Этнотуризм это: Этнографический туризм. Традиционный и ностальгический этнографический туризм

Этнотуризм это: Этнографический туризм. Традиционный и ностальгический этнографический туризм

Содержание

Этнографический туризм. Традиционный и ностальгический этнографический туризм

Этнография — часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.

Этнос — группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др.

Этнотуризм — это знакомство с народными обычаями и ремеслами, бытом и традициями, с историей и творчеством коренного населения.

В современном мире все больше распространение получает этнический туризм. Своё название он получил от греческого слова этнос — народ, то есть этнический туризм — это вхождение в народ. В России проживает огромное количество народов и народностей и каждый из них имеет свой неповторимый говор и фольклор. В городах эти особенности утрачиваются, и всё чаще жители мегаполисов отправляются в глубинку, чтобы окунуться с головой в этот неповторимый мир этноса, почувствовать единение с природой и своими национальными корнями. Этот вид этнического туризма ещё называется внутренним и экскурсионным.

Под этнографическим туризмом понимается вид познавательного туризма, основной целью которого является посещение этнографического объекта для познания культуры, архитектуры, быта и традиций народа, этноса, проживающего сейчас и проживающего когда-либо на данной территории. 

Этнографический туризм основан на интересе туристов к подлинной жизни народов, к ознакомлению с народными традициями, обрядами, творчеством и культурой. В современном унифицированном мире человек стремится к самоидентификации, ищет и изучает свои этнические корни для того, чтобы почувствовать себя особенным, обладающим глубинной историей и собственными культурными традициями. А познание других культур и этнических особенностей позволяет ему составить целостную картину многогранного мира народов и народностей, уникальных в своей индивидуальности. Этнический туризм содействует более тесным связям, обменом представителей этих народов, включению их культуры в мировое культурное наследие.

Россия располагает огромным потенциалом как для развития всех видов туризма, в том числе и этнографического туризма. У нее есть все необходимое — огромная территория, богатое историческое и культурное наследие. В богатой истории России в разные времена оставили свои следы викинги, древние славяне, монголо-татары, половцы, скифы, шведы, тевтонцы, греки, генуэзцы и другие народы. Наши предки наследовали от них внешность, веру, разные культуры, языки и традиции. Это стимулирует развитие этнографического туризма — делает современных россиян и граждан других государств интересными друг другу.

Этнотуризм является на сегодня одним из самых перспективных направлений туристического бизнеса, привлекающей огромное число любителей всего необычного и неизведанного. Распорядиться мировым культурным наследием с пользой и без ущерба — вот главное направление работы этнической туриндустрии сегодня.

Этнотуризм основан на интересе туристов к подлинной жизни народов, к ознакомлению с народными традициями, обрядами, творчеством и культурой. В современном унифицированном мире человек стремится к самоидентификации, ищет и изучает свои этнические корни для того, чтобы почувствовать себя особенным, обладающим глубинной историей и собственными культурными традициями. А познание других культур и этнических особенностей позволяет ему составить целостную картину многогранного мира народов и народностей, уникальных в своей индивидуальности. Этнотуризм содействует более тесным связям, обменом представителей этих народов, включению их культуры в мировое культурное наследие.

Этнотуризм требует от туристов большой культуры поведения, деликатности к местным обычаям и образованности. Его можно назвать туризмом элитарным, а не массовым.

На сегодняшний день почти в каждом регионе России получают развитие проекты в области этнографического туризма. Как правило, каждому желающему вместе с осмотром местных достопримечательностей, знакомством с национальными традициями предлагается занятия ремеслами, пешими или конными прогулками, оздоровительными мероприятиями, рыбалкой, общение с домашним скотом. Вы также может принять участие в традиционных праздниках и обрядах, попробовать блюда национальной кухни и приобрести в качестве сувениров предметы традиционного быта.

Этнический туризм — одно из направлений туризма, имеющего ярко выраженную этноязыковую культурную составляющую. Этнический туризм может быть как внутренним, (например посещение российской глубинки городскими жителями с целью ознакомления с архаичными говорами, фольклором, бытом, культурой и языками автохонных народов), так и внешним, который связан с посещением исторической родины или мест рождения родственников.

Самой распространенной программой этнического туризма в России является посещение русской деревни 18-19 веков. Турист может побывать в исконно русской избе, понаблюдать за бытом и старорусскими обрядами и традициями.

Этнический туризм подразделяется на два основных вида — традиционный и ностальгический. Их объединяют ярко выраженные этнокультурная и языковая составляющие.

Традиционный этнический туризм чаще всего является внутренним и предполагает ознакомление горожан с бытом, культурой, языком соотечественников, сохранивших архаичный уклад жизни. Кроме того, нередко он предусматривает посещение музеев, где воссозданы условия жизни многовековой давности. Традиционный этнический туризм может базироваться и на ознакомлении с культурой и бытом автохтонных народов, проживающих на территории данной страны. Типичным примером служат поездки в резервации индейцев, практикуемые в США.

Ностальгический этнический туризм предполагает посещение путешественниками своей исторической родины, поэтому достаточно часто он является внешним. Особенностью ностальгического туризма является более высокий возраст туристов. Например, начиная с 1990-х годов, в СНГ, пострадавшие от многочисленных войн, приезжает немало бывших жителей Советского Союза. Обстоятельства судьбы разбросали их по разным странам и ностальгический туризм дает им возможность снова увидеть историческую родину.

Этнический туризм имеет цель ознакомление с бытом, культурой, традициями и обычаями людей, которые живут в гармонии с окружающей природной средой. Развитие этнического туризма в России становится новым и ведущим направлением деятельности. Этот вид туризма будет востребован в будущем в связи с его уникальностью и неповторимостью, так как в настоящее время этническое разнообразие сокращается со скоростью, соизмеримой с темпами утраты биологического разнообразия. Коренные малочисленные народы являются носителями уникальной культуры и системы хозяйствования, поэтому развитие этнического туризма перспективно в комплексе с развитием экологического туризма на территориях их традиционно проживания. Этнический туризм может рассматриваться как одно из возможных стратегических направлений сохранения и развития экономики традиционного хозяйства. Развитие этнического туризма должно способствовать сохранению культурного наследия и являться фактором устойчивого развития территорий.

А.М. Мартиросян

В России этнографический туризм не входит в число эталонных видов туризма и не имеет нормативно-правовой базы. Этнографические туры туристическими фирмами представлены.

Что такое этнотуризм? «Этно» становится модным?

Один из разрядов путешествующих – те, кто, прежде всего интересуется населением новых мест и его традициями.

Для этих людей характерно также желание отыскать свои корни, изучить их и осознать личную неповторимость. А знакомство с культурой других народов помогает составить эксклюзивную картину мира и определить в ней собственное место.

Именуются они – этнотуристы, так как их излюбленный вид туризма – этнический. В его активе – расширение кругозора путешественников, развитие патриотизма и сохранение народных традиций.

Одни любители этнотуризма стремятся в реально существующие поселения, жители которых сберегли особенности быта и культуры, доставшиеся от предков. Это показательные (демонстрационные) поселения, временные (например, стойбища оленеводов в ямальской тундре) или постоянные. Среди них проложены как широко известные, так и только начинающие развиваться маршруты.

Другие этнографические туры включают посещение музеев быта. Скажем, в «Музее утюга» и в «Музее чайника» города Переславля-Залесского туристы могут не просто увидеть предметы, принадлежавшие другой эпохе, но и подержать их в руках, а иногда даже получить азы каких-нибудь традиционных ремёсел с их помощью.

Солдатский утюг

Выделяются этномузеи под открытым небом, этнические парки, где наряду с бытовой утварью представлены образцы архитектуры.

Кроме того, этнотуризм подразделяется на внутренний и внешний. Первый предполагает, в большинстве случаев, посещение горожанами какой-либо страны её глубинки для знакомства с языками, бытом и фольклором.

Внешний же туризм ещё иногда называют «ностальгическим», потому что его приверженцы стремятся посетить собственную историческую родину и отечество своих родственников.

Потенциал российского этнографического туризма поистине неисчерпаем. Богатое историческое и культурное наследие огромных территорий страны привлекает интерес граждан других государств к современным россиянам и повышает их желание ближе узнать друг друга.

В настоящее время отечественные туристы, пресытившись экзотикой жарких стран, готовы открывать нечто новое у себя дома. В моду входят разнообразные этнографические туры, которые могут в полной мере удовлетворить это желание.

История и объекты этнографического туризма в мире

Объекты этнографического туризма представляют неподдельный интерес для любознательных путешественников. Чем же они так притягательны?

Секрет прост: люди хотят расширить кругозор, понять, как живут другие народности, каковы их обычаи, секреты, традиции. Это нужно для того, чтобы перенять что-то полезное, провести время таким способом, к которому мы не привыкли. Кроме того, можно почувствовать единение с другим народом, с природой, национальными корнями… Кто знает, быть может, они окажутся близкими по духу или смогут впечатлить?

Самоопределение

Сотни этносов за века сложили причудливую мозаику Европы. После глобальных империй пришло понимание, что родной язык или способ приготовления пирогов – важные атрибуты самоуважения даже для маленького народа. Интерес к традициям – своим и чужим – формирует спрос, а этнический туризм – это органичный способ таких путешествий во времени.

Как правило, такие туры проходят с посещением популярных фестивалей фольклора, частных и государственных этномузеев с оригинальными экспозициями обихода, а также мест компактного проживания коренных народов.

Национальный колорит: полное погружение

Самый колоритный вид познавательного, историко-культурного туризма основан на тщательном соблюдении или восстановлении быта, обычаев, ремесленного производства и праздничных обрядов национальных меньшинств. Туристы вовлекаются в этот календарь ради полноты впечатлений:

  • Проживание в семьях аборигенов.
  • Мастер-классы по изготовлению аутентичной одежды и обуви.
  • Участие в свадебных или шаманских церемониях.
  • Охота и рыбная ловля по национальным правилам.

История и примеры этнического туризма

Развитие этнического туризма в нашей стране сегодня только начинается – переосмысливается его ценность, подготавливаются объекты, продумываются туристические маршруты. Однако ЮНЕСКО уже давно признала, что этнический туризм – это хороший способ наладить эффективный контакт между различными национальностями, сблизить людей, разделенных километрами, континентами и океанами.

Если углубиться в историю, этнический вид туризма возник тысячелетия назад, когда люди осваивали новые земли. В эпоху Географических открытий его роль усилилась – мореплаватели искали новые страны, общались с местным населением, вели торговлю, перенимали культурные ценности. Впрочем, основная цель таких поездок все же была экономически обоснованной – колонизация земель, поиски золотых приисков, захват рабов.

В современном понимании этническая кулинария и туризм появились сравнительно недавно – около 100 лет назад, когда были созданы первые музеи под открытым небом. Особая роль уделяется гастрономическим турам – путешественники хотят попробовать блюда других кухонь мира, оценить их вкус, перенять рецепты приготовления. Это также относится к этнографическим поездкам.

Кому понравятся путешествия к объектам этнографии?

Особенности этнического туризма таковы, что это направление является элитарным – рассчитано не на широкие массы людей. Какова же аудитория любителей изучать этносы?

  • люди с высокими запросами, желающие узнавать что-то новое и интересное, а не просто жить в своем городе, где все привычно и обыденно;
  • туристы, для которых важна история – своей семьи, страны, народности;
  • подростки, школьники, студенты – группа лиц, желающая изучить традиции, культуру и наследие в образовательных целях.

Портрет типичного путешественника – это любознательный человек, начитанный, эрудированный, не просто осматривающий достопримечательности, а жадно впитывающий информацию.

Зачем нужны этнографические путешествия?

Культурно-этнические поездки – это не просто очередное туристическое направление, призванное обеспечить комфортный и беззаботный отдых для туриста. Туры по этническим местам выполняют гораздо больше функций:

  • способствуют сближению народов, например, мы можем относиться к африканским племенам, как к «недалеким» аборигенам, но стоит их узнать поближе, и мнение изменится;
  • сохраняют культурные ценности, которые следует беречь и восстанавливать;
  • являются экономически выгодными, финансируют регион расположения, помогают его процветанию;
  • позволяют обеспечить сохранность исторического наследия, избежать его потери в веках;
  • прививают у населения любовь к традициям, своему прошлому, развивают толерантность.

Поездки к объектам этноса – это не увеселительные мероприятия, а возможность подумать, поразмышлять, узнать что-то новое и расширить кругозор. Только лишь смотреть мало – нужно читать книги или слушать экскурсовода.

Виды этнографических туров

Этнические путешествия могут быть внешними – в другие страны, а также внутренними – внутри государства. Кроме того, выделяются и некоторые другие его виды:

  • посещение «живых» достопримечательностей, то есть, поездки в деревни и поселения, к объектам, сохранившимся до наших дней, например, к индейцам в Африку;
  • экскурсии в музеи и на выставки – в том числе, под открытым небом, достопримечательности здесь собраны или воссозданы вручную, являются копией, к примеру, макеты поселений;
  • ностальгический – посещение мест, где родилась семья, жили предки, прошло детство человека, так, евреи часто едут в Иерусалим, откуда тянутся их корни;
  • аборигенный – проводится представителями самой народности, то есть, в качестве гида выступает местный житель, кто как не он сможет рассказать и показать лучше?
  • стационарный – посещение возможно круглый год, это экскурсии в деревни и музеи;
  • событийный – просмотр фестивалей, национальных празднеств, гуляний, он возможен только в определенные дни.

Кроме того, этно-туры можно совмещать с гастрономическими путешествиями, развлечениями, экстремальным отдыхом, лечением и т.д. Горизонты широки, а возможности – безграничны.

Этно-праздники

Время неприятия народных песен и танцев закончилось, когда туристы съездили на европейские фольклорные сессии: в Бристоль и Дублин, Варляй и Жеравну. Этнический фестиваль, по признанию участников, открывает сердца музыке, а потом уже — в мир.

Традиционными стали региональные фольклорные форумы в Карелии и на Вологодчине, праздники танца и музыки в Бурятии, молодого айрана в Хакасии. На эти фестивали съезжаются гости не только со всей страны, но и из-за границы. Неслучайно именно эти территории возглавили список по этно-туризму.

Ярким событием осени 2017 г. стал Международный музыкальный этнический фестиваль «Музыка наших сердец». Прошел он в Коломенском – одном из центров традиционной русской культуры, и собрал тысячи зрителей. С открытой сцены звучала национальная музыка Узбекистана и Сербии, Израиля, России и Грузии. А когда песню понимают без слов, она становится интернациональной.

Экзотика самобытности

Принято разделять фольклорные туры на внутренние и выездные: и везде это развитая индустрия гостеприимства. Что такое этнический туризм – хорошо знают коренные жители городов, иностранцы и молодежь: именно они считаются самыми искренними ценителями путешествий с национальным содержанием:

  • Так, в Танзании можно погостить в родовом поселке самого древнего африканского племени, ровесника первых египетских пирамид.
  • В Лаосе и Вьетнаме поощряют исчезающие микроэтносы, где туристов удивляют, например, женщины с 20-сантиметровыми шеями или диковинными костюмами.
  • В США, Канаде, Перу индейцы в этнодеревнях учат всех желающих распознавать следы диких животных и готовить похлебку из дикого кактуса, чтобы звери не чуяли человека.

Самыми популярными направлениями этнических погружений в мире признаны регионы Центральной Африки, Австралия и буддистские колонии в Азии.

Этнический туризм в мире

Популярные направления этно-туризма не столь многочисленны, как хотелось бы – это связано с тем, что далеко не во всех странах созданы условия для сохранения культурного наследия. В число самых популярных направлений вошли:

  1. Африка и Ближний Восток. Этнический туризм в Африке – это посещение бедуинской деревни в Египте, ОАЭ, Саудовской Аравии. Здесь удастся приготовить вкусные лепешки своими руками, сделать сувенир из песка, покататься на верблюде, посетить национальные свадебные церемонии. А в Намибии можно побывать с экскурсией в индейских племенах, познакомиться с шаманами и вождями, чтобы понять – вас здесь не съедят, но это не точно;
  2. Китай. Этнический туризм в Китае предполагает посещение монастырей Тибета, включает паломнические туры по горам, знакомство с местными религиями, переоценку смысла жизни. Опытные путешественники говорят – этот путь является дорогой в новую жизнь;
  3. Европа. Этнический туризм в Европе – это, в первую очередь, посещение Италии, где когда-то располагалась Римская империя, наследие которой сохранилось до наших дней. Кто-то едет в Германию, чтобы пройтись по местам боевой славы предков, другие – отправляются в Скандинавские страны, откуда на Русь прибыли первые правители;
  4. Беларусь. Этнический туризм в Беларуси – особо интересное направление, ведь здесь трепетно и внимательно относятся к истории, берегут традиции и наследие. Здесь стоит посетить музеи, комплексы, усадьбы под открытым небом, поучаствовать в национальных обрядах – Масленица, Коляда, Купалье, Юрьев день. Внимания заслуживают белорусские ремесла, фестивали культуры и кухни, проходящие с особым размахом;
  5. Узбекистан. Этнический туризм в Узбекистане удивляет жителей других стран, особенно, европейских. Яркие, самобытные, незабываемые эмоции – то, что получают иностранцы. Здесь удастся познакомиться с узбекскими обычаями, разглядеть и нарядиться в национальные костюмы, попробовать плов, шурпу, манты. Также интересно увидеть, как ремесленники делают ювелирные украшения, керамику, шелк, вышивку своими руками – сувениры можно привезти домой на память;
  6. Казахстан. Этнический туризм в Казахстане включает обязательное посещение народных праздников. Наурыз – День весеннего равноденствия является одним из самых колоритных. Также казахи сохранили многие самобытные обряды, интересные для молодежи – сватовство, выбор невесты, свадебные гуляния. Любознательные туристы смогут увидеть и работу мастеров – ткачество, кошмоваляние, попробовать национальные блюда с кониной, молоком, бараниной. Самые вкусные деликатесы – бешбармак и баурсаки.

Впрочем, и в других странах есть интересные объекты, рекомендованные к посещению. Найти достопримечательности и познакомиться с культурным наследием можно в любой местности, но обычно – или в музеях, или в естественных условиях, но вдали от городов.

Россия: от Костромы до Тувы

В России, по данным Ростуризма, ежегодно около полумиллиона человек выбирают для отдыха именно этнографические маршруты. Недельный круиз по казачьему Дону, поездка на камчатский праздник нерпы или тур на выходные к вологодским мастерицам выбирают ради приобщения к истории семьи или отечества.

Топ-5 российских этно-направлений:

  • Карелия
  • Вологда
  • Прибайкалье
  • Хакасия
  • Алтай

Этнический туризм в России

Россия – страна многонациональная, и для тех, кто устал от морских курортов, здесь созданы превосходные условия и организованы интересные этно-туры. Конечно, пока направление только набирает обороты, но уже сейчас заметен рост его популярности, повышение привлекательности среди населения. Какие места рекомендованы к посещению?

  1. Крым. Этнографический туризм в Крыму уникален, ведь на его территории проживают и татары, и караимы, и крымчаки, а также славяне, греки, итальянцы. Посетить удастся православные храмы, мусульманские мечети, караимские кенассы. Но самыми любимыми этно-достопримечательностями являются – армянский центр «Сурб-Хач», греческий «Карачоль», немецкий «Кроненталь» и многие другие;
  2. Краснодарский край. Этнографический туризм в Краснодарском крае – это посещение мест проживания кубанских казаков, знакомство с мощнейшей армянской диаспорой, а также самобытным наследием и культурой. Особый интерес представляет парк «Добродея» в Анапе – с гостиницей, экспозициями, развлечениями для маленьких посетителей и театрализованными представлениями. Другое интересное место – армянский центр «Арин-Берд» с древней крепостью и традиционными застольями;
  3. Приморский край. Этнографический туризм в Приморском крае развивается при поддержке органов местной власти. Интересен маршрут «Русская горница» с театрализованными вечерами, дегустацией здешних деликатесов, осмотром достопримечательностей и объектов культурного наследия. «Арт-тур по Владивостоку» включает посещение парка «Изумрудная долина», музеев и городской крепости. Рост спроса на это направление связан с тем, что на территории региона проживает свыше 150 народностей;
  4. Бурятия. Этнический туризм в Бурятии – это изучение устоев, как европейцев, так и азиатов. Здесь сохранилась часть истории и менталитета, связанная с монгольским нашествием. Этно-объекты расположены в 14 районах Бурятской республики, под охраной ЮНЕСКО – забайкальские старообрядцы, чья семейная жизнь, духовные устои и традиции вызывают интерес иностранцев. Посетить стоит село Тарбагатай и комплекс «Степной кочевник», где удастся прикоснуться к особому укладу жизни здешнего населения;
  5. Татарстан. Этнический туризм в Татарстане основан на сохранении культурных ценностей многонационального народа, который проживает здесь. Туристы едут в Волжско-Камский заповедник, русское село Никольское, древнейший поселок крещенных татар Ташкирмень, татарское село Атабаево. В Татарстане затейливо переплелись исконно-русские и национальные традиции, а обилие музеев позволяет их сохранить. Также здесь постоянно проводятся фестивали и гуляния, например, «Крутушка».

Есть в России и другие интересные места для посещения – в Пермском крае, Горном Алтае, в глубинках Центральной части страны, в Сибири.

Этнографические путешествия – это интересное и уникальное направление, в рамках которого можно познакомиться с историей, культурой, традициями и наследием других народностей. Зрелищные фестивали, колоритные гуляния, осмысление своего прошлого и самообразование – то, что дают такие туры. Однако их организация связана с определенными сложностями, например, массовые поездки к африканским племенам приводят к тому, что население теряет свою самобытность.

Этнографический туризм и его развитие в России и мире

По утверждению ЮНЕСКО, этнографический туризм – это самый эффективный способ установления мира и взаимопонимания между жителями разных стран. Это понятие в отечественной теории туризма пока еще только осмысляется. В то время как на практике уже организуются туры, создаются объекты, позволяющие понять особенности разных культур и народов. Расскажем о том, что подразумевается под понятием этнографического туризма, в чем его специфика и каковы перспективы развития в мире и в России. Также приведем примеры того, как этот вид туризма организуется в разных странах.

Понятие этнографического туризма

Человечеству издавна присуща потребность в изучении происхождения народов, их особенностей, традиций, языка. Всем этим занимается этнография — наука, выросшая в рамках истории. Путешествия всегда были для людей способом познать мир, находить лучшие места для жизни, средством взаимодействия с другими культурами и народами. Именно из потребности больше узнать об окружающем мире и появляется этнографический туризм. Определение этого понятия пока еще находится в стадии окончательного оформления. В общем виде под ним имеют в виду особый вид туризма с целью знакомства с особенностями жизни народов, проживающих нынче или ранее на определенных территориях. Этот вид туризма основан на подлинном интересе туристов к жизни людей в других странах, к их традициям. В современном мире усиливаются процессы национальной самоидентификации народов. Нарастающая глобализация усиливает желание людей осознать свою уникальность, принадлежность к определенным этническим группам. У людей усиливается интерес к собственным корням. Все это приводит к росту туристических поездок с целью изучения образа жизни народов своих и чужих стран.

Этнический или этнографический

В статьях о туризме можно встретить два термина: этнический и этнографический туризм. Отличие этих явлений можно обнаружить, если проанализировать данные лексемы. Этнический – это относящийся к какому-либо народу, к его происхождению. А этнографический – это относящийся к науке, изучающей происхождение народов, их традиции и культуры. То есть этнический туризм – это такой вид туризма, который связан с познанием этносов, а этнографический – с осмотром объектов, которые созданы или обнаружены в процессе исследования этносов. По большому счету, разница между этими терминами минимальная. Есть точка зрения, что этнический туризм в большей степени ориентирован на этноязыковую и культурную составляющие. Однако в широком обиходе такое разделение терминов пока не принято. Поэтому в речи они обычно используются как синонимичные понятия. В нашей статье мы также будем использовать эти термины как равнозначные.

Актуальность этнотуризма

Современный мир остро нуждается во взаимодействии между народами. Согласно позиции ЮНЕСКО, туризм является одним из важнейших факторов гуманитарного и культурного развития человеческой цивилизации. Он способствует установлению диалога и добрососедских отношений между народами, ведет к сохранению мира и сближению этносов. Сегодня, когда нарастает волна конфликтов на национальной почве, поиск общих человеческих и культурных оснований между национальностями и государствами чрезвычайно важен. И эти задачи среди прочих решает и туризм. Он призван привлекать внимание к историческим событиям и фактам, ориентирован на сохранение объектов культурного наследия разных народов. Можно сказать, что посредством туризма происходит осознание и понимание социального мира. Люди узнают о том, как живут иные народы, каковы их ценности, исторический путь, и становятся более терпимыми и доброжелательными. Кроме того, конечно, этнотуризм является способом экономического и социального развития регионов, что особенно важно для развивающихся стран.

Этнографические объекты

Для каждого вида туризма, в том числе этнографического, характерны свои специфические объекты. Под этнографическими объектами понимают явления и объекты культуры и истории, которые сохраняют сведения об этнических особенностях традиций и быта народа. Это система специфических признаков, отличающих культуру этноса от всех прочих. Традиционно выделяют следующие объекты этнографического туризма:

— Археологические памятники с выраженными этническими признаками. Например, археологические раскопки в Горном Алтае на месте существования Пазырыкской культуры.

— Культовые и архитектурные сооружения и комплексы, созданные этническими группами в процессе проживания в каком-то месте, в том числе объекты, создаваемые несколькими этносами. Например, Казанский кремль сочетает в себе сооружения христианской и мусульманской культур и является уникальным комплексом-памятником нескольких этносов.

— Архитектурные памятники, воплощающие традиции того или иного этноса и связанные с определенным этапом в развитии этноса. Ярким примером является Теремной дворец в Московском Кремле, это превосходный образец стиля русское узорочье.

— Памятники культовой архитектуры с выраженными конфессиональными чертами, созданные в определенной архитектурной традиции. Примером может служить Кафедральный собор в немецком городе Бамберге 12 века, являющийся одним из чистейших образцов романского стиля.

— Традиционные этнические захоронения, кладбища, памятники на могилах, некрополи, созданные в соответствии с национальными традициями. Образцом такого объекта является старое еврейское кладбище в Праге, которое сегодня стало туристическим объектом.

— Музеи национальных культур, выставки предметов этнических культур. Например, этнографический музей народов Забайкалья в Улан-Удэ.

— Традиционные жилища и хозяйственные постройки, характерные для разных народов, часто с представлением традиционного убранства дома, инструментов для осуществления хозяйственной деятельности. Превосходным образцом такого объекта является музей-парк Скансен в Швеции.

— Целые села или города, сохранившие планировку, строения, организацию жизни, характерную для какого-либо народа. Примером может стать город Чески Крумлов, центр которого сохранил свой облик со средних веков.

— Отдельные объекты быта и традиционной культуры этноса. Примерами могут быть мельницы в разных национальных культурах Европы.

— Места, где проводятся фестивали и праздники национальных культур. Во время этих мероприятий возрождаются традиции народных обрядов, демонстрируются национальные костюмы. Примером являются праздники Масленицы, проходящие во многих городах и регионах России.

— Места, где возрождаются народные промыслы, традиционные ремесла. Примерами являются многие села и города России: Жостово, Вологда, Касли.

Для развития этнографического туризма необходимо изучать национальные культуры, выявлять новые объекты, реставрировать и сохранять их.

Этнографическое наследие

Совокупность памятников национальных культур составляет наследие данного этноса. Оно может быть локально собрано в одном месте, а может быть разбросано по всему миру. Задача этнографии – выявлять и систематизировать эти объекты. А этнографический туризм организует туристов для ознакомления с этими объектами наследия.

Самые значительные памятники национальных культур охраняются государственными и международными программами. Самой известной из таких программ является ЮНЕСКО, связанная с выявлением и охраной объектов Всемирного культурного наследия. Правда, не все объекты в этой программе являются этнографическими, там есть целый ряд природных. Большие народы в рамках государственных программ сохраняют свое этнографическое богатство. Например, в Узбекистане есть специальные институты и программы по сохранению средневековых городов Хивы и Бухары, в которых сохранились большие части традиционных поселений.

Этнотуризм является способом популяризации культурных традиций разных народов, а также источником привлечения средств на сохранение этих объектов.

Виды этнографического туризма

Существует несколько классификаций этнотуризма. В первую очередь его можно разделить на внешний и внутренний. Внешний этнографический туризм за рубежом ориентирован на ознакомление с бытом и традициями других народов. А внутренний происходит в рамках своей страны и позволяет лучше узнать собственную культуру и ее истоки.

По способу осуществления туризма выделяют:

— Посещение существующих, «живых» этнических поселений. Такие поездки связаны с осмотром сохранившихся национальных поселений, где может быть воссоздана или представлена на обозрение система быта данного этноса. Примером могут быть традиционные поселения южноамериканских индейцев в джунглях Перу. В рамках таких визитов туристы могут ознакомиться с тем, как ведет хозяйство этот народ, поучаствовать в приготовлении пищи, предметов быта, украшений. Также у туристов есть возможность принять участие в национальных обрядах и праздниках.

— Посещение этнографических музеев и выставок. Это самый распространенный культурно-этнографический туризм, он не требует от туриста особых усилий и затрат. Чтобы ознакомиться с бытом того или иного народа России, можно прийти в Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге, где есть экспозиции обо всех крупных этносах, проживающих на территории современной РФ и на территории бывшей Российской империи.

— Аборигенный туризм. В таких поездках в программу тура вовлекаются представители рассматриваемого этноса. Например, сафари в Египте или Арабских Эмиратах часто проводят местные жители, облаченные в национальные одежды.

Также есть деление этнотуризма на традиционный и ностальгический. Первый предполагает знакомство с культурами через посещение поселений или музеев. А второй – посещение мест происхождения, исторической родины. Так, например, для евреев всего мира таким местом является Иерусалим, куда нередко и ездят представители этого народа, чтобы прикоснуться к своим истокам.

Еще выделяют антропологический туризм, он связан с посещением мест исчезнувших или исчезающих культур. Например, сегодня в России начинает формироваться туризм в зоны Крайнего Севера, чтобы ознакомиться с бытом и традициями малых народов, находящихся под угрозой исчезновения. Самый молодой подвид этнотуризма – джайлоо. В этом случае туристы поселяются вместе с этнической группой, обычно малой, ведущей примитивный образ жизни, и живут вместе с ними. Такие туры уже есть в Непале, Кыргызстане. Турист поселяется в семье и выполняет работы, которые делают все члены семьи.

Также этнотуризм можно разделить на стационарный и событийный. Первый связан с посещением места жительства этноса. Такие туры проводятся систематически, поскольку объект находится в постоянном доступе. Второй связан с проведением какого-то мероприятия: праздника, фестиваля. Поэтому туры могут организовываться только во время этого ивента.

Функции

Культурно-этнографический туризм выполняет несколько основных функций:

— способствует формированию толерантного отношения к другим народам, их традициям и нормам;

— сохраняет культурное разнообразие мира, помогает восстанавливать и беречь объекты национальных культур;

— способствует экономической стабильности музеев, культурных и научно-исследовательских организаций;

— улучшает социально-экономическое состояние региона, в котором находятся объекты туризма;

— способствует возрождению национальных традиций;

— повышает культурный уровень людей.

Аудитория

Этнотуризм ориентирован на лиц с высокими познавательными запросами. Таким путешественникам хочется узнавать что-то новое, им интересен быт и традиции разных народов. Развитие этнографического туризма связано с тем, что людей, интересующихся историей и культурой разных этносов, становится все больше. Такие туристы хотят узнать о том, как жили и живут разные народности, что они ели, как готовили пищу. Часто таким туристам хочется воспользоваться национальными инструментами, поучаствовать в различных обрядах. Нередко это образованная аудитория среднего и старшего возраста. Но все чаще такими турами интересуются семьи с детьми школьного возраста. Они хотят, чтобы дети больше знали о собственной культуре, ее корнях, традициях, наследии. Поэтому чаще всего в этнографических музеях проводятся занятия для детей.

Этнографический туризм является способом трансляции исконных традиций следующим поколениям. Детей обучают национальным ремеслам, знакомят с фольклором, рассказывают о языке. В рамках специальных туров это сделать гораздо проще, чем в учебных классах.

Мировой опыт

Сегодня развитие этнографического туризма в мире набирает обороты. В Европе и Америке существует огромное количество больших и малых мест для знакомства с жизнь коренных народов, с культурой нации. Например, индийские поселения и парки в Канаде и США. Одним из родоначальников этнографических парков под открытым небом стал шведский Скансен. По его подобию открыто немало таких же музеев по всему миру, например, в венгерском Сентендре есть свой Скансен. В Азии также активно развиваются такие виды туризма. Например, в Таиланде есть маршруты по реке Квай, рассказывающие о жизни местного населения. В Бангкоке есть уникальный парк Muang Boran Ancient City, в котором собраны строения со всей страны, также имеется модель плавучего рынка и много мастерских с местными ремеслами.

Этнографические ресурсы России

Для многонациональной России этнотуризм является одним из перспективнейших направлений развития регионов. Сегодня этнографический туризм в России также набирает обороты. Почти во всех регионах есть музеи и выставки подобной направленности. Открывают специальные места для знакомства с исконными ремеслами и традиционным образом жизни. Например, в Казани есть сразу два таких места. Это Старо-Татарская Слобода, в которой представлены традиционные татарские постройки, мастерские, мечеть. А также татарская деревня «Туган Авылым» – парк, где дети могут в игровой форме ознакомиться с традиционными татарскими ремеслами и попробовать национальные блюда.

Организация этнотуризма

Несмотря на то что сегодня этнографический туризм в мире развивается и привлекает много людей, его организация сопряжена со многими сложностями и проблемами. Создание этнографического объекта требует научных исследований, обоснования, а также больших вложений. Поэтому такие инвестиции в основном под силу только крупным организациям или государству. Проблема организации этнотуризма состоит в том, что большой поток туристов может нанести вред объекту. Так, например, массовые путешествия к африканским аборигенам приводят к тому, что они теряют свою аутентичность.

Российский опыт

Сегодня в России организацией этнографического туризма занимаются преимущественно администрации регионов. Перед ними стоят задачи по улучшению туристической привлекательности своих территорий, и они готовы создавать музеи, парки, реставрировать объекты культурного наследия. Но обычно средств у них не очень много, и поэтому объекты организуются долго и бедно. Опыт частных инвестиций в создание этнографических объектов с целью привлечения туристов пока в России мал, но он есть. Например, в Горном Алтае есть этнопарк «Легенда», основанный алтайским скульптором А. Зайцевым. К его инициативе позже подключилась администрация Бийского района. Парк знакомит туристов с легендами и мифами Горного Алтая.

Этнический туризм: виды и маршруты этнотуризма

В последнее время этнографический туризм популяризируется и набирает обороты, наступая на пятки таким активно развивающимся видам туризма как спортивный, экологический, деловой и лечебно-оздоровительный. Этнотуризм является видом познавательного туризма и преследует цель посещения объекта этнографии для познания быта, традиций и культуры этноса, живущего ныне или проживавшего ранее на определенной территории.

Чем интересен этнотуризм

Этнографический туризм основывается на любопытстве туристов к настоящей жизни народов, к знакомству с традициями народа, обрядами, его культурой и творчеством. Наш современный, унифицированный мир характеризуется тем, что человек старается самоидентифицироваться, найти и изучить свои корни, осознать свою особенность, обладание собственной историей и культурными традициями. Ну а познание других этносов и культур позволяет туристу составить четкую и целостную картину нашего разнообразного мира народов, обладающих своей уникальной индивидуальностью.

Этнотрадиции тесно связаны с разными видами фольклора и, в том числе, с ремеслами. Они могут быть как деревенскими, так и городскими. Фольклор неотделим от человека и связано это с передачей и сохранением опыта, накопляемого веками и передаваемого старшим поколением младшему.

Виды этнотуризма

Существует два основных вида, которыми может представляться этнический туризм. Первый — это посещение поселений, существующих на данный момент, которые сохранили свои особенности традиционного быта и культуры. Эти поселения могут называться либо показательными, либо демонстрационными, могут быть постоянными или временными (к примеру, стоянки кочевых скотоводов, бродячих собирателей и тому подобных). Есть множество туристических маршрутов, проходящих через подобные поселения. Самые известные из них – стоянки африканских бедуинов в Египте, деревни индейцев в Южной и Северной Америках, а также поселения австралийских аборигенов. Интересно для туриста познакомится с этническими группами Северной Индии, Таиланда и островов Океании.

Второй вид этнического туризма – это ознакомление с музеями быта. Интерес представляют этномузеи под открытым небом, которые содержат в себе примеры традиционных предметов быта и образцы архитектуры. При этом турист имеет возможность увидеть лично предмет, который принадлежал какой-нибудь культуре, эпохе, узнать о его предназначении и ощутить родственность культуры своего народа с культурой другого.

Таким образом, этнотуризм – это не только интересное времяпровождение. Он способствует сохранению традиций и культуры народа, расширяет кругозор туристов и вызывает патриотические чувства.

Этнотуризм как одно из направлений культурно-познавательного туризма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

- охрану лесного фонда;

— охрану почв от эрозии;

— охрану водных ресурсов.

В случае возникновения лесного пожара производится экстренное его тушение, создается 25-30 метровая полоса вырубки деревьев, внутри которой находится 4-метровая распаханная полоса. В лесных массивах необходимо проводить чистку леса, санитарную рубку и т.д. Осуществляется использование пастбищ и их охрана. Южная часть Горхи имеет территорию 41174 га, из них 15075 га занимают леса, 24633 га пастбища, 1256 га камни и скалы, 210 га песчаные россыпи. Переносная сила органических веществ повышается из года в год внутри экосистемы природного парка. Теперь этот показатель составляет в среднем 1,0 т в год, потеря почвенного гумуса на южных склонах гор составляет от 0,001 т до 0,475 т в год.

Высокая антропогенная нагрузка определяет проведение природоохранных мероприятий, в первую очередь для сохранения лесных массивов, рек и ручьев, почвенного покрова. В дальнейшем необходимо разработать проект по рациональному использованию типов ландшафта данного природного парка в рекреационных целях.

Сведения об авторе

Тавудоржиин Ренчинмядаг — аспирант кафедры физической географии Бурятского государственного университета. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а. Е-mail: myadag [email protected] Data on author

Tavudorzhiin Renchinmyadag — post-graduate student of physical geography department of BSU. 670000, Ulan-Ude, Smolin str. 24a. E-mail: myadag [email protected]

УДК 769.50

ББК 75.8 Ч.Б. Сундуев, Л.В. Хышектуева

ЭТНОТУРИЗМ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

Этнический туризм — одно из направлений культурно-познавательного туризма, который подразумевает погружение туриста в среду коренного населения, знакомство с местной национальной культурой. Этнический туризм может рассматриваться как одно из возможных стратегических направлений сохранения и развития экономики традиционного хозяйства, способствует сохранению культурного наследия и является фактором устойчивого развития территорий.

Ключевые слова: этнотуризм, традиции, этнос, культурное наследие, этнография.

Ch. B. Sunduev, L.V. Khyshektueva ЕТИЗЧОТОтагеМ AS one of the branches of cultural-educational tourism

Ethnic tourism is one of the branches of cultural-educational tourism, which implies submersion of a tourist into native population’s environment as well as acquaintance with local national culture. Ethnic tourism can be considered as one of the possible strategic directions for preservation and development of the traditional economy, it promotes conservation of the cultural heritage and it is a factor of sustainable development of the territory.

Key words: ethmtourism, cultural-educational tourism, tourist’s business

Этнический туризм — одно из направлений культурно-познавательного туризма, наиболее перспективное в полиэтнических странах. Мировая практика доказывает, что самым важным в организации этнического туризма является ознакомление участников с традициями и культурой различных этносов. Иногда такой туризм называют также этнографическим, поскольку этнография («народоведение») — это наука, исследующая культурно-бытовые особенности различных народов мира в их историческом развитии, изучающая проблемы происхождения и культурно-исторические взаимоотношения этих народов, восстанавливающая историю их расселения и передвижения [1].

Одним из направлений этнического туризма является аборигенный туризм — это этнический туризм с участием (вовлечением) представителей коренного населения. Такой туризм подразумевает погружение туриста в среду коренного населения, непосредственное знакомство с местной национальной культурой.

Экономическое значение такого вида туризма неоспоримо, поскольку он дает возможность приобщения коренного населения к современному бизнесу через сервис, производство и сбыт сувениров. А главное, не происходит болезненного отрыва аборигенов от своих хозяйственных и культурных традиций, что обеспечивает хорошую сохранность и возрождение традиционных культур наравне с получением дополнительных доходов местным населением.

Традиции — это система позиций, ценностей, норм поведения и принципы отношений между людьми в стране, ритм и пульс ее жизни. Характеристика традиций включает анализ существующих традиций, их место в жизни страны и их привязку к конкретным этносам и территориям. Роль традиции неодинакова в различных сферах социальной жизни.

В максимальной степени традиции этносов отражаются в религии, но в значительной степени проявляются и в экономике. Общества и социальные группы, принимая одни элементы социокультурного наследия, в то же время отвергают другие, поэтому традиции могут быть как позитивными («что и как традиционно принимается»), так и негативными («что и как традиционно отвергается»). Кроме того, традиция — это выраженный в социально организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах. Народное творчество и массовая культура, напротив, представляют собой коллективные виды творческой деятельности, основу которых составляют различные типы, уровни традиций [4].

Посредством традиции коллектив людей передает по наследству послание, необходимое для будущего выживания, экономического развития. Таким образом, можно сказать, что традиция есть механизм коллективной автокоммуникации, выживания в определенной природной среде. Этнические традиции тесно связаны с различными видами народного творчества (фольклора), с экономической основой жизни, с ремеслами. Этнические традиции, основанные на фольклоре, могут быть сельскими (деревенскими), городскими, буржуазными, аристократическими.

Национальные традиции — это система национальных стандартов, закрепляющих в сознании человека идеи достоинства, величия его нации, героической и славной национальной истории, благородства его народа во всех прошлых и настоящих деяниях, его выдающихся (по мировой значимости) литературы, искусства, науки и пр. К сожалению, очень часто это ведет в лучшем случае к «национальному романтизму», к конфронтации с другими народами из-за прошлых страданий, унижений, взаимонепонимания [4].

Таким образом, любой тип традиции — это опыт, который накапливается в виде системы стереотипов и проявляется, реализуется в следующих формах: обычаи, обряды, ритуалы, церемонии, представления и праздники. Самой яркой, сложной и характерной формой традиции являются народные праздники, их смысл не только в развлекательности и отдыхе, но и в удовлетворении потребности людей в реализации коллективной памяти, в участии в сотворчестве-диалоге между прошлым и будущим.

В данное время в России разрабатываются проекты, целью которых является стимулирование экономического развития общин коренного населения посредством этноэкологического туризма как вида экономической деятельности самих коренных народов, осуществляемой ими на территориях их традиционного природопользования. Такие проекты направлены на развитие устойчивого этнического туризма силами коренного населения, одного из наименее социально, экономически защищенных групп населения современного российского общества. Представители общин коренных малочисленных народов Севера впервые получат возможность пройти обучение основам организации и развития этнического туризма как устойчивого бизнеса и осуществлять экономическую деятельность на собственных территориях традиционного природопользования.

Наиболее значимым видом этнического туризма является, на наш взгляд, посещение существующих поселений, сохранивших особенности традиционной культуры и быта определенных народов. Указанные поселения можно назвать показательными, это могут быть и временные стоянки и заимки кочевников, скотоводов, оленеводов, охотников, собирателей. Туристские маршруты, проходящие через такие поселения, существуют во многих странах. Так, наиболее известным видом отдыха в Египте является сафари по пустыне на джипах, во время которого туристы посещают стоянки бедуинов и знакомятся с их кочевым укладом жизни [2]. Одной из целей поездки в латиноамериканское государство Перу для многих туристов является желание соприкоснуться с традиционным бытом коренных жителей страны — индейцев. Для этого туристы отправляются в глубинные районы страны — в частности, в джунгли бассейна Амазонки. В данном случае четко прослеживается сочетание этнического туризма с экологическим. Аналогичные маршруты проложены в горах Северной Индии и Северного Таиланда, во внутренних районах Австралии и на

островах Океании. В некоторых сельских поселениях стран Европы для привлечения туристов население иногда надевает свою национальную одежду. Часто в разных регионах мира туристы становятся свидетелями и даже участниками красочных традиционных праздников и фестивалей. Посещая традиционные поселения, туристы с удовольствием приобретают в качестве сувениров различные изделия местных умельцев, пробуют блюда национальной кухни [4].

Этнический туризм включает в себя также знакомство с музеями народного быта. Особый интерес вызывают этнографические музеи под открытым небом, в которых содержатся образцы традиционной архитектуры, предметы быта и проводятся национальные праздники. Первый такой музей под открытым небом был создан в 1891 г. в Швеции. Он получил название Скансен. В нем собраны все традиционные постройки со всей Швеции, проводятся фестивали и демонстрируются национальные танцы. Наиболее известный из российских музеев под открытым небом -Кижи, расположенный на одноименном острове в Карелии. Тысячи туристов посещают этнографический музей в г. Космодемьянске (Республика Марий-Эл), в котором представлены образцы деревянного зодчества, старинные орудия труда и предметы быта, применявшиеся в традиционном крестьянском хозяйстве марийского Поволжья [6].

Итак, благодаря этническому туризму человек получает возможность увидеть традиционные жилищные и хозяйственные постройки, местных жителей в национальной одежде, а также принять участие в традиционных праздниках, попробовать блюда национальной кухни и купить в качестве сувениров предметы традиционного быта. Все это в целом способствует укреплению толерантного отношения между представителями разных этносов

Интерес к особенностям культурного пространства Бурятии создает мотивацию для его посещения как у иностранцев, так и у туристов со всей России. Ресурсы туризма республики — это не только памятники природы, но и историко-культурное наследие региона. Оно представлено уникальными памятниками культуры и археологии, сакральными местами, тибетской медициной, историей и культурой коренных народов, их традициями, верованиями, обрядами и другими составляющими культурного пространства. Республика уникальна и тем, что здесь мирно сосуществуют буддизм, православие, шаманизм, старообрядчество.

Во многом именно самобытная культура бурятского народа, буддийские или шаманские обряды, этнический музыкальный фольклор формируют перспективы этнотуризма в нашем регионе. Растущий интерес к объектам этнокультурного пространства и развитие этнотуризма позволят «открыть» для туристов новые этнографические объекты, восстановить некоторые из утраченных (воссоздать или реконструировать), сделать их доступными для посещения туристов. Так, например, общение с практикующим шаманом, который умеет соблюсти правила шаманских обрядов, помнит родовые предания и имена духов предков, становится эффектным дополнением к туристическому маршруту. Туристы, которые больше интересуются буддизмом или православием могут посещать дацаны, церкви, монастыри.

Необходимо отметить, что до 40% всех туристов посещают Этнографический музей, где знакомятся с уникальной материальной культурой эвенков, бурят, старожилов (казацкий комплекс), старообрядцев, городской культурой начала XX в. [3].

Среди объектов культурного наследия особый интерес представляют формы живой традиционной культуры, отражающие культурные навыки и традиции коренных этносов (буряты, эвенки, сойоты), а также старообрядческого населения.

Забайкальские старообрядцы, называемые местным населением «семейские», представляют одну из интереснейших этнических групп края. В 2002 г. ЮНЕСКО включила традиционную культуру старообрядцев (уклад жизни, фольклор, обряды, ремесла, народная медицина) в список девятнадцати нематериальных мировых шедевров, требующих особого внимания, изучения и сохранения, как уникальный феномен живой традиционной культуры.

Бурятская культура — это неисчерпаемый ресурс туризма на Байкале. Концентрацией всего того, чем интересен наш регион в плане ресурсов этнического туризма, являются такие традиционные национальные праздники, как Сурхарбан, Алтаргана, Больдер. Брэнд «Буддизм» создает синергетический эффект, значительно усиливающий рекреационный потенциал региона. Примером тому может служить феномен нетленного тела Хамбо ламы Итигэлова, привлекающий особое внимание туристов. Именно на этих праздниках, фестивалях есть возможность полностью представить бурятскую культуру, подчеркнуть ее уникальность и разнообразие.

Для развития туризма в Бурятии целесообразно изучение опыта организации индустрии туризма в Монголии, занимающего важное место в пополнении бюджета страны. При населении

чуть больше 2 млн человек в 2003 г. Монголию посетило более 200 тыс. иностранных туристов, что на 40% больше, чем в 2002 г., при этом 78,9% из них составляют граждане Восточной Азии и Тихоокеанского региона и 17,6% из Европы. Туристов в Монголию привлекает экзотика классического буддизма, природа Внутренней Азии с ее бескрайними степями и пустынями, кочевые традиции в аграрном секторе экономики, натуральные продукты питания и сравнительно недорогая сфера услуг. Привлекательным туристическим брендом является имя Чингисхана, создавшего самую большую мировую империю [5].

Этот вид туризма будет востребован в будущем в связи с его уникальностью и неповторимостью, так как в настоящее время этническое разнообразие сокращается со скоростью, соизмеримой с темпами утраты биологического разнообразия. Коренные малочисленные народы являются носителями уникальной культуры и системы хозяйствования, поэтому развитие этнического туризма перспективно в комплексе с развитием экологического туризма на территориях их традиционного проживания. Этнический туризм может рассматриваться как одно из возможных стратегических направлений сохранения и развития экономики традиционного хозяйства. Развитие этнического туризма должно способствовать сохранению культурного наследия и являться фактором устойчивого развития территорий проживания.

Литература

1. Большая Советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1978.

2. Воскресенский В.Ю. Международный туризм [Текст]: учеб. пособие / Ю.В. Воскресенский. — М.: Юнити-Дана, 2006.

— 255 с.

3. Ефимов С. Г., Бураева О. В. Живая традиционная культура как фактор устойчивого развития туризма // Устойчивое развитие туризма: опыт и инновации: материалы II Междунар. науч.-практ. конф.: Улан-Удэ, 23-25 мая 2007 г. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2007. — 524 с.

4. Курина В. Культурно-познавательные возможности этнического туризма [Электронные данные].- Самарская государственная академия культуры и искусств [15-16 октября 2008 г.]. -URL: http://www.acis.vis.ru/8/2/2 2/Kurina.htm, свободный.

5. Тулохонов А. К. Глобализация и региональные аспекты развития туризма// Устойчивое развитие туризма: опыт и инновации: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. / Улан-Удэ, 23-25 мая 2007 г. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2007.

— 524 с.

6. Чумаков К. Этноэкологический туризм в сохранении природного и культурного наследия [Текст] / К. Чумаков // Новая жизнь. — 2006.- № 5. — С. 15-16.

Literature

1. Great soviet encyclopaedia. — Moscow: Sovetskaya entsiklopediya, 1978.

2. Voskresenskiy V.Yu. International tourism [text]: training appliances. — Moscow: Yuniti-Dana, 2006. — 255 p.

3. Efimov S.G., Buraeva O.V. Alive traditional culture as factor of stable development of tourism //Stable development of tourism: experience and innovations: Materials of II International scientific — practical conference/ Ulan-Ude, 23-25 of May 2007: Ulan-Ude: Izdatelstvo BNC SO RAN, 2007. — 524 p.

4. Kurina V. Cultural — cognitive possibilities of ethnic tourism — Samara’s State Academy of culture and arts.

5. Tulokhonov A.K. Globolization and regional aspects of tourism’s development // Stable development of tourism: experience and innovations: Materials of scientific — practical conference/ Ulan-Ude, 23-25 of May 2007: Ulan-Ude: Izdatelstvo BNC SO RAN, 2007. — 524 p.

6. Chumakov K. Ethno-ecological tourism in the saving of natural and cultural heritage [text] //New life. — 2006. — № 5. -P. 15-16.

Сведения об авторах

Сундуев Чингис Баясхаланович — аспирант кафедры экономической, социальной и политической географии, биолого-географического факультета. БГУ. E-mail: [email protected]

Хышиктуева Лидия Валентиновна — канд. геогр. наук, доцент кафедры экономической, социальной и политической географии, биолого-географического факультета БГУ.

Data on authors

Sunduev Chingis Bayaskhalanovich — post-graduate student of economic, social and political geography department of biological-geographical faculty of BSU.

Khyshiktueva Lidiya Valentinovna — candidate of geographic science, assistant professor of economic, social and political geography department, biological-geographical faculty of BSU.

Этнографические туры и все,что нужно о них знать.

Этнографические туры – это перспективное новое направление в современном культурно-познавательном туризме. Этнографические туры основаны на исторических и народных памятниках того или иного региона, но включают в себя также фольклорные праздники, народную кухню, народные промыслы, древние обычаи и многое другое.

Мы расскажем вам о нескольких новых разработках региональных этнографических туров.

«Кавказский дом» – новая этнографическая программа, рассказывающая, как жили народы Карачаево-Черкессии столетия назад. Она представляет собой 10-дневный тур с осмотром Архызского городища – древней столицы Алании, города-музея с храмами Х–XII вв.; экскурсии в карачаевский аул Хасаут, поселок Домбай; дегустацию кавказских вин и блюд кавказской национальной кухни.

«Путешествие в страну духов» – экскурсионные этнографические туры по Алтаю. Все туры индивидуальные, многовариантные, но как обязательный элемент в них входит показ шаманских обрядов. Кроме того, экскурсантам предлагается посетить древние храмы, побывать у алтайской сказительницы, провести вечер у костра с рассказом о звездном алтайском небе и познакомиться с древними обрядами.

«Саянское кольцо» – этнографический фестиваль Красноярского края и Тувы. Входящая в него программа «Сибирские обряды»предполагает посещение старинного села Шушенское, обед в сибирском трактире, вечерние посиделки, участие в старинных обрядах, обязательное чаепитие в сибирской избе, проживание в древних сибирских деревнях, осмотр археологических памятников, посещение географического центра Азии, буддийского монастыря, знакомство с укладом тувинской семьи.

«Путешествие по Амуру» – тур, предлагающий знакомство с самобытной культурой древней ветви тунгусо-маньчжурских племен, участие в древних обрядах, дегустацию блюд национальной кухни, в том числе знаменитой амурской ухи, катание на ульчских лодках.

«Шаманские туры» предлагает Байкальский регион. Один из самых популярных туров, «Путь шамана», длится 7 дней. Во время него туристы посещают шаманский улус, осматривают легендарный Шамань-камень, совершают небольшое путешествие по таинственным пещерам с осмотром наскальных рисунков, проходят обряд очищения и многое другое.

Краснодарский край предлагает этнографический тур «Кубань казачья». Это обширная экскурсионная программа с фольклорными ужинами и концертами, с посещением музея Лермонтова и музея виноделия с дегустацией кубанских вин. Во время тура участники экскурсии посещают раскопки городища времени Боспорского царства, старинные турецкие фонтаны. Возможно включение в программу поездки к Черному или Азовскому морю, дегустации вин Тамани. Существует и малый этнографический тур «Казачий Дон» с путешествием по одной из станиц, осмотром казачьего куреня и посещением концерта казачьего хора с обязательным обедом из кубанских народных блюд.

«Этнографическая деревня», находящаяся в стадии создания в Елабуге под Казанью, уже предлагает туристам свои многочисленные услуги по этнографическому туризму. На базе комплекса построены татарская деревня и русское подворье, а также майдан (площадь) для проведения сабантуя и поляна для вечерних посиделок. На территории деревни предлагается дегустация блюд татарской и русской кухни. При туристическом комплексе есть прокат автомобилей, создается конная база, уже открыты магазин сувениров и лодочная станция. Старинные кареты ждут своих клиентов.

Этнокультурный туризм содействует более тесным связям, взаимодействию представителей малочисленных народов России, а также развитию их культурного и экономического потенциала.

Программа этнографических туров

Программа этнографических туров должна быть составлена с учетом интересов туристов, увлекающихся фольклором, интересующихся историей и национальными особенностями данного региона. Технология организации таких туров подразумевает комплексный тематический подбор экскурсий и досуговых мероприятий, освещающих национальные особенности богатства региона. Целесообразно снабдить автобусы аудио-кинолетами с записями национальной музыки для воспроизведения ее во время длительных переездов, что подготавливает туристов к восприятию темы, а гид может прокомментировать музыкальное сопровождение.

Нелишним будет посещение тех мест, где туристы смогут приобрести на память изделия народных промыслов, поэтому при организации туров необходимо оставлять туристам свободное время для отдыха, прогулок и покупок.

При разработке анимационных программ необходимо вклю­чать посещение фольклорных праздников, концертов русских народных коллективов. Привлекательным является личное уча­стие туристов в плясках, хороводах, играх и т. д. Хорошо также предлагать при этом услуги фото- и видеосъемки.

К сожалению, использование этнографических объектов в качестве анимационных часто связано с рядом проблем. Неко­торые по своей уникальности заслуживают внимания туристов, но находятся в недостаточно хорошем для осмотра состоянии или имеют плохую транспортную доступность. Однако одиноч­ные этнографические объекты, т. е. разбросанные на территории различных удаленных друг от друга территориальных единиц и поэтому не включенные в экскурсию, могут быть прекрасным анимационным объектом при условии грамотно составленной анимационной программы.

Объекты этнографического наследия должны быть представ­лены разумно и творчески. Научно-технический прогресс сделал свое дело: продукция одной страны практически не отличается от аналогичной продукции другой. В культуре единообразие недопустимо. Регион, желающий стать популярным этнографи­ческим туристским направлением, должен обладать уникальны­ми культурными комплексами с увлекательными анимацион­ными программами и предлагать их на туристский рынок.

Праздник как анимационное мероприятие

Праздник — мероприятие с активным, творческим участием местного населения и туристов, посвященное выдающимся со­бытиям, традиционным датам, юбилеям.

Занимаясь пропагандой русской культуры в туризме, следует уделить особое внимание природе создания национальных праздников, т. е. понять, какова суть характера фольклорных праздников и обрядов.

Отражение национальной культуры в анимационных про­граммах влияет на поведение, переживания человека. Русская народная культура выработала многоуровневую систему психотерапевтического воздействия на человека. Поэтому анима­ционные программы, построенные на базе русского фольклора и его традиций, несут в себе двойную рекреационную функ­цию — через эстетическое и нравственное восприятие дейст­вительности восстанавливается психика и укрепляется био­энергетика.

Русский народный календарь, представляющий собой сплав сроков труда и определенного типа переживаний, русский годо­вой круг — одно из высоких достижений культуры, ее гармони­чески мудрое, человеческое умопостроение, своего рода психо­логический шедевр. Он не только гармонизирует и констатирует ход времени, но и придает ему сакрально-символический смысл и высокое психологическое наполнение.

Народный календарь содержит череду предписанных челове­ку способов поведения и переживаний, которая работает как психотерапевтическая система. Можно сделать еще один вывод о русских праздниках: русский календарный год содержит в себе формулу смехотерапии — около двух месяцев в году чело­веку положено смеяться. Существовали обряды, ритуалы, кото­рые рождали позитивные эмоции, и светлый смех предписывал­ся человеку традицией. Таким образом, человек переживал свое единение с природой, и эта система вводила его в природный мир как среду своего духовного обитания — человек входил в прочную, здоровую систему отношений с миром, с самим со­бой. Существовало множество праздников, которые организо­вывали отношения людей друг с другом.

В настоящее время огромную роль в пропаганде культурного развития играют анимационные программы в событийном ту­ризме, где основной целью является объединение восстановлен­ных национальных традиций и того унаследованного исторического потенциала, которым располагает сфера туризма (историко-музейные комплексы, храмы, города, деревни и многое другое). Интерес туристов к тем или иным датам, мотивация и обыгрывание этих интересов в «оживленном» (анимационном) виде с личным участием туристов делают такой тур неза­бываемым.

Этнографический (фольклорный) туризм может быть ста­ционарным и событийным. Например, туры с анимационной программой, проходящие круглый год (город Мышкии, анимационные туры в усадьбах и др.), т. е. стационарно, а также разово, в честь определенных событий (праздники, фестивали, карнавалы, соревнования и др.) в конкретный период времени.

Событийно-анимационные туристские программы — новый вид продуктов программного туризма. Стоящие на стыке экскурсионно-познавательных и зрелищно-развлекательных программ обслуживания туристов, событийно-анимационные туры удачно сочетают в себе все лучшие качества. Это те только стандартный экскурсионный показ, но и вовлечение туриста в действие, которое, в свою очередь, основано на исторически сложившемся факте празднования той или иной даты.

Событийно-анимационные туры — особый вид программного туризма. Их планирование имеет ряд специфических особенно­стей, отличий от создания стандартного турпродукта, следовательно, подлежит особой разработке. Особенность разработки данного вида турпродукта требует знаний фольклора, культуры, традиций, обычаев, празднований особых дат, суеверий, легенд, связанных с ними, т. е. всего того, без чего событийная про­грамма перестает быть таковой, а также методики и технологией анимации, ставящих целью включение туриста в активную дея­тельность в процессе потребления услуг, интеграции психоло­гических и психофизических аспектов при создании максимально комфортного событийно-анимационного тура.

Возрождение духовной культуры народа в современных ус­ловиях становится весьма актуальным. Это обусловлено необ­ходимостью восстановления исконных этических и эстетиче­ских норм, способов художественного и морального воспитанная человека, столь характерных для художественной народной культуры, ее праздников, обрядов, игрищ и т. д.

Решение этих проблем предполагает возрождение и такой составной части духовной культуры, как народные праздникам и обряды. Их роль в рекреации человека, восстановлении его физических и духовных сил необычайно велика: они обладают огромной силой воздействия и несут в себе эмоциональный за­ряд, который способствует моральному и физическому оздоровлению человека.

Кроме того, народные обряды и праздники тесно связаны с историей, мифологией, в них нашли отражение накопленные человеком представления о жизни, космосе, об окружающей среде, а также достижения народной педагогики и народного творчества.

Туристские организации обязаны прилагать все усилия для привлечения потенциальных туристов не только наличием па­мятников архитектуры, но и интересными развлекательными программами. Россия имеет огромный потенциал исторических праздников и народных традиций. Взяв за основу именно эти обычаи, можно разработать великолепные познавательные, со­бытийно-анимационные программы, которые наверняка посте­пенно поднимут интерес к российским традициям не только у наших туристов, но и у туристов, приехавших к нам из других стран.

Русская духовность нуждается в бережном и любовном от­ношении современников. Провинциальная культура с ее непо­средственной ориентированностью на человека, близостью к повседневным нуждам и запросам может быть активно за­действована в процессах туристской деятельности.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:

  • Обзор самых больших аквапарков России на 2020 год
  • Эверест — высочайшая вершина мира, расположенная в Гималаях на территории Китая
  • Гаити: описание,отдых,путешествие,виза,фото,видео,природа.
  • Живописные горы Норвегии
  • Остров Сокотра и его удивительные бутылочные деревья
  • Как ориентироваться по звездам:описание,фото
  • Республика Кыргызстан — 59 зимних фото
  • Уругвай: виза,таможня,валюта,банки,отдых,путешествие,туризм,фото,видео.
  • Что такое туристический сервис goSha?
  • Акташское озеро,Крым: как добраться,описание,фото
  • Королевстве Марокко — государстве на северо-западе Африки
  • Международный туризм: описание,история,развития,фото,видео.
  • Города в облачном тумане — 17 фото
  • Вейкбординг: описание,виды.снаряжение,советы,фото,видео.
  • Индия и Непал глазами автомобилиста
  • 10 Видов узлов для туризма и рыбалки
  • Прогулка по Амману — Иордания
  • Обзор паспортов мира 2020 года
  • Конный туризм: описание виды,основные понятия,назначение,фото,видео.
  • Обзор лучших мест для мистического туризма на 2020 год
  • Лыжный туризм: описание,экипировка,безопасность,фото,видео.

Этно-туризм — Рынок экологического туризма на базе сообществ

Обзор рынка

Этнотуризм — это путешествие, направленное на изучение этнического населения и получение знаний об индивидуальной культуре и обычаях, посещая и живя среди местных жителей. Этно-туристы путешествуют с целью узнать и узнать о местных людях и их средствах к существованию. Этот тип туризма в основном встречается в местах, богатых своим культурным разнообразием, наследием и уникальной историей. Индия, Африка, Мексика, Китай, Япония, Абу-Даби, Дубай — одни из всемирно признанных направлений культурного туризма.Этнотуризм включает мероприятия, основанные на культуре конкретного региона; это включает в себя выступления, презентации и действия, представленные общинами коренных народов. В более широком смысле, он включает в себя племенные, наследственные, культурные, антропологические и деревенские формы туризма. Этнотуризм в основном связан с экологическим туризмом, когда природные туристы посещают разные регионы с намерением насладиться природной красотой, поскольку трудно отделить этнический туризм от сельской местности или ландшафта, который он имеет; Следовательно, этнотуризм и экотуризм взаимосвязаны.

Этно-туризм — рынок экологического туризма на базе сообществ: драйверы

С точки зрения путешественника, рост доходов на душу населения подпитывает спрос в индустрии этно-туризма во всем мире. Ощущение, которое испытывают туристы, исповедуя другую культуру, движет сектором этно-туризма. Растущее стремление к изучению новых культур среди городского населения и молодежи, а также растущий доход на душу населения способствуют дальнейшему развитию сектора этно-туризма.

Этно-туризм — рынок экологического туризма на базе сообществ: возможности и тенденции

Встречается, что индустрия туризма процветает более быстрыми темпами, и многие новые регионы практикуют этно-туризм, основанный на экологическом туризме; это жизненно важная деятельность для тех регионов, чье наследие или культура находятся на стадии исчезновения. Правительство, СМИ и частный сектор также придумывают множество схем для поддержки этой концепции, поскольку она становится основным источником дохода для племенного или сельского населения, которое отказывается от своей культуры.Эта концепция популярна не только среди туристов, приезжающих из разных регионов; Собственно, местных жителей тоже привлекает этнотуризм. Наивысшая возможность на этом рынке — это увеличение числа участвующих стран, которые начинают работать, обеспечивая при этом, что туризм не только защищает окружающую среду, но и приносит пользу коренным народам, что, следовательно, становится тенденцией к «экологической деятельности на уровне общин». -туризм «. С точки зрения бизнеса, нынешняя тенденция приветствовать посетителей и делиться с ними образом жизни становится коммерциализированной.Большинство этих членов сообщества придерживаются надлежащих процессов или набора работ, которые они выполняют в повседневной жизни.

Этно-туризм — Рынок экологического туризма на базе сообществ: ограничения

Несмотря на то, что спрос в индустрии этно-туризма можно увидеть в значительной степени, такие факторы, как коммерческий характер, дорогие туры и безопасность туристов, являются основными сдерживающими факторами на этом рынке. Этот вид туризма чрезвычайно изменчив и чувствителен; это полностью ориентированный на посетителей бизнес, игроки или сообщества, которые занимаются экологическим туризмом на основе этно, часто сталкиваются с такими трудностями, как разрыв в общении и навыки гостеприимства; они даже недостаточно осведомлены о рынке.Более того, отсутствует достоверная информация об этнотуристическом бизнесе на местном и региональном уровне.

Этно-туризм — Рынок экологического туризма на базе сообществ: ключевые игроки

Некоторые из крупных проектов мирового рынка экологического туризма, основанного на этно-туризме, включают эко-лодж Chalal-¡n, расположенный в национальном парке Мадиди, проект Ricancie, расположенный в регионе Напо — они принимают посетителей, которые продолжают туры и приготовление традиционных блюд с членами сообщества, SADC (Сообщество развития Южной Африки), расположенное в Южной Африке, Северное всемирное наследие, расположенное в Северной Европе, и многое другое.

Этот всеобъемлющий отчет предоставляет читателям четкую информацию и аналитические материалы по отрасли. Опытные аналитики по путешествиям и туризму Future Market Insights предоставят вам точную и непредвзятую информацию, которая поможет вам уверенно принимать важные решения.

Отчет предлагает обзор на 360 °, выдвигая на первый план ключевые факторы, ограничения, возможности и проблемы, преобладающие в этом секторе. Чтобы предложить читателям полезные идеи, в отчете представлена ​​подробная информация об исторических тенденциях, текущем сценарии и прогнозах на будущее.

В отчете особое внимание уделяется ведущим компаниям, работающим в этом секторе, с выделением их ключевых стратегий развития. Выделен целостный анализ ведущих игроков, чтобы помочь лицам, принимающим решения, понять общую конкурентную среду.

Чего читатели могут ожидать от этого отчета?

  • Обзор сектора, включая ключевые факторы
.

этно-туризма приносят пользу как посетителям, так и племенным общинам. Эссе

Индустрия туризма в последние десятилетия стала свидетелем быстрого развития. Как новый вид туризма, этно-туризм сочетает в себе осмотр достопримечательностей и поиск культурного опыта племенных сообществ туристических направлений (Cooper, 2005). Поскольку этнотуризм в значительной степени стимулировал экономическое развитие местных сообществ, люди думают, что этнотуризм приносит пользу как посетителям, так и местным сообществам дестинаций.С одной стороны, этнотуризм способствовал культурному общению между различными этническими группами. Однако стоит также отметить, что возможные опасности для окружающей среды могут быть вызваны чрезмерным развитием этнотуризма (McLaren, 2001). В то же время существует множество других негативных влияний на местные сообщества. Это может включать загрязнение окружающей среды, разрушение местной культуры и риск инфекционных заболеваний. В результате, я считаю, что необходимо прояснить как положительные, так и отрицательные влияния этнотуризма, чтобы сохранить баланс между развитием туризма и защитой местных сообществ.Это эссе, основанное на анализе различных влияний этнотуризма как на промышленное развитие, так и на изменение отношения людей, исследует преимущества этнотуризма как для посетителей, так и для местных сообществ туристических направлений. Между тем, я также намерен проанализировать потенциальный вред, наносимый этнотуризмом местным сообществам. Развитие этнотуризма в основном сосредоточено на четырех основных долгосрочных положительных факторах, влияющих на местные сообщества.Эти эффекты включают улучшение местной экономики, общение различных культурных групп, заметное влияние на общество племенных сообществ и улучшение местных условий жизни. Что касается экономики, то выгода для местных жителей считается главной движущей силой, которая стимулирует развитие этнотуризма. Цель этно-туристов в посещении местного места — получить опыт наслаждения различными типами культурных традиций, которые открыты для всего мира и влияние которых усиливается извне (Mitchell, 2009).Это может стать важной предпосылкой для привлечения большего количества путешественников к местным племенам. Со временем местные жители постепенно начинают получать выгоду от индустрии этно-туризма. Все больше путешественников приносят больше экономических ресурсов, которые срочно необходимы для местного развития (Kaplan, 2009a). Кроме того, этнотуризм привлекает внешние экономические ресурсы, которые важны для развития местной экономики (Vidal, 2009). Инвесторы приходят в племенные общины как образец, обучая их ведению бизнеса и эффективному использованию ресурсов.Таким образом, в будущем эти местные сообщества смогут самостоятельно управлять своей экономикой. Однако чем больше краткосрочных инвестиций, тем больше этнотуристов, это тоже вызовет риски. Чрезмерное развитие этнотуризма может вызвать серьезное загрязнение местной окружающей среды (McLaren, D. 2001). Тем временем большее количество посетителей может означать загрязнение воздуха, воды и почвы местной окружающей среды, которая раньше была чистой и спокойной. Более того, культурные коммуникации, очевидно, являются результатом различий в культурных традициях туристов и коренных жителей.По мере развития этнотуризма эти местные культуры стали известны посторонним людям (Mitchell, 2009). Постепенно местная культура туристических направлений может стать влиятельной в стране или даже во всем мире (Buckley, 2000). Возьмем, к примеру, Китай, где некоторые продукты в горных районах не были хорошо известны внешнему миру. Однако, когда в эти места приезжает все больше и больше путешественников, их продукция, передающая особые цвета местной культуры, была принята посторонними.Бамбуковая посуда в Юго-Восточном Китае, например, может быть …
Продолжить чтение

Присоединяйтесь к StudyMode, чтобы прочитать полный документ

.

Комментариев нет

Добавить комментарий