой опрос учащихся, в ходе которого проверяются и учитываются знания экскурсантов, называется беседой проверочной. Прежде всего, проверочная беседа показывает степень подготовленности учащихся к восприятию представленного им материала. Она содействует мобилизации их внимания, повышает интерес к экскурсии.

Большую пользу может принести проверочная беседа и педагогу. По ее итогам он может внести существенные поправки в план проведения очередной экскурсии с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.

Часто в ходе экскурсии преподаватель – экскурсовод своими вопросами к группе возвращается назад по ходу ее проведения и своими вопросами обращает внимание учащихся на уже разобранный материал. Такая беседа называется беседой закрепляющей. Закрепляющая беседа помогает учащимся лучше понять и запомнить содержание экскурсии.

Беседа – сложный прием экскурсионной работы. Для преподавателя – экскурсовода соблазнительно дать материал уже в заранее заготовленном виде и применять в основном метод изложения. Сложность ведения беседы заключается еще и в том, что вопросы задаются всем учащимся экскурсионной группы, ответы же всегда должны быть строго индивидуальными. И все же, преподавателю следует помнить, что экскурсия, как форма организации учебного процесса и проводится для активизации чувственное и эмоциональное восприятие учебного материала учащимися и вовлекать в беседу возможно большее количество экскурсантов.

Беседа, безусловно, должна быть взаимосвязана с другими экскурсионными методами.

МОТОРНЫЙ МЕТОД

Специфической чертой любой экскурсии является активная моторно–двигательная деятельность в ходе продвижения к объекту и его изучения.

Правильное восприятие объекта напрямую зависит от расстояния, с которого экскурсоводом предлагается вести его наблюдение. Максимально допустимым следует считать такое расстояние, при котором еще не утрачено воздействие объекта на экскурсантов. На большом расстоянии его видимость может настолько измениться, что даже небольшие, второстепенные объекты (напр. здания), оказывающиеся на переднем плане, становятся более активными для восприятия. А при дальнейшем удалении от объекта все точки пространства уже кажутся лежащими в одной плоскости.

Недопустимо с такого расстояния давать детальную характеристику внешнего облика объекта, можно его показывать, но подробно не анализировать.

По мере приближения экскурсии к объекту все четче выступают особенности его композиции, начинают просматриваться детали и декоративные элементы. Затем вновь наступает предел минимального расстояния: возникают перспективные искажения, нарушается взаимосвязь цветовых решений и взаимосвязь пропорций и размеров. Не следует и дальше приближаться к объекту – происходит дальнейшее искажение его величины и формы. Глаза учащегося не в состоянии охватить объект целиком. Рекомендуемое расстояние, с которого наиболее цельно и в то же время отчетливо просматриваются композиционные особенности объекта равно примерно двум его высотам (угол зрения экскурсантов при этом равен 300).

Распространенной ошибкой является общие рассуждения экскурсовода, не связанные непосредственно с осмотром конкретного объекта. Во время движения по маршруту экскурсии у учащихся должны возникать и развиваться определенные пространственные представления. Пространственно ориентировать экскурсантов следует постоянно в ходе всей экскурсии. Сам характер ориентации может быть различным в зависимости от уже имеющихся у учащихся знаний, их возрастных особенностей, от целей и задач экскурсии.

Время проведения пешеходной экскурсии рассчитывается с учетом количества предлагаемых к изучению объектов, возраста и физического состояния учащихся и обычно не превышает 1-1,5 часов.

Моторный метод – важное средство для получения новых впечатлений и правильного восприятия объектов.

Сочетание и правильное применение перечисленных экскурсионных методов расширяют возможности преподавателя к созданию оптимальных условий, т.е. таких условий, при которых наиболее продуктивно, активно и, по возможности, самостоятельно протекает познавательная деятельность учащихся по изучению и осмысливанию исторических фактов и закономерностей, происходит прочное усвоение знаний параллельно с целенаправленным всесторонним развитием личности.

Приятных вам экскурсий!

Как провести экскурсию?

Создать новую интересную экскурсию — задача не из легких. Необходимо разбить запланированное мероприятие на два равных этапа — это подготовка и проведение экскурсии.

Для разработки нового экскурсионного маршрута необходимо определить цель экскурсии, вид (по содержанию — обзорный, тематический, по режиму движения — пешеход, автобус) и объекты шоу. От этого будет зависеть текст экскурсии, ее продолжительность и богатство фактов.Это должно касаться не одного человека, а творческой группы, в которую должно входить от трех до семи человек.

Первые шаги к планированию экскурсии

Когда объекты выбраны, переходите к сбору информации по каждому из них и составляйте наиболее удобный маршрут для переходов (переходов и т. Д.). Теперь из большого количества информации об объектах нужно составить текст экскурсии к каждому из них и карточку объекта. Такая карточка — непременная часть портфолио гида, она содержит краткую информацию об объекте и, возможно, его фотографию.

После написания экскурсионных текстов к объектам проще составить интересный и лаконичный текст экскурсии, связать части грамотными переходами.

Методические рекомендации к гиду

После подготовки материалов, методическим разработкой экскурсии является документ, описывающий экскурсию, ее основные параметры. Метод включает тему, карту маршрута, ее протяженность, вид экскурсии, правила безопасности, цель, задачи и время.Также в нее входит таблица — схема экскурсии:

  • маршрут;
  • экранный объект;
  • стоп;
  • время в минутах;
  • перечень основных вопросов, названия подтем;
  • организационные принципы;
  • Методические указания (логические переходы).

После этого руководство должно заверить руководство, оно служит подтверждением качества экскурсии.

Портфель гида

Перед тем, как провести экскурсию, необходимо собрать «Портфолио гида».Это профессиональное название набора наглядных пособий для упрощения экскурсии. Это могут быть репродукции картинок, фотографии людей, имеющих отношение к теме, карты предприятий или военных операций, географические карты, геологические образцы, образцы продукции, ленты и другие материалы, которые помогают насыщать тур.

Требования к материалам

Критерии отбора визуального материала низкие: сохранность, необычность, выразительность, необходимая показательная и познавательная ценность.Это основные качества этих критериев. Очень важно иметь хорошие материалы на предметах, которые не дошли до наших дней или сильно изменились. Это упростит восприятие материала. При этом следует учитывать, что репродукции, карты и фотографии должны быть на картонной основе, изображение должно быть четким размером не менее 18 * 24, лучше 24 * 30 см.

Теперь, когда все готово, давайте разберемся, как проводить экскурсию. Обычно у каждого гида есть своя методика проведения экскурсии, основанная на личном опыте и наблюдениях.Но метод проведения экскурсии — это целая система требований и задач, приемов рассказывания и показа. Все это необходимо для достижения максимальной усвояемости материала. Хорошо проработанная методика — это своего рода перечень правил экскурсовода при проведении конкретной экскурсии. Но стоит обратить внимание на то, что способы экскурсии должны немного отличаться, в зависимости от возраста группы и интереса туристов.

Рекомендации для возрастных категорий

Детям школьного возраста лучше не перегружать текстовыми фактами, так будет интереснее увидеть наглядный материал и услышать интересную легенду или рассказ.Также нужно подготовиться к вопросам, от детей их очень много. Важно уметь удерживать внимание экскурсантов-школьников. Для этого нужно задать вопросы: «Знаете ли вы?»; «Ты слышал о …?»; «Тебе нравится …?» И т. Д. В этом случае гид ведет диалог с туристами, и вы сможете удерживать ваше внимание надолго.

Туристы старшего поколения, как правило, ведут себя тихо и спокойно, и сложно понять, интересна им история или нет.В том случае, если это не профессора и не ученые, желательно не перегружать текст экскурсии большим количеством дат и цифр. Всегда давайте время для фотосъемки, хватит всего пяти-семи минут.

Гиды гидов

Существуют общепринятые методики проведения экскурсий, они включают в себя повествовательную и шоу-технику. Методы шоу позволяют обратить внимание туристов на самые важные детали, оценить общий вид объекта и его сочетание с окружающей средой.Приемы рассказа, в свою очередь, помогают воссоздать в воображении экскурсантов более точную картину событий. Ключевые слова: «Представьте …», «Это был … год …» и др.

Правила безопасности

Но помимо интересного материала и приятного гида, мероприятие должно быть безопасным.

Безопасность во время экскурсий, особенно пешеходных, очень важна. Основные правила безопасности и поведения на маршруте можно прочитать в методической разработке экскурсии.Но о мерах предосторожности гид должен известить группу непосредственно перед экскурсией. Расскажу все нюансы маршрута. Обязательно должны звучать самые банальные фразы, о которых нельзя просунуть голову в окно автобуса и выпрыгнуть на бегу. Поскольку ответственность за группу во время экскурсии берет на себя гид, то рассказывать о правилах безопасности — его задача.

О чем стоит предупредить туристов

Особое внимание следует уделять перекресткам дорог и переходам (вантовые мосты, пещеры, туннели и т. Д.)). Если экскурсия проводится на природе, то следует предупредить о правилах пожарной безопасности. Также необходимо рассказать о том, что нельзя пробовать грибы, трогать руками различных насекомых и животных, пить воду из открытых водоемов и ходить босиком.

Необходимо бережно относиться к объектам быта местного населения и окружающей природы в месте проведения экскурсии. Кроме того, на экскурсии должны быть приняты люди, прошедшие предварительный инструктаж и медицинское обследование, а также люди, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

.

Статья об экскурсии по The Free Dictionary

посещение какого-либо примечательного места или объекта, например памятника культуры, музея или предприятия; форма и метод получения знаний.

Экскурсии обычно проводятся группами под руководством гида. По назначению их можно разделить на научные, культурно-познавательные и познавательные экскурсии; В дополнение к производственным поездкам, проводимым в рамках программы профессиональной ориентации, образовательные экскурсии включают поездки на промышленные объекты с целью обучения и поездки с целью обмена опытом и знаниями с другими в своей сфере деятельности.Экскурсии также можно различать по их тематике, то есть характеру посещаемого места или достопримечательности. Третий способ классификации экскурсий основан на том, расположен ли объект экскурсии в естественной среде или в музейной среде. Наконец, экскурсии можно различать по составу экскурсионной группы; например, члены группы могут быть одного возраста или профессии, или они могут быть туристами или студентами.

Экскурсии возникли в конце 18-го и начале 19-го веков как метод обучения для улучшения навыков самостоятельной учебы учащихся посредством развития наблюдательности.Их вводили в учебный процесс прогрессивные учителя Западной Европы и России, выступавшие против схоластики в педагогике. В XIX веке экскурсии постепенно стали неотъемлемой частью образовательного процесса школьников. Центральная экскурсионная комиссия была создана в Москве в 1910 году для оказания экскурсионных услуг школьникам и учителям. В том же году вышла книга School Excursions: их значение и организация под редакцией Б.Е. Райкова и Г. Н. Боха; речь шла об основной методике экскурсий.

Культурно-познавательные экскурсии развивались параллельно с познавательными экскурсиями в конце 19 — начале 20 вв., Создавались специальные экскурсионные организации. Организация «Экскурсии по России» основана в 1907 году в составе Российского общества туристов. Журнал Экскурсионный вестник издавался в Москве с 1914 по 1916 год, а журнал Русский экскурсант — в Ярославле с 1914 по 1917 год.

В первых постановлениях Советского правительства о школах экскурсии рассматривались как необходимый элемент образовательного процесса. Центральное бюро школьных экскурсий было создано в Москве в 1918 году. В конце 1920-х — начале 1930-х годов культурно-познавательные экскурсии стали составной частью туризма. Акционерное общество «Советский турист» было основано в 1928 году и преобразовано в 1930 году во Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий. В 30-е годы в нескольких городах открылись экскурсионные станции Наркомата просвещения, в том числе в 1932 г. — Центральный вокзал в Москве.В 1936 году Центральный исполнительный комитет СССР поручил Всесоюзному центральному совету профсоюзов (ВЦСПС) и его членским организациям развитие туризма и экскурсий.

После Великой Отечественной войны 1941–45 активизировалась деятельность туристско-экскурсионных учреждений и организаций ВЦСПС во всех союзных и автономных республиках, краях и областях. В крупных городах были созданы советы по туризму, в которые вошли представители государственных и общественных организаций, оказывающих туристско-экскурсионные услуги трудящимся.Новый этап в развитии экскурсий начался в 1969 году постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС «О мерах по дальнейшему развитию отечественного туризма и экскурсий». Количество экскурсантов увеличилось с 35 миллионов в 1970 году до 152 миллионов в 1977 году. За это время экскурсионные организации открылись в 600 городах; они предложили в общей сложности более 15 500 экскурсий в таких областях, как промышленность, история, естествознание, архитектура, искусство и литература.

По оценке 1977 года, среднегодовое количество гидов, нанятых профсоюзной системой экскурсионных услуг, составляет примерно 35 000 человек. В 1977 г. насчитывалось 1200 музеев, художественных галерей и выставок, предоставляющих широкомасштабные научные, культурные и образовательные экскурсионные услуги; их посещают около 120 миллионов человек в год. Наибольшей популярностью пользуются Центральный музей Ленина в Москве и его филиалы: ежегодно его посещают более 6 миллионов человек.

В СССР высокий показатель экскурсионной активности, т. Е. Большое количество посещений экскурсионных объектов на душу населения; в 1975 г. — более 1200 посещений на 1000 человек населения. Специализированные экскурсионные услуги для школьников предлагают детские экскурсионные станции Министерства образования СССР; в 1977 году таких станций было более 200, в экскурсиях приняли участие около 8 млн школьников. В советских школах широко используются экскурсии в учебном процессе.В школах проводятся тематические экскурсии или экскурсии, связанные с предметами учебной программы; производственные экскурсии, которые В. И. Ленин рассматривал как один из способов решения задач общего и политехнического образования; комбинированные экскурсии, сочетающие разные предметы обучения; и культурно-познавательные экскурсии.

Экскурсионный метод используется в программах профессиональной ориентации молодежи, в системах повышения квалификации рабочих и обмена опытом и знаниями о новых методах и методах работы, а также в производстве учебных фильмов и телевизионных программ.

В развитых странах экскурсии стали неотъемлемой частью путешествия и одной из целей путешествия, а экскурсионный туризм развился как средство познания мира. Экскурсия как развлекательная деятельность имеет большое социальное значение, поскольку выполняет одновременно несколько функций: способствует межличностному контакту, приобретению знаний и улучшению здоровья. Необходимость массового обслуживания экскурсантов привела к появлению специализированных учреждений, таких как экскурсионные бюро; специализированные работники, такие как гиды и методисты; и специализированные транспортные средства, включая модификации автобусов и речных судов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Крупская Н.К. «Задачи школы и ступени: Экскурсионный метод при изучении вопросов, намеченных в схемах программы, принятыхс» ездом соцвосов » Пед. соч ., т. 3. Москва, 1959.
Райков Б.Е. Методика и техника экскурсии , 4-е изд. Москва-Ленинград, 1930.
Методы и практика экскурсионного дела: Сб. государства , [Предисловие Н. А. Гейнике.] Москва, 1925.
Шолохов В. Организация и проведение экскурсии .[Москва] 1965.
Пасечный П., Емельянов Б. Экскурсия . Москва, 1972.
Вопросы экскурсионной работы . Москва, 1973.
Музей и современность , фас. 2. [Под ред. А. Тимрота.] Москва, 1976.
Емельянов, Б. Впомощь экскурсоводу . Москва, 1976.

П. С. П АСЕЧНЫЙ и В. М. К РИВОШЕЕВ

Большая Советская Энциклопедия, 3-е издание (1970-1979). © 2010 The Gale Group, Inc. Все права защищены.

.

Структурные особенности театральных экскурсий (методика на основе экспозиций театрального музея)

AMA 10-е издание

Цитирование в тексте: (1), (2), (3) и др.
Ссылка: Портнова Т.В. Структурные особенности театральных экскурсий (методика на основе экспозиций театрального музея). ИНТЕЛЛЕКТ J МАТЕМАТИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР .2016; 11 (8), 2963-2973.

APA 6-е издание

Цитирование в тексте: (Портнова, 2016)
Ссылка: Портнова Т.В. (2016). Структурные особенности театральных экскурсий (методика на основе экспозиций театрального музея). Международный электронный журнал математического образования, 11 (8), 2963-2973.

Чикаго

В тексте цитирования: (Портнова, 2016)
Артикул: Портнова Татьяна В .. «Структурные особенности театральных экскурсий (методика на основе экспозиций театрального музея)». Международный электронный журнал математического образования 2016 11 no. 8 (2016): 2963-2973.

Гарвард

Цитирование в тексте: (Портнова, 2016)
Ссылка: Портнова Т.В. (2016). Структурные особенности театральных экскурсий (методика на основе экспозиций театрального музея). Международный электронный журнал математического образования , 11 (8), стр. 2963-2973.

MLA

Цитирование в тексте: (Портнова, 2016)
Ссылка: Портнова, Татьяна В.«Структурные особенности театральных экскурсий (методика на основе экспозиций театрального музея)». Международный электронный журнал математического образования , vol. 11, вып. 8, 2016, с. 2963-2973.

Ванкувер

Цитирование в тексте: (1), (2), (3) и др.
Ссылка: Портнова Т.В.Структурные особенности театральных экскурсий (методика на основе экспозиций театрального музея). INT ELECT J MATH ED. 2016; 11 (8): 2963-73.

В статье показаны особенности театральной экскурсии при ее структурной организации и проведении на основе временных и постоянных выставок в музеях театрального профиля. Основная цель статьи — исследовать специфику концепции «Имидж-театр» применительно к музейным экспонатам.На основе соотношения выразительных и изобразительных средств, свойственных театральному искусству, провести классификацию театральных экскурсий и систематизацию возможных способов их проведения в контакте с театральными экспонатами. На основе непосредственного изучения экспозиций и фондов театральных музеев и крупнейших театральных музеев мира, в основном европейских, а также театральных учебных заведений, автор раскрыл состав коллекций, их видовые и жанровые особенности, содержание и физические параметры.Составлено подробное описание выделенных в группы единиц хранения (документальная и художественная фотография, портреты театральных деятелей в ролях в жизни, личные вещи художников, режиссерские эскизы, костюмы и декорации, макеты и видеоролики, билборды и плакаты, программы и книжные публикации). Техника тура показывает эти объекты, что включает параллельные комментарии автора и рекомендации по работе с ними и их визуальному влиянию на зрителя. Посвященные автором и использованные при анализе трех смысловых вариантов (хронологического, тематического, сложного) театральных экскурсий акцентируется внимание на новых подходах к осмыслению материала, призванных помочь экскурсоводам в работе с аудиторией.Сделан вывод об актуальной важности использования авторского опыта и разработанной им турно-нарративной методологической системы и отображения для развития образования и подъема культуры в современном мире.

.

определение экскурсий по The Free Dictionary

Отсюда можно совершить экскурсию в Милан, озера Комо и Маджоре, или в Милан, Верону (знаменитую своими необычными укреплениями), Падую и Венецию.

В течение нескольких месяцев об увлекательной поездке в Европу и Святую Землю болтали в газетах повсюду в Америке и обсуждали на бесчисленных вечеринках.

Что они прибыли в Эдинбург за несколько дней до этого и оттуда совершали ежедневные экскурсии по стране в дилижансе, в котором они тогда находились, из одной из экскурсий они возвращались в то время.С ними было несколько лошадей; и, поскольку они обычно ходят пешком в воинственные походы, был сделан вывод, что эти лошади были схвачены в ходе мародерства. Помимо тех, которые я нашел во время моих коротких экскурсий, я слышал о многих других, и о происхождении таких имен поскольку очевиден «поток животных», «холм гиганта». На самом деле, я думал, что эта остановка будет означать окончание нашей прогулки; но я ошибся, потому что вместо того, чтобы вернуться на «Наутилус», капитан Немо продолжил свою смелую экскурсию.Земля все еще была на уклоне, ее уклон, казалось, увеличивался и уводил нас к еще большим глубинам. Помимо Прелюдии, о которой мы уже говорили, другие длинные стихи Вордсворта — Экскурсия и Белая лань Рилстона. Кроме того, были стандартные тома стихов, изданные Phillips & Sampson с изношенных пластинок; на день рождения моя мама подарила мне Вордсворта в такой форме, и я рад думать, что когда-то читал в нем «Экскурсию», потому что не думаю, что смогу сделать это сейчас, и у меня есть ощущение, что это очень Правильно и достойно прочитав «Экскурсию.»Честно говоря, это было очень тяжело читать даже тогда, и я не могу честно сказать, что мне когда-либо нравился Вордсворт, кроме как отчасти, хотя в этом отношении я не думаю, что кто-либо когда-либо любил. Все места были переполнены, тоже, потому что было воскресенье, и, следовательно, все отправились на «увеселительную» экскурсию. Горячо! Вождь омахов тоже, вернувшись с охоты, сообщил, что двое мужчин были убиты на некотором расстоянии сверху группой Сиу. Вторая часть — «Экскурсия». Третья часть была только запланирована, но первая книга первой части была оставлена ​​в рукописи Вордсвортом, хотя в рукописи, как говорят, не было особой готовности для печатников.Они были на экскурсии где-то в кустах — той самой экскурсии, которая заложила основу состояния Трента «. .

Комментариев нет

Добавить комментарий