Информационный обзор это: Виды информационных обзоров. Их общая характеристика

Информационный обзор это: Виды информационных обзоров. Их общая характеристика

Содержание

виды, особенности подготовки и проведения – Библиографу.ру

ОБЗОР: ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ

Библиографический обзор — совокупность библиографических сообщений,

последовательный рассказ о произведениях печати или о других видах документов (ГОСТ 7.0-99). В библиографическом обзоре дается оценка рекомендуемой литературы, он отличается оперативностью, доходчивостью, читателям предоставляется возможность визуально ознакомиться с изданиями. Все это способствует формированию читательских интересов.

Библиографические    обзоры подразделяются:

  • по целевому и читательско­му назначению: на информацион­ные и рекомендательные;
  • по содержанию: на темати­ческие, персональные, обзоры новой литературы, обзоры биб­лиографических пособий;
  • по видам включенных изда­ний: на обзоры книг; журналов, специальных видов литературы и других документов;
  • по форме: на устные, пись­менные (печатные), наглядные и смешанного характера.

Подготовка любого вида обзо­ра осуществляется по единому плану:

  1. Выбор темы.
  2. Выявление произведений печати.
  3. Просмотр и отбор произве­дений печати.
  4. Группировка произведений.
  5. Характеристика произведе­ний печати.
  6. Литературная обработка текста обзора.

Итак, сначала определяется тема, выбор которой обусловлен потребностями и интересами многих пользователей библио­тек, затем — целевое и читатель­ское назначение обзора. Необхо­димо отобрать литературу так, чтобы она наиболее полно отра­жала тему.

Выявление произведений пе­чати — это просмотр каталогов, картотек, библиографических по­собий родственной тематики, прикнижных и пристатейных спис­ков литературы и др.

Выявленную литературу необ­ходимо внимательно просмот­реть, ознакомиться с рецензиями. Вопрос о количестве включаемых в обзор произведений решается в зависимости от формулировки темы (ее широты или конкретнос­ти), полноты раскрытия темы в от­дельных произведениях печати. Если подготавливается рекомен­дательный обзор, то количество произведений обычно ограничи­вают (от 3 до 10). Нужно помнить, что именно отбор в первую оче­редь определяет качество обзора, поэтому малозначительные, не­интересные, не представляющие художественной и научной цен­ности материалы в обзор вклю­чать не следует.

Группировка литературы должна подчиняться отдельному замыслу и логике последовательности рассказа. Варианты различны. Используются следующие пути: от простого к сложному, индуктивный и дедуктивный, хронологичес­кий. Выбор группировки докумен­тов обзора — процесс творчес­кий, основанный на учете многих факторов, определяющих группи­ровку.

Характеристика произведений печати: главной задачей является умение выбрать в каждом произ­ведении самые существенные сведения, сопоставить книги раз­ных авторов, обратить внимание на практическую ценность того или иного издания. При подготов­ке обзоров художественной лите­ратуры используются тексты са­мих произведений: заранее под­бираются цитаты и фрагменты, подтверждающие высказанную мысль и одновременно позволяю­щие плавно перейти к рассказу о другом произведении.

Не рекомендуется полностью пересказывать содержание про­изведений, включенных в устный обзор: читатель сам познакомит­ся с ними, если у него возникнет желание это сделать. Задача биб­лиотекаря (библиографа) — заин­тересовать слушателей, побудить их взять для изучения те или иные произведения.

На заключительном этапе под­готовки важно еще раз прочитать весь текст обзора, желательно вместе с намеченными отрывка­ми и цитатами.

По структуре обзор состоит из трех основных частей:

  1. Вводная.
  2. Основная.
  3. Заключительная.

 

В водной части читателя вво­дят в тему, обосновывают ее важ­ность, актуальность. Начало обзо­ра во многом определяет его ус­пех. Оно должно быть образным, с первых слов заинтересовать чи­тателя. Многое зависит от личнос­ти библиотекаря, от верно взятого тона. Библиотекари имеют в сво­ем арсенале ряд приемов, спо­собствующих активизации внима­ния. Среди них можно назвать по­этические строки, пословицы, поговорки, крылатые слова, ори­гинальное обращение к читате­лям.

Вторая часть

— сам текст об­зора. Отобранные документы рас­полагаются в определенном по-

рядке — по хронологии или логи­ке, от простого к сложному и т. д. Это самый сложный и творческий этап, требующий от библиотекаря знания темы, эрудиции, владения литературной речью, умения убеждать, оказывать влияние на слушателей. Необходимо исполь­зовать особое влияние на читате­лей — внушение, убеждение, при­емы рекламы.

Среди специфических реко­мендуемых приемов — све­дения об авторе, заслуживающая внимания история написания, но­визна содержания. Очень важно уметь постоянно поддерживать интерес слушателей. Для этого существуют приемы, которые ис­пользуют опытные лекторы: воз­действие на слуховое воспри­ятие — повышение или понижение тона повествования, использова­ние приемов выразительного чте­ния, обращение к аудитории, соз­дание атмосферы непринужден­ного общения, доверительного диалога. Зрительное восприятие стимулируется показом источни­ков, акцентируя при этом внима­ние на оформлении, иллюстраци­ях и т. п.

Третья часть — заключение, где читателю дают возможность развить свой интерес, отсылая его к соответствующим разделам каталога, библиографическим указателям, периодическим изда­ниям.

К проведению устного библио­графического обзора предъявля­ются в основном следующие тре­бования: не рекомендуется его читать, пользуясь заранее состав­ленным конспектом; отрывки, ци­таты предварительно отмечают специальными закладками; биб­лиографические данные следует называть отчетливо, чтобы чита­тели успели правильно их запи­сать. Не следует употреблять сло­ва и выражения, значение (смысл) которых самому библиотекарю непонятно.

Важна продолжительность об­зора: он не должен длиться более 30 минут.

 Следует своевременно учесть оформление выставки по теме обзора, использование тех­нических средств.

 

Библиографический обзор как метод массовой работы мо­жет быть самостоятельным меро­приятием, а может являться час­тью всех массовых мероприятий в библиотеке. В таком случае они завершаются обзорами. Не в каж­дой библиотеке, особенно массо­вой, есть место для его проведе­ния. Устраивать их в читальном зале в то время, когда там занима­ются читатели, неправомерно.

Многие библиотеки нашли вы­ход: они повесили объявление в читальном зале, в котором опре­делено время для проведения об­зоров. Например, каждое воскре­сенье в 13.00 организуются обзо­ры новых поступлений. Такая четкая регулярность в конце кон­цов приводит к тому, что многие читатели специально приходят в библиотеку для прослушивания обзоров.

Новые возможности для их проведения предоставляют со­временные информационные тех­нологии. Обзоры помещают на сайтах библиотеки, на дискетах, что может значительно расширить аудиторию читателей.

Эффективность обзора отме­чается в дневнике, то есть фикси­руется, сколько человек прослу­шало обзор, сколько книг взято. Если большая часть изданий взята читателями — обзор достиг цели.

 

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УСТНЫХ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ОБЗОРОВ

ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ

 

Обзоры новых поступлений

Только что вышедшие в свет и поступившие в библиотеку книги вызывают интерес у многих чита­телей. В публичных библиотеках обзоры новых книг бывают пре­имущественно универсальными по содержанию и информацион­ными по назначению. В такие об­зоры включают книги, журналы и другие материалы, относящие­ся ко всем отраслям знания.

Данные обзоры проводятся оперативно и систематически. Литература отбирается с таким расчетом, чтобы она была интересна всем или большинству слу­шателей. В обзор включается сравнительно большое количест­во произведений печати, и глав­ное внимание в рассказе обраща­ют на новизну сведений, содержа­щихся в книгах и журналах.

Вступление и заключение в об­зоре новинок делают, как прави­ло, краткими. Издания, о которых приводятся сведения в основной части, группируют по отраслям знания. В первую очередь харак­теризуют новинки общественно-политического характера, за­тем — научно-технического, по­сле чего характеризуют издания по искусству и литературно-худо­жественные.

Цель устных обзоров, подго­тавливаемых по материалам по­ступивших в библиотеку журна­лов, — познакомить читателей с публикациями последних номе­ров. Вступительная часть содер­жит краткую характеристику са­мого журнала (год создания, про­филь, структуру и другие сведения, которые особенно важ­ны в случае, если он издается не­давно или ранее библиотека его не выписывала), а в основной час­ти рассказывается о конкретных материалах.

Для обзора рекомендуется взять два-три последних номера какого-либо журнала или по одно­му из поступивших в библиотеку новых номеров журналов разных наименований. Необходимо ото­брать из них наиболее интерес­ные материалы: романы, повести, подборки стихотворений, публи­цистические произведения, вос­поминания, статьи о проблемах современной науки, политики, экономики, искусства.

В заключительной части обзо­ра необходимо сказать о критико-библиографическом разделе, имеющемся почти в каждом жур­нале — не только литературно-ху­дожественном, кратко охаракте­ризовать его роль как источника дополнительной информации о книгах и материалах, публикуе­мых в других журналах. Это будет способствовать формированию информационной культуры и библиографическому обучению чита­телей.

 

Тематические обзоры

Искусство построения темати­ческого обзора художественной литературы состоит в том, чтобы не только раскрыть содержание произведений, посвященных од­ной теме, но и показать своеобра­зие манеры и творческого стиля каждого писателя, отличие одной книги от других. С особой тща­тельностью отбираются материа­лы для вступительной части обзо­ра и текстов-связок.

При составлении тематическо­го обзора художественной лите­ратуры предпочтительнее конкре­тизировать тему, подобрать эмо­циональный заголовок, используя для этого стихотворные строчки или названия самих произведе­ний (например, «Мир и дар Набо­кова»). Кроме романов, повестей, поэтических произведений в об­зор иногда включают рассказы, особенно если они принадлежат перу признанных мастеров этого жанра, а также публицистические, художественно-документальные произведения, книги и публика­ции местных авторов в периоди­ческих изданиях.

Необходимо тщательно проду­мывать содержание и построение каждого элемента тематического обзора. Во вступительной части отмечается важность темы, пере­числяются авторы, дается общая характеристика произведений. Для этого используются крити­ческие статьи и рецензии, печат­ные литературно-критические об­зоры.

В основной части важно пока­зать значение каждого произве­дения в раскрытии темы. Исходя из этого, определяется порядок рекомендации произведений. Можно, идя от общего к частному, вначале назвать произведения, охватывающие тему в целом, а по­том — произведения, посвящен­ные отдельным событиям, перио­дам. Иногда лучше объединить их по жанрам (романы, повести, рас­сказы, стихотворения, художест­венная публицистика). В ряде слу­чаев можно сначала назвать про­изведения авторов, давно пишущих на эту тему, а затем — тех, кто впервые обратился к ней. В заключительной части обзора необходимо подвести итоги, отметить особенности развития темы, в новых произведениях, появившихся недавно, порекомендовать  критические статьи и ре­цензии, а также книги и публика­ции других авторов, имеющиеся в фонде библиотеки.

 

Персональные обзоры

Такие обзоры проводятся в свя­зи с подготовхой к юбилейным или памятным датам (дням рождения писателей, художников, ученых и др.).

Возможны разные варианты персональных обзоров. В одних главное внимание уделяется ха­рактеристике самих произведе­ний какого-либо автора — писате­ля, публициста. В персональный обзор включают основные произ­ведения, известные читателям, и новые, только что вышедшие, либо не публиковавшиеся ранее. В других обзорах в первую оче­редь рекомендуется литература о жизни и творчестве какого-либо деятеля в целом или об отдельных периодах его творчества и от­дельных его произведениях. В третьих — одновременно реко­мендуются как произведения ав­тора, так и литература о нем.

Материалы для обзоров выяв­ляют не только в конкретных раз­делах каталогов и библиографи­ческих картотек, но и путем про­смотра книг общего содержания, сборников воспоминаний, статей из периодических изданий. Во вступительной части обзора приводится краткая справка о жизни и творчестве деятеля.

 

Обзоры серий

При подготовке обзора серий основное внимание уделяется об­щей характеристике серии: во вступительной части сообща­ется ее название, приводятся краткие сведения об истории соз­дания и количестве вышедших в составе серии книг. Затем дает­ся информация о каждой книге, включенной в обзор.

Для подготовки текста обзора используют материалы из газеты «Книжное обозрение», печатные каталоги агентства «Роспечать», а также каталоги серий (если они были изданы), ежегодный «Указа­тель серий» к «Книжной летописи» Российской книжной палаты, ста­тьи из журналов («Библиотека», «Мир библиографии», «Библио­графия» и др.).

Можно запланировать, подго­товить и провести цикл рекомен­дательных обзоров книг, вышед­ших в сериях «Жизнь замечатель­ных людей», «Эврика», «Жизнь в искусстве»; обзоры книговед­ческих серий: «Писатели о писа­телях», «Судьбы книг», «Книжные редкости».

 

Обзор периодических изданий

Данный обзор подразделяется на подвиды: обзор газет и обзор журналов. В каждом из случаев можно выделить обзор одного из­дания. Остановимся «толстых» журналах (например, «Новый мир»). В вводной части необходи­мо дать краткую характеристику истории журнала, его учредите­лей, состав редакционной колле­гии, где много имен известных пи­сателей, поэтов, литературове­дов, на которых стоит обратить внимание читателей.

Следующим шагом является характеристика основных рубрик журнала. В каждом «толстом» журнале есть традиционные руб­рики — проза, поэзия, публицис­тика, литературная критика, биб­лиография, письма читателей и т. д. Наиболее значительные публикации в каждой рубрике ха­рактеризуются в процессе обзо­ра. Обзоры периодических изда­ний можно делать по одному жур­налу или комплектами за год, полгода и т. д.

 

это… Виды обзоров и их значение — OneKu

Содержание статьи:

Обзор – это что такое? Казалось, бы самое обыкновенное слово, с которым все понятно. Но это только на первый взгляд. На самом деле, если присмотреться внимательнее и поинтересоваться, как оно трактуется в словаре, то обнаружится, что имеется несколько видов «обзоров» и их значения, хотя и близки, но все же отличаются друг от друга.

Первый вариант толкования

В первом случае значение слова «обзор» трактуется, как возможность видеть то, что находится вокруг.

Вам будет интересно:История открытия фотоэффекта: уравнение Эйнштейна и опыты Столетова и Генри

Примеры употребления слова:

Пример 1. Пока шла к машине, Марина говорила про себя: «Нужно сделать десять шагов, как можно быстрее закрыть дверь, настроить зеркало заднего обзора и пристегнуться».

Пример 2. Хотя пушка и находилась во дворе дома, обзор городской площади, лежащей впереди, был довольно хороший.

Пример 3. Как всегда, это случилось в самый неподходящий момент: накомарник сполз со шляпы на лицо и полностью заслонил обзор.

Пример 4. Правила предписывают: как въезд, так и выезд из гаража располагать так, чтобы образовался хороший обзор и была возможность с легкостью осуществлять необходимые транспортные маневры.

Обзор как наблюдение

Второй вариант толкования слова – это наблюдение за каким-нибудь объектом, периодический осмотр чего-нибудь.

Примеры употребления:

Пример 1. Данная система располагает такими большими возможностями, что одновременно может сопровождать и морские, и воздушные цели, настраивать на них тактические истребители и при этом продолжать обзор окружающего пространства.

Пример 2. Каждый день Джек, несмотря на плохую погоду, делал обзор местности на дюжину миль вокруг.

Пример 3. Не только стены, но и пол в помещении были из толстого стекла, как раз это и давало возможность посетителям осуществлять полноценный обзор панорамы.

Пример 4. Большим достоинством дислокации было то, что обзор остального пространства производился без приложения дополнительных усилий.

Устаревшее слово

В третьем значении обзор – это то же самое, что осмотр, только раньше предпочитали использовать в разговорной речи и в литературе именно «обзор».

Пример 1. Сейчас же был произведен окончательный обзор нашей новой квартиры, ибо мы окончательно решили, что переезжаем уже в понедельник.

Пример 2. Окончив ежевечерний обзор заключенных, Шепилов всякий раз напивался и шел к себе наверх, в каморку.

Пример 3. Одним из обязательных пунктов развлекательной программы для многочисленных гостей графа был обзор его обширных владений.

Пример 4. Взобравшись на вершину южной башни, девушки, сопровождаемые бравыми кавалерами, совершали обзор панорамного вида города и живописных окрестностей.

Информационный обзор

Еще один вариант истолкования обзора – это сжатая подборка информации о чем-нибудь.

Пример 1. Эта цитата принадлежала писателю, составлявшему обзоры истории войн и выводившему из этой истории философские уроки, в основном касавшиеся эпохи наполеоновских войн.

Пример 2. По техническим условиям данного конкурса, участники могли давать лишь весьма схематический обзор событий.

Пример 3. Благодаря аналитическому обзору, опубликованному в сентябре 2008 года, Семенов снискал популярность и славу не только у своих ближайших коллег, но и у широкой публики.

Пример 4. После этого профессором был дан краткий обзор, касающийся современного состояния физики, а также разъяснение ее основных терминов и понятий.

Для закрепления усвоения понятия «обзора» целесообразным будет знакомство со словами, близкими к нему по значению.

Синонимы

Среди них можно обнаружить такие, как:

  • осмотр;
  • обследование;
  • обозрение;
  • созерцание;
  • зондаж;
  • вид;
  • картина;
  • поле зрения;
  • возможность охватить взглядом;
  • видимость;
  • осматривание;
  • разглядывание;
  • оглядывание;
  • наблюдение;
  • рассмотрение;
  • обозревание;
  • рекогонсцировка;
  • распознавание;
  • синопсис;
  • просмотр;
  • панорама;
  • исследование;
  • сообщение;
  • анализ;
  • изложение;
  • рецензия;
  • очерк;
  • оценка;
  • описание;
  • заметка;
  • сжатое сообщение;
  • перкуссия;
  • экспресс-обзор;
  • веб-обозрение;
  • кинообзор;
  • видеообзор;
  • литобзор;
  • фотообзор;
  • арегзи;
  • критика;
  • обсуждение;
  • краткий обзор;
  • ревью;
  • краткое изложение;
  • быстрый обзор;
  • краткая аннотация;
  • краткое резюме;
  • экспертиза;
  • разбор;
  • отчет.

Как видно, у изучаемого слова, имеющего несколько значений, обнаруживается большое количество синонимов, список которых при желании можно дополнить.

Какими еще бывают обзоры?

Кроме уже описанных толкований изучаемого слова, можно привести и следующие. Обзор – это еще и:

  • Справочник, который включает в себя сведения как о составе, так и о содержании комплексов архивных документов. Эти сведения приведены в систему и дополнены анализом источников.
  • Наименование документа, составляемого с целью информирования как подведомственных, так и прочих организаций. В нем речь идет о работах, произведенных в какой-либо области или же какой-либо группой предприятий в конкретном периоде.
  • Город, расположенный в Болгарии, в Бургасской области.
  • Название журнала, который раньше выходил в Болгарии.
  • Астрономическим обзором называется учреждение, которое предназначено для того, чтобы изучать небесные тела.

Источник

это… Виды обзоров и их значение

Обзор – это что такое? Казалось, бы самое обыкновенное слово, с которым все понятно. Но это только на первый взгляд. На самом деле, если присмотреться внимательнее и поинтересоваться, как оно трактуется в словаре, то обнаружится, что имеется несколько видов «обзоров» и их значения, хотя и близки, но все же отличаются друг от друга.

Первый вариант толкования

В первом случае значение слова «обзор» трактуется, как возможность видеть то, что находится вокруг.

Примеры употребления слова:

Пример 1. Пока шла к машине, Марина говорила про себя: «Нужно сделать десять шагов, как можно быстрее закрыть дверь, настроить зеркало заднего обзора и пристегнуться».

Пример 2. Хотя пушка и находилась во дворе дома, обзор городской площади, лежащей впереди, был довольно хороший.

Пример 3. Как всегда, это случилось в самый неподходящий момент: накомарник сполз со шляпы на лицо и полностью заслонил обзор.

Пример 4. Правила предписывают: как въезд, так и выезд из гаража располагать так, чтобы образовался хороший обзор и была возможность с легкостью осуществлять необходимые транспортные маневры.

Обзор как наблюдение

Второй вариант толкования слова – это наблюдение за каким-нибудь объектом, периодический осмотр чего-нибудь.

Примеры употребления:

Пример 1. Данная система располагает такими большими возможностями, что одновременно может сопровождать и морские, и воздушные цели, настраивать на них тактические истребители и при этом продолжать обзор окружающего пространства.

Пример 2. Каждый день Джек, несмотря на плохую погоду, делал обзор местности на дюжину миль вокруг.

Пример 3. Не только стены, но и пол в помещении были из толстого стекла, как раз это и давало возможность посетителям осуществлять полноценный обзор панорамы.

Пример 4. Большим достоинством дислокации было то, что обзор остального пространства производился без приложения дополнительных усилий.

Устаревшее слово

В третьем значении обзор – это то же самое, что осмотр, только раньше предпочитали использовать в разговорной речи и в литературе именно «обзор».

Пример 1. Сейчас же был произведен окончательный обзор нашей новой квартиры, ибо мы окончательно решили, что переезжаем уже в понедельник.

Пример 2. Окончив ежевечерний обзор заключенных, Шепилов всякий раз напивался и шел к себе наверх, в каморку.

Пример 3. Одним из обязательных пунктов развлекательной программы для многочисленных гостей графа был обзор его обширных владений.

Пример 4. Взобравшись на вершину южной башни, девушки, сопровождаемые бравыми кавалерами, совершали обзор панорамного вида города и живописных окрестностей.

Информационный обзор

Еще один вариант истолкования обзора – это сжатая подборка информации о чем-нибудь.

Пример 1. Эта цитата принадлежала писателю, составлявшему обзоры истории войн и выводившему из этой истории философские уроки, в основном касавшиеся эпохи наполеоновских войн.

Пример 2. По техническим условиям данного конкурса, участники могли давать лишь весьма схематический обзор событий.

Пример 3. Благодаря аналитическому обзору, опубликованному в сентябре 2008 года, Семенов снискал популярность и славу не только у своих ближайших коллег, но и у широкой публики.

Пример 4. После этого профессором был дан краткий обзор, касающийся современного состояния физики, а также разъяснение ее основных терминов и понятий.

Для закрепления усвоения понятия «обзора» целесообразным будет знакомство со словами, близкими к нему по значению.

Синонимы

Среди них можно обнаружить такие, как:

  • осмотр;
  • обследование;
  • обозрение;
  • созерцание;
  • зондаж;
  • вид;
  • картина;
  • поле зрения;
  • возможность охватить взглядом;
  • видимость;
  • осматривание;
  • разглядывание;
  • оглядывание;
  • наблюдение;
  • рассмотрение;
  • обозревание;
  • рекогонсцировка;
  • распознавание;
  • синопсис;
  • просмотр;
  • панорама;
  • исследование;
  • сообщение;
  • анализ;
  • изложение;
  • рецензия;
  • очерк;
  • оценка;
  • описание;
  • заметка;
  • сжатое сообщение;
  • перкуссия;
  • экспресс-обзор;
  • веб-обозрение;
  • кинообзор;
  • видеообзор;
  • литобзор;
  • фотообзор;
  • арегзи;
  • критика;
  • обсуждение;
  • краткий обзор;
  • ревью;
  • краткое изложение;
  • быстрый обзор;
  • краткая аннотация;
  • краткое резюме;
  • экспертиза;
  • разбор;
  • отчет.

Как видно, у изучаемого слова, имеющего несколько значений, обнаруживается большое количество синонимов, список которых при желании можно дополнить.

Какими еще бывают обзоры?

Кроме уже описанных толкований изучаемого слова, можно привести и следующие. Обзор – это еще и:

  • Справочник, который включает в себя сведения как о составе, так и о содержании комплексов архивных документов. Эти сведения приведены в систему и дополнены анализом источников.
  • Наименование документа, составляемого с целью информирования как подведомственных, так и прочих организаций. В нем речь идет о работах, произведенных в какой-либо области или же какой-либо группой предприятий в конкретном периоде.
  • Город, расположенный в Болгарии, в Бургасской области.
  • Название журнала, который раньше выходил в Болгарии.
  • Астрономическим обзором называется учреждение, которое предназначено для того, чтобы изучать небесные тела.

что такое, как писать (примеры)

Регулярно выходящие статьи, а также сведения о новых товарах, сервисах и услугах полезны специалистам и рядовым потребителям. Но стремительно растущий объем данных усложняет задачу читателя, которому нужно сориентироваться в информационном потоке и вникнуть в интересующую его тему. Эту проблему решает обзорная статья, где анализируются достоверные источники, кратко описывается положение, которое сложилось в выбранной области ко времени написания материала, и подводятся промежуточные итоги.

Обзорная статья — это научная публикация, которая знакомит читателей с результатами исследований.

Что такое обзорная статья

Так называют академические тексты, где рассматриваются теории и результаты экспериментов, опубликованных в течение некоторого времени. Исходные статьи затрагивают одну узкую тему.

В ряде областей науки ежедневно выходят десятки материалов с результатами последних исследований. Поэтому обзорные статьи служат читателям, коллегам автора или ученым из других областей путеводителями. В них систематизируются накопленные за 2-3 или 5-10 лет идеи и приводится список материалов по теме.

Величина временного промежутка зависит от динамики развития рассматриваемого научного направления. Опираясь на такой обзор, исследователь может ознакомиться с источниками и глубже изучить освещенные автором вопросы.

В такой статье информацию подают сжато, тщательно структурируют, используют емкие описания, диаграммы, графики.

Какие функции выполняет научный обзор

При написании обзорных статей составители придерживаются следующих целей:

  • отобрать свежие публикации на основе строгих критериев;
  • сопоставить реализованные в них подходы и методы;
  • обобщить и сравнить результаты, полученные разными авторами;
  • выявить направления, по которым развиваются выбранные области знания;
  • обозначить дальнейшие пути исследований, чтобы заполнить пробелы, накопившиеся в рассматриваемой сфере.
Научный обзор обобщает и сравнивает результаты.

Кроме того, материалы этого типа играют важную второстепенную роль. Поскольку обзоры часто цитируются, публикуются в рецензируемых изданиях и ложатся в основу монографий и учебников, они повышают показатели, характеризующие продуктивность работы авторов.

Зачем нужны обзорные статьи на другие тематики

Разные области знания взаимосвязаны, поэтому при изучении многих вопросов исследователям нередко требуется обращаться к смежным отраслям науки. Один ученый или группа авторов не сможет охватить всю информацию по нескольким направлениям. Самостоятельная проработка большого количества материалов приведет к потере времени и рассредоточению сил, а недостаточная компетентность в незнакомой сфере — к появлению ошибок в исследовании.

В этом случае полезно обратиться к свежим обзорам по другим темам, написанным признанными специалистами в этих областях.

Чтение таких статей эффективнее личной консультации с ученым, ведь некоторые узкие научные направления активно развиваются за рубежом. Профессионал может проживать в произвольной точке земного шара, разговаривать на другом языке и не располагать свободным временем для переписки. Немалая часть обзоров и других научных статей, которые публикуются в рецензируемых журналах, выходит на английском. Это облегчает задачу исследователей, которым не придется искать переводчика текстов с редкого языка.

Разновидности научных обзорных статей

Среди работ описываемого типа выделяют 4 подвида, которые пишут для достижения разных целей. У каждого из них свои особенности.

Оценка всей проделанной работы

В такой статье автор оценивает данные, полученные исследователями за обозначенный период, определяет их ценность для направления, науки как таковой, важность для общества. Написать исчерпывающий оценочный обзор получится у опытного ученого, который сам занимается выбранной областью. Специалист такого уровня может определить значимость источников, адекватность методов и достоверность результатов, а в конце грамотно подвести итог.

В обзорной статье делается оценка всей проделанной работы.

Описание (включает динамику исследований)

Здесь задача составителя — рассказать, как с течением времени продвигалось изучение какой-либо научной проблемы до настоящего момента. Автор анализирует нынешнее состояние узкой области знания. Обзоры этого типа используют в вузах, чтобы дать студентам и аспирантам всестороннее представление о рассматриваемом в статье объекте исследования.

Исчерпывающий обзор без авторского подхода

В этом случае обозреватель анализирует выбранные публикации по теме, комментирует их, но не высказывает субъективного мнения, основанного на собственном научном опыте.

Литературный обзор

Автор перечисляет источники, которые напрямую относятся к рассматриваемой проблеме. Анализ публикаций отсутствует, но приводится подробная библиография.

В статье автор делает литературный обзор.

Кроме того, бывают короткие мини-обзоры и полноразмерные статьи объемом в десятки и сотни страниц. В первых информация подается в сжатом виде, чтобы читатель составил общее представление о предмете исследования. Вторые отличаются большим количеством подробностей, но требуют времени для написания и прочтения.

Что отличает научные обзоры от прочих

Перед тем как написать обзорную статью, необходимо уяснить особенности, которые отличают ее от других научных текстов, а также обзоров товаров или услуг:

  1. Автор не проводит экспериментов, не выдвигает теорий и не проверяет результаты других исследователей на достоверность. Он анализирует работы ученых, хотя может включить в перечень источников свои статьи по теме.
  2. В список литературы попадают только материалы, напечатанные в рецензируемых изданиях или прошедшие отбор и ожидающие скорой публикации. Во втором случае речь идет о препринтах, которые находятся в открытом доступе. Статьи из научно-популярных журналов, печатных и сетевых энциклопедий, СМИ в ученой среде не котируются.
  3. Обзоры пишутся в академическом стиле от 3 лица, в прошедшем времени, с соблюдением четкой структуры, использованием принятой в отрасли терминологии. Не допускается наличие лирических отступлений, нарушения логики повествования, бытовой и жаргонной лексики, эмоциональных высказываний, грамматических и орфографических ошибок.
  4. Вспомогательные материалы — инфографика, иллюстрации, таблицы — должны относиться к выбранной теме. Часто это вставки из рассматриваемых источников или результат авторской обработки изложенной в них информации (например, сведение результатов в таблицу).
В список литературы попадают материалы, прошедшие отбор.

Эти черты выделяют обзоры среди других текстов: теоретических и научно-практических публикаций или статей, в которых сопоставляются характеристики потребительских товаров.

Структура научного обзора

В научном сообществе приняты правила написания обзоров, которые должны соблюдать начинающие исследователи и специалисты со сложившейся репутацией. Один из критериев, на который обращают внимание рецензенты и редакторы журналов, — правильная структура материала. Текст следует разбить на несколько блоков: аннотацию, введение, основную и заключительную части. В некоторых случаях необходимо описать методы, используемые при отборе и анализе материалов, определить адекватность исследований, составить и оформить библиографический список.

Составление грамотной аннотации

В этом небольшом (объемом до 200 слов) разделе в сжатой форме излагается содержание статьи. Чтобы правильно написать аннотацию, автор должен отчетливо понимать, как будет организован обзор и о чем будет говориться в каждом его блоке. Поэтому такое описание нередко делают после окончания работы над основным текстом.

В аннотации излагается содержание статьи.

Введение в тему исследований

Вводная часть помогает читателю ориентироваться в документе. В ней перечислены структурные блоки статьи, их логическая взаимосвязь.

Используемые методы

Детальное изложение методов поиска, сортировки и анализа источников характерно для обзоров описательного типа, но вкратце привести критерии отбора необходимо во всех случаях. Автор раскрывает задействованные приемы, чтобы его действия могли повторить другие исследователи.

Если применяется сложный алгоритм обработки данных, подробное описание методологии приводится в приложении к статье.

Тело статьи

Составитель обзора не перечисляет по порядку найденные им материалы, а оценивает, как глубоко изучена тема и какие ее аспекты рассмотрены в отдельных источниках. В конце основной части автор делает выводы о значимости приведенных статей, указывает на вопросы, которые остались нераскрытыми, оценивает вклад коллег в освещение проблемы.

Подведение итогов

Завершая обзор, ученый предлагает рекомендации по изучению темы в будущих работах, перечисляет направления и методы изысканий.

В конце статьи ученый подводит итоги, перечисляет направления будущих работ.

Оценка адекватности исследований

При разборе исследований автор оценивает, соответствуют ли реализованные в них способы действительности. При этом используются критерии, разработанные для каждой отдельной области науки.

Ссылки на источники

В списке литературы приводятся детальные сведения обо всех упомянутых в обзоре материалах. Чтобы правильно оформить такой перечень, лучше уточнить требования, предъявляемые к обзорам изданием, в которое автор планирует отправить работу для публикации. Поэтому полезно просмотреть примеры в вышедших номерах. Кроме фамилии и инициалов авторов, заголовков статей, названий журналов, года их выхода, номеров, указывают цифровой идентификатор материала (DOI) в виде ссылки, ведущей на абстракт исследования. Таких пунктов в перечне допускается 50-100.

Правила написания научных обзорных статей

Кроме выстраивания текста согласно принятой структуре, автору следует придерживаться нескольких важных правил, по которым пишутся обзоры.

Определение темы и ЦА

Тема статьи зависит от научных интересов специалиста, направления его исследований. Браться за работу в незнакомой области неразумно — это усложнит задачу и приведет к некорректным выводам. Нужно учитывать актуальность проблемы. Если по ней ведутся исследования, перед учеными стоят нерешенные вопросы, а в профильных изданиях появляются новые публикации, обозревателю стоит взяться за анализ источников и систематизировать сведения по теме.

Целевая аудитория — группа людей, для которых написана статья.

Целевая аудитория статьи (ЦА) — это люди, которым работа адресована в первую очередь. Автор сам определяет, кто заинтересуется его статьей, каков уровень подготовки читателей. От этого зависит, насколько подробным и глубоким будет изложение материала.

Подбор научной литературы

Чтобы найти и отобрать исходные статьи, нужно пользоваться специализированными поисковыми системами:

  • dblp.uni-trier.de/db/;
  • scopus.com/home.uri;
  • scholar.google.ru;
  • jstor.org;
  • clarivate.com/webofsciencegroup;
  • arxiv.org и другими.

Определить ключевые слова, ипакт-факторы (показатели цитируемости) следует до начала поиска. Полезно ознакомиться с ранее вышедшими обзорами по теме и отметить для себя, как часто на них ссылались другие авторы.

Всегда стоит оставлять пометки

Поскольку запомнить все мысли и выводы, которые приходят на ум во время изучения источников, невозможно, необходимо фиксировать замечания по ходу чтения. Нужно отмечать ключевые детали статей в печатных материалах с помощью маркера или карандаша. Удобно создавать примечания в электронных документах, делать пометки на бумажных носителях и в файлах.

Мысли и выводы необходимо отмечать по ходу чтения.

Так удастся создать черновой вариант обзора, по которому легко написать структурированный текст.

Упор на критическое и структурированное мышление

Следует критически подходить к исходным материалам, анализировать применяемые авторами методы, получаемые выводы. Нужно определить, как глубоко исследована проблема, какие вопросы остались нераскрытыми, как их разрешить в дальнейшем. Этот подход применяют при рассмотрении каждой статьи. Чтобы не пропустить какие-либо детали, можно обратиться за консультацией к коллегам или пригласить их в качестве соавторов. В команде можно распределить задачи, ускорив тем самым работу и повысив ее эффективность.

Полезно составить предварительный план обзора, продумать, в каком виде подать информацию (графики, схемы, списки, таблицы). Нужно обосновывать выводы, следить за логикой изложения: каждое последующее утверждение должно вытекать из предыдущего.

Определение типа обзора

Вид обзора определяет автор в соответствии с поставленными задачами и своим опытом. Молодому ученому не стоит браться за объемный оценочный обзор или пытаться охватить обширную тему в одиночку.

Тип обзора определяет автор.

Гармоничное использование старых и свежих источников

Выбирать нужно не только новые материалы, т. к. некоторые классические монографии во многих отраслях знания сохраняют актуальность десятилетиями. Опора на обзоры прошлых лет поможет рассмотреть проблему в ретроспективе и глубже проанализировать изменения, которые произошли в изучаемой области.

Анализ проблематики с разных сторон

Тщательно исследовать объект можно при обращении к смежным направлениям. В этом случае следует ориентироваться на обзоры по другим вопросам, в которых затрагиваются аспекты, связанные с темой работы.

Специалист обязан осветить разные точки зрения на проблему. Исследователи могут выдвигать противоречивые гипотезы, которые обозреватель должен беспристрастно оценить.

Опора на мнение предыдущих рецензентов

Полезно прочитать рецензии и отзывы об исходных статьях и старые обзоры. На весомое мнение опытных членов научного сообщества следует ориентироваться в первую очередь. Сравнительно высокий индекс цитирования не всегда свидетельствует об адекватности работы и достоверности выводов, к которым пришли ее авторы.

В статье нужно делать опору на мнение предыдущих рецензентов.

Использование малой части собственных исследований

Чаще всего составитель изучает проблему уже не один год и периодически публикует материалы по той же или близкой теме. Но включать большое количество собственных статей в обзор не рекомендуется: ученый рискует оказаться необъективным, выделить собственные гипотезы, не уделив должного внимания мнениям коллег.

Частая практика

Получить опыт в написании академических текстов этого вида можно только благодаря регулярной практике. Браться за подобную работу нужно даже при отсутствии заказов на обзоры от рецензируемых изданий, чтобы в будущем задача не оказалась слишком трудной. На первых порах можно отправлять статьи в журналы с не самым высоким рейтингом.

Негативные рецензии помогут улучшить стиль, развить навыки обработки информации, научиться правильному оформлению.

Обзоры товаров

В печатных СМИ, на различных сетевых площадках размещаются обзоры товаров. Владельцы сайтов знают, что такое представление информации помогает продвигать веб-страницы и продукты. Чтобы написать качественный материал этого типа, нужно соблюсти нескольких правил.

В интернете и печатных изданиях размещаются обзоры товаров.

Цель написания

Читатель должен получить подробные сведения о предмете статьи, не затратив на это много времени. После прочтения посетитель сайта сможет выбрать и приобрести подходящий товар или услугу.

Какая структура должна быть у подобного обзора

Текст делится на несколько блоков:

  • введение, где обрисовывается проблема или обозначается предмет статьи;
  • основная часть, в которой описываются свойства объекта, его преимущества и недостатки, приводятся мнения специалистов или других покупателей;
  • заключение, где автор делает вывод о пригодности товара в разных ситуациях.

Выше приведена общая структура обзора. Но в зависимости от количества продуктов, о которых идет речь, статьи делятся на 2 подтипа:

  • описание одного товара;
  • сопоставление нескольких моделей или видов.

Когда требуется подробно рассказать об одном типе объектов, после вводной части описывают его разновидности, их свойства, особенности применения, преимущества и недостатки, советы для покупателей.

Структура делится на введение, основную часть и заключение.

Если предмет обзора — одна модель, то указывают, к какому виду объектов она относится. Затем нужно привести ее характеристики, которые удобно сводить в таблицу, представлять в форме списка, инфографики с изображением товара. Далее оценивают, какие свойства модели лучше отнести к положительным, а какие — к отрицательным. Подводя итог, автор помогает читателю ответить на вопрос, подходит ли продукт для его нужд.

В таком обзоре всегда используются иллюстрации: фотографии объекта в разных ракурсах, с указанием его габаритов, в процессе применения. Можно вставлять снимки из рекламных материалов или авторские работы.

Правила написания

Если цель статьи — продать товар, нужно выделить его положительные черты, подводя к мысли о покупке. При описании отдельного типа продукции читателю предоставляют всю информацию и оставляют выбор за ним.

В обзорах, которые публикуются в сети, составители могут использовать эмоциональные высказывания, яркие словесные обороты, употреблять прилагательные в сравнительной степени. В блогах, соцсетях и авторских колонках допускается речь от первого лица, оценочные суждения. В крупных СМИ повествование должно быть безличным, сдержанным, максимально корректным по отношению к разным группам читателей. В обоих случаях глаголы используются в настоящем времени, прошедшее употребляется при упоминании старых моделей или прежних достижений производителя.

На каждую характеристику нужно выделять отдельный абзац, чтобы читать материал было легче. Картинки следует равномерно распределить по статье, не перегружая страницу.

Выделение основного

Главные качества товара необходимо отмечать, используя маркированные списки, яркие цвета, рамки, подписи («Полезная информация», «Внимание!» и др.), изображения.

Правильное оформление

Текст делят на небольшие блоки, придумывают к ним емкие подзаголовки. Предложения не должны быть длинными, их количество в абзаце — от 1 до 5.

Части статьи отделяют друг от друга с помощью отступа, дополнительного пробела между строками или подзаголовка.

В чем плюсы товарных обзоров

Обзор этого типа отвечает на стандартные вопросы покупателей о качестве продукции, ее основных чертах, сфере применения, стоимости. Хорошо структурированный текст можно быстро прочитать, отметив важные пункты. При детальном описании товара потребителю не понадобится искать сведения на сторонних порталах. Если в статье размещены ссылки на магазины с указанием цены, читателю остается только перейти на сайт продавца.

В обзорах нескольких моделей автор сравнивает популярные или новые образцы, сопоставляя их свойства. Читатель выбирает из нескольких вариантов по указанным критериям.

Описание группы товаров — справочный материал, поданный в наглядной форме, изложенный простым языком, который понятен непрофессионалу. Читателю в этом случае не придется разбираться в теме по источникам для специалистов (со сложными терминами, сокращениями, обилием цифр).

Чтобы подготовить обзор, необходимо изучить характеристики продукта. Информацию лучше брать у производителя, а также на профильных сайтах. Например, сведения о новинках техники разумно искать на порталах, где выходят статьи о выборе, настройке, ремонте электроники и бытовых приборов. Там же можно найти образец написания материала нужного типа.

Как писать обзоры правильно: осваиваем нестандартное направление

Перед тем как писать обзоры нужно понять, что это за тексты, какие функции они выполняют и для чего вообще нужны? Постараюсь максимально близко подвести вас к сути написания текстов этого направления.

Что такое обзор?

Это краткое изложение большого текста. Например, чтобы привлечь внимание пользователей к выходу какого-либо продукта пишутся рецензии. Человек, прочитав чем полезна для него выставка, описанная в рецензии, будет понимать нужно ли ему посещать ее. Это пример.

В случае с обзором, читатель поймет, как воспользоваться информацией, например, написанной на 50 странице журнала, и стоит ли ему покупать это издание? В общем – это краткое описание большого письменного материала.

Допустим, абитуриент поступает в Академию и приносит свою дипломную работу. Профессор, чтобы не читать ее полностью, просит написать краткий обзор, чтобы понять, нужно ли ему открывать папку и вчитываться?

Это «корявый» пример о том, как писать обзоры и вообще для чего они нужны? На самом деле профессиональные описания встречаются в различных направлениях и от правильности их составления зависит многое.

Важный и, я не побоюсь этого выражения основной критерий – логическая оценка общей темы статьи. Она должна конкретизироваться и поддерживаться аргументами, побуждающими к доскональному изучению.

Читайте также: Как правильно писать аналитические статьи?

 Где используются обзоры?

Как тексты этой направленности используются? Это, наверное, более конкретный вопрос. Наряду с рецензиями, писать обзоры нужно в различных ситуациях. Это и краткое описание вашего блога, какой-то статьи на сайте.

Мы живем в эпоху зависимости читателя от печатной и визуальной информации. Прежде чем выбрать что-то, потребитель перечитывает массу информации и думает, как выбрать подходящий товар?

Например, вам нужен ноутбук. Но чтобы определить хорошую модель, недостаточно только знать, что сделан экземпляр из прочного пластика и внутри используются современные модули от известных компаний.

Хорошее описание ноутбука можно растянуть не на одну печатную страницу, а как заставить читателя изучить все досконально? Конечно, нужно писать обзор описания ноутбука, в котором будет вся информация нужная ему.

Как и рецензии я причисляю обзоры к продающим текстам. Они отлично продаются и хорошо оплачиваются. Только писать на продажу их нельзя. Только по заказу клиента и строго о том, что нужно заказчику.

Как писать обзоры правильно?

Есть несколько тонкостей в написании обзоров. Помните, что в тексте преподносится не ваше мнение. Необходимо досконально изучить продвигаемый продукт и на его основе писать обзоры. Как это сделать? Вот несколько моих наработок:

  • Вначале продумываем структуру прочитав исходный документ. От него вы и будете отталкиваться, думая, как написать обзор?
  • Выведите для себя итог из полученных знаний. Выделите важные моменты и запишите их в отдельном документе. На них нужно будет делать особый акцент.
  • Читая материал постарайтесь найти противоречия. Даже в самом идеальном продукте они найдутся.
  • Подумайте достаточно ли информации предоставлено, чтобы по ней можно было писать обзор? Если что-то непонятно – спрашивайте у заказчика.

После прочтения исходного документа нужно проанализировать полученную информацию. Подумайте – узнали ли вы что-то новое? Не противоречит ли информация той, которую вы знали раньше? Как данные могут восприниматься человеком? Есть ли явные недостоверные данные, по которым понятно, что они выходят за рамки правил?

В общем, вам нужно четко понять, о чем статья, чтобы писать по ней обзор и понять, как правильно это сделать. Если с первого раза вы не поняли – перечитывайте текст еще раз. Выпишите ключевые моменты, к которым причисляются следующие типы:

  • Цели, поставленные статьей.
  • Теоретические и базовые предложения потребителю.
  • Если четкая концептуальная линия?
  • Выделены ли факты и имеют ли они вес?
  • Рассказывает ли статья о проблеме относительно которой она написана?
  • Как и насколько понятно написан текст?

Правильно определяем структуру обзора

Если вы все определили для себя и наметили четкую линию, нужно подумать, как поступать дальше? В техническом плане нужно придумать хороший заголовок обзора. В этом плане можно выбрать два типа:

  • Утвердительный;
  • Вопросительный;
  • Описательный заголовок.

Тип определяется по тому, как и в каком ключе написана статья? Говорит ли она четко о том, что человек сможет получить в конкретном случае, спрашивает читателя о проблеме и о том, хочет ли он решить ее или описывает продвигаемый продукт.

Далее идет вступление и здесь тоже нужно подумать, как правильно написать его? В обзоре во вступлении часто оставляют ссылки на основной материал. Для тех кому не терпится получить информацию.

Вступление пишется в любых ключах. это может быть и утверждение информации как актуальной, описание ваших впечатлений о продукте и другое, что может зацепить читателя. Все от третьего лица, никаких я. Введение составляет максимум 20% обзора, и вы должны уложиться в эти цифры.

В теле статьи нужно писать основные мысли предварительно суммировав их. Как это сделать если продвигаемый текст небольшой? Выделите в обзор основные мысли, подкрепив их фактами исследования или доказательствами актуальности информации.

Хотя писать обзоры рекомендуется с использованием цитат из основного документа, старайтесь реже использовать такие выделения. Максимум два раза – только самых основных момента. Если в продукте много важных моментов, можно выделить один самый весомый, не забыв упомянуть как доказательство отзывы покупателей или факты производителей.

Важны в написании обзоров цитаты из других источников. Если таковые есть, поинтересуйтесь у заказчика и спросите, как вы можете использовать их? Никогда не пишите, что продукт понравился именно вам. Только доводы со сторонних источников.

Интеллектуальное завершение

В конце пишите обзор основных параметров суммируя все положительные стороны, описанные в статье, а также подтвердите еще раз ценность информации фактами из других источников. То есть сделайте уклон на то, как пригодится вам информация или продвигаемый продукт? Какие знания почерпнет пользователь? И не забывайте, что завершение составляет не более 10% от обзора.

В конце, хочу немного дополнить от себя. Писать обзоры начал где-то после двух лет работы в копирайтинге. Сегодня этим не занимаюсь, но четко помню, что такие тексты приносили неплохой доход, если найти клиентов.

Но вот до сих пор я не понимаю разницы в рецензии и в обзоре. Как разделяются эти два типа статей? Буду рад если кто в комментариях дополнит мои знания.

Вам будет интересно

Методика проведения информационного обзора СМИ — Студопедия

Обозрение событий, отраженных в средствах массовой информации, требует определенного навыка. Прежде всего, вам необходимо сформировать и совершенствовать навык определения качества фактов и событий. Когда вы читаете, слушаете или смотрите новости по самым различным каналам (а именно их мы называем средствами массовой информации), те первое, на что следует обратить внимание – это соответствие новостей потребностям и интересам аудитории. Конечно, выделить и тем более представить в виде системы эти потребности и интересы на первых порах не очень просто. Однако определяя качество самих новостей, вы сможете определить и то, насколько эти новости интересны и важны для аудитории. Здесь пригодится и ваш опыт зрителя, слушателя, читателя. Для этого он должен быть постоянным, то есть читать газеты и журналы, слушать радиопрограммы и смотреть телевизионные каналы необходимо регулярно. Это должно стать привычкой. Тогда и оценка информационной картины будет более органичной. Есть несколько ориентиров, которые могут помочь вам в этом.

Для начала вам необходимо привыкнуть к тому, что потом будет называться ежедневным знакомством с информацией. Эта информация поступает к вам из газет, радио и телепрограмм, журналов и Интернет-изданий. Вы, по возможности, каждодневно эту информацию ищете (ищете сами), для того, чтобы сформировать представление (сначала свое собственное) о событиях сегодняшнего, а также и завтрашнего дня. Это будет определять для вас первую задачу: чтобы понять, какая информация наиболее важная, необходимо отследить как можно большее число информационных блоков (выпусков новостей, страничек новостей).


Далее. Есть такой принцип – принцип повторяемости сообщений. Это значит, что наиболее важные сообщения (рассказы о событиях, фактах, интересных людях и конфликтах) повторяются в разных средствах массовой информации. Именно поэтому можно судить о том, что представляет по важности для общества та или иная информация. Повторы могут быть одновременными (когда информация об одном и том же событии повторяется в разных СМИ в одно и то же время – за сутки, вечер, за два-три часа и т.д.). Повторы могут быть тематическими (когда информация об одном и том же событии приобретает в разных изданиях разные тематические оттенки – это может быть разность взглядов на одно и то же событие и представленные разные мнения об этом событии). Итак, чем чаще повторяется информация о том или ином событии в разных по направленности СМИ, тем более вероятно, что эта информация наиболее важна и ценность ее высока.


Информация может считаться наиболее ценной и важной, когда отклики на нее встречаются нас самом высоком уровне. Чем разнообразнее уровень участвующих в оценке событий людей, тем более вероятности, что эта информация важна. Есть еще критерий актуальности, который затрагивает наибольшую значимость информации для наибольшего числа представителей населения страны или региона. Этот критерий также поможет вам определить, какая информация на сегодняшний день заслуживает внимания.

Определив важность информации, вы можете двигаться далее по пути исследования журналистской информации, опубликованной в конкретных СМИ. Теперь ваша задача в том, чтобы, опираясь на модель конкретного издания (радио и телепрограммы), определить, что наиболее характерно для этого издания, как оно представляет читателям, слушателям, зрителям то или иное информационное сообщение. Здесь также существует множество критериев оценки информации. Это может быть критерий разнообразия информации, когда издание предоставляет потребителю наибольшую по объему и оценкам информацию. Это может быть критерий объективности информации, когда издание предоставляет разные по направленности картины события и рисует тем самым его объективно. Это может быть критерий оперативности, когда издание предоставляет информацию о событиях, которые произошли или происходят в ближайшее время. В газетах это сопровождается такими временными характеристиками, как слова «вчера», «сегодня», «завтра». Это особенно важно по отношению к позициям «сегодня» и «завтра». Используя эти обозначения времени совершения события, можно управлять вниманием и корректировать его. Знание этих возможностей – необходимое условие деятельности специалиста по связям с общественностью.

Определив новость дня, сопоставив ее с другими новостями, вам можно приступить к оценке подходов, которые используют в подаче этой новости разные журналисты и разные издания. Для того, чтобы оценить качества подачи новости, необходимо проследить за разными подачами одной и той же новости в разных изданиях. Это тоже тесно связано с критериями, о которых мы уже говорили выше: актуальности, оперативности, объективности, своевременности (в случаях событий, несущих конфликтную информацию и оценивающих ущерб от стихийных бедствий и их последствия).

Далее. Вам следует определить тематику выступлений журналистов того или иного издания, радио и телепрограммы, которые вы обозреваете, и попытаться ответить на вопрос: Почему в этой программе (издании) собраны именно такие материалы, а не иные? Определено ли это личными интересами журналистов или это связано с какими-то другими причинами?

Одной из заключительных задач может быть задача по определению наиболее яркого журналиста, как автора наиболее яркого материала данного издания за обозреваемый период. Вы проследите за этим именем и сможете ответить на вопрос: Какие особенности изложения или подачи новости выделяют этого журналиста из его собратьев по перу? А также и на другой вопрос: Какие характеристики присущи его новости? Тогда станет понятен ваш интерес к его персоне и можно будет приоткрыть завесу над его личностью.

Обзор прессы имеет определенный объем – это 2-3 страницы компьютерного текста через один интервал, кегль 12, поля: верхнее и нижнее – 2; левое – 2,5; правое – 1,5. Объем обозреваемой информации не должен быть менее недельного. Требуется точность изложения. Это значит, что необходимо избегать повторов и пересказов газетных и иных публикаций, а анализировать новостные материалы только исходя из тех критериев, которые выделены вами на основании вышеизложенного.

Примерная структура обзора такова:

1.За какой период вы просмотрели (прочитали, прослушали) то или иное СМИ?

2.Какова модель новостей данного СМИ. Что предпочитает СМИ, что можно ожидать от него, а чего в нем не хватает?

3.Сколько новостной информации (и какой) за обозреваемый период было опубликовано?

4.Какие центральные события были вам наиболее интересны? Какие не очень? Какие не заинтересовали совсем? Почему?

5.Как вы определяете главную новость недели? Как вы определяете главные новости дней? С чем связаны эти новости?

6.Какие авторы наиболее отличились в этом издании за обозреваемых период времени? Какие имена стали для вас узнаваемы и интересны?

7.Какой информации больше в данном издании: оценочной, описательной, управляющей или предписывающей? Почему?

8.Каково место данного издания в новостной картине мира (республики, страны, региона)?

Титульный лист информационного обзора СМИ оформляется согласно требованиям, предъявляемым такого рода работам, на нем должны присутствовать данные об авторе – исполнителе обзора, обозреваемом СМИ и временных рамках обозрения (Образец 2.1.).

Надеемся, что первый опыт обзоров средств массовой информации поможет вам ориентироваться в информационном мире страны.

Виды статей: информационные, аналитические, мотивирующие

Копирайтер — профессия, без которой сложно представить интернет. Представители этой специальности сочиняют тексты, цель которых, например, — рассказать о продукте или привлечь внимание потребителя. Жанры, стили и виды статей могут быть разными, начинающему автору необходимо научиться различать их.

Копирайтер должен различать виды статей.

Основные признаки статьи

Статья — это небольшое сочинение, доводящее до читателя факты, положения или мнения других людей.

Существует несколько общих черт для всех статей, независимо от носителя — бумажного или электронного:

  1. Чаще всего они небольшого размера, что вынуждает автора умещать как можно больше информации в ограниченный объем. Иными словами, информация должна подаваться лаконично.
  2. В статье 1 предмет исследования. Если автор собирается обсуждать какой-либо вопрос обстоятельно, ему стоит разбить текст на несколько разных тем меньшего объема.
  3. Характер публикации может быть разным:
    • разъяснительный — содержит проверенную информацию, делает тему более понятной читателю;
    • аналитический — не только знакомит читателя с темой, но и погружает в процесс исследования, в конце которого подводятся выводы;
    • критический — оценивает культурное или социальное явление (например, литературное или музыкальное произведение, место и т.д.) с целью уяснения его значимости.
  4. Тип статьи — рассуждение (это напрямую зависит от ее характера).
  5. Объективность иногда нарушается, если речь идет о рекламе.

Какими бывают статьи в интернете

На бирже Content-Online копирайтеры пишут тексты любых видов. Цели создания публикаций могут быть разными — ознакомительными или аналитическими (это зависит от пожеланий заказчика). Чтобы достичь их, нужно хорошо разбираться в разновидностях статей в интернете.

Существуют 2 основные характеристики статей:

  1. Жанр — исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественных произведений, существующая внутри рода литературы.
  2. Стиль — изобразительно-выразительные языковые средства, служащие единой идее.

Если содержание отвечает на вопрос «Что?», то стиль — на вопрос «Как?».

Последний бывает следующих разновидностей:

  • научным;
  • публицистическим;
  • научно-популярным;
  • рекламным (новый стиль, который связан в т.ч. со сферой деятельности копирайтеров).

Отдельный вид статей, относящийся к рекламному стилю и онлайн-пространству, — маркетинговый. Задача такого текста необязательно состоит в прямой рекламе товара или услуги, гораздо чаще она является скрытой («нативной»).

Маркетинговая статья не заставляет потенциального покупателя бежать за товаром сразу после прочтения.

Часто в процессе рассказа или анализа явления автор ненавязчиво намекает на нужный предмет или услугу, и читатель, не осознавая этого, запоминает подобное сравнение. Доля таких текстов в сети особенно велика.

Информационные статьи

Основная цель подобных текстов — ознакомительная, а иногда даже развлекательная. В них рассказывается о предметах, событиях. Задача автора — описать или проанализировать их.

Новости

Оперативное описание ранее неизвестной информации политического, экономического или социального характера — основная цель новостей.

Внутри этого вида статей принято выделять свои жанры:

  • заметку, чей заголовок состоит из короткого тезиса, который в ходе повествования дополняется подробностями;
  • репортаж — описание события «с эффектом присутствия», когда автор не просто обсуждает новость, а становится очевидцем или участником событий.
Новостная статья.

Интервью

В рамках этого жанра происходит прямое взаимодействие, т.е. диалог журналиста и его героя. Структура интервью простая: герою задают заранее составленные вопросы, на которые он развернуто отвечает. Автору необходимо стремиться к тому, чтобы его участника правильно поняли читатели, уточнять любые спорные высказывания.

Отчеты

Это более подробные изложения событий, чем заметки, и более формальные, чем репортажи. Изначально отчеты велись на различных собраниях, когда необходимо было донести его тезисы и результаты до публики.

Теперь отчет — это объективное описание, например, события. По сравнению с заметкой возрастают объем сочинения и роль автора, который высказывает свою точку зрения.

Исследования

Цель научной статьи — описание результатов исследования. Такие публикации создаются членами научного сообщества для коллег, но часто их стиль позволяет знакомиться с ними более широкому кругу пользователей.

Чаще всего они выпускаются на бумажных носителях, но сейчас ситуация меняется: все больше журналов публикуются в интернете.

Описания и обзоры

Обзор нужен, чтобы познакомить читателя с каким-либо предметом, явлением или событием. Задача автора в таком случае — заинтересовать читателя. Нужно не просто переписать факты, понятные всем, а разнообразить изложение новыми интересными подробностями, найти которые иногда сложно.

Обзор может быть сравнительным, тогда становится важно описать преимущества и недостатки продукта или события в сравнении с другими. Основное отличие обзора от продающего текста — отсутствие призыва к действию.

Статья-обзор пишется как ознакомление с чем-либо.

Статьи-вопросы

Публикации такого типа — это вид обратной связи с читателями или даже возможность самовыражения для них. Они задают вопрос, чаще злободневный, касающийся наиболее популярных сегодня тем. Журналист либо сам отвечает на него, либо приглашает специалиста, который тоже высказывает мнение на эту тему.

Пошаговые инструкции

До широкого распространения интернета источником жизненного опыта было предыдущее поколение. Какая бы бытовая проблема ни случалась у человека, он мог обратиться за советом к старшим. Теперь функцию сохранения знаний и умений взял на себя интернет.

Инструкции не новый жанр. Полезные советы, рецепты или рекомендации (например, по ремонту) можно было найти в любой газете, хотя большая часть полезных советов передавалась устно.

Теперь любую проблему можно решить, прочитав советы других людей, которые оформляют их в формате пошаговой инструкции.

Чтобы написать статью с пошаговым действие необходимо изучить материал досконально.

Сторителлинг

Такой тип подачи информации имеет общую с продающим текстом цель — маркетинговую. Этот прием, однако, имеет собственную черту: человека призывают покупать что-либо не напрямую, а через личный опыт другого пользователя, работника рекламируемого производства или даже его организатора.

Особенность сторителлинга — эмоциональное воздействие.

Чек-листы

Контрольные карты, или чек-листы, пришли в повседневную жизнь из авиации. Перед полетом каждый пилот должен был совершить ряд действий, обеспечивающих безопасность пассажиров.

Теперь понятием чек-лист обозначается просто список пунктов, дел для достижения какой-либо цели. Это нужно для повышения продуктивности или облегчения организации дел или пространства.

Памятки

Такой тип подачи информации тоже пришел из повседневности: различного рода памятки (о пожарной безопасности, гражданской обороне, правилах поведения и т.д.) вывешивают на стенах в любой организации. Их цель — объяснить правильные действия, и в интернете они имеют те же функции.

Пример написания памятки.

Аналитические статьи

Цель таких статей не только повествовательная. Анализ вопроса подразумевает новые выводы автора или других людей о теме, которая может быть и старой.

Отзывы

Приобретая новую вещь или обращаясь за услугой, необходимо оценить ее качество. Интернет и его пользователи позволят сделать это дистанционно, а соответствующие тексты соберут воедино различные мнения. Ознакомившись с ними, сделать выбор будет легче.

Рецензии

Выбор книг, кино, театральных постановок и даже компьютерных игр тоже становится шире с каждым днем. Рецензии — это обзоры и советы по искусству, при помощи которых потребитель оценивает, хочет он тратить на них свое время или нет.

Написание рецензии на просмотренный фильм.

Прогнозы

Хотя этот жанр объединяет разные сферы жизни, сейчас особенно популярными становятся прогнозы на спорт и киберспорт. Статьи такого типа содержат всю информацию о дате и времени матча, составе команд и их фаворитах. Это помогает интересующимся сделать выводы о результатах игры даже до ее начала.

Рекомендации

В широком смысле к этому жанру относятся любые советы, т.е. он объединяет как все предыдущие виды аналитических статей, так и инструкции. В узком смысле рекомендации относятся к экономическим вопросам — приобретению и продаже акций и облигаций.

Проблемы и ошибки

Обзор ошибок — тоже подкатегория советов. Они нужны читателю для того, чтобы самому не допускать оплошностей при использовании продуктов, услуг и программ.

Кейсы

Они нужны для того, чтобы рассказать о компании новым клиентам.

Их структура достаточно простая:

  • клиент — кто это и чем он занимается;
  • проблема, с которой он обратился в компанию;
  • как команда продумывала ее решение;
  • результат — польза, которую вынес клиент, и его отзыв.

Кейс завершается призывом к действию, поэтому он тоже нужен для привлечения новых потребителей.

Кейсы — краткие заметки маркетолога.

Мотивирующие статьи

Такие тексты помогают потенциальному потребителю сделать правильный выбор. Речь здесь идет не только о товарах и услугах, но и об образе жизни.

Продающие тексты

Рекламные рассылки появились во второй половине XIX в. Они были нужны для того, чтобы рассказать о товаре без продавца или коммивояжера.

Отличие продающего текста от просто рекламы в том, что в его финале пользователю предлагается ссылка, перейдя по которой он заключает сделку сразу после прочтения статьи.

Публицистические статьи

Этот стиль отличается от остальных эмоциональностью.

Помимо передачи информации, в публицистической статье обязательно содержатся призыв к действию и обращение к социально-политическим проблемам общества.

Автор публицистики непременно опирается на факты.

Виды и жанры публицистики

Существует 3 вида таких текстов, и каждый из них в свою очередь состоит из разных жанров:

  1. Информационный: заметка;репортаж;интервью;отчет.
  2. Аналитический, его примеры:открытое письмо;журналистское расследование и т.д.
  3. Художественно-публицистический:фельетон — сатирическая заметка;памфлет — тоже сатирическое сочинение, цель которого — обличение;эпиграмма — обличающее стихотворение и др.
Разновидности публицистики.

Стили написания статей

Выбор стиля зависит от того, какой будет целевая аудитория (ЦА). Для научных сотрудников не подходит простой и богатый шутками разговорный стиль, а реклама в официально-деловом стиле не принесет результата.

Основные из них:

  1. Научный. Подходит для разных специалистов. Его характеризуют обилие терминов, которые могут быть неясны рядовому читателю, и следование фактам.
  2. Официально-деловой. Язык формальных отношений и документов, для которого нехарактерно проявление эмоций.
  3. Публицистический стиль — самый популярный в СМИ. Несмотря на то что здесь тоже отдается предпочтение фактам, он подходит и для копирайтинга.
  4. Разговорный — повседневный и всем понятный язык, которому свойственны вольная структура и экспрессия. В зависимости от цели автора, им также можно пользоваться при написании статей.

Основные требования к написанию статей

Сочинительство выгладит простым делом, потому что автор ограничен множеством требований.

На бирже Content-Online, где качество текста особенно ценится, их количество увеличивается.

Речь идет о:

  • грамотности;
  • последовательности и логичности повествования;
  • органичности обязательных ключевых вхождений;
  • следовании предварительно составленному плану статьи, отраженному в ТЗ.

Общая цель авторов — дать ответ на вопрос, сформулированный в теме задания. Публикация должна быть не только содержательной, но и емкой; в ней недопустимо присутствие «воды».

О чем следует помнить

Автор испытывает разные сложности в процессе написания, и первая из них — это ограничение по количеству знаков. Одни тексты создаются легко, тема не только понятна, но и интересна исполнителю, и потому иногда приходится даже сокращать итоговый вариант.

У этой проблемы есть и другая сторона: хотя список тем, из которых можно выбрать свое задание, достаточно широк, занимательных часто мало, и их быстро разбирают.

Слабая заинтересованность автора приводит к тому, что в тексте недостает знаков и он дополняется либо «водой», либо чрезмерной пропедевтикой — введением в проблему. Тему нужно выбирать по силам, а итоговый текст должен быть хотя бы на несколько сотен знаков длиннее требуемого минимума.

Первый этап проверки проводится автоматическими системами. Хотя эти ресурсы сильно облегчают работу редакторов, они не делают текст подходящим к публикации.

Следующие сложные этапы написания — общение с редактором и правка, которая иногда заканчивается полной переработкой первого варианта. Только после проверки живым человеком статья отправляется заказчику.

Обязанности рецензента


Этические обязанности

В дополнение к соблюдению рекомендаций «Кодекса поведения и конфликтов интересов» рецензенты несут следующие обязанности.

Считать рукопись конфиденциальной : Рукопись (или ее существование) не следует показывать, раскрывать или обсуждать с другими, за исключением особых случаев, когда может потребоваться конкретный научный совет; в этом случае следует проинформировать редактора и раскрыть личности тех, с кем проводились консультации.Информация, полученная рецензентом из такой статьи, недоступна для раскрытия или цитирования до публикации статьи

Уничтожить / стереть рукопись и сообщить редактору, если он не соответствует требованиям для рецензирования рукописи t или не имеет времени для рецензирования рукописи без неоправданной задержки.

Чтобы объективно и своевременно оценивать рукопись : Рецензенты не должны делать личную критику в своих рецензиях.

Информировать редактора о конфликте интересов : В частности, рецензенты не должны рецензировать рукописи, написанные или написанные в соавторстве лицом, с которым рецензент находится в тесных личных или профессиональных отношениях, если эти отношения можно обоснованно считать предвзято относиться к обзору.

Уважать интеллектуальную независимость авторов .

Для объяснения и поддержки своих суждений , чтобы редакторы и авторы могли понять основу своих комментариев, и дать ссылку на опубликованные работы, где это уместно.

Сообщать редактору о любом сходстве между представленной рукописью и другой , опубликованной или находящейся на рассмотрении в другом журнале.

Чтобы гарантировать, что все неопубликованные данные, информация, интерпретация и обсуждение в представленной статье остаются конфиденциальными, и не использовать опубликованные работы в неопубликованных, представленных статьях для своих собственных исследований.

Предупреждать редактора, если рукопись содержит или кажется, что содержит плагиат, фальсифицированные или измененные данные .

Только для того, чтобы предложить авторам цитировать собственные работы рецензента (или их коллег), если это повышает ценность научных аспектов статьи.

Не сохранять и не копировать представленную рукопись в любой форме ; при необходимости соблюдать правила защиты данных.

Не использовать информацию, полученную в ходе коллегиальной проверки Процесс для собственной выгоды или выгоды любого другого лица или организации, а также для ущемления или дискредитации других.

.

Как распознать рецензируемые журналы

Как распознать рецензируемые журналы

Во многих случаях преподаватели требуют, чтобы студенты использовали статьи из рецензируемых журналов. Иногда фразы «реферируемые журналы» или «научные журналы» используются для описания журналов одного и того же типа. Но что такое рецензируемые (или рецензируемые, или научные) статьи в журналах и почему преподаватели требуют их использования?

Три категории информационных ресурсов:

  • Газеты и журналы, содержащие новости — Статьи пишут репортеры, которые могут быть или не быть экспертами в области статьи.Следовательно, статьи могут содержать неверную информацию.
  • Журналы, содержащие статьи, написанные учеными и / или профессионалами — Хотя статьи написаны «экспертами», у любого конкретного «эксперта» могут быть некоторые идеи, которые действительно «там»!
  • Рецензируемые (реферируемые или научные) журналы — статьи пишутся экспертами и рецензируются несколькими другими экспертами в данной области перед публикацией статьи в журнале, чтобы гарантировать качество статьи.(Вероятнее всего, статья будет научно обоснованной, сделает разумные выводы и т. Д.) В большинстве случаев рецензенты не знают, кто является автором статьи, так что статья успешна или неудачна по своей сути, а не из-за репутации автора. эксперт.

Полезный совет!

Не , вся информация в рецензируемом журнале фактически рецензируется или рецензируется. Например, редакционные статьи, письма в редакцию, обзоры книг и другие типы информации не считаются статьями и могут быть не приняты вашим профессором.

Как вы определяете, подходит ли статья как статья в рецензируемом журнале?

Во-первых, вы должны уметь определять, какие журналы рецензируются. Обычно есть четыре метода для этого

  1. Ограничение поиска в базе данных только рецензируемыми журналами.
    Некоторые базы данных позволяют ограничить поиск статей только рецензируемыми журналами.Например, Academic Search Complete имеет эту функцию на начальном экране поиска — щелкните соответствующее поле, чтобы ограничить поиск. В некоторых базах данных для этого может потребоваться перейти к экрану «расширенного» или «экспертного» поиска. Помните, что многие базы данных не позволяют вам таким образом ограничивать поиск.
  2. Проверка в базе данных Ulrichsweb.com, чтобы определить, указан ли журнал как рецензируемый.
    Если вы не можете ограничить свой первоначальный поиск рецензируемыми журналами, вам нужно будет проверить, является ли источник статьи рецензируемым журналом.Это можно сделать, выполнив поиск в базе данных Ulrichsweb.com . Перейдите к алфавитному списку баз данных и щелкните «U». Выберите Ulrichsweb.com . Это помогает ввести точное название исходного журнала, включая любые буквы A, AN или THE в названии. Если вы не нашли интересующий вас журнал, вы можете воспользоваться методом 3 ниже. Если отображается название вашего журнала, проверьте, обозначен ли журнал как рецензируемый с помощью символа рядом с названием.
  3. Изучение публикации на предмет рецензирования.
    Если с помощью первых двух методов вы не смогли определить, рецензируется ли журнал (и статья в нем), вам может потребоваться физически изучить журнал или просмотреть дополнительные страницы журнала в Интернете, чтобы определить, является ли он рецензируемым. рецензируемые. Этот метод не всегда бывает успешным с ресурсами, доступными только в Интернете. Предлагаются следующие шаги:
    1. Найдите журнал в библиотеке или в Интернете, а затем определите самые последние проблемы за весь год.
    2. Найдите заголовок публикации. Часто это поле в начале или в конце периодического издания и содержит информацию о публикации, такую ​​как редакторы журнала, издатель, место публикации, стоимость подписки и аналогичную информацию.
    3. Указывает ли журнал, что он рецензируется? Если да, то все готово! Если нет, переходите к шагу d.
    4. Отметьте заголовок и вокруг него, чтобы найти способ отправки статей в публикацию.Если вы найдете информацию, похожую на «для подачи статей, пришлите три экземпляра…», журнал имеет , вероятно, рецензируемых. В этом случае вы подразумеваете, что публикация отправит несколько копий статьи рецензентам журнала. Это может быть не всегда так, поэтому использование одного только этого критерия может оказаться неточным.
    5. Если вы не видите такого типа выписки в первом выпуске журнала, который вы просматриваете, проверьте оставшиеся журналы, чтобы увидеть, включена ли эта информация.Иногда публикации включают эту информацию только в один выпуск в год.
    6. Является ли это научным, используя техническую терминологию? Приближается ли формат статьи к следующему — аннотация, обзор литературы, методология, результаты, заключение и ссылки? Статьи написаны учеными-исследователями в той области, к которой относится издание? Рекламы нет или она сведена к минимуму? Есть ли ссылки в сносках или библиографиях? Если вы ответили на все эти вопросы да , то журнал вполне может пройти рецензирование.Это определение будет подкреплено выполнением предыдущего критерия требования представления нескольких копий. Если вы ответили на эти вопросы нет , вероятно, журнал не рецензируется.
  4. Найдите официальный веб-сайт в Интернете и проверьте, не указано ли там, что журнал рецензируется. Будьте осторожны при использовании официального сайта (часто расположенного на веб-сайте издателя журнала), и даже тогда информация потенциально может быть «неточной».”

Полезный совет!

Если вы использовали предыдущие четыре метода, пытаясь определить, является ли статья из рецензируемого журнала, и все еще не уверены, поговорите со своим преподавателем.

.

Комментариев нет

Добавить комментарий